Кувырок вперед без помощи рук. Кувырок вперёд: техника выполнения, обучение

Большой интерес представляет метод программированного обучения школьников. Для этого учитель предварительно разрабатывает обучающую программу, которая предусматривает проверку готовности учащихся к выполнению нового упражнения: наличие соответствующих физических качеств, двигательной базы и т.п., а также серию учебных заданий и определение порядка перехода к следующему заданию. Одной из форм программированного обучения двигательным действиям являются предписания алгоритмического типа, предусматривающие разделение учебного материала на части, или серии.

Обучение по алгоритму

Предписания алгоритмического типа по структуре напоминают линейную обучающую программу, однако задания, включаемые в них, носят различный характер, и каждая серия учебных заданий направлена на решение определенных задач. Только овладев первой серией, учащиеся могут переходить ко второй и последующим под контролем учителя или самоконтролем.
Первая серия учебных заданий включает упражнения для развития физических качеств, от которых больше всего зависит успешное выполнение изучаемого двигательного действия.
Вторая серия включает упражнения на основе исходных и конечных положений, которые используются в изучаемых двигательных действиях.
Третья серия предусматривает выполнение основных действий, обеспечивающих техническую основу изучаемого упражнения.
Четвертую серию составляют задания, связанные с приобретением умения оценивать свои действия в пространстве, во времени и по степени проявления мышечных усилий.
Пятая серия учебных заданий – подводящие упражнения или часть изучаемого двигательного действия.
Только после этого изучаются движения в целом.
Можно привести примеры нескольких программ организации уроков по разделу «Гимнастика с элементами акробатики» с использованием метода программированного обучения.

Обучающие программы уроков гимнастики

Кувырок вперед

Техника выполнения. Из упора присев, разгибая ноги, перенести тяжесть тела на руки, наклонить голову вперед (кадры 1–2) ; сгибая руки, оттолкнуться ногами и перевернуться через голову – сгруппироваться (кадры 3–4) ; выполнить перекат в упор присев – встать (кадры 5–6) .

При освоении кувырка вперед учащийся должен знать следующие правила:

1. При опоре на руки надо полностью разгибать ноги в коленях.
2. Подавая плечи вперед, наклонить голову на грудь.
3. Отталкиваясь ногами, сгруппироваться, захватив руками середину голеней.

Учащийся должен уметь :

1. Выполнять плотную группировку.
2. Выполнять перекат в группировке.

Кувырок назад

Техника выполнения. Из упора присев – ноги на ширине стопы, плечи слегка вперед, сгруппироваться (кадр 1) ; наклонить голову вперед, отталкиваясь руками, быстро перекатиться на лопатки и, опираясь руками за плечами, перевернуться через голову (кадры 2–3) ; разгибая руки, перейти в упор присев (кадры 4–5) .

При освоении кувырка назад учащийся должен знать следующие правила:

1. В упоре присев надо подавать плечи вперед.
2. При перекате назад держать плотную группировку до касания шеей мата и опоры руками за плечами.
3. Разгибание рук начинать до касания ногами мата.

Учащийся должен уметь :

Быстро выполнять перекат назад в группировке и опираться руками за плечами.

Лазание по канату с помощью ног

Техника выполнения. В висе на согнутых руках (кадр 1) согнуть ноги вперед и захватить канат ногами скрестно так, чтобы наружная сторона стопы одной ноги и внутренняя сторона голени другой (правой или левой) плотно прижимались к канату (кадр 2) . Разгибая ноги, подтянуться еще выше и, сохраняя захват каната ногами, поочередно перехватиться руками выше так, чтобы остаться в висе на согнутых руках (кадр 3) . Далее при поднимании вверх все действия повторяются, а при опускании вниз чередуются в обратном порядке.

При освоении лазания на согнутых руках учащийся должен знать следующие правила:

1. Начинать лазание надо из виса на согнутых руках.
2. Захватить канат ногами нужно так, чтобы стопа и голень плотно прижимались к канату.

Учащийся должен уметь :

1. Выполнять простой вис и вис на согнутых руках в течение 5–6 сек. на гимнастической стенке.
2. Поднимать согнутые ноги в висе (6–8 раз).

