Статьи арнольда. Арнольд шварценеггер биография по бодибилдингу

СЕКРЕТЫ АРНОЛЬДА ШВАРЦЕНЕГГЕРА
Примечание : Давняя статья, но я думаю она будет интересна.
В старых статьях можно многое почерпнуть.

Цель этой статьи показать вам, что эти упражнения помогли мне стать таким, какой я сейчас. И нет оснований полагать, что вы не добьетесь хороших результатов, выполняя эти упражнения и придерживаясь инстинктивного принципа. Давайте попробуем!

СЛУШАЕМ АРНОЛЬДА!


МОЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГРУДИ

ЭТО не означает, что вы неукоснительно должны ей следовать. Вся программа должна вам дать общее представление об этой системе. Возможно, когда вы читаете статью, я уже не пользуюсь этой программой. Даже серии и повторы могут варьироваться день ото дня. В основном я придерживаюсь инстинктивного принципа. Много лет назад Джо Вейдер сформулировал в этом принципе то, что до него предчувствовали многие культуристы. Данный принцип говорит, что все программы должны служить как указатель принципиального направления. Со временем культурист начинает чувствовать упражнения, которые он выполняет. Главным является то, чтобы почувствовать каждый повтор. Не пройдет много времени, как вы определите для себя необходимый вес, наклон тела, число повторов и наилучшее упражнение. Основой хорошей тренировки является полное понимание своей специфики. Многие но понимают значения этого принципа. Они начинают выполнять программу Дейва Дрейпера (примечание П.С.: Дейв Дрейпер–популярный культурист 60х, начала 70х годов, его титулы – 1965 IFBB Mr. America, and 1970 IFBB Mr. World. Смотри фото) и думают, что будут выглядеть как этот атлет. Другими словами, они копируют своих кумиров, а это невозможно. Это не означает, что начинающий атлет не может восхищаться своими кумирами, но ему следует понять, что он в своем роде единственный представитель рода человеческого и должен делать то, что хорошо для него одного. Я стараюсь убедить вас в этом для того, чтобы вы не думали, что точно выполняя мою программу, вы добьетесь таких же результатов. Цель этой статьи показать вам, что эти упражнения помогли мне стать таким, какой я сейчас. И нет оснований полагать, что вы не добьетесь хороших результатов, выполняя эти упражнения и придерживаясь инстинктивного принципа. Давайте попробуем!

УПРАЖНЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЕ 1. ЖИМ ЛЕЖА

МНОГИЕ культуристы считают, что для успеха упражнение непременно должно быть экзотичным и страшным. Они думают, что существуют секретные упражнения, которые помогают чемпиону подняться наверх, это заблуждение. До моего приезда в Америку я использовал простые упражнения и добился отличных результатов, чтобы завоевать приз «Мистер Вселенная». Поэтому не отбрасывайте те упражнения только потому, что вы не встаете на голову. Основным упражнением, которое я использую на протяжении многих лет для развития груди, является жим лежа. Я до сих пор пользуюсь им в качестве хорошего начала своей программы. Оно не только приливает кровь к груди, но и глубоко проникает в мышцы. Я использую средний хват и полностью опускаю штангу на грудь. Это заставляет работать именно грудные мышцы, что вам и нужно. Я начинаю со сравнительно легкого веса и опускаю штангу до касания груди.
Я делаю 8 повторов и увеличиваю вес. В каждой последующей серии вес увеличивается до тех пор, пока в 10 и последней серии я не ставлю максимальный вес и не делаю предельное количество повторов.
Во всех других сериях я выполняю не больше 8 повторов. Если у вас есть партнер, то пусть он поможет вам сделать последнюю пару повторов.
Помните, что отдыхать между сериями следует не больше 1–2 минут.

УПРАЖНЕНИЕ 2. ЖИМ ЛЕЖА.

НЕТ, не повторение это. В данном случае жим лежа выступает как часть суперсерии. Суперсерия–одно из наилучших принципов, разработанных исследовательской клиникой Вейдера. Он прост в выполнении, но дважды эффективнее всех других методов развития мышц. Он срабатывает потому, что один мускул противопоставляется другому в быстрой последовательности. Это значит, что мускул не устает слишком сильно и пока отдыхает он, другой мускул этой группы работает и поддерживает кровь в этой области тела. Очень важно не отдыхать между сериями. Делайте по три серии одного упражнения и три другого, чередуя их до тех пор, пока вы не закончите всю серию. При жиме лежа вы заметите, что изменение захвата меняет эффект всего упражнения. Чем уже руки, тем больше работают внутренние мышцы груди, чем шире хват, тем больше давление на дельтовидные мышцы. Другими словами, следует варьировать расстояние между руками по своему усмотрению.
Я выполняю по 5 серий и каждая по 8 повторов, чередуя каждую серию с упражнением 3.

УПРАЖНЕНИЕ 3. ЖИМ НА НАКЛОННОЙ СКАМЬЕ

ЭТО одно из лучших известных мне упражнений для развития верхней части груди. Угол наклона тела оказывает боль– шое влияние. Это одно из тех упражнении, которое делает грудь Стива Ривса столь впечатляющей. Я беру в руки гантели и опускаю вес на грудь. В действительности я стараюсь опустить груз как можно ниже, чтобы полностью растянуть мышцы. Это растяжение мышц не только развивает мышцы, но и увеличивает грудную клетку.
Упражнение выполняют 5 раз по 8 повторов.

УПРАЖНЕНИЕ 4. ОТЖИМАНИЯ НА БРУСЬЯХ

БОЛЬШИНСТВО культуристов считают отжимание на брусьях преимущественно упражнением для трицепсов. Но они, кроме того, хороши и для грудных мышц. Если вы этому не верите, то посмотрите в зеркало на работу своих мышц, когда будете выполнять это упражнение. Делайте повтор до отказа. Это значит полностью опускаться и полностью подниматься.
Я делаю 5 серий но 8 повторов и чередуя их с предыдущим упражнением.

УПРАЖНЕНИЕ 5. СВЕДЕНИЕ РУК НА БЛОКЕ

ЭТО упражнение можно выполнять различными путями. Его можно делать на наклонной или низкой скамье. Или вы можете его делать стоя. Если у вас нет блока, то его можно делать на скамье. И снова я выполняю это упражнение, как часть другой суперсерии. Я чередую их без всякой паузы, а если вы отдыхаете, то это уже не суперсерия. Я встаю между блоками и скрещиваю руки насколько позволяет грудь. Это одно из преимуществ блока. Здесь вы можете делать большие широкие движения с постоянным напряжением мышц, чем в упражнениях с гантелями на скамье.
Я делаю 5 серий по 12 повторений и чередую их со следующим упражнением.

УПРАЖНЕНИЕ 7. ПУЛЛОВЕР

Я ВЫПОЛНЯЮ это упражнение с прямыми руками, но это можно делать и с согнутыми руками. Лежа на скамье я опускаю вес как можно ниже уровня головы и затем поднимаю прямо над собой. Это прекрасное упражнение для грудных мышц, но оно совершенно бесполезно для развития грудной клетки. (Пулловер для развития межреберных мышц выполняется в другой манере – примечание П.С.)
Я выполняю 5 серий по 12 повторов.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ хочется сказать, что когда вы берете малый вес, то это придает вашим мышцам четкость. При большом весе не сможете сделать много повторов и поэтому будете увеличивать размер и силу мышц, но у вас не будет четкости мышц. По этой причине я выбираю середину и стараюсь соединить оба этих принципа.
ДРУГИМ важным моментом является дыхание. Это имеет большое значение потому, что во время тренировки оказывается давление не только на мышцы, но и на легкие и на всю дыхательную систему. На каждом повторе следует вдыхать при опускании веса и выдыхать при жиме или завершении движения.

Отвечает Арнольд…

Поднятие тяжестей, силовая тренировка и бодибилдинг…

МЕНЯ часто спрашивают, являются ли культуристы действительно сильными людьми или их огромные мускулы предназначены лишь для показухи. Ответ звучит так: некоторые культуристы действительно очень сильны, но для участников соревнований по бодибилднигу сила является скорее средством для достижения цели, а не самоцелью. Спортсмены, чьей целью является максимальное развитие силы, называются тяжелоатлетами или силовыми гимнастами. Сегодня тяжелоатлеты выполняют значительное количество упражнений из арсенала бодибилдинга – то есть они работают над гармоничным развитием всех групп мышц, – но их главной целью является наращивание силы. Это даже более справедливо для силовых гимнастов, чем для тяжелоатлетов–олимпийцев, поскольку их подъемы требуют значительно меньших технических навыков, расчета времени и координации движений. Они скорее являются особым тестом на физическую силу и мощность усилия.
ГЛАВНОЕ различие программ тренировки для тяжелоатлетов и культуристов заключается в том, что тяжелоатлет работает со значительно меньшей частотой повторов. В то время как культуристы упражняются с меньшим весом и многократно повторяют одни и те же движения (мы узнаем об этом в следующих разделах энциклопедии), тяжелоатлеты тренируются ради того, чтобы взять один максимальный вес на соревнованиях. Поэтому они часто нагружают штангу до предела и выполняют тройные, двойные или одинарные подходы с большими паузами, чтобы подготовиться к подъему огромной тяжести на спортивном помосте.
(по материалам книги Арнольд Шварценеггера «Новая энциклопедия бодибилдинга»)

Бодибилдинг и телосложение…

ЕСТЬ другие виды спорта, в которых у спортсменов развиваются большие мускулы, но в бодибилдинге решающее значение имеет максимальное эстетическое развитие всего тела. Идеальное сложение культуриста выглядит примерно так. Широкие плечи и спина, конусообразно спускающаяся к узкой, крепкой талии; ноги в надлежащей пропорции к телу; ярко выраженное и пропорциональное мускульное развитие; четкое сужение мышц по направлению к связкам и сочленениям; все части тела гармонично развиты, включая такие области, как задние дельтовидные мышцы, нижняя часть спины, брюшной пресс, икры и предплечья. Хороший рельеф мышц, четкое разделение отдельных групп.

