Эффективный комплекс лфк для детей с дцп. Комплекс ЛФК детям с ДЦП для развития суставов

Возникающий в результате ограничения активных движений в связи с нарушением иннервации соответствующих мышц. Другими словами - парез представляет собой частичную потерю мышечной силы. В отличие от других двигательных расстройств, парезы характерны тем, что при них поражается центральная и периферическая нервные системы, в результате чего и происходит обессиливание двигательной функции. Таким образом, парез возникает в результате поражения двигательных узлов спинного или/и головного мозга, а также нервных волокон периферической или центральной нервной системы. Как и паралич, парез может быть центральным или периферическим.
Для парезов, которые вызываются поражением периферической нервной системы (периферический парез) характерно ослабление сухожильных рефлексов со стороны пареза, а также снижение тонуса и атрофия мышц и непроизвольные сокращения некоторых волокон мышцы.
Что касается центрального пареза, то вследствие поражения центральной нервной системы сухожильные рефлексы на стороне пареза значительно усиливаются. При этом наблюдаются повышение тонуса мышц и повышение интенсивности глубоких рефлексов, появляются патологические рефлексы, содружественные движения (например, когда человек сжимает здоровую кисть, аналогичные действия выполняет и больная кисть, но уже с меньшей силой), а также при воздействии на мышцы появляются их судорожные сокращения.
По степени выраженности бывают парезы легкие и умеренные, глубокие и полные (параличи). По локализации на теле парезы подразделяются на парезы одной мышцы, парезы конечности, парезы части конечности, парезы группы мышц, а также акинетический мутизм, парапарез и параплегия, бипарез и биплегия, трипарез и триплегия . Помимо всего прочего, парез может быть психогенным, периферическим, центральным и смешанным. Для того, чтобы оценить степень выраженности пареза, условно принято пользоваться специальной шкалой - от 0 до 5 баллов, отражающей снижение силы мышц.
1) 5 баллов - нормальная сила мышц
2) 4 балла - больной в состоянии поднимать конечность, при этом преодолевая легкое сопротивление
3) 3 балла - больной может поднимать конечность только в том случае, если при этом ему не оказывается сопротивление
4) 2 балла - больной способен на движения только в горизонтальной плоскости
5) 1 балл - больной может выполнять активные движения только очень малой амплитуды
6) 0 баллов - движения отсутствуют.
Парез может быть и врожденным, и приобретенным. Самыми распространенными парезами считаются врожденные парезы руки, причем только одной. Такие парезы возникают, как правило, вследствие того, что во время рождения плечевое сплетение ребенка задевается. В этом случае наблюдается полное отсутствие движений или они ограничены. Также надо отметить, что у детей, имеющих врожденный порок развития какого-либо отдела центральной нервной системы, в некоторых случаях встречаются односторонние парезы ног и рук или только ног. Иногда у детей, которые родились с поражением мозга, парезы образуются по мере взросления, приблизительно на втором году жизни.
Приобретенные парезы , как правило, развиваются вследствие какого-либо перенесенного заболевания и практически во всех случаях связаны с нарушениями в работе периферической или центральной нервной системы – полиневритами, наследственными заболеваниями, энцефалитами, опухолями нервной системы, .
В зависимости от того, какие нервные центры или волокна поражены, могут нарушаться функции как отдельных мышц, так и их групп. Парезы могут встречаться как и в скелетной мускулатуре, так и в мышечных оболочках внутренних органов: кишечника, мочевого пузыря, сосудов.
Вообще, все парезы можно разделить на две большие группы. В первую группу входят органические парезы, а во вторую - функциональные парезы. При органических парезах есть возможность выяснить органическую причину пареза, провоцирующую тот факт, что нервный импульс не будет достигать своей главной цели - мышцы. А при функциональных парезах наблюдаются нарушения процессов возбуждения, торможения, а также равновесия и маневренности, которые происходят в коре головного мозга.
Как правило, парез проявляется тремя основными признаками:
- повышение мышечного тонуса - гипертонус
- повышение рефлексов - гиперрефлексия
- появление патологических рефлексов и сопутствующих движений.
Все эти негативные проявления присутствуют при активизации деятельности спинного мозга. По степени распространенности парезы делятся на:
1 . Монопарез - когда парализована одна конечность.
2. Гемипарез - когда парализована половина тела.
3. Парапарез - паралич двух симметричных конечностей, верхних или нижних.
4. Тетрапарез - паралич всех четырёх конечностей.
Монопарез связан с поражением периферической нервной системы, при нем наблюдается боль и уменьшение чувствительности.
Гемипарез может возникнуть в результате инсульта, энцефалита, кровоизлияния в опухоль, абцесса мозга, рассеянного склероза, мигрени.
Причиной парапареза является поражение грудного отдела спинного мозга, спинальный инсульт, инфекционный или постинфекционный миелит, а также парапарез может развиться вследствие поражения пара-саггитальной зоны головного мозга, ишемии в бассейне передней мозговой артерии, тромбоза верхнего саггитального синуса, опухоли, острой гидроцефалии.
Тетрапарез может быть результатом двустороннего поражения больших полушарий, поражения ствола или верхнешейного отдела спинного мозга. Острый тетрапарез, как правило, является проявлением инсульта, травмы, метаболических нарушений.

Лечение пареза.
Прежде чем говорить о лечении пареза, надо подчеркнуть, что парезы, как и параличи, не являются самостоятельными заболеваниями, а, как правило, становятся отражением других болезней и патологий. Поэтому, прежде всего, лечение пареза должно быть причинным, то есть направляться против основной болезни, например, это может быть сшивание периферического нерва при его травме, восстановительная терапия после инсульта, хирургическое вмешательство при обнаружении опухолей, сдавливающих нервные структуры, и т.д. Но помимо этого, обязательно должны проводиться массаж, так как мышцы атрофируются без движения.
Массаж, используемый при лечении пареза, приводят к улучшению трофики, развитию нервных импульсов. Если мышечная активность сохраняется, больному в сочетании с массажем необходимо проводить также и специальную гимнастику, при этом нагрузка должна постепенно увеличиваться, а для увеличения объема и силы мышц выполняются движения с сопротивлением. При лечении пареза необходимо сочетать массаж с тепловым воздействием. Как уже было сказано выше, это улучшает питание тканей, способствует формированию активных нервных импульсов. Однако необходимо помнить о том, что массаж, применяемый при периферических параличах, нужно строго дозировать.
Лечение пареза осуществляется под контролем и по назначению врача и, как правило, начинается с лечения заболеваний органов кровообращения, а также с лечения центральной или периферической нервной системы, осложнением которых они являются. Устранение расстройств функции конечности в результате развития пареза начинают с того, что пораженную руку или ногу укладывают в правильное положение. Для руки таким положением является легкое сгибание в локтевом суставе, разгибание в лучезапястном суставе и легкое сгибание пальцев, а для ноги - умеренное сгибание в коленном суставе, тыльное сгибание стопы, препятствующее ее отвисанию. При этом, нужно проследить за тем, чтобы нога и стопа не были повернуты кнаружи. Для того, чтобы сохранить правильное положение конечности, используют мягкие валики (из туго скрученной ваты, обшитой материей) или шины из пластичных материалов. Но важно учитывать тот факт, что больная конечность не должна оставаться обездвиженной. С этой целью с первых же дней начинается пассивная лечебная гимнастика при парезе - поочередное сгибание и разгибание в суставах больной руки или ноги. Эту гимнастику вполне может выполнять и сам больной, при этом предварительно он должен получить точные инструкции врача, особенно это касается пареза руки. Восстановлению движений способствуют также такие упражнения при парезе, при выполнении которых больной старается одновременно двигать и здоровой и больной конечностью. Когда движения появятся, надо стремиться к увеличению их объема. Так, с каждым днем больной должен стараться сделать движение хотя бы на 1-2 см больше, чем в предыдущий. По мере того, как будет нарастать сила мышц, в лечебную гимнастику можно включить и упражнения с умеренной нагрузкой - резиновой лентой, эспандером, резиновым мячом для упражнений кисти. Только такое поэтапное увеличение нагрузки приводит к хорошим результатам. Тогда как поспешный переход к непосильным упражнениям приносит вред и замедляет восстановление. Программа упражнений при парезе составляется методистом по лечебной физкультуре. Для того, чтобы облегчить больному движения в слабых конечностях, используют ортопедические аппараты.