Серии учебных заданий

Информационные кадры

Операционные кадры

Контрольные кадры

1. Наклоны и круговые вращения головой

Выполняются вперед, назад, влево и вправо с максимальной амплитудой

2. Пружинящие приседания

Приседать на всей стопе, ноги врозь

Из упора присев – руки вперед. Сгибание рук с наклоном головы вперед и возвращение в и.п.

3. Вращение кистей

Упор присев

Ноги поставить на ширине стопы, руки впереди на 20–25 см. Тяжесть тела быстро перенести на руки

Из о.с. принять и.п. в медленном, среднем и быстром темпе с фиксацией положения в течение 2 сек.

Из положения лежа на спине, согнувшись с опорой руками за плечами, – перекат вперед в группировке

III и IV серии

(III серия - упражнения, направленные на освоение технической основы кувырка назад, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение; IV серия – упражнения, направленные на приобретение умения оценивать свои движения в пространстве, во времени и по степени проявления мышечных усилий и управлять ими).

Выполняются в среднем темпе с сохранением плотной группировки

Из упора присев – перекат назад и возвращение в и.п.

1. Кувырок в сед

V серия – подводящие упражнения и упражнения, направленные на освоение отдельных частей изучаемого движения.

Выполняются с прямыми ногами из упора стоя, ноги врозь; при выполнении нельзя касаться головой мата

2. Кувырок вперед в сед в группировке, затем в упор присев

Выполнять из того же и.п., что и предыдущее упражнение с группировкой. Голову наклонить

3. Кувырок вперед с покачиванием

Выполнять из упора присев; переставить руки вперед, разгибая ноги, подать плечи вперед за линию рук и вернуться в и.п. После 2–3 повторений выполнить кувырок

4. Из упора присев – кувырок вперед

Из упора присев, ноги на ширине стопы, переставляя руки и выпрямляя ноги в коленях, выполнить кувырок вперед

Из о.с. – кувырок вперед, затем вернуться в и.п.

Два кувырка вперед

Выполнять без остановки

Кувырки вперед в быстром темпе

Серии учебных заданий

Информационные кадры

Операционные кадры

Контрольные кадры

1. Наклоны и круговые движения

I серия - упражнения, направленные на развитие физических качеств, необходимых для выполнения кувырка назад.

Выполняются вперед и назад с максимальной амплитудой, с сопротивлением партнера

2. Вращение кистями

Выполнять, сцепив пальцы рук

3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ноги на второй – третьей рейке гимнастической стенки или на гимнастической скамейке

Выполнять в прямом положении, локти прижаты к туловищу

Выполнять в быстром темпе.

Упор присев

II серия - упражнения, направленные на освоение исходных и конечных положений.

Ноги поставить параллельно на ширине стопы, тяжесть тела перенести на руки

Из о.с. быстро и правильно принять и.п.

Перекат назад в группировке

III серия – упражнения, направленные на освоение технической основы кувырка назад, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение.

Из и.п. повторить перекат назад в группировке в и.п.

Из упора присев – перекат назад в группировке и перекат вперед в упор присев

То же, что в III серии

IV серия – упражнения, направленные на умение оценивать свои движения в пространстве, во времени, в проявлении мышечных усилий и управлять ими.

То же, что в III серии, в среднем и быстром темпе с сохранением плотной группировки

Из о.с. – упор присев и перекат назад с максимальной скоростью. Возвратиться в упор присев

1. Опора руками за плечами

V серия - подводящие упражнения и упражнения, направленные на освоение отдельных частей изучаемого движения.

Стоять спиной к стенке, опираться руками за головой.
То же – лежа на спине

2. Перекат назад в группировке и опора руками

Выполнить группировку из положения седа, ноги на ширине стопы. Перекат назад, опереться руками за плечами; возвратиться в и.п.
То же – из упора присев

3. Кувырок назад по наклонной плоскости

Из положения седа у высокой части гимнастического мостика (сверху на мостик положен мат) выполнить кувырок назад

4. То же – в обычных условиях с помощью партнера

Из положения седа выполнить с помощью партнера кувырок назад (партнер при этом стоит сбоку и приподнимает одной рукой плечо выполняющего упражнение) в упор присев, встать

Из о.с. – упор присев (и.п.), кувырок назад, встать в о.с.

1. Два кувырка назад с паузой

VI серия - упражнения, направленные на выполнение изучаемого упражнения в целом.