ОТ природы телосложение у одних людей лучше, чем у других, с более совершенными пропорциями и мышцами, лучше реагирующими на тренировку. В прошлом были такие чемпионы, как Фрэнк Зейн, обладавшие великолепной эстетикой и мастерством позирования, но многие полагали, что ему недостает той плотности и массивности, которую они хотели бы видеть у настоящего чемпиона. Франко Коломбо завоевал два титула «Мистер Олимпия», несмотря на то что его рост был гораздо меньше, чем считалось возможным для спортсмена, соревнующегося на таком уровне. Дориан Йейтс неоднократно и заслуженно побеждал на конкурсе «Мистер Олимпия», но его тоже неоднократно критиковали за слишком массивное и угловатое телосложение, утверждая, что он не создает должного эстетического впечатления. (Эту претензию можно отнести ко всем современным «Мр.Олимпия», примеч.П.С)

Спортсмены становятся все более рослыми, быстрыми и сильными, чем раньше…

СПОРТСМЕНЫ становятся все более рослыми, быстрыми и сильными, чем раньше, а рекорды продолжают побиваться один за другим. По моему мнению, одной из причин общего улучшения спортивных показателей является тот факт, что настоящие профессионалы в любом виде спорта выполняют как минимум один из видов силовой тренировки.

СУЩЕСТВУЕТ такое понятие, как идеальный тип телосложения для любого спорта (хотя мы могли убедиться, что в некоторых случаях успех совсем не зависит от телосложения). Любой вид тренировки, которым вы занимаетесь, должен быть нацелен на развитие тела в определенном направлении. «Комплексная оценка телосложения позволила обнаружить, что спортсмены обычно имеют физические характеристики, уникальные для их вида спорта, – сообщают физиологи Уильям Мак–Ардл и Виктор Кетч в своей книге «Практическая физиология: энергия, питание и показатели человеческого развития» (1994). – К примеру, у легкоатлетов (кроме бегунов) сравнительно большое количество мышечной ткани сочетается с высоким процентным содержанием подкожного жира, в то время как бегуны на длинные дистанции обладают наименьшей массой мышечной ткани при практически полном отсутствии жировых отложений… Физические характеристики в сочетании с высокоразвитой системой физиологической поддержки являются важнейшим фактором для достижения чемпионских показателей».
(по материалам книги Арнольда Шварценеггера «Новая энциклопедия бодибилдинга»)

«Проблема массивности» в спорте…

ХОТЯ «проблема массивности» актуальна во многих видах спорта, в некоторых случаях спортсмены должны наращивать значительный объем мышечной массы, чтобы добиться успеха. К примеру, если вы сравните средние размеры футболистов 60–х годов с размерами современных игроков, то разница будет очевидной [Имеется в виду американский футбол. (Прим. пер.)], причем не только в размерах, но и в составе тканей. Тридцать лет назад футболист весом 300 фунтов вполне мог иметь 15–25% жировых отложений. В наши дни для футболиста весом 300 фунтов пределом является 12% жировых отложений, а многие спортсмены имеют гораздо меньше.

БОКС, как и БОРЬБА, является спортом, где по традиции было принято воздерживаться от тренировок с отягощением. Одна из причин заключается в том, что, наращивая мышцы, вы переходите в более тяжелую весовую категорию; это означает, что вам скорее всего придется встретиться с противниками, которые от природы выше и сильнее. С другой стороны, многие молодые боксеры, работавшие с тяжестями, стремились лишь к тому, чтобы усилить свои удары, сделать их «убойными», вместо того чтобы полагаться на скорость, расчет и координацию движений. Но мир бокса испытал потрясение, когда Эвандер Холифилд, первоначально выступавший в полутяжелом весе, нарастил около 30 фунтов сплошных мышц и стал чемпионом мира в категории тяжеловесов – кстати, во многом с помощью Ли Хейни, обладателя титула «Мистер Олимпия».
«Большинство боксеров почти целиком полагается на традиционный подход к тренировкам и питанию, – говорит Хейни. – Но Эвандер проявил непредвзятое отношение к новым идеям. Чтобы стать настоящим тяжеловесом, у него не было иного пути, кроме наращивания мускулатуры, и он видел, что культуристы являются лучшими спортсменами, когда речь идет об ускоренном развитии мышечной массы. Поэтому он воспользовался некоторыми методами бодибилдинга наряду с научным подходом к таким вещам, как диета, координация движений и выносливость сердечно–сосудистой системы».
(по материалам книги Арнольда Шварценеггера «Новая энциклопедия бодибилдинга»)

Бодибилдинг и аэробная выносливость…

ЕСТЬ ДВА СОВЕРШЕННО РАЗНЫХ ТИПА ВЫНОСЛИВОСТИ: МЫШЕЧНАЯ И СЕРДЕЧНО–СОСУДИСТАЯ.

МЫШЕЧНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ – это способность мышц сокращаться снова и снова во время упражнения, привлекая наибольшее количество волокон для его выполнения. К примеру, выполняя приседания со штангой, вы так быстро утомляете мышцы ног, что если вы хотите выдержать полную серию, то вам нужны такие мышечные волокна, которые быстро восстанавливаются. Кроме того, необходимы дополнительные волокна, вступающие в игру во время упражнения.

СЕРДЕЧНО–СОСУДИСТАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ – это способность сердца, легких и системы кровообращения поставлять кислород в мышцы, чтобы питать их энергией и уносить побочные продукты жизнедеятельности (молочная кислота).
ХОТЯ эти два аспекта выносливости различаются, они связаны между собой. Что толку, если вы обладаете хорошей выносливостью сердечно–сосудистой системы, но мышцы, которыми вы пользуетесь при усилии, моментально устают? И сможете ли вы добиться высоких показателей, если ваши мышцы обладают огромной выносливостью, но сердечно–сосудистая система не может быстро поставлять кислород, в котором они нуждаются?

Я ВСЕГДА считал, что сердечно–сосудистая выносливость имеет для культуриста почти такое же важное значение, как мышечная выносливость. Интенсивные тренировки приводят к накоплению молочной кислоты в разрабатываемых мышцах. Это побочный продукт того процесса, который производит энергию для сокращения мускулов. Если сердце, легкие и система кровообращения поставляют достаточно кислорода к нужным участкам тела, то молочная кислота перерабатывается организмом и превращается в энергию; в противном случае ее накопление препятствует дальнейшему сокращению мышц и приводит к полному изнеможению.
Я всегда любил бегать по нескольку миль в день, чтобы вентилировать легкие и улучшать кровообращение. Однако некоторые культуристы полагают, что бег увеличивает риск травмы коленей и лодыжек, поэтому они ищут другие способы стимуляции сердечно–сосудистой системы. Они пользуются беговыми дорожками, велотренажерами, степперами и другими видами аэробного снаряжения. Смысл в том, что чем лучше работает ваше сердце, легкие и система кровообращения, тем интенсивнее вы можете тренироваться в гимнастическом зале и тем лучших результатов вы можете добиться на поприще культуризма.

СИЛЬНЫЕ, подтянутые мышцы позволят вам лучше выглядеть и хорошо себя чувствовать. Это благотворно отразится на ваших занятиях спортом, даже если вы играете в спортивные игры только по выходным дням. Тренировка по методу бодибилдинга также стабилизирует или снижает кровяное давление (речь идет о регулярных упражнениях с отягощением, а не о тяжелой атлетике), укрепляет мышцы спины, увеличивает приток крови к подкожным клеткам, что придает коже молодость и упругость. Она облегчает стресс и улучшает функционирование иммунной системы, что снижает количество заболеваний раком и болезней сердца.
(по материалам книги Арнольда Шварценеггера «Новая энциклопедия бодибилдинга»)

5 основных советов по тренировкам, утвержденных Арнольдом Шварценеггером. Вы когда-нибудь задавались вопросом: «А что сделал бы Арнольд Шварценеггер?». Мы запускаем серию публикаций на моем блоге , чтобы осветить эти 31 неоспоримых совета прямо из библиотеки «Австрийского Дуба» (Oak’s library), которые дают долгожданный ответ на этот вопрос, и они однозначно помогут вам расти!

Задолго до того, как ему был оплачен гонорар 25 миллионов долларов, Арнольд Шварценеггер писал ежемесячные статьи для журналов о мышцах крестного отца бодибилдинга Джо Уайдера. Писательские труды Арнольда не выигрывали никаких журналистских премий, но позже, он собрал свои идеи и методы тренировок в его бестселлере «The New Encyclopedia of Modern Bodybuilding», которая до сих пор используется бодибилдерами как справочное руководство (cookbook) сегодня.

Внимательное изучение коронного тома Арнольда требует некоторых усилий, так как версия в твердом переплете идет ни много ни мало на 800 страницах! Хотя его существенный вес может стать приятным дополнением для вашей библиотеки или прикроватной тумбочки, но займет много времени, чтобы найти самородки тренировочных процессов. С заботой о тех, кто добывает лучшие знания от одного из сильнейших умов в бодибилдинге, в этой серии статей собраны 31 утвержденных Арнольдом советов по тренировке, чтобы помочь вам построить самое лучшее тело, которое когда либо существовало!

1. Выбирайте лучшие упражнения для роста

По Оаку, тренироваться тяжело так же важно, как и тренироваться с умом. «Чтобы стать большим, вам нужно стать сильным», он писал.

«Начинающие и средние бодибилдеры не должны быть ни чем так не обеспокоены как ростом».

Имея это ввиду, меньше фокусируйтесь на односуставных упражнениях (иногда называются изолирующие упражнения) в пользу многосуставных упражнений. Жим лежа, приседания, становая тяга, жим над головой, тяги в наклоне и тяга штанги с пола к плечам - это примеры базовых многосуставных упражнений, для выполнения которых требуется включать несколько мышечных групп для совместной работы. Эти упражнения должны формировать основу вашего тренировочного плана.

Хоть эти движения и более сложные для овладения, чем их односуставные заменители, они предлагают дополнительное преимущество, позволяя вам тренироваться очень тяжело, чтобы эффективно загрузить целевые мышечные группы. Арнольд верил, что выполнение этих движений — это вызов самому себе тяжелыми весами и единственный, наиболее важный компонент набора силы и объема.

2. Используйте тяжелые веса с малым числом повторений

Для Арнольда выбор правильной нагрузки был на столько же важен как и выбор правильного упражнения. Как ни крути, 8 повторений в приседаниях с 165 кг, выполненные до отказа, стимулирует куда больше наращивание мышц, чем подход с 44 кг на 40 повторений.

«Начинайте с нескольких разминочных подходов (не нагружая до отказа мышцы) и постепенно увеличивайте веса от одного подхода к следующему, уменьшая повторения и выполняя их до отказа», — писал Арнольд. «Обычно у меня есть кто-то, кто готов совсем чуточку помочь мне, чтобы преодолеть (пройти) мертвую точку в траектории подъема или забрать вес вверх (как только я достиг отказа)».

Арнольд был не просто обеспокоен чувством веса; он хотел удостовериться, что нагрузка приводит к мышечному отказу в целевом диапазоне: «Я взял себе за правило никогда не выполнять меньше шести повторений за подход в большинстве движений (упражнений)», отмечает он, «и никак не выше, чем двенадцать». Это правило можно применить к большинству частей тела (мышечным группам), включая икроножные мышцы. Удостоверьтесь, что вы выбрали правильный вес, чтобы достигать отказа в указанном диапазоне каждый рабочий подход.

3.

Мало кто знает, что Арнольд имеет степень экономических наук, при этом ему не нужен диплом, чтобы осознать, что снижение отдачи применимо и к тренировкам, тоже.

Выполнение однотипной тренировки (комплекса упражнений) в течении слишком долгого промежутка времени без внесения значительных изменений, будет снижать со временем ее значение (эффективность). Это проявляется тогда, когда бодибилдер обнаруживает, что он привык к тренировке.

«В рамках основной структуры, я всегда менял мои упражнения», -писал Арнольд. «Мне нравилось шокировать мышцы, не позволяя им успокаиваться в постоянной обыденности».

Арнольд делал это своим домашним заданием, когда речь шла о планировании его тренировочной сессии. Если он обнаруживал, что упражнение не приносит выгоды (не влечет к росту), он заменял его другим.

Никогда не бойтесь экспериментировать с новыми упражнениями или методиками тренировок. Арнольд был в вечном поиске новых способов стать больше (объемнее) и лучше, так как старые способы устаревали и утрачивали интерес к себе.

4. Преодолевай отказ используя продвинутые техники

В своей книге, Арнольд обозначил использование ряда продвинутых техник тренировок (методик), как оружие, чтобы усилить отстающие части тела. Арнольд использовал чуть ли не каждый усилитель интенсивности в своей книге, если можно так выразиться. При этом он сосредотачивался на том, что работало для него лучше всего, не обращая внимания на испытания и ошибки.

Не бойтесь использовать такие методы как: форсированные повторения, негативные повторения, дроп-сеты, повторения в неполной амплитуде, rest-pause (рест-пауза) или другие идеи, которые вы можете вычитать для вашего собственного тренинга. Удостоверьтесь как вы себя чувствуете после использования каждой из перечисленных методик. И помните, не нужно делать каждый подход до отказа мышц, оставляйте это на самые тяжелые 1-2 подхода каждого упражнения.

5. Защищайтесь от перетренированности

В рвении усиливать упрямые мышечные группы, у вас может возникнуть соблазн использовать подход «бросить на них все, что только можно», но Арнольд предупреждал, что эта стратегия может быть непродуктивной. «Могут быть времена, когда часть тела отстает, потому, что вы перетренировываете ее, ударяя по ней так сильно, так часто и так интенсивно, что она просто никогда не имеет возможности отдохнуть, восстановиться и расти», — писал он.

«Способ решения этой проблемы - просто дать мышцам возможность отдохнуть и , и затем настроить план тренировок так, чтобы не перетренировывать ту же самую часть тела снова. Помните чересчур много, в данном случае, может быть так же плохо, как и очень мало, когда это касается тренировок по бодибилдингу».

Расти как «Австрийский Дуб»

Вооружившись этими 5 неоспоримыми советами, настала ваша очередь тренироваться и расти как Арнольд! Идите в зал, залезайте под штангу и убедитесь, что нужно обрушиться на составные упражнения для того, чтобы толкнуть что-то увесистое. В следующих статьях рубрики мы с вами рассмотрим оставшиеся 26 советов из данной серии. Это будут , бицепсов, трицепсов, ног, мышц пресса, грудных мышц и спины, утвержденные Арнольдом Шварценеггером.

Сегодня же:

Арнольд Шварценеггер биография по бодибилдингу

Арнольд Алоис Шварценеггер приступил к занятиям бодибилдингом в 14 лет. Сподвиг его к этому культурист Стив Ривз — который в то время активно снимался в кино, а также тяжелоатлет Юрий Власов — который поразил Арнольда своей нечеловеческой силой на чемпионате мира по тяжелой атлетике.

Итак, в 1961 году, Арнольд приступил к тренировкам в спортивном зале. Однако, в то время, особенно в Австрии, бодибилдинг был очень слабо распространен и многими не понимаем.

Подсказать, как тренироваться для достижения цели наращивания мышечной массы Арнольду было некому. Начинал он тренироваться в тренажерном зале в основном со спортсменами, которые занимались тяжелой атлетикой. Именно от тренировок с ними он построил силовой фундамент своего тела, что в дальнейшем дало ему сильный толчок к росту мышечной массы.

Арнольд тренировался с огромным усердием и целеустремленностью и использовал все методы для достижения своей цели — в том числе и прием анаболических стероидов.

Первые победы и поражения Арнольда Шварценеггера в бодибилдинге

На своей первой победе в конкурсе бодибилдинга «Мистер Европа» Арнольд Шварценнегер выступал практически без знаний о это виде спорта — у него не было специальных плавок для соревнований, грима для тела, а позировать он учился по фотографиям известного тогда культуриста Рега Парка.

В 1967 году Арнольд, в свои 20 лет, побеждает на одном из самых престижных конкурсов по культуризму — «Мистер Вселенная» (Mr.Universe). После победы на конкурсе работает в тренажерном зале как тренер. Однако, это продлилось не долго — спустя год Арнольд переезжает по приглашению Джо Уэйдера в Калифорнию, США.

До этого Арнольд Шварценеггер считал, что он является лучшим бодибилдером в мире и регулярно сообщал всем о своих победах на самых престижных конкурсах мира. Однако, при первых соревнованиях в США он проиграл Френку Зейну , который был значительно легче, однако более рельефным и опытным в позировании.

Арнольд Шварценеггер проанализировав свои причины поражения, полностью бросил все свои силы на подготовку к следующему конкурсу Мр.Олимпия. Подготовка заняла год. Весь год Арнольд готовился, тренировался в зале каждый день и за год значительно улучшил свою форму.

Однако и на Мр.Олимпия Арнольд потерпел поражение. Тогда он проиграл двукратному чемпиону — Серджио Оливе.

Непобедимый Арнольд Шварценнегер

Арнольд был так зол после поражения на лучшем конкурсе бодибилдеров, что будучи вне себя от ярости и обиды, он поклялся, что более никогда не потерпит поражения ни от одного культуриста. И он сделал все, чтобы сдержать свою клятву — искал лучших тренеров, спрашивал у судей на соревнованиях о своих недочетах, тренировался с целеустремленностью настоящего победителя.

Стоит отметить, что с тех пор Арнольд Шварценеггер ни разу не потерпел поражения в бодибилдинге.

В 1970 году в возрасте 23 лет выигрывает свой первый титул «Мистер Олимпия» в Нью-Йорке. С тех пор, ежегодно выступая на конкурсе Мр. Олимпия, вплоть до 1975 года он ни терпит ни одного поражения. Арнольду просто не было равных.

В 1975 году Арнольд сообщил о завершении своей карьеры бодибилдера. Он обосновал это следующим образом: «В жизни всегда нужно оставаться голодным. Я уже достиг всего, что мог в бодибилдинге. Я хочу себя попробовать в чем-нибудь новом, думаю что следующей моей целью будет кино».

