Занятие для старшего возраста в детском саду. Картотека подвижных игр в старшей группе детского сада

Центр воды и песка: «Лаборатория»

1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники.

2.Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).

3.Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.

4.Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды.

5.Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли.

6.Различные часы.

7.Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта.

8.Набор для опытов с магнитом.

9.Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель).

10.Оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов.

11.Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.

12.Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий).

13.Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.

Уголок природы «Мини-сад», «Розарий», «Чудеса природы»

1.Растения должны быть:

Разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков);

С разнообразными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщенными, ребристыми и т. д.);

С различным расположением листьев (очередным, супротивным – парные, мутовчатые);

Разных видов уже имеющихся родов (бегонии, фикуса, традесканции, плюща);

С выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния, амариллис).

Рекомендуемые растения: бегония-рекс и вечноцветущая бегония – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей; бальзамин, алоэ или агава, традесканция, аспарагус – поглощает тяжелые металлы, плющ обыкновенный и алоэ – относится к фитонцидным растениям, амариллис – от его фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока, фикус – хороший очиститель воздуха.

2.Растения характерные для различных времен года:

Осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары;

Зимой – зимний огород: посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы; тепличка для размножения растений черенками; рассада цветочных и овощных растений; разнообразные экспериментальные посадки;

Весной – ветки лиственных деревьев: тополь, клен и т.п.;

Летом – букеты летних садовых и луговых цветов, колосья хлебных злаков.

3.Аквариум с рыбками: гуппи, меченосцы, скалярии и др.; водными насекомыми, головастиками, молюсками.

4.Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки.

Календарь природы: «Метеостанция»

1.Картина сезона, модели года, суток.

2.Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день.

3.Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которых видели.

4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

5.Календарь наблюдения за солнцестоянием.

6.Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения.

В уголке природы устраиваются выставки поделок из природного материала, овощей, фруктов и т. п.

Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса), моря, гор, природных достопримечательностей родного края.

Предложенный список тем проектов разработан для использования в старшей группе ДОУ (дошкольного образовательного учреждения). Для реализации проектной деятельности и для разнообразия образовательного процесса воспитателям ДОУ рекомендуется использовать дополнительные материалы, интерактивные и мультимедийные технологии.


Рекомендуем использовать данные темы проектов в старшей группе детского сада (ДОУ) для реализации задач дошкольного образовательного учреждения. Темы проектов о растениях, живой и неживой природе, о животных, о свойствах материалов и о природных явлениях в ДОУ - это также эффективный способ взаимодействия с окружающей средой воспитанников в дошкольном образовательном учреждении.

В процессе выполнения проектов в старшей группе детского сада воспитанники усовершенствуют навыки взаимодействия в деятельности с педагогом и другими воспитанниками. Проектная деятельность на основе данных тем проектов в старшей группе ДОУ - это осознанный поиск новых знаний, который заинтересует воспитанников и поднимет уровень интеллектуального развития детей.

Темы проектов старшей группы ДОУ

Байкал - жемчужина Сибири
Быть здоровыми хотим
Волшебница - водица
Волшебное превращение глины
Волшебный мир К.И. Чуковского
Волшебство на грядке
Вся правда об акулах
Выращиваем фасоль
Да здравствует мыло душистое
Деревья - наши друзья
Домашние питомцы
Дружбой нужно дорожить
Друзья планеты Земля
Елочка-красавица
Животные жарких стран
Загадки космоса
Загадочный космос
Здоровые зубы - красивая улыбка
Здравствуй, лето!
Здравствуй, театр!
Зеленая аптека
Зелёная планета
Зимующие птицы - наши друзья
Игрушки из русской избушки
Искусство создания книги
История новогодней игрушки
К далеким мирам
Как краски на палитре появились
Как появился телефон
Как спасти нашу реку?
Как хлеб на стол пришел
Какую воду мы пьём
Картошка - хлебу подспорье
Книжный дом
Кукла-неваляшка
Лук - наш добрый друг
Люди и дельфины
Люди и кошки.
Маленькие открытия в моей большой семье
Мамонты - древние и могучие
Медведь сказочный и настоящий
Мир забавных животных
Мир зебр
Мир кактусов
Мир китов
Мир лошадей
Мир растений на подоконнике
Мир собак
Мир цветов
Может ли хомяк заменить байбака, а байбак хомяка?
Можно ли вырастить в домашних условиях кактус большого размера?
Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?
Мои зеленые друзья
Мой кот
Мой край
Мой любимый цветок
Мой пудель
Мой родной город
Молоко и молочные продукты
Моя малая родина
Моя семья, мой детский сад
Мультфильм своими руками
Мы любим чистоту


