Российские школьники собрали все награды высшей пробы на олимпиаде по физике в индонезии. «Долго шли к этой победе»: Россия впервые завоевала пять золотых медалей на Международной олимпиаде по физике Это хороший результат

На 48-й Международной физической олимпиаде IPhO в Индонезии все пятеро российских школьников из национальной сборной завоевали по золотой медали. Это лучший результат страны за историю участия в олимпиаде. В 2016 году российская команда завоевала четыре золотые медали.

(Всего 15 фото)

В олимпиаде, проводившейся в городе Джокьякарта с 16 по 24 июля, участвовали более 400 школьников из 88 стран. Им нужно было решать теоретические и экспериментальные задачи.

Медали получают около половины участников олимпиады, золотые медали в 2017 году получили около 60 человек. Абсолютным победителем олимпиады, показавшим лучший результат, стал Акихиро Ватанабе из Японии.

Участники российской команды

Дмитрий Плотников, выпускник московской школы №1329. До 10-го класса Дмитрий учился в школах №1303 и №1524.

Станислав Крымский, одиннадцатиклассник Академического лицея «Физико-техническая школа» в Санкт-Петербурге.

Василий Югов, выпускник пермской школы №146. Фото: соцсети.

Кирилл Паршуков, выпускник физико-математического лицея-интерната Республики Коми.

Справа: Сергей Власенко, бывший ученик воронежской школы №8 и СУНЦ (Специализированный учебно-научный центр) МГУ.

«Еще со времен Михаила Васильевича Ломоносова Россия - одна из самых активных стран, участвующих в развитии физики как науки. Мы видели это в достижении наших ученых, мы видим это и в результатах наших молодых талантов».

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева

Вручение медали Василию Югову.

Руководители российской команды - проректор по учебной работе и довузовской подготовке МФТИ Артем Воронов, доцент кафедры общей физики МФТИ Михаил Осин и сотрудник Лаборатории по работе с одаренными детьми МФТИ Виталий Шевченко. Готовили ребят к олимпиаде тренеры МФТИ: Валерий Слободянин, Александр Киселев, Виталий Шевченко, Федор Цыбров и Алексей Алексеев.

«Ребята приехали за десять дней до начала олимпиады, и мы решали с ними достаточно длинные и сложные задачи - чтобы набить руку и освежить их знания. Это происходило в МФТИ, у нас там специальные тренеры, тоже бывшие олимпиадники».

Артем Воронов

Участники олимпиады отдыхали от интеллектуального труда на экскурсиях по острову Ява, где она проводилась.


Российская школьная сборная по математике также показала хорошие результаты на Международной олимпиаде по математике, выиграв шесть медалей. Олимпиада, проводившаяся в Рио-де-Жанейро, завершилась 23 июля.

Золотую медаль получил Михаил Иванов (физико-математический лицей №239, Санкт-Петербург), занявший 14-е место в индивидуальном зачете. За несколько дней до олимпиады Иванов участвовал в прямой линии с Владимиром Путиным «Недетский разговор», где президент общался с талантливыми школьниками в образовательном центре «Сириус».

Серебряные медали выиграли Георгий Вепрев и Кирилл Тыщук (лицей №2, Рыбинск) и Никита Добронравов (лицей №130, Новосибирск). Бронзовые медали у Тимофея Зайцева (школа №179, Москва) и Вадима Ретинского (школа №1329, Москва). Руководил подготовкой математической сборной доцент МФТИ, глава отделения математики Лаборатории по работе с одаренными детьми Назар Агаханов. Он назвал олимпиаду этого года самой сложной в истории.

IEPhO (International Experimental Physics Olympiad) – единственная в мире международная олимпиада по экспериментальной физике. В этом году соревноваться за призовые места в Беларусь приехали 328 детей. Таким образом, поставлен рекорд по числу участников IEPhO. В олимпиаде приняли участие 19 команд из Москвы, такие известные учебно-научные центры как СУНЦ МГУ им. М. В. Ломоносова (три сборные), Новосибирский СУНЦ (2 сборные), 4 команды из Санкт-Петербурга, три сборные из Мордовии, из Самары, Сарова, Калининграда, ряда других регионов России, а также Словакии, Беларуси и Армении. В итоге к решению задач первого тура приступили 40 команд.

Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей, поощрение интереса к научной деятельности в области экспериментальной физики, создание условий для интеллектуального развития, поддержки одаренных детей, в том числе содействие им в профессиональной ориентации и продолжении образования, пропаганда научных знаний, формирование благоприятного социального климата. Проведение олимпиады обеспечивали представители лучших учебных заведений страны, в их числе – Фонд поддержки инновационных программ «Образование и наука», центр педагогического мастерства, национальный центр непрерывного естественнонаучного образования и образовательный центр «Сириус», созданный Образовательным Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина (Фонд учрежден 24 декабря 2014 г. выдающимися российскими деятелями науки, спорта и искусства. Деятельность центра осуществляется при поддержке и координации Министерства науки и образования Российской Федерации) и команда опытных волонтеров.

В 2017 году олимпиада проходила с 24 ноября по 2 декабря. Торжественная церемония открытия Олимпиады по экспериментальной физике IEPhO-2017 среди школьников 8-11-х классов состоялась 24 ноября.

Олимпиада проходила в три тура, которые состояли только из экспериментальных физических задач. В олимпиаде принимали участие команды, представляющие собой сборные регионов РФ, сборные городов, команды учебных заведений России. К участию в соревновании допускались школьники 8 – 11 классов. По итогам олимпиады предусмотрен как личный зачет, который был отдельным в каждой возрастной параллели, так и командный зачет (8-9 классы и 10-11 классы). Победители и призеры олимпиады в личном зачете определялись оргкомитетом и жюри олимпиады по представлению жюри отдельно в каждой параллели. Победители награждались дипломами первой степени и золотыми медалями, призеры — дипломами второй и третьей степени, серебряными и бронзовыми медалями. Участники также награждались похвальными грамотами, специальными и другими поощрительными призами. Отбор команд проводился на конкурсной основе. При этом приоритет отдавался тем из них, в составе которых есть победители или призеры Международной олимпиады по экспериментальной физике за прошлый год, заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике 2017 года, а также командам образовательных организаций, которые входят во Всероссийский рейтинг школ по физико-математическому направлению (ТОП-100).

Сборная МБОУ «Физико-математический лицей» была представлена учащимися 9 и 11 классов в количестве 7 человек:

  • Золотарев Алексей – 11 класс;
  • Мельников Александр – 11 класс;
  • Васильев Арсений – 9 класс;
  • Княжев Алексей – 9 класс;
  • Шевцов Иван – 9 класс;
  • Жигалов Даниил – 9 класс;
  • Минаев Владимир – 9 класс.
  • Руководитель команды – учитель физики Шаткова Елена Васильевна.

В результате упорной борьбы Васильев Арсений награжден бронзовой медалью и соответствующим дипломом.

Российские школьники завоевали несколько золотых медалей на завершившихся международных олимпиадах по физике и математике. Так, на 48-й Международной физической олимпиаде, прошедшей в Индонезии, россияне впервые в истории взяли пять золотых медалей. На олимпиаде по математике в Рио-де-Жанейро петербуржец Михаил Иванов завоевал одно золото, а российская команда заняла 11-е место.

  • Российские школьники на 48-й Международной физической олимпиаде в Индонезии
  • Пресс-служба Минобрнауки России

Участие в Международной физической олимпиаде принимали школьники из 88 стран. Российских учеников и их тренеров уже поздравила министр образования и науки России Ольга Васильева.

«Ещё со времён Михаила Васильевича Ломоносова Россия — одна из самых активных стран, участвующих в развитии физики как науки. Мы видели это в достижении наших учёных, мы видим это и в результатах наших молодых талантов. Хочу поздравить российскую команду с ярчайшим выступлением на Международной физической олимпиаде, откуда каждый участник привезёт с собой золотую медаль», — говорится в поздравлении Ольги Васильевой, опубликованном на сайте ведомства.

