Исследование произвольной моторики пальцев рук. Карта комплексного обследования мелкой моторики рук материал по логопедии на тему

- НАДО ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЕ ПО ПОКАЗУ, ПОТОМ ПО СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ ПРИ СЧЕТЕ ОТ 1 И ДО 5;

- ВЫТЯНУТЬ УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПАЛЕЦ И МИЗИНЕЦ ПРАВОЙ ПОТОМ ЛЕВОЙ РУКИ, ОБЕИХ РУК;

- ВЫТЯНУТЬ УКАЗАТЕЛЬНЫЙ И СРЕДНИЙ ПАЛЬЦЫ ПРАВОЙ, ПОТОМ ЛЕВОЙ РУКИ, ОБЕИХ РУК;

- ПОЛОЖИТЬ СРЕДНИЕ ПАЛЬЦЫ НА УКАЗАТЕЛЬНЫЕ НА ОБЕИХ РУКАХ;

- ПОЛОЖИТЬ УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ПАЛЬЦЫ НА СЕРЕДИНЕ НА ОБЕИХ РУКАХ;

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ ПРАВОЙ РУКИ СОЕДИНИТЬ В КОЛЬЦО, ПОТОМ НАДО СДЕЛАТЬ ТОЖЕ САМОЕ С ЛЕВОЙ РУКОЙ И ОБЕИМИ РУКАМИ С УКАЗАТЕЛЬНЫМ (СРЕДНИМ, БЕЗЫМЯННЫМ И МИЗИНЦЕМ). ПРИ ВЫПОЛНЕНИЕ ЭТОЙ ПРОБЫ ОТМЕЧАЕТСЯ ТОЧНОСТЬ И ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ РЕБЕНКА.

2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК:

ПОПЕРЕМЕННО НАДО СОЕДИНЯТЬ ВСЕ ПАЛЬЦЫ РУК С БОЛЬШИМ ПАЛЬЦЕМ СНАЧАЛА ПРАВОЙ РУКИ, ЗАТЕМ ЛЕВОЙ, ПОТОМ ОБЕИХ РУК ОДНОВРЕМЕННО (ЗДОРОВАЮТСЯ ПАЛЬЧИКИ СНАЧАЛА ТОЛЬКО ПРАВОЙ РУКИ, ПОТОМ ЗДОРОВАЮТСЯ ПАЛЬЧИКИ ТОЛЬКО ЛЕВОЙ РУКИ, ЗДОРОВАЮТСЯ ПАЛЬЧИКИ ПРАВОЙ, ЛЕВОЙ РУКИ);

- ВЫПОЛНЯТЬ ДВИЖЕНИЕ << КУЛАК - РЕБРО - ЛАДОНЬ >> ПРАВОЙ, ПОТОМ ЛЕВОЙ РУКОЙ, ЗАТЕМ ДВУМЯ РУКАМИ ДЕЛАЕТСЯ ЭТО ОДНОВРЕМЕННО; ВЫПОЛНЕНИЕ ЭТОЙ ПРОБЫ НЕОБХОДИМО ПОВТОРИТЬ С ПРИКУШЕННЫМ ЗУБАМИ ЯЗЫКОМ. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЭТОЙ ПРОБЫ НАДО ОТМЕЧАТЬ:

УСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ (С ПЕРВОГО ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ, СО ВТОРОГО ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ, ПОСЛЕ СОВМЕСТНОГО С ВАМИ ВЫПОЛНЕНИЯ, НЕВЫПОЛНЕНИЕ);

ХАРАКТЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ (ПЛАВНОЕ, ПОЭЛЕМЕНТНОЕ, ЗАМЕДЛЕННОЕ, ТРУДНОСТИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ У РЕБЕНКА С ОДНОГО ЗВЕНА НА ДРУГОЕ) ;

- ОШИБКИ НАРУШЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ, ПЕРСЕВЕРАЦИИ).

