Оздоровительный цигун ба дуань цзин восемь отрезов парчи. Оздоровительный цигун

Эти упражнения благотворно воздействуют на дыхательную систему и подвижность суставов

«Выполняя комплекс Ба Дуань Цзин в промежуток времени между утром и обедом,

можно обрести гармонию со Вселенной».

Гао Лянь, династия Мин

Комплекс оздоровительной китайской гимнастики "Восемь отрезков парчи", или по-другому "Восемь кусков парчи" известен уже более двух тысяч лет. Эти упражнения, своим совершенством подобные шелку, необычайно просты, но при этом несут сильный заряд бодрости и здоровья.

Жемчужина оздоровительного Цигун, - комплекс "Ба Дуань Цзин" полезен по очень простой причине. Его разрабатывали врачи Традиционной Китайской Медицины (ТКМ) для своих пациентов. Задача стояла в том, чтобы устранить нежелательные эффекты застоев, болей, дискомфорта, скорейшим образом помочь пациенту восстановиться после тяжелой болезни, а здоровому укрепить свои силы, выносливость и гармонизировать внутренние энергии всего тела .

Во время выполнения ваши руки, ноги, все тело как-будто нажимает на волшебные кнопочки активных точек, проходя по всем меридианам. Гармонизируют, запускают все застоявшиеся токи и силы организма.

Очень важно выполнять все упражнения в совершенной точности, чтобы достичь максимального терапевтического и оздоровительного эффекта.

Эти упражнения благотворно воздействуют на:

  • дыхательную систему,
  • подвижность суставов,
  • укрепляют ноги и руки,
  • нервную систему.

Положительно влияют на:

  • деятельность сердца и сосудов,
  • излечение от остеопороза и коронарного атеросклероза,
  • укрепляют иммунную систему,
  • замедляют процессы старения,
  • улучшают психическое состояние.


Гимнастика "Восемь отрезков парчи" замечательно заменяет собой утреннюю гимнастику. Её можно выполнять и в любое другое время суток. Так как эти упражнения используют и гармонизируют собственную энергию вашего тела их можно делать даже перед сном! Приведя в гармонию силы и потоки Ци вашего тела, вы будете спать лучше и крепче.

Только не надо выполнять эти упражнения в течение часа после еды. После еды лучше просто погулять.

Комплекс выполняется как стоя так и сидя. Сидячая форма служит для восстановления послеоперационных больных и людей, которые по тем или иным причинам не могут выполнять его стоя.

Мы будем рассматривать форму, которая выполняется стоя. Как и для всех упражнений Цигун, для "8 отрезков парчи" есть одно ограничение, - его нельзя делать на ветру. Во время выполнения упражнений, поры вашего тела раскрываются, что дает доступ для патогенного ветра. Так что отнеситесь внимательно к выбору места проведения упражнений, если вы собираетесь их делать на улице . В помещении же делайте там, где вам наиболее удобно!

Для выполнения комплекса нет необходимости в каких либо дополнительных средствах: ковриках, одежде... Именно поэтому, в Китае его часто выполняют прямо на рабочем месте, если хочется развеять усталость или снять сонливое состояние.

Комплекс чрезвычайно прост и доступен как детям с пяти лет, так и глубоким старикам. Просто попробуйте!

Все подробности техники, задействованных энергетических меридианов и точек вы сможете увидеть на следующем видео.

Небольшая памятка для правильного выполнения комплекса

1. При выполнении упражнений язык лежит на верхнем нёбе сразу за зубами. Губы плотно закрыты.

2. Упражнения делаются в полном молчании.

3. Все упражнения делаются влево. Кроме пятого.

4. Упражнения нельзя делать на ветру.

5. Во время выполнения упражнений надо вести счет про себя.

6. Упражнения делаются не прерываясь – от начала и до конца, максимально плавно.

7. Упражнения необходимо делать в собственном ритме, с удобной вам скоростью.

8. Ограничений по возрасту, времени выполнения, физическому состоянию нет. Нежелательно лишь делать во время острого течения болезни.

9. После выполнения комплекса желательно немного побыть в умственном и физическом покое.

10. Последнее заключительное упражнение: мужчины – правая рука сверху, девушки – левая. опубликовано

Текущая страница: 5 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Формы ладони в Ба-Дуань-Цзинь

Рассмотрев достаточно подробно важность формирования правильного положения кисти, перейдем непосредственно к формам кистей, используемым в Восьми кусках парчи.

Их всего четыре: ладонь (используется практически во всех упражнениях), одиночный палец (применяется при «натягивании лука» для той руки, которая «держит лук»), лапа леопарда (используется при «натягивании лука» для той руки, которая «держит тетиву») и кулак (для упражнения «Бить кулаком»). Никаких дополнительных пояснений к рисункам, приведенным ниже, не требуется, единственное о чем нужно постоянно помнить, – это о том, что, принимая любую форму (в частности, сжимаясь в кулак), ладонь никогда не напрягается.

Такая форма кулака чудесно описывается в Тай-Цзи-Цюань: «Складывать кулак так, как будто держишь муху». Здесь ни убавить, ни добавить: сожмешь кулак чуть сильнее, чем нужно, – раздавишь муху, разожмешь чуть больше положенного – муха улетит.


Ладонь


Одиночный палец


Лапа леопарда



Складывание кулака – положение 2


Складывание кулака – положение 3


Складывание кулака – положение 4



Из этих рисунков можно видеть, что положение кулака достаточно специфическое. Связано это с тем, что седьмой кусок парчи (удар кулаком) включает в себя фрагмент пальцевого Цигун. Такое положение большого пальца используется потому, что он закрывает точку Лао-Гун после того, как ладонь «собрала» энергию и «возвращает» ее обратно в тело.

В Чань-Ми-Гун в разделе «Методы защиты и очищения от негативной энергии» есть прямой аналог этой техники. Отличие в том, что он предназначен для временного закрытия тела и вместо больших используются средние пальцы, которые, сгибаясь, кончиками надавливают на точки Лао-Гун, работающие в данном случае как ворота, закрывающие тело. Одновременно следует мысленно представлять, что поры всего тела закрыты. Когда тело закрывается таким образом, то никакая вредоносная Ци не сможет проникнуть.


В Ба-Дуань-Цзинь кулак складывается двумя способами:

1. Сначала большой палец, на него накладывается указательный, далее средний, потом безымянный и, наконец, мизинец (рис. Складывание кулака – положение 1, 2, 3, 4, 5 ). Пальцы сгибаются без спешки по одному. Все это делается не автоматически, а под постоянным контролем ума – типичный пальцевый Цигун.

2. Сначала большой палец, затем на него сразу накладываются остальные четыре пальца (рис. Складывание кулака – положение 1 и рис. Складывание кулака – положение 5 ). В рассматриваемом варианте комплекса используется именно этот способ.

Комплекс Ба-Дуань-Цзинь

Предполагаемая история

Что есть история, как не басня, в которую договорились поверить.

Наполеон Бонапарт


Название «Ба-Дуань-Цзинь» (иероглиф Ба – «восемь», иероглиф Дуань – «кусок», иероглиф Цзинь – «красивый», «сверкающий», например парча) переводится примерно как «Восемь кусков парчи», или набор оздоровительных упражнений, своим совершенством подобных шелку.

Это название имеет две трактовки. По одной из них, парча – высококачественная разноцветная ткань, символизирует многогранное воздействие упражнений на весь организм человека. Согласно другой версии, на отрезах парчи были впервые записаны и зарисованы упражнения этого комплекса.

В пользу второй версии свидетельствует то, что в 1970-х гг. в городе Чанша была найдена могила высокопоставленного чиновника времен династии Хань (206 до н. э.–220 н. э.). В ней был обнаружен кусок парчи с рисунком под названием «Иллюстрация Переноса Ци». На нем отчетливо изображены четыре движения (на рисунке далее по тексту они обведены), очень схожие с движениями современного комплекса Ба-Дуань-Цзинь: «Стрельба правой и левой руками в позе лучника»; «Для нормализации работы живота и селезенки – одна рука в воздухе»; «Для укрепления почек – скольжение рук по спине и ногам и касание ступней»; «Для излечения от болезней – подъем и опускание на пятках».


