Понятие игровой одаренности в спорте. Спортивная одарённость

За 43 года работы школьным учителем мною накоплен богатый опыт по выявлению, подготовке и дальнейшему сопровождению одаренных к спорту детей, как в легкой атлетике, так и в участии во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре. У учителя физической культуры есть много способов выявления одаренности: 1) На уроках физкультуры по программным разделам, на различных состязательных моментах сразу замечаются учащиеся с основными физическими качествами: быстроты, выносливости, ловкости, силы и координации. Наблюдения веду с начальных классов. И если в первом классе различия в физических качествах не различительны, то в четвертом классе одаренность учащегося заметна. И следовательно, если есть условия, необходимо направлять таких детей в школьную секцию по лёгкой атлетике или в группы начальной подготовки детско - юнешеских спортивных школ. 2) Необходимо замечать детей, которые при всей своей хилости стремятся усердным трудом прибавить к своему результату и делают это от урока к уроку, из года в год. Трудолюбие- родная сестра любой одаренности, любой деятельности, в том числе и в спорте. Есть выражение: « Никогда подкова не принесет тебе счастья и удачу, пока не прибьёшь ее к своему копыту и не начнешь пахать, как лошадь!» 3) Но можно «пахать как лошадь», «но выше головы не прыгнешь», а в спорте необходимо прыгать выше головы. Что делать? Есть в спорте физические пределы возможностей индивидуума, т.е. объективные предпосылки потолка возможностей. Например: определенный показатель креатин-фосфата в крови соответствует определенному абсолютному результату в беге на сто метров, т.е. корректирует с быстротой реакции. Короче, не нужно многолетней тренировкой мучить спортсмена, если у него в крови мало креатин - фосфата. Количество его в крови постоянно от рождения до глубокой старости. Он вступает в обменную реакцию переноса остатка фосфорной кислоты с АТФ, участвует в энергетическом обмене. Поэтому, если находится быстрый ученик, необходимо сделать анализ крови на креатин- фосфат. Выносливость т.е. ее потолок можно определить по объему циркулирующей крови и объему циркулирующих эритроцитов (ОЦЭ), количеству гематокрита. Т.е. объективно тренер (учитель) может увидеть перспективу ученика. Или же можно посоветовать другой вид спорта, чтобы не мучить бесперспективной работой. 4) Лично я исходя из своего опыта делаю отбор одарённых детей по самому простому способу: высота свода стопы. Это своеобразная рессора, которая позволяет добиться выдающихся результатов. Если у моего ученика отличный продольный и поперечный свод стопы, дальше можно ждать успеха. Самый простой метод это визуальный осмотр стопы или метод плантографии. Для любого учителя этот метод доступен и прост. Если у ребёнка плоскостопие, тактично советую заняться плаванием или шахматами. 5) Этот метод я называю методом анамнеза родителей. Мы получаем сведения о ребёнке (травмы, операции, аллергические реакции, наследственность, психологическая составляющая) и т.д. Наследственность является важной частью успеха. А если оба родителя бывшие спортсмены- то это большая удача. 6) Жажда соревноваться. Жажда борьбы. Если этого нет у моего ученика, я с ним расстаюсь без сожаления, какой бы одаренный он не был. Это будет впустую потраченное время.

Очевидно, что выдающиеся спортивные достижения - это результат сложного взаимодействия наследственных факторов и влияния внешней среды. Дискуссионным при этом является вопрос о соотношении этих слагаемых спортивных успехов. Одни отдают предпочтение внешним факторам: труду, воспитанию, тренировке, другие - наследственным способностям, таланту. Сложность поиска спортивных талантов удачно выразила Н.Ж. Булгакова. Допустим, мы хотим разыскать рослого и с высоким уровнем развития быстроты юношу.

Рослым будем считать человека, который входит в 1% самых высоких в своей возрастной и половой категории людей - в среднем один на каждые 100 обследованных, т.е. вероятность разыскать такого человека 0,01. Те же требования предъявим к людям с более высоким уровнем быстроты. Значит, если представим, что такие люди попадаются в равной мере часто среди людей разного роста (в действительности, по данным Г.С. Туманяна, это не так: длина тела и скоростные качества отрицательно взаимосвязаны между собой), то вероятность встретить человека рослого и с высоким уровнем развития быстроты равна уже 0,0001. Если этот человек к тому же должен овладеть, например, высоким уровнем развития ловкости или выносливости, то возможность найти такого человека среди его сверстников будет равна лишь одному из миллиона.

При этом следует заметить, что требования к выдающимся спортсменам не исчерпываются перечисленными двигательными качествами. Спортсмен экстракласса должен отвечать большому числу обязательных условий. Подобное уникальное сочетание способностей найти в одном человеке крайне трудно.

Способности не являются врождёнными, а формируются в процессе развития. Врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. К таким задаткам относятся особенности высшей нервной деятельности, строение тела, свойства нервно-мышечного аппарата и т.д. (В.М. Водоков, В.П. Филин, 1983г.).

Проблема способностей - это проблема индивидуальных различий между людьми. Физиологической основой индивидуальных различий является учение И.П. Павлова о свойствах и типах нервной системы.

Способности формируются неравномерно. Наблюдаются периоды ускоренного из замедленного развития способностей. Нередко отмечается раннее проявление спортивных способностей, но встречаются и дети с замедленными темпами формирования способностей. Иногда такой пить развития является более перспективным. Отсутствие ранних высоких достижений ещё не означает, что большие способности не проявятся в дальнейшем.

Условно различают три уровня развития способностей:

1. Самые общие способности. К ним можно отнести хорошее здоровье, нормальное физическое развитие, трудолюбие, настойчивость, работоспособность, интересы,склонности и т.д.

2. Общие элементы спортивных способностей: быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжениям, высокий уровень функциональной подготовки, способность преодолевать утомление, успешное восстановление после тренировочных нагрузок и т.д.

3. Специальные элементы спортивных способностей: быстрый прирост спортивных результатов, высокий уровень развития специальных качеств, высокая мобилизация, готовность и устойчивость в условиях противоборства с противником и т.д.

В отдельных видах спорта структура способностей неодинакова. Так, в циклических видах спорта важную роль в структуре способностей играют стабильность мышечно-двигательных дифференцировок, «чувство темпа», «чувства ритма», способность к адекватным оценкам функционального состояния.

В скоростно-силовых видах спорта важны точные мышечно-двигательные дифференцировки, точная пространственно-временная ориентировка, «чувство ритма». В играх и единоборствах на первый план выступают психические качества, в основе которых лежит система процессов, определяющая возможность в кратчайшие сроки воспринимать возникающие ситуации, принимать и реализовывать творческие решения.