3. ПРОВОДИМ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА У РЕБЕНКА:

- СМЕНЯТЬ РУКИ С ОДНОВРЕМЕННЫМ СЖИМАНИЕМ ОДНОЙ КИСТИ В КУЛАК ПОТОМ РАЗЖИМАНИЕМ КУЛАКА ДРУГОЙ КИСТИ;

- ИГРА НА РОЯЛЕ (ПАЛЬЦЫ 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);

- РИСОВАНИЕ ПО ОБРАЗЦУ << ДОМ - ДЕРЕВО - ЗАБОР >>;

- РАСКРАШИВАНИЕ, ВЫРЕЗАНИЕ, ШТРИХОВКА (ПО РАБОТАМ ДЕТЕЙ) ;

ОБСЛЕДОВАНИЕ ТЕМПА ДВИЖЕНИЙ ПРИ ПОМОЩИ ПИСЬМЕННОЙ ПРОБЫ: ЧЕРТИТЬ НА БУМАГЕ ПАЛОЧКИ В СТРОЧКУ В ТЕЧЕНИИ 15 СЕКУНД В ПРОИЗВОЛЬНОМ ТЕМПЕ, В ТЕЧЕНИИ ДРУГИХ 15 СЕКУНД ЧЕРТИТЬ БЫСТРЕЕ, ПОТОМ 15 СЕКУНД ЧЕРТИТЬ В ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ТЕМПЕ; РЕЗУЛЬТАТЫ 1 И 3 РАЗА СРАВНИВАЮТСЯ И ОЦЕНИВАЮТСЯ ТЕМПЫ: УСКОРЕННЫЙ, НОРМАЛЬНЫЙ, ЗАМЕДЛЕННЫЙ. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЭТОЙ ПРОБЫ ОТМЕЧАЕТСЯ:

- СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ РИТМА РЕБЕНКА;

- СПОСОБНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ РИТМА В ДВИЖЕНИЯХ;

- СПОСОБНОСТЬ РЕТЕНЦИИ РИТМА - СОХРАНЕНИЕ ЕГО В ПАМЯТИ;

- СПОСОБНОСТЬ К РИТМИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ - РИТМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА.

4. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ АВТОМАТИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ВЕДУЩЕЙ РУКИ (ДАВАЙ ПОЗДОРОВАЕМСЯ).

ВЗРОСЛЫЙ ПРЕДЛАГАЕТ РЕБЕНКУ ПРОТЯНУТЬ РУКУ ДЛЯ ПРИВЕТСТВИЯ (ПОЗДОРОВАТЬСЯ): СНАЧАЛА ПРАВУЮ РУКУ, ПОТОМ ЛЕВУЮ РУКУ, ЗАТЕМ ОБЕ РУКИ. НАДО ОТМЕЧАТЬ ЛИШНИЕ ДВИЖЕНИЯ РЕБЕНКА (СЖИМАНИЕ КИСТИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ РУКИ, ПРИПОДНИМАНИЕ ПЛЕЧ, СОКРАЩЕНИЕ МЫШЦ ЛИЦА, ОТКРЫТИЕ РТА РЕБЕНКОМ И. ДР.), КОТОРЫЕ УКАЗЫВАЮТ НА НИЗКИЙ УРОВЕНЬ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ УРОВЕНЬ РЕБЕНКА. ЗА КАЖДОЕ ПРАВИЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПОЛУЧАЕТ ОДИН БАЛЛ.

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ:

- ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ 6 БАЛЛОВ;

- ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ 2 БАЛЛА;

- ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ 5 БАЛЛОВ;

- ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ 1 БАЛЛ.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ (НИЗКИЙ, МЕНЕЕ ДВУХ БАЛЛОВ).

РЕБЕНКУ ДВИЖЕНИЕ НЕ УДАЮТСЯ; ОТМЕЧАЕТСЯ ИНЕРТНОСТЬ И НЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ ДВИЖЕНИЙ. У РЕБЕНКА ОТСУТСТВУЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ, ТЕМП ДВИЖЕНИЙ ИЛИ БЫСТРЫЙ ИЛИ ЗАМЕДЛЕННЫЙ, РИТМ НЕ ВОСПРОИЗВОДИТСЯ. ЕСТЬ ЛИШНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПРИВЕТСТВИИ.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ (НИЖЕ СРЕДНЕГО, ПЯТЬ-ТРИ БАЛЛА).