Кусок парчи с иллюстрациями «Переноса Ци»


Схожие иллюстрации присутствуют в книге «Забота о Здоровье Ума и Продление Жизни» То Хун Цзина, жившего во время правления Южной и Северной династий (420–589).

Комплекс также называется «Формула ведения и привлечения Сюй Чжэнь-Цзюня». Возможно, это искаженное имя Сюй Сюнь, который жил при династии Цзинь (265–420) и которому потомки приписали этот комплекс.

Еще одно название комплекс «даосские энергетические упражнения» связано с тем, что еще по одной версии он зародился в даосской среде, где его практиковали для очищения внутренних каналов организма, чтобы открыть их для свободной циркуляции энергии.

Первые письменные упоминания о практике Ба-Дуань-Цзинь найдены в книге «Записки Слушателя – Избранные Истории о Сверхъестественных Существах», автором которой был Хун Май, живший во время правления Южной династии Сун (1127–1279).

В процессе распространения метода произошел раскол на северную и южную школы. Северную приписывают маршалу Юэ Фэю, который разработал несколько упражнений Цигун для укрепления здоровья своих солдат. Движения здесь трудные в исполнении, главное в них – жесткость, часто используется положение Ма-Бу («верхом на лошади»). Эту вариацию Ба-Дуань-Цзинь называют также военными восемью кусками.


Старинные иллюстрации к «8 стоячим кускам»


Южную школу приписывают Лян Шичану, здесь внешне движения проще, главное в них мягкость; их называют также гражданскими восемью кусками. В процессе развития этой школы в ней сформировалась сидячая форма этой практики (8 сидячих кусков).


Старинные иллюстрации к «8 сидячим кускам»


Как всякая «приличная» азиатская практика, Восемь кусков парчи имеют так называемые песенные наставления. Каждый отдельный «кусок» имеет стихотворное наставление, объясняющее глубинный смысл упражнения, поэтому для успешных занятий необходимо его понимать.

Отметим, что такие наставления являются признаком традиционной школы, которая передавалась из поколения в поколение в течение длительного времени. Дело в том, что далеко не все практикующие умели писать, поэтому для сохранения передачи в полноте и целостности они составляли стихи, в которых зашифровывались основные положения школы, понятные только посвященным. Устная, так сказать, стенограмма.

Стоячий комплекс Восемь кусков парчи популярен в Китае, поэтому в исторических документах его разновидностей встречается довольно много, причем все они правильные и имеют одинаковые базовые принципы. Поэтому не очень важно, какой вариант комплекса выбрать. Важно только на самом деле понять суть практики и тренироваться терпеливо и упорно.

Ниже приведены песенные наставления для трех хронологических этапов.


Начало Южносунского периода

1. Откинуть ладонь, поднять вверх для управления тремя обогревателями.

3. На восток и запад независимо тянутся, чтобы успокоить селезенку и желудок.

4. Вновь и вновь ты оглядываешься, превозмогая свои раны и слабости.

5. Большие и малые обращения к небу способствуют проходимости пяти плотных органов.

6. Глотают слюну, пополняя Ци, влево и вправо машут руками.

7. Виляют хвостом, словно угорь, чтобы изгнать болезни сердца.

8. Левой и правой рукой цепляются за ступни, излечивая поясницу.


Династии Чжурчжэней и монголов

1. Откинув, подпирают и одновременно приводят в порядок три обогревателя.

2. Слева печень, справа легкие – как бы стреляют в орла.

3. На востоке печень, отдельно подпирают запад, так проходят руки.

4. Пять усталостей: вращают головой, семь ранений выправляются.

5. Плавающая рыба виляет хвостом – излечивается сердце.

6. Руки цепляются за две стопы – благоприятно для поясницы.

7. Бьют в небесный барабан тридцать шесть раз.

8. Ладонями прикрывают уши, затем постукивают по голове.


Начало периода Гуанской Маньчжурской династии

1. Двумя руками поддерживают небо – благоприятно для трех обогревателей.

2. Влево и вправо натягивают лук, будто стреляют в орла.

3. Чтобы привести в порядок селезенку, нужно отдельно поднять желудок.

4. Есть пять усталостей и семь ранений – взгляд назад направь.

5. Качаешь головой и виляешь хвостом – сердца огонь проходит.

6. Спиною назад семь раз опрокинешься – сто болезней исчезнут.

7. Сведешь кулаки, яростно взглянешь – увеличишь силу Ци.

8. Двумя руками схватишь ступни – укрепишь поясницу и почки.


Настоящие песенные формулы приведены для того, чтобы показать преемственность традиции, которая отчетливо видна хотя бы по совпадению названий движений.

Общие положения

Система Восемь кусков парчи доступна для широкой публики: движения простые, заниматься можно где угодно, нет ограничений по возрасту или физическому состоянию. Трудностей при выполнении комплекса Ба-Дуань-Цзинь, как правило, не возникает, т. к. уровень нагрузки и интенсивность упражнений невысоки и легко регулируются. Отсутствие сложных методов концентрации внимания позволяет изучать систему самостоятельно.

Большинство людей начинают изучать Восемь кусков парчи из-за заметного и сравнительно быстрого оздоровительного эффекта. Этот эффект основан на принципе «спокойное безмятежное сердце и сосредоточенный ум». Когда человек становится спокоен, его нервная система отдыхает и, как следствие, улучшается координация функций различных органов тела. Расслабление всего тела, глубокое и естественное дыхание, плавные движения, управляемые мыслью, приводят к гармонии «внешнего» и «внутреннего».

Сочетание напряжения и расслабления, движения и покоя поддерживает равновесие между Инь и Ян, улучшает циркуляцию крови и Ци, ведет к укреплению организма и улучшению здоровья.

При систематических занятиях отмечается значительное снижение деформации позвоночного столба, улучшение его подвижности, укрепление связок, костей, увеличение силы мышц, амплитуды движений в суставах, что является хорошим средством профилактики остеохондроза, радикулита, артритов. Наблюдается улучшение сердечной деятельности (по данным ЭКГ), стабилизируется артериальное давление, повышается выносливость, быстрее протекают восстановительные процессы после нагрузок.

При регулярных занятиях увеличивается амплитуда движения грудной клетки, эластичность легочной ткани, возрастает жизненная емкость легких, улучшается газообмен в них.

Ритмичные чередования напряжения и расслабления скелетных мышц и диафрагмы улучшают движение крови в брюшной полости, нормализуя перистальтику кишечника, ликвидируя застойные явления в печени.

Упражнения оказывают положительное влияние на метаболизм. В крови занимающихся снижается уровень холестерина, что обеспечивает профилактику атеросклероза. Улучшается обмен веществ в организме, что приводит к уменьшению избыточного веса.

Практика Восьми кусков парчи заметно повышает тонус организма, снимает усталость, уменьшает потребность в сне. Ба-Дуань-Цзинь широко используется как восстановительный комплекс для спортсменов после соревнований, а также людей, чей труд связан с высокими психическими, интеллектуальными и физическими нагрузками.


Принципы выполнения

Не было гвоздя – подкова упала; подкова упала – лошадь захромала; лошадь захромала – командир убит, конница разбита армия бежит. Враг заходит в город, пленных не щадя, оттого что в кузнице не было гвоздя.

О важности точного выполнения даже самых общих принципов


Для приведения в равновесие циркуляции внутренней энергии движения тела должными быть мягкими, округлыми, плавными, спокойными, «просторными», непрерывными и естественными. Выполняются они ни в коем случае не бездумно, а под постоянным контролем ума. Движения не должны прерываться. Если даже это и произошло, то внешняя пауза не прерывает внутренней циркуляции Ци.