Некоторые специалисты одним из проявлений «двигательной одарённости» считают способность быстро, «буквально на лету», схватывать и запоминать технику выполнения сложных элементов, а также достаточно прочное её закрепление.

В последнее время усилился генетический подход к проблеме спортивных способностей. Академик Астауров Б.Л. отмечает, что возможности воспитания и тренировки не беспредельны, их границы определены наследственной конституцией (генотипом) данного индивидуума. На это указывал ещё Ч. Дарвин. Он говорил, что воспитание и окружающая остановка производит лишь слабое влияние на способности человека, большинство которых в действительности являются врождёнными.

Роль генетической информации в формировании спортивных способностей изучена крайне недостаточна. В частности, установлено большая наследственная обусловленность роста по сравнению с массой тела. Значительная наследственная предрасположенность обнаружена (по данным В.М. Зациорского, Л.П. Сергиенко) в латентном периоде двигательной реакции, в скоростно-силовых тестах (прыжок в длину с места и с разбега, бег на 30 м), в относительной силе мышц и максимальной ЧСС. По результатам исследования Шварца В.Б. генетически обусловлены анаэробные процессы.

На большую роль внешней среды в формировании таланта косвенно указывают следующие факты. Анкетирование более 600 спортсменов высокого класса показало, что дети, которые достигли в последующем успехов в видах спорта, требующих выносливости, родились в многодетных семьях (трое и более детей). Известно, что в многодетных семьях дети рано становятся самостоятельными. Для них характерна большая настойчивость и целеустремлённость, им в большей мере приходиться помогать по хозяйству, сто вырабатывает умение организовывать свободное время. Очевидно, средовые факторы, в частности особенности воспитания детей, играют важную роль во всех видах спорта, где важны настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.

Для понимания взаимодействия генетических и средовых факторов представляет интерес проблема критических или чувствительных (сенситивных) периодов развития. Имеются данные (Л.П. Сергиенко) о том, что воздействие тренировки более эффективно в раннем возрасте для одарённых детей. Напротив, для детей, «не имеющих наследственного предрасположения», наибольшее влияние тренировки проявляется в более позднем возрасте.

При характеристике возрастных границ сенситивных периодов важно ориентироваться не только на паспортный, но и на биологический возраст.

Таким образом, проблема спортивных способностей требует осторожного подхода к оценке природной одарённости, диктует целесообразность всестороннего анализа морфологических, функциональных и психических свойств юного спортсмена.

§ 3. Профессионализм тренера как условие развитие одаренности детей и подростков в спорте

Одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ, является развитие системы поддержки талантливых детей. Президент РФ указал, что в ближайшие годы в России должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, учреждения дополнительного образования детей рассматриваются как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Особенно актуальна эта проблема для российского села. Выявить, создать условия для развития одарённых обучающихся, поддержать способных детей в их обучении и развитии, значит формировать новый сельский прирост населения, конкурентоспособный, выживающий и преуспевающий.

Наряду с интеллектуальной, творческой, социальной одаренностью принято выделять психомоторную или спортивную одаренность. Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.

Создание условий для развития и носит системный характер и строится на следующих принципах:

Выявление спортивно одаренных детей идет на протяжении всего процесса обучения;

Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения спортивной направленности позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени;

Отбор детей для занятий в секции спортивной школы, не имеющих медицинский противопоказаний, постепенный и поэтапный, так как эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна;

Обеспечиваться гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

В процесс обучения включены элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности одаренного ребенка.

На каждом этапе процесса обучения, учитывая возрастные особенности спортсмена, тренеры - преподаватели спортшколы выстраивают учебно-тренировочный процесс таким образом, чтобы проявляющиеся способности не угасли, а раскрывались в полной мере, имея под собой высокую мотивационную базу. Опытный тренер уже на первом этапе может выделить одаренного ребенка, который физиологически и психологически соответствует спортивной программе того или иного вида спорта.

Глубокое понимание основных психофизиологических механизмов вестибулярных реакций тренерами и спортсменами позволяет, в известной мере, использовать скрытые резервы человеческого организма для дальнейшего повышения спортивного мастерства и технических результатов.

На первом этапе обучения сложность отбора спортивно одаренных детей заключается в том, чтобы правильно определить способность юного спортсмена к тому или иному виду спорта, т.е. изначально, как можно точнее, определить одаренность, выражающуюся в соответствии модельными характеристикам определенного вида спорта. В дальнейшем тренер углубляет знания об индивидуальных способностях спортсмена, с которым работает. Он учитывает, что личностные и индивидуально - типологические особенности формируются на базе наследственно - врожденных задатков. Учитывается спортивная программа, в основу которой положены результаты анализа особенностей личности, характерных для данного вида спорта.

На учебно-тренировочном этапе в спортивной школе сопровождение одаренных детей строится с учетом их возрастных предпосылок развития способностей, путем составления индивидуальных планов тренировок одаренных спортсменов, соблюдая при этом здоровый баланс, уделяя внимание, всем сторонам развития, не допуская состояния перетренированности. Для этого в планах тренеров - преподавателей предусмотрены восстановительные мероприятия для спортсменов.

Ставя перед спортсменом конкретные и посильные задачи, задавая определенный тренировочный режим и актуализируя нужные мотивы деятельности, тренеры - преподаватели создают благоприятные условия для поэтапного и оптимального формирования спортивно важных свойств личности одаренного ребенка, влияя на динамику спортивных результатов. Это в свою очередь снижает соревновательный и социальный стресс, повышает эффективность тренировок, сохраняет здоровье, является профилактикой травм и заболеваний, дает информацию о состоянии спортсмена, которая в дальнейшем используется при управленческих решениях, педагогических воздействиях. Тренер поощряет за старание, даже если результат далек от желаемого, награждает за участие, а не только за победу. Помимо культивирования высокого соревновательного духа формируют необходимый дух сотрудничества.

В рамках работы со спортивно одаренными детьми тренеры спортшколы понимают и стремятся повышать свою квалификацию для того, чтобы уметь модифицировать упражнения и стимулировать творческий самостоятельный характер воспитанников. Администрация спортивной школы понимает значение дополнительного стимулирования одаренных детей. Для этого обеспечивает спортсменов экипировкой, выделяет премии, изыскивают возможность для участия их в учебно-тренировочных сборах и профильных лагерях, организует встречи с ведущими спортсменами района, области и России. Пиком проявления одаренности спортсмена является его деятельность в группах спортивного совершенствования.

Таким образом, созданные условия для развития спортивной одаренности являются важной и необходимой основой всего процесса обучения в спортивной школе, которые помогают раскрыть потенциал юных дарований в избранном виде спорта.

§ 4. Обучение одаренных в спорте детей

Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.

Учитель должен знать типы одаренности, чтобы, во-первых, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентировать его в отношении будущей профессии. Во-вторых, проблема заключается еще и в том, что, не зная типы одаренности, некоторые из них можно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности. Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и пока весьма загадочной даже для специалистов проблеме, учителю нужно различать и видеть в своих учениках основные типы одаренности. Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными.

Учителя редко останавливаются еще на одном виде одаренности, проявляющемся хотя и очень заметно, но в контексте средней общеобразовательной школы, не представляющем все же специального интереса. Речь идет о психомоторной или спортивной одаренности.

Ребенок, который занимается спортом, проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений; прекрасно владеет телом при маневрировании; для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков. Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.

Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем. По мнению Ж.Ш. Терасье, одаренные дети и подростки часто страдают от так называемой диссинхронии в темпах развития интеллектуальной, аффективной и моторной сферы; под «диссинхронией» понимается эффект ускоренного развития одного из психических процессов в сочетании с обычным (соответствующим возрасту) или даже замедленным развитием другого.

Распространенный вид диссинхронии вызван неравномерностью развития интеллектуальных и психомоторных процессов - последние отвечают за двигательную активность человека. Наличие одаренности в психомоторной сфере широко признается, она активно диагностируется: преподаватели и тренеры осуществляют на постоянной основе отбор перспективных детей и подростков для занятий спортом.

Однако, многочисленные исследования показали, что одаренность в психомоторной сфере нередко сочетается с недоразвитием интеллектуальной сферы ребенка, подростка или взрослого. Многочасовые занятия и тренировки, дефицит свободного времени, сильное физическое утомление талантливых спортсменов не способствуют развитию их интеллектуальных способностей. Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не интеллектуалы, но если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут хорошо учиться Лишь у некоторых спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности - это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как борьба или бокс. Многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся политиками (О. Шишигина), удачливыми бизнесменами (А. Винокуров) и, талантливыми педагогами (Ж. Тасеменов).

В детском спорте высоких достижений необходимо неукоснительно соблюдать следующее правило: нормальное развитие ребенка ни в коем случае не должно ставиться под угрозу ради кратковременного успеха в спорте. Детский спорт высоких достижений должен быть организован таким образом, чтобы оптимальная спортивная результативность приходилась на период юности и зрелости. Результат, стремление к успеху, материальные и научные интересы не должны становиться самоцелью и тормозить разностороннее развитие ребенка. В рамках спорта высоких достижений ребенок должен иметь достаточное для полного самовыражения поле деятельности. Следовательно, спортивная подготовка детей предполагает и подведение их к самостоятельной деятельности.

Занятия спортом высоких достижений не должны иметь отрицательных последствий для будущей жизни юного спортсмена и мешать его учебе в школе. Спортивные интересы детей не могут служить основанием ни для их ущемления, ни для создания им привилегированного положения; дети должны иметь возможность для социальных контактов не только в рамках тренировочно-соревновательного процесса, но и за пределами спорта - в семье, среди друзей и т.д.; следует всячески избегать социальной изоляции юных спортсменов, которая может возникнуть вследствие их особого положения; нужно оставлять им достаточно времени и возможности для занятий на досуге теми видами деятельности, к которым у них есть склонность. Во многих видах спорта проблема совмещения тренировок и учебы в школе, которые пересекаются по времени, возникает достаточно рано. Расставляя акценты: спортивная карьера или успешная учеба в школе или ВУЗе, многие родители и дети делают выбор в пользу спорта, подчас пренебрегая той составляющей жизни, что осталась «за бортом». Известно, что успех достигается, если нагрузка поступает равномерно с разных сторон, а любая крайность и одержимость приведут лишь к «перекосу» и проблемам.

Жесткий спортивный режим вынужденно ограничивает кругозор ребенка - когда он целыми днями проводит на катке, у него самого вряд ли появится потребность заниматься чем-то еще, кроме спорта. Но спортивная действительность такова, что неизвестно, в какой момент успешно стартовавшая спортивная карьера может вдруг закончиться. В этот момент встает вопрос: куда идти, куда податься? Чтобы этого не произошло, не следует давать ребенку замыкаться исключительно в рамках одного лишь спорта. Спортсмену важно понимать и помнить, что есть и другая жизнь, вне катка, и когда спорт для него по той или иной причине заканчивается, это не крах всей жизни и не конец пути. И в этом случае общеобразовательная школа дает отличную возможность влиться в общественную жизнь, расширить кругозор и научиться налаживать социальные контакты.

Социальная жизнь в школе куда важнее, чем это может показаться на первый взгляд - она позволяет увидеть, что жизнь вне спорта существует. Вдобавок, ограничение интеллектуальных возможностей спортсмена также впоследствии может затруднять его социальную адаптацию после завершения спортивной карьеры, что порой является одной из причин так называемого «кризиса завершения спортивной карьеры» и депрессии.

В пользу совмещения спорта и учебы в школе говорит еще и тот факт, что это способствует развитию навыков самоконтроля, умению планировать свое время, ставить цели и достигать их.

Чтобы детский спорт высоких достижений отвечал этим требованиям, нужно обеспечить выполнение следующих организационных мер:

1. Участие в тренировочно-соревновательном процессе должно оставлять ребенку достаточно времени для других занятий - учебы, общения с семьей, друзьями и т.д.

2. Соблюдение режима дня юного спортсмена.

3. Соревнования для определенных возрастных групп должны проводиться на строго определенном уровне. Это необходимо, с одной стороны, для того, чтобы предотвратить нежелательное в детском возрасте стремление к высшим спортивным достижениям как символу успеха, а с другой, чтобы избежать опасности переоценки личности ребенка и его соревновательных результатов.

4. Тренер несет ответственность не только за спортивную подготовку вверенных ему детей, но и за их общее воспитание для настоящего и будущего. Он должен иметь достаточно четкое представление об основных проблемах биологического, психического и социального развития детей и уметь пользоваться этими знаниями на практике. Для постоянного пополнения педагогических знаний тренер должен регулярно проходить курсы повышения квалификации.

5. Следует регулярно информировать родителей о том, каково положение их детей в спорте и учебе, об их перспективах и риске, связанном со спортивной и учебной деятельностью. Это нужно для того, чтобы родители могли выбрать верную педагогическую позицию и в нужный момент поддержать своих детей.

Родители играют важную роль в процессе педагогического руководства детьми, занимающимися спортом. Нужно поддерживать его и помогать - обеспечить такой образ жизни, чтобы ребенок мог совмещать и школу, и спорт.

Спорт - это школа выживания, где учатся терпеть боль, сильную усталость, заставляют себя рано вставать по утрам и жить по жесткому расписанию. В то же время спорт - монетка в копилку личностного роста, уверенности в себе, ресурс как способность выживать, преодолевать сложности, взрослеть. Тот, кто рано заканчивает со спортом, но не видит без него своей жизни, может найти себя «за бортиком» катка. Есть масса возможностей развиваться в спорте «по другую сторону бортика»: спортивным психологом, юристом, агентом, менеджером. В Казахстане эти профессии практически не освоены. Именно поэтому так важно не замыкаться в юности на одной лишь спортивной карьере, пренебрегая образованием».

Школа должна обеспечивать юным спортсменам нормальный процесс обучения. Для достижения оптимальных результатов в учебе, нужно разрабатывать учебные программы для одаренных в спорте детей

Это можно переформулировать так: чем должны отличаться программы для одаренных детей от обычных учебных программ? Кажется, все причастные к образованию люди понимают, что обучению одаренных следует быть особым, отвечать самым существенным потребностям спортивных детей. Однако немногие знают, как воплотить в жизнь эту идею.

При разработке учебных программ следует исходить из положений, основанных на общих особенностях одаренных. На сегодняшний день уровни развития познавательных интересов одаренных в спорте детей не достигают своей высшей ступени, т.е. большинство школьников имеют средний, а нередко и низкий уровень развития интереса. Эти факты подтверждаются в проведенном исследовании психологической службой специализированной школы-интерната для одарённых в спорте детей. На основе результатов этой диагностики мы рекомендуем следующие методы для наиболее рациональной организации педагогического процесса.

1. Педагогика сотрудничества - совместный труд учителя и детей

Учение без принуждения. Центральная точка - исключение методов принуждения из соображения гуманности. Попытки принуждать детей учиться изматывают педагога, подрывают его веру в свои силы, в разумность происходящего в школе.

Идея опоры - ключевые слова, знаки исключающие возможность зубрежки. Ученики не только следят за мыслью учителя, но и сами могут проходить путями учительской мысли.

Сверхмногократное повторение с включением зрительной, слуховой и моторной памяти приводит к тому, что ученик все равно будет иметь необходимые знания и умения.

Добиваться насыщенности заданиями открытого типа и иметь свободный выбор (несколько заданий на выбор)

Рефлексия

Коллективная работа

2.Технология индивидуализации

1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;

Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.

2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

3.Элементы тьюторства определение

Работа в малых группах

Творческие работы

При разработке любой программы и отдельного занятия следует постоянно держать в уме то, что развитие способностей идет наиболее эффективно при использовании активных форм обучения групповых дискуссий, мозгового штурма, ролевой игры, групповых и индивидуальных проектов.

Психомоторика - основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах.

Психомоторные акты человека - это сложно организованные познавательно-регуляторные системы, в которых в единстве представлены как мотивационные, функциональные, так и операционные компоненты, при этом, очевидно, что точность, интенсивность и эффективность управления движениями зависят и существенно определяются уровнем функционирования таких психических процессов, как ощущение и восприятие.

Психомоторные процессы, или психомоторика, представляют собой объективное восприятие человеком всех форм психического отражения, начиная с ощущения и заканчивая сложными формами интеллектуальной активности. Понятие «психомоторика» ввел выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов.

Как отмечает К.К. Платонов (1972), в сфере психомоторики человека в качестве важнейшей ее подструктуры выделяют не только сложнокоординированные и многопланометрические движения, в структуре которых в единстве представлены их пространственные, временные и силовые компоненты, но и многообразные виды сенсомоторных реакций человека. В свою очередь, в класс сенсомоторных реакций входят их многочисленные разновидности: простая сенсомоторная реакция; сложная сенсомоторная реакция; сенсомо-торная координация. В каждой из трех названных реакций необходимо различать три типичных психических момента:
сенсорный момент реакции - процессы обнаружения и восприятия стимула;
центральный момент реакции - более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда с различением, узнаванием, оценкой и выбором тех или иных стимулов;
моторный момент реакции - процессы, определяющие начало движения.

Психомоторные способности обеспечивают двигательные навыки, способность в работе «соединять голову с руками». Знания, опыт, рассуждения здесь необходимы. Именно поэтому мы говорим о психомоторных способностях, а не просто о моторных.

Несмотря на вековую историю исследования, до сих пор нет единого понимания проблемы психомоторных способностей. Отсутствует единое мнение об основах диагностики и специфике формирования психомоторики.

Несколько лучше обстоит дело со структурой группы психомоторных способностей. Уже выявлено, что она включает статическую координацию, динамическую координацию, моторную активность (скорость реакции и движений), соразмерность движений, помогающую ориентироваться в пространстве, ритм, темп и направление движения; одновременные движения конечностями и туловищем, головой; мышечный тонус, силу, энергию движений.

Однако изучение психомоторных способностей осложнено высокой тренируемостью моторики, что осложняет их исследование, затрудняет подбор высоконадежных тестов. Тем не менее, психомоторные способности активно исследовались в 20-30-е гг. прошлого столетия. На контрольных испытаниях испытуемым предлагалось завязывать узлы, обводить одной и обеими руками сложные фигуры, нанизывать бусы, проставлять черточки в специальных бланках и т.п. От них требовалось правильно воспринимать пространственные модели, уметь их сравнивать и различать, собирать технические приспособления из деталей конструкторов. В ходе этих исследований было выявлено, что высоконадежных тестов не существует. Эксперименты выявили быструю тренируемость испытуемых. Поэтому, тот, кто в жизни был связан, допустим, с завязыванием узлом, выполнял тест много быстрее, обнаруживая хорошую подготовленность, но не выявляя свои способности.

Однако и сейчас тесты в разных вариантах пытаются использовать для отбора в различные профессии. И если тестирование проводить не одноразово, а на протяжении длительного времени, в несколько этапов, оно может дать требуемые результаты.

В наше время наиболее популярными для изучения психомоторных способностей являются тесты для исследования координации движений, тремора и способности поддерживать равновесие тела. Для изучения точности усилий используется динамометр В.А. Абалакова. Для изучения двигательных качеств - тесты, предлагаемые группой отечественных специалистов. Изучение психомоторных способностей в последнее десятилетие позволило установить динамику их развития. Наиболее высокие темпы развития психомоторики имеют место в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте наблюдается диспропорция в развитии отдельных сенсомоторных функций, а в юношеском - развитие психомоторики приостанавливается.

Наиболее информативным для прогноза психомоторной одаренности является возраст 9-10 лет. Для более объективной диагностики психомоторных способностей тестирование целесообразно проводить трижды. В периоды спада и подъема личных биоритмов и в общий для всех день обследования. Проводя такое тестирование, надо иметь в виду, что при длительной тяжелой работе показатели моторики и энергетики снижаются, а сенсорики и психомоторики улучшаются.

Анатомо-физиологические особенности и задатки предшествуют становлению тех или иных способностей и присущи индивиду с рождения в виде сложившегося и упрочившегося комплекса психических процессов при новой «природной способности» (С.Л. Рубинштейн), которая подлежит развитию и совершенствованию в зависимости от возрастной сензитивности и соответствующих условий деятельности.

Психомоторные задатки, как и природные предпосылки индивида, представляют собой многоуровневое образование, структура которого еще недостаточно исследована психологами, хотя, по их мнению, задатки задают нижние и верхние пределы развития психомоторных способностей.

Исследуя роль наследственности в развитии психомоторных качеств, В.Г. Шварц обосновывает генетическую обусловленность таких показателей, как: показатели максимального потребления кислорода (МПК), определяющие выносливость в циклических видах спорта; анаэробная работоспособность, оцениваемая по результатам бега на короткие дистанции; устойчивость к гипоксемии (задержка дыхания на вдохе); скорость движения по теппинг-тесту. Автор делает вывод о генетическом лимитировании развития двигательных способностей спортсменов.

Другие авторы указывают, что влияние социальных условий на природные задатки чрезвычайно велико, но, тем не менее, не безгранично (К. Д. Абульханова). Ряд авторов подчеркивают, что задатки оказывают тем меньшее влияние на развитие человека, чем более сложным оказывается соответствующее психическое образование.

Диагностика психомоторных способностей невозможна без качественного и количественного изучения структуры психомоторных способностей и их задатков. Классификация психомоторных способностей и их компонентов должна исходить из психологического и двигательного анализа конкретной двигательной или спортивной деятельности.

Представляет особый интерес изучить психомоторные особенности на модели высокоодаренных в двигательном плане людей - выдающихся спортсменов, мастеров спорта международного класса, и сравнить их структуру способностей со структурой школьников, занимающихся и не занимающихся спортом.

На рисунке 1 изображена схема структуры психомоторных способностей по В.П. Озерову, которая предусматривает пять уровней их строения.

Уровень V схемы выражает универсальное развитие нескольких психомоторных способностей. IV уровень предусматривает общие компоненты, а именно: психический и моторный компоненты. III уровень включает в себя групповые компоненты: психический, сенсорный, моторный и энергетический. На II уровне групповые компоненты расчленяются на специальные компоненты, которые включают, в частности, в психический компонент: мышление, память, внимание и волевое усилие; в сенсорный: различительную чувствительность движений и двигательную память, а также быстроту реагирования и координацию движений. Моторный компонент, в свою очередь, включает быстроту реагирования, координацию движений и работоспособность мышечной системы. Энергетический компонент: работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательной систем. I уровень включает широкий арсенал психофизиологических задатков, каждый из которых может входить в состав разных специальных компонентов.

Для оценки психомоторных способностей В.П. Озеров предлагает следующие психомоторные показатели:
1. Время простой двигательной реакции (ВДР) характеризует природную быстроту реагирования и среднее время реакции испытуемого, точность самооценки (СО) микровремени своих реакций, наиболее удобный предсигнальный (стартовый) интервал (1, 2 или 3 сек).
2. Максимальная сила кисти (МС), дополненная заданием 30-секундного удержания своего максимального усилия и самооценкой (СО) остаточного усилия (ОС), позволяют нам получить показатель психомоторной силовой выносливости (СВ), а также точность самооценки своих мышечных усилий (ЧУ) спортсмена.
3. Максимальный темп (МТ) движений кистью руки в течение 6 сек. говорит нам о природной быстроте движений, а снижение среднего темпа (СТ) движений за 30 секунд, дополненное самооценкой (СО) среднего темпа, говорит об уровне чувства темпа (ЧТ) спортсмена.
4. Волевое усилие (ВУ) определяется временем сопротивления кислородному голоданию, которое может выдержать спортсмен при задержке дыхания на вдохе. В конце выполнения теста спортсмен дает самооценку (СО) длительности (в секундах) своего «волевого усилия».
5. Различительная чувствительность пространства (РЧП) определяется по количеству построенных возрастающих ступенек в дозировании амплитуды движения кисти от 0 до 5 сантиметров, с помощью курвиметра (прибор, измеряющий угол отклонения движения). Зрительный контроль испытуемого исключается, поэтому количество ошибочных движений говорит о надежности данного вида чувствительности у спортсмена.
6. Самооценка самочувствия (Сам) в момент тестирования в пятибалльной шкале (5 - самочувствие лучше, чем всегда; 4 -хорошее самочувствие; 3 - недомогание, усталость; 2 - нездоров; 1 - постельно болен).

Разнообразие двигательных способностей, по мнению многих авторов, занимающихся данной проблемой, никак не укладывается в прокрустово ложе из четырех качеств - силы, быстроты, выносливости и ловкости.

Исследования времени реакции и скорости движения представляют практический интерес и сводятся к следующему:
1. Обычно в одной и той же группе спортсменов показатели времени реакции и скорости движения недостаточно высоко коррелируют между собой. Спортсмен может начинать движение быстро или относительно медленно, однако это ничего нам не говорит о том, насколько быстро он будет двигаться после того, как собственно движение уже начнется.
2. Наиболее важным фактором в двигательных навыках является скорость движения, а не время реакции. Таким образом, основное внимание при обучении двигательным навыкам следует уделять развитию у спортсмена максимально возможной (близкой к соревновательной) скорости движения. Лишь небольшая часть его общего усилия должна быть направлена на быстроту начала движения.

В определенных видах физических упражнений и отдельных действиях спортсменов (старты в спринте, розыгрыши мяча в баскетболе и введение мяча в американском футболе) решающее значение имеет время реакции. Задача тренера - принять все меры для того, чтобы по возможности снизить время реакции.

Достичь этого можно различными путями:
1. Активная тренировка сложного движения может снизить время реакции, предшествующее этому движению.
2. Обучение спортсмена умению ориентироваться и предвидеть различные варианты ситуации до начала движения также способствует снижению времени реакции. В качестве примеров для ориентации спортсмена можно назвать изменение тона голоса полузащитника, подающего сигнал перед началом атакующего рывка, напряженность руки стартера перед выстрелом, проведение тренировочных игр по отработке группового взаимодействия в баскетболе с фиксацией нарушений с помощью свистка и без свистка (в первом случае скорость реагирования игроков на сигнал совершенствуется лучше).
3. Исследования показывают, что у спортсмена, готовящегося к действию, имеется соответствующая установка, от которой зависит скорость начала движения. В зависимости от характера этой установки время реакции может быть выше или ниже. Например, если у спортсмена моторная установка, т.е. он думает о движении, ожидая подачи определенного сигнала (выстрела стартера), то движение обычно начинается быстрее, чем в случае, когда спортсмен ни о чем не думает (трудная задача) или готовится к выполнению движения с сенсорной установкой (ожидание звука или выстрела). Благодаря различию во времени реакции из-за двух различных установок перед стартом может легко определиться победитель в спринте или игрок, получающий преимущество в розыгрыше мяча.
4. Оптимальное напряжение мышц конечностей, участвующих в движении (или во всем теле), существенно снижает время реакции. Умеренное напряжение способствует снижению времени реакции по сравнению с чрезмерным или недостаточным напряжением. Спортсмен должен в серии попыток найти наиболее подходящее для него напряжение.

1 слайд

Очевидно, что выдающиеся спортивные достижения - это результат сложного взаимодействия наследственных факторов и влияния внешней среды. Дискуссионным при этом является вопрос о соотношении этих слагаемых спортивных успехов. Одни отдают предпочтение внешним факторам: труду, воспитанию, тренировке, другие - наследственным способностям, таланту. Сложность поиска спортивных талантов удачно выразила Н.Ж. Булгакова. Допустим, мы хотим разыскать рослого и с высоким уровнем развития быстроты юношу.

Рослым будем считать человека, который входит в 1% самых высоких в своей возрастной и половой категории людей - в среднем один на каждые 100 обследованных, т.е. вероятность разыскать такого человека 0,01. Те же требования предъявим к людям с более высоким уровнем быстроты. Значит, если представим, что такие люди попадаются в равной мере часто среди людей разного роста (в действительности, по данным Г.С. Туманяна, это не так: длина тела и скоростные качества отрицательно взаимосвязаны между собой), то вероятность встретить человека рослого и с высоким уровнем развития быстроты равна уже 0,0001. Если этот человек к тому же должен овладеть, например, высоким уровнем развития ловкости или выносливости, то возможность найти такого человека среди его сверстников будет равна лишь одному из миллиона.

При этом следует заметить, что требования к выдающимся спортсменам не исчерпываются перечисленными двигательными качествами. Спортсмен экстракласса должен отвечать большому числу обязательных условий. Подобное уникальное сочетание способностей найти в одном человеке крайне трудно.

2 слайд

Способности не являются врождёнными, а формируются в процессе развития. Врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. К таким задаткам относятся особенности высшей нервной деятельности, строение тела, свойства нервно-мышечного аппарата и т.д. (В.М. Водоков, В.П. Филин, 1983г.).

Проблема способностей - это проблема индивидуальных различий между людьми. Физиологической основой индивидуальных различий является учение И.П. Павлова о свойствах и типах нервной системы.

Способности формируются неравномерно. Наблюдаются периоды ускоренного из замедленного развития способностей. Нередко отмечается раннее проявление спортивных способностей, но встречаются и дети с замедленными темпами формирования способностей. Иногда такой пить развития является более перспективным. Отсутствие ранних высоких достижений ещё не означает, что большие способности не проявятся в дальнейшем.

3 слайд

Условно различают три уровня развития способностей:
1. Самые общие способности. К ним можно отнести хорошее здоровье, нормальное физическое развитие, трудолюбие, настойчивость, работоспособность, интересы,склонности и т.д.

2. Общие элементы спортивных способностей: быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжениям, высокий уровень функциональной подготовки, способность преодолевать утомление, успешное восстановление после тренировочных нагрузок и т.д.

3. Специальные элементы спортивных способностей: быстрый прирост спортивных результатов, высокий уровень развития специальных качеств, высокая мобилизация, готовность и устойчивость в условиях противоборства с противником и т.д.

4 слайд

В отдельных видах спорта структура способностей неодинакова. Так, в циклических видах спорта важную роль в структуре способностей играют стабильность мышечно-двигательных дифферинцировок, "чувство темпа", "чувства ритма", способность к адекватным оценкам функционального состояния.

В скоростно-силовых видах спорта важны точные мышечно-двигательные дифферинцировки, точная пространственно-временная ориентировка, "чувство ритма". В играх и единоборствах на первый план выступают психические качества, в основе которых лежит система процессов, определяющая возможность в кратчайшие сроки воспринимать возникающие ситуации, принимать и реализовывать творческие решения.

Некоторые специалисты одним из проявлений "двигательной одарённости" считают способность быстро, "буквально на лету", схватывать и запоминать технику выполнения сложных элементов, а также достаточно прочное её закрепление.

5 слайд

В последнее время усилился генетический подход к проблеме спортивных способностей. Академик Астауров Б.Л. отмечает, что возможности воспитания и тренировки не беспредельны, их границы определены наследственной конституцией (генотипом) данного индивидуума. На это указывал ещё Ч.Дарвин. Он говорил, что воспитание и окружающая остановка производит лишь слабое влияние на способности человека, большинство которых в действительности являются врождёнными.

Роль генетической информации в формировании спортивных способностей изучена крайне недостаточна. В частности, установлено большая наследственная обусловленность роста по сравнению с массой тела. Значительная наследственная предрасположенность обнаружена (по данным В.М. Зациорского, Л.П. Сергиенко) в латентном периоде двигательной реакции, в скоростно-силовых тестах (прыжок в длину с места и с разбега, бег на 30 м), в относительной силе мышц и максимальной ЧСС. По результатам исследования Шварца В.Б. генетически обусловлены анаэробные процессы.

Преимущественно средовая обусловленность проявляется в абсолютной силе мышц, частоте движений, некоторых показателях ловкости метания ядра.

Можно сделать вывод о том, что более простые в координационном отношении действия в большей мере наследственно предопределены, чем сложные движения.

В исследованиях Сергиенко Л.П. показано, что развитие подвижности в суставах человека также находится под значительным влиянием наследственных факторов. Оказалось, что влияние генов на гибкость характерно в большей степени для женского организма, чем для мужского. Активность действия генетических факторов на развитие гибкости снижается в ходе индивидуального развития.

Влияние генетических факторов в большей степени проявляется в отношении функции сердечно-сосудистой системы и в меньшей - в отношении аппарата внешнего дыхания. Такие показатели внешнего дыхания, как мощность вдоха, минутный объём дыхания, максимальная лёгочная вентиляция, существенно зависит от факторов внешней среды (В.Б. Шварц, 1975).

Исследования энергетического обмена позволили В.Б. Шварцу сделать предположение о "генетической обусловленности механизмов энергетического обеспечения мышечной деятельности - аэробного и анаэробного процессов", а также высказать мысль о том, что "энергетические критерии отбора в циклических видах спорта достаточно надёжны".

6 слайд

Таким образом, наследственный фактор в значительной степени определяет физическое развитие, формирование двигательных качеств, аэробную и анаэробную производительность организма, величину прироста функциональных возможностей под влиянием спортивной тренировки.

Но, признавая значимость генетического фактора, не следует умалять роли внешней среды.

На большую роль внешней среды в формировании таланта косвенно указывают следующие факты. Анкетирование более 600 спортсменов высокого класса показало, что дети, которые достигли в последующем успехов в видах спорта, требующих выносливости, родились в многодетных семьях (трое и более детей). Известно, что в многодетных семьях дети рано становятся самостоятельными. Для них характерна большая настойчивость и целеустремлённость, им в большей мере приходиться помогать по хозяйству, сто вырабатывает умение организовывать свободное время. Очевидно, средовые факторы, в частности особенности воспитания детей, играют важную роль во всех видах спорта, где важны настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.

7 слайд

Для понимания взаимодействия генетических и средовых факторов представляет интерес проблема критических или чувствительных (сенситивных) периодов развития . Имеются данные (Л.П. Сергиенко) о том, что воздействие тренировки более эффективно в раннем возрасте для одарённых детей. Напротив, для детей, "не имеющих наследственного предрасположения", наибольшее влияние тренировки проявляется в более позднем возрасте.

При характеристике возрастных границ сенситивных периодов важно ориентироваться не только на паспортный, но и на биологический возраст.

Таким образом, проблема спортивных способностей требует осторожного подхода к оценке природной одарённости, диктует целесообразность всестороннего анализа морфологических, функциональных и психических свойств юного спортсмена.

8 слайд

Медико-биологические критерии:
а) состояние здоровья;
б) биологический возраст;
в) морфофункциональные признаки;
г) состояние функциональных и сенсорных систем организма;
д) индивидуальные особенности высшей нервной деятельности.

Учёт данных о состоянии здоровья и функциональном состоянии различных органов и систем организма детей позволяет своевременно выявить наличие отклонений, которые (без врачебного вмешательства) могут усугубиться при больших физических нагрузках в ходе тренировки.

На первом этапе определения спортивной пригодности проводится медицинская экспертиза состояния здоровья детей (по карте 227а). Существует рад заболеваний и паталогических состояний являющихся основанием для отказа в приёме в ДЮСШ. К числу абсолютных противопоказаний следует отнести врождённые и приобретённые пороки сердца, гипертоническую болезнь, многие формы ЛОР-патологии и другие заболевания.

9 слайд

Оценку биологической зрелости следует проводить комплексно, т.е. с учётом многих признаков, характеризующих биологический возраст юных спортсменов. Биологический возраст более тесно, чем паспортный, связан с морфологическими и функциональными показателями. Появление признаков полового созревания (волосы на лобке, в подмышечной впадине, увеличение молочных желёз) в более молодом возрасте свидетельствует о более высоких темпах биологического созревания.

Поэтому акцент при спортивном отборе на детей-акселератов не всегда целесообразен. Нередко подростки с замедленными темпами индивидуального развития потенциально более способны, но их одарённость проявится позднее, их зона наилучшего роста (сенситивный период) наступает позже.

Для диагностики биологического возраста у детей и подростков чаще всего используют такие показатели, как развитие зубов, первичные и вторичные половые признаки, сроки оссификации костей, строение капилляров ногтевого ложа, величина экскреции 17-КС и другие.

10 слайд

Важным компонентом модели сильнейшего спортсмена являются морфологические признаки. Поэтому в качестве критериев при отборе используются такие показатели, как длина и масса тела, длина ноги, руки, обхват бедра, голени, размеры грудной клетки и других характеристики строения тела. Для более полной оценки пригодности к занятиям спортом рекомендуют также учитывать такие функциональные показатели, как сила отдельных групп мышц, подвижность в суставах. Чтобы полнее учитывать особенности телосложения, связанные с влиянием генетических факторов, рекомендуют определять так называемые соматические типы. Считают, что детей, относящихся к микросоматическому типу, следует ориентировать на занятия гимнастикой, лыжным спортом, боксом, борьбой (лёгкие весовые категории).

Детей макросоматических типов целесообразно отбирать для занятий баскетболом, волейболом, греблей, лёгкой атлетикой (метания, прыжки в высоту).

В настоящее время всё большую значимость для прогнозирования приобретают данные о так называемых генетических маркерах, т.е. таких стабильных морфологических признаках, по которым можно судить о перспективах развития отдельных двигательных качеств. Считают, что подобные морфологические признаки сформировались на ранних этапах развития и в последующей жизни практически остаются неизменными. К числу таких признаков относят: особенности дерматоглифики (рисунок кожного узора ладоней кистей и стоп), цвет радужной оболочки глаз, группу крови и т.п. К сожалению, данных о возможности использования маркеров при отборе пока недостаточно.

Физиологические показатели для спортивной ориентации и отбора заработаны пока ещё плохо. Можно отметить достижения лишь в разработке критериев для видов деятельности, связанных с проявлением выносливости.

11 слайд

Важным показателем врождённых аэробных возможностей организма является уровень МПК. По данным скандинавских учёных, МПК, определяемое у новичков, является хорошим прогностическим показателем к занятиям бегом и конькобежным спортом: чем больше МПК, тем больше шансов, что у данного человека имеются хорошие задатки для работы на выносливость. Способность терпеть значительные гипоксемические (недостаток кислорода) и гиперканнические (избыток углекислого газа) сдвиги свидетельствуют о предрасположенности к бегу на длинные и средние дистанции. С возрастом повышается мера наследственных влияний для жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ), что объясняется зависимостью ЖЕЛ от размеров грудной клетки, наследственная обусловленность которых с возрастом увеличивается.

12 слайд

При отборе и спортивной ориентации следует учитывать соотношение белых (быстрых) и красных (медленных) мышечных волокон. Так при отборе бегунов на длинные дистанции следует отдавать предпочтение подросткам, имеющим 60-70 % красных мышечных волокон в мышцах, на которые падает основная нагрузка. У выдающихся спринтеров, наоборот, большую часть мышечной массы (60-70 %) составляют белые волокна.

13 слайд

При определении спортивной пригодности необходимо учитывать особенности развития детского организма. У детей младшего школьного возраста прогрессивно совершенствуется нервная система, которая к 11 годам достигает высокой степени развития. Однако, чем моложе ребёнок, тем более выражено в коре головного мозга преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Этим объясняется повышенная эмоциональность детей, меньшая устойчивость внимания, повышенная психическая возбужденность. Для младшего школьного возраста характерны замедление роста тела в длину и некоторая прибавка веса тела, происходит временная «остановка» перед началом этапа полового созревания. У детей младшего школьного возраста размеры сердца увеличиваются медленно. Кровеносные сосуды у них относительно шире, чем у взрослых; этим определяется более низкая величина артериального давления. Верхние дыхательные пути у детей уже, чем у взрослых. Дыхание поверхностное,частота его несколько больше (22-25 уд/мин), чем у взрослых (16-18 уд/мин).

Способность детского организма в 10-11 лет обеспечивать высокий уровень тканевого обмена благодаря эффективной деятельности сердца является предпосылкой ля хорошего приспособления в этом возрасте к нагрузкам, требующим общей выносливости.

После 11-12 лет у детей отмечается сравнительно быстрое развитие различных органов и систем организма. В этот возрастной период высшая нервная деятельность достигает достаточной степени развития. При этом отмечается повышенная реактивность, возбудимость нервной системы, что является предпосылкой к лучшему и быстрому усвоению двигательных навыков и техники движений со сложной координацией. В этом возрастном периоде в связи с прогрессивным функциональным развитием коры головного мозга функции зрительного, вестибулярного и других анализаторов достигает высокого уровня развития.

14 слайд

Учёт типологических особенностей нервной деятельности при отборе приобретает особое значение, ибо, как правило, они с большим трудом поддаются изменениям и (особенно) переделке. Типологические свойства нервной системы в значительной степени предопределяют потенциальные спортивные успехи. Для спортсменов с возбудимой, сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой (сангвиник) характерно быстрое овладение техникой движений, успешное решение двигательных задач. Однако быстрое достижение спортивных успехов может вызвать у представителей этого типа потерю интереса к повторению освоенного. Формирование устойчивых навыков у них затруднено.

Дети и подростки с сильно, уравновешенной, малоподвижной нервной системой сравнительно медленно овладевают сложными по координации движениями. Неоднократное повторение движений не снижает у них интереса, что способствует формированию устойчивых навыков.

Для детей сильного, возбудимого, безудержного типа овладение сложными формами движений не представляет труда. Однако из-за повышенной возбудимости такие дети нетерпеливы, суетливы. Не овладев одним движением, они переходят к новом.

У спортсменов, для которых характерны пониженная возбудимость, слабость нервной системы, даже высокоэмоциональные формы занятий физическими упражнениями (игры, единоборства) не вызывают интереса. Для них предпочтительны виды спортивной деятельности со сравнительно небогатым техническим арсеналом, требующие неторопливого принятия решения.

Как для начального отбора, так и для оценки динамики спортивного роста важен учёт биологических ритмов изменения физической работоспособности подростков. Наиболее значительные изменения в физическом развитии происходят с трёхлетней периодичностью. Так прирост выносливости более выражен в возрасте 10, 13 и 16 лет. Соматические признаки (рост, вес, ширина шеи, окружность плеча, окружность бедра и др.) имеют двухлетнюю периодичность изменения. Тестирование, проведённое без учёта ритмов биологического развития, может обусловить неправильную оценку спортивной пригодности по темпам прироста спортивных результатов.

15 слайд

Педагогические критерии:
а) уровни развития физических качеств;
б) технико-тактическую подготовленность;
в) спортивно-техническое мастерство;
г) темпы роста спортивных достижений;
д) моторную обучаемость;
е) координационные возможности;
ж) способность юных спортсменов к эффективному решению двигательных задач в условиях напряжённой борьбы.

Для тестирования скоростных качеств с успехом применяется бег на 30 и 60 м. Уровень развития скоростно-силовых качеств определяется при помощи прыжков в длину с места и с разбега, метания теннисного и набивного мячей.

Специальную выносливость характеризует время бега до отказа со скоростью, свойственной для соревновательной дистанции. Для взрослых спортсменов, в частности применяется восьмикратное (в 2 серии по 4 забега) пробегание 400 м, для юношей 15-16 лет - шестикратное пробегание этой дистанции с заданной скоростью (2 серии по 3 забега).

Согласно представлениям ряда исследователей (С.С. Грошенков, А.А. Гужаловский и др.) долгосрочный прогноз основывается на гипотезе о том, что вероятность будущего успеха зависит, с одной стороны, от высокого уровня развития физических качеств в данный момент, а с другой - от того, что этот уровень будет сохранён в последующие годы. Поэтому считают, что надёжный прогноз возможен, если правильно оценить исходные показатели. Для прогноза спортивных способностей по исходным показателям.

В.С. Фарфель предлагает определить двигательные возможности детей, которые проявляются в умения управлять своими движениями в пространстве, во времени и по силе. Чаще двигательная одарённость проявляется в каком-либо одном качестве. Но иногда встречаются дети, которые имеют высокие показатели по многим тестам.

Технико-тактическая подготовленность и спортивно-техническое мастерство , как критерии отбора, используются на более поздних этапах отбора (отбор в сборные команды, для участия в соревнованиях). При этом используют специальные тесты для оценки качества и эффективности техники и тактики в различных видах спорта, а также сам спортивный результат и его стабильность.

Одним из надёжных критериев отбора может служить прирост результатов за первые полтора года занятий избранным видом спорта. По истечении этого времени уменьшается опасность отсева перспективных спортсменов. Одной из причин допущения ошибок при отборе является необоснованная классификация испытуемых:
1. Наиболее одарённые;
2. Более одарённые, чем в группе 4;
3. Наименее одарённые;
4. Менее одарённые, чем в группе 2.

Довольно часто тренеры отбирают учеников из числа тех, кто попал в 3 и 4 группы (по ранним признакам). На самом деле, с большей вероятностью можно утвердить, что наиболее одарёнными окажутся абитуриенты 1 группы, а наименее - 3 группы. Во 2 группе дети также более способны, чем в 4.

Темпы прироста показателей можно определить по формуле Bredy:

W=100*(V1 - V2)/0,5*(V1 + V2)*%, где

W - темпы прироста,
V1 и V2 - исходный и конечный результат в испытании.
/ - знак деления,
* - знак умножения.

О моторной обучаемости можно судить по времени, которое требовалось занимающемуся для овладения техникой того или иного упражнения.

На значимость своевременной оценки координационных способностей детей указывает В.К. Бальсевич (1970г.). Оценка этих способностей имеет большое значение для всех видов спорта, так же способность управлять своими движениями определяет высокий уровень мастерства в любом виде спорта.