Кстати (небольшое отступление): настоятельно рекомендую ознакомиться с моими книгами:

Популяризация бодибилдинга Арнольдом Шварценеггером и еще одна победа

Cделал шаг в сторону кинематографа Арнольд не зря. В 1977 году вышел фильм под названием «Качая железо» (Pumping Iron) — фильм о жизни культуристов, тренировках и соревнованиях. Именно этот фильм сделал бодибилдинг популярным. Арнольд Шварценнегер и бодибилдинг вышли на пик популярности. В бодибилдинг стали вкладывать деньги и культуризм превратился из кучки «одержимых мышцами сектантов» в многомиллионную индустрию спорта.

В 1980 году, не смотря на свое обещание покинуть соревновательный бодибилдинг, Арнольд снова выступил на соревнования Мр.Олимпия. Подготовка к ним у него заняла всего 4 месяца. Арнольд выиграл эти соревнованиях по бодибилдингу, однако до сих пор ходят споры о неоднозначности победы Арнольда. Бодибилдинг к тому времени стал популярным, и конкурентов, которые наступали Арнольду на пятки было уже не 1-2, а более десятка. И они, в отличии от Арнольда, который уже во всю ударился в кино индустрию и бизнес, посвятили свою жизнь исключительно спорту.

С тех пор Арнольд больше не возвращался в соревновательный бодибилдинг, хотя этим видом спорта продолжает заниматься по сей день.

Арнольд Шварценеггер после завершения карьеры бодибилдера

В 1988 году Арнольд Шварценеггер организовал свой турнир по бодибилдингу — Арнольд Классик (Arnold Classic). Сперва это был конкуср только для бодибилдеров, однако на сегодняшний день там представлено большое количество видов спорта — пауэрлифтинг, соревнования между стронгменами и многие другие. Этот конкурс пользуется большой популярностью среди бодибилдеров и по престижности занимает 2 место после конкурса Мр.Олимпия.

Арнольд после завершения своей карьеры также продолжал вносить значительный вклад в развитие бодибилдинга — он написал множество статей, выпустил 2 книги — энциклопедии бодибилдинга и всячески популяризировал спорт в кинематографе.

Так же вы можете посмотреть видео ролики с учасием великого Арнольда Шварценеггера:

С уважением, администратор.

Арнольд Шварценеггер является кумиром миллионов. Ему удалось собственным трудом достичь огромных высот. Узнайте, какие советы дает Арни начинающим атлетам.

Содержание статьи:

Возможно немногие атлеты знают, что еще до того момента, как Арни стали платить несколько миллионов за участие в одном кинофильме, он писал для журнала Джо Вейдера, являющегося основоположником современного бодибилдинга. Его работы были интересны не только спортсменам, но и критикам, не единожды удостаивавших Шварценеггера престижных наград в журналистике. Значительно позже, Арни решил собрать все свои идеи воедино, и в результате этого на свет появилась работа под названием «Новая энциклопедия бодибилдинга», мгновенно ставшая бестселлером.

Эта книга весьма объемна и содержит порядка 800 страниц. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с основными советами Арнольда Шварценеггера.

Желательно все изолирующие упражнения (многосуставные) заменить на многосуставные. Становая тяга, жим в положении лежа, тяга в наклоне, приседания - вот только малая часть тех упражнений, которые требуют участия нескольких групп мускулов. Они могут и должны составить основу всей тренировочной программы.

Без сомнения, освоить технику многосуставных упражнений на порядок труднее, чем изолирующих. Однако они обладают несомненным преимуществом - при их выполнении можно работать с большими весами. Изолирующие упражнения лучше использовать при подтягивании определенных мышц.

Совет №2: В низкоповторных сетах используйте большие веса

Арни уверен, что к выбору оптимального веса необходимо подходить также ответственно, как и к выбору упражнения. С этим сложно спорить, ведь при 8 приседаниях с весом в 165 килограмм мышечная масса будет расти значительно быстрее, чем при 40 повторениях с весом в 50 килограмм.

Начинать упражнение следует с пары разминочных подходов (они не должны выполняться до отказа) и постепенно повышать вес, приближаясь к мышечному отказу.

Совет №3: Не задерживаться длительное время в зоне комфорта

Если программа тренировок длительное время остается неизменной, то ее ценность будет быстро падать и атлет вскоре достигнет состояния плато. Всегда необходимо проводить эксперименты с новыми упражнениями или применять альтернативные методики. Для постоянного прогресса, спортсмен должен находиться в состоянии постоянного поиска.

Совет №4: Преодолейте порог отказа высокоинтенсивной тренировкой

Арнольд практически на протяжении всей своей книги напоминает о значении всевозможных приемов высокоинтенсивной тренировки для подтягивания отставших мускулов. Не стоит бояться использовать в своей тренировочной программе негативный тренинг, дроп-сеты, форсированные повторения и другие методики. Следите за собственными ощущениями после выполнения различных приемов и оставьте парочку наиболее эффективных.

Желая поднять уровень отставших мышц, можно допустить серьезную ошибку, увеличивая интенсивность тренировки. Это может привести к перетренированности, чего допускать не следует. Зачастую определенные мускулы отстают по причине усталости. Достаточно просто дать им больше времени на отдых и восстановление, как прогресс станет очевиден. Важно помнить, что в силовом тренинге очень много, может оказаться также плохо, как и очень мало.

Тренировка мышц плечевой группы от Шварценеггера

Как уже говорилось выше, многосуставные упражнения весьма эффективны для массонаборного тренинга. Жим над головой, а также вертикальная тяга, являются лучшими упражнениями для мышц плечевой группы. Арнольд часто выполнял их, стараясь это делать в самом начале тренировочного занятия, когда в организме еще был максимальный запас энергии.

Совет №2: Изучайте различные варианты выполнения одного движения

Любое самое незначительное изменение в хорошо известном движении может иным образом нагрузить мускулы, что станет отличным стимулятором для их роста. Необходимо искать альтернативные упражнения, способные нагружать целевые мускулы под различными углами. Так, скажем, Арнольд при выполнении жима над головой использовал гантели, а не штангу, опуская их чуть ниже исходного положения для жима штанги. Также он сводил руки вместе в верхней точки траектории, увеличивая амплитуду.

Совет №3: Изолированные упражнения для тренировки головки дельты

Изолированные упражнения Арни использовал в роли дополнительных к жиму над головой. Таким образом, изолируется каждая головка дельт. Также необходимо искать незначительные различия в технике, что в долгосрочной перспективе приводило к быстрому набору массы. В качестве примера можно привести латеральные разведения рук в тросовом тренажере. Упражнения можно выполнять как впереди тела, так и позади него. Это дается различные ощущения.

Совет №4: Верхние трапеции должны тренироваться одновременно с дельтами

Так как верхние трапеции задействованы в большом количестве упражнений при тренировке мускулов плечевой группы, то тренировать их можно совместно с дельтами. Основным упражнением для этого были шраги, однако для полноценного развития следует использовать и другие упражнения. Так как шраги обладают малой амплитудой движения, то совет Арнольда Шварценеггера заключался в жертве весами. Он считает, что лучше увеличить амплитуду, снизив для этого рабочий вес.

Подъем штанги стоя был одним из самых любимых упражнения Арни. Выбирая движения для набора массы, он отдавал предпочтение тем, которые позволяли использовать большой рабочий вес, использовать максимальную амплитуду и выполнять от 6 до 8 тяжелых повторов. Это и является одной из основных причин наличия таких бицепсов.

Используя подъемы для бицепса, Шварценеггер всегда доходил до отказа, но не останавливался на достигнутом. Когда он оказывался в «мертвой» точке, то использовал легкий импульс для продолжения подхода. Подобные упражнения с читингом, давали ему возможность сделать парочку лишних подходов, что существенно стимулировало рост мышечной массы.

В программе тренировок Арнольда всегда находилось место хотя бы для одного упражнения с гантелями. При супинировании кисти (она повернута вверх при сгибании), он ощущал максимальный эффект. Это связано с тем, что кисть руки в этом случае остается в нейтральном положении и вся нагрузка приходится на мускулы плечевой группы. Также стоит отметить, что при выполнении поочередного подъема спортивного снаряда, можно лучше сконцентрироваться на выполнении движения и дать небольшой отдых мышцам.

Совет №4: В некоторых упражнениях используйте многоповторные подходы

Не в любом упражнении для бицепса было от 6 до 8 повторов. Арни выделил несколько движений и назвал их «упражнения на рельеф», делая при этом от 8 до 12 повторов. При этом он использовал не максимальные рабочие веса. При выполнении этих упражнений, основное внимание уделялось сжиманию и сокращению мускулов, а также удержанию максимального сокращения в течение определенного отрезка времени. Его любимыми упражнениями стали поочередный подъем гантелей, концентрированные сгибания и односуставные сгибания

У Арни очень сильно была развита грудь и трицепсы. Их тренинг существенно отличался от бицепсов. Когда его трицепсы стали достаточно сильными, Арни в каждом сете делал по 20 повторов, чтобы вызвать гиперпампинг мышц.

Арни считал, что будет не правильно выполнять упражнений, например, для трицепса, не понимая, для какой части мускула оно предназначено. Все начинающим атлетам стоит запомнить простой совет Арнольда Шварценеггера - сделав 20 сетов в любом упражнении, следует оставить эту группу мускулов в покое. На следующий день посмотрите, какая часть мышцы больше болит, следовательно, ей и досталась основная нагрузка.

Арни очень любил во время высокоинтенсивных тренировок использовать частичные повторения. Например, после завершения сета разгибаний на блоке с максимальной амплитудой, он не останавливался и продолжал подход, используя около 6 частичных повторов. Для выполнения движения с максимальной амплитудой сил уже не оставалось, но благодаря частичным повторам он «добивал» целевую мышцу.

Шварценеггер часто составлял из упражнений для трицепса и бицепса суперсеты. Если говорить проще, то все движения он выполнял одно за другим. Это позволяет снабдить мышечные ткани большим количеством крови, а, следовательно, и улучшить их питание. Также благодаря этому приему он создавал мощный пампинг.

Большинство атлетов, накачав мощную грудь, никогда не откажет себе в удовольствии ее покрасоваться. На занятиях они особое внимание уделяют этой группе мышц. А вот Арни на этот счет придерживался другого мнения. Однажды, заметив, что его голени существенно отстали в развитии, он не стал скрывать этот недостаток, а стал носить шорты, чтобы видеть свои слабые стороны. На тренировках он уделял им повышенное внимание. В результате, усиленно работая над голенью и доведя мышцы до нужного уровня, он смог стать лучшим атлетом мира.

Совет №2: Используйте преимущества тренажера для приседаний

Вполне может быть, что приседания в тренажере не эффективнее свободного веса, однако Арни сделал их еще более трудными. Для этого им была использована укороченная траектория движения - на четверть ниже верхней точки траектории и на три четверти ниже. Созданную им технику Арнольд назвал «приседаниями под давлением». Благодаря этому он очень хорошо нагружал мускулы.

Тренировка пресса от Арнольда Шварценеггера

Арни имел несколько излюбленных упражнений для тренировки пресса. Они им выполнялись с большим числом повторов. Хотя если посмотреть на всю его тренировку, то можно предположить, что большой необходимости в отдельном тренинге пресса у него и не было. Основная нагрузка на мускулы брюшного пресса приходилась при выполнении многосуставных упражнений, а не специальных тренировок для этой группы мускулов.

Это лишь малая часть советов Арнольда Шварценеггера и тем атлетам, которые хотят узнать его методику тренинга лучше, следует прочитать книгу великого атлета. Впрочем, это следует сделать всем бодибилдерам и особенно начинающим.

Интервью Арнольда Шварценеггера, история его тренировок и побед в следующем видео:

Владимир ГУБАРЕВ

...Мне иногда чудилось, что мы переносились в Древнюю Грецию или даже «глубже» - в Египет, в те времена, о которых известно мало, а оттого они представляются сказочными. Но Владимир Игоревич чувствовал себя там вольно, привычно, даже чуть-чуть обыденно. Он произносил то или иное имя, и создавалось впечатление, что названный им египтянин или грек побывал у него на семинаре. Оставалось только узнать, где это было - в Москве или Париже. Семинары академика Арнольда проходят в обоих городах, и их участники перелетают из одной столицы в другую столь же естественно, как мы переходим улицу. Наша беседа походила на путешествие в Хаосе. Сначала мы оказывались в одной точке, потом попадали в другую, в третью, и казалось, связи между ними не существует. Однако чуть позже неизменно выяснялось, что математика (и математик!) прокладывает между этими точками почти невидимые пути, и именно они служат той основой, на которой держится современная наука. Впрочем, не исключено, что характер разговора задал я сам, когда напомнил, что вся история Российской академии наук суть не что иное, как история математики - в Академии она всегда была в почете, - а имена ее выдающихся представителей яркими звездами сияют на небосводе мировой науки. Перечислить их не решусь, боясь какие-то имена пропустить, прошу верить на слово: так оно и есть!
Академик Арнольд, в очередной раз возвращая меня к действительности, сказал:

Владимир Игоревич Арнольд.

Рим, площадь Святого Петра, на которой возвышается самый большой собор христианского мира - Ватиканский собор, собор Святого Петра.

Вход в государство Город Ватикан, охраняемый швейцарскими гвардейцами.

Библиотека Ватикана занимает первое место в Европе по древности и богатству коллекции манускриптов и библиографических раритетов.

Знаменитые сады Ватикана.

В Ватиканском музее.

Попробуем разобраться с тем, что происходит сегодня в образовании. Мне кажется, это главная тема, которая должна нас беспокоить.

- Согласен.

С математическим образованием в мире дела обстоят очень плохо. В России, кстати, получше, но все равно плохо!.. Начну с высказывания, прозвучавшего на одном из заседаний в Париже, где выступал министр науки, образования и технологий Франции. То, что он говорил, относится к его стране, но столь же актуально для США, Англии и России. Просто во Франции катастрофа наступила чуть раньше, в других странах - она еще впереди. Школьное образование начало гибнуть в результате тех реформ, которые интенсивно проводятся во второй половине ХХ века. И особенно печально то, что некоторые выдающиеся математики, к примеру уважаемый мной академик Колмогоров, имеют к ним отношение... Француз-ский министр отметил, что математика постепенно вытесняется из школьного образования. Аналогичный процесс наблюдается и у нас, где математику нередко заменяют более «важными» науками.

- Мы отвлеклись от министра...

Я понимаю, что это неприятно слышать, но тем не менее... Министр из Франции, о котором идет речь, - не математик, а геофизик - рассказал о своем эксперименте. Он спросил школьника: «Сколько будет два плюс три?». И этот школьник - умный мальчик, отличник - не смог сосчитать... У него был компьютер, преподаватель в школе научил им пользоваться, но сложить в уме два и три школьник не умел. Правда, это был способный мальчик, и ответил он так: «Два плюс три будет столько же, сколько три плюс два, потому что сложение коммутативно...» Министр был потрясен его ответом и предложил убрать из всех школ преподавателей-математиков, которые так учат детей.

Из лекции в Ватикане

Особенно опасна тенденция изгнания всех доказательств из школьного обучения. Роль доказательств в математике подобна роли орфографии и даже каллиграфии в поэзии. Тот, кто в школе не научился искусству доказательства, не способен отличить правильное рассуждение от неправиль ного. Такими людьми легко манипулировать безответственным политикам. Результатом могут стать массовый психоз и социальные потрясения.

Лев Толстой писал, что сила правительства основана на невежестве народа, что правительство знает об этом и потому будет всегда бороться против просвещения.

- И в чем вы видите основную причину случившегося?

Процветает пустая болтовня, и она заменяет подлинную науку. Я могу продемонстрировать это еще одним примером. Несколько лет назад в Америке шли так называемые «калифорнийские войны». Штат Калифорния вдруг заявил, что выпускники школ недостаточно подготовлены, чтобы учиться в университете. Молодые люди, приезжающие в Америку, к примеру, из Китая, оказывается, подготовлены гораздо лучше американских школьников. Причем не только в математике, но и в физике, химии, в других науках. Американцы превосходят своих зарубежных коллег во всевозможных «сопутствующих» предметах - тех, которые я называю «кулинариями» и «вязаниями», а в «настоящих» науках сильно отстают. Таким образом, при поступлении в университет американцы не выдерживают конкуренции с китайцами, корейцами, японцами.

Понятно, что такое наблюдение вызвало шок в американском обществе, так как там не принято отводить соотечественникам «вторые места»?!

Американцы тут же создали общенациональную комиссию по образованию, чтобы определить круг проблем, вопросов и задач, которые старшеклассник должен уметь решать при поступлении в университет. Комитет по математике возглавил нобелевский лауреат Гленн Сиборг. Он составил требования к выпускнику школы. Главное из них - умение сто одиннадцать разделить на три!

- Вы шутите?

Отнюдь! К семнадцати годам школьник должен эту арифметическую операцию производить без компьютера. Оказывается, сейчас они этого делать не умеют... Более того, 80 процентов современных учителей математики в Америке понятия не имеют о дробях, не могут сложить половину с третью. А среди учеников таких - 95 процентов!

- Звучит анекдотично!

Я надеюсь, что у наших школьников еще сохраняется какое-то представление о дробях и они могут подсчитать сумму половины с одной третью... Теперь о физике. Я сам читал требования к американской Федеральной программе обучения. Там, в частности, говорится, что школьник должен знать о двух фазовых состояниях воды, которая в холодильнике превращается в лед. Гленн Сиборг потребовал, чтобы в программу ввели три фазовых состояния - еще и водяной пар. Однако конгресс и сенаторы запротестовали, прошли бурные дебаты, и штат Калифорния был осужден и осмеян за то, что посмел усомниться в качестве образования американцев. Один из сенаторов (фамилию его я забыл) в своем выступлении

Сказал, что набрал 41,3 процента голосов избирателей, это свидетельствует о доверии к нему народа, а потому он всегда будет бороться в образовании только за то, что он сам понимает. Если чего-то он не понимает, то и учить такому не следует... Аналогичными были и другие выступления. Причем инициативе Калифорнии старались придать и «расовую» и «политическую» окраску. Битва продолжалась два года. Победил все-таки штат Калифорния, так как его очень дотошный адвокат нашел в истории США прецедент, при котором закон штата становился в случае конфликта выше федерального закона. То есть образование в США временно победило...

- Значит, теперь там научатся делить сто одиннадцать на три?

Ирония ваша понятна, но она не имеет значения... Я попытался докопаться до сути проблемы и выяснить, почему в Америке могло случиться подобное? И оказывается, источником является Томас Джефферсон.

- Второй президент США?

Он, голубчик! Отец-основатель Америки, творец конституции, идеолог независимости. В его письмах из Вирджинии есть такой пассаж: «Я точно знаю, что ни один негр никогда не сможет понять Евклида и разобраться в его геометрии». Из-за этого американцы вынуждены отвергать Евклида, математику и геометрию, которые заменяются знанием того, на какую кнопку надо нажимать... Вместо размышлений - механическое действие, что выдается за борьбу с расизмом!