Очень важно расслабить тело, для чего нужно выстроить правильную позу (положение тела). Если тело расслаблено, то упражнения принесут значительно больший эффект. Если ум спокоен, то человек легче переносит психологические и физиологические стрессы. Спокойный нейтральный ум дает возможность полностью сконцентрироваться на упражнении. По поводу состояния ума в Цигун есть даже специальная шутка: если мимо мужчины, практикующего Цигун, проходит тысяча обнаженных красавиц, то в его сознании должна промелькнуть только одна мысль: «мимо меня проходит тысяча обнаженных красавиц».

Дыхание должно стать размеренным, глубоким и естественным, сердце должно биться спокойно.

Когда тело, дыхание и ум действуют без принуждения, выполнение упражнений становится естественным (это отнюдь не означает, что процесс практики может быть пущен на самотек, наоборот, только в таком состоянии ум способен полностью контролировать процесс).

Для того чтобы облегчить процесс расслабления тела и успокоения ума, можно представлять, например, текущую воду или плывущие облака.

Начальную стадию можно разбить приблизительно на три этапа:


1. Правильные положения тела (в том числе стойки).

2. Правильное выполнение движений.

3. Понимание усилия в каждом упражнении.


При выполнении упражнений необходимо учитывать свой возраст и физическое состояние и в соответствии с этим самостоятельно выбирать интенсивность и уровень нагрузки.

Если продолжительность занятий, количество повторений и интенсивность выполнения движений определены правильно, то после тренировки ум, тело и Ци обретают равновесие, что тут же начинает сказываться и на повседневной жизни.

Минимальное количество повторений каждого упражнения комплекса – 3 раза в каждую сторону (если «кусок» делается только в одну сторону, то 6 раз). По мере роста мастерства и увеличения энергетического потенциала можно увеличивать количество повторений каждого упражнения до 24 раз.

Существует несколько способов практики «Восемь кусков парчи»:


1. Как отдельный комплекс:

Первый раз упражнения Восемь кусков парчи лучше всего выполнить утром сразу же после пробуждения. В идеале их можно сделать два раза: первый раз – для пробуждения организма и легкой разминки мышц. Второй – с соблюдением всех правил, когда сознание уже пробудилось.

В середине дня (примерно в 15–16 или 18–19 часов) – для стимулирования активности мозга и релаксации всего организма.

Вечером, непосредственно перед сном и обязательно после захода солнца, с целью очистить сознание после дневных забот, снять накопившуюся усталость.


2. В составе тренировки в боевых искусствах:

В этом случае упражнения Ба-Дуань-Цзинь могут быть выполнены несколько раз в течение тренировки.

В начале, для концентрации внимания и устранения отвлекающих мыслей.

В конце, для восстановления организма.

Можно выполнить несколько упражнений по выбору после интенсивных нагрузок, сложных комплексов, поединков и т. д.


При любом режиме занятий соблюдение правильного режима дня повышает эффект от выполнения упражнений комплекса Ба-Дуань-Цзинь. Не следует форсировать тренировки, т. к. скорость достижения результата зависит от особенностей каждого человека. Самое главное – это постепенность и постоянство.

Ба-Дуань-Цзинь прекрасно дополняется другими практиками (некоторые из этих практик были упомянуты выше). В частности, общепринятым считается его сочетание с самомассажем, столбовым стоянием (Чжуан-Гун), Тай-Цзи-Цюань, сидячей медитацией. Также после него хорошо просто читать и учиться.

Выполнение комплекса Ба-Дуань-Цзинь

Даже путь в тысячу Ли начинается с первого шага.

Древняя китайская пословица, иногда приписываемая Лао-Цзы

Выполнение комплекса Ба-Дуань-Цзинь просто начинается с первого упражнения.

Наша трактовка для нашего случая


Как отмечалось выше, существует много «правильных» разновидностей стоячего комплекса Восемь кусков парчи. После изучения и сравнительного анализа достаточно большого количества вариантов авторами (несмотря на их несомненную приверженность традиционным вариантам У-Шу и Цигун) для описания в данной книге была выбрана современная модификация комплекса, составленная Всекитайской Ассоциацией Оздоровительного Цигун.

Это связано со следующими причинами.

Первое и самое важное, комплекс целиком выдержан в традиционной манере и полностью сохраняет «вкус» настоящего Цигун.

Из всех изученных вариантов – этот, пожалуй, внешне самый простой и безыскусный.

И, наконец, к восьми традиционным добавлены начальное и заключительное упражнения. Первое из них является одной из модификаций знаменитого «Чжуан-Гун» (столбового стояния), а последнее – «собиранием Ци». Оба они представляются весьма ценным и естественным дополнением к комплексу.

Начальное упражнение (краткое стояние в столбе)

Традиционный комплекс Ба-Дуань-Цзинь не начинается с успокаивающей медитации. Для этой цели предназначена дополнительная поза (условно назовем ее «нулевой»).

Реализация

Упражнение выстраивает структуру тела, гармонизирует поток Ци, успокаивает ум, регулирует дыхание и расслабляет внутренние органы.

Выполнение

1. Стать прямо. Пятки вместе, руки свободно свисают вдоль туловища. Взгляд направлен прямо и вдаль. Дыхание медленное, ровное. Сделать несколько вдохов и выдохов, мысленно направляя воздух в Дань-Тянь (рис. 0–1).


Рис. 0–1


Рис. 0–2


Рис. 0–3


2. Перенести вес тела на правую ногу и сделать шаг в сторону левой ногой на ширину плеч. Стопы параллельно. Руки поднять на уровень бедер, ладонями назад. Взгляд направлен прямо и вдаль (рис. 0–2).

3. Слегка согнуть колени. Руки поднять на уровень пупка и сформировать «позу объятия шара». Кончики пальцев приблизительно на расстоянии 10 см друг от друга (рис. 0–3).

Кусок 1. «Обеими руками поддерживать небо и подогревать тройной обогреватель»

Обе руки поддерживают Небо для регулирования Сань-Цзяо (Тройного обогревателя); Сань-Цзяо пропускает Ци свободно и плавно, болезни исчезают. Поверни ладони к Небу и подними обе руки. Выпрями грудь, выпрями поясницу. Встань прямо и замри. Занимайся долго, тело станет сильным, а ты будешь счастливым.

Песенное наставление к первому куску


В китайской традиционной медицине существует понятие «Сань-Цзяо». Наиболее часто это переводится как Тройной обогреватель, что, скорее всего, связано с тем, что этот термин вначале был переведен с китайского на английский как triple heater (или triple warmer), а уже затем (дословно) на русский. Переводом, более приближенным к оригиналу, представляется «Три печи» или «Три очага».

Первый обогреватель – область над диафрагмой; второй – область между диафрагмой и пупком; третий – область между пупком и пахом. Они отвечают соответственно за питание, дыхание и выделение. Обогреватели включают в себя энергетические центры для целого ряда зон. Например, нижний – для меридианов печени и почек, средний – для легких и сердца и т. д. Считается, что неправильное продвижение энергии в трех обогревателях является основной причиной нарушения циркуляции Ци в других органах.

При выполнении первого упражнения происходит разогрев каждой из этих трех энергетических зон за счет движения Ци снизу вверх по переднесрединному меридиану.

В первой фазе упражнения пальцы рук соединяются между собой, ребра ладоней расположены напротив точки Ци-Хай, на уровне нижнего Дань-Тянь.

На вдохе руки поднимаются вверх, вдоль переднесрединного меридиана, локти направлены вниз. Важно, чтобы вместе с руками вверх не поднимались грудная клетка и плечи.

Когда ладони доходят до уровня среднего Дань-Тянь (точка Тянь-Чжун), ладони разворачиваются от себя. Затем на вдохе руки поднимаются прямо вверх. Взгляд следует за ладонями вверх. Когда руки выпрямляются над головой, взгляд переводится вперед вдаль.

Затем руки разводятся в стороны и плавно опускаются вниз. На уровне нижнего Дань-Тянь пальцы вновь соединяются, заканчивая таким образом цикл. При подъеме рук мышцы туловища растягиваются, а при опускании расслабляются, обеспечивая свободный поток Ци. Повторение этих движений регулирует продвижение Ци по трем обогревателям. Когда оно становится плавным, внутренние органы расслабляются и оздоравливаются.

Самой важной (именно она и послужила основой для названия упражнения) считается фаза, когда руки подняты, ладони повернуты вверх и находятся прямо над макушкой. Позвоночник должен быть выпрямлен («натянут, но не напряжен»). Положение тела вертикальное, руки как бы притягиваются к небу, а ноги – к земле. За счет этого человек растягивается, становясь проводником, соединяющим Небо и Землю.

Кроме воздействия на три обогревателя упражнение имеет еще один аспект – воздействие на энергетическую сферу вокруг физического тела.

Чтобы понять, о чем идет речь, нужно знать, что в Цигун выделяют три круга циркуляции энергии:


1. «Малый в Малом Небесный круг», или циркуляция энергии в нижнем Дань-Тянь.

2. «Малый Небесный круг» – циркуляция энергии по передне– и заднесрединному меридианам.



3. «Большой Небесный круг», когда в круговорот помимо корпуса и головы включаются руки и ноги (иногда в практиках высшего уровня, как, например, в Чань-Ми-Гун, большим кругом считается движение Ци по пути Небо – Человек – Земля – Человек – Небо и т. д.).


Кроме этих трех кругов выделяют еще внешнюю энергетическую сферу (на Западе ее называют аурой), которую можно описать как спроецированный вовне большой небесный круг. Эта сфера образуется, когда энергия накапливается в изобилии и выходит за пределы физического тела человека.

У среднего здорового человека эта сфера имеет форму овала. Ее верх находится чуть выше головы, а низ на 20–30 см уходит в землю. Чем здоровее и энергичнее человек, тем шире границы сферы. В контексте этой концепции первое упражнение направлено на то, чтобы растянуть энергетическую сферу по вертикали.

Философский смысл этого куска парчи состоит в том, что при поднятии рук вверх внутренняя сила сосредоточивается в ладонях, где начинаются все ручные меридианы. Это и есть скрытая суть фразы: «Поднимая двумя руками небо». Древние считали, что «Поднять небо» означает поднять бесконечную, необъятную, тяжелую вещь, совершить значительное деяние.

Кроме того, вытягиваясь к небу и опираясь ногами о землю, человек как бы соединяет Небо и Землю, становится с ними единым целым.

Одной из самых популярных и наиболее часто рекомендуемых методик является также комплекс упражнений, называемый бадуань цзинь(ba duan jin) - восемь кусков парчи. Сейчас уже трудно проследить происхождение и развитие этого комплекса, но, несомненно, его древняя история относится к монастырю Шаолинь.Хотя вариантов бадуань цзинь по всему Китаю можно насчитать сотни, существует два основных направления - т.н. «гражданский» и «военный» (т.е. мягкий и жесткий варианты).Жесткий вариант ведет свое начало от Юе Фэя - легендарного полководца, изучавшего бадуань цзинь в Шаолине, характерен чередованием высоких и низких стоек. «Гражданский» вариант более мягок, делается в высоких стойках. Этот комплекс по праву считается жемчужиной Оздоровительного Цигун, так как он не только очень прост, но и невероятно эффективен. Научно доказано, что выполнение упражнений комплекса Ба Дуань Цзин улучшает состояние дыхательной системы, подвижность суставов, укрепляет ноги и руки, нервы, а также восстанавливает энергетический баланс организма. Среди прочих положительных эффектов следует отметить улучшение сердечно-сосудистой системы, излечение от остеопороза и коронарного атеросклероза, укрепление иммунной системы, замедление процесса старения, улучшение психического состояния.

История комплекса Ба Дуань Цзин (дословный перевод - восемь отрезов парчи) восходит к временам правления династии Сун (960–1279). Этот комплекс по праву считается жемчужиной Оздоровительного Цигун, так как он не только очень прост, но и невероятно эффективен. Аэробные упражнения Ба Дуань Цзин разработаны на основе теорий кинетики и физиологии. К восьми традиционным мы добавили еще два упражнения: разминочное и заключительное. Они придают комплексу законченный, унифицированный вид. Научно доказано, что выполнение упражнений комплекса Ба Дуань Цзин улучшает состояние дыхательной системы, подвижность суставов, укрепляет ноги и руки, нервы, а также восстанавливает энергетический баланс организма. Среди прочих положительных эффектов следует отметить улучшение сердечно-сосудистой системы, излечение от остеопороза и коронарного атеросклероза, укрепление иммунной системы, замедление процесса старения, улучшение психического состояния. Как показали исследования, у людей не возникает трудностей при выполнении комплекса Ба Дуань Цзин, так как уровень нагрузки и интенсивность упражнений невысоки. Более того, все занимающиеся подтверждают факт улучшения здоровья.

Глава 1 Происхождение и развитие Гао Лянь, ученый, живший во время правления династии Мин (1368–1644), в своей книге «Восемь Аспектов Заботы о Здоровье» писал: «Выполняя комплекс Ба Дуань Цзин в промежуток времени между утром и обедом, можно обрести гармонию со Вселенной». Иероглиф Цзин означает «красивый», «сверкающий» (например, парча). Также его можно расшифровать как набор оздоровительных упражнений, своим совершенством подобных шелку. Впервые термин Ба Дуань Цзин появился в книге «Записки Слушателя - Избранные Истории о Сверхъестественных Существах», написанной Хун Маем, который жил во время правления Южной династии Сун (1127–1279). «Ли Сы Цзю был назначен на высокую должность при дворе императора... Он начал просыпаться в полночь и выполнять специальные упражнения под названием Ба Дуань Цзин, которые включали в себя глубокое дыхание и самомассаж». Таким образом, этот комплекс упражнений был популярен даже в то далекое время. Ба Дуань Цзин выполняется в двух положениях - сидя и стоя. За основу этой книги мы взяли упражнения, которые выполняются в положении стоя, ввиду их популярности. Во время правления династий Мин и Цин (1644–1911) выполнение комплекса Ба Дуань Цзин в положении стоя стало очень популярным. Во время правления династии Цин была издана книга под названием «Новые Иллюстрации Оздоровительных Упражнений - Ба Дуань Цзин». В ней впервые было проиллюстрировано выполнение упражнений Ба Дуань Цзин в положении стоя. Вот как в ней описывались упражнения: «Для нормализации работы внутренних органов - возведение ладоней к небу; стрельба правой и левой руками в позе лучника; для нормализации работы желудка и селезенки - одна рука в воздухе; для предотвращения болезней и напряжения - взгляд назад; для снятия стресса - покачивание головой и наклон туловища; для укрепления почек - скольжение рук по спине и ногам и касание ступней; для повышения силы - пристальный взгляд и удар кулаком; для излечения от болезней - подъем и опускание на пятках». Как видно из этого отрывка, уже тогда упражнения Ба Дуань Цзин приняли форму завершенного оздоровительного комплекса. Появилось много школ, практикующих Ба Дуань Цзин. Можно выделить две основные: Северную и Южную. Последователи Северной школы выполняют упражнения жестко, в положении сидя, Южной - более мягко, в положении стоя. Однако если судить по их движениям, то можно сделать вывод, что первоисточник у них один. За время своего существования в результате взаимовлияния эти две школы стали очень схожими. До сих пор ведутся споры о том, кто и когда изобрел Ба Дуань Цзин. Ясно одно - за время, прошедшее с момента возникновения, он не раз был дополнен специалистами и занимающимися. В 1970-х годах в городе Чанша была найдена могила высокопоставленного должностного лица времен правления династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). В ней был обнаружен кусок парчи с рисунком под названием «Иллюстрация Переноса Ци». На нем отчетливо изображены 4 движения, которые очень схожи с движениями современного комплекса Ба Дуань Цзин: «Стрельба правой и левой руками в позе лучника»; «Для нормализации работы живота и селезенки - одна рука в воздухе»; «Для укрепления почек - скольжение рук по спине и ногам и касание ступней»; «Для излечения от болезней - подъем и опускание на пятках». Схожие иллюстрации присутствуют в книге То Хун Цзина, жившего во время правления Южной и Северной династий (420–589) - «Забота о Здоровье Ума и Продление Жизни».

Глава 2 Характерные особенности Плавные, медленные движения Движения должны быть плавными, спокойными и широкими. Большинство движений данного комплекса - круговые. Они стимулируют работу позвоночника. Упражнения координируют работу рук и ног, поэтому, выполняя их, вы не будете чувствовать напряжения. Эти движения направлены на расслабление тела и успокоение ума, поэтому, выполняя их, представьте себе текущую воду или плывущие облака. Движения ни в коем случае нельзя прерывать, так как они приводят в равновесие циркуляцию внутренней энергии. Ритмичная комбинация расслабления и напряжения, динамичности и инертности Для полного расслабления необходимо расслабить мышцы, связки и успокоить центральную нервную систему. Дыхание должно быть ровным, сердце должно биться спокойно. Правильная стойка и положение тела играют очень важную роль при расслаблении. Само расслабление должно исходить изнутри, то есть сначала вы должны успокоить свой разум, а затем - тело. Прилагать усилия следует лишь при переходе от одного движения к другому. Например: в упражнении «Для нормализации работы внутренних органов - возведение ладоней к небу» усилие прилагается при движении рук; «Стрельба правой и левой руками в позе лучника» - при переходе в стойку лучника; «Для нормализации работы живота и селезенки - одна рука в воздухе» - при подъеме руки; «Для предотвращения болезней и напряжения - взгляд назад» - при движении рук и головы; «Для снятия стресса - покачивание головы и наклон туловища» - при переходе в стойку лошади; «Для укрепления почек - скольжение рук по спине и ногам и касание ступней» - при движении рук; «Для повышения силы - пристальный взгляд и удар кулаком» - при ударе кулаком; «Для излечения от болезней - подъем и опускание на пятках» - при движении головой и напряжении пальцев ног и ягодиц. Сила требуется лишь для смены движений. В остальных случаях вы должны быть расслаблены. Сочетание напряжения и расслабления, динамичности и инертности поддерживает равновесие между Инь и Ян (в традиционной китайской медицине - два противоположных начала). Также такое сочетание улучшает циркуляцию Ци в энергетических каналах, кровообращение и подвижность суставов. Очевидно, что все это ведет к укреплению организма и улучшению здоровья. Динамизм и инертность - это внешние проявления движений тела. Динамичные движения должны выполняться энергично, плавно и естественно. Во время приложения силы при переходе от одного движения к другому вы должны быть абсолютно спокойны, особенно при медленном выполнении вышеуказанных движений. Внешняя пауза не прерывает внутренней циркуляции, мышцы в это время остаются растянутыми. Стимуляция намеченных частей тела достигается рациональным приложением силы на определенный промежуток времени. Связь тела и разума для образования жизненной энергии Под разумом в Цигун понимаются психическое состояние и сознание, а также движения тела, контролируемые мыслью и разумом. Связь тела и разума представляет собой взаимодействующую работу, которая характеризуется гармонией и симметрией, прослеживаемой во всех движениях. Особенность Ба Дуань Цзин - мягкие, плавные стойки и движения, выполняемые с использованием внутренней силы. Энергичное тело и сосредоточенный ум сочетают в себе мягкость и твердость. Цель упражнений - путем физических и духовных упражнений ускорить циркуляцию внутренней энергии, что приведет к улучшению здоровья и физической формы человека. Неотъемлемой частью упражнений является глубокое, естественное дыхание.

Глава 3 Практические советы Будьте спокойны, расслаблены, естественны Спокойный ум легче переносит психологические и физиологические стрессы. Если тело расслаблено, то упражнения для укрепления мышц, связок и внутренних органов принесут больший эффект. Такая двусторонняя релаксация является отличным способом освободить тело, дыхание и разум от напряжения. Спокойный ум и нейтральное настроение помогают полностью сконцентрироваться на упражнении. Спокойствие и расслабление неотделимы друг от друга. Естественность заключается в том, что ваши тело, дыхание и ум действуют без принуждения. Это не значит, что выполнение упражнения должно быть пущено на самотек - упражнения должны выполняться в соответствии со стандартами, дыхание должно быть бессознательным, а мысли не должны отвлекаться на посторонние предметы. Такое состояние может быть достигнуто только в процессе постоянных тренировок. Выполняйте движения точно, но гибко Точность заключается в выполнении упражнений в соответствии с требованиями и нормами. Главная задача новичков - научиться принимать правильные стойки. Вторая задача - научиться выполнять движения. И, наконец, третья задача - тщательно изучить, как применяется сила в данных упражнениях. При выполнении упражнений вы должны учитывать свой возраст и физическое состояние. Мы рекомендуем самостоятельно выбирать интенсивность и уровень нагрузки. Тренировки и послетренировочное состояние Тренировка - это процесс, который соединяет в себе движения тела, дыхание и умственную регуляцию. Послетренировочное состояние - это комфортное и естественное состояние ума и тела после тренировки. Вы должны самостоятельно подобрать уровень нагрузки и интенсивности занятий в соответствии со своим физическим состоянием. Это необходимо для правильного выполнения упражнений. То же самое относится и к дыханию. Тренировка и послетренировочное состояние взаимосвязаны. Вы должны самостоятельно определить продолжительность занятий, количество повторений и интенсивность выполнения движений, чтобы после тренировки ваши ум, тело и циркуляция Ци (внутренняя энергия) обрели равновесие. Это сочетание в равной степени относится и к повседневной жизни. Соблюдение режима дня улучшает здоровье и повышает эффект выполнения упражнений комплекса Ба Дуань Цзин. Постепенный прогресс. На первых порах выполнения комплекса, новички могут почувствовать боль в мышцах и суставах. Постепенно боль уйдет. Тем, кто только начал выполнять данный комплекс, мы советуем дышать естественно. Когда пройдет определенное время и у вас появится опыт координации движений и дыхания, вы можете переходить к глубокому дыханию. Эффективность данного комплекса зависит от особенностей каждого человека. Но при постоянном, правильном выполнении упражнений данного комплекса каждый человек почувствует на себе их оздоровительный эффект. Самое главное - это постоянство.

«Выполняя комплекс Ба Дуань Цзин в промежуток времени между утром и обедом, можно обрести гармонию со Вселенной».
Гао Лянь, династия Мин (1368-1644)

Комплекс оздоровительной китайской гимнастики "Восемь отрезков парчи", или по другому "Восемь кусков парчи" известен уже более двух тысяч лет. Эти упражнения, своим совершенством подобные шелку, необычайно просты, но при этом несут сильный заряд бодрости и здоровья.

Жемчужина оздоровительного Цигун , - комплекс "Ба Дуань Цзин" полезен по очень простой причине. Его разрабатывали врачи Традиционной Китайской Медицины (ТКМ) для своих пациентов. Задача стояла в том, чтобы устранить нежелательные эффекты застоев, болей, дискомфортом скорейшим образом помочь пациенту восстановиться после тяжелой болезни, а здоровому укрепить свои силы, выносливость и гармонизировать внутренние энергии всего тела.

Во время выполнения, ваши руки, ноги, все тело как-будто нажимает на волшебные кнопочки активных точек, проходят по всем меридианам. Гармонизируют, запускают все застоявшиеся токи и силы организма. Кстати, очень важно выполнять все упражнения в совершенной точности, чтобы достичь максимального терапевтического и оздоровительного эффекта.

Эти упражнения благотворно воздействуют на дыхательную систему, подвижность суставов, укрепляют ноги и руки, нервную систему. Положительно влияют на деятельность сердца и сосудов, излечение от остеопороза и коронарного атеросклероза, укрепляют иммунную систему, замедляют процессы старения, улучшают психическое состояние. Разве это не чудо?

Тем не менее, все вышесказанное не должно привести читателя к мысли, что этот комплекс существует только для больных людей, хотя по известной врачебной шутке, - "нет здоровых, есть только недообследованные". Гимнастика "Восемь отрезков парчи" замечательно заменяет собой утреннюю гимнастику. Её можно выполнять и в любое другое время суток. Так как эти упражнения используют и гармонизируют собственную энергию вашего тела их можно делать даже перед сном! Приведя в гармонию силы и потоки Ци вашего тела, вы будете спать лучше и крепче. Только не надо выполнять эти упражнения в течение часа после еды. После еды лучше просто погулять.

Комплекс выполняется как стоя так и сидя. Сидячая форма служит для восстановления послеоперационных больных и людей, которые по тем или иным причинам не могут выполнять его стоя. Мы будем рассматривать форму, которая выполняется стоя.

Как и для всех упражнений Цигун, для "8 отрезков парчи" есть одно ограничение, - его нельзя делать на ветру. Во время выполнения упражнений, поры вашего тела раскрываются, что дает доступ для патогенного ветра. Так что отнеситесь внимательно к выбору места проведения упражнений, если вы собираетесь их делать на улице. В помещении же делайте там где вам наиболее удобно!

Для выполнения комплекса нет необходимости в каких либо дополнительных средствах: ковриках, одежде... Именно поэтому, в Китае его часто выполняют прямо на рабочем месте, если хочется развеять усталость или снять сонливое состояние.

Комплекс чрезвычайно прост и доступен как детям с пяти лет, так и глубоким старикам. Просто попробуйте!

Все подробности техники, задействованных энергетических меридианов и точек вы сможете увидеть на следующем видео, подготовленном "Всекитайской Ассоциацией Оздоровительного Цигун".

Небольшая памятка для правильного выполнения комплекса

  • При выполнении упражнений язык лежит на верхнем нёбе сразу за зубами. Губы плотно закрыты.
  • Упражнения делаются в полном молчании.
  • Все упражнения делаются влево. Кроме пятого.
  • Упражнения нельзя делать на ветру.
  • Во время выполнения упражнений надо вести счет про себя.
  • Упражнения делаются не прерываясь – от начала и до конца, максимально плавно.
  • Упражнения необходимо делать в собственном ритме, с удобной вам скоростью.
  • Ограничений по возрасту, времени выполнения, физическому состоянию нет. Не желательно лишь делать во время острого течения болезни.
  • После выполнения комплекса желательно немного побыть в умственном и физическом покое.

© Фэн Шао И, Михаил Роттер, текст 2012

© ООО Издательский Дом «Ганга», 2012, 2014

О Мастере

Учитель Фэн Шао И родился 29 июля 1941 г. в Китае, в г. Шень Ян. В семь лет приступил к изучению Гун-Фу под руководством своего отца. С девяти лет начал учиться внутреннему стилю Синь-И-Цюань и рисованию у мастера традиционных боевых искусств и художника Цао Лянь Би. Позднее изучал Шаолиньское У-Шу, Ба-Гуа, Тай-Цзи-Цюань у многих мастеров.

Многократно участвовал в городских, провинциальных, всекитайских и международных соревнованиях по У-Шу, на которых завоевал большое количество золотых и серебряных медалей. Мастер У-Шу 6-го уровня.

Был отмечен правительственными наградами как выдающийся мастер Тай-Цзи-Цюань. В 2001 г. внесен в «Большой справочник выдающихся деятелей КНР», «Сборник знаменитых людей века». В 2003 г. записи о нем появились в изданиях «Большого современного справочника КНР по У-Шу» и «Заметках о китайских деятелях Тай-Цзи-Цюань».

Школу Чань-Ми-Гун изучал под руководством мастера Лю Хань Вэна, носителя этой традиции в четвертом поколении.

В 1987 г. избран генеральным секретарем научно-исследовательской ассоциации Цигун города Фусинь, особым членом Китайской научно-исследовательской ассоциации Цигун. Инструктор Цигун высшей категории.


Мастер Фэн Шао И со своим учителем, мастером Лю Хань Вэном


Мастер Фэн демонстрирует форму Тай-Цзи-Цзянь («Меч Великого предела»)


В процессе многолетних занятий Фэн Шао И удалось объединить возможности традиционной китайской медицины, Гун-Фу и Цигун, в результате чего он сформировал свой собственный самостоятельный стиль.

Будучи врачом традиционной китайской медицины, Фэн Шао И применяет не только привычные для рефлексотерапевтов иглы, массаж и прижигания, но и лечебные возможности Чань-Ми-Гун, способствующие очищению, усилению и гармонизации жизненной энергии пациента.

Предисловие

В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань.

Слова Мазепы из поэмы Пушкина «Полтава»

Можно еще как, если методики их обучения были основаны на одних принципах.

Наша трактовка


В течение столетий в Китае существовал ряд практик, предназначенных для улучшения здоровья, продления жизни, увеличения количества внутренней энергии и силы духа и даже для «объединения со Вселенной». В древности эти практики носили разные названия: гимнастика Дао-Инь, Ту-На («набирание и выпускание», «набирание годного и выплевывание ненужного», «упражнения в дыхании»), Чань-Цзо («Чаньское сидение», или «неподвижное сидение», «погружение в созерцание») или Нэй-Гун («внутренняя работа», «упражнения для развития внутренней силы»).

В наше время все эти практики объединяются под общим названием Цигун, что можно перевести примерно как работа с энергией.



Понятие «Ци» не имеет точных аналогов в европейских языках и означает некую вездесущую субстанцию, пронизывающую все на свете (Небо, Землю, живые существа и т. д.).

В данном контексте наиболее точный перевод – жизненная сила, энергия.

Иероглиф Гун переводится примерно как работа, труд, усилие.

В современном упрощённом варианте китайской письменности эти иероглифы выглядят так:



Впервые слово «Цигун» было произнесено Мао Цзедуном на одном из партийных мероприятий, когда, перечисляя исторические достижения китайского народа, он упомянул о культурном наследии страны.

В наше время под понятием «Цигун» подразумеваются не только физические и энергетические методики, но и целая наука, связанная с философией, психологией, биологией, медициной, физикой, химией.

Существует несколько комплексов Цигун, судьба которых сложилась так, что по тем или иным причинам они обрели широкую популярность по всему миру. Это не означает, что они лучше других, – просто так случилось. В частности, одним из самых распространенных является система Восемь кусков парчи, о популярности которой можно судить хотя бы по количеству ссылок в Интернете. Например, по запросу «eight pieces of brocade» поисковая система Google (на 8 апреля 2012 г.) выдает более 72 тысяч ссылок.



На русском языке, правда, ссылок на запрос «Восемь кусков парчи» несколько меньше – «всего» 49 тысяч.

Соответственно книжек (среди них много прекрасных, написанных традиционными китайскими мастерами) тоже более, чем достаточно .

В результате было решено создать книгу несколько в ином ключе, рассмотрев Восемь кусков парчи под другим углом.

Обычно рассматривается оздоровительный аспект этого комплекса, причем на его внешнем уровне.

Однако китайцы очень практичные люди и одна из самых ходовых китайских пословиц звучит примерно так: «Время – это драгоценность». Для практикующих Цигун и У-Шу это истолковывается примерно так. Практика, как правило, слишком объемна, чтобы позволить себе тренировать что-то одно. Поэтому правильные занятия построены так, чтобы прорабатывать несколько аспектов одновременно. Если же ученику кажется, что он изучает в данный момент что-то одно, то либо он чего-то не понял, либо ему этого не передали (проще говоря, скрыли).