Из упора присев выполнить кувырок назад, встать. Пауза 2 сек. Выполнить упор присев и кувырок назад

2. Два кувырка назад

Из упора присев выполнить два кувырка назад в упор присев с группировкой, колени врозь; после первого кувырка паузы не делать

Выполнить два кувырка назад в быстром темпе и встать; стоять на месте 2–3 сек.

Серии учебных заданий

Информационные кадры

Операционные кадры

Контрольные кадры

1. Из виса на согнутых руках перейти в вис

I серия - упражнения, направленные на развитие физических качеств, необходимых для лазания на согнутых руках.

Выполняются медленно с разгибанием рук за 5–6 сек.

Выполнить 2–3 раза

2. Вис на согнутых руках

Удерживать положение в течение 4–5 сек.

Выполнить 2 раза

3. Поднимание согнутых ног в висе

Выполнять на гимнастической стенке. Ноги поднимать как можно выше и опустить в и.п.

Повторить 8–10 раз

4. Из виса сидя, ноги врозь, перейти в вис лежа и поочередным перехватом рук – в вис стоя

Выполнять на канате

Повторить 2–3 раза

1. Прыжком принять вис на согнутых руках

II серия - упражнения на освоение исходных и конечных положений.

Выполнять на канате и удерживаться в положении виса в течение 4–5 сек.

Повторить 2–3 раза

2. Сидя на гимнастической скамейке, захватить ногами гимнастическую палку, имитируя захват каната

При правильном захвате палку нужно удерживать в вертикальном положении без помощи рук

3. Захват каната ногами

Выполнять, сидя на гимнастической скамейке

Выполнить 2 раза

4. Из виса на согнутых руках – захват каната ногами

Удерживать положение в течение 5–6 сек.

Выполнить 2 раза

Из виса на согнутых руках захватить канат согнутыми ногами и, разгибая ноги, сделать перехват руками

III серия – упражнения, направленные на освоение технической основы лазания, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение.

Выполнить одно движение вверх и вернуться в и.п.

Повторить 2–3 раза

1. То же, что упражнение 1 III серии, но, сгибая ноги, захватить ими канат выше и вернуться в и.п.

IV и V серии – упражнения, направленные на приобретение умения управлять своими движениями, и подводящие упражнения

Повторить 2–3 раза

2. Выполнить 2–3 перехвата руками и ногами с возвращением в и.п.

Повторить 2–3 раза

3. Выполнить 4–5 перехватов руками и ногами с возвращением в и.п.

Повторить 2–3 раза

Лазание по канату на заданное расстояние

VI серия – упражнения, направленные на выполнение изучаемого упражнения в целом.

Мальчики выполняют лазание на расстояние до 2,5 м, девочки – до 2 м

Выполнять самостоятельно

Сергей Напреев ,
учитель физической культуры МОУ «Красносельская СОШ», Нижегородская обл.

Тема урока : «Стойка на руках, переход в кувырок вперёд(ю), стойка на руках у стены(д), кувырок вперёд, кувырок назад» Совершенствование

Цели урока:

    Образовательная: Совершенствование техники выполнения упражнений. Сформировать знания и умения для выполнения данных упражнений. Уметь осуществлять страховку.

    Способствовать развитию умений устно анализировать выполнение техники упражнений, постредством страховки при выполнении данных упражнений, развивать способность исправлять ошибки.

3. Способствовать воспитанию самостоятельности, ответственности при выполнении заданий.

Место проведения: спортивный зал. Участники: учащиеся 10 класса.

Форма работы: Беседа, диалог, групповая, парная, индивидуальная.

Ресурсы: ноутбук, презентация, стикеры, скамейка, ручки, карточки, оценочные листы, гимнастические маты.

Час. Ур.

Содержание урока

время

Организационно-методические указания

Подготовительная часть урока минут 15 минут

1 . Построение. Сообщение темы, цели и задач урока. Повороты на месте.

Следить за дисциплиной. Внешний вид.

2 . Позитивный и психологический настрой учащихся: Тренинг «переправа»

Придумать чем вы отличаетесь друг от друга

Беседа. Диалог.

Учитель выбирает одного ученика и прикрепляет на его лоб стикер с ключевым словом, ученик может задать три вопроса классу, ответом на которые может быть только, да или нет, ответы найти в презентации.

