Теоретико-методическое задание для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура.

г. Усолье-Сибирское

по физической культуре

Фефелова Л.М.

учитель физической культуры

2017 год.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задания в закрытой форме

а.

б. скоростные упражнения.

б. профессионального спорта.

в. любительского спорта.

г. фитнеса и аэробики.

а. слабость мышц.

10. Талисманами XXII

г. заяц, Койот и Медведь.

Задания в открытой форме

БЛАНК ОТВЕТОВ

Задания в закрытой форме

вопроса

Варианты ответов

Задания в открытой форме

11._______________________________

12._______________________________

13._______________________________

14.________________________________

15.________________________________

Задания, связанные с сопоставлением

16. 1- 2- 3- 4 - .5- 6- 7- 8-

КЛЮЧ ДЛЯ ПРОВЕРКИ

Задания в закрытой форме

вопроса

Варианты ответов

б

в

г

а

в

в

б

б

а

в

Задания в открытой форме

12 . бровка

13 . «второе дыхание»

14. «взрывная сила»

15 . лыжи

Задания, связанные с сопоставлением

16. 1 - Г 2 - Д 3 - Ж 4 - Е 5 - В 6 - Б 7 - А 8 - З

9 - К 10 - Л

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

г. Усолье-Сибирское

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

по физической культуре

Фефелова Л.М.

учитель физической культуры

2017 год.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задания в закрытой форме

1. Одной из образовательных задач системы физического воспитания школьников является…………………………

а. формирование осознанного отношения к собственному физическому совершенствованию..

б. овладение системой знаний, двигательными умениями и навыками.

в. многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности.

г. формирование свойств личности, обусловливающих ее физкультурно-спортивную активность.

2. К количественным показателям «успеваемости» по предмету «физическая культура» относятся……

а. количество побед в школьных соревнованиях.

б систематичность занятий физическими упражнениями и спортом.

в. уровень физической подготовленности.

г. ведение здорового образа жизни.

3. Основными средствами совершенствования координационных способностей являются ……….

а. упражнения с внешним отягощением.

б. скоростные упражнения.

в. упражнения, выполняемые, выполняемые с большой амплитудой.

г. упражнения, владение которыми не доведено до уровня навыка.

4. Легкую атлетику называют «королевой спорта» потому, что……………

а. легкоатлетическая программа самая представительная на Олимпийских играх.

б. бег, прыжки, метания – неотъемлемая часть тренировки спортсменов, занимающихся другими видами спорта.

в. с помощью легкой атлетики можно развивать большинство физических качеств.

г. легкая атлетика – самый доступный вид спорта.

5. Самостраховка в гимнастике - это

а. способность выполнить упражнение безбоязненно.

б. умение выполнять упражнение с помощью товарища.

в. умение гимнаста выходить из опасных положений самостоятельно.

г. способность выполнять упражнения без риска.

6. Двигательная активность, стимулирующая физическое развитие человека, обозначается как...

а. совершенствование. в. упражнение.

б. физическая культура. г. физическое воспитание.

7. Законодательством Российской Федерации о физической культуре и спорте предусмотрено существование……

а. запрета на курение и употребление алкоголя.

б. профессионального спорта.

в. любительского спорта.

г. фитнеса и аэробики.

8. Под физическим развитием понимается...

а. комплекс таких показателей, как рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия.

б. процесс изменения морфо-функциональных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни.

в. уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом.

г. размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и кровообращения, физическая работоспособность.

9. Главной причиной нарушения осанки является …

а. слабость мышц.

б. привычка к определенным позам.

в. отсутствие движений во время школьных каникул.

г. ношение сумки, портфеля в одной

10. Талисманами XXII зимних Олимпийских игр 2014 году являются …

а. полярные медведи Хайди и Хоуди.

б. мальчик и девочка Хокон и Кристин.

в. белый Мишка, Зайка и Леопард.

г. заяц, Койот и Медведь.

Задания в открытой форме

11. Воздействие на организм, вызывающее прибавочную функциональную активность, обозначается как………………………………………………….