Российские школьники, чьи знания по физике были отмечены золотыми медалями, поделились с RT своими впечатлениями о прошедшей олимпиаде. Выпускник московской школы №1329 Дмитрий Плотников рассказал, что соревнование не обошлось без казусов. Так, экспериментальный тур был перенесён на день, поэтому участникам пришлось провести в ожидании несколько часов.

«В ожидании многие спали прямо на полу», — признался Плотников.

Рассказал выпускник и о том, как проходила подготовка к интеллектуальному соревнованию. По его словам, помогли сборы в Московском физико-техническом институте, где участникам «объясняли сложные темы на простом языке».

Тем не менее выпускник считает, что как бы ни было приятно получить золото, самой важной задачей на данный момент для него является поступление в хороший университет.

Другой обладатель золотой медали по физике, ученик физико-математического лицея-интерната из Республики Коми Кирилл Паршуков также поделился с RT подробностями проведения олимпиады, которая состояла из двух туров: теоретического и экспериментального.

Если теория показалась Кириллу несложной, то, по его словам, «эксперимент оказалось трудно выполнить за отведённое время». Однако никакие сложности не помешали школьнику завоевать золотую медаль.

Паршуков также отметил, что при вручении награды он ощутил «удовлетворённость от достижения цели, к которой шёл три года».

Руководитель российской команды, проректор по учебной работе и довузовской подготовке МФТИ Артём Воронов рассказал RT, что в сравнении со школьной программой задачи международных олимпиад очень объёмные — на решение трёх задач даётся пять часов.

«Ребята приехали за десять дней до начала олимпиады, и мы решали с ними достаточно длинные и сложные задачи — чтобы набить руку и освежить их знания. Это происходило в МФТИ, у нас там специальные тренеры, тоже бывшие олимпиадники», — отметил Воронов.

Он признался, что ребята очень эмоционально переживают олимпиаду, но сама она устроена так, что всё происходит в позитивной атмосфере.

«Все очень хорошо постарались. Это совместная победа, уникальная для России — никогда в истории не было пяти золотых медалей по физике, и мы, конечно, долго шли к этой победе», — добавил Воронов.

Отличились в Рио

В субботу, 22 июля, торжественной церемонией завершилась Международная олимпиада по математике, которая проходила в Рио-де-Жанейро. На ней российские школьники заняли 11-е место в командном зачёте.

Лучший результат среди россиян показал Михаил Иванов из Санкт-Петербурга. По сумме баллов он удостоился золотой медали и занял 14-е место в индивидуальном зачёте. В разговоре с RT школьник рассказал, что подготовка к соревнованиям проходила в Сочи, а также поделился мнением о самой олимпиаде в Рио.

Медалист отметил, что подготовка проходила в течение трёх недель в сочинском образовательном центре «Сириус». Причём, несмотря на интенсивную подготовку, школьникам всё же удалось отдохнуть и познакомиться с городом.

«Оставалось несколько часов свободного времени в день, мы смотрели фильмы, играли в теннис и волейбол, посещали экскурсии по Сочи», — рассказал Иванов.

Не забыл школьник поблагодарить и тех, кто помогал ему на пути к золоту.

«Олимпиада в этом году была трудная, и во второй день я мог написать лучше. Но я рад, что получил золотую медаль, в этом огромная заслуга наших лидеров — преподавателей, сопровождавших нас на олимпиаду и объяснявших англоязычным членам жюри, что мы написали в своих работах», — рассказал Иванов.

Химия знаний

Напомним, неделю назад российские школьники также завоевали два золота и два серебра Международной олимпиады по химии, прошедшей в Таиланде. Тогда в соревнованиях приняли участие представители 76 стран, а абсолютным победителем олимпиады стал московский школьник Александр Жигалин.

Ещё одно золото завоевал Руслан Котляров из Казани, с которым также удалось поговорить RT. Он признался, что перед международной олимпиадой шла очень интенсивная подготовка, хотя по факту задания оказались относительно нетрудными.

«В общей сложности мы почти месяц изучали химию по восемь часов в день без выходных. <...> Олимпиада была, в общем-то, лёгкая и вполне делаемая. Заданий было много, но в целом сильные участники могли ещё час сидеть проверять ответы», — рассказал Котляров.

Он добавил, что несмотря на концентрацию на соревнованиях, ребятам удалось завести много новых знакомств, пообщаться и познакомиться с культурой Таиланда. Школьники смогли увидеть красоты Бангкока и его окрестностей, включая руины древней столицы Сиама.

«Так как всю технику у нас отбирали — руководители команд переводят задания лично, а утечек допустить нельзя — у нас оставалось много времени для общения. Естественно, мы завели себе кучу новых знакомых. С ними было крайне интересно, и я буду скучать», — рассказал Котляров.

В Индонезии завершилась международная олимпиада по физике IPHO-2017. Российская команда выиграла на ней пять золотых медалей — по одному на каждого участника.

Это хороший результат?

Лучший за всю историю участия России (в прошлом году были 4 золота), и в общем зачете это тоже высокий показатель: из более чем 400 участников золотые, серебряные и бронзовые медали получили только 50 человек.

Почему эта награда важна?

Потому что она наглядно демонстрирует: наша страна по-прежнему держит высокую планку академического уровня подготовки по естественнонаучным дисциплинам. Накануне российский школьник стал абсолютным победителем Международной химической олимпиады, остальные члены российской команды завоевали золотую и две бронзовых медали.

Победители — кто они и чем занимаются, кроме физики?

Знакомьтесь:

Василий Югов (Пермский край) — выпускник пермской школы № 146, многократный призер и победитель всероссийской олимпиады школьников по физике, математике и информатике, абсолютный победитель всероссийской олимпиады школьников по физике, золотой медалист Международной олимпиады по физике IPhO-2016.

Физик в третьем поколении. Отказался поступать в гонконгский вуз, несмотря на предложение 50 тысяч долларов ежегодной стипендии.

Каждый день по часу-полтора занимается интенсивной ходьбой по пересеченной местности, потому что считает, что настоящий ученый должен иметь хорошую физическую форму. Читает «Гарри Поттера», «Властелина колец» и произведения братьев Стругацких, любимая книга — «Гарри Поттер и методы рационального мышления».

Дмитрий Плотников (Москва) — выпускник московской школы № 1329, призер всероссийской олимпиады школьников по физике 2016 года, золотой медалист Азиатской международной олимпиады по физике (APhO) 2017 года, победитель в личном зачете по физике на Международной Жаутыковской олимпиаде 2017 года.


Большую часть знаний получил самообразованием. Променял компьютерные игры на занятия математикой, в свободное время изучает психологию. С детства мечтал изучать физику частиц, сейчас собирается поступать в НИУ ВШЭ на факультет компьютерных наук.

Кирилл Паршуков (Республика Коми) — выпускник физико-математического лицея-интерната Республики Коми, трехкратный призер всероссийской олимпиады школьников по физике, бронзовый медалист Азиатской международной олимпиады по физике (APhO) 2017 года. Помимо физики, занимался олимпиадной математикой. Увлекается спортом, интересуется экономикой. Кумир — физик Никола Тесла. Поступает в МФТИ.


Станислав Крымский (Санкт-Петербург) — ученик 11-класса питерского академического лицея «Физико-техническая школа», трехкратный победитель всероссийской олимпиады школьников по математике, двукратный победитель всероссийской олимпиады школьников по физике, золотой медалист Азиатской международной олимпиады по физике (APhO) 2017 года, золотой медалист Международной естественно-научной олимпиады юниоров в 2014 и 2015 годах и серебряный призер в 2016.

Физикой начал заниматься, когда ему было 5 лет. Родители, ради шутки, купили ему учебник Перышкина для 7-го класса. Мальчик прочитал его и попросил следующий.

В свободное время Стас читает трагедии Шекспира, научные статьи и ставит эксперименты по химии, готовясь к борьбе с несовершенством мира.