3.Т ехника б езопасности на уроках гимнастики Презентация

4. Опрос домашнего задания Устное выступление ученицы с информацией «Что такое вестибулярный аппарат»

Учащиеся слушают, и ученик, задаёт один толстый вопрос выступающей ученице. Оценивает в оценочном листе. Учитель формативно оценивает ученицу, стикером.

5.Медленный бег в умеренном темпе, бег приставными шагами правым боком, левым боком, спиной вперёд. «Шагом Марш!», «стой!» отжимание юноши от пола 20раз, девушки от скамейки 12 раз, медл. бег, «шагом,марш!», «стой!» приседания ю-25раз; д-15раз, медл. Бег, спортивная ходьба, «шагом, марш!».

Дистанция два шага.

Скамейку задевать грудью.

Пятки от пола не отрывать.

Перестроение из колонны по одному в колонну по три. Через середину по три «Марш!», «Стой!», «Направо!», от направляющего, в правую сторону на вытянутые руки «разомкнись!»

6. ОРУ на месте для развития гибкости смотреть карточку.

Перестроение в одну шеренгу. «Налево!» В колонну по одному за направляющим, «Шагом Марш!». Направляющий, на месте, «стой!»

Проверка домашнего задания

Ученица подготовила карточку и проводит разминку на месте.

Вторая ученица оценивает её в оценочном листе. Учитель формативно оценивает ученицу, стикером.

7. Деление на группы по три ученика способом «сладкие предметы».

Выбрать спикера группы. Спикерам отдать карточки – задание.

8. Индивидуальное задание для учащегося не готового выполнять упражнения. Тестирование с использованием ноутбука.

Учеников построить в шеренгу и каждому дать конфетку с разной этикеткой. Ученики с одинаковой этикеткой попадают в одну группу.

Лист самооценивания ученица заполняет сама по окончании теста.

Основная часть урока 25 минуты

9 . Стойка на руках с помощью, кувырок вперёд.(юноши)

Техника выполнения. Стоя, на маховой ноге, толчковую ногу вперед на носок, руки вверху ладонями вперед, шагом сделать выпад, наклонить туловище вперед, поставить прямые руки на пол, на ширине плеч и махом одной, толчком другой выйти в стойку на руках. В стойке ноги соединить, смотреть на пол, немного наклонив голову назад. Согнуть руки в локтях голову прижать к груди, колени согнуть, выполнить группировку лёжа, сидя, встать руки в стороны.

Девушки: выполняют упражнение, стойка на руках у стены.

Выполнить задание в группе каждому по одной попытке.


Страховка: спикер стоит справа и оказывает помощь при выполнении задания.

Поймать ученика за щиколотку, и помочь удержать вертикальное положение туловища, затем согнуть колени и сделать спину «круглой».

Страховка: спикер стоит справа и оказывает помощь при выполнении задания, ловит за щиколотку, приводит ноги к стене.

Ошибки: слабый толчок ногой; руки расставлены широко, голова не закинута назад.

10.Учитель раздаёт карточки – тесты


затем спикер идёт со своей карточкой - заданием в др. группу и показывает упражнения следующей группе, осуществляет страховку.

11. Кувырок вперёд. Техника выполнения.
В упоре присев, опираясь руками впереди ступней, начать толчок ногами. Перенести тяжесть тела на руки, одновременно согнуть их, наклонить голову вперёд и, до конца разгибая ноги, закончить толчок стопами. Перевернувшись через голову и коснувшись лопатками пола, выполнить группировку лёжа. Перекатываясь на спине, сразу после касания стопами пола опустить ноги и, посылая руки вперёд, прийти в упор присев, встать руки в стороны.

12 .Учитель раздаёт карточки – тесты


13. Кувырок назад. Техника выполнения.
Из упора присев, толкаясь руками, сгруппироваться, подтянуть колени к плечам, голову наклонить вперёд, перекатываясь на лопатки, быстро поставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцами к плечам) и, опираясь на них, прийти в упор присев. Во время кувырка ноги не разгибать. В момент переката через голову необходимо опереться на поставленные руки на пол за плечами и отжаться.

Страховка: спикер стоит справа на коленях и оказывает помощь при выполнении задания. Голову ученику выполняющему упражнение наклоняет рукой вперёд и подталкивает под бедро.

Ошибки: слабый толчок ногами, голова не прижата к груди, спина прямая.

Учащиеся в них ручками рