Взаимодействие педагога с инструктором по плаванию. Певцова Е.В., инструктор по плаванию

Общие сведения о материально техническом оснащении организации

Назначение объекта: дошкольное образовательное учреждение, назначение: нежилое
Обеспечение доступа в здание инвалидов и лиц с ОВЗ: ГБДОУ детский сад № 23 адаптирован к условиям беспрепятственного доступа в образовательную организацию для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Подробное описание с фотоотчетом содержится в разделе "Доступная среда"

Двухэтажное типовое здание первого корпуса и трёхэтажное здание второго корпуса детского сада находятся в центре жилого массива, имеют благоустроенную территорию, надежно защищенную металлическим забором. На территории установлена система видеонаблюдения с функцией записи изображения, вход в здание оснащён домофоном для взрослых и для людей с ограниченными возможностями. Установлена система автоматической пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией, система охранной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией, система охранной сигнализации, кнопка тревожной сигнализации, система внутреннего противопожарного водоснабжения.

Прогулочные площадки каждой группы оснащены игровым и спортивным оборудованием. Силами педагогов и родителей на участках разбиты цветники и оформлены экологические уголки.

Пищеблок оснащен необходимым технологическим оборудованием. Питание детей организовано в соответствии с действующими «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях". Дети получают 4-х разовое питание по десятидневному меню, разработанному Управлением социального питания Санкт-Петербурга. В зимнее время года проводится С-витаминизация. За качеством питания следит медицинский персонал.

Так же силами медицинского персонала проводится мониторинг физического состояния детей и сотрудников, проводится профилактическая работа по предупреждению заболеваний простудного и хронического характера, по графику выполняются прививки, готовятся медицинские карты для будущих первоклассников. В ГБДОУ оборудованы медицинский кабинет, процедурный кабинет.

В учреждении выстроена полифункциональная предметно – пространственная развивающая среда в помещении групп и в кабинетах специалистов. В ГБДОУ есть необходимые условия для всестороннего развития детей: групповые помещения, музыкальный зал, физкультурный зал, логопедические кабинеты, кабинет учителя - дефектолога. С целью оптимизации совместной образовательной деятельности, педагогами создаются и используются инновационные образовательные продукты, успешно применяемые в образовательном процессе. Педагоги детского сада активно применяют новые технологии, делятся своим творческим потенциалом с коллегами на открытых мероприятиях , районных и городских методических объединениях, семинарах, конференциях

Основной формой организованного и систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам, является непосредственно образовательная деятельность по физической культуре. Специальной задачей, которой является, овладение необходимым программным материалом по развитию основных видов движений, двигательных качеств, формирование оптимальной двигательной активности.

Для более качественного проведения образовательной деятельности по физической культуре, повышению двигательной активности, формированию у дошкольников двигательной культуры, положительного эмоционального настроя к участию в образовательном процессе необходимо очень тесное сотрудничество инструктора по физической культуре и воспитателя.

В дошкольных учреждениях организация НОД по физической культуре предусматривает участие педагога группы. Но зачастую педагог является пассивным наблюдателем на НОД по физической культуре, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения НОД и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Для повышения двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя - является рациональность организации взаимодействия воспитателя и инструктора по физической культуре. При этом важна согласованность действий педагогов и специалиста.

ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ (в соответствии с единым квалификационным справочником должностей работников образования)

  • Приоритетные направления развития образовательной системы;
  • Программное содержание и методические рекомендации по физическому воспитанию дошкольников данной возрастной группы; методику физического воспитания дошкольников, требования техники безопасности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • Инструкцию по охране жизни и здоровья ребёнка;
  • Формы и методы мониторинга по физическому развитию детей;
  • Группы здоровья детей;
  • Планирование и организацию самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке и в группе;
  • Контроль физической нагрузки детей по внешним признакам утомления;
  • Основы безопасности детей в процессе НОД по физической культуре;
  • Правила информации родителей об уровне физического развития детей.

Этапы подготовки к НОД по физической культуре

  • При подготовке к НОД по физической культуре воспитатель ОБЯЗЯТЕЛЬНО переодевается в спортивную форму: футболка, спортивные брюки, носки (для занятий в спортивном зале с ковровым покрытием);
  • Отслеживает готовность детей к НОД по физической культуре: футболка, шорты, носки или гольфы. Волосы у девочек должны быть убраны в аккуратную прическу, что бы все дети сходили в туалет. Отсутствие у детей в руках игрушек;
  • Перестраивает детей по росту от самого высокого до самого низкого;
  • В спортивный зал являются по расписанию;
  • В зал входят организованно (в колонне по одному) и выполняют построение в указанном инструктором месте.
Части НОД Деятельность инструктора Деятельность воспитателя
Мотивационный этап Организация детей. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)

Вводная часть

3 мин.-20% от всего занятого времени

  1. Устанавливает контакт с группой.
  2. Мобилизует внимание.
  3. Повышает эмоциональный настрой.
  4. Подготавливает организм к повышенной физической нагрузке в основной части НОД.
  5. Акцентирует внимание на правильность выполнения ходьбы и бега.
  1. Обеспечивает организацию детей, активизацию внимания.
  2. Следит за качественным выполнением построений и перестроений.
  3. Контролирует дистанцию во время движения.
  4. Следит за осанкой и внешними признаками утомления.
  5. Проводит индивидуальную работу с детьми (негромкие указания, подсказки, тактильные прикосновения и т.д.)
  6. Уделяет особое внимание детям с отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья.
Содержательный этап (Практическая деятельность.) Направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

Основная часть

От10 мин. до 25 мин. -68% от всего занятого времени

  1. Объясняет и показывает ОРУ, контролирует правильность выполнения.
  2. Проводит обучение основным двигательным навыкам и их закрепление.
  3. Развивает физические качества.
  4. Тренирует различные мышечные группы.
  1. Выполняет раздачу и сбор предметов и атрибутов в ОРУ, помогает расставлять инвентарь для ОВД и убрать его после выполнения детьми упражнений.
  2. Следит за правильностью выполнения ОРУ, помогает детям, нуждающимся в индивидуальной помощи, принять исходное положение, исправляет неверно выполненное движение.
  3. Участвует в оказании индивидуальной помощи детям по необходимости.
  4. Принимает участие в игровых упражнениях и подвижных играх (способствуя улучшению эмоционального настроя и повышению двигательной активности).
  5. Следит за соблюдением правил игры, за дисциплиной, за безопасностью.
Рефлексивный этап (рефлексия) посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. Эффективность рефлексивной части – отношение детей к НОД. Мотивация детей на перспективу НОД.

В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции.

В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей.

В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

Заключительная часть

2 мин.-12% от всего занятого времени

  1. Постепенно снижает уровень физической нагрузки.
  2. Уменьшает двигательное возбуждение.
  3. Сохраняет эмоциональный настой детей.
  1. Словесно отмечает детей за успехи и достижения, тактично делает замечания детям, не справившимся с заданиями.

Способы организации дошкольников в процессе НОД физическая культура

СПОСОБЫ

ОРГАНИЗАЦИИ НОД

ИНСТРУКТОР ВОСПИТАТЕЛЬ

Фронтальный

Применяется только к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, и используется во всех частях НОД. Характеризуется одновременным выполнением всеми детьми одного и того же задания независимо от места расположения и выбранных форм построения.

Подсказки педагога, указания, напоминания, имеет возможность индивидуализировать нагрузку для отдельных детей, оказывает помощь. Следит за правильностью выполнения упражнений и осанкой детей.

Групповой (подгрупповой)

Организация детей предусматривает,

распределение детей на подгруппы и одновременное выполнение различных заданий.

(Распределение детей на группы и определение содержания заданий осуществляется с учётом пола, уровня подготовленности и т.д.).

Занимается с первой подгруппой (разучивает новое упражнение или углубленно осваивают прежние движения)

Занимается со второй подгруппой (выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложнённых условиях). Обращает внимание на качество выполнения упражнения, предупреждает ошибки детей, следит за поведением воспитанников.

Посменный

Разновидность подгруппового способа, дети выполняют одно движение сменами (одновременно

3-4 человека) упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыгивание со скамейки и т.д.

Предусматривает поочерёдное выполнение одинаковых упражнений несколькими группами (одна группа выполняет, другая – наблюдает, оценивает).

Обеспечивает отработку качества движений.

Исправляет неточности двигательного действия.

Контролирует поведение детей.

Поточный

Организация выполнения одного задания за другим. Форма используется в тех случаях, когда упражнения освоены детьми.

Применяет ритмическое сопровождение (бубен, магнитофон, видеозапись).

Даёт короткие указания, словесные инструкции, распоряжения, команды.

Обеспечивает страховку, чтобы не допустить травматизма.

Индивидуальный

Предусматривает одновременное выполнение персонального задания, каждым ребёнком самостоятельно, в порядке очерёдности.

Проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, располагается так, чтобы оказать ему помощь в нужный момент.

Круговой тренировки

Предусматривает одновременные дифференцированные нагрузки посредством последовательного использования на «станциях» однотипных упражнений, отличающихся друг от друга различной степенью трудности.

(это выполнение нескольких видов физических упражнений сериями, по кругу).

Педагоги делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку.

И ещё раз отметим – на НОД по физической культуре обязательно присутствие воспитателя в спортивной форме и обуви. Он выполняет активную роль, в зависимости от части занятия и в зависимости от организации детей.

Для того чтобы обеспечить активную роль воспитателя на НОД рекомендуется инструктору консультировать педагогов, знакомить с целью и содержанием занятий на определенный период, с требованиями, предъявляемыми к детям при выполнении ОВД, ОРУ, подвижных игр, упражнений в построении и перестроении. Воспитатель несет ответственность за безопасность жизни ребенка на НОД, за сохранение дисциплины.

Дошкольный возраст играет значительную роль в создании условий для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания. Цель физического воспитания в детском саду - формирование у детей основ здорового образа жизни.

Особого внимания заслуживает совместная работа воспитателя и инструктора по физической культуре. Согласно п. 13.2 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91, в ДОУ рекомендуется использовать следующие формы двигательной деятельности:

  • утренняя гимнастика;
  • образовательная деятельность по физической культуре в помещении и на воздухе;
  • физкультурные минутки;
  • подвижные игры;
  • спортивные упражнения;
  • ритмическая гимнастика;
  • занятия на тренажерах; и др.

Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. При этом важна согласованность действий педагогов и специалистов.
В настоящее время в дошкольных учреждениях практикуется организация занятий физической культурой и физкультурных досугов при совместном участии инструктора по физической культуре и воспитателя. Однако зачастую последний просто присутствует на мероприятии, не проявляя интереса к происходящему. Воспитатели объясняют это тем, что если в ДОУ есть инструктор по физической культуре, то именно он и отвечает за физическое развитие дошкольников и организацию соответствующих занятий или досугов.
Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя.
Если использование сюрпризного момента является приоритетным в работе с детьми дошкольного возраста, то для воспитателя содержание предстоящего мероприятия должно быть заранее известно. Для этого накануне инструктор по физической культуре должен ознакомить его с содержанием образовательной деятельности по физической культуре или досуга, обсудить организационные моменты.
Конечно, организует и проводит мероприятие специалист. Задача воспитателя - помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.
К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в образовательную деятельность по физическому развитию. Например, в ходе вводной части занятия физической культурой воспитатель может вместе с детьми под руководством специалиста выполнить запланированные виды ходьбы и бега.

В основной части образовательной деятельности, во время выполнения общеразвивающих упражнений, дошкольники должны усвоить показанное инструктором по физической культуре движение и действовать в соответствии с образцом так же ловко и технически правильно. Функция воспитателя на данном этапе - оказание индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается. Педагог может помочь ему принять правильное исходное положение или исправить неверно выполненное движение.
Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах, то инструктор по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель - в задних. Также воспитатель может помочь специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать его после выполнения детьми упражнений. Как известно, существуют разные способы организации детей во время проведения образовательной деятельности: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки. При использовании каждого из них функции педагогов также могут быть распределены.

При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников.

При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой.

Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент.

При организации круговой тренировки воспитатель и инструктор по физической культуре делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь.

Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор по физической культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.

В заключительной части образовательной деятельности, при подведении специалистом итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.

Таким образом, распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя может быть следующим:

  • специалист занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
  • специалист занимается с отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
  • специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельность по физическому развитию в индивидуальной форме, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;
  • специалист работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям, воспитатель отрабатывает движения на спортивных снарядах с другой подгруппой;
  • специалист занимается с более успешными детьми, воспитатель с остальными;
  • инструктор по физической культуре и воспитатель занимаются со всей группой, если движения освоены всеми детьми, и придумывают все новые и новые комбинации движений.

Предложенные варианты можно использовать в зависимости от конкретной ситуации, возможностей и возраста детей, поставленных целей и задач, решаемых в ходе образовательной деятельности по физическому развитию.

После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников.
Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы.

В свою очередь инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.

При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и других массовых мероприятий воспитатель - незаменимый помощник инструктора по физической культуре. Любой праздник представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: подготовки (составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т. п.), проведения и подведения итогов.
Возглавлять подготовительную работу может инструктор по физической культуре, а воспитатель окажет ему ощутимую помощь на каждом из перечисленных этапов или возьмет на себя ответственность за подготовку одного из них.
Пока инструктор по физической культуре решает организационные вопросы, задача воспитателя - вовлечь детей в процесс подготовки к празднику, поддерживать их инициативу, предоставляя им возможность ощущать себя полноправными участниками мероприятия. Основная часть праздника, направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Ответственным за это является инструктор по физической культуре.
Если мероприятие носит массовый характер, то у специалиста должно быть несколько помощников из числа воспитателей, которые будут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки. Кроме того, воспитатели могут выступать в роли полноправных участников мероприятия: стать героями, играть с детьми, стимулировать активность родителей.

Такой подход к организации физкультурных досугов и праздников предоставляет дошкольникам возможность проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств. Если в целях оздоровления организма ребенка в физкультурно-оздоровительную работу включается комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов, то необходимо взаимодействие не только инструктора по физической культуре и воспитателя, но и медицинского работника ДОУ.

Еще одним примером сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя является организация прогулок и походов с детьми . Специалист заранее готовится к проведению похода, совместно с воспитателем разрабатывает его план и маршрут, предусматривая на пути места для отдыха и игр, подбирает инвентарь.

Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.

Физкультура в детском саду.

Физкультурно-оздоровительной работе в детских садах сейчас уделяется повышенное внимание, потому что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно отнести к категории часто болеющих.Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.

Организация занятий по физкультуре в детском саду.

Занятия по физкультуре проводятся 2-3 раза в неделю в первой половине дня. Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду , - 15-30 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени. Если в детском саду есть специально оборудованный зал, то занятия по физкультуре проводятся в нем. Во многих садиках физкультурного зала, к сожалению, нет, тогда физкультурой занимаются прямо в группе. Физкультура может проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него. На занятиях по физкультуре детей в игровой форме учат прыгать в длину, в высоту, запрыгивать на «ступеньку», прыгать на одной и на двух ногах, бегать, приседать, ходить паровозиком, ползать, лазать по шведской стенке, ловить и кидать в цель мячик. Помимо этого изучаются разные виды ходьбы: ребенок учится ходить, «как мишка косолапый», «как лисичка» и так далее (то есть опираться на разные части стопы), прыгать, «как зайчик- попрыгайчик», высоко поднимать колени при ходьбе. В старших группах для детей проводятся эстафеты с преодолением препятствий (подлезть под перекладину, перепрыгнуть через барьер, бежать змейкой).Содержание занятий по физкультуре в конкретном детском саду напрямую зависит от имеющегося инвентаря и наличия спортзала. Многие современные детские сады помимо спортзала оборудованы бассейном, тогда 1 занятие в неделю проводится в воде.

Гимнастика в детском саду

Помимо непосредственно занятий по физкультуре в детских садах ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища, приседаний. Продолжительность утренней гимнастики - 5-8 минут. В перерывах между сидячими занятиями и после дневного сна тоже устраиваются, так называемые, физкультурные пятиминутки, дающие ребенку возможность размять тело.

Физкультурная форма для детского сада

У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой - это, в первую очередь, вопрос гигиены. Если в вашем детском саду нет конкретных требований на этот счет, то в качестве физкультурной формы отлично подойдут шорты и футболка из несинтетических, дышащих материалов. На ноги можно одеть чешки или плотные носочки с прорезиненной (нескользящей) подошвой. Во многих садиках требуют, чтобы у каждой группы была физкультурная форма определенного цвета и даже собственная эмблема. Это вырабатывает у малышей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников. Если в вашем садике такая практика отсутствует, то вы всегда можете вынести этот вопрос на родительское собрание и решить все вместе, нужно это именно вашим детям или нет. Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу малышу.

Сероштанова Анна Борисовна, инструктор по физической культуре (по плаванию)

ГБДОУ детского сада № 43

Невского района Санкт-Петербурга, победитель конкурса педагогических достижений «Мир в твоих руках»

Невского района 2014-2015 года

в номинации «Сердце отдаю детям»

Система работы инструктора

по физической культуре (по плаванию)

в условиях реализации ФГОС ДО

Санкт-Петербург

2016

«Один в поле не воин» (народная пословица)

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, особую значимость приобретает усиление взаимодействия всех педагогических работников ДОУ, направленное на улучшение качества образования. В ГБДОУ детском саду №43 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга, где я работаю, осуществление системного сотрудничества инструктора по физической культуре (плаванию) с воспитателями и специалистами службы сопровождения особенно актуально. Так как работу по формированию у дошкольников навыков плавания необходимо проводить с учетом направлений коррекционной логопедической работы.

Цель работы – разностороннее развитие дошкольников в процессе формирования у них навыков плавания на основе интеграции образовательных областей .

Анализ печатных изданий, в том числе журналов «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Обруч», Интернет-сайтов показал, что теме решения задач физкультурно-оздоровительной работы во взаимосвязи с задачами по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому развитию уделено внимание в большей степени инструкторами, организующими занятия в зале и на открытом воздухе, и, в меньшей степени, инструкторами по плаванию. При этом немногочисленные публикации специалистов, работающих в бассейне, посвящены отдельным организационным моментам и не демонстрируют целостного подхода к вопросам взаимодействия сотрудников ДОУ.

Создание системы работы инструктора по физической культуре (по плаванию), которая включала бы тесное сотрудничество с воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, родителями воспитанников и социальными партнерами рассматривается нами как средство реализации поставленной цели. Инициативу по формированию данной системы поддержали руководители и все педагоги детского сада. Общая заинтересованность в результативности работы сделала взаимодействие полезным для всех.

Этапы формирования системы работы инструктора по плаванию

ГБДОУ детский сад №43:

Первый этап (диагностико-прогностический)

Изучение нормативных документов. Анализ образовательной программы ДО ГБДОУ детского сада №43 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга и образовательной программы ДО ГБДОУ №43, адаптированной для детей с ОВЗ, рабочих программ воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, с целью построения собственной работы на принципах интеграции образовательных областей. Изучение передового педагогического опыта по теме, педагогический поиск и подбор объективных методов отслеживания результатов работы. Определение цели, задач взаимодействия инструктора по плаванию с педагогами ГБДОУ.

Второй этап

(подготовитель- ный)

Составление рабочих программ и программы дополнительного образования, определение содержания работы с детьми, родителями воспитанников, педагогами, социальными партнерами. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды бассейна, пополнение методического материала.

Третий этап (практический)

Этап реализации намеченных планов, анализ хода и результатов работы, внедрение нововведений и корректировка содержания работы в соответствии с результатами.

Система работы инструктора по плаванию

ГБДОУ детский сад №43

Новизна данного опыта состоит в том, что предъявленная модель показывает возможности организации процесса формирования у дошкольников навыков плавания в интеграции со всем спектром образовательных областей в контексте взаимодействия всех педагогов ДОУ.

Практическая значимость представленной системы заключается в возможности ее применения в повседневной деятельности любого дошкольного образовательного учреждения, оснащенного плавательным бассейном. Предлагаемый опыт нетрадиционных для практики формирования навыков плавания подходов к организации совместной деятельности с детьми позволит повысить интерес ребенка к занятиям плаванием, вовлечь в игры, что обеспечит эффективное решение образовательных задач. А пример взаимодействия педагогов ГБДОУ №43 может послужить прототипом для создания собственной модели сотрудничества.

Первый этап формирования системы:

Анализ документов

Цель и задачи системы работы

Методы педагогического исследования

ФЗ №273 "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07

«О коррекционном и инклюзивном образовании детей»; - СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 15 мая 2013 г. N 26); - Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ №43 комбинированного вида Невского района СПб; - Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи) для детей с 5 до 7 лет ГБДОУ №43 комбинированного вида Невского района СПб;

Рабочие программы педагогов ГБДОУ №43.

Цель : Реализация образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ №43 комбинированного вида Невского района СПб и образовательной программы ДО, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (ОНР, ФФНР). Задачи: - Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями в процессе формирования навыков плавания; - Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их интеллектуальных и физических качеств;

Формирование познавательных интересов и познавательных инициатив ребенка во время занятий в бассейне; - Обеспечение взаимодействия с педагогическими работниками ДОУ на предмет координирования работы по решению образовательных задач; - Повышение значимости деятельности инструктора по плаванию в улучшении качества физкультурно-оздоровительной работы ДОУ;

Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей воспитанников (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, необходимости формирования навыка плавания у всех детей, как жизненно важного; - Выявление детей, одаренных в области водных видов спорта, участие в прохождении ими отбора в группы начальной подготовки спортивных школ.

Теоретические: 1. Анализ и обобщение данных . Эмпирические: 1. Наблюдение во всех формах взаимодействия с детьми на предмет :

Психологической комфортности пребывания детей в воде,

Динамики формирования у воспитанников навыков плавания; - способности детей управлять своим поведением на занятиях в бассейне;

Развития у детей познавательной активности. 2. Беседы с детьми на темы : - «Что мы знаем о здоровом образе жизни?»; - «Почему мы любим заниматься плаванием?»; - «Безопасность на воде.»; и т.д. 3.Анкетирование родителей для изучения удовлетворенности работой инструктора; 4. Мониторинг; 5. Изучение портфолио достижений воспитанников; 6. Изучение документации ГБДОУ (учет посещаемости, заболеваемости).

Второй и третий этапы формирования системы:

Взаимодействие педагогических работников

Инструктор по плаванию Инструктор по физической культуре

Периодичность

1. Совместное планирование физкультурно-оздоровительной работы с целью обеспечения взаимосвязи по развитию у детей физических качеств и накоплению и обогащению двигательного опыта. Некоторые движения в воде выполнять легче, а некоторые сложнее, преемственность работы инструктора по физкультуре и инструктора по плаванию обеспечивает комплексный подход к физическому развитию детей.

2. Инструктор по физической культуре включает имитационные упражнения движений рук, ног и согласования работы рук и дыхания в плавании в комплексы ОРУ, обеспечивая специальную подготовку детей к занятиям плаванием.

3. Обсуждение динамики физического развития детей, внесение корректив в работу.

4. Осуществляют взаимопомощь в организации и проведении праздников, досугов, проектной деятельности групп и детского сада.

Один раз в год

один раз в неделю

один раз в месяц

в рабочем порядке

Инструктор по плаванию Воспитатель

1.Воспитатель обеспечивает условия для проведения инструктором по плаванию в группе утренней гигиенической гимнастики в виде сухого плавания.

Задачи УГГ: формирование и закрепление представлений об упражнениях по освоению с водой, о технике дыхания при плавании; выполнение упражнений, подводящих к выполнению сложно координационных движений в воде; знакомство, сближение, сотрудничество с детьми, не посещающими бассейн из-за водобоязни; формирование положительных эмоций на предстоящий день.

2. Беседуют о содержании комплексно-тематического плана воспитателя и на предмет обратной связи (опросы о настроении детей, о том, какие задания вызвали у них наибольший интерес, что, с точки зрения детей, получилось и не получилось на занятии, для дальнейшего анализа и обеспечения индивидуального подхода).

3. Инструктор участвует в проектной деятельности групп и детского сада в целом.

4. Воспитатель оказывает инструктору помощь в осуществлении обратной связи с родителями воспитанников.

5. Инструктор участвует в формировании культуры здоровья у воспитателей (проводит мастер-классы по обучению плаванию).

Один раз в неделю за день до занятия в бассейне

один раз в неделю

(во время тихого часа)

в течение года

в течение года

два раза в год

Инструктор по плаванию

Учитель-логопед Воспитатель логопедической группы

1. Логопед выдает инструктору план лексических тем, для построения собственной работы и подбора технологий, средств и методов в соответствии с ним (гимнастики в стихах, сюжетные игры, сюжетные упражнения, словесные дидактические игры).

2.Учитель-логопед, воспитатель консультируют инструктора по плаванию о направлениях коррекционной логопедической работы (развитие общих речевых навыков при помощи дыхательной, мимической, артикуляционной гимнастики; развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления). Также раскрывают содержание специальных упражнений и словесных дидактических игр, обсуждают какие из них можно выполнить в бассейне.

3. Обсуждают динамику результатов детей на консультациях.

Один раз в год (сентябрь)

в рабочем порядке

один раз в месяц

Инструктор по плаванию Педагог-психолог

1.Педагог-психолог обучает инструктора по плаванию приемам, играм, направленным на снятие напряжения, страхов у детей, обогащает опыт в области развития эмоциональной сферы воспитанников.

2.Инструктор проводит в бассейне психогимнастику.

3.Психолог консультирует инструктора по плаванию, дает рекомендации по результатам наблюдения на группах, психологических обследований по взаимодействию с той или иной категорией детей (гиперактивные, агрессивные, замкнутые, застенчивые).

4.Психолог в ходе бесед, выполнения специальных упражнений помогает детям с повышенной водобоязнью преодолеть страх.

Один раз в год (сентябрь)

На каждом занятии

В рабочем порядке

по мере необходимости

  • Подведение итогов взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями и специалистами, определение направлений дальнейшего сотрудничества на итоговом педагогическом совете в мае.

Взаимодействие инструктора по плаванию с воспитателями и специалистами детского сада, осуществлялось в ходе реализации программ обучения дошкольников плаванию:

Рабочая программа «Плавая, познаем мир»

Цель : Формирование навыков плавания, физической культуры, расширение кругозора дошкольников в различных видах совместной деятельности.

Рабочая программа «Плавая, познаем мир», адаптированная для детей с ОВЗ (ОНР, ФФНР)

Цель : Формирование навыков плавания, физической культуры, расширение кругозора дошкольников в различных видах совместной деятельности, с учетом особых и индивидуальных потребностей детей с нарушением речи. Отличие программы обучения дошкольников «Плавая, познаем мир» от типовых заключается в том, что для реализации ее цели, был составлен комплекс занятий в бассейне с детьми старшего дошкольного возраста в виде совместной деятельности сюжетного характера в контексте тематического планирования.

Тема плана ГБДОУ №43

Тема занятия

«День толерантности»

«По родной стране с игрой»

Инструктор перемещает флажок по карте России, делая остановки в различных республиках. Предлагает поиграть в национальные игры: кабардинская «Журавушки-журавли»,

татарская «Тимберай», башкирская «Сабантуй», чувашская «Хищник в море», чукотская «Меткий оленевод», еврейская «Маккавеи», русская «Чехарда».

«Перелетные птицы»

«Приключения лягушки- путешественницы»

Дети отгадывают загадки про перелетных птиц, изображают их движения, отправляются в путешествие в теплые края.

«Север России»

«Край суровый, край прекрасный!»

Дети передвигаются по карте по морям Северного морского пути. Во время путешествия ловят рыбу, добывают нефть, изучают животных севера, играют в снежки.

«День защитника отечества»

«Мы морской десант!»

Дети проходят военные учения: преодолевают полосу препятствий, упражняются в попадании в цель, достаю со дна бассейна снаряды, транспортируют пострадавшего.

«Всемирный день воды»

«Путешествие в Океанариум»

Инструктор перемещается от одного аквариума к другому и наблюдает различных обитателей водного мира, которых изображают дети.

«Всемирный день здоровья»

«Путешествие с золотой рыбкой к острову здоровья»

Дети в сопровождении золотой рыбки отправляются за волшебным салютом здоровья, по пути их ждет много приключений.

«День космонавтики»

«Мы вместе подготовимся к полету в пределы неизведанных планет!»

Дети проходят специальную подготовку в «Гидролаборатории центра подготовки космонавтов».

«День города»

«Люблю тебя, Петра творенье!»

Дети погружаются в прошлое, участвуют в строительстве города, гуляют по летнему саду.

Каждое занятие с детьми по программе «Плавая, познаем мир» построено на основе интеграции образовательных областей благодаря использованию современных образовательных технологий:

Задачи:

Формы взаимодействия с детьми

Современные технологии, средства и методы, используемые для решения поставленных задач

Оздоровительные:

Закаливать организм; формировать привычку правильной осанки, осуществлять профилактику плоскостопия;

Формировать навыки личной гигиены

Развивающие:

Физическое развитие :

Развивать физические качества;

Умение владеть своим телом в непривычной обстановке;

Освоить технические элементы плавания;

Способствовать формированию у детей потребности в занятиях плаванием.

Познавательное развитие:

Формировать представления о водных видах спорта;

Формировать познавательные интересы и познавательные инициативы детей;

Формировать представления о малой родине, Отчизне, традициях, праздниках, воспитывать патриотизм, любовь к природе.

Речевое развитие :

Развитие моторики, мимических мышц, памяти, внимания, мышления, пополнение активного словаря.

Социально-коммуникативное развитие:

- Формирование основ безопасного поведения на воде;

- Развитие партнерских взаимоотношений в процессе двигательной деятельности;

Развитие навыков игровой деятельности.

Художественно-эстетическое развитие:

Развитие продуктивной деятельности: рисунки, поделки (отражение впечатлений, полученных на занятиях в бассейне и группах)

Воспитательные:

Способствовать развитию чувства радости от упражнений в воде и собственных успехов

В режиме дня:

Утренняя гигиеническая гимнастика;

Развлечения («Веселый Мойдодыр», «Морские обитатели хотят найти друзей»);

Беседы;

Презентации: «Водные виды спорта», «Правила безопасности на воде», «Плавай как мы!»;

Просмотры мультфильмов («Оля, Коля и Архимед», «Правила безопасности за бортом», «Три котенка»)

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность в бассейне:

Занятия–тренировки;

Совместная деятельность сюжетного характера;

Игровая деятельность;

Игровая деятельность с элементами соревнования.

***Для детей с нарушением речи задания, игры подбираются с учетом лексических тем и в соответствии со спецификой работы.

Здоровьесберегающие: пальчиковая гимнастика (тематическая, в зависимости от времени года, плана воспитателя);

массаж мячиками с шипами («Ежик», «Этот мячик не простой»);

комплексы ОРУ, имитационных упражнений ;

дыхательная гимнастика («Насосы», «Воздушный шарик», «Мыльные пузыри», «Ехали мы ехали…», «Остуди чай», «Варим обед»);

технология активной сенсорно-развивающей среды (разминка на водно-галечной тропе).

*** мимическая гимнастика («Солнечный зайчик», «Веселая капелька»), артикуляционная гимнастика («Толстый, худой»);

технология развития физических качеств:

методы: повторный, равномерный, игровой;

средства: упражнения на освоение с водой и скольжение, упражнения на освоение техник плавания при помощи ног кролем на груди и спине, при помощи рук кролем на груди, спине, брассом, согласования работы рук и дыхания, ног и дыхания, плавания в полной координации.

*** Для детей с ОВЗ подбор упражнений, дозировка осуществляются, исходя из их самочувствия на момент проведения занятия.

Игровые :

Игры на развитие эмоциональной сферы («Приветствие», «Передаю хорошее настроение», «Кто во что одет?»);

игры на чередование напряжения и расслабления («Эскимо», «Гантели», «Потопаем, похлопаем»);

игры на формирование представлений об упражнениях по освоению с водой («Морские обитатели хотят найти друзей», «Море волнуется раз...»).

*** Игры на развитие внимания, памяти, мышления («Запрещенное движение», «назови лишний предмет», словесные дидактические игры «Поймал букву – назови слово», «Назови предмет в единственном, множественном числе, уменьшительно ласкательно и т.д.);

игры на ознакомление со свойствами воды, на дыхание, на лежание всплывание, скольжение, ныряние ,;

игры с элементами соревнования («Кто дальше проскользит? «Кто дольше?»,

игры с элементами спортивных игр (баскетбол, водное поло) и т.д.

Личностно-ориентированные:

Технология сотрудничества (дети сами выбирают виды гимнастик, темы, игры, оборудование, игрушки).

Технология проектной деятельности (участие в проектной деятельности групп, детского сада в целом)

ИКТ (создание презентаций, подготовка к занятиям, подбор упражнений, игр, стихов.)

Взаимодействие инструктора по плаванию с родителями воспитанников :

Формы взаимодействия

Периодичность

Наглядная информация (информационный стенд в рекреации, памятки в группах)

- консультирование на актуальные темы; - освещение организационных вопросов; - размещение объявлений, фотоматериалов

один раз в месяц

Открытые занятия

Демонстрация достижений детей

два раза в год

Анкетирование

Определение представлений родителей о формировании навыков плавания у детей в детском саду; - определение удовлетворенности родителей качеством работы инструктора

два раза в год

Беседы, консультации

Согласование у родителей действий по преодолению водобоязни у детей, не посещающих бассейн; - рекомендации родителям одаренных детей

один раз в неделю

Участие в мероприятиях ГБДОУ №43 для родителей воспитанников (Дни открытых дверей, круглый стол, педагогические чтения)

Показ мастер-классов по обучению плаванию; - Сообщения из опыта работы инструктора по плаванию

по плану ГБДОУ

Осуществление обратной связи с помощью «облачных технологий» (электронная почта, социальные сети)

в рабочем порядке

Взаимодействие с ГБОУ ДОД «Комплексная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по водным видам спорта

«Невская волна»

Мероприятия

Задачи

периодичность

Экскурсия детей старшего дошкольного возраста в ЦВВС «Невская волна», просмотр тренировок на отделениях: плавание, синхронное плавание, подводное плавание, прыжки в воду

Формирование у детей представлений о водных видах спорта; - Развитие у детей интереса к занятиям плаванием.

один раз в год (октябрь)

Контакт с тренерами СДЮШОР

Предоставление тренерами информации об открытии набора в группы начальной подготовки

один раз в год (май)

Результативность работы инструктора по плаванию в контексте системного взаимодействия с воспитателями, специалистами ГБДОУ, родителями воспитанников и социальными партнерами

Эффект со стороны детей

Эффект со стороны родителей

Эффект со стороны педагога

1. Сформирован устойчивый интерес к занятиям плаванием, посещаемость занятий возросла.

2. Дети стали более уверены в себе, раскрепощены, менее тревожны, эмоционально отзывчивы.