ЛФК при парезе.
Лечебная физкультура при парезе проводится обычно одновременно с массажем, лечением лекарствами и физиотерапией.
В комплекс ЛФК при парезе применяется лечение положением или постуральные упражнения. Эти упражнения заключаются в специальном расположении тела или конечностей с использованием всевозможных приспособлений. Один из видов лечения положением - это ортостатическая гимнастика при парезе. Такая гимнастика очень эффективна в раннем послеоперационном периоде и при длительном постельном режиме. Суть ее заключается в том, что больной постепенно принимает нормальное вертикальное положение с помощью специального поворотного стола, на котором его фиксируют привязными ремнями. Стол имеет точную градуировку наклона поворота. Лечебная гимнастика при парезе возможна даже при глубоких парезах ног и мышц туловища. Ортостатическая гимнастика ЛФК при парезах позволяет больному находиться в полувертикальном и вертикальном положениях, а это имеет большое значение для улучшения функции мочевого пузыря, ведь в этом случае в нем возникают нормальные позывы к мочеиспусканию именно в вертикальном положении. Также, благодаря ортостатической гимнастике, происходит тренировка функции вестибулярного аппарата, сердечно-сосудистой системы, особенно сосудов ног, что предупреждает тромбофлебиты и другую патологию вен. Тренируется весь опорно-двигательный аппарат – кости, связки, суставы, мышцы. При этом наблюдается возникновение и отвлекающего эффекта: уменьшаются боли, головокружение, тошнота, ощущение сердцебиения, происходит понижение артериального давления, в том случае, если оно было повышено. При всем этом, важную роль играет психологическое состояние больного, который имеет возможность находиться в вертикальном положении и видеть окружающий мир в комнате и за окном из привычного положения. Ортостатическая гимнастика является эффективным методом плавного перехода от постельного режима к стоянию и ходьбе. Она может проводиться 2–3 раза в день.
Среди упражнений лечебной физкультуры при парезе также выделяют группы, направленные на устранение атонических и спастических парезов.
Как правило, в проведении лечебной физкультуры после операции при спастических параличах и парезах выделяют 4 этапа. Первый этап – ранний послеоперационный (со 2-го по 10-12-й день после операции), второй этап – поздний послеоперационный (12-20-й день), третий этап – собственно восстановительный (начинается с 20-го дня и заканчивается 40-м) и, наконец, четвертый этап - остаточный или резидуальный (после 40-го дня). Каждый этап имеет свои задачи.
Задача первого этапа состоит в создании той функциональной основы, которая необходима для устранения двигательных нарушений в последующем. Снятие швов обычно совпадает с окончанием первого этапа.
На втором этапе восстанавливаются основные двигательные навыки – сидение, вставание, ходьба при помощи специальных приспособлений, в брусьях или манеже.
На третьем этапе ЛФК при парезах проводятся общеукрепляющие упражнения, которые направлены на улучшение функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Данные упражнения при парезе направлены на устранение нарушения координации, укрепление мышечной силы, развитие основных способов передвижения, а также навыков, необходимых для самообслуживания.
Четвертый этап проводится в домашних условиях. Программа на него составляется в конце третьего этапа, при этом необходимо учитывать состояние больного.
На каждом этапе определенное время уделяется выполнению разных по виду упражнений. Так, на первом этапе основное время уделяется на дыхательной гимнастике – до 70% всего времени. Общеукрепляющая гимнастика составляет 20% от времени, а специальная гимнастика – 10%. На втором этапе около 45% времени уделяется специальной гимнастике, общеукрепляющая составляет 30%, дыхательная – 15%. На этом этапе вводится применение прикладных навыков, что составляет примерно 10% от всего времени. К третьему этапу дыхательная гимнастика может составлять 5% времени, общеукрепляющая гимнастика – 10%, прикладным навыкам уделяется 20% от общего времени, а на специальные упражнения отводят 65% времени. Четвертый этап может проходить без выполнения дыхательной гимнастики, если к этому нет специальных показаний. На этом этапе наибольшее внимание уделяется развитию прикладных навыков, что составляет 45% от общего времени, 30% времени занимают общеукрепляющие упражнения, а 25% – специальные.
Таким образом, при лечении спастических парезов сновные методические приемы лечебной гимнастики направлены на снижение патологически повышенного мышечного тонуса, увеличение силы мышц (что означает уменьшение степени пареза), предупреждение и устранение патологических содружественных движений, а также на восстановление бытовых и профессиональных навыков.

Профилактика пареза заключается в основном в профилактике тех заболеваний и повреждений, которые могут осложниться их развитием. Особенно большое внимание следует уделить вакцинации детей против полиомиелита.

Напоследок хочется подчеркнуть, что организм человека - это умная система, которая сама может справиться со многими болезнями. Ведь наукой уже давно доказано, что головной мозг использует только 20% своих возможностей, а при поражении одних участков мозга, другие в состоянии взять на себя его функции. Самое главное - уметь применить эти резервы, правильно ими воспользоваться. Таким образом, при выздоровлении человека большую роль играет его желание и истинная вера в исцеление.

ЛФК при параличе.

Паралич - это утрата или нарушение движений в одной или нескольких частях тела, обусловленное поражением двигательных центров спинного и головного мозга, а также проводящих путей центральной или переферической нервной системы.
Паралич не является отдельным заболеванием и не возникает по причине какого-то одного фактора, он является симптомом многих органических заболеваний нервной системы. Таким образом, любое повреждение нервной системы может стать причиной нарушения двигательной функции организма.
Причиной паралича могут стать: нарушения кровообращения, воспалительные процессы, травмы, опухоли нервной системы. Также особый вид паралича можно наблюдать при истерии.