У РЕБЕНКА ДВИЖЕНИЯ НЕ ТОЧНЫ; ОТМЕЧАЕТСЯ НАРУШЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ. НЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ, ТЕМП У РЕБЕНКА БЫСТРЫЙ ИЛИ ЗАМЕДЛЕННЫЙ, РИТМ НЕ ВОСПРОИЗВОДИТСЯ. ИМЕЮТСЯ ЛИШНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПРИВЕТСТВИИ.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ (СРЕДНИЙ, ДЕВЯТЬ- ШЕСТЬ БАЛЛОВ).

У РЕБЕНКА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ НА ДИНАМИЧЕСКУЮ И СТАТИЧЕСКУЮ КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК ДИАГНОСТИРУЮТСЯ ЗАТРУДНЕНИЯ, НО ЯВНЫХ НАРУШЕНИЙ НЕТ. ПРИ ЭТОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ФИКСИРУЮТСЯ ОГРАНИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ДВИЖЕНИЙ, ТРУДНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАДАННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПАЛЬЦЕВ РУК, СНИЖЕНИЕ ТОНУСА МУСКУЛАТУРЫ И НЕДОСТАТОЧНАЯ ИХ ТОЧНОСТЬ.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ (ВЫШЕ СРЕДНЕГО, ДВЕНАДЦАТЬ - ДЕСЯТЬ БАЛЛОВ).

ДИНАМИЧЕСКАЯ И СТАТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК СФОРМИРОВАНА, НО ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК НЕ ДОСТАТОЧНО ПОЛНЫЙ. У РЕБЕНКА СФОРМИРОВАНО ЧУВСТВО РИТМА. ЛИШНИХ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ПРИВЕТСТВИИ НЕТ.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ (ВЫСОКИЙ, ЧЕТЫРНАДЦАТЬ - ТРИНАДЦАТЬ БАЛЛОВ).

ДИНАМИЧЕСКАЯ И СТАТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК АКТИВНЫЕ, ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ ПОЛНЫЙ, НЕТ ЗАМЕН ДВИЖЕНИЙ. СФОРМИРОВАНО ПОЛНОЕ ЧУВСТВО РИТМА. ПРАВАЯ РУКА ВЕДУЩАЯ. ЛИШНИХ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ПРИВЕТСТВИИ У РЕБЕНКА НЕТ.

Дата обследования

Речевая карта

Ф.И.О. ребенка дата рождения

Откуда поступил

Сведения о родителях:

Мать

Отец

Данные анамнеза:

Протекание беременности : без патологии, легкий токсикоз, тяжелый токсикоз, угроза преждевременных родов, соматические заболевания, инфекционные заболевания, гестоз.

Развитие плода : без патологии, с патологическими проявлениями.

Характер родов : без патологии, с асфиксией плода, родовая травма.

Раннее развитие речи ребенка : время проявления голосовых и речевых реакций: крик гуление лепет первые слова первые предложения ______________________________________

Раннее (до 1 г.) психомоторное развитие ребенка : в срок, с опозданием, с опережением

Перенесенные заболевания :

Занимался ли ранее с логопедом, результаты

Ι . Исследование состояния моторной сферы

Состояние общей моторики

Моторная память (повторить за логопедом 4 движения для рук): выполнение правильное, неправильное; выполнение последовательное, непоследовательное; переключение не нарушено, нарушено.

Произвольное торможение (маршировать и быстро остановиться по хлопку): движенияплавные, лишены плавности; движения ног точные, не точные; двигательная реакция соответствует сигналу, не соответствует.

Статическая координация движений (стоять одна ступня за др. в одну линию с закрытыми глазами; стоять на одной ноге с закрытыми глазами): удержание позы свободное, с напряжением, с раскачиванием из стороны в сторону; балансирует туловищем руками, головой; сходит с места, делает рывок в стороны, касается пола другой ногой; падает; открывает глаза; отказывается выполнять пробу.

Динамическая координация (маршировать чередуя шаг и хлопок):выполняет верно с 1 раза, со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается.

Пространственная организация двигательного акта (начать ходьбу oт центра круга направо пройти круг вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали обойти ка­бинет вокруг и вернуться в пра­вый угол по диагонали через центр из противоположного уг­ла, повернуться на месте вокруг себя и поскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа.): знает стороны тела, не знает; знает ведущую руку, не знает; выполняет уверенно, неуверенно.

Темп движений (в течение определенного времени удерживать заданный темп в движениях рук):нормальный, ускоренный, замедленный, медленный.

Чувство ритма (простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок): темп ускорен, замедлен, нормальный; нарушает количество элементов, не нарушает.


ВЫВОДЫ: НАРУШЕНИЯ МОТОРНОЙ ПАМЯТИ, ПРОИЗВОЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ, СТАТИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ, ДИНАМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ, ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КООРДИНАЦИИ, ТЕМПА, ЧУВСТВА РИТМА, ОБЪЁМА; ДВИЖЕНИЯ ВЯЛЫЕ, АКТИВНЫЕ, ТОЧНЫЕ, НЕТОЧНЫЕ, НЕЛОВКИЕ.

2. Состояние ручной моторики :

Статическая координация движений:

- распрямить ладонь со сближенными пальцами и удержать в вер­тикальном положении под счет до 15;

Распрямить ладонь, развес­ти все пальцы в стороны и удержать в этом положении под счет;

-«коза» под счёт;

-«зайчик» под счёт;

Сложить первый и второй пальцы в кольцо, остальные выпрямить, удержать под счет;

Положить третий палец на второй, остальные собрать в кулак, удержать под счет.

Динамическая координация движений:

- выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать 5-8 раз;

Держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе;

Сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-8 раз) в той же последовательности;

Попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем;

-«ладонь»-«кулак»;

Положить вторые пальцы на третьи на обеих руках.

ВЫВОДЫ: ПЛАВНЫЕ, ЛИШЕНЫ ПЛАВНОСТИ; ТОЧНЫЕ, НЕТОЧНЫЕ; НАПРЯЖЁННЫЕ; СКОВАННЫЕ; ТЕМП НАРУШЕН, ТЕМП НЕ НАРУШЕН; НАРЕШЕНИЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЕСТЬ, НЕТ; СИНКИНЕЗИИ; ГИПЕРКИНЕЗЫ; НЕ МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ЗАДАННУЮ ПОЗУ; ДВИЖЕНИЕ НЕ УДАЁТСЯ; ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЕ

ΙΙ. Строение и подвижность органов артикуляции

1. Строение артикуляционного аппарата

А. Мимическая мускулатура в покое: носогубные складки выражены, сглажены; носогубные складки симметричны, асимметричны; рот открыт, рот закрыт; слюнотечение есть, нет; ассиметрия губ есть, нет; губы смыкаются плотно, свободно; гиперкинезы есть, нет

Б. Губы : естественной толщины, толстые, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, загубные уздечки, укорочены короткая уздечка верхней

В. Зубы: ровные, здоровые, расположены вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, недоразвитые, кариозные, нормальной величины, диастемы

Прикус: физиологический, открытый передний, открытый боковой, односторонний, двухсторонний

Строение челюсти: прогения (смещение нижней челюсти вперед), прогнатия, норма

В. Твердое нёбо: куполообразное, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма

Г. Увуля: отсутствует, укорочена, расщеплена, свисает неподвижно по средней пинии, отклоняется в сторону, норма

Д. Язык: толстый, вялый, напряженный, маленький, длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта, вне ротовой полости, норма

Е. Подъязычная уздечка: короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма

2. Состояние артикуляционной моторики

Губы:

- «Ниточка» и удержать под счёт до 5;

-«Бублик»;

-«Хоботок»;

-«Заборчик»;

-«Зайчик»;

-«Лягушка»;

-«Окошко»;

Многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».

выполнение правильное; диапазон движений нормальный, невелик; синкинезии; без напряжения, с напряжением, чрезмерное напряжение мышц; истощаемость движений; тремор; саливация; гиперкинезы; активна только правая сторона губ, только левая сторона губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается.

Челюсть:

- «Бегемотик»;

Движение челюстью вправо-влево;

Выдвинуть нижнюю вперед.

выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; синкинезии, тремор, саливации; движение не удается.

Язык:

- «Лопатка» и подержать под счет до 5;

Положить широкий язык на верхнюю губу;

-«Часики»;

-«Лопатка»-«Иголочка»;

-«Орешки»;

-«Качели»;

-«Змейка»;

Стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза.

выполнение правильное; недостаточный диапазон; синкинезии; неуклюжесть движений; движение всей массой; не выражен кончик языка; замедленность; неточность; девиация; тремор; волны; подёргивания; напряжённость; посинение; гиперкинезы; вялость; истощаемость; саливация; удерживается в определенном положении, не удерживается в определённом положении; движение не удается

Мягкое нёбо:

- широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается); провести шпателем по мягкому небу (в норме должен появляться рвотный рефлекс);

При высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.

выполнение правильное; объем движения ограничен; синкинезии; малая подвижность небной занавески, гиперкинезы; саливация; движение не удается); отклонение маленького язычка в сторону.

Продолжительность и сила выдоха :

Сыграть на любом духовом инструменте-игрушке;

Поддувать пушинки, листок бумаги.

выдох слабый, сильный; укороченный, длительный.

Динамическая организация движений артикуляционного аппарата:

- оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести язык за нижние зубы, закрыть рот.

выполнение правильное; замена движений; поиск артикуляции, «застревание» на одном движении; инертность движения; нарушение плавности; напряженность языка; подергивание; волны; тремор; движения языка не удаются, легко переключается с одной артикуляционной позы на другую.

ВЫВОДЫ: ДВИЖЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА АКТИВНЫЕ, ВЯЛЫЕ, ПАССИВНЫЕ; ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ ПОЛНЫЙ, НЕПОЛНЫЙ; присутствует ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ, ОТСУТСТВУЕТ ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ; ГИПЕРКИНЕЗЫ; СИНКИНЕЗИИ; САЛИВАЦИЯ; ТРЕМОР; МОТОРНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ; ЗАСТРЕВАНИЕ НА ОДНОМ ДВИЖЕНИИ; РАСТОРМОЖЕННОСТЬ; ГИПОМИМИЯ, АМИМИЯ; СГЛАЖЕННОСТЬ НОСОГУБНЫХ СКЛАДОК; АССИМЕТРИЯ ГУБ; ГИПЕРТОНУС, ГИПОТОНУС, ДИСТОНИЯ, МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС В №; ДЕВИАЦИЯ ЯЗЫКА; ПАРЕЗ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК; ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ИННЕРВАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ; ОТМЕЧАЕТСЯ ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ НЕРВОВ.

  • Part 13 Современные достижения науки. Перспективы развития науки.
  • Акмеологический подход в изучении развития зрелой личности
  • Акмеологический подход в исследовании развития профессионала
  • Методика исследования произвольной моторики пальцев рук Г.А. Волковой, методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру), диагностические задания из книги С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, а также тесты для обследования мелкой моторики рук из книги С.Е. Большаковой. Обследование мелкой моторики детей с нарушением речи включает исследование произвольной моторики пальцев рук, обследование координации движений пальцев и рук определение точности движений пальцев рук. Методика обследования речи и художественного творчества Ю.А. Афонькина комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: диагностический журнал.

    Для исследования произвольной моторики пальцев рук детям предлагаются следующие диагностические задания (по подражанию и по словесной инструкции), которые выполнялись под счет:

    1. Пальцы сжать в кулак - разжать.

    2. Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз).

    3. Сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-6 раз).

    4. Попеременно соединять все пальцы руки с большим, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (для дошкольников провести в виде игрового упражнения «Здравствуй, пальчик»).

    5. На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы (5-6 раз). 6. На обеих руках одновременно показать второй и пятый пальцы (5-6 раз). 7. На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи (5-6 раз).

    8. На обеих руках одновременно положить третьи пальцы на вторые (5-6раз).

    Критерии оценки: «1» балл присваивается за четкое выполнение задания, «0» баллов – за невыполнение задания.

    6 - 8 баллов – высокий уровень развития, 3 – 6 баллов – средний уровень, 0 - 3 балла - низкий уровень

    С целью обследования координации движений пальцев и рук были подобраны диагностические задания, направленные на исследование зрительно-моторной координации, динамической координации движений (кинетический праксис) и кинестетического праксиса.

    Кинестетический праксис – целенаправленное действие, в процессе которого рука получает афферентные сигналы обратной связи и выполняет тонкие движения. После показа обследуемым предлагалось повторить движения:



    · «Кошечка» (средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх);

    · «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

    · «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

    Кинетический (динамический) праксис - последовательное переключение движений и формирование двигательных звеньев, создающих основу двигательных навыков. Применялись упражнения на динамическую координацию движений рук:

    · Кулак – ребро – ладонь (сначала правая, потом левая). Вначале показать ребенку, как выполнить это упражнение вместе со взрослым. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.

    · Предложить ребенку положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).

    Зрительно-моторная координация – согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов. Следующие задания направлены на исследование зрительно-моторной координации пальцев и рук.



    · Графические пробы:– зубчики (на нелинованном листе) 20 сек. на пробу.

    · Вырезание ножницами.

    · Сгибание листа бумаги пополам.

    Критерии оценок при обследовании координации движений пальцев и рук следующие: «1» балл – с заданием справился; «0» баллов – с заданием не справился; «0,5» баллов – справился с помощью взрослого.

    После подсчета баллов определяется уровень развития координации движений пальцев и рук:

    0 - 3 балла – низкий уровень; 3 – 7 баллов – средний уровень; 7 – 10 баллов – высокий уровень.

    Для определения точности движений пальцев рук (методика «Дорожки»), используется следующий материал: рисунок, на котором изображены «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Тип «дорожки» усложняется от первой к последней.

    Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Нужно соединить линией машину с домиком, не отрывая карандаш, и не съезжая с дорожки».

    Критерии оценки:

    1. Наличие выходов за пределы «дорожки». 0 баллов – присутствует в работе частично, 0,5 баллов присутствует в работе незначительно, 1 балл – отсутствует в работе.

    2. Отрывание карандаша от листа бумаги. 0 баллов – присутствует в работе значительно, 0,5 баллов присутствует в работе частично, 1 балл – отсутствует в работе.

    3. Равномерный нажим. 1 балл – признак присутствует, 0 баллов - признак отсутствует.

    4. Многократное проведение по одному и тому же месту. 0 баллов – присутствует в работе значительно, 0,5 баллов присутствует в работе частично, 1 балл – отсутствует в работе.

    5. Активное поворачивание листа бумаги. 0 баллов – присутствует в работе значительно, 0,5 баллов присутствует в работе частично, 1 балл – отсутствует в работе.

    6. Неправильное положение пальцев или руки. 0 баллов – присутствует в работе значительно, 1 балл – отсутствует в работе.

    7. Линии ровные, не дрожащие. 1 балл – признак присутствует, 0 баллов - признак отсутствует.

    8. Уверенная работа с карандашом. 1 балл – признак присутствует, 0 баллов - признак отсутствует.

    6 – 8 баллов – высокий уровень развития, 4, 5 – 6 баллов – средний уровень, 0 – 4, 5 балла - низкий уровень

    Подведение общего итога: 19 – 26 баллов – высокий уровень развития, 10,5 -19 баллов – средний уровень, 0 – 10,5 балла - низкий уровень

    Календарно – тематическое планирование

    Время проведения Н.О.Д. – 30 мин.

    Процедура обследования общих произвольных движений v детей дошкольного возраста

    1. Статическая координация

    Определяется возможность удержания заданной позы:

    а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: удержание позы; удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; не удается сохранить позу, схождение с места.

    б) стоять на «цыпочках».

    Отмечается: удержание позы, схождение с места, ба­лансирование резко выражено; опускание на стопу, частое схождение.

    2. Динамическая координация

    а) определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бедрах). Отмечается: свободно прыгает на одной ноге; касается пола одной ногой; общее мышечное напряжение; силь­ные взмахи руками; не удается прыгать на одной ноге.

    б) определяется возможность прыгать с места через ве­ревку, которая находится на расстоянии 20 см от пола. Отмечается: прыжок производится легко и свобод­но; прыжок неловкий, не удается оттолкнуться дву­мя ногами; прыжок не удается.

    3. Одновременность движений

    а) определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каж­дой стороны (на расстоянии, равном длине спички);

    ребенку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку. Отмечается: одновременные движения обеими рука­ми удаются, спички берутся и кладутся одновремен­но; движения не всегда одновременные; одновремен­ные движения не удаются;

    б) определяется возможность одновременных движе­ний рук и ног; ребенку предлагается катушка ниток;

    маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и наматывать ее на указательный палец. Отмечается: марширует и наматывает нитку одно­временно; движения не всегда одновременны; одно­временные движения не удаются. Отмечается также общий характер движений: ловкий, неловкий; пластичный, неуклюжий.

    Процедура обследования тонких движений пальцев рук

    Ребенку предлагается выполнить следующие упражне­ния: 1) соединить большой палец руки со всеми остальными поочередно сначала на правой, затем на левой руке; 2) заг­нуть каждый из пальцев поочередно на правой и левой руке;

    3) соединить пальцы одной руки с пальцами другой, «паль­чики здороваются»; 4) застегивание и расстегивание пуго­вицы, завязывание шнурков.

    Отмечается: ведущая рука - точное и четкое выполне­ние; недостаточно четкое; плохая координация, неловкость.

    Процедура обследования произвольных мимических движений

    Определяется выразительность мимики при выпол­нении следующих проб: а) поднять брови («удивиться»);

    б) прищурить глаза («яркое солнце»); в) сморщить нос («кислый лимон»); г) улыбнуться («веселый клоун»);

    д) надуть щеки «толстый помидор»); е) выпятить губы («имитация свиста»).

    Отмечается: мимика живая, выразительная, адекватная;

    недостаточно выразительная; мимика вялая; амимичность.

    Процедура обследования артикуляционной моторики

    Определяется точность, объем, подвижность, переключаемость движений при выполнении следующих ар­тикуляционных поз под счет логопеда до 10:

    а) удержание губ в позе «улыбка» (как при звуке «и»);

    б) удержание губ в позе «овал» (как при звуке «о»); в) удер­жание губ в позе «трубочка» (как при звуке «у»); г) удержа­ние языка в позе «лопаточка»; д) удержание языка в позе «иголочка»; е) удержание языка в позе «парус»; ж) пере­ключение движений губ («улыбка» - «трубочка»); з) каса­ние кончиком языка поочередно правого и левого углов рта («часы»); и) касание кончиком языка у верхних и ниж­них зубов («качели»); к) пощелкать языком («лошадки»).

    На просторах интернета есть различные методики обследования моторики, но вот комплексного подхода к данному мероприятию я так и не нашла, поэтому сама составила карту комплексного обследования мелкой моторики детей и теперь опробирую ее.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №8 ГОРОДА КРОПОТКИН

    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

    «Карта обследования мелкой моторики детей 5-7 лет»

    Подготовила:

    Учитель-логопед МБДОУ д/с№8

    Мнацаканян Светлана Викторовна

    Кропоткин, 2015

    Карта обследования мелкой моторики

    Фамилия, имя ребенка _____________________________________________ возраст _________

    Группа _________________________________________________МБДОУ д/с №8 г. Кропоткин

    Дата обследования «_____»_____________________20____г.

    ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

    1. Общая диагностика мелкой моторики.

    Статические упражнения

    «Петушок» __________________ «Коза»_________________ «Флажок» _____________________

    «Заяц» ______________________ «Солдатики» ____________ «Вилка» _______________________

    Координация движений

    «Ладонь-ребро-кулак»______________________ «Коза-заяц» ________________________________

    Работа с бумагой

    Вырезание _______________________________ Сгибание ___________________________________

    Сила тонуса

    Две руки _________________________________ Одна рука___________________________________

    Обследование щепотки

    Захват карандаша ______________ «Посолим суп» ______________ Катание шарика _____________

    Общее кол-во баллов _____________

    Рисунок рук на следующей странице.

    Ведущая рука __________________________________________________________________________

    Подсчет синкензий______________________________________________________________________

    Заключение____________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________

    №1

    №2

    №3

    № 4

    № 5

    №6

    №7

    №8

    №9

    №10

    Общее количество баллов_____________________________

    Заключение ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Учитель – логопед _____________ (_____________________)

    ПОЯСНЕНИЯ К КАРТЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.