Сергей Власенко (Воронежская область) — выпускник школы № 8 города Воронежа, трехкратный призер всероссийской олимпиады школьников по физике, серебряный медалист Азиатской международной олимпиады по физике (APhO) 2017 года, золотой медалист Международной естественно-научной олимпиады юниоров 2015 года.

Подготовкой учеников занимались проректор МФТИ Артем Воронов, сам в прошлом — победитель международной олимпиады по физике, а также его коллеги — доцент МФТИ Михаил Осин, сотрудник лаборатории по работе с одаренными детьми Виталий Шевченко и команда тренеров — Валерий Слободянин, Александр Киселев, Виталий Шевченко, Федор Цыбров, Алексей Алексеев.


Зачем вообще нужны олимпиады?

Во-первых, они стимулируют участников к творческому мышлению — олимпиадные задачи нетривиальны, к ним нельзя подготовиться простой зубрежкой.
Во-вторых, они облегчают талантливым школьникам путь в науку.
В-третьих, они показывают будущим молодым специалистам, какие задачи сейчас востребованы на практике, какие отрасли и направления научного знания актуальны. Это помогает юношам и девушкам перейти от изучения академической теории к созданию практической пользы.

Тренд физических олимпиад последних лет — рассказ об определенной области современной физики или описание сложного природного явления. Последовательно решая задачу, школьник продвигается в незнакомой области как первооткрыватель, а дойдя до конца, уже имеет об этой области сложившееся представление.

А в чем польза от побед на олимпиадах для самих ребят?

IPHO, в частности, высоко котируется в мире. Ее результаты признаются практически во всех физических вузах, предоставляющих медалистам льготы при поступлении. Медаль международной олимпиады, вполне ожидаемо, дает своему обладателю льготы при поступлении и в российские вузы. Ирония ситуации заключается в том, что все члены команды России — это победители или призеры Всеросса (по условию отбора на первые учебно-тренировочные сборы), поэтому они уже обладают правом поступления в любой физический вуз без экзаменов.

Эти льготы, однако, полезны иностранцам, которые хотят получить образование в российском институте. (К примеру, в Московском физико-техническом институте учится много международников из Белоруссии, Украины и Казахстана.)

Более того, многие международные научные и промышленные центры на таких олимпиадах присматривают для себя будущих специалистов. Победители и призеры интернациональных соревнований в дальнейшем получают приглашения на престижную, интересную и высокооплачиваемую работу.

А как насчет финансовой выгоды?

Первым с инициативой премировать одаренных школьников, занявших призовые места на национальных и международных олимпиадах, выступил Владимир Путин. Президентский указ «О мерах поддержки талантливых детей и молодежи», вышедший в 2016 году, предлагал присуждать 5 350 денежных премий в год школьникам и студентам. В частности, за победу на всероссийской или международной олимпиаде — 60 тысяч рублей (всего 1 250 наград), призерам олимпиад — 4 100 премий по 30 тысяч рублей.
Однако на 2017 год программу, увы, не продлили. Единственные, кому повезло — московские школьники, получающие премии из регионального бюджета.
Эту проблему подняли участники встречи Путина со школьниками. Вопрос воспитанника образовательного центра «Сириус» Егора звучал так: «Почему призерам олимпиад выплачивают премии, только если они из Москвы? До 2016 года выплачивали всем». Президент обещал разобраться в ситуации.

Кстати:

Сложность международных предметных олимпиад постоянно растет. На самой первой Международной олимпиаде по физике (1959 год) давали задачи, которые сегодня получают школьники, участвующие в региональном туре Всероссийской олимпиады. Правда, тогда эти задачи давались впервые, и никто не знал, как их решать.
Сегодня в физике изменились и сложность задач, и их формат. Если раньше они были похожи на задания Всероса, то сейчас они очень длинные и разбиты на ряд пунктов. Это усложнение связано с ростом уровня участников. После 2000 года, когда Россия в последний раз оказалась выше Китая, азиаты стали наращивать позиции по естественным наукам, и это тоже повлияло на усложнение олимпиадных заданий.