Мыльная пена
Наш дом
Наше здоровье - в наших руках
Неделя здоровья
Огонь - опасная страна
Осеннее дерево
Основы безопасности и жизнедеятельности дома и на улице
Первый цветок - подснежник
По морям, по волнам
По сказкам А.С. Пушкина
Покормите птиц зимой
Полезные вершки и корешки
Полиэтилен в городе мастеров
Посмотрите, одуванчик!
Потерянный мир динозавров
Почему вымерли динозавры?
Почему извергаются вулканы?
Почему киты всплывают на поверхность и выпускают фонтан воды?
Почему корова даёт молоко?
Почему морская вода соленая?
Почему появляются водопады?
Почему растет растение
Почему у елки колкие иголки?
Правила безопасности
Про вершки и корешки
Прогулка в лес
Путешествие вокруг света
Путешествие на Северный полюс
Пушкин и музыка
Ребенок имеет право
Рождественская елочка
Роль растения в жизни человека
Россия моя мастеровая
Спортивные игры с мячом
Таинственный комос
У ханты в тайге
Удивительный мир космоса
Удивительный мир рыб
Фотграфии - истории без слов
Хлеб всему голова
Хочу быть на папу похожим!
Чем пахнут ремесла
Что мы знаем о подсолнухах?
Что такое микроскоп?
Что такое эксперимент?
Что у нас в солонке и в сахарнице?
Что я знаю о себе
Чудесные превращения, или Что такое сыр?
Широкая масленица
Экологическая тропа
Я - человек
Я в мире людей

Веночек
Встречная эстафета
Гуси-лебеди
Затейники
Зверолов
Золотые ворота
Караси и щука
Конь-огонь
Медведь и пчелы
Мы - веселые ребята
Мышеловка
Охотники и зайцы
Передал - садись
Перемени предмет
Пожарные на улице
Посадка картошки
Хитрая лиса
Цыплята и ястреб

Веночек
Дети становятся в шеренгу на одной стороне площадки: это цветы в саду. Выбирается водящий - садовник. Становится напротив детей на расстоянии 3-4 м. Садовник произносит слова:
Я иду сорвать цветок,
Из цветов сплести венок
Дети:
Не хотим чтоб нас
Срывали - (махи руками перед собой).
И венки из нас сплетали - ("вертушка" руками).
Мы хотим в саду остаться - (встать на носки, руки вверх).
Будут нами любоваться - (кружение на носках, руки вверх с наклоном головы).
Дети перебегают на другую сторону. Водящий ловит. Пойманный - водит!

Встречная эстафета
Играющие делятся на две команды. Каждая в свою очередь делится пополам. Играющие выстраиваются друг против друга за линиями. Игрокам, возглавляющим команды на одной стороне площадки, дается по эстафетной палочке (теннисному мячу). По команде: "Марш!" они начинают бег.
Бегуны, подбежав к головным игрокам противостоящим команд, передают им эстафету и встают сзади. Получивший эстафету бежит вперед и передает ее следующему игроку, стоящему напротив, и т.д.
Эстафета заканчивается, когда команды поменяются местами на площадке. Выигрывают те, кто закончил перебежки раньше.
Чтобы увеличить нагрузку, можно проводить игру с двойными перебежками: игрок, оказавшийся на противоположной стороне, после передачи ему эстафеты снова бежит туда, откуда начинал бег.
Чтобы научить ребят передавать палочку по правилам легкой атлетики - вручать игроку, который стоит спиной, надо дать задание обегать колонну справа налево и после этого передавать эстафету игроку, который вышел на полшага вправо. Можно предложить игроку, ожидающему эстафету, встать спиной к бегущему, выйдя из своей колонны на полшага в сторону. Тогда игрок, получив эстафету, обегает всю колонну, бежит к противоположной.
Во встречной эстафете игроки могут быть построены и так, чтобы каждый игрок, перебежавший на противоположную половину, отдает эстафету товарищу по команде и остается на его месте. Заканчивается эстафета перебежкой последнего игрока.