3. Наблюдается положительная динамика сформированности навыков плавания (Дети старшей логопедической группы стали дипломантами районного праздника-соревнования «Веселые старты на воде») .

4. Наблюдается развитие общей и мелкой моторики.

5.Заложены основы здорового образа жизни.

6. Сформированы представления о водных видах спорта.

7. Дети проявляют любознательность, активность (с удовольствием участвуют в совместной деятельности сюжетного характера, демонстрируют знания о ближайшем социуме, стране, мире и природе; интересуются, на какую тему будет следующее занятие, предлагают свои сюжеты).

8. Одаренные в области водных видов спорта дети, получили возможность к дальнейшему совершенствованию.

1. Положительная оценка работы инструктора по плаванию;

2. Положительные эмоции от успехов детей;

3.Информирован-

ность о ходе формирования у детей навыков плавания;

4. Родители испытывают радость от разностороннего развития детей.

5. Уважение к работе инструктора по плаванию.

1. Приобретение опыта работы во взимодействии с коллегами.

2. Удовлетворенность от результативности работы.

3. Трансляция опыта работы:

- IV Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «На пути к школе здоровья: реализуем новые образовательные стандарты», 26.03.2015 (организатор: СПб АППО);

X Всероссийский научно-методический семинар «Экологическое образование и образование для устойчивого развития: взгляд в будущее», 05.11.2015, (организатор: СПб АППО);

Районный семинар «Введение ФГОС ДО. Формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве в совместной деятельности специалиста по физкультуре с детьми».

10.02.2016. (организатор: ИМЦ Невского района Санкт-Петербурга).

Вывод: по итогам анализа результатов взаимодействия инструктора по физической культуре (плаванию) с воспитателями, специалистами ГБДОУ и социальными партнерами, проведенного на педагогическом совете в конце 2014-2015учебного года, было принято решение признать систему работы эффективной, обобщить инновационной опыт и продолжить работу в следующем учебном году.

В 2015-2016 учебном году сложившаяся система подтвердила свою жизнеспособность. Тесное сотрудничество обеспечило преемственность в работе педагогов, что в свою очередь повлияло на повышение эффективности образовательной деятельности. Результаты педагогического мониторинга на конец 2015-2016 учебного года показали положительную динамику в освоении образовательных программ дошкольного образования ДОУ.

Список литературных источников

1. Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду. - СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-80 с.

2.Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн –фитобар - сауна: Методическое пособие, Коллектив авторов, под ред. Б. Б. Егорова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.- 160 с.

4.Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада и родителей-М. : Просвещение, 1991.-159 с.

5.Денисова О.А. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида. Издательство «Сфера» 2012.

6.Лоурэнс Д. М. Акваэробика. Упражнения в воде. М; 2000.

7.Яковлева С. А. Игры и обучение плаванию младших дошкольников. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 96.

8.Рокосовская Л. Г. Обучение плаванию способом брасс. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 55.

9.Аскарова Г. Н. Использование нестандартного оборудования в обучении дошкольников плаванию. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 38.

10.Есипова С. Н. Взаимодействие ДОУ и семьи по обучению детей плаванию. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 94.

11.Яблонская С. В., Циклис С. А. Физкультура и плавание в детском саду. – М., 2008.

12.Булгакова Н. Ж. Учите детей плавать. – М., 1977.

13.Горбунов В. В. Вода дарит здоровье. – М., 1990.

Физическое развитие детей дошкольного возраста является основой разностороннего развития.

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровьесбережения, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например воспитателя и инструктора по плаванию.

Как показывает практика, многие воспитатели не придают значения тому что они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по плаванию зависит конечный результат и достижение таких целей как: воспитание воли, целеустремленность, воспитание чувства товарищества, выдержка, воспитание сознательной дисциплины, организованности, воспитание уверенности в своих силах.

Взаимодействие инструктора по плаванию и воспитателя имеет три направления.

1.Помощь воспитателя в организации занятий.

Большая роль в подготовке и проведении занятий отводится воспитателям групп. Они ведут работу в своей группе: следят за выполнением расписания учебных занятий по плаванию и готовят подгруппы к ним, знакомят с правилами поведения в бассейне, непосредственно во время занятий, учат быстро одеваться и раздеваться. Вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями.

Воспитатель перед каждым занятием проверяет наличие у детей всех купальных принадлежностей и помогает детям подготовить все необходимое. Особого внимания взрослых требуют дети младшего возраста. Им необходима помощь и при раздевании, и при одевании, и при мытье под душем, и при вытирании, так как самостоятельно делать это они еще не умеют, а так же при входе в воду и при выходе из нее. Дети младшего возраста плохо еще запоминают свои принадлежности. Поэтому для того чтобы ускорить все процессы и не допустить охлаждения детей и необходима помощь воспитателя (младшего воспитателя). Роль воспитателя очень важна при организации занятий в бассейне и имеет огромное значение для воспитания гигиенических навыков. Помогая детям принимать гигиенические процедуры воспитатель воспитывает в них уважительное отношение к чистоте, навыки самообслуживания, уважения к друг другу, оказывает помощь товарищу.