Это слишком болезненная проблема для Америки, и то, что они «перестраховываются», понять можно... А может быть, им проще купить тех, кто знает дроби, чем самим этому учиться?!

Они и покупают! Американские ученые - в основном эмигранты из Европы, а аспиранты сегодня - это китайцы и японцы.

- Но тем не менее успехи американской науки вы не можете отрицать?

Я не делаю сейчас обзор о состоянии науки в США или американского «образа жизни». Я говорю о состоянии преподавания математики в школах США, и здесь ситуация плачевная. Я обсуждал эту проблему с выдающимися математиками Америки, многие из них - мои друзья, достижениями их я горжусь, но тем не менее я задавал им такой вопрос: «Как вам удалось при столь низком школьном образовании достичь столь высокого уровня в науке?». И один из них мне ответил так: «Дело в том, что я рано научился «двойному мышлению», то есть у меня было одно понимание предмета для себя, а другое - для начальства в школе. Мой учитель требовал, чтобы я ему отвечал, что дважды три - восемь, но сам-то я знал, что это шесть... Я твердо знал, что надо отвечать на уроках и что есть на самом деле... Я много занимался в библиотеках, благо, есть прекрасные книги».

- Неплохо, когда школьное образование подталкивает к книге!

Приведу еще один пример, который показывает всю подноготную американского образования. Хаксли Уиттли, один из великих ученых США, рассказал мне историю о том, как он стал математиком. Мы с ним встречались в Принстоне незадолго до его смерти. История такова. Уиттли учился в Иельском университете... играть на скрипке! После второго курса его послали в Европу, чтобы он смог усовершенствовать свое мастерство. Кажется, он попал в Вену, где ему сказали, что кроме основного предмета в конце года нужно сдать еще один - «чужой», мол, такое уж у нас правило. Уиттли спросил у своих товарищей, какая сейчас самая модная наука, и ему ответили, что это квантовая механика. Он пришел на лекцию, но ни слова не понял. По ее окончании Уиттли подошел к профессору и сказал ему, что с его лекцией не все в порядке, так как он - лучший студент Иеля - ничего не понял. Профессор (а это был сам Вольфганг Паули - швейцарский физик, один из создателей квантовой механики и релятивист -ской квантовой теории поля) ответил, что Уиттли, наверное, прекрасный скрипач, но математический анализ и линейную алгебру знает слабовато и рекомендовал ему два учебника. Через две недели Уиттли уже начал разбираться в лекциях профессора, а в конце семестра понял, что квантовая механика гораздо лучше скрипки, и стал математиком.

Из лекции в Ватикане

Недавно возник новый вид работорговли. Мои друзья - биологи, химики, физики - рассказывали мне, что американские и европейские университеты приглашают российских исследователей, платят им гроши (превосходящие, однако, российские профессорские зарплаты). Эти русские трудятся изо всех сил, но публикации подписывают не они, а сотрудники приглашающей лаборатории. Технология присвоения результатов работ российских математиков иная, но итог такой же: эти результаты по большей части приписываются западным эпигонам.

Нынешняя позорная дискриминация российских (а равно индийских, китайских и т. д.) ученых западным научным сообществом наносит мировой науке очевидный ущерб. До падения коммунизма нас не пускали за границу коммунисты. Теперь дверь закрыта с другой стороны системой бесполезных виз, без которых обходились в ХIХ столетии и которых не требуют от американцев и других «истинно белых».

- Как вы стали математиком?

Учился в Москве, в нормальной школе на Арбате. Из нее вышло несколько известных людей. Один выпускник стал ректором МАИ, потом послом во Франции. В нашем классе - два академика...

- И это - «нормальная» школа?!

Ничего особенного в ней не было - таких школ миллион!.. Поступил на мехмат МГУ. Впрочем, интерес к математике появился рано. Помню на уроке учитель дал задачку, я над ней долго думал и решил только на следующий день. Причем смог это сделать лишь я один. Это было в пятом классе. Задача, казалось бы, очень простая. Из города А в город Б и из города Б в город А на рассвете одновременно вышли две старушки. В 12 часов они встретились. Потом продолжили свой путь. Одна пришла в конечный пункт в 4 часа дня, а другая - в 9 вечера. Вопрос: в каком часу рассвело в этот день?.. Прекрасная задача, замечательная! На меня она произвела сильнейшее впечатление. Позже я делал разные математические открытия, но удовольствие получал точно такое же, как тогда в пятом классе, когда я нашел решение задачки со старушками...

- Характер творчества не меняется?

Открытие есть открытие!

А решение задачки не подскажете?

Есть такая идея, которая принадлежит Леонардо да Винчи. В его Атлантическом кодексе есть тексты, относящиеся к тому, что теперь называются «теорией турбулентности». Там у него есть соображения подобия. Он, например, рассматривает вопрос: почему кит больше слона? И дает сравнения... В общем, надо читать Леонардо, чтобы понять суть проблемы... Из его соображений легко увидеть, что отрезки пути, которые прошли старушки до встречи, пропорциональны их скоростям. А после встречи - обратно пропорциональны, потому что той старушке, которая идет медленней, надо пройти больший кусок. Поэтому времена, которые им потребуются, пропорциональны квадратам скоростей. Но времена после встречи - «4» и «9 часов», и теперь уже легко найти ответ.

- Дадим лишь конечную цифру, хорошо?

Восход был в шесть часов.

- Значит, этот «восход» и завлек вас в математику?

Хорошие учителя были в школе, увлеченные и прекрасно подготовленные. Потом был математический кружок, олимпиады. На них читали лекции профессора. Еще до поступления в МГУ я уже знал, кто был хорошим ученым и плохим преподавателем, а кто умело сочетал и то и другое.

Из лекции в Ватикане

Расцвет математики в уходящем столетии сменяется тенденцией подавления науки и научного образования обществом и правительствами большинства стран мира. Ситуация сходна с историей эллинистической культуры, разрушенной римлянами, которых интересовал лишь конечный результат, полезный для военного дела, мореплавания и архитектуры. Американизация общества в большинстве стран, которую мы наблюдаем, может привести к такому же уничтожению науки и культуры современного человечества.

Математика сейчас, как и два тысячелетия назад, - первый кандидат на уничтожение. Компьютерная революция позволяет заменить образованных рабов невежественными. Правительства всех стран начали исключать математические науки из программ средней школы.

- Что вы делали в Ватикане и как туда попали?

В Ватикане есть Папская академия наук. Меня в нее пригласили... Я состою членом трех американских академий, французской и некоторых других, однако согласиться быть еще и членом Папской академии не мог.

- Но почему же?

В Ватикане мне задали тот же вопрос. Я сказал, что Галилея они реабилитировали, и это я одобряю. Джордано Бруно сожгли, но до сих пор не реабилитировали, а он относится к тем ученым, которых я уважаю... Тем не менее меня пригласили принять участие в конференции. Один доклад на ней делал Папа Римский, другой - я. Конечно же, были прочитаны еще несколько десятков докладов. Это происходило в саду Ватикана, было очень красиво. Мы обсудили с Папой Римским ряд проблем, в том числе поговорили и о Джордано Бруно. Мне кажется, Папа Римский Иоанн Павел II - самый прогрессивный человек в Ватикане. Он читал лекцию о том, что наука и религия не должны ссориться, и это было весьма любопытно. Идея его выступления состояла в следующем. И наука и религия заинтересованы в открытии истины. Наука для этого располагает экспериментальной техникой. Религия же пользуется необычной технологией поиска истины, а потому не должна оспаривать те открытия, которые делает наука. У ученых больше средств, больше контроля, вот и пусть они находят истину, а религия будет с ними соглашаться. Это первое. Теперь - второе. Ученые сами не могут использовать свои открытия, в этом они совершенно беспомощны. Они создают атомные бомбы, придумывают звездные войны и т. п. Религия же может подсказать людям, как им правильнее использовать знания, полученные наукой... Папа Римский развивал эту идею долго, приводил множество примеров, доказывал, что между наукой и религией не должно возникать противоречий.

- Он не покаялся за сожжение Джордано Бруно?

Он не мог этого сделать, так как тем самым начали бы разрушаться основы католицизма....

- Что вы имеете в виду?

Почему Ватикан реабилитировал Галилея? Ведь его взгляды сейчас признаются церковью. У нас неточно излагают причины, по которым преследовался Галилей. Фраза «И все-таки она вертится!», по-моему, выдумка средневекового журналиста. Признаю, придумано неплохо. На самом деле Галилей утверждал, что теория Коперника не противоречит Священному писанию. И в конце концов Ватикан с этим согласился. Именно поэтому все обвинения с Галилея и были сняты. Кстати, о теории Коперника...

- Вы увлекаетесь историей?

Точнее - историей науки. Мне это интересно... Итак, откуда взялась теория Коперника? Оказывается, она была хорошо известна еще за две тысячи лет до его рождения. Египетские жрецы, создававшие в своих пирамидах всевозможные забавные устройства, уже прекрасно знали и в каком порядке идут планеты, и то, что они вращаются вокруг Солнца. В Древнем Риме, в храме Весты в 700 году до новой эры существовал планетарий, в центре которого помещался огонь, символизировавший Солнце, а вокруг него вручную переносили планеты. Египтянам была известна и теория Ньютона, это признавал и сам ученый. В его неопубликованных теологических и алхимических работах есть упоминание о том, что ему принадлежит восстановление египетских доказательств происхождения миров. У египтян была книга, где все было записано, но она погибла во время пожара Александрийского музея. Пришла демократия, и народ сжег многие тысячи томов научных книг, не понимая, что тем самым уничтожил знания древних.

- И потом пришлось все «переоткрывать»?

Египетская наука была очень мощной. Там появились цифры, алфавит, геометрия, астрономия... Скажу, к примеру, что египтяне определили радиус земного шара, ошибка составила менее одного процента! Вся греческая наука - Евклид, Пифагор и другие - это лишь «слепок» науки Египта. Грек
Пифагор более десяти лет провел в Египте и всему там научился. В Египте жрецы всю науку засекретили, это было связано с пирамидами, с теологией. Пифагора же не сдерживали никакие обязательства, и, вернувшись в Грецию, он в своей школе сделал гласными открытия египтян. А его ученики приписали эти открытия ему... Далее - музыка. Гаммы, созвучия, октава - все это Орфей перенес в Грецию из Египта...

- И все-таки вернемся к Джордано Бруно?

Пока я рассказывал о Галилее, о том, что имеет отношение к его реабилитации Ватиканом. Итак, наука подтвердила выводы Галилея, а следовательно, и религия вынуждена была с ними согласить ся. Однако современная наука до сих пор утверждает: то, что сказал Джордано Бруно, - гипотеза. Если бы наука подтвердила теорию Бруно, то Ватикан оправдал бы и его. По крайней мере, меня так заверили в Папской академии наук.

- В чем же суть его теории?

Как известно, Бруно был монахом, священником. Даже после того, как его отлучили от церкви, он настаивал на своей теории, хотя обоснований у него не было. Это была теория множественности обитаемых миров. С него началась «эпоха инопланетян», именно он утверждал, что они обязательно должны быть. А следовательно, могут прилетать на Землю. Он не отрекся от своих взглядов, заплатив за них жизнью. И тем самым вошел в историю не только науки, но и всей цивилизации.

- Вам в нынешней работе помогают экскурсы в историю?

Мне помогают... Но есть математики, которые по поводу тех или иных исторических событий делают такие вздорные заявления, что о них и говорить-то стыдно! Один математик - академик - опубликовал теорию, по которой Куликова битва случилась где-то в районе Москвы! Стало очень модно применять математические методы в истории, но чаще всего это заканчивается печально... Нельзя к этому относиться с юмором, так как это крайне опасный вздор! У нас в Академии наук есть комиссия, которая занимается антинаукой, и ей приходится разоблачать подобные «исследования». К сожалению, лженаука подчас приносит деньги, и она уже превращается в финансовое предприятие.

Из лекции в Ватикане

Учитывая взрывной характер всевозможных псевдонаук (вроде астрологии) во многих странах, в грядущем столетии вполне вероятно наступление новой эры обскурантизма, подобной средневековой. Нынешний расцвет науки может смениться необратимым спадом, подобным тому, который произошел с живописью в период после итальянского Возрождения.

- Чем вы объясняете, что в последнее десятилетие лженаука пошла в тотальное наступление на общество?

Примерно в 1500 году при Иване III был такой епископ Геннадий. В то время уже устанавли вались контакты с Западной Европой, а потому в Россию пошло много ереси. И Геннадий написал Московскому митрополиту письмо, в котором сетовал на молодежь. В письме были такие строчки: «Иной и учится, но неусердно и потому живет долго».

- Значит, неучи живут долго, и потому процветает современная ересь?

Когда все разрешено, то на свет появляется и хорошее и плохое. Я против этого не выступаю - пусть плохое будет видно.

- Но если это касается математики, то вы протестуете, не так ли?

У нас есть много учебников по математике, и некоторые из них хорошие. На мой взгляд, надо возвратить Киселева...

- Мы все учились по нему!

К сожалению, сейчас наука нередко заменяется философской болтовней, и делают это те люди, которые ничего другого не умеют. Но они - на виду, к их мнению прислушиваются, что наносит непоправимый вред как науке в целом, так и математике в частности. Тем не менее у нас еще не все потеряно, у нас пока лучше, чем в той же Франции... Приведу еще пример. Недавно я получил письмо от одного математика. Он пишет, что некий профессор из Бостона прислал ему рекомендацию на аспиранта с очень лестной характеристикой. В ней говорится, что этот молодой человек лучше всех остальных аспирантов в Бостоне, и не удивительно - он учился в Москве! У нас есть у кого учиться и кого учить, и это очень важно сохранить. Верно, что молодые ученые стараются побыстрее уехать из России, чтобы на Западе лучше жить и лучше кормить своих детей. Нужно, конечно же, больше платить здесь, и тогда уезжать не будут. Однако до сих пор математическая культура в России очень высокая. Причем это настоящая культура, которая во Франции и Америке заменена абстрактным вздором...

- На вас там не обижаются, когда вы им говорите такое?

Они вынуждены слушать, так как это правда... И что печально, их заблуждения достаточно глубоки, они уходят далеко в прошлое. Это еще одна из причин того, что мне приходится заниматься историей. Она помогает мне находить убедительные доказательства собственной правоты.

- Эта аксиома требует примеров.

Извольте... По сути дела, вся французская наука началась с Рене Декарта. Он - в ее основе. И он же - причина ее гибели. Декарт провозгласил ряд принципов, которым и сегодня следуют ученые Франции. Первый принцип: «Не имеет никакого значения соответствие исходных положений науки с какой-либо реальностью». То есть произвольное высказывание путем всевозможных преобразований превращается в новое высказывание. Вот и все! Когда Ньютон это прочитал, у него волосы встали дыбом. Он вскипел и заявил, что данный принцип губит всю физику... Второй принцип Декарта: «Столь же мало смысла имеет сравнивать с экспериментом выводы наших теорий». Значит, никакого реального значения наши исследования не имеют... Третий принцип: «Чтобы математика стала наукой, надо прежде всего изгнать из нее чертежи». Расшифровка этого принципа показывает, что надо избегать эксперимента и выключить из исследования воображение... Четвертый принцип: «Надлежит немедленно и навсегда исключить все методы обучения. Только мой метод является основательным, серьезным, научным, разрешенным. Преимущества моего метода состоят в том, что это единственный демократический метод. С его помощью любая посредственность получит такие же результаты, как и самый умный ученик». Всего у Декарта было около двадцати принципов, я привел только четыре...

- Но его высказывания имеют чисто историческое значение?

К сожалению, нет. Сегодня у Декарта множество последователей. Причем весьма воинственных. И говоря о невежестве, о лженауке, надо учитывать, что они развивались параллельно с наукой, а потому так легко носители антинауки находят «поддержку» в прошлом - в их работах вы найдете множество ссылок на разные авторитеты, в том числе и на тех великих ученых, о которых я говорил. Это не должно обманывать! Особенно активно ведется сегодня атака на математику, что, впрочем, естественно, так как она лежит в основе современной науки.

- И не только. В бизнесе очень много математиков, у вас есть этому объяснение?

Математика подобна гимнастике, вырабатывает умственную способность, что необходимо и олигархам. Есть определенная корреляция между математиками и бизнесом, но, на мой взгляд, не она решает - есть люди, у которых особый талант к зарабатыванию денег. Но не нужно путать это с математикой в экономике. Был у нас знаменитый академик Леонид Витальевич Канторович, который получил Нобелевскую премию по экономике, хотя был великим математиком. Его теория сначала была признана на Западе и лишь потом пришла к нам.

- Вам никогда не хотелось заняться экономикой и бизнесом?

Мне это резко противопоказано.

- Почему?

Не очень это чистое дело - заниматься бизнесом в нашей стране. Да и не только у нас!

Из лекции в Ватикане

Затраты маркизы де Помпадур на науку и культуру составляли около полутора процентов ее затрат на наряды и косметику, и этого хватило для того, чтобы провозгласить век Просвещения, создать Энциклопедию и т. п. В России нет маркизы де Помпадур, и угроза наступления века невежества кажется совершенно реальной.

- Есть ли у вас работа, которой вы гордитесь?

Нелегко отвечать на такой вопрос... Работ у меня около пятисот. Из них порядка ста, которыми я горжусь. Выделить одну трудно, пожалуй, даже невозможно...

- Говорят, что ХХI век будет веком вычислительных машин. Зачем же тогда нужны математики?

ЭВМ - вещь замечательная, но эти машины абсолютно беспомощны!

Чем объяснить, что во второй половине ХХ века в СССР появилось много хороших математиков, и это, на мой взгляд, позволило решить и атомную проблему, и выход в космос?

Я размышлял об этом... Наверное, из-за того, что произошел «разрыв поколений». Что я имею в виду? Многие ученые и преподаватели после революции уехали из страны, других расстреляли. Преподавать стали очень молодые люди. Они быстро впитывали знания, стремительно развивались. Старшее поколение не тормозило их, а это очень важно.

- Значит, молодежи нельзя мешать!? Как вам это удается?

Я приведу пример моего спора с математиком Юрием Маниным. Он еще жил в Москве. Мне требовалась консультация по теории чисел, и я позвонил ему, мол, Юра нужны такие-то данные... Вдруг он мне отвечает, что уже три месяца, как бросил теорию чисел и занимается логикой, а потому ничего существен ного сказать мне не может. Тогда я попросил назвать кого-то из его учеников или аспирантов, кто бы ввел меня в курс дела. И Юра ответил: «Какой же ты наивный! Если я три месяца назад бросил теорию чисел, то разве кто-то из моих аспирантов теперь может ею интересоваться?!». Да, я - наивный и остаюсь таким же, потому что суть научной школы как раз в ином!.. Только что вышла книга моих аспирантов. Она называется «Задачи Арнольда». В ней около тысячи задач, которые я за сорок лет сформулировал для своего семинара. Среди них половина еще до сих пор не решена, а по тем, которые удалось решить, даны аннотации - где и какие работы опубликованы у нас и за границей. Мне приятно, что в названии книги есть моя фамилия, но на самом деле исследования ведут мои ученики.