    1. Общая диагностика мелкой моторики

    Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

    Статические упражнения:

    «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

    «Коза»(два пальца –указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони);

    «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

    «Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

    «Солдатики» (показ пальцев по одному);

    «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

    Координация движений:

    «Ладонь – ребро – кулак» (вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;);

    «Коза – заяц».

    Работа с бумагой:

    Вырезание ножницами выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);

    Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

    Сила тонуса:

    Сжатие руки взрослого двумя руками;

    Сжатие руки взрослого одной рукой.

    Обследование щепотки:

    Захват карандаша;

    «Посолим суп» (ребёнок как бы растирает комочек соли);

    Катание шарика.

    Условные обозначения:

    « + » - задание выполнено правильно;

    « – » - задание выполнено неверно;

    «i» - неустойчивое выполнение задания.

    Примечание. При подсчете баллов за единицу принимается только знак « + », неустойчивость выполнения в данном случае является отрицательным показателем и нуждается в доработке.

    Характеристика групп:

    Группа В - дети, набравшие 10 - 15 баллов. Мелкая моторика развита хорошо.

    Группа С – дети, набравшие 13 – 12 баллов. Мелкая моторика развита недостаточно.

    Группа Н – дети, набравшие 11 – 9 баллов. Мелкая моторика развита плохо.

    Группа О - дети, набравшие 8 и меньше баллов. Мелкая моторика отстает от возрастной нормы.

    2. Выявление ведущей руки, количества синкензий.

    Для проведения теста необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Посадите ребенка за стол, положите перед ним лист бумаги и попросите положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.

    После этого обведите кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Посмотрите, что получилось. Потом снова попросите положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясните суть задания : «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинайте.

    В случайном порядке указывайте ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки.

    Для того, чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец). Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом проба проводится на каждой руке дважды.

    При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно.

    Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу).

    Результаты теста на развитие мелкой моторики рук обрабатывают следующим образом:

    1) подсчитывают среднее по двум пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество стрелочек для каждой руки и делят полученное число на 2.

    2) полученные по каждой руке результаты складывают.

    Обратить внимание на какой руке меньшее количество синкинезий (для этой руки дифференциация двигательной системы развита лучше) – данная рука будет ведущей при письме.

    3. Диагностика мелкой моторики, связанная с графическими действиями

    №1
    Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно.
    (На выполнение задания отводится 1 минута).
    Оценка:
    3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
    2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
    1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

    №2
    Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
    Оценка:
    3 балла – без ошибок
    2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии
    1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии

    №3 Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.
    Оценка:
    3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю
    2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю)
    1 балл – 3 и более ошибок

    №4
    Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
    Оценка:
    3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии
    2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии
    1 балл – 5 и более раз сошел с линии

    №5

    Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги.
    Оценка:
    3 балла – без ошибок
    2 балла – с ошибками
    1 балл – ребенок не смог продолжить какой-либо или все узоры

    №6
    Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам.
    Оценка:
    3 балла – без ошибок
    2 балла – ребенок ошибся в одном узоре
    1 балл – ребенок ошибся в обоих узорах

    №7
    Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно.
    Оценка:
    3 балла – без ошибок
    2 балла – 1 ошибка
    1 балл – 2 ошибки и более

    №8

    Оценка:
    3 балла – без ошибок
    2 балла – 1 – 2 ошибки
    1 балл – 3 ошибки и более

    №9
    Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.
    Оценка:
    3 балла – без ошибок
    2 балла – 1 – 2 ошибки
    1 балл – 3 ошибки и более

    №10
    Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку.
    Оценка:
    3 балла – без ошибок
    2 балла – ошибки в 1 фигуре
    1 балл – ошибки в 2 фигурах и более

    Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
    Общий результат 24 балла и выше свидетельствует о сформированности и высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.
    Общий результат от 16 до 23 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
    Общий результат 15 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

    Литература


    1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
    2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

    Разработка методического материала принадлежит Мнацаканян С.В. учителю-логопеду МБДОУ д/с №8 г. Кропоткина