Биоэнергетика мышечной деятельности и принципы спортивной тренировки. Базовые принципы эффективных тренировок Принцип специфичности предполагает

Адаптационные изменения – тренировочный эффект.

Тренировки – физические нагрузки вызывают ответную адапта­ционную реакцию организма, которая проявляется как биохимические сдвиги в составе внутренней среды – метаболические изменения. Величина и направление адаптационных биохимических изменений или степень воздействия физической нагрузки на организм зависят от вида, характера, режима физических нагрузок – спортивных упражнений. Адаптационные изменения в обмене веществ возникающие под влиянием тренировок выражаются в смене метаболических состоя­ний организма и определяют тренировочный эффект. Биологическая наука и теория спорта рассматривают спортивную тренировку как процесс направленной адаптации организма к воздействию физических нагрузок.

Характер адаптации организма к воздействию физических нагрузок определяется как фазный (что прямо прослеживается из графика суперкомпенсации). Приспособительные изменения в организме и в обмене веществ отличаются по времени реализации, соответственно, выделяют два этапа адаптации: срочную и долговременную (хро­ническую) адаптацию.

Срочная адаптация – реакция организма на одно­кратное воздействие физической нагрузки, она основана на присущих организму (значит, эволюционно присвоенных) биохимических меха­низмах изменения энергетиче­ского обмена и функций вегетативного обслужи­вания. Этап срочной адаптации сопровождается усилением процессов, ведущих к синтезу АТФ и вос­становлению нарушенного баланса макроэргических соединений.

Адаптация долговременная разви­вается (разумеется, длительно) как суммарный эффект от многократной реализации отрезков сроч­ной адаптации и характеризуется появлением в организме значительных структурных и функциональных изменений – устойчивый адаптационный эффект. Многократно повторяемый фактор физических нагру­зок в про­цессе долговременной адаптации активирует синтез белков, формирующих сократительные структуры мышц, отбирает и закрепляет более эффективные механизмы энергообеспе­чения.

Фазовый характер процесса адаптации к физическим нагрузкам позволяет выделить три вида тренировочного эффекта: срочный, отставленный (пролонгированный) и кумулятивный (на­копительный). Срочный тренировочный эффект проявляется биохимическими изменениями в организме, про­исходящими непосредственно во время действия физической нагруз­ки и в период срочного восстановления (в течение ближайших 0,5 – 1 часа после окончания нагрузки). Он связан с устранением кисло­родного долга, образовавшегося во время работы и быстропротекающими восстановительными реакциями. Отставленный тренировочный эффект наблюдается в более поздние сроки, чем срочный, и для него характерны процессы восстановления энергетических «депо» организма, ускоренный синтез разрушенных и новых кле­точных соединений. Кумулятивный тренировочный эффект рассматривают уже как накопление следов множественных срочных и отставленных эффектов – результат их последовательного суммирования. Кумулятивный тренировочный эффект формируют сложные биохими­ческие изменения, происходящие на протяжении длительного пери­ода тренировки. Рост тренировочного эффекта выражается в приросте показателей работоспособности, улучшении спортив­ных результатов.

Биологические принципы спортивной тренировки.

Теорией спорта и спортивной биохимией изучены и сформулированы основные закономерности раз­вития адаптации к воздействию физических нагрузок в процессе тренировки. Для практики спорта эти закономерности формулируют как био­логические принципы спортивной тренировки. Наибольшее значе­ние имеют следующие шесть принципов:

    принцип сверхотягощения,

    принцип специфичности,

    принцип обратимости действия,

    принцип положительного взаимодействия,

    принцип последовательной адаптации,

    принцип цикличности.

Повышенная интенсивность функционирования (гиперфункция) ведущих систем или органов при нагрузке создает стимул для усиления синтеза нуклеиновых кислот и белков, образующих эти органы и системы, и приводит к развитию необходимых структурных и функциональных перестроек в организме. Величина физических нагрузок, вызывающих адапта­цию, не остается постоянной, она заметно увеличивается в процес­се тренировки. Поэтому для того, чтобы обеспечить нужный сти­мул для непрерывного улучшения работоспособности, величина применяемой нагрузки должна постепенно повышаться вместе с ростом тренированности спортсмена.

    Принцип сверхотягощения и зависимость «Доза-эффект».

Принцип сверхотягощения отражает следующую закономерность биологической адаптации: выраженные адаптацион­ ные изменения в организме могут быть достигнуты только тогда, когда применяемые в процессе тренировки физические на грузки в достаточной мере отягощают тренируемую функцию и тем самым стимулируют ее развитие.

= Выраженный прирост тренировочного эффекта обеспечивается только прогрессирующими (возрастающими) нагрузками. Прирост тренировочного эффекта сверхотягощения отражается зависимостью «доза – эффект».

Развитие тренируемой функции стимулируется не любыми физическими нагрузками. Небольшие по величине – неэффективны – не до­статочны для того, чтобы вызвать адаптационные изменения в организме. Выраженный прирост тренируе­мой функции достигается при воздействии нагрузки, превышающей некоторое порого­вое значение, сверх значения, к которому уже выработана адаптация. Такая зависимость объясняется различной реакцией систем организма на конкретный вид воздействия: пропорционально силе действия отвечают системы, обеспечивающие внутриклеточный энергетический обмен и вегетативную поддержку функций, а гормональная, симпатико-адреналовая и гипофизарно-андренокортикальная системы дают неспецифический ответ. Этот неспецифический ответ называют синдром стресса, поскольку он является реакцией на сильный раздражитель (стрессор, стресс-фактор), превышающий определенный пороговый уровень. В процессе тренировки в роли стрессора могут выступать не только физические нагрузки, но и другие внешние факторы: биоклиматические, фармакологические, психогенные, социальные и т. п.