- Как рождаются «задачи Арнольда»?

У меня два семинара: один - в Москве, другой - в Париже. Семинар для студентов. Но в них участвуют и аспиранты и профессора. Обычно человек тридцать. Семинар существует сорок лет. Он идет непрерывно - приходят молодые, а совсем старые уходят... На заседании я формулирую десяток-другой задач. Это нерешенные проблемы, которые хотел бы решить. Потом на следующих занятиях участники семинара рассказывают о том, что они придумали. Размышления чаще всего записываются... Иногда проходят годы, прежде чем кто-то даст решение... На днях на заседании Московского математического общества я рассказывал о решении одной из таких задач, которое получили два моих ученика. Они были студентами, когда узнали об этой задаче, а решили ее, уже став аспирантами. Задача сформулирована восемь лет назад.

- Труднее придумать задачу или ее решить?

Конечно, придумать! Есть 21 задача Гильберта, я работал над двумя - 13-й и
16-й... Есть теорема Ферма, над которой математики долго бились и даже признавали, что она нерешаема, но тем не менее недавно эта проблема таки была решена... По поводу данных задач есть высказывания крупнейшего математика ХIХ и ХХ веков Жюля Анри Пуанкаре: «Эти задачи выделяются из всех проблем, которые есть у нас в математике, тем, что их можно решить по принципу «да» или «нет». Но самые интересные проблемы, к решению которых нужно идти постепенно - каждое решение становится частным по отношению к следующему...» Так что «придумать задачу» - это очень сложно... И вообще, совсем непросто определить, «хорошая» задача или «плохая»... Один из величайших математиков ХХ века Миша Громов, который долго был ленин-градским математиком, а теперь парижский, в одной из своих книг сформулировал так: «Есть только один способ узнать, хороша проблема или нет - ее просто надо решить!».

- Так что в математике вопросы живут дольше?

- Из моих задач есть и такие, которые я сформулировал еще в студенческие годы, и они до сих пор не решены.

- Например?

Недавно в научном американском журнале я видел статью, где воспроизводится попытка решить одну «задачу из фольклора» (там так и написано!). На самом деле это моя задача, сформулированная 50 лет назад, когда я был студентом на первом или втором курсе... У нас имеется лист бумаги, мы его
складываем - получается какой-то многоугольник. Складываем еще. Периметр нового многоугольника, получившегося после нескольких складываний, будет больше, чем периметр исходных. Да или нет?.. Решения пока нет.

- Вы довольны, что не удается решить эту проблему?

Не знаю... Я бываю доволен, когда что-то удается понять.

- Иногда говорят, что математика - это искусство!?

Абсолютно не согласен! Математика - это наука. Она была ею, есть и всегда будет! Так же, как я считаю, нет «теоретической» науки и «прикладной». Я полностью согласен с великим Пастером, который сказал: «Прикладных наук никогда не было, нет и не будет, потому что есть наука и есть ее приложения».

- Вы больше времени проводите в Париже или в Москве?

Есть правило: по-моему, на один день больше я должен быть здесь.

- Вы не чувствуете себя эмигрантом?

Вовсе нет! Кроме всего прочего, мои парижские студенты приезжают в Москву, а московские - в Париж.

- За чей счет?

За счет Франции, которая финансирует этот проект.

- Вы считаете такую ситуацию нормальной?

Для мировой науки такого рода отношения являются стандартными. Мои французские коллеги ведут аналогичную жизнь, половину своего времени они проводят в Германии, Америке, Англии. Во всем мире всегда так было. И в России до революции тоже. Да и после революции некоторые крупные ученые долго работали за границей. Повторяю, для науки и ученых - это нормальная жизнь, и иной она быть не может!

Вернемся к школьному образованию. Если тенденция по выхолащиванию математики из учебного процесса у нас продолжится, чем это грозит России?

Она превратится в Америку!

- Не говорите так, иначе у нас завтра математика в школе будет уничтожена полностью!

Во Франции я читаю студентам такие же лекции, как и в Москве. Принимаю там экзамены. И вот во время письменного экзамена парижский студент спрашивает меня: «Профессор, я нахожусь в затруднении: скажите, четыре седьмых меньше или больше единицы?». Это студент четвертого курса, математик! Он провел сложные вычисления, решил дифференциальное уравнение и получил верную цифру - четыре седьмых. Но дальнейшие его расчеты шли двумя путями в зависимости от того, больше или меньше единицы оказывается полученный результат. Все, чему я его учил - а это дифференциальные уравнения, интегралы и так далее, - он понял, но я его не учил дробям, и дробей он не знает... Аналогичная ситуация грозит и нам. А это приведет к тому, что не только атомоходы будут тонуть, но и все остальное, не только башня будет гореть, но и остальное тоже...

- И наконец, последнее: верно, что у математиков особый склад ума?

Наверное... Но его можно воспитать практически у каждого человека. Только начинать надо рано. Именно поэтому нас, математиков, так беспокоит качество школьного образования. Математики в основном бывают двух типов - «левые» и «правые». Сейчас это установлено с помощью достаточно тонких экспериментов, хотя психологи знают об этом уже добрые сто лет.

- Я надеюсь, что деление на «левых» и «правых» не связано с политическими пристрастиями?

Два полушария мозга - левое и правое - анатомически различны и «заведуют» разными областями человеческой деятельности. Грубо говоря, одно полушарие скорее «логическое и алгебраическое», а второе - «геометрическое». Левое полушарие отвечает за последовательности, например, за умножение многозначных чисел, за логические, длинные рассуждения, а правое - за то, чтобы не заблудиться в лесу и в городе, оно также заведует эмоциями. Практически любую задачу можно решать и алгебраически и геометрически. Но, как правило, одни решают так, другие иначе. Есть математики, совершенно неспособные к «правополушарному», «гуманитарному» мышлению, к образному восприятию действительности, они умеют только умножать. Марат, прежде чем его убила Шарлота Корде, успел произнести глупейшую фразу: «Из всех математиков самые лучшие те, кто все время решает задачи, вычисляя по заранее заданной формуле». С современной точки зрения это делают только тупицы, однако фраза Марата весьма популярна среди тех, кто совершенно не способен размышлять, но тем не менее старается навязать обществу свое мнение.

- Такое впечатление, что вы постоянно спорите с кем-то?

Так и есть! Я стараюсь объяснить, что суть математики совсем в ином, чем пытаются нам представить. Математика подобна деятельности детектива, который должен, задавая разные вопросы и обращая внимание на детали, путем нестандартных размышлений прийти к истине. Романы Агаты Кристи гораздо ближе к математике, чем умножение многозначных чисел. Ну а рассказы Эдгара По - тем более! Представления о математике в большинстве случаев фальшивые, неправильные. Но, к сожалению, все программы обучения составляют люди с подобными представлениями, поэтому я и стараюсь предотвратить катастрофу.

- Если бы не было математики, какую область науки вы выбрали бы для себя?

Со мной происходят странные вещи. Есть такое понятие в науке - «ссылки на работы автора». К моему удивлению, выяснилось, что на меня ссылаются очень многие исследователи, но не математики, а физики, астрономы, даже химики. Огромное количество моих работ «спровоцировано» исследованиями в физике, механике, гидродинамике, да и печатаюсь я часто в журналах, относящихся к другим областям науки. У меня есть работы, которые математики даже не понимают! Многие из них заняты в очень узкой области и ничего кругом не видят, это печально.

- А как определить, хороший это ученый или не очень?

Нужно обратиться к опыту Леонардо да Винчи. Он писал, правда, о художниках, но это в равной мере относится и к науке. У Леонардо было двадцать учеников, и ему предстояло определить, кто из них станет хорошим художником, кто талантлив, на кого стоит тратить время... Леонардо говорил так: начинаешь их учить и видишь, что одному удается натюрморт, другому - пейзаж, третьему - перспектива и так далее. А вот шестой уступает в натюрморте первому, в пейзажах второму, в перспективе третьему... У него нет склонности к специализации, но зато он всем интересуется. Вот он-то и будет настоящим художником, заключает Леонардо да Винчи. Сам он интересовался многим. Следующая глава после размышлений о художниках посвящена у него... диверсантам-аквалангистам! И он подробно описывает, как подплыть к вражескому кораблю, продырявить его и ввести отравляющие вещества, но самому при этом не отравиться... А если враг тебя обнаружит, пишет Леонардо, то нужно повернуть рычажок и потопить акваланг, чтобы он не достался врагу и
тот не узнал бы секреты его устройства. Как видите, и в далеком прошлом забота о государстве была прежде всего.

- А математическое мышление изменилось?

Из лекции в Ватикане

Тот факт, что мы все еще имеем активно работающих математиков, отчасти объясняется традиционным для российской интеллигенции идеализмом (с точки зрения большинства наших зарубежных коллег, просто глупостью), отчасти же - большой помощью, оказанной западным математическим сообществом.

Значение российской математической школы для мировой математики всегда определялось оригинальностью российских исследований и их независимостью от западной моды. Чувство, что занимаешься областью, которая станет модной лет через двадцать, чрезвычайно стимулирует. К сожалению, этот период теперь начал сокращаться, чему в немалой степени способствует и «утечка мозгов».