Оздоровительная китайская гимнастика. Оздоровительная китайская гимнастика П

Цигун (Ци – «дыхание», «воздух», Гун – «работа», т.е. буквально термин Цигун переводится как работа с дыханием) – одна из самых популярных сегодня практик восточного направления. Школы Цигун можно встретить во всех цивилизованных странах мира. Чем же объясняется такое широкое распространение? Безусловно, чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в самой философии упражнений, идей, лежащих в основе цигун.

Оздоровительная гимнастика китая ЦИГУН

Базовым принципом оздоровительной гимнастики ЦИГУН является работа с энергией внутри организма. Человек должен научиться находить источник энергии, накапливать ее, уметь перрерабатывать и направлять в те точки организма, которые нуждаются в оздоровлении. Причем такими точками становятся не только органы и системы организма, но и духовное составляющее. Через расслабление физическое достигается равновесие душевное. Через упражнения китайской оздоровительной гимнастики возвращается здоровье на физическом уровне, и, как следствие, нормализуется психическое состояние. Впрочем, здесь нет ничего удивительного. Все мы знаем, что если испытывать чрезмерное нервное перенапряжение, то неизбежно возникнут сбои в артериальном давлении, изменится уровень сахара в крови, значительно вырастет уровень адреналина. Все это не может не сказаться и на других уровнях системы организма и влияние это будет отнюдь не положительным.

Практики цигун помогут направить энергию на нужные участки коры головного мозга, помогут снять напряжение. И тогда точно также как начала возникать патология, по цепочке начнется восстановление.

Это всего лишь один пример, лишь издалека показывающий, как работает гимнастика. Если говорить об общей системе, благодаря которой достигается потрясающий положительный эффект, то здесь всегда рассматривается три базовых составляющих. Практикующий цигун учитывает, что он должен контролировать гармонию дыхания, тела и сердца (психики).

Работая с дыханием, нужно добиться ритмичности, а еще точнее, его упорядочивания. Дыхание в цигун применяется разными частями тела, разными точками. Здесь работает концентрация внимания. Через сосредоточение раскрываются каналы, происходит гармонизация энергии и части организма, с которой работает занимающийся.

Гармония сердца или психики рассматривает тренировку воли. Человек добивается того, чтобы не продолжать внутренний диалог, перестать думать о проблемах. Так достигается расслабление, ощущение покоя.

Гармония тела – физическое составляющее гимнастики цигун.

Практикующий должен находить такие позиции, которые позволили бы ему расслабиться, но одновременно с этим сохранить структуру.

Все вышеперечисленные составляющие упражнений помогают достичь цели, а именно, умения накапливать, перераспределять и сохранять энергию. Эти практики ведут свою тысячелетнюю историю из китайской религии даосизм. Многоплановость цигун привела к образованию многих школ.

Деление на направления цигун – явление весьма условное. Самая простая классификация – выявление целей, для которых применяются практики. Так, существует медицинский цигун, главная задача которого – поддержание физического здоровья. Боевой цигун практикуют школы китайского боевого искусства.

Фундаментом комплекса упражнений, преподаваемых в Международном центре сайт, стало искусство мастера Чжоу И – ближайшего ученика великого мастера У Тунань. Обучение данным упражнениям ведется уже несколько десятилетий. Преподавание цигун на территории России началось в Центре нетрадиционных оздоровительных систем Госкомспорта СССР, в те времена, когда каждая подобная практика претерпевала жесткий отбор, прежде чем позволялось доносить ее новым ученикам.

У Тунань – один из самых известных мастеров Китая

У Тунань жил в период с 1884 по 1989 гг. Он обучался искусству тайцзи с 9 лет. Его учителями стали величайшие мастера Ян Шаохоу и У Цзяньцюань. До самой своей смерти он не прекращал регулярно практиковаться, активно развивая и распространяя тайцзицюань не только в Китае, но и во многих других странах мира. У Тунань стал автором множества книг в области китайских боевых искусств. Его работы также коснулись таких областей знаний как археология, языкознание, естествознание, история и многие другие. Широко известна активность мастера в исследовательской и педагогической деятельности. У Тунань также разработал собственную систему активного долголетия. Мастер умер в возрасте 105 лет в результате несчастного случая. Он посвятил изучению и практике тайцзи более 96 лет. Его работы постоянно продолжают изучаться во многих странах

Чжоу И – ученик мастера У Тунань.

Чжоу И Родился в Харбине в 1924 году. В возрасте 27 лет заболел язвой желудка, перенес операцию, в результате которой ему было удалено 2/3 желудка. Операция сильно подорвала здоровье, стали проявляться гипертония, неврастения, ослабло функционирование почек, селезенка и печень увеличились в размерах. В 40 лет Чжоу И был похож на старика с отечными ногами, который еле передвигался. Традиционными оздоровительными китайскими гимнастиками тайцзицюань и цигун стал заниматься по совету старого врача. Великолепный результат был виден спустя три месяца после начала тренировок: прилив сил, бодрость, значительное улучшение самочувствия. Спустя некоторое время, Чжоу И познакомился с У Тунань и стал его последователем и одним из самых близких учеников. Под руководством мастера Чжоу И разработал комплекс методик, помогающих вернуть себе здоровье, сохранить молодость и избежать огромного количества заболеваний.