Физическая нагрузка, возрастающая до стрессового уровня, обеспечивает активную адаптационную реакцию организма, приводящую к приросту тренируемой функции. Диапазон, в котором возрастание физической нагрузки сопровождается пропорциональным увеличением тренируемой функции, называют диапазон эффективных нагрузок, так как здесь тренировочный эффект предсказуем. Разумеется, линейная зависимость – непрерывный прирост тренируемой функции при увеличе­нии объема выполняемых нагрузок, не беспредельна. В отношении конкретной функции или органа, и, разумеется, организма, существует индивидуальный предел адаптации. Темп прироста тренируемой функции постепенно за­медляется по мере приближения к предельной величине нагрузки и при ее достижении становится нулевым. Запредельная нагрузка (превышающая пре­дельный уровень) вызывает парадоксальную или обратную реакцию. Это явление называют срыв адаптации (или перетренированность). На практике предельные нагрузки все же применяют: на со­ревнованиях, в контрольных и специальных тренировках, но их частое использование приводит к истощению организма в целом и, особенно, систем, ответственных за адаптацию. В наибольшей степени индивидуальная пере­носимость предельных нагрузок определяет­ся адаптационным резервом симпатико-адреналовой и гипофизарно-адренокортикальной систем.

График зависимости «доза – эффект» представлен кривой, рис.10, которую условно разделяют на части.

Рис. 10. Зависимость «Доза-эффект».

За интервалом неэффективных нагрузок, следует начальная стадия развития адаптации – кривая экспо­ненты близка к прямой линии. На этом интервале тренировок пре­делы адаптации еще не достигнуты – можно увеличивать нагрузки и объем выполняемой работы – это диапазон эффективных нагрузок. Когда величина тренировочной нагрузки приближается к предель­ной, зависимость «доза – эффект» переходит в экспоненту с «насыщением». В этом этапе возрастает риск перенапряжения и срыва адаптации. В диапазоне предельных нагрузок зависимости «доза – эффект» на «пике» параболи­ческой кривой прирост тренируемой функции прекращается. Если нагрузка продолжает возрастать до запредельной, наблюдается экспоненциальное понижение тренировочного эффекта.

Предотвратить снижение темпа развития адаптации (не насовсем, а только «поднять потолок») можно, например, путем изменения ве­личины и характера трениро­вочной нагрузки или путем использования в тренировке дополнительных факторов, стимулирующих адаптационные сдвиги в орга­низме. В пример приводят тренировку бегунов на короткие дистанции. Применение специальных пище­вых препаратов, стимулирующим образом влияющих на анаболические процессы в ра­ботающих мышцах, существенно повышает тренировочный эффект и позволяет показать более высокие результаты при меньших объемах тренировоч­ной работы.

    Принцип специфичности.

Согласно принципу специфичности под воздействием тренировок наиболее выраженные адаптационные изменения происходят в тех органах, тканях, функциональных системах, на которые действует ос­новная физическая нагрузка.

= Тренируемая система специфично адаптируется (– гипертрофируется). В зависимости от вида и величины нагрузки в организме формируется доминирую­щая система, она наиболее нагружаемая, и, соответственно, обеспечиваемая в процессе пластического и энергетического обмена. Чрезмерная по своей напряженности тренировка в определенный момент времени мо­жет вызвать истощение функциональных резервов доминирующей системы и ослабить функционирование других систем – перетренировку. Чтобы избежать этого состояния необходимо проводить регулярное смещение нагрузки доминанты и «подтягивание» до необходимого уровня тренированности не доминантных систем обеспечения данного вида спорта.

Специфичность адаптационных изменений в организме, вызванных тренировками, проявляется как в срочном, так и кумулятивном тренировочном эф­фекте. Биохимические изменения в организме на микро и макро уровнях также отражают специфичность адаптации. Под воздействием применяемых средств и методов тренировки конкретного (специфичного) вида спорта главным образом развиваются те функциональ­ные свойства и качества организма, которые необходимы для достижения в нем наилучших результатов. Например, спринтеры имеют большую емкость алактатной анаэробной системы (АТФ+КрФ) и высокую гликолитическую анаэробную способность (это способность противостоять накоплению макси­мальных количеств молочной кислоты). В то же время бегуны на длинные дистанции – стайеры обладают высокими показателями аэробной мощности и аэробной эффективности и при умеренной нагрузке меньше вырабатывают молочной кислоты (чем спринтеры).

(3) Обратимость действия адаптации.

Из принципа обратимости действия следует, что адаптацион­ ные изменения в организме, вызванные тренировкой, исчезают со временем .

= Без тренировок адаптационные изменения обращаются в ноль . После прекращения действия нагрузки или при перерыве в тре­нировке положительные структурные и функциональные сдвиги в доминирующей системе постепенно уменьшаются, пока вовсе не исчезнут.

Наиболее наглядно этот принцип проявляется в отстав­ленном тренировочном эффекте, наблюдаемом после окончания действия физической нагрузки. Например, вызванные ею измене­ния в сфере энергетического обмена быстро возвра­щаются к исходному уровню и в определенный момент превышают его (фаза суперкомпенсации). По завершении фазы суперкомпен­сации показатели энергетическою обмена, испытывая периодиче­ские колебания, постепенно приходят к норме. На основе этой за­кономерности восстановительных процессов было показано, что для развития адаптации в процессе тренировки повторные нагруз­ки должны задаваться в фазе суперкомпенсации. Прин­цип обратимости действия полностью приложим и к случаю куму­лятивных тренировочных эффектов. Высокая работоспособность, достигнутая в течение длительного периода тренировки, снижается после ее прекращения или уменьшения ее напряженности.

(4) Положительное взаимодействие тренировочных эффектов.

В принципе положительного взаимодействия отражено то обстоятельство, что кумулятивный эффект, возникающий после мно­гократного повторения нагрузки, не является простым сложением некоторого числа срочных и отставленных тренировочных эффек­тов. Каждая последующая нагрузка оказывает определенное дей­ствие на адаптационный эффект предшествующей нагрузки и мо­жет видоизменять его. Если результат такого суммирования тре­нировочных эффектов от последовательно выполняемых нагрузок приводит к усилению адаптационных изменений в организме, то имеет место положительное взаимодействие; если каждая после­дующая нагрузка уменьшает эффект от предшествующей, взаимо­действие считается отрицательным; если последующая нагрузки не сказывается заметным образом па тренировочном эффекте от предшествующей нагрузки, имеет место нейтральное взаимодействие. Эффективная адаптация в течение длительного периода тре­нировки может быть достигнута только при положительном вза­имодействии между отдельными нагрузками. На тренировочный эффект физических нагрузок могут оказывать влияние и другие не­специфические факторы тренировки: питание, применение физиоте­рапевтических и фармакологических методов, биоклиматические факторы и т. п. Применение дополнительных факторов с целью усиления адаптации к физическим нагрузкам может быть успеш­ным лишь в том случае, если специфические эффекты этих факто­ров будут положительно взаимодействовать с тренировочными эффектами нагрузок.

(5) Последовательность адаптационных изменений.

Принцип последовательной адаптации вытекает из хорошо изу­ченных фактов гетерохронизма (разновременности) биохимических изменений в организме, возникающих при тренировке. Так, при срочном тренировочном эффекте после однократного действия физической нагрузки адаптационные изменения в сфере энергетиче­ского обмена обнаруживаются прежде всего со стороны алактатной анаэробной системы, затем – анаэробного гликолиза, а наи­более замедленная реакция отмечается со стороны процессов митохоидриального дыхания и окислительного фосфорилирования. В период восстановления после окончания действия физической нагрузки быстро достигается суперкомпенсация содержания КрФ в мышцах, затем гликогена и, наконец, липидов и белков, обра­зующих субклеточные структуры. В процессе долговременной адаптации первыми изменяются показатели мощности энергетиче­ских процессов, затем энергетической емкости и лишь на заключи­тельной стадии адаптации - показатели энергетической эффектив­ности.

(6) Цикличность развития адаптации. Периодизация тренировки.

Принцип цикличности утверждает, что адаптационные измене­ния в организме при тренировке носят фазный характер и эти ко­лебания в скорости развития адаптации со стороны ведущих функ­ций имеют различную амплитуду и длину волны. Чтобы создать необходимый стимул для развития адаптации, тренировочные эф­фекты нескольких нагрузок (или тренировочных занятий) должны быть суммированы по определенным правилам и представлять неко­торый завершенный цикл воздействий на ведущие функции. Для полной адаптации к такому циклу тренировочных воздействий его следует повторять многократно в течение некоторого периода тре­нировки, в котором решается определенная задача подготовки спортсмена. Из таких циклов тренировки, которые последовательно сменяют друг друга от этапа к этапу в соответствии с закономер­ным развитием адаптации, в отдельных функциях складываются более крупные циклы, разделяющие моменты участия спортсменов в наиболее ответственных соревнованиях сезона.

И это тоже еще не все. По теме лекции № 7 на лабораторных, практических занятиях студенты подробно и с примерами на конкретных видах спорта изучают:

1. Принципы специфичности, обратимости, положительного взаимодействия тренировочных эффектов.

2. Закономерности последовательности и цикличности адаптационных изменений.

3. Приемы и методы потенцирования, периодизации и оптимизации тренировочного процесса.

    Михайлов С. С. Спортивная биохимия. Учебник для вузов и колледжей физич. культ. – М: Изд.-во Советский спорт, 2004, 220 с.

    Биохимия мышечной деятельности: учебник для ИФК / Н. И. Волков [и др.]. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 502 с.

    Биохимия: Учеб. Для ин-тов физ. культ. /Под ред. В. В. Меньшикова, Н. И. Волкова. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 384 с., ил.

    Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки: Учебн. пос. для ИФКов. - М.: ФиС, 1977.

    Биохимия: учебник для ИФК / под ред. Н.Н.Яковлева. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – С. 231-243.

Список статей для изучения по темам лекций:

    Желязков Ц. О.О сущности спортивной формы. // Теория и практика физической культуры, 1997, № 7.

    Солодков А. С. Адаптация в спорте: теоретические и прикладные аспекты. М. «Теор. и практ. физ. культ.» 1990. - №5. - С.3-5.

    В. Попцов. Некоторые аспекты спортивной физиологии применительно к видам спорта на выносливость. Журнал ""Лыжные гонки"" (№ 1 (7) 1998.

    Сергеев Ю.П. О некоторых теоретических разработках и опыте внедрения в спортивную практику достижений биологической науки //Научн.-спорт. вестн., 1980, № 5, с. 14-19.

    Матвеев Л.П. К теории построения спортивной тренировки //Теор. и практ. физ. культ., 1991, № 12, с. 11-12.

    Верхошанский Ю. В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки //Теор. и практ. физ. культ., 1993, № 8, с. 21-28.

    Матвеев Л.П. Заметки по поводу некоторых новаций во взглядах на теорию спортивной тренировки //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 12, с. 49-52.

    Матвеев Л.П., Меерсон Ф.З. Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам //Очерки по теории физической культуры. - М.:ФиС, 1984, с. 224-240.

    Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988.

Рекомендуется также воспользоваться «Интернет»ом и прочитать статьи, напечатанные в журнале «Теория и практика физической культуры» и в его электронной версии на сайте http://www.infosport.ru/press/tpfk/

    С. Е. Павлов. Основы теории адаптации и спортивная тренировка. М. «Теор. и практ. физ. культ.» 1999, № 1, c. 12-17.

http://www.infosport.ru/press/tpfk/1999N1/p12-17.htm

2. Л. П. Матвеев. К дискуссии о теории спортивной тренировки. М. «Теор. и практ. физ. культ. » 1998, № 7, c. 55-61.

http :// lib . sportedu . ru / Press / tpfk /1998 n 7/ p 55-61

http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/1999№1/p2-11.htm

4. С. Е. Павлов М.В. Павлова Т.Н. Кузнецова. Восстановление в спорте. Теоретические и практические аспекты. М. «Теор. и практ. физ. культ. » 2000, № 1, c. 23-26.

http :// lib . sportedu . ru / Press / TPFK /2000 n 1/ p 23-26. htm

Методика умственной хрономеирии - класс психологических методов, предназначенных для установления времени протекания психических процессов на основе регистрации времени, затрачиваемого испытуемым на ответ напр., времени двигательной реакции при решении различных познавательных задач. Время осуществления простых психических операций определяется методом вычитания: из времени реакции в задаче, где искомая операция задействована, вычитается время реакции в аналогичной задаче, где она не нужна. .

Квиллиан, эксперимент: испытуемым предлагалось оценить истинность утверждений типа «канарейки могут петь», «канарейки имеют перья»,«канарейки имеют кожу». Измерялось время реакции. Результат: время, затраченное на оценку истинности первого утверждения (1310 мс), было меньше, чем затраченное на оценку второго (1380 мс), а оно, в свою очередь, меньше, чем на оценку третьего (1470 мс).

24 .Эвристический потенциал функционирования семантической памяти. Принцип наследования свойств.

Семантическая память – это тип памяти, отражающий обобщенные знания о мире. Впервые описал семантическую память Майкл Росс Квиллиан в 1970 году. Он предложил сетевую модель, объясняющую, как в памяти организуется и извлекается информация, представляющая знания о мире.

Квиллиан предположил, что информация в семантической памяти хранится в иерархически организованных сетевых структурах, которые состоят из узлов и отношений между ними. Принцип наследования свойств: каждому узлу соответствует набор свойств, который является истинным для него самого и всех категорий нижележащего уровня. Доказательство: гипотеза когнитивной экономии. Предполагается, что если задать вопрос про объект, то время ответа на вопрос будет зависеть от пройденного расстояния по сети. Это доказывает то, что семантическая память существует в виде сети. Квиллиан, эксперимент: испытуемым предлагалось оценить истинность утверждений типа «канарейки могут петь», «канарейки имеют перья»,«канарейки имеют кожу». Измерялось время реакции. Результат: время, затраченное на оценку истинности первого утверждения (1310 мс), было меньше, чем затраченное на оценку второго (1380 мс), а оно, в свою очередь, меньше, чем на оценку третьего (1470 мс).

Элеонор Рош дополнила модель Квиллиана, введя понятие степень категориального членства – степень, в которой тот или иной объект является типичным представителем своей категории. Время, затраченное на идентификацию более типичных представителей было меньше, чем затраченное на идентификацию менее типичных представителей. Конрад выяснил, что важна также эмпирическая значимость свойства. Кодирование объектов связано с деятельностью. Испытуемые затрачивали меньшее время на то, чтобы оценить ложность или истинность такого высказывания, как «яблоки съедобны», чем такого, как «яблоки имеют темные косточки». Факт того, что яблоки можно есть, является для нас более важным, хотя формально первое свойство находится дальше от узла “яблоки”, чем второе.

Модель распространяющейся активации, Дж. Лофтус, Коллинс: расстояния между объектами обозначают степень их семантической связанности (безразлично по какой причине ­ логической или эмпирической ­ она сложилась). Возбуждение, вызванное активацией одной из единиц, распространяется по сети, повышая доступность связанных с ней элементов. Уровень активации понижается по мере увеличения дистанции между единицами и с течением времени.

25 .Принцип специфичности кодирования в эпизодической памяти. Примеры экспериментальных исследований .

Эпизодическая память (Э. Тульвинг) – тип памяти, в котором хранятся эпизоды прошлого. Это эволюционно поздняя, легко уязвимая система памяти, ориентированная на прошлое. Информация фиксируется в ней прямо, порядок событий в памяти соответствует хронологическому порядку фиксации в памяти. В эпизодической памяти информация не претерпевает изменений, не генерализуется и не развивается. Фактор времени играет большую роль, временная интерференция способна нарушить доступ к информации. Обращение к эпизодической памяти меняет ее содержание (факт обращения фиксируется в самой памяти).

Принцип специфичности кодирования – заключается в том, что доступность информации определяется совпадением ключевых элементов ситуации запоминания и извлечения. Ключевыми элементами может являться состояние (пьяный - трезвый), место (под водой - на суше), окружающий фон (Моцарт – джаз – тишина), запахи (запах шоколада) и т.д. Принцип специфичности кодирования действует даже тогда, когда ключевой элемент не осознается (например, запах). Результат несовпадения ситуации кодирования и ситуации воспроизведения становится феноменом ситуативного забывания (воспоминание недоступно из-за несовпадения ключевых признаков во время кодирования и воспроизведения). При этом принцип специфичности предполагает пассивность субъекта. Но есть комбинированная трактовка – принцип деятельной специфичности. Тогда стабильно запоминается та информация, которая соответствует разворачивающейся деятельности, а в иной ситуации «пропуски» заполняются исходя из требований новой задачи.

Эксперимент Дж. Эйча: испытуемые заучивали ряд слов после принятия определенной дозы алкоголя. Результат воспроизведения оказывался лучше после принятия такой же дозы алкоголя. Д. Годден и А. Бэддели: похожие результаты для аквалангистов, которые заучивали и воспроизводили списки слов под водой и на суше. В рамках эпизодической выделяют ретроспективную и проспективную память. Ретроспективная хранит воспоминания о прошлом, а проспективная – о будущем (удержание намерений). Успешность вспоминания информации из каждой системы почти не коррелирует, поэтому проспективная память признана относительно самостоятельной. На эффективность работы проспективной памяти оказывают влияние многие факторы: важность и сложность задания, время, на которое отсрочено действие, то, чем заполнено это время и т.д. Если намерение важно, то оно сохраняется вне зависимости от того, чем занимался человек в промежуточной деятельности. Если намерение неважное, то лучше вспомнится оно, если промежуточная деятельность была простой и скучной.

Нарушения в области мозга, отвечающей за это, ведут к «полевому эффекту», когда поведение человека полностью обусловлено текущей ситуацией (входит в дверь, потому что она открыта, рисует, потому что видит карандаши и т.д.).

Или см вопрос 28 из блока А

26. Индивидуальные различия в организации семантической памяти. Эмпирическая «картография» Моара .

Люди значительно отличаются друг от друга по устройству семантической памяти, как было подтверждено экспериментально. Я. Моар просил испытуемых, часть из которых были жителями Кембриджа (Англия), часть ­ жителями Глазго (Шотландия), начертить линии, отражающие соотношения между парами городов Лондон - Эдинбург, Эдинбург ­- Бирмингем, Бирмингем -­ Лондон и Лондон - Ньюкасл. Потом с помощью компьютера на основе полученных оценок были созданы «карты». Легко заметить, что испытуемые из Глазго не пропорционально преувеличивали размеры своей Шотландии, когда жители Кембриджа воспринимали её как маленький клочок суши, а Англия казалась кембриджцам огромной, когда шотландцы её размеры сильно преуменьшили.

Результаты проведенных исследований усложняют исходное представление о семантических сетях, каждому узлу соответствует определенное множество свойств, характеризующих понятия (субхранилища). Состав субхранилищ определяется 1) логическими отношениями между объектами; 2) степенью категориального членства объекта; 3) эмпирической значимостью того или иного свойства в приложении к данному объекту; 4) неявными, часто неосознаваемыми параметрами категоризации объектов мира. Вариантами таких субхранилищ могут быть научные понятия, житейские, образы, схемы, сценарии (фиксированные последовательности действий).

27 .Эффект универсального «пика» автобиографических воспоминаний.

Эффект «пика» воспоминаний, Д. Рубин, С. Ветцлер, Р. Небис: люди вспоминают непрапорционально высокое количество автобиографических событий, относящихся к периоду 16 – 26 лет. Испытуемые должны были вспомнить как можно больше в ответ на ключевые слова. Средний возраст респондентов – 70 лет. Эффект пика воспоминания (своеобразного сгущения воспоминаний) наблюдался в периоде между 15 и 30 годами.

Распределение количества воспоминаний:

1) Много воспоминаний о событиях, которые произошли за несколько лет до опроса (это отражает оперативную составляющую автобиографической памяти).

2) Низкое количество воспоминаний о раннем детстве (следствие детской амнезии – люди обладают лишь фрагментарными воспоминаниями о событиях до трех лет).

3) Пик воспоминания на 15 – 30 лет.

Когда людей просили вспомнить наиболее яркие и существенные события, эффект оперативной составляющей стирался, а процент воспоминаний, относящихся к периоду «пика» возрастал с 17% до 57 %.

Оказалось также, например, что книги, музыка и фильмы, относящие к периоду 15 – 30 лет, оцениваются как наиболее приятные и оставившие наиболее сильные впечатления.

Взрослые люди вспоминают большее количество событий, относящихся к их юности.

Интепретация феномена «пика» воспоминания:

1) Результат присвоения культурных жизненных сценариев: типичное содержание жизненных событий, которое разделяется всеми членами культурной общности.

Исследование Д. Рубена, Д. Бернтсена: испытуемые должны были указать семь наиболее вероятных событий жизни человека, датировать, оценить субъективную важность и вероятность.

Было установлено:

– культурные сценарии, действительно, существуют и разделяются большинством членов общества; наиболее часто указываемые составляли 90% от указанных вообще.

– культурные сценарии включают в себя главным образом социально желательные, позитивные события.

– даты событий, вошедших в культурные сценарии, образуют эффект «пика»: 6 из 7 наиболее часто упоминаемых относятся к возрасту 16 – 30.

Эффект «пика» наблюдается только для позитивных событий. Эффект «пика» - реализация механизма структурировании поступающей автобиографической информации в соответствии с культурными сценариями.

2) Продукт формирования личности: автобиографическая память – один из главных ресурсов формирования и поддержания личности, поэтому можно предположить существование особого механизма, который сохраняет высокую плотность воспоминаний, связанных с юностью, с моментом приобретения первой самостоятельной идентичности.

М. Шам (исследователь календарных пиков в автобиографической памяти): связывает «пик» воспоминаний с периодом первых опытов, которые запечатлеваются в силу своей новизны и эмоциональной насыщенности. Эти моменты в дальнейшем используются как «опорные точки памяти». Существуют моменты, так называемой «прерванной идентичности» (переоценка, переопределение своей личности) - воспоминания о переломных событиях. Они обеспечивают человеку возможность рефлексировать путь развития, становления своей личности, разбивать его на осмысленные этапы. Концентрация важных событий вокруг переломных моментов позволяет вспомнить как можно больше о тех периодах жизни. Обычно предшествующие переломным события предвещают о будущих серьезных изменениях.

– ожидание переломного моменты должно стимулировать запечатление событий – предшественников;

– переломное событие часто является неожиданным, поэтому первоначально воспринятому, как не слишком важное, позже приписывается вторичная значимость.

Высокая насыщенность воспоминаний периода, который следует после переломного момента, говорит о том, что человек после переломного моменты воспринимает все более обостренно – эффект шлейфа. Исследование В.В. Нурковой: 40 испытуемых, они должны были изложить свою автобиографию, а затем отметить переломные моменты. Наиболее доступные для воспроизведения воспоминания скапливались вокруг переломных моментов, возрастание доступности этих периодов описывает степенной функцией. Эффект «пика» воспоминаний не является только возрастным универсальным феноменом, важен фактор индивидуальной конфигурации событий, пережитых как переломные.

Эти принципы касаются не только силовой тренировки, но и вообще любой тренировки, связанной с развитием определённых физических характеристик, основанные на персональном подходе к занимающемуся.

Система физических тренировок, как и всякая система должна подчиняться неким общим принципам. Этим принципам должен соответствовать тренировочный процесс в целом, независимо от используемых методик и программ, с тем, чтобы цели и задачи, которые ставятся перед занимающимися, были максимально реализованы. Было бы некорректно спорить о преимуществах той или иной методики или той или иной тренировочной программы. Эффективность тренировочного процесса в первую очередь зависит от того, насколько добросовестно выполняются принципы тренировки.

🔆 1.Принцип суперкомпенсации.
Этот принцип отражает такое основополагающее для всех биологических существ явление, обеспечивающее выживание и эволюцию, как адаптация. Это явление, проявляющееся через некоторое время после тренировки, которое характеризуется ростом показателей тренируемой функции относительно первоначальных значений. Он заключается в том, что уровень тех функций или ресурсов,которые подверглись воздействию в результате конкретной специфической нагрузки,в период восстановления после нее повышается.При так называемой кумулятивной адаптации,когда стрессовое воздействие на организм имеет периодически повторяющийся в течение достаточно продолжительного времени характер,имеет место суммирование и закрепление отдельных адаптационных эффектов.
Как оказалось, время после тренировки можно условно разделить на три фазы:
1-я фаза или фаза восстановления. За этот временной промежуток мышечная ткань восстанавливается, а вместе с ней до прежних показателей восстанавливается и сама тренируемая функция.
2-я фаза - суперкомпенсация. Эта фаза характеризуется повышенной работоспособностью, во время которой показатели тренируемой функции могут быть выше исходного уровня на 10–20%.
3-я фаза - утраченная компенсация. Тренируемый показатель плавно возвращается к начальным значениям.
Регулярные физические нагрузки в течение продолжительного времени приводят к росту тренируемых параметров и увеличению мышечной массы. Этот факт дает возможность человеку развиваться и совершенствовать свое тело.
Для достижения хороших результатов в бодибилдинге каждая из тренировок должна приходиться на фазу суперкомпенсации, вызванную предыдущей тренировкой. Может показаться, что это задача легко выполнима, однако стоит заметить, что наступление фазы суперкомпенсации может быть различным у разных людей. Кроме того, выявить эту фазу непросто по ряду причин. Еще одним фактором, который усложняет определение идеального времени для следующей тренировки, является то, что суперкомпенсация для разных параметров наступает в разное время. Именно поэтому частота и характер тренировок в бодибилдинге играют такую важную роль.

🔆 2.Принцип перегрузки.
Этот принцип отражает тот факт, что для того, чтобы имел место эффект суперкомпенсации, нужно чтобы воздействие на организм превысило определенный пороговый уровень. Величина нагрузки должна быть достаточной, чтобы запустить адаптационный механизм и вызвать явление суперкомпенсации. В практике тренировок это обусловлено постоянным повышением тренировочный нагрузок.
Это может достигаться изменением параметров,определяющих обьем и интенсивность конкретной тренировочной нагрузки, манипулированием комбинаций этих параметров.

🔆 3. Принцип специфичности.
Принцип специфичности указывает, что наиболее выраженные адаптационные изменения под влиянием тренировки происходят в органах и функциональных системах,в наибольшей степени нагружаемых при выполнении физической нагрузки (Н.В.Волков). Ими оказываются те органы и системы, от которых в первую очередь зависит перенесение нагрузки с меньшим утомлением и риском каких-либо повреждений.

🔆 4. Принцип обратимости.
Принцип обратимости основан на явлении, когда прекращение тренировочных занятий приводит к так называемой детренированности, то есть постепенной утрате приобретенных в результате тренировок качеств и функций. Происходит, по сути дела, адаптация организма к новым (пониженным) требованиям.»Что не используется,то пропадает».

🔆 5. Принцип цикличности.
Реализация принципа цикличности на практике - это периодизация тренировочного процесса. Периодизация - краеугольный камень теории и практики любой спортивной подготовки и оздоровительной практики. Применение периодизации в планировании тренировочного процесса - единственный путь обеспечения достаточно длительного роста спортивных результатов при условии сведения к минимуму возможности переутомления или перетренированности.
Периодизацию в спортивной практике применяют путем разбивки тренировочного процесса на макро, мезо и микро циклы.
Целесообразно обеспечить волнообразность динамики нагрузки различной величины (микроциклы умеренных, средних и больших нагрузкок). Повышение нагрузок после их снижения послужит необходимым стимулом для дальнейшего прогресса.

🔆 6. Принцип индивидуальности.
Согласно принципу индивидуальности, нагрузки должны соответствовать текущему состоянию человека и изменяться в соответствии с изменениями его организма.
Речь идет о различиях, обусловленных физической подготовленностью человека, его сомато- и психотипом, возрастом, наличием тех или иных отклонений в состоянии здоровья, полом, возрастом.
Кроме этого существуют значительные отличия в композиции мышечных волокон, активности тех или иных ферментов, в уровне метаболизма, эффективности функционирования нервно-мышечной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем организма, биомеханических различиях, обусловленных анатомическими особенностями. Нет абсолютно правильных или неправильных тренировочных методик, эффективных или неэффективных упражнений и нагрузок. Каждая тренировка, характеризующаяся нагрузкой определенной величины и направленности, соответствует конкретному человеку, его текущему физическому состоянию, а так-же задачам этого тренировочного этапа.

(По материалам из учебника FPA).

· Адаптационные сдвиги в организме зависят от вида выполняемой мышечной работы и наблюдаются как в харктере, так и в проявлениях кумулятивного эффекта.

· Наиболее выраженные эффекты физической активности и адаптационные изменения проявляются в органах, системах и физиологических механизмах, наиболее нагружаемых при выполнении физической активности (для которых физическая активность достигает порогового или надпорогового уровня) («Тренируется то, что тренируем»).

Специфичность тренировочных эффектов проявляетс я

· В отношении двигательного навыка (спортивной техники) - наибольший эффект тренировки проявляется в отношении того двигательного навыка (спортивной техники) на который и нацелена тренировка – принцип специализации . В данном случае тренировка направлена на развитие и закреплении техники определённого движения и повышение его результативности, что требует развитие межмышечной координации , которая специфична для конкретного виды движений и, как правило, не переносится с одного движения на другое.

· В отношении ведущей физической способности тренировочные упражнения и режимы способствуют наиболее эффективному развитию той двигательной способности дляразвития которой они подбирались и применялись. Примеры.

o Скоростные нагрузки увеличивают прирост анаэробных возможностей за счёт усиления креатинфосфатного и гликолитического ресинтеза АТФ.

o Скоростно-силовые нагрузки вызывают повышение содержания креатинфосфата и гликогена в мышцах, развитие саркоплазматического ретикулюма, мышечную гипертрофию миофибриллярного типа, смещение спектра мышечных волокон в сторону быстрых волокон, повышение резистентсности к молочной кислоте.

o Длительные нагрузки аэробного типа увеличивают возможности аэробного энергообеспечения: мышечную гипертрофию саркоплазматического типа; увеличение количества и размеров мыечных митохондрий, содержания миоглобина, концентрации гликогена и запасов внутримышечного миоглобина, смещение спектра мышечных волокон в сторону красных волокон, повышение МПК.

o Силовые нагрузки увеличивают мышечную массу за счёт синтеза сократительных белков.

· В отношении состава активных мышечных групп. Каждый вид двигательной активности (физических упражнений) активирует и тренирует определённые мышечные группы. Наиболее высокие функциональные показатели и наибольшая экономичность проявляются при выполнении упражнений с использованием основных тренируемых мышечных групп. Например, у квалифицированных спортсменов наибольшее МПК регистрируется при выполнении специфического (соревновательного) упражнения.

· В отношении условий тренировки – адаптационные изменения в организме, возникающие в результате тренировки в определённых условиях внешней среды, обеспечивают приспособление организма к данным конкретным условиям внешней среды.

Специфический и неспецифической компоненты адаптации к физическим нагрузкам

· Неспецифические изменения наблюдаются при выполнении любой мышечной работы: повышение физической работоспособности, совершенствование механизмов регуляции, укрепление здоровья.

· Соотношение специфического и неспецифического компонентов зависит от характера физических нагрузок

o Адаптация к анаэробным нагрузкам более специфична, чем к аэробным, так как при первых адаптация, прежде всего, связана с изменениеми в самих активных мышцах, а вторая – и с внемышечными факторами (состояние кардиореспираторной системы, кислородной ёмкостьб крови и др.).

o Узкоспециализированные физические упражнения оказывают более специфический эффект, чем общеразвивающие упражнения, оказывающие общий тренировочный эффект. Последний тип упражнений предпочтителен для применения для оздоровительных целей или на начальных этапах спортивной тренировки.

Регулярные систематические аэробные нагрузки в тренирующей зоне (на уровне 50-80% МПК) вызывают адаптационные изменения, улучшающие доставку кислорода в мышцы и другие органы и ткани, его транспорт в ткани и утилизацию. Различают мышечную кардиореспираторную адаптацию к аэробной нагрузке. Такая адаптация, включающая как структурные, так и функциональные изменения, приводит к улучшению доставки кислорода и питательных веществ к сокращающимся мышцам, удалению продуктов метаболизма, улучшает регуляцию метаболизма в отдельных мышечных волокнах.

Адаптация кислородутилизирующих систем (мышечная адаптация )

· Избирательная саркоплазматическая гипертрофия медленно сокращающихся мышечных волокон типа I с повышением их окислительной способности.

· Увеличение плотности капилляров в мышечных волокнах с увеличением количества капилляров, приходящихся на одно волокно и возможности повышения скорости и объёма доставки кислорода в мышцы, питательных веществ и удаления конечных продуктов метаболизма.

· Увеличение содержания миоглобина в мышцах

Повышение способности митохондрий к окислительному ресинтезу АТФ

· увеличение размеров и количества митохондрий

· повышение способности к окислению липидов и углеводов

· увеличение использования липидов как энергетического топлива

· увеличение содержания гликогена и триглицеридов

· повышение способности к проявлению выносливости

Содержание миоглобина в мышцах. Результаты исследований, проведенных на животных, свидетельствуют о том, что содержание миоглобина в мышцах под влиянием тренировки может увеличиваться на 80%. Следовательно, потенциальная возможность неактивного мышечного волокна к переносу кислорода увеличивается. Возрастание количества миоглобина для повышения окислительной способности мышц в покое невелико. Основной эффект увеличения содержания миоглобина проявляется во время мышечной работы и связан с облегчением диффузии кислорода в мышцы из крови.

Запасы внутримышечных энергетических источников. В ряде работ отмечается, что у хорошо тренированных лиц в состоянии покоя обнаруживается более высокое содержание гликогена (в 2,5 раза по сравнению с нетренированным состоянием). Увеличение запасов гликогена может быть обусловлено, в частности, повышением чувствительности мышечных клеток к инсулину, что происходит под влиянием тренировки. Это способствуетболее быстрому поступлению глюкозы в мышечные волокна. У выносливых спортсменов переход глюкозы в мышечные клетки происходит приблизительно на 60% больше, чем у людей, ведущих малоподвижный образ жизни. Только у тренированных лиц были обнаружены значительные запасы глюкозы и гликогена в скелетных мышцах.

Инсулин также способствует дозозависимому возрастанию притока крови к инсулинчувствительной ткани. Поскольку тренированным мышцам присуща улучшенная капилляризация, этот эффект инсулина может повысить доставку кислорода к ним. В тренированных мышцах развита повышенная способность к запасанию глюкозы в виде гликогена. Концентрация мышечного гликогена будет зависеть от времени, прошедшего после тренировочной нагрузки, и количества после дующего потребления с пищей углеводов. Более высокое содержание мышечного гликогена у тренированных лиц может отражать феномен гликогеновой суперкомпенсации.

Плотность митохондрий в мышцах и окислительная активность ферментов. В

тренированных мышцах митохондрии характеризуются значительно более высокой способностью к окислительному восстановлению АТФ. Окислительная способность скелетных мышц повышена за счет заметного увеличения площади поверхности митохондриальной мембраны, а также количества митохондрий, приходящихся на единицу площади мышечной ткани. В среднем размеры митохондрий скелетных мышц у выносливых спортсменов на 14-40% больше по сравнению с нетренированными лицами, ведущими малоподвижный образ жизни. Эта специфическая особенность проявляется только в волокнах, задействованных в выполнении тренировочного упражнения.

Принцип специфичности предполагает учитывать особенности характера и форм различных видов деятельности, которые обусловлены специфическими для каждой деятельности условиями и требованиями к человеку. Каждый вид деятельности, имея общую структуру с другими видами деятельности, реализует ее особым образом, характерным для конкретной деятельности.

Методы изучения психологии труда

Психология труда как отрасль психологической науки использует весь арсенал общепсихологических методов. Большинство методов используются в трех самостоятельных планах:

Для психологического анализа профдеятельности;

Для проведения разнообразных прикладных исследований (профотбора, профессиональной консультации, рационализации труда и отдыха и т. д.);

Для исследования личности конкретного работника, его способностей, мотивации, состояний.

Существует несколько классификаций методов психологии труда. Можно предложить классификацию методов психологии труда, которая включает две больших категории методов:

группу неэкспериментальных методов, представляющую собой целенаправленное изучение профессиональной деятельности в естественных условиях,

и группу экспериментальных методов, включающую целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения деятельности.

В первую группу входят два основных метода: метод наблюдения и метод опроса, а также ряд дополнительных методов и вспомогательных средств.

Вторая группа включает эксперимент в двух своих разновидностях: лабораторный и естественный (производственный), а также метод тестов.

Неэкспериментальные методы

Традиционно выделяют два вида наблюдения: внешнее (непосредственное) и внутреннее (самонаблюдение).

Внешнее, или непосредственное, наблюдение позволяет описать действия, приемы и движения работника, их соответствие нормативным целям.

Для повышения объективности и точности наблюдения применяют ряд дополнительных приемов и методов, которые в первую очередь касаются регистрации результатов профессиональной деятельности. Наиболее распространенными среди них являются фотография рабочего дня, хронометраж, анализ продуктов трудовой деятельности.

Фотография рабочего дня представляет собой временную регистрацию последовательности выполнения действий, смену режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе и т. п.

Хронометраж - измерение времени трудовых операций. Он позволяет определить их длительность, частоту повторяемости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса.

Анализ продуктов трудовой деятельности: в качестве таковых могут выступать как материальные, документально фиксированные продукты деятельности, так и функциональные (процессуальные) продукты деятельности.

Вариантом данного метода является и анализ ошибочных действий, сбоев в работе, несчастных случаев и аварий.

Самонаблюдение в психологии труда выступает в двух формах: самоотчета профессионала и включенного наблюдения (трудового метода).

В первом случае психолог предлагает специалисту думать вслух во время своей деятельности, проговаривая каждую операцию, каждое наблюдение за процессом труда.

Во втором случае психолог сам становится учеником и, начиная изучать профессию, совершенствуется в ней все больше и больше.

Данный метод получил в психологии название трудового метода. Он начал разрабатываться в отечественной психологии труда в 20-е годы XX в. Сущность его заключается в соединении в лице психолога исследователя, умеющего и желающего описать профессиональный труд, и работника, его знающего.

Опросные методы традиционно представлены в двух формах: устного опроса (беседа, интервью) и письменного опроса (анкетирование).

Беседа является одним из широко распространенных в психологии труда методов и используется при освещении самого широкого круга проблем.

Анкетирование предполагает получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы, при этом психолог может не вступать в прямой контакт с работниками.


Тема 1. Знакомство
Цели занятия: знакомство участников друг с другом, концентрация внимания, снятие напряжения в незнакомой обстановке, внимание к партнеру. Первое занятие начинается со знакомства детей с помещением, в котором им предстоит заниматься весь коррекционный курс. Дети могут походить, посмотреть все, что их заинтересовало. Затем детям предлаг...

Профилактика конфликтов в профессионально - зрелых коллективах
Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. Под стилем отношений понимаются некоторые устойчивые стереотипы сознания и поведения, приобретающие в данной организации характер пр...

Организация и методы исследования. Этапы экспериментальной работы
Исследование включало все основные этапы эксперимента, выделенные В.Н. Дружининым [Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2002. С. 78-85.]. 1) Первичная постановка проблемы: - определение темы, цели и задач; - выбор предмета, объекта и метода исследования; - постановка психологической гипотезы. ...