Если вспомнить хорошо известную классификацию Цигун (буддийский, даосский, конфуцианский, медицинский и воинский), то сразу становится понятно, насколько она условна хотя бы потому, что у практичных китайцев нет просто оздоровительного Цигун (каким, например, принято считать и Восемь кусков парчи). Всякий оздоровительный Цигун почти всегда и воинский потому, что именно в воинских практиках отбирались наиболее совершенные методы работы с телом, энергией и духом (плата за ошибки во все времена была предельной). Как, впрочем, и воинский Цигун всегда был и оздоровительным: воин (пока жив) здоров по умолчанию. И это приводит нас к пониманию многомерности Цигун: поправляешь здоровье, одновременно (часто сам того не понимая) учишь воинскую науку, мудреешь, повышаешь свою добродетель и много чего еще.

Комплекс Восемь кусков парчи не является исключением и при ближайшем рассмотрении оказывается, что его начинка значительно более объемна, чем просто «делание» набора из восьми движений в оздоровительных целях.

Поэтому целью нашей работы стало более целостное рассмотрение этого вида Цигун (философские и медико-энергетические основы, внешняя форма и внутреннее содержание, оздоровительное значение и боевое применение), причем не только самостоятельно, но в связи с другими практиками: в основном с Чань-Ми-Цигун , который в отличие от «народной системы» Ба-Дуань-Цзинь всегда был «элитарной» практикой высшего уровня, в течение полутора тысяч лет передаваемой только тайно. При этом было решено при необходимости использовать для иллюстрации и другие практики, в частности Тай-Цзи-Цюань , пальцевый Цигун , столбовое стояние .

Такое смешение стилей в одной книге должно быть, несомненно, обосновано. Обычно предполагается, что любая целостная и завершенная система (особенно традиционная, прошедшая через века испытаний) должна быть самодостаточна. Иначе говоря, человеку, изучившему в совершенстве Восемь кусков парчи, ничего больше в жизни для полного счастья не требуется.

На практике такая идеальная ситуация не встречается никогда. Каждая система делает акцент на чем-то одном, причем этот акцент может смещаться по мере углубления в практику.

К примеру, в Чань-Ми-Гун все начинается с базового Цигун, причем от начинающих требуется, чтобы движения физического тела выполнялись с большой амплитудой. По мере роста «силы ума» и увеличения количества Ци внешние движения постепенно становятся все меньше, а внутренние (движение энергии, внутренних органов и т. п.) – все интенсивнее.

Далее приходит черед практик, в которых внешнее движение вообще затухает. Например, в практике Шэнь-Тун-Фа (работы с духом) людям, не наделенным природными способностями, приходится сидеть в позе лотоса по два часа, сложив руки в очень непростую мудру. Таким образом, тело обрекается на длительную неподвижность и приходится прибегать к методикам, в которых присутствует достаточное количество «правильного» движения, например Тай-Цзи-Цюань или те же Восемь кусков парчи.

Кстати, в Тай-Цзи-Цюань также происходит уменьшение количества движения по мере роста мастерства. Есть даже такое «тайцзи-цюаньское» правило: «вначале наматывания большие, как арбузы, потом они становятся, как яблоки, и, наконец, уменьшаются до размера рисовых зернышек». Но на любом уровне мастерства количество движений остается достаточным.

Таким образом, мы приходим к необходимости сочетания (правильного!) различных практик. По этому поводу есть красивая китайская метафора, которую постоянно повторяет мастер Фэн: «Заниматься только У-Шу или только Цигун все равно что прыгать на одной ноге».

Западному человеку принцип сочетания различных практик для достижения оптимального результата тоже вполне понятен: большинство открытий совершались на стыке наук.

В нашем случае, если уподобить Восемь кусков парчи, например, автомобилю с паровым двигателем, то «встраивание» в него методик базового Цигун и Ту-На-Ци-Фа школы Чань-Ми-Гун подобно замене парового двигателя с внешним сгоранием на двигатель внутреннего сгорания со значительно более высоким КПД.

Не менее полезным будет и использование принципов Тай-Цзи-Цюань. Вообще говоря, они и так декларируются в комплексе Восемь кусков парчи, но недостаточно четко «прорисованы». Если продолжить аналогию с автомобилем, то внедрение принципов Тай-Цзи-Цюань (в котором реализация происходит через форму и внешнее движение, доведенные до безупречности) в комплекс Восемь кусков парчи можно уподобить совершенствованию ходовой части (шасси, подвеска, рулевое управление и, наконец, трансмиссия, которая передает усилия от мотора на колеса).

Есть еще одна причина, по которой мы позволили себе провести параллели между стилями. Дело опять же в нестрогости классификации. Так, например, стили У-Шу делятся на внешние и внутренние, спортивные и традиционные, северные и южные и т. д. Однако есть и другое деление, которое кажется значительно более правильным: дорогое и дешевое Гун-Фу. Дорогое – это когда человеку передается традиция со всеми внутренними секретами и составляющими. Дешевое – когда передают только то, что видно, то, что снаружи, то чего просто нельзя не показать. В общем, обертка без конфеты.

Подобным образом можно классифицировать и виды Цигун. Цигун высшего уровня и все остальные. Суть в том, что Цигун высшего уровня – это система, которая включает в себя все части: оздоровительную (обязательно), воинскую (при желании), духовную практику (тоже обязательно).

Так, например, Восемь кусков парчи – это народная, достаточно давно «открытая» школа, широко распространившаяся по всему миру. Школа же Чань-Ми-Цигун, несомненно, относится к секретным практикам. Это Цигун высшего уровня, который может быть «встроен» буквально повсюду. В частности, «базовый Цигун» может использоваться в качестве энергетической и двигательной основы для чего угодно, к примеру, для практики Восемь кусков парчи.

В результате рассмотрения Ба-Дуань-Цзинь в контексте других практик Цигун сформировалась следующая структура книги:


1. Общие основы:

а. Философские принципы (Инь-Ян, У-Син, Ба-Гуа) и их практическая реализация.

б. Движение энергии по телу, энергетические каналы и акупунктурные точки.

в. Формирование структуры тела и правила ее построения (стойки, столбовая работа, положения пальцев и ладоней).

2. Комплекс Ба-Дуань-Цзинь. История, общие принципы, описание каждого упражнения на «двигательном» и «понимательном» уровнях.

3. Школа Чань-Ми-Гун. Традиция, основные правила. Из всего богатства методов этой системы мы отобрали только базовый Цигун и способы набора и выпускания энергии как методы, наиболее просто «встраиваемые» в комплекс Ба-Дуань-Цзинь.

4. «Инструкция по сборке» – наполнение форм Ба-Дуань-Цзинь внутренним содержанием Чань-Ми-Гун.

Основы

– Мадам, почему вы покидаете санаторий раньше срока? Ведь наш прозрачный горный воздух не сравнить со смогом, которым вы дышите в вашей столице.

– В том-то и дело. Я люблю видеть, чем дышу.


В традиционных восточных школах ученику (особенно на начальных этапах) ничего или почти ничего не объясняют. Так, известный современный мастер Тай-Цзи-Цюань стиля Чень Фэн Чжицян говорит про своего учителя, знаменитого Чень Факе: «господин Чень был человеком, который практически ничего не говорил».

Это понятно. Ученику дают правильные наставления, следуя которым, он неизбежно научится. Учитель просто делает свое дело – честно учит. Объяснять при этом он ничего не должен. Подход простой: придет время – поймет. А не поймет, значит, не судьба.

Однако времена меняются и найти ученика, который будет безропотно стоять, например, в столбе по 2 часа в день (как это было принято в традиционном У-Шу) или сидеть по 2 часа в позе лотоса (как требуется в Чань-Ми-Гун для определенных практик), сейчас, наверное, уже невозможно. Во всяком случае на Западе такой подход работает далеко не всегда.

У серьезных мастеров чрезвычайно высоко ценятся умные ученики. Это связано с тем, что азиатские системы обычно очень сложные и их трудно передать человеку с плохой памятью и нетренированным умом. А от человека с высоким интеллектом вряд ли можно ожидать, что он станет делать что-то, пока ему не объяснят, что он делает, почему и зачем. В связи с этим процесс передачи несколько меняется: в нем появляется все больше объяснений. Поэтому непосредственное описание практик мы решили предварить кратким описанием основ. Хотя и ничего не понимая, можно научиться, если иметь правильные наставления и аккуратно им следовать. Этот подход «черного ящика» также прекрасно знаком западному человеку. Например, все прекрасно работают на компьютере и получают необходимые результаты, совершенно не понимая, как он устроен.

Связь Ба-Дуань-Цзинь с другими практиками

Все настоящее одинаково, все подделки разные.

Высказывания современных китайских мастеров по поводу многочисленных методик и стилей, преподаваемых в наше время


Несмотря на внешнее разнообразие стилей и практик, все традиционные методики имеют одни и те же (или очень похожие) основы. Дело в том, что в течение веков происходило смешение и взаимопроникновение практик, которое привело к отбору наиболее качественных и эффективных из них. Они выглядят и называются по-разному, делают акцент на разных вещах, но все они так или иначе связаны между собой. Это полезно знать потому, что такое знание дает ключ, суть которого можно сформулировать примерно так: «учишь одно, одновременно понимаешь многое другое».

Рассмотрим, с чем связан комплекс Восемь кусков парчи.


Общепринятые базовые философские принципы (Инь-Ян, У-Син, Ба-Гуа) . Например, в терминах Инь-Ян китайцы описывают что угодно. В частности, это наглядно иллюстрируется описанием физической формы: верх-низ; лево-право; отступление-наступление; вдох-выдох и т. д.

Схема движения энергии по телу. Она описывается с помощью системы энергетических каналов . Каждый отрез парчи активизирует один или несколько меридианов, связанных с определенными органами. Зная систему Цзин-Ло, можно понимать (и использовать) принципы оздоравливающего действия каждого упражнения комплекса Ба-Дуань-Цзинь.

Построение правильной формы физического тела. Сюда входят стойки и принципы формирования правильной структуры, способной обеспечить телу устойчивое и удобное положение. Кроме того, правильное положение тела является непременным условием для нормализации течения Ци по каналам. Если структура неправильная, то поток Ци в некоторых местах перекрывается и оздоровительный эффект никогда не будет достигнут.

Столбовая работа. Вообще говоря, стояние в столбе может быть смело отнесено к практикам формирования правильной структуры. Кроме того, это совершенно отдельный вид Цигун, который позволяет объединить «пять луков» тела (руки, ноги, спина) и построить опорный каркас в 2–3 раза быстрее, чем это происходит, например, при выполнении только формы Тай-Цзи-Цюань. Еще одна причина, по которой мы рассмотрим Чжуан-Гун, это то, что его можно сочетать с чем угодно. В частности, предварительное упражнение приведенного варианта Восьми кусков парчи представляет собой один из вариантов столба.

Положение кистей рук и пальцев. Как будет показано далее, форма ладони и положение пальцев – ключевой момент в движении Ци. В Ба-Дуань-Цзинь (кусок 7, «удар кулаком») также применяется этот эффект. Поэтому нами рассматриваются примеры пальцевого Цигун, показывающие, как работа с пальцами используется в оздоровительных целях и для массажа с одновременной мягкой набивкой рук.

Воинское применение. С первого взгляда видно, что каждое упражнение комплекса прямо связано с У-Шу. Причем эта связь есть как на внутреннем уровне (достаточно сравнить требования к позе в Тай-Цзи-Цюань и Ба-Дуань-Цзинь), так и на внешнем, присутствующем в каждой позе комплекса. Прикладное значение любого куска парчи можно проиллюстрировать на примерах практически любого стиля У-Шу. На этом мы не будем акцентировать внимание, только отметим этот аспект для создания целостной картины.

Философские принципы

То, что в криптологии называется «разрешительным» языком


Внутри всех восточных систем, несмотря на их внешнюю изощренность, заложены одни и те же (немногочисленные, простые и безыскусные) философские принципы. Однако, несмотря на свою лаконичность, они практичны и давно используются в астрономии, географии, математике, военном деле, медицине, оздоровительных системах и т. п.

Пожалуй, одно из лучших замечаний по этому поводу приведено в , где в отношении системы пяти первоэлементов сказано примерно так: «Эта система может показаться западному человеку примитивной, но у нее есть одно неожиданное качество – она работает».

Насколько все это работает, можно судить хотя бы по тому, что двоичная система, заложенная в основу современных компьютеров, была разработана Лейбницем после изучения знаменитой «Книги перемен» (И-Цзин) . Великий математик разглядел в начертаниях триграмм прежденебесного Ба-Гуа арифметическое счисление всего с двумя цифрами. Он усмотрел в этом свидетельство высшей гармонии и предположил, что книга И-Цзин позволяет моделировать разумное на основе ее линий и начертаний (этот же факт был отмечен в книге Хаупта об И-Цзин, вышедшей в 1753 г.).

Лейбниц практически использовал линейную упорядоченность триграмм по Фуси (рисунок ниже), в которой реализован принцип: «Небо и Земля формируют ряд, и перемены устанавливаются внутри него» (иными словами, Земля и Небо должны занимать место в начале и конце, остальные триграммы – между ними).



Таким образом выражается идея движения от Инь к Ян, или закономерность превращения одной триграммы в другую в ходе универсального циклического процесса перемен.

Представив прерывистую черту как 0, а сплошную как 1 и обозначив триграммы в последовательности Фуси булевыми вектор-столбцами длиной три и проинтерпретировав последние как двоичные числа, можно видеть, что эта последовательность триграмм представляет собой ряд натуральных чисел от 0 до 7.


Представление триграмм в виде двоичных чисел от 0 до 7


Результатом стала созданная Лейбницем двоичная арифметика, которая позволяет современным компьютерам представлять бесчисленное множество объектов (текст, рисунки, фильмы, музыку) и производить бесконечное множество действия по обработке и хранению информации, основываясь только на двух базовых понятиях: 0 и 1 (Инь-Ян, True-False, да-нет, есть ток в проводнике или нет).

По большому счету, вся восточная философия покоится на трех китах:


Принцип Инь-Ян (Тай-Цзи);

Пять первоэлементов (У-Син);

Восемь триграмм (Ба-Гуа).


Краткий разбор этих понятий приведен ниже.

Инь-Ян

Согласно концепции Инь-Ян, все существующие в природе предметы и явления делятся на два противоположных, но взаимообусловленных начала, отношения между которыми составляют основной закон существования материального мира.

Инь по своим свойствам подобен воде и характеризуется как холодный, направленный вниз и внутрь, тусклый и т. п.

Ян по своим свойствам подобен огню: горячий, направленный вверх и наружу, яркий и т. п.

Постоянная борьба Инь и Ян является движущей силой изменений и развития в мире.

Концепция Инь-Ян иллюстрируется символом Великого предела («Тай-Цзи»), который представляет собой круг (в более общем случае – шар), состоящий из светлой (Ян) и темной (Инь) половин.

Иначе его называют Инь-Ян-Юй («Рыба Инь-Ян») за его похожесть на совокупляющихся черной и белой рыбок.

Светлый круг внутри темного поля (белый глаз черной рыбки) и темный круг внутри светлого поля (черный глаз белой рыбки) означают соответственно наличие «Ян внутри Инь и Инь внутри Ян». Внешняя окружность символизирует взаимодействие всего в круговороте Дао , а волнистая линия, разделяющая светлую и темную части, обозначает взаимодействие Инь и Ян. Эта линия никогда не бывает прямой. Если бы она была прямой, это означало бы, что Тай-Цзи находится в неподвижном состоянии. Изогнутость линии показывает, что Тай-Цзи находится во вращательном движении, т. е. обе половины непрерывно движутся и меняются, взаимно усиливаются и сдерживаются, поддерживая свой непрерывный баланс и гармонию. Их зависимость друг от друга хорошо отражена в старинной поговорке «Одинокий Ян долго не живет, вдовствующая Инь недолговечна».