Гуси-лебеди
На одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположном краю стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором находится волк. Остальное место - луг. Дети, исполняющие роли волка и пастуха, назначаются воспитателем, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся на лага, летают.
Пастух: Гуси, гуси!
Гуси (останавливаются и отвечают хором): Га, га, га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси: Да. да, да!
Пастух: Так летите!
Гуси: Нам нельзя,
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Пастух: Так летите, как хотите,
Только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья (вытянув в сторону руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежек (по условию игры) подсчитывают пойманных волком гусей. Затем назначаются новые волк и пастух. Игра повторяется 3-4 раза.
Вначале роль волка исполняет воспитатель.


Затейники
Одного из играющих выбирают затейником, он становится в середину круга. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу (вправо или влево по указанию воспитателя) и произносит:
Ровным кругом, Стой на месте,
Друг за другом, Дружно, вместе
Мы идем за шагом шаг. Сделаем... вот так.
Дети останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какое-нибудь движе-ние, а все дети повторяют его. После 2-3 повторений игры (согласно условию) затейник выбирает кого-нибудь из играющих на свое место, и игра продолжается. Повторяется игра 3-4 раза.
Указания. Затейники придумывают разнообразные движения, не повторяя показанных.

Зверолов
Дети идут по кругу, зверолов идет противоходом в другую сторону.
1. В лесу, в лесочке
2. Средь зеленых дубочков,
3. Звери гуляли,
4. Опасности не знали,
5. Ой! Зверолов идет!
6. Он в неволю нас возьмет
7. Звери убегайте!
Дети разбегаются в разные стороны. Зверолов догоняет.
Примечание: 5 стр. - полуприсед, на каждое слово хлопок по коленям.
6 стр. - три хлопка в ладоши на каждое слово.

Золотые ворота
В игре участвуют 10-20 человек. Выбирают двух игроков, те отходят в сторону и договариваются, кто из них будет солнцем, а кто луной. Затем они становится лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные дети берутся за руки и вереницей идут через ворота. При этом они говорят (или поют):
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Ворота закрываются при последних словах и ловят того, кто не успел пройти. Задержанного тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать: луны или солнца. Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через ворота, и снова один из участников попадает в группу луны или солнца. Когда все игроки распределены, то устраивается перетягивание каната между двумя группами. При этом используется канат, веревка, палка или дети берут друг друга за пояс.

Караси и щука
Половина играющих, становясь друг от друга на расстоянии 3 шагов, образует круг. Это пруд, на берегу которого лежат камешки. Один из играющих, назначенный воспитателем, изображает щуку, он находится вне круга. Остальные играющие - караси, они плавают (бегают) внутри круга, в пруду. По сигналу воспитателя "щука" щука быстро выплывает в пруд, стараясь поймать карасей. Караси спешат спрятаться за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу и изображающих камешки. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться за камешки, и уводит их к себе в дом. Игра проводится 2-3 раза, после чего подсчитывается число пойманных щукой карасей. Затем на роль щуки назначается другой играющий. Игра повторяется 3-4 раза.
Указания. При повторении игры, когда выбирают новую щуку, дети, изображающие карасей и камешки, меняются ролями.

Конь-огонь
Играющие стоят по кругу, один в центре (ведущий) с флажком.
Дети в кругу прыгают подскоками по кругу со словами: "У меня есть конь, этот конь-огонь!" Ведущий выполняет подскоки на месте. На слова: "Но-но-но-но, но-но-но-но!" Останавливаются на месте, делают движение согнутой ногой - конь бьет копытом. Ведущий делает тоже.
"Я скачу на нём, на коне своём. Дети движутся по кругу, бегом лошадки", ведущий противоходом в другую сторону. На слова: Но-но-но-но, но-но-но-но! - внешний круг остается, выполняет движение согнутой ногой. Ведущий продолжает движение. С окончанием слов он останавливается и протягивает флажок между двумя играющими. Один играющий бежит в правую сторону, другой в левую, стараясь быстрее добежать и взять флажок. Тот кому удалось - водящий.

Медведи и пчелы
Улей (гимнастическая стенка или вышка) находится на одной стороне площадки. На противоположной стороне - луг. В стороне - медвежья берлога. Одновременно в игре участвует не более 12-15 человек. Играющие делятся на 2 неравные группы. Большинство из них пчелы, которые живут в улье. Медведи - в берлоге. По условному сиг-налу пчелы вылетают из улья (слезают с гимнастической стенки), летят на луг за медом и жужжат. Как только пчелы улетят, медведи выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку) и лакомятся медом. Как только воспитатель подает сигнал "медведи", пчелы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Потом игра возобновляется. Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре.
Указания. После двух повторений дети меняются ролями, воспитатель следит, чтобы дети не спрыгивали, а слезали с лестницы; если нужно, оказывают помощь.