Комплекс упражнений, разработанные мастером Чжоу И совместно с его преподавателем У Тунань направлен на укрепление здоровья. Принципы, лежащие в основе тайцзицюань, дают возможность развить подвижность суставов, и, как следствие, координацию и гибкость. Все это, в свою очередь, является великолепной профилактикой против самых разных заболеваний.

Известно немало историй, когда целительные способности мастеров цигун позволяли излечить тяжелейшие заболевания: параличи, болезнь Паркинсона и многие другие.

Происхождение канонической части Чжоу и связано с двумя важнейшими видами гадательной практики - на панцирях черепах и костях крупного рогатого скота (образовывание геометрических символов) и на стеблях тысячелистника (различные числовые комбинации). В Чжоу ли содержится сообщение об использовании при "великом гадании" (да бу) "приемов трех перемен" (сань и чжи фа): Лянь шань (Смыкающиеся горы), Гуй цзан (Возвращение в сокровищницу) и Чжоу и. В традиционной "науке об И цзине" - "и сюэ" указанные названия связываются с тремя вариантами одного произведения, соотносящимися с мифическими правителями древности: Фуси (или последовавшим за ним Шэньнуном), Хуан-ди (преемником Шэньнуна) и основателем династии Чжоу - Вэнь-ваном (12-11 вв. до н.э.), либо с тремя первыми династиями - Ся (23-16 вв. до н.э.), Шан-Инь (16-11 вв. до н.э.) и Чжоу (11-3 вв. до н.э.). Тексты Лянь шань и Гуй цзан считались утраченными. По предположению Пи Сижуя (19 в.), до Конфуция подобных текстов, как и записанного текста Чжоу и, вообще не существовало и речь идет лишь о различных системах гадания. Древнейшие мантичические приемы преобразованы в Чжоу и в нумерологическую (см. ) систему математикоподобных операций с числами и геометрическими фигурами, задача которой - "разделять по родам свойства всей тьмы вещей" (Си цы чжуань, II, 2). В приписываемой Конфуцию, но реально сложившейся, видимо, в 5-4 вв. до н.э. комментирующей части Чжоу и, главным образом в ее наиболее философичном разделе - Си цы чжуань (Комментарий привязанных слов), эта система трактуется как учение о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций структуре постоянно и циклически изменяющегося мира. Формализованный характер операций с гексаграммами и их компонентами позволил Чжоу и обрести общеметодологический статус, функционально аналогичный тому, который в Европе принадлежал Органону Аристотеля. В эпоху Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.) под воздействием мистико-натурфилософских учений инь-ян цзя, "школы новых письмен" (цзинь вэнь цзин сюэ) и оракула-апокрифической традиции (чэнь вэй) общеметодологический потенциал схем гуа был реализован в максимальном увеличении их онтологических референтов и координации со всеми другими аналогичными схемами - "пятью элементами" (у син1), циклическими и зодиакальными знаками, магическими числовыми фигурами Хэ ту и Ло шу. На рубеже н.э. в сочинении И линь (Лес перемен) Цзяо Яньшоу (1 в. до н.э.) или Цуй Чжуаня (1-2 вв.) и Тай сюань цзин (Канон Великой тайны) Ян Сюна (1в. до н.э. - 1 в. н.э.) были предприняты попытки усложнить нумерологию Чжоу и или дополнить альтернативной троичной системой. Однако они не получили общего признания, и Чжоу и сохранил свое центральное методологическое и мировоззренческое значение как для конфуцианства, так и для даосизма, окончательно утвердившееся в период правления династии Сун (10-13 вв.), когда сформировалось неоконфуцианство. В этот же период сложилось нумеролого-методологическое "учение о планах и письменах" (ту шу чжи сюэ), в рамках которого содержание Чжоу и эксплицировалось системой диаграмм, прежде всего связанных с расположением гуа согласно Вэнь-вану (как в реальном тексте) или согласно Фу-си (как в идеальной модели). Постепенная смена целых (ян) и прерванных (инь) черт гуа в последовательности Фу-си подчинена той же закономерности, что и смена знаков 1 и 0 в обозначении натурального ряда чисел в двоичной арифметике, лежащей в основе всех современных компьютерных программ. Создатель двоичной арифметики Лейбниц был знаком с системой Чжоу и через иезуитов-миссионеров и усматривал в ней свидетельство божьего промысла. В 1973 при археологических раскопках в КНР (Мавандуй близ г.Чанша) был обнаружен древнейший (180-170 до н.э.) текст Чжоу и со специфической (третьей) последовательностью гексаграмм, типологически схожей с последовательностью Фу-си. Наиболее авторитетными считаются переводы Чжоу и на европейские языки, выполненные Дж.Леггом (английский язык), Р.Вильгельмом (немецкий язык), а также русский перевод канонической части (И цзин) Ю.К.Щуцкого.







ЛИТЕРАТУРА
Го Можо. Бронзовый век. М., 1959 "И цзин" и историко-философская традиция древности и средневековья. М., 1992 Лукьянов А.Е. Дао "Книги перемен". М., 1993 Зинин С.В. "И цзин" как памятник китайской литературы. Петербургское востоковедение, вып. 3. СПб, 1993 Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994 Щуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен". М., 1997 Вильгельм Р, Вильгельм Г. Понимание "И цзин". М., 1998 От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М., 1998 Китайская геомантия. СПб, 1998