12 Снежный валик или цветные подвижные фишки, служащие для обозначения границы между конькобежными дорожками называется………...

13. Субъективное состояние, возникающее в период тяжелого физического утомления и характеризующееся чувством облегчения называют ………..

14.Способность по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время называется ………….

15. Плоские деревянные, пластиковые и другие полозья для передвижения по снегу обозначаются как ………………………………………………………..

Задания, связанные с сопоставлением

16. Установите соответствие между основными понятиями теории физической культуры и спорта и их определениями.

КЛЮЧ ДЛЯ ПРОВЕРКИ

Задания в закрытой форме

вопроса

Варианты ответов

б

в

г

а

в

в

б

б

а

в

Задания в открытой форме

12 . бровка

13 . «второе дыхание»

14. «взрывная сила»

15 . лыжи

Задания, связанные с сопоставлением

16. 1 - Г 2 - Д 3 - Ж 4 - Е 5 - В 6 - Б 7 - А 8 - З

Задания в закрытой форме

1. Одной из образовательных задач системы физического воспитания школьников является…………………………

а.формирование осознанного отношения к собственному физическому совершенствованию..

б. овладение системой знаний, двигательными умениями и навыками.

в. многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности.

г. формирование свойств личности, обусловливающих ее физкультурно-спортивную активность.

2. К количественным показателям «успеваемости» по предмету «физическая культура» относятся……

а. количество побед в школьных соревнованиях.

б систематичность занятий физическими упражнениями и спортом.

в. уровень физической подготовленности.

г. ведение здорового образа жизни.

3. Основными средствами совершенствования координационных способностей являются ……….

а. упражнения с внешним отягощением.

б. скоростные упражнения.

в. упражнения, выполняемые, выполняемые с большой амплитудой.

г. упражнения, владение которыми не доведено до уровня навыка.

4. Легкую атлетику называют «королевой спорта» потому, что……………

а. легкоатлетическая программа самая представительная на Олимпийских играх.

б. бег, прыжки, метания – неотъемлемая часть тренировки спортсменов, занимающихся другими видами спорта.

в. с помощью легкой атлетики можно развивать большинство физических качеств.

г. легкая атлетика – самый доступный вид спорта.

5. Самостраховка в гимнастике - это

а. способность выполнить упражнение безбоязненно.

б. умение выполнять упражнение с помощью товарища.

в. умение гимнаста выходить из опасных положений самостоятельно.

г. способность выполнять упражнения без риска.

6. Двигательная активность, стимулирующая физическое развитие человека, обозначается как...

а. совершенствование. в. упражнение.

б. физическая культура. г. физическое воспитание.

7. Законодательством Российской Федерации о физической культуре и спорте предусмотрено существование……

а. запрета на курение и употребление алкоголя.

б. профессионального спорта.

в. любительского спорта.

г. фитнеса и аэробики.

8. Под физическим развитием понимается...

а. комплекс таких показателей, как рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия.

б. процесс изменения морфо-функциональных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни.

в. уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом.

г. размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и кровообращения, физическая работоспособность.

9. Главной причиной нарушения осанки является …

а. слабость мышц.

б. привычка к определенным позам.

в. отсутствие движений во время школьных каникул.

г. ношение сумки, портфеля в одной

10. Талисманами XXII зимних Олимпийских игр 2014 году являются …

а. полярные медведи Хайди и Хоуди.

б. мальчик и девочка Хокон и Кристин.

в. белый Мишка, Зайка и Леопард.

г. заяц, Койот и Медведь.

Задания в открытой форме

11. Воздействие на организм, вызывающее прибавочную функциональную активность, обозначается как………………………………………………….

12 Снежный валик или цветные подвижные фишки, служащие для обозначения границы между конькобежными дорожками называется………...

13. Субъективное состояние, возникающее в период тяжелого физического утомления и характеризующееся чувством облегчения называют ………..

14.Способность по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время называется ………….

15. Плоские деревянные, пластиковые и другие полозья для передвижения по снегу обозначаются как ………………………………………………………..