Мы, веселые ребята
Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка. Ловишка назначается воспитателем или выбирается детьми. Дети хором произносят:
Мы, веселые ребята, Ну, попробуй нас догнать.
Любим бегать и скакать. Раз, два, три - лови!
После слова "лови" дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка до-гоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2-3 перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Игра повторяет-ся 4-5 раз.
Указания. Если после 2-3 перебежек ловишка никого не поймает, все равно выби-рается новый ловишка.

Мышеловка
Играющие делятся на 2 неравные по составу группы. Меньшая группа, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая:
Ах, как мыши надоели, Доберемся мы до вас.
Все погрызли, все поели, Вот поставим мышеловки.
Берегитесь же плутовки, Переловим всех сейчас!
Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу воспитателя "хлоп" стоящие по кругу дети опускают руки, приседают - мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда б"ольшая часть детей будет поймана, дети меняются ролями - игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.
Указания. После того как мышеловка захлопнулась, мышам нельзя подлезать под руки стоящих по кругу или пытаться разорвать сцепленные руки. Наиболее ловких де-тей, которые ни разу не попались в мышеловку, следует отметить.

Охотники и зайцы
На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается к себе. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на полянку и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову воспитателя "Охотник!" зайцы бегут в домики, а ребенок, изображающий охотника, бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника.
Указания. У охотника в руках может быть несколько мячей. Стрелять в зайцев, находящихся в домиках, нельзя.

Передал - садись
Эта игра появилась в России еще в начале ХХ века.
Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонны одна параллельно другой. Каждая команда выбирает капитана, который встает напротив своей команды на расстоянии 3-4 м. У капитанов в руках по мячу. По сигналу ведущего капитан бросает мяч (любым или заранее установленным способом - от груди, от плеча, снизу, двумя руками из-за головы и т.п.) первому игроку в своей команде. Тот ловит, возвращает капитану и сразу приседает. Затем капитан обменивается передачами со вторым, третьим и остальными игроками команды. Каждый игрок, вернув мяч капитану, приседает. Когда последний в колонне игрок отдает мяч капитану, тот поднимает его вверх, и вся команда быстро встает.
Чья команда быстрее и точнее выполнит передачи мяча от капитана к игрокам и обратно, та и считается победительницей.

Перемени предмет
На одной стороне площадки за линией становятся играющие, образуя 4-5 колонн (расстояние между колоннами примерно 1,5 м). На противоположной стороне площад-ки напротив каждой колонны очерчены круги диаметром 60-80 см. Каждый первый в колонне держит в руках мешочек с песком, кубик или другой предмет. В центр каждого кружка кладется такой же предмет. По сигналу играющие бегут к кружкам, кладут предмет и берут другой, затем возвращаются бегом на свое место и поднимают принесенный предмет над головой. Тот, кто сделает это первым, считается выигравшим. Прибежавшие передают предметы стоящим сзади них, а сами бегут в конец колонны. Когда все выполнят задание, отмечается колонна, набравшая больше выигрышей.
Указания. Поднимать предмет вверх ребенок может только после того, как встанет в колонну. Воспитатель следит, чтобы дети не подходили к черте, оставляли свободное место для возвращающегося игрока.

Пожарные на учениях
Дети становятся лицом к гимнастической стенке в 3-4 колонны (по числу пролетов). Первые в колоннах стоят на черте. На каждом пролете гимнастической стенки на одинаковой высоте на рейке подвешивают колокольчики. По сигналу воспитателя "раз, два, три - беги" все дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к гимнастической стенке, влезают на нее и звонят в колокольчики. Затем они спускаются и возвращаются в конец своей колонны. Воспитатель отмечает того, кто первый позвонил. Игра продолжается. Задание должны выполнить все дети. Выигрывает та колонна, в которой больше играющих, сумевших позвонить первыми.
Указания. Воспитатель следит, чтобы дети слезали, а не спрыгивали с реек, если нужно, помогает. Нарушившему правило выигрыш не засчитывается.

Посадка картошки
Играющие делятся на 2-3 команды, которые выстраиваются параллельно друг другу на расстояние 2-3 шагов. Интервалы в колоннах - полшага. Перед стоящими впереди проводится стартовая линия. На расстоянии 10-20 шагов от стартовой линии напротив каждой команды чертятся в ряд кружки (лунки) или кладутся маленькие обручи - по количеству картошки в каждом мешочке. Кружки находятся на расстоянии 1 шага один от другого.
Играющим, стоящим впереди, дается по мешочку, наполненному картофелем (по количеству кружков-лунок).
По сигналу руководителя игроки с мешочками подбегают к своим кружкам (лункам) и кладут по одной картошке в каждый кружок. Затем игроки возвращаются обратно и передают мешочки очередным игрокам. Те бегут к своим кружочкам, собирают картошку в мешочки, возвращаются и передают мешочки очередным игрокам и т.д. Вернувшийся игрок встает в конец своей колонны. Команда, сумевшая быстрее других и без ошибок закончить раскладку картофеля, считается победительницей.
Если во время бега игрок уронил картошку, он должен поднять ее и положить в мешок и только тогда продолжать игру.
Если при раскладке картошка не попала в кружок, ее надо положить туда, и только тогда игрок может продолжать игру. игрок может выбегать только тогда, когда получит мешок. Закончить раскладку и сбор картошки должны все игроки.

Хитрая лиса
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот, до кого дотронется воспитатель, становится хитрой лисой. Воспитатель пред-лагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга, пытаясь выяснить, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие хором 3 раза (с небольшими промежутками) спрашивают (сначала тихо, а потом все громче): "Хитрая лиса, где ты?" При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: "Хитрая лиса, где ты?" - будет произнесен в третий раз, играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку, играющий, выбран-ный хитрой лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит: "Я здесь" Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается ру-кой). Пойманного лиса отводит к себе в дом. После того как лиса поймает 2-3 детей, воспитатель произносит громко: "В круг" Играющие образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 5-6 раз.
Указания. Если лиса выдала себя чем-нибудь, воспитатель назначает другую лису. Выбирать лису может и кто-то из играющих. Если лиса долго не может никого поймать, можно выбрать другого водящего. Если площадка очень большая, можно обозначить ее границы.

Цыплята и ястреб
Один ребенок - ястреб. Цыплята гуляют. Неожиданно ведущий говорит: "Ястреб!". Ястреб бросается на цыплят, те замирают, кто шевельнулся, того забирает ястреб.
Играем 3-4 раза. Выбираем самого проворного цыпленка. Меняем ястреба.

Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет Губанова Наталья Федоровна

Старшая группа (от пяти до шести лет)

Сюжетно-ролевая игра

Стремление воспроизвести мир отношений взрослых рождает у ребенка 5–6 лет потребность в партнерском взаимодействии, реализующуюся в более длительном общении с другими детьми. Сюжетно-ролевая игра в этой группе достигает своего пика. Подражание взаимоотношениям взрослых в их общественной жизни усиливается в связи с расширением представлений детей об окружающем мире, дальнейшим развитием игровых умений, усложнением игровых замыслов. Возникает необходимость в цепочке ролей (грузчики – водители – продавцы – покупатели), в согласовании ролевых действий (грузчики разгружают привезенный водителем товар, продавец уточняет наличие товара, покупатели ждут новую продукцию), умении сговариваться на игру, определять ролевое поведение согласно поворотам сюжета. Например, пока грузчики разгружают товар, покупатели по-разному решают, что им делать: побыть в это время дома, пойти в другой магазин или постоять в очереди до конца разгрузки.

Воспитатель выполняет в игре роль советчика и партнера и может предложить несколько сюжетов, например, в игре в театр спрашивает: «Кто работает в театре? Как вести себя в театре? Пто можно посмотреть в театре? Пто такое антракт?». Наводящие вопросы дают наиболее общее представление о содержании, которое следует конкретизировать.

Неоценимую помощь в развертывании сюжетно-ролевой игры оказывают драматизации. В играх-драматизациях дети этого возраста разыгрывают сюжеты различных художественных произведений. Представить себе театр, работу его сотрудников, поведение зрителей дети могут на основе имеющегося опыта (они бывают на спектаклях в детском саду или посещают театр с родителями), получают знания из бесед о театре, сами оказываются в роли бутафоров, режиссеров, костюмеров и т. д.

Игровые действия могут быть обобщены, схематичны, но знания, приобретенные в драматических играх и при подготовке к ним, помогают воссоздать мир театра: дети строят из подручных модулей театральные подмостки; определяют место, где будет гардероб, буфет, зрительный зал, гримерные; обозначают основные линии сюжета («Давай, как будто мы – семья, у нас сегодня день рождения мамы, и мы все идем в театр»; «А теперь мы будем готовить спектакль. Ты – актриса, а я тебя гримирую. Иди в свою гримерную»), распределяются роли, и начинается игра.

В. В. Зеньковский утверждает, что функция игры состоит не столько в познании окружающего мира, сколько в том, чтобы придать активности ребенка такую форму, которая, не уводя от реальности, «ослабит прямое взаимодействие с ней путем введения работы фантазии». Активность ребенка этого возраста в сюжетно-ролевой игре может быть направлена на придумывание темы игры, конкретизацию содержания, определение состава ролей, поиск и изготовление атрибутов, обустройство места игры.

Игра – это не застывшее явление; именно по ходу действия додумываются детали, реализуются новые идеи, появляются дополнительные роли («Слушай, а разве так бывает, чтобы не было билетера? Давай кого-нибудь позовем», «Мы не успеем сцену доделать, не хватает ступенек. Скажи режиссеру, что спектакль задерживается, пусть объявит»). Чем больше попутных творческих решений, тем динамичнее складывается игра; в ней есть место шутке, задору, выдумке. Воспитатель похваливает ребят, сам азартен, переживает складывающиеся ситуации, и в игре образуется сообщество неравнодушных участников, появляется привлекательный игровой коллектив. Он пока не стабилен, но сверстники в следующий раз непременно отзовутся согласием на предложение начать игру.

В сюжетно-ролевой игре происходит обогащение ее содержания за счет более глубокого соотнесения образца (роли) с реальными действиями; это свидетельствует о переходе игры на более высокий уровень. Так в игре образуются длинные взаимодействующие цепочки, многочисленные ответвления, объединения групп играющих. Например, работает больничный комплекс: врачи осматривают больных, стоматологи лечат зубы, терапевты измеряют пульс, делают прогревание; «Скорая помощь» доставляет больных, пострадавших от пожара. Рядом с больницей дом, в котором начался пожар, туда спешат пожарные машины, пожарные бригады. Воспитатель поддерживает игру, подключается к ней, если в этом есть необходимость («Я закупила для кабинета новое оборудование. Вот прибор для массажа» и т. д.).

Педагог отмечает уровень игровых умений детей: одни ребята более инициативные, занимают лидирующее положение среди сверстников, другие принимают в игре самое активное участие, объединяются в замысле с другими детьми; некоторые дети, умело распределяя роли, остаются сторонними наблюдателями, потому что любят разыгрывать только готовые сюжеты и не умеют придумывать свои. Для развития игровых умений необходимо вовлекать в игру наиболее пассивных детей, давать им задания («Пожалуйста, отнеси это письмо, нам срочно нужен почтальон»), пробуждать желание играть яркую, но не сложную роль («Ты будешь Снегурочкой, поедешь в детский сад и поможешь раздавать подарки на празднике»).

Воспитатель поощряет самостоятельность ребенка в игре, и тот стремится действовать как взрослый. При условии грамотного педагогического руководства сюжетно-ролевая игра способствует формированию эмоций и чувств детей. В ходе игр педагог побуждает их выражать эмоции по отношению к игровому материалу, персонажу, игрушке, и дети дают волю своим чувствам: «Дом получился красивый, как настоящий, в нем удобно жить зайке, а возле дома я сделаю заборчик»; «Карлсон всех смешит, он скоро полетит к Малышу в гости, чтобы его развеселить»; «Львенок – любимый, хороший, послушный; я с удовольствием одеваю его на прогулку и вожу в детский сад». Через понимание эмоционального состояния героев ребенок учится сопереживать, намечает дальнейший ход событий («Котик заболел, надо его полечить и не пускать на улицу, чтобы не замерз»). Специальные упражнения помогут детям понять, что существуют самые разные эмоции. Воспитатель рассказывает сказку, выделяя интонацией и словом эмоциональное состояние персонажа. Кто-либо из ребят берет со стенда и показывает остальным подходящую пиктограмму с изображением эмоции; дети сопровождают рассказ воспитателя мимикой и жестами.

Из книги Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет автора Петрова Вера Ивановна

Средняя группа (от четырех до пяти лет) Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики

Из книги Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Веракса Николай Евгеньевич

Старшая группа (от пяти до шести лет) Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками.Воспитывать уважительное отношение к окружающим.Учить заботиться о младших,

Из книги Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет автора Варенцова Наталья Сергеевна

Средняя группа (от четырех до пяти лет) Нравственное развитие ребенка 4–5 лет связано с накоплением опыта поведения, основанного на правилах вежливости. Он стремится быть хорошим, получать похвалу воспитателя. В то же время ему небезразлично, если товарищи проявляют к

Из книги Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет автора Дыбина Ольга Витальевна

Старшая группа (от пяти до шести лет) Старшие дошкольники участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное развитие и нацеленной на: формирование положительного отношения к правилам поведения; закрепление в сознании дошкольников значения правил

Из книги Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет автора Губанова Наталья Федоровна

Старшая группа (от пяти до шести лет) В этом возрасте у детей появляется устойчивый интерес к установлению положительных взаимодействий со сверстниками. Своеобразие социальной ситуации состоит в том, что происходит расширение круга общения дошкольника, возникают

Из книги Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет автора Куцакова Людмила Викторовна

Старшая группа В старшей группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи и овладению элементарными графическими умениями.Развитие фонематической стороны речи. В старшей группе продолжается работа со звучащим словом, определению его протяженности

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Средняя группа (от четырех до пяти лет) Предметное окружениеЗнакомить детей с миром предметов, необходимых для разных видов деятельности: труда, рисования, игры и т. д. Уточнять и активизировать в их речи названия и назначение предметов ближайшего окружения.Создавать

Из книги 150 развивающих игр для детей от трех до шести лет автора Уорнер Пенни

Старшая группа (от пяти до шести лет) Предметное окружениеУточнять и активизировать в речи детей названия разнообразных предметов. Объяснять назначение незнакомых предметов. Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающих комфорт

Из книги Как отучить ребенка капризничать автора Васильева Александра

Средняя группа (от четырех до пяти лет) Предметное окружениеВ этом возрасте у дошкольников просыпается интерес к предметам, не имевшим места в их личном опыте. Этот интерес необходимо удовлетворять. Детей также продолжают знакомить с предметами ближайшего окружения.

Из книги автора

Старшая группа (от пяти до шести лет) Сюжетно-ролевая играСовершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при

Из книги автора

Старшая группа (от пяти до шести лет) Сюжетно-ролевая играСтремление воспроизвести мир отношений взрослых рождает у ребенка 5–6 лет потребность в партнерском взаимодействии, реализующуюся в более длительном общении с другими детьми. Сюжетно-ролевая игра в этой группе

Из книги автора

Старшая группа КонструированиеПродолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).Учить выделять

Из книги автора

Старшая группа В возрасте 5-6 лет у ребенка становится более устойчивым произвольное внимание. Идет становление личности, расширяются интересы. Формируется коммуникативная самостоятельность, в которой ребенок удовлетворяет потребность в деловом общении. Ребенок

Из книги автора

Старшая группа детского сада и подготовительный класс В пять лет дети бывают просто восхитительны – это чудесный возраст. Интроверты учатся сравнивать свой внутренний мир с миром внешним, наблюдают за поведением сверстников и старших, стараются освоить то, чему их

Из книги автора

От пяти с половиной до шести лет С приближением к школьному возрасту ваш ребенок переживает буквально взрыв физических, когнитивных и социальных способностей. Все, чему он научился до этого, становится строительным материалом для последующего научения. Продолжайте

Старший дошкольный возраст - это дети в возрасте 5-6 лет. В этом возрасте ребенка начинают подготавливать к школьной деятельности. Поэтому внимание родителей и педагогов старшей группы приковано не только к воспитанию личностных качеств, но и на оттачивание умений и навыков, необходимых для поступления в первый класс.

Воспитатели и педагоги ДОУ, работающие в средних группах смогут найти в этом разделе массу полезных конспектов занятий, сценариев досугов и развлечений для детей 4-5 лет.

Занятия, игры и праздники с детьми 5-6 лет.

Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 96187 .
Все разделы | Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Конспект образовательной деятельности с элементами ТРИЗ «Потерянные книги» для старшей группы Цель : создание условий для познавательной активности детей в процессе поиска неординарных решений поставленных задач. Задачи : - познакомить детей с процессом создания книги, трудом работников типографии. - активизировать творческое мышление, воображение, учить находить...


Фотоотчёт "Летние поделки с детьми старшего дошкольного возраста " "Летняя полянка" "Вот такой получился пруд" "Мастерим муравейник" "А вот и муравьишки приползли" "А теперь заселяем улей" А в завершении нашего летнего проекта стенгазета "Фоторепортаж о нашем путешествии с...

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет - Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и старше-подготовительной группах на ноябрь

Публикация «Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в...» Комплексно – тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне – старшей и старше – подготовительной группах (на ноябрь. 2 - я часть НОЯБРЬ. Тема. «Дом, город, страна, Родина, планета». 29. 10 - 09. 11 Задачи. Знакомить детей с музыкальными произведениями, в...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Проект «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ СЕМИНАРЕ-ПРАКТИКУМЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Тема: « Использование педагогических технологий для фор-мирования познавательной активности дошкольников» ПРОЕКТ:«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ...


Воспитатель Исаева Анна Александровна Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию небольшой фотоотчет по росписи пряника глазурью. В нашем замечательном городе Златоусте совсем недавно открылся Арт-музей Пряника. И главный герой выставки конечно же - пряник. Но так как мы не...

Картотека игр-забав для детей старшей группы Картотека игр – забав для детей старшей группы Подготовила: воспитатель Иванова О. В. Игры-забавы №1 «Картошка» Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками. Ход: Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч,...

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет - Беседа «Сказание о Петре и Февронии» в старшей разновозрастной группе


Цель: рассказать детям о празднике «День семьи, любви и верности» Задачи. Развивающие: развивать активную социальную позицию; связную речь и словесно-логическое мышление; формировать умение рассуждать, развивать творческое воображение, изобразительное творчество....

Сборник игр по речевому развитию для старших дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учре-ждение города Нижневартовска детский сад № 45 «Искорка» СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО» Автор-составитель: Бердюгина О.Н....


Сценарий спортивного праздника. «День здоровья» ст. группа"Б" Цели и задачи: 1. Формирование культуры здорового образа жизни. Расширение знаний о здоровом образе жизни, и мерах профилактики. 2. Пропаганда физической культуры и спорта, как лучшего средства от любых болезней. 3....

Летняя игра-эстафета «Дождик-озорник» для детей 5–6 лет старшей группы Летняя игра - эстафета в детском саду для детей 5-6 лет Эстафета для детей старшей группы «Дождик-озорник» 1 этап: изображая капельки дождя, прыгать от старта до финиша и от финиша до старта. Ноги обязательно должны быть плотно прижаты. 2 этап: пробежать от старта до финиша и от...

Знания и умения ребенка старшего дошкольного возраста.

Пребывание ребенка в средней группе плавно подготавливает его к завершающей ступени перехода в подготовительную.

Физическое развитие

Ребенку в возрасте 5-6 лет можно и нужно давать нагрузку, побуждая к физической активности, проявлению волевых качеств. Хорошим подспорьем станут спортивные секции, регулярный активный отдых под присмотром взрослых. Помещение, в котором пребывают дошколята, должны обеспечить необходимые условия для активных игр, физических упражнений. В ДОУ для этого предусмотрены физкультурные залы, физкультурные уголки, оснащенные лестницами, матами, канатами, мячами и др. атрибутами. В домашних условиях можно воспользоваться шведской стенкой и другим спортивным инвентарем.

Интеллектуальное развитие

К шести годам ребенок должен научиться сосредотачивать свое внимание на изучаемом предмете в течение получаса, уметь слушать и принимать активное участие в обсуждении. В течение года дети учатся составлять связный рассказ как минимум из 5-6 предложений, сопоставляют предметы по их физическим свойствам, находят 5-7 отличий в картинках. С отличием отвечают на вопросы о своей семье, ФИО, как свое, так и родителей, адрес, проживания. К 6 годам ребенок боле уверенно овладевает пространственно - временными представлениями, различает части суток, времена года, ориентируется в понятиях лево - право. Математические представления сводятся к ознакомлению числового ряда до 10 в прямом и обратном порядке, увеличение и уменьшение множества (+;- 1). Знакомство с геометрическими фигурами как объемными, так и плоскостными. Графические навыки становятся более выраженными, дошколенок учится работать не только карандашом, фломастером, но и ручкой.