Причины паралича.
Паралич следует отличать от двигательных расстройств, возникающих при воспалении мышц, поражении костно-суставного аппарата, которые механически ограничивают объём движений. Паралич может наблюдаться в одной мышце, одной конечности (моноплегия), в руке и ноге на одной стороне (гемиплегия), в обеих руках или обеих ногах (параплегия) и др.
Травмы, рассеянный склероз, инфекции, интоксикации, метаболические расстройства, нарушения питания, сосудистые поражения, злокачественные новообразования, врожденные или наследственные факторы - все это относится к органическим причинам паралича. Также паралич часто развивается при таких инфекционных болезнях, как сифилис, туберкулез, полиомиелит, вирусный энцефалит, менингит. Токсические или алиментарные причины включают болезнь бери-бери (дефицит витамина В1), пеллагру (дефицит никотиновой кислоты), алкогольный неврит, отравление тяжелыми металлами (в частности свинцом). Врожденные, наследственные и дегенеративные заболевания центральной нервной системы тоже, как правило, сопровождаются нарушением движений.
Также паралич может произойти вследствие родовой травмы - это и паралич вследствие поражения плечевого сплетения. Помимо этого, ряд заболеваний неизвестной этиологии (к примеру, рассеянный склероз) характеризуется двигательными нарушениями различной степени. Такие же последствия могут иметь и травмы, такие, как ранения и переломы, если они связаны с повреждением двигательных проводящих путей или непосредственно двигательных центров. Надо сказать, что во многих случаях паралич имеет психогенную природу и бывает проявлением истерии - таким больным может помочь лечение у психиат ра.
Многообразие причинных факторов не может не отражаться на патоморфологических изменениях, которые в свою очередь могут иметь самые разные характер и локализацию. Такие патологические изменения нервной ткани, как разрушение, дегенерация, воспаление, образование очагов (бляшек), склероз, демиелинизация – являются наиболее типичными вариантами, выявляющимися при параличе. С анатомической точки зрения различают параличи, вызванные поражением центральной нервной системы (головного или спинного мозга)- спастический паралич, и параличи, связанные с поражением периферических нервов (вялый паралич). Первые в свою очередь делятся на церебральный и спинальный типы. Параличи церебрального типа могут иметь корковое, подкорковое, капсулярное или бульбарное происхождение. Параличи спинального типа являются следствием заболеваний, поражающих центральные и/или периферические двигательные нейроны. Периферические параличи могут возникать при поражении нервных корешков, сплетений, нервов или мышц.
Для центрального паралича характерно не полное выпадение двигательных функций, а их диссоциация - утрата одних и усиление других. При центральном параличе обычно страдает двигательная функция организма в целом, но не отдельных мышц. Парализованные мышцы спастичны (судорожно напряжены), но не подвергаются атрофии (она может быть лишь следствием бездействия), и в них отсутствуют электрофизиологические признаки перерождения. В парализованных конечностях сохранены или усилены глубокие сухожильные рефлексы, часто выявляются клонусы (быстрые спастические сокращения). Брюшные рефлексы на парализованной стороне снижены или отсутствуют. При параличе нижних конечностей наблюдается такой признак повреждения головного или спинного мозга, как рефлекс Бабинского (тыльное сгибание большого пальца стопы в ответ на раздражение наружного края подошвы).
При периферическом параличе наблюдается полное отсутствие движений, вместо повышения мышечного тонуса происходит его снижение. Поражаются отдельные мышцы, в которых выявляются атрофия и электрофизиологическая реакция перерождения. В парализованной конечности глубокие рефлексы снижаются или совсем выпадают, клонусы отсутствуют. Брюшные рефлексы сохранены, не вызывается и рефлекс Бабинского. Также при поражении периферического нерва или сплетения, которые содержат как двигательные, так и чувствительные волокна, выявляются и расстройства чувствительности.
Главная причина параличей центрального типа - это инсульт . Поэтому лечение инсульта будет одновременно являться и лечением паралича. Надо заметить, что плотность нервных проводников в различных участках головного мозга неодинакова: где-то они предельно сконцентрированы, а где-то их плотность достаточно мала. Поэтому нередки случаи, когда дефект мозговой ткани значительных размеров приводит к небольшим двигательным расстройствам (параличам и парезам), а небольшой дефект служит причиной глубокой инвалидизации человека. Во внутренней капсуле содержатся в концентрированном виде все двигательные проводники и поражение этой капсулы приводит к параличу всей противоположной половины тела.
Паралич может проявляться в виде отсутствия или нарушения спонтанных движений или снижения мышечной силы, которое выявляется при осмотре. Также паралич характеризуется невозможностью выполнять движение против сопротивления врача или длительно удерживать определенную позу, сопротивляясь силе тяжести, например вытянутые руки или поднятые ноги (проба Барре).
В результате поражения подкорковых структур мозга возникает экстрапирамидный паралич, исчезают содружественные и автоматизированные движения, двигательная инициатива отсутствует (акинез). Тонус мышц характеризуется пластичностью - конечность удерживается в пассивно приданном ей положении.
Диагностика паралича включает в себя осмотр невролога, рентген, миографию, неросонографию. Также проводится проверка рефлексов с нижних конечностей: коленный рефлекс, ахиллов рефлекс, прием Ендрашека, подошвенный рефлекс.
Что касается лечения паралича, то прежде чем его рассматривать, необходимо подчеркнуть тот факт, что параличи не являются самостоятельными заболеваниями, это отражение других болезней и патологических процессов. Поэтому лечение должно прежде всего причинным, то есть должно быть направлено против основного заболевания: сшивание периферического нерва при его травматическом повреждении, восстановительная терапия при инсульте, оперативное удаление опухолей, сдавливающих нервные структуры, и т.д. Но наряду с причинной терапией необходимо проведение и симптоматической терапии, так как это является существенным дополнительным и необходимым профилактическим мероприятием, потому что без движения мышечная ткань атрофируется. Применяют специальные методы восстановления функций конечности, такие, как массаж при параличе, ЛФК при параличе, лечебная гимнастика при параличе и др.

Главенствующую роль при симптоматическом лечении играет лечебная физкультура , которая способствует восстановлению движения и предупреждает появление контрактур и деформаций.
Комплекс ЛФК при параличе состоит из следующих элементов:
- укладывание парализованной конечности в правильное положение
- массаж
- пассивные движения
- активные движения.

При центральном параличе конечностям необходимо придавать специальное положение, которое препятствует образованию контрактур. Начиная со второй недели больному назначают массаж. Мышцы с повышенным тонусом, слегка поглаживают. Остальные же мышцы массируются обычными приемами, конечно же, при этом необходимо учитывать состояние парализованного. Совместно с этими мероприятиями проводится лечебная гимнастика , которая должна включать активные и пассивные упражнения при параличе.
Пассивные движения следует начинать в зависимости от состояния больного, лучше в конце первой недели. Вначале упражнения ограничиваются несколькими минутами. Упражнения производятся в медленном темпе и в полном объеме во всех суставах парализованных конечностей. С помощью этих упражнений стараются также предотвратить неправильные положения конечностей - чрезмерное сгибание, приведение или разгибание.

Лечебная гимнастика при центральных параличах:
1. Пассивные движения плеча
2. Пассивное отведение плеча вперед, вверх и в сторону
3. Разгибание руки в локтевом суставе с отведением выпрямленной руки в сторону
4. Разгибание локтевого сустава в положении супинации и ротации плеча кнаружи
5. Супинация и пронация предплечья
6. Вращение бедра в тазобедренном суставе
7. Приведение и отведение бедра
8. Сгибание коленного сустава при разогнутом бедре лежа на боку
9. Пассивное сгибание и разгибание ноги в коленном суставе
10. Пассивные движения в голеностопном суставе
11. Удержание пораженной кисти в приданном ей положении
12. Удержание пораженной стопы в приданном ей положении
13. Облегченное поднимание и опускание пораженной руки здоровой рукой при помощи шнура и блока (упражнение можно сочетать с отведением и приведением руки в приподнятом положении)
14. Облегченное поднимание и опускание пораженной ноги рукой при помощи шнура и блока


Что касается активных упражнений, то их выбор в каждом отдельном случае зависит от группы пораженных мышц.
Начиная со 2 – 3-й недели (для слабых и пожилых больных это должно быть произведено более постепенно) больного нужно переводить в полусидячее положение на 1–2 часа в день.
К концу 3 – 4-й недели большую часть дня можно проводить в удобном кресле.
При обучении ходьбе необходимо в первую очередь научить больного наступать на парализованную ногу. При этом нужно обращать внимание на исправление ненормального положения сгибателей и мышц, поворачивающих ногу к наружи.
При ходьбе необходимо высоко поднимать парализованную ногу за счет мышц таза, чтобы не задевать носком пол. Вначале больной может ходить с посторонней помощью, а затем - опираясь на палку.

При периферических параличах в первые дни конечностям и туловищу также придают положение, которое в дальнейшем препятствует развитию контрактур. Возможно немного раньше начинают массаж, который также должен носить избирательный характер. Паретичные мышцы массируются всеми приемами, тогда как мышцы-антагонисты лишь поглаживают. Одновременно с массажем начинают выполнять пассивные движения. При появлении движений постепенно добавляются активные упражнения. Очень полезна гимнастика в бассейне, а также в ванне с теплой водой.