Задания, связанные с сопоставлением

16. Установите соответствие между основными понятиями теории физической культуры и спорта и их определениями.

Основные понятия ТФКиС

Определения понятий

1.Физическая реабилитация

А) Социальное течение, в русле которого развертывается совместная деятельность людей по использованию и приумножению ценностей физической культуры.

2.Физическая культура

Б) Процесс становления и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств человеческого организма

3. Спорт

В) Вид воспитания, направленный на обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание (управление развитием) физических качеств человека

4.Физическая рекреация

Г) Целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей

5.Физическое воспитание

Д) Процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре

6.Физическое развитие

Е) Использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей

7.Физкультурное движение

Ж) Игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижения наивысших результатов

8.Физическая подготовка

З) Процесс воспитания физических качеств и овладение жизненно важными движениями

9.Физическое совершенство

К) Результат физкультурной деятельности, представляющий собой всестороннее и гармоничное единство совершенной биологической природы человека и сформированных у него соответствующих социальных и психических качеств и свойств

10.Оздоровительный спорт (массовый, народный, «спорт для всех»)

Л) Пограничный между спортом и физической культурой социальный феномен, сущность которого составляет оздоровление через физкультурную состязательную деятельность

Данные тесты помогают проверить знания учащихся по предмету физическая культура. Также позволит качественно подготовиться к олимпиаде школьников по предмету или любому по форме контролю. В пакете представлены вопросы и ответы на данные вопросы.


«Вариант 10. Вопросы»

Вариант № 10. Вопросы

А) северных;

В) центральных

А) сифилис;

В) гонорею

А) 2 повторения;

Б) 8 повторений;

В) 15 повторений

4. Спортивная гимнастика.

А) оборот;

Б) поворот;

А) 60% и ниже;

6. Тактика баскетбола.

А) 20 секунд;

Б) 24 секунды;

В) 30 секунд

7. Лыжная подготовка.

А) пропитка;

Б) просмолка;

В) грунтовка

В) Международный олимпийский комитет

Б) Леонидас

В) Короибос

А) Н.Орлов

Б) А.Петров

В) Н.Панин – Коломенкин

Г) А.Бутовский

А) перерыв

Б) перенос рук под сеткой

В) неправильная замена

Г) замена

А) 2 в одном тайме

Б) 2 в игре

В) 4 в одном тайме

Г) неограниченное количество

А) ходьба

В) прыжки

Г) метание

Д) плавание

А) в 1920 г. в Бельгии;
Б) в 1924 г. во Франции;
В) в 1926 г. в Германии;
Г) в 1928 г. в Швейцарии.

А) метания

Б) прыжки

В) кувырки

А) строевыми приемами

Б) передвижениями

В) размыканиями и смыканиями

Г) построениями и перестроениями

В) мяча касается игрок на площадке после вбрасывания из-за пределов площадки

Г) судья дает свисток

А) «нырок»

Б) «ножницы»

В) «перешагивание»

Г) «фосбери-флоп»

А) скоростная сила;

Б) произвольное расслабление мышц;

В) активная гибкость;

Г) пассивная гибкость.

А) микроциклом;

Б) мезоциклом;

В) макроциклом;

Г) мегациклом.

А) потовые железы;

Б) гипоталамус;

В) скелетные мышцы;

А) центральной;

Б) периферической;

В) соматической;

Г) вегетативной.

А) творог нежирный;

Б) сыр швейцарский;

В) молоко;

Г) фасоль.

А) развитая мускулатура;

Б) хорошее здоровье;

В) высокий рост;

А) на гимнастический мат мягко на носки, пружинисто приседая

….

…..

…..

……

…..

….

…..

……

Просмотр содержимого документа
«Вариант 10. Ответы»

Вариант № 10.

1. Пища и питьевой режим. Энерготраты больше в районах:

А) северных;

В) центральных

2. Похитители здоровья. “Чумой 20 века” окрестили:

А) сифилис;

Б) СПИД;

В) гонорею

3. Атлетическая гимнастика. Вес отягощения можно начать увеличивать, если в 3 подходах без излишнего напряжения упражнение выполняется по:

А) 2 повторения;

Б) 8 повторений;

В) 15 повторений

4. Спортивная гимнастика. Свободное движение тела относительно оси вращения:

А) оборот;

Б) поворот;

В) мах

5. Кроссовая подготовка. Для развития скоростной выносливости бег со скоростью от максимальной на:

А) 60% и ниже;

В) 90 – 95%

6. Тактика баскетбола. Для того, чтобы выполнить бросок команде предоставляется:

А) 20 секунд;

Б) 24 секунды;

В) 30 секунд

7. Лыжная подготовка. Для лучшего нанесения и сохранения мазей на лыжах применяется:

А) пропитка;

Б) просмолка;

В) грунтовка

8.Какая организация руководит современным олимпийским движением?

А) Организация объединенных наций

Б) Международный совет физического воспитания и спорта

В) Международный олимпийский комитет

Г) Международная олимпийская академия

9. Назовите имя 12 – кратного победителя в беге на античных Олимпийских играх?

Б) Леонидас

В) Короибос

10.Кто стал первым олимпийским чемпионом из российских спортсменов?

А) Н.Орлов

Б) А.Петров

В) Н.Панин – Коломенкин

Г) А.Бутовский

11. В каком году в программе Олимпийских игр появился футбол?

А) 1900г.;

12. Волейбол. Что означает жест судьи: судья прикладывает к вертикально поднятой ладони другую ладонь горизонтально?

А) перерыв

Б) перенос рук под сеткой

В) неправильная замена

Г) замена

13. Баскетбол. Сколько “тайм-аутов” может быть у одной команды в игре?

А) 2 в одном тайме

Б) 2 в игре

В) 4 в одном тайме

Г) неограниченное количество

14. Лёгкая атлетика. Какой из перечисленных видов спорта не входит в состав легкой атлетики?

А) ходьба

В) прыжки

Г) метание

Д) плавание

15. Лёгкая атлетика. Чему равен вес мяча для метания?

Б) 150г

16. Первые зимние Олимпийские игры состоялись:

А) в 1920 г. в Бельгии;
Б) в 1924 г. во Франции;
В) в 1926 г. в Германии;
Г) в 1928 г. в Швейцарии.

17. Какие из перечисленных ниже физических упражнений относятся к циклическим?

А) метания

Б) прыжки

В) кувырки

Г) бег

18.Умение учащихся строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них, в гимнастике называется…

А) строевыми приемами

Б) передвижениями

В) размыканиями и смыканиями

Г) построениями и перестроениями

19. Мяч в баскетболе «входит» в игру, когда…

А) судья входит в круг, чтобы провести спорный бросок

Б) мячом владеет игрок, находящийся в месте вбрасывания, вне пределов площадки

В) мяча касается игрок на площадке после вбрасывания из-за пределов площадки

Г) судья дает свисток

20. Назовите способ прыжка, которым преодолевают планку спортсмены на международных соревнованиях в прыжках высоту.

А) «нырок»

Б) «ножницы»

В) «перешагивание»

Г) «фосбери-флоп»

21. К видам координационных способностей относится:

А) скоростная сила;

Б) произвольное расслабление мышц;

В) активная гибкость;

Г) пассивная гибкость.

22. Целостный этап тренировочного процесса от 3 до 6 недель называется:

А) микроциклом;

Б) мезоциклом;

В) макроциклом;

Г) мегациклом.

23. Терморегуляторным центром организма человека являются:

А) потовые железы;

Б) гипоталамус;

В) скелетные мышцы;

Г) гладкая мышца, окружающая артериолы.

24. Часть нервной системы, которая иннервирует внутренние органы, называется:

А) центральной;

Б) периферической;

В) соматической;

Г) вегетативной.

25. Основной поставщик кальция (Са) в организме;

А) творог нежирный;

Б) сыр швейцарский;

В) молоко;

Г) фасоль.

26. Физическое совершенство – это:

А) развитая мускулатура;

Б) хорошее здоровье;

В) высокий рост;

А) на гимнастический мат мягко на носки, пружинисто приседая

Б) на гимнастический мат, полностью выпрямляя ноги в коленях

В) на гимнастический мат мягко на пятки

Г) на гимнастический мат в положение основной стойки

28.Обжалование решения судьи спортивных соревнований в вышестоящий судейский орган в форме протеста называется апелляция.

29.Краткосрочное состязание, проводимое, как правило, в один день, с укороченным временем игры называется блицтурнир.

30. Субъективное состояние, возникающее в период тяжёлого физического утомления и характеризующееся чувством облегчения, называется второе дыхание.

31.Преимущество в условиях при состязаниях, предоставляемое более слабому сопернику с целью уравновесить шансы на успех называется гандикап.

32.Соревнование двух соперников или двух команд по выбиванию битами фигур, построенных на специальной площадке, называется городки.

33.Высший международный квалификационный разряд в борьбе дзюдо и каратэ-до называется дан.

34.Высшее спортивное звание в шахматах и шашках, появившееся в шахматах в начале XX века, а в шашках - в середине века называется гроссмейстер.

35.Основная часть колющего (рапира, шпага) и рубяще-колющего (сабля) холодного оружия для спортивного фехтования называется клинок.

Период устойчивой работоспособности рано или поздно сменяется периодом ее снижения, наступает утомление. Этот промежуток времени характеризуется:
- снижением продуктивности работы (замедляется скорость реакции, появляются ошибочные или несвоевременные действия);
- появляются специфические сдвиги в физиологических процессах организма, а также субъективное переживание усталости.

Утомление может быть физическим (мышечное) и умственным (психическое). Утомление оператора является преимущественно умственным. Утомление - это временное снижение работоспособности, наступающее вследствие нарушения регулятор-ных процессов. В ходе работы энергетические ресурсы организма начинают истощаться. Они не успевают восстанавливаться, а нервная система не может обеспечивать нормальную регуляцию физиологических и психических процессов.

Есть основания связывать состояние утомления с процессом охранительного торможения, оберегающего нервные клетки от дальнейшего истощения и усиливающего восстановительные процессы. Утомление является закономерным процессом, сигнализирующим о необходимости предоставления отдыха для нервно-мышечной системы.
Существует ряд объективных показателей, которые могут получать количественную оценку состояния утомления. Важнейшими из этих показателей являются:
1. Изменения вегетативных функций: частоты пульса, дыхания и др.
2. Изменения возбудимости сенсорной сферы коры мозга. Обнаружены факты снижения тактильной и слуховой чувствительности при утомлении.
3. Общее состояние коры мозга при утомлении характеризуется рядом показателей, полученных благодаря применению электроэнцефалографической методики: удлинение времени восстановления альфаритма после засветки, падение вольтажа аль-фаритма, увеличение числа быстрых и медленных волн в ЭЭГ, а также увеличение коэффициента усвоения мозгом мелькающих световых раздражений.

Сложность установления точных количественных критериев утомления связана с тем, что процесс утомления определяется целым рядом трудноучитываемых факторов. Среди них можно выделить следующие:
1. Специфика деятельности. Изучение утомления проводится на различных видах трудовой и учебной деятельности, которые наряду с общими чертами обладают и своей спецификой. Прежде всего, виды деятельности различаются по тому, какие функциональные системы активизируются в большей мере при их выполпении. Основная нагрузка может падать на зрительный, слуховой, двигательный анализаторы, вызывая большое напряжение интеллектуальных функций или совмещение нервно-психического напряжения с физическим. Поэтому для различных видов деятельности более значимыми могут оказаться разные показатели.
2. Другим важным фактором, влияющим на утомление че-мовека, является его отношение к выполняемой работе. В преде-мах одного и того же вида деятельности динамика изменения функциональных состояний нервной системы может быть различной и зависимости от наличия интереса у человека к работе, от его добросовестности и ответственности за ее результаты.
3. Большое влияние на процесс утомления оказывают типологические особенности нервной деятельности человека. Даже при равной нагрузке, одинаковой по характеру работе и примерно одинаковом отношении к ней процесс утомления будет протекать различно у людей с разными типами нервной системы.

Очень важным вопросом, связанным с проблемой утомления , является вопрос о возможности работы в данном состоянии и о борьбе с ним.

Утомление можно разделить на первичное и вторичное. Первичному утомлению свойственно быстротечное развитие и столь же быстрое исчезновение после прекращения работы. Это связано с возникновением концентрированного очага торможения в коре мозга. Вторичное утомление характеризуется медленным развитием и постепенным исчезновением вследствие возникновения застойного очага неглубокого торможения. Продолжение работы на фоне сильного утомления может неблагоприятно отразиться на нормальном функционировании организма. Возникает переутомление, которое может быть острым - как результат однократной напряженной деятельности и хроническим - как результат длительной повторной деятельности.

Монотония - это специфическое функциональное состояние, характеризующееся снижением уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных раздражителей, т.е. уменьшением внешней стимуляции. Монотония чаще всего возникает как следствие рабочей ситуации, но может быть и результатом индивидуального стиля жизни или следствием сложившихся жизненных обстоятельств, которые вызывают скуку и «голод чувств». Проявлением рабочей монотонии является притупление остроты внимания, ослабление способности к его переключению, снижение бдительности, сообразительности, ослабление воли, появление сонливости. При этом возникает неприятное эмоциональное переживание, которое заключается в стремлении выйти из этой обстановки. Данные явления быстро исчезают при вхождении человека в нормальную внешнюю среду.

При анализе природы монотонии следует учитывать два обстоятельства:
- четко различать работу, которая по ее объективным показателям относится к монотонной;
- субъективное отношение и различные психические состояния, вызываемые этой работой у отдельных лиц.

Состояние монотонии является результатом коркового торможения. Могут быть две причины его возникновения:
- усиление тормозной активности ретикулярной формации (РФ), т.е. активное торможение;
- снижение активирующих влияний ретикулярной формации на кору, т.е. пассивное торможение.

В обоих случаях результатом будет падение возбудимости корковых центров вследствие развития охранительного торможения. Источником этих изменений в центральной нервной системе является как однообразная деятельность с низкими затратами энергии, так и дефицит сенсорной информации.

Более устойчивы к монотонии лица со слабой нервной системой относительно возбуждения, с инертными нервными процессами. Чаще это интроверты с низкой тревожностью. Наоборот, менее устойчивы к монотонии лица с сильной нервной системой, высокой подвижностью нервных процессов. Это общительные лица, экстраверты, эмоционально неустойчивые, с высокой тревожностью.

Состояние монотонии характеризуется снижением психофизиологической активности в виде субъективных и объективных признаков, т.е. психологических и физиологических показателей. К физиологическим показателям относят, во-первых, показатели работоспособности (количество и качество труда) и, во-вторых, изменения в ряде физиологических процессов и функций:
- снижение возбудимости и лабильности зрительного анализатора;
- увеличение латентных периодов зрительно-моторных реакций;
- развитие тормозных процессов в ЦНС с выраженными фазовыми явлениями;
- изменение электрической активности мозга;
- снижение тонуса симпатического отдела нервной системы и увеличение тонуса парасимпатического отдела нервной системы - падение кровяного давления, аритмия, снижение частоты дыхания, пульса и температуры тела;
- уменьшение потребления кислорода.

Монотонная работа вызывает комплекс психических переживаний, определяющих субъективный фон трудовой деятельности. Отмечают следующие субъективные признаки монотонии:
- возникновение равнодушно-апатичного состояния, падение интереса;
- скука, переходящая в чувство усталости;
- сонливость или дремота.

Сонливость при монотонной работе проявляется в кратковременных разрывах контакта организма с внешним миром, наступает внезапно и столь же быстро восстанавливается. Критерий динамики субъективного чувства усталости: субъективная усталость, связанная с монотонной работой, начинает проявляться раньше объективных признаков утомления (снижение производительности, ухудшение качества).