Медикаментозное лечение проводится по назначению и под наблюдением врача-невропатолога. Из лекарственных средств при параличах применяют: прозерин, дибазол, внутримышечные инъекции тиамина хлорида. При параличах с повышением тонуса мышц – мелликтин.

Надо отметить, что сейчас в западной медицине набирает обороты следующий метод лечения паралича: путём мобилизации внутренней воли пациента, с помощью зеркала или видеороликов пациенту проводят "зеркальную терапию" , которая состоит в том, что перед пациентом, страдающим частичным или полным параличом одной из рук, ставится зеркало ребром к вертикальной оси туловища, а отражающей поверхностью в сторону здоровой руки. Пациент смотрит в зеркало в сторону своей больной руки, а видит в нём свою здоровую руку. В таком положении по команде врача больной старается выполнить синхронные движения обоими руками. В том случае, если пациент страдает полным и частичным параличом, врач, стоящий за зеркалом, помогает параличной руке исполнять синхронные движения по отношению к здоровой руке. Таким образом, у пациента создаётся иллюзия здоровой руки, и это помогает ему активизировать свои внутренние силы на управление больной рукой.
Другой подобный метод состоит из просмотра видеороликов, на котором записаны движения рук больного перед зеркалом, которое располагается так же как и в опыте, описанном выше. При просмотре такого видеоролика, благодаря здоровой зеркальной руке, у больного создаётся впечатление синхронного движения обеих рук. Пациент смотрит на себя в `телевизоре как бы со стороны, и пробует представить, что его обе руки здоровы. После просмотра видеоролика пациент пытается повторить увиденные в телевизоре собственные движения. Потом опять смотрит ролик, и снова пытается проделать увиденные движения. То есть, в данном случае, как и в "зеркальном методе", врачи пытаются мобилизовать силу самовнушения пациента - самогипноз. А самогипноз является очень действенным методом при лечении паралича. Главное - верить в свои силы, работать над собой и тогда, рано или поздно, выздоровление все-таки наступит.

Страница 20 из 35

Выпадения или ограничения движений верхних и нижних конечностей зависят от локализации травмы спинного мозга.
Так, спастические параличи и парезы развиваются в результате травмы верхнешейного отдела позвоночника (I-IV шейные позвонки). При ранениях нижнешейного отдела (IV шейный и II грудной позвонок) часто возникает смешанный синдром спастического паралича нижних конечностей с явлениями паралича или пареза верхних конечностей. При травматических повреждениях грудного отдела позвоночника (III-XII позвонки) наблюдается спастическая параплегия нижних конечностей с расстройством мочеиспускания. При поражении I поясничного - II крестцового позвонков, т. е. области поясничного утолщения спинного мозга, наблюдается периферический паралич нижних конечностей с расстройствами чувствительности и мочеиспускания.
Если поврежден конский хвост (cauda equina), то бывает вялая параплегия с расстройством мочеиспускания и
болями.
При травмах спинного мозга выпадает тормозящее влияние коры головного мозга, повышается рефлекторная возбудимость, усиливается автоматическая деятельность спинного мозга, что ведет к развитию содружественных движений к спазмам более сильных мышц конечностей. Это способствует возникновению спастических контрактур, и антагонисты, находясь в растянутом состоянии, еще больше слабеют. Спастические контрактуры создают условия для фиброзных изменений в суставах, нарушения двигательной функции стабилизируются, что обусловливает стойкую вынужденную позу больного.
Характерная поза таких больных - рука приведена, предплечье согнуто и пронировано, кисть к пальцы согнуты, нога разогнута в тазобедренном и коленном суставах, стопа согнута в подошве, иначе говоря, верхняя конечность укорочена, нижняя удлинена. Спастическое состояние мышц крайне затрудняет как пассивные, так и активные движения.
Активные движения больные выполняют со значительным усилием, так как им приходится преодолевать сопротивление мышц-антагонистов. Это вызывает изменение позы и выражения лица, быстро утомляет. Вольной выполняет движения медленно, их амплитуда ограничена и количество затраченной энергии не соответствует конечному результату движения.
Основные трудности при лечебной гимнастике заключаются в преодолении спазма, уменьшении рефлекторной возбудимости, судорог, укреплении паретичных мышц и развитии координации движений. Важно выбрать удобную для больного позу, которая сама по себе способствовала бы расслаблению спастически напряженных мышц.
Рефлекторную возбудимость спинного мозга и ригидность мышц снижают массаж и пассивная гимнастика. Пассивные движения обычно сочетают с активными. При резких расстройствах движений и сильном спазме уделяют больше внимания массажу и пассивным движениям. По мере развития движений и уменьшения ригидности пассивные упражнения постепенно заменяют активными. При спастических параличах необходимо массировать все мышцы ослабленных конечностей, включая наиболее ригидные, дозируя интенсивность массажа в соответствии с реакцией мышц больного и не допуская усиления их напряжения. Массаж должен быть поверхностным, он призван понижать мышечный тонус. Рекомендуется использовать поглаживание, растирание, разминание (ограниченно), катание валиков, потряхивание и растяжение. Эти приемы сочетают с пассивными движениями.
Массаж в теплой воде снижает спастическое напряжение мышц конечностей. Тепловое и механическое действие воды способствует уменьшению спазма, рефлекторной возбудимости, утоляет боли. Обычные приемы лечебного массажа выполняемые в воде, дополнительно воздействуют на двигательный аппарат, что обеспечивает большую полноценность активных упражнений.
Массаж паретичных мышц подготавливает больного к пассивным и активным движениям. Пассивные движения делают в спокойном, медленном темпе и в таком объеме, чтобы не вызвать боли или усиления ригидности при спастических параличах. Объем движений постепенно увеличивают, темп ускоряют в зависимости от субъективных ощущений больного и степени испытываемого сопротивления. Необходимо учитывать, что напряженные антагонисты препятствуют пассивным движениям. При спастических параличах целесообразно сближать точки прикрепления этих мышц, уменьшая таким образом их сопротивление.

Так, например, пассивное отведение бедра совершается в большем объеме при согнутом бедре, тыльное сгибание стопы-при согнутом колене, разгибание пальцев - при согнутой кисти. Целесообразно вводить пассивные противосодружественные движения, так как они сочетают в себе элементы сгибательных и разгибательных синергий. Эти упражнения позволяют значительно растягивать сразу несколько спастических мышц (поднимать руку или отводить ее, одновременно супинируя и разгибая предплечье, кисть и пальцы). Упражнения рекомендуются только тогда, когда они не усиливают ригидность мышц.
Нужно приучать больных к пассивным движениям с помощью здоровой конечности. Больные должны активно выполнять движения несколько раз в день. Во время пассивных упражнений необходимо следить, чтобы больной расслабляя мышцы, удобно лежал или сидел. Амплитуда ритмичных, спокойных движений должна быть ограниченной. Начинать движения следует из среднего физиологического положения.
Активные упражнения являются прекрасным средством воздействия на нервную систему больного. При применении лечебной гимнастики стремятся выявить начальные произвольные движения. Для этого назначают удобные для больного исходные положения, облегчающие выполнение даже элементарного движения. При появлении активных движений больному помогает методист лечебной физической культуры или медицинская сестра, которые поддерживают конечность рукой или лямкой (типа гамака), чтобы исключить трение конечности о постель. Нужно побуждать больного к волевому напряжению при движении. Если оно вызывает боль или судороги, то его заменяют движениями для здоровых мышечных групп, а к упражнению для паретичной мышечной группы возвращаются позже. При тренировке паретичных конечностей чередуют упражнения для дистальных и проксимальных сегментов, включая между этими движениями общеразвивающие и дыхательные упражнения. Активные движения для верхних и нижних конечностей обычно сочетают с корригирующими упражнениями для позвоночника.
Подбор и применение упражнений обусловливаются прежде всего локализацией параличей и парезов. Упражнения для паретичных конечностей чередуют с упражнениями для позвоночника, с общеукрепляющими (для здоровых мышечных групп) и дыхательными упражнениями.
Лечебная гимнастика при указанных выше поражениях остается основным методом даже в позднем периоде. Главная задача физических упражнений при вялых формах - укрепление мышц, а при спастических - отработка управления ими, поэтому при разных формах нарушения движений комплекс упражнений будет существенно различаться (табл. 8).
Таблица 8
Схема методических особенностей применения физических упражнений при различных формах двигательных расстройств (по схеме С И. Уаровой-Якобсон, дополненной В. Н. Мошковым)

Растяжение спастически сокращенных мышечных групп рассматривают как специальные виды движений при спастических парезах. Следует пристально следить за тем, чтобы конечности больного не оставались в неправильных, обусловленных спастическим состоянием мышц положениях, ограничивающих движения в суставах и способствующих развитию в них деформации. Движения следует выполнять медленно, ритмично, так как грубые движения с резким растяжением увеличивают ригидность.
В борьбе с парезами и дискоординацией движений целесообразно учитывать рекомендации В. Л. Найдина: начало движения и точность остановки, скорость движения, ускорение и замедление, а также постоянно иметь в виду амплитуду и дозировку упражнений. Приводим методы лечебной гимнастики, способствующие устранению вторичных нарушений [Найдин В. Л., 1972]:


Для развития координации движений в первое время назначают наиболее простые упражнения (для отдельных суставов), совершаемые в какой-либо одной плоскости. Иногда такие «изолированные» (для ограниченных мышечных групп) движения очень трудные для больных вследствие развившихся синкинезий. Для борьбы с данным видом двигательных расстройств назначают элементарные противосодружественные упражнения. Методист лечебной физической культуры придерживает ту конечность, которая непроизвольно включается в движение при работе другой конечности. Этот прием способствует «изолированности» движения паретичных мышечных групп. Кроме противосодружественных движений, назначают и содружественные. Их выполняют с помощью соответствующей здоровой конечности: если сгибание одной ноги в тазобедренном и коленном суставах затруднено, то сгибание одновременно больной и здоровой ноги облегчает выполнение упражнения.
Для понижения ригидности мышц упражняемой конечности делают движения с ограниченной амплитудой. Для этого вводят упражнения с помощью здоровой конечности, участие которой или исключает, или ограничивает силовое напряжение мышечных групп паретичной конечности. Для снижения повышенного тонуса мышц используют маховые упражнения как для верхних, так и для нижних конечностей с постепенным увеличением амплитуды движений. Такие движения обусловливают расслабление мышечных групп. Больных следует научить расслаблять мышцы, что помогает выполнять движения в большем объеме. С этой целью используют элементарные приемы массажа и пассивные движения с ограниченной амплитудой. Для уменьшения спастических явлений в дистальных сегментах конечностей (кисть, стопа) кисть или стопу прокатывают по вращающемуся валику.
При спастических моно- и параплегиях верхних конечностей широко применяют упражнения в метании и ловле мячей, сначала волейбольных и теннисных, а в дальнейшем медицинболов. Различные способы захватывания, бросания, ловли способствуют развитию координации движений верхних конечностей. Эти упражнения сопровождаются радостными эмоциями, отвлекают больных от ухода в болезнь, что способствует снижению мышечного тонуса и выполнению движений в большом объеме. Важным элементом методики, по Форстеру, следует считать воспитание простейших двигательных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, одевание и др.). С этой целью включают упражнения для пальцев с мелкими предметами и лепку.
При занятиях лечебной гимнастикой с больными данной группы рекомендуется использовать валики, гимнастические палки, булавы, гантели, мячи теннисные, волейбольные, медицинболы и мелкие аппараты механотерапевтического типа. Используют также гимнастическую стенку, высокие и низкие скамьи, горизонтальную лестницу. На высокой и низкой скамьях выполняют разнообразные движения в положении сидя. Гимнастическая стенка и горизонтально-наклонная лестница служат для развития функции рук и пояса верхних конечностей, а также для обучения ходьбе. В процедурах лечебной гимнастики сочетают специальные упражнения для паретичных мышечных групп с общеукрепляющими упражнениями, так как восстановление функции патологически измененных мышц возможно не при их изолированном сокращении а при одновременном использовании всей координационной деятельности опорно-двигательного аппарата.

Под термином «детский церебральный паралич» принято понимать целую группу заболеваний.

При перинатальном повреждении некоторые мышцы подвергаются спазму, в результате чего ребенок теряет способность сидеть и ходить. При нарушении корковых структур у многих детей возникают проблемы с умственным развитием.

Чтобы было эффективным, оно обязательно должно носить комплексный характер. При занятии лечебной гимнастикой мозг как бы обучается правильному движению мышц тела и конечностей, что в итоге заставляет его наладить регуляцию этого процесса.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту !
  • Здоровья Вам и Вашим близким!

Важность физической нагрузки

Лечебная гимнастика при таком диагнозе имеет очень большое значение, ведь она помогает решить такие задачи:

  • производит общеукрепляющее и оздоровительное действие на организм, что помогает восстановить его работоспособность;
  • нормализует кровообращение и обмен веществ в районе поражения, что позволяет полностью или частично справиться с обменными и нервно-сосудистыми нарушениями;
  • предотвращает появление спаек между нервными оболочками и близлежащими тканями;
  • если спайки уже имеются, благодаря специальным упражнениям удается сформировать заместительную приспособленность нормальных тканей к подобным образованиям;
  • укрепляет слабую мышечную ткань;
  • развивает координацию движений;
  • помогает справиться с сопутствующими патологиями – к примеру, искривлением и нарушением подвижности позвоночника.

Конечно же, не существует методов лечения, которые помогают восстановить нарушения мозга. Но если заниматься в соответствии с правильно составленной программой, неповрежденная нервная система имеет возможность выполнять свои функции.

Программы по ЛФК являются очень важной частью комплексной реабилитации таких детей. Специалист должен детально проанализировать состояние каждого ребенка и на основании этого подобрать комплекс, который поможет стимулировать его двигательную активность.

У детей с таким диагнозом присутствует недостаток силы восприятия. Чтобы справиться с данной проблемой, нужно выполнять специальные упражнения. В таком случае в программу тренировок включают движения, которые помогают развивать тактильные и зрительные ощущения.

Также задачей лечебной гимнастики является снижение примитивных рефлексов, формирование способности поддерживать свое тело. Немаловажное значение имеет также повышение двигательной силы и реализация ритмических движений.

Примеры упражнений ЛФК при ДЦП

В скором времени после определения диагноза врачи рекомендуют начинать курс физических упражнений. При этом важно, чтобы у ребенка не было судорог, а показатели находились в пределах нормы.

Врачи-реабилитологи и неврологи подбирают упражнения, которые направлены на:

  • предотвращение слабости мышц, которые не могут работать по причине болезни;
  • профилактику повреждения неработающей мышечной ткани;
  • снижение мышечного напряжения – это делается для того, чтобы предотвратить развитие контрактуры, при которой мышцы фиксируются в аномальном положении.

Тренировки должны проводиться каждый день, причем нагрузки следует наращивать постепенно. Врач-реабилитог обязательно должен контролировать состояние ребенка.

Комплекс упражнений ЛФК при ДЦП включает следующие составляющие:

  • терапия положением – при этом конечности фиксируются в специальных шинах или лонгетах;
  • растягивание мышц – заключается в раскачивании конечностей во всех суставах, причем амплитуда должна понемногу возрастать;
  • расслабление мышц – при этом руки и ноги поочередно фиксируются, чтобы снизить количество непроизвольных движений и ослабить повышенный тонус;
  • ходьба;
  • упражнения при участии мышечных агонистов и антагонистов – предполагают сгибание и разгибание всех суставов, причем этот процесс сопровождается массажем мышц;
  • поднимание по наклонной поверхности при помощи инструктора – это позволяет тренировать мышечную ткань пресса и ног, а также помогает поддерживать равновесие;
  • упражнения на формирование выносливости.

Если у ребенка диагностирована спастическая диплегия, используют упражнения, которые сопровождаются непрерывным движением.

Если же у него присутствует астеническая форма заболевания, то все упражнения должны быть небольшими по времени. Кроме того, между ними обязательно следует делать перерывы. Атоническая форма требует выполнения упражнений для развития равновесия.

Поддержка двигательных функций

В этом случае выполняют такие упражнения:

Малыш должен сидеть на пятках
  • Необходимо встать перед ним и положить его руки на свои плечи.
  • Фиксируя малыша в районе таза, стимулировать его попытку встать на колени.
Ребенку необходимо встать на колени
  • Нужно поддерживать малыша под мышки и передвигать его в обе стороны.
  • Он должен научиться сам переносить вес тела на одну ногу.
  • При этом вторую конечность ребенок должен отрывать от пола, одновременно разводя руки в стороны.
Ребенку необходимо сесть на корточки
  • Нужно встать сзади и надавливать на колени.
  • Затем постепенно продвигать тело малыша вперед, чтобы его колени разогнулись.
Ребенку следует сесть на стул
  • Нужно встать лицом к малышу и своими ногами прижать его ноги к полу, а также взять за руки.
  • Тянуть руки вперед и вверх, чтобы заставить ребенка встать самостоятельно.
Ребенок должен встать и одну ногу поставить вперед По очереди следует толкать малыша в спину и грудь, чтобы научить его держать равновесие.
Ребенок должен встать Необходимо взять его за руку, тянуть и подталкивать в разные стороны, чтобы заставить его сделать шаг.
Ребенку необходимо лечь на спину и давить стопами на твердую поверхность Благодаря этому упражнению удастся улучшить опороспособность.

Суставы

Для нормализации работы суставов следует делать такие упражнения:

Ребенку нужно лечь на спину
  • Одну ногу малыша следует держать в положении разгибания, а вторую – постепенно сгибать в колене и тазобедренном суставе.
  • Если есть возможность, бедро стоит привести к животу, после чего медленно отвести его в сторону.
Малышу нужно лечь на бок и медленно отводить бедро Колено при этом должно быть согнуто.
Ребенок должен лечь на живот на край стола и свесить ноги вниз Он должен постепенно разгибать конечности.
Малыш должен лечь на спину Вначале согнуть колено, а затем максимально выпрямить ногу.
Ребенку нужно лечь на живот, а под грудью разместить валик Нужно приподнять его за выпрямленные руки и, делая небольшие рывки, выполнять пружинящие движения разгибательного характера верхней области тела.
Ребенку необходимо лечь на спину
  • Руку малыша следует сгибать таким образом, чтобы его лицо было развернуто в направлении этой конечности.
  • Затем выполнить сгибание, развернув голову в другую сторону.

Мышцы живота

Для укрепления мышечной ткани живота полезны такие упражнении:

Чтобы закрепить полученные результаты, обязательно нужно делать упражнения на растяжку:

Ребенок должен сесть на пол и вытянуть ноги вперед, чтобы туловище было расположено под прямым углом
  • Руки следует расположить перед собой и выполнить вдох. На выдохе тело нужно согнуть вперед таким образом, чтобы ладони достали пальцев ног. Туловище следует наклонять все больше, чтобы лоб коснулся ног.
  • С помощью данного упражнения можно сделать позвоночник более гибким и справиться с ригидностью мышц спины. Также благодаря этому удастся нормализовать кровообращение и работу спинно-мозговых нервов.
Ребенок должен лечь на спину и вытянуть руки вдоль тела
  • Затем следует опираться на ладони и постепенно поднимать вверх грудную клетку. Туловище от талии до стоп должно прикасаться к опоре.
  • Голову следует запрокинуть назад, а ноги должны стоять вместе. Важно следить за дыханием – оно должно быть глубоким и медленным.
  • Благодаря этому на протяжении позвоночника удается повысить тонус мышечной ткани и связочного аппарата. Также существенно улучшается работа нервных стволов и сосудов.
Ребенок должен лечь на спину, ноги поставить вместе
  • Прямые ноги следует поднять над головой, руки положить на пол, при этом колени сгибать не нужно. Малыш должен попытаться дотянуться кончиками пальцев до пола над головой. После чего можно медленно возвратиться в исходное положение.
  • Такое упражнение полезно выполнять не только для спинного мозга и позвоночника – оно отлично прорабатывает мышцы конечностей.
Ребенок должен сесть на пол и согнуть правую ногу, чтобы пяткой достать до левого бедра
  • Затем левую стопу следует поместить на пол с правой стороны правого колена, а правую руку перевести вокруг левого колена и зафиксировать ею стопу левой ноги. Затем левую руку расположить за спиной в направлении правой части талии.
  • Голову при этом следует развернуть влево и наклонить так, чтобы достать до левого плеча подбородком. Важно следить, чтобы правое колено не отрывалось от пола.
  • С помощью этого упражнения можно исправить дефекты спины. Малышам следует выполнять его при участии взрослых, которые помогают фиксировать первоначальную позу.

Мышцы туловища и шеи

Чтобы укрепить мышечную ткань шеи и тела, следует делать такие упражнения:

Ребенок должен лечь на спину
  • Нужно придерживать тело малыша с двух сторон и аккуратно раскачивать его туловище из стороны в сторону.
  • Важно следить, чтобы ребенок не сопротивлялся.
  • После этого, держа голову малыша, аккуратно покачивать ее, сменяя покачивания поворотами головы.
Ребенок должен лечь на правый бок, правую руку расположить под головой, а левую вытянуть вдоль тела
  • Затем следует мягко подтолкнуть малыша, чтобы он упал на живот или на спину.
  • При этом важно, чтобы он удерживал первоначальное положение, а расслаблять мышцы и падать можно только по сигналу.
Ребенок должен сесть в кресло, руки положить на подлокотники, голову опустить на грудь
  • С помощью взрослого нужно выполнять пассивные наклоны и повороты головы, сгибать и разгибать шею.
  • При этом малыш не должен оказывать сопротивление.

Важно, чтобы ребенок фиксировал голову при выполнении пассивных движений, после чего активно расслаблял мышцы, чтобы голова как бы падала на грудь.

Коррекция дыхания

Чтобы наладить процесс дыхания, нужно делать такие упражнения:

  1. Ребенку следует показать, как глубоко вдыхать и выдыхать через нос и рот, после чего предложить ему выдохнуть на свою ладонь или тонкий лист бумаги. Также очень полезно пускать мыльные пузыри или надувать игрушки.
  2. Чтобы улучшить работу органов дыхания, следует научить малыша на выдохе говорить звуки с разной громкостью. Отлично помогает пение, игра на губной гармошке, свист.
  3. Ребенок должен делать вдох на счет «1, 2, 3» и поднимать руки вверх. После чего выдыхать на счет «4, 5, 6» и опускать при этом руки. Также можно опускать голову в воду и делать выдох.

Мимика

Детям с таким диагнозом очень важно научиться распознавать чувства других людей. Благодаря этому удастся правильно реагировать на отрицательные эмоции, что обеспечит душевный комфорт и физическое здоровье.

Необходимо научить малыша имитировать разные эмоции, чтобы впоследствии иметь возможность различать их в повседневной жизни.

С помощью мимических мышц он должен выполнять разрядку эмоций. Это основная задача занятий психогимнастикой.

Эмоции

Чтобы тренировать эмоции, выполняют такие упражнения:

Интерес, внимание Нужно показать малышу, как подслушивает лиса или принюхивается собака, после чего попросить повторить его увиденное.
Страдание Показать малышу, как болит живот или плачет грудной малыш. Затем можно попросить его повторить.
Гнев Попросить малыша показать, как сердится мама или папа.
Отвращение Попросить ребенка представить, что ему нужно выпить соленую воду.
Радость, удовольствие Нужно попросить малыша показать, как ведет себя кошка, когда ее гладят. Также стоит попросить улыбнуться, представив, что пришел Дед Мороз и принес конфеты.
Страх Попросить малыша представить, как зайчик потерял свой домик.
Вина и стыд Предложить ребенку вспомнить, как он потерял любимую вещь мамы, и попросить прощения.

В бассейне

Водные процедуры можно применять для физического восстановления детей с этим диагнозом. Всем известно, что вода способствует прекрасному расслаблению мускулатуры, помогает стабилизировать тонус мышц, наполняет энергией. Благодаря таким занятиям можно ослабить действие стрессовых ситуаций и справиться с депрессией.

Особого эффекта можно добиться при сочетании лечебной гимнастики и пребывания в воде. Этот метод называют гидрокинезотерапией. Она включает выполнение определенных упражнений в воде, занятия игровыми видами спорта, подводный массаж.

Отличных результатов можно добиться при плавании малыша в дельфинарии, ведь дельфины оказывают выраженное лечебное воздействие на таких детей.

Реабилитация

Чтобы реабилитация детей с этим диагнозом проходила максимально успешно, родителям обязательно следует использовать специальные тренажеры. Даже если у малыша спастический синдром конечностей выражен не очень сильно, его коррекции следует уделить пристальное внимание.

Чем раньше будет выявлена проблема и начата домашняя реабилитация, тем легче корректировать последствия ДЦП.

Помимо медикаментозной терапии, такие дети нуждаются в выполнении массажа и применении специальных тренажеров.

Первые тренажеры

Чтобы повысить эффективность , нужно приобрести малышу специальные тренажеры:

Коврик с бугристой поверхностью
  • Вначале ребенка нужно выкладывать по несколько минут на спину и живот. На нем же можно делать массаж конечностей – для этого следует опирать пятки малыша на поверхность или помогать ему трогать бугорки руками.
  • Обычные коврики в виде пятки, оснащенной пластиковыми шипами, тоже прекрасно подойдут таким деткам. Подобные приспособления достаточно положить около кроватки малыша и каждое утро нужно предлагать ребенку ходить по ним.
  • Положительный эффект от такой тренировки очевиден – в пятке человека находится довольно много нервных окончаний. Кроме того, она нормализует кровообращение в ногах.
  • Чтобы гармонизировать физическое и интеллектуальное развитие, маме можно сделать разноцветный чехол на коврик для массажа. На нем могут быть изображены красивые узоры и картинки. Благодаря этому удастся не только оздоровить малыша, но и вызвать у него познавательный интерес.
Эспандер
  • Для малышей можно сделать погремушку из плотного материала. Ее можно наполнить гречкой или рисом.
  • Такой тренажер поможет развивать хватательный рефлекс и устранять спастику пальцев.
Прыгунки и ходунки
  • Немаловажное значение для восстановления ребенка является применение прыгунков и ходунков. При этом необходимо помнить о прочности материалов и устойчивости всех приспособлений. Поскольку малыши с ДЦП имеют слабую координацию движений, пластмассовые неустойчивые ходунки могут быть опасны.
  • Прыгунки для детей с таким диагнозом должны быть оснащены ортопедической вставкой, креплением к стене и прочными фастексами.
  • При этом стоит учитывать, что применение прыгунков и ходунков для таких детей является неоднозначным вопросом. Некоторые врачи считают, что малышу будет достаточно тренажеров на опору и толкание.
  • Это связано с тем, что умения, которые приобретает ребенок с помощью ходунков, сильно отличаются от нормы, поэтому может возникнуть потребность в переучивании малыша. Однако окончательное решение должны принимать родители.

Спортивные и в быту

Немаловажное значение для восстановления детей с ДЦП имеет бассейн, наполненный пластиковыми шарами. Специалисты советуют в качестве основания использовать исключительно твердые материалы. Важно учитывать, что надувные варианты или палатки категорически не подходят.

Отличным решением станет каркас, сделанный из листа ДСП, который нужно обшить синтепоном и тканью. Роль основания может выполнять массажный коврик с бугорками.

Все тренажеры, которые нужны для восстановления нарушенных функций, можно сделать самостоятельно. К примеру, к потолку вполне можно подвесить резинку, которая поможет развивать силу и координацию движений. Также она может выполнять роль фиксатора вертикального хождения.

Отдельного внимания заслуживают личные тренажеры, которые содержат растяжки, туторки, ортопедическую обувь и поддержки в вертикальном положении. Такие приспособления делают индивидуально в ортопедических мастерских на основании предписания лечащего врача.

Чтобы отрабатывать тактильную активность пальцев рук, отлично подойдут рельефные картины. Отличным вариантом станут деревянные игрушки или шершавые обои. Чтобы тренировать начальные функции ходьбы, можно использовать тематические ковры и специальные массажные дорожки.

Очень важно поддерживать интерес малыша к занятиям. Поэтому процесс тренировок стоит преподносить в виде игры.

Если у ребенка что-то не получается или он чувствует боль, есть риск, что он откажется прилагать усилия. Родителям очень важно уговорить малыша продолжить занятие.

Чтобы обеспечить нормальную координацию движений, следует использовать комфортную мебель с различными выемками и прихватками.

Шведская стенка и тренажер Гросса

Тренажер Гросса
  • Система, которая обеспечивает органическую поддержку при выполнении различных упражнений. В этом приспособлении нельзя упасть или принять неправильное положение. Поскольку тренажер обеспечивает надежную фиксацию, есть возможность корректировать искривления позвоночника и таза малыша.
  • Благодаря данному приспособлению ребенок может учиться ходить, делать специальные упражнения и даже кататься на велосипеде. Мягкий шлем защищает голову от ударов, а конструкция способствует развитию опорно-двигательной системы. Без этого сложно представить полноценное интеллектуальное развитие малыша.
  • Тренажер Гросса вполне можно применять в процессе тренировок на кольцах. Он используется для страховки и обеспечивает нормальное положение позвоночника.
  • Также с его помощью можно учить малыша сидеть или ползать. Он позволяет заниматься гимнастикой на специальных приспособлениях.
Шведская стенка
  • Подобные тренажеры могут быть деревянными или металлическими. Их оснащают подвесными лестницами, кольцами, системой противовесом.
  • Детям с таким диагнозом очень важно заниматься на таких тренажерах, поскольку они способствуют развитию координации движений, помогают справиться со спастическими явлениями и последствиями парезов.

Помочь нормально жить может ЛФК при ДЦП, ведь детский церебральный паралич — это самое тяжелое нарушение двигательной функции, которое может возникнуть по разнообразным причинам, которых насчитывают примерно четыреста. При ДЦП нарушается тонус мышц и координация. ДЦП делает людей инвалидами.

ДЦП встречается у деток, которым меньше трех лет. Статистические данные очень печальные: в основном дети не доживают до более старшего возраста. Но все же если вовремя начать принимать какие-то меры по лечению паралича, то ребенок будет иметь шанс на хорошее будущее.

Необходимо на протяжении многих лет. Само лечение направлено на восстановление функций двигательного аппарата, запоминание элементарных движений. Это очень-очень тяжелый труд мамы и папы, а также и самого ребенка.

Одними лекарственными препаратами невозможно вылечить эту болезнь. Необходимо постоянно заниматься лечебной физкультурой, которая позволит малышу научиться правильно двигаться. Лечебная физкультура при ДЦП дает положительный результат в любом случае. Родители детей, страдающих детским церебральным параличом, должны определиться с возрастом, с которого необходимо проводить различные упражнения при ДЦП. Ответ очень прост: с рождения, но под тщательным присмотром врача.

Влияние ЛФК на здоровье детей

Лечебная физкультура имеет положительное влияние на человеческий организм. Она дает стимул тканям и мышцам в теле укрепиться. В организме происходит регулирование обменных процессов. Деятельность мозга и сердечно-сосудистой системы намного улучшается.

Но стоит помнить, что сама по себе лечебная физкультура неспособна справиться с таким тяжелым заболеванием, как детский церебральный паралич. Необходимо создать целостный комплекс, в который будет входить массаж, лечебная физкультура, мануальная терапия, различные закаливания организма.

Для каждого малыша разрабатывается индивидуальный комплекс упражнений. Во все комплексы входят следующие виды занятий: с мячом, в положении лежа и сидя, расслабляющие упражнения, стимулирующие упражнения.

Советы и рекомендации по поводу правильности выполнения лечебной физкультуры

Абсолютно все методики, когда проводится лечебная физкультура при ДЦП, имеют общие рекомендации. Занятия должны иметь системный характер, они должны проводиться регулярно и непрерывно. Только такой график проведения гимнастики поможет добиться хорошего положительного результата. Комплекс упражнений должен подбираться квалифицированным специалистом для каждого маленького пациента индивидуально.

При этом необходимо учитывать сложность заболевания и все особенности протекания болезни. Физические нагрузки должны постепенно увеличиваться.

Упражнения для деток, которые имеют детский церебральный паралич, должны развивать абсолютно все мышцы, суставы. Для этого в комплекс гимнастики должны входить упражнения:

  • для растяжки мышц;
  • чтобы выработать силу и чувствительность мышц;
  • для развития чувствительности нервной системы;
  • для укрепления основных групп мышц, которые принимают участие во всех движениях;
  • чтобы все органы имели хорошую выносливость;
  • чтобы расслабить мышцы, снять судороги и спазмы;
  • чтобы научить ребенка правильно ходить;
  • чтобы органы чувств были развиты;
  • для улучшения равновесия пациента и чувства опоры.

Упражнения, которые необходимо проводить, для того чтобы развивать навыки двигаться

Существует наиболее распространенная форма ДЦП — атоническая. Она проявляется тем, что у ребенка сильно нарушена координация и наблюдается низкий тонус мышц. При этой форме паралича особое внимание необходимо уделить тем занятиям, которые способны укрепить мышцы, в особенности мышцы туловища. Ведь именно мышечный корсет — основной стержень двигательной системы человека в целом.

Эффективными в данном случае являются элементарные упражнения, например, поднимать и опускать туловище из исходного положения лежа на спине. Также можно совершать эти движения, лежа на животе. Можно делать разнообразные наклоны из сидячего положения. С этого же положения можно пытаться делать круговые повороты туловища. В этот комплекс можно включить и упражнения, которые будут укреплять руки и ноги.

Необходимо понимать, что ДЦП затрагивает также и функциональность головного мозга ребенка.

Лечебная физкультура должна помочь мозгу научиться отвечать за те движения, которые напрямую зависят от его работы: движения рук и ног, ползание на четвереньках, приседание, бег, ходьба. Развитие участков мозга, отвечающих за эти движения, достигается посредством регулярного, многоразового повторения одних и тех же действий.

В результате этого возникает эффект «прочувствования», после которого можно выполнять ряд конкретных упражнений:

  1. Исходное положение: ребенок сидит на пятках. Необходимо стать перед малышом, взять его руки и положить их на плечи себе. Зафиксировав ребенка в тазовой области, начать ставить его на колени.
  2. Исходное положение: ребенок стоит на коленях. Необходимо поддерживать малыша под мышками. Переносить массу его тела с одной ноги на другую, поочередно отрывая их от пола.
  3. Исходное положение: ребенок сидит на стульчике. Брать малыша за руки, а ноги его зафиксировать на полу. Пробуждайте в ребенке желание встать, потягивая его за руки вверх и вперед.
  4. Исходное положение: ребенок стоит с выставленной вперед одной ногой. Очень легко подталкивать малыша в спину и грудную клетку, чтобы вырабатывался навык равновесия.
  5. Исходное положение: ребенок стоит. Брать его за руки и толкать в разные стороны, чтобы он мог сделать шаг самостоятельно.
  6. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Опороспособность малыша улучшается, если ребенок надавливает своими стопами на какую-нибудь твердую поверхность.

Упражнения, которые применяют для разработки суставов

  1. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Одну ногу необходимо удерживать в разогнутом положении, а вторую — сгибать. Желательно, чтобы бедро доставало до живота.
  2. Ребенок лежит на боку. Согнуть ногу ребенка в колене и аккуратно отводить бедро.
  3. Ребенок лежит на животе на какой-либо поверхности так, что его ноги свисают вниз. Очень медленно конечности необходимо разогнуть.
  4. Ребенок лежит на спине. Нужно сгибать и разгибать колени малыша.

Дополнительные упражнения

Упражнения, которые тренируют мышцы живота:

  1. Исходное положение: посадить ребенка к себе на колени. Прижать его спинку к себе. Производить вместе с малышом наклоны, а подниматься он должен самостоятельно.
  2. Исходное положение: ребенок лежит на спине с прижатыми к телу руками. Малыш должен попытаться перевернуться со спины на живот, при этом не задействовать руки.
  3. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Необходимо делать глубокий вдох, а на выдохе малыш должен втянуть в себя живот.

Комплекс упражнений на растяжку:

  1. Ребенок сидит на полу. Ноги вытянуть вперед, спина ровная. Руки вытянуть вперед параллельно ногам. Малыш должен сделать глубокий вдох, а на выдохе согнуться и прикоснуться пальцами рук к пальцам ног.
  2. Исходное положение: ребенок лежит на животе с вытянутыми руками. Делая упор на ладони, малыш должен приподнять верхнюю часть тела над полом.

Что касается упражнений на развитие мелкой моторики, то здесь просто необходимо выполнять повороты кисти руки ребенка в разные стороны.

Упражнения с мячом:

  1. Необходимо поставить ребенка спиной к мячу. Ножки должны опереться на игрушку. Посадить ребенка в центре мяча и откатить немножко назад. Это упражнение хорошо развивает равновесие.
  2. Положить ребенка животом на мяч, который подходит малышу по размеру. Руки должны быть протянуты вперед. Держите ребенка за бедра, а мяч немножко толкайте вперед.
  3. Если положить малыша на мячик и легко покачивать его взад-вперед, то отлично снижается тонус мышц.

Упражнения на развитие ходьбы:

  1. Возьмите ребенка за бедра, стойте позади него. Понемногу поворачивайте малыша за бедра в разные стороны, чтобы спровоцировать его сделать самостоятельный шаг.
  2. Помогайте ребенку совершать приседания — 50 в день.

Прекрасным помощником является специальное приспособление, под названием вертикализатор. Он может фиксировать малыша в стоячем положении. Он просто незаменим при тренировках или же при подготовке ребенка к самостоятельному выполнению основных функций. Вертикализатор фиксирует туловище ребенка, а при необходимости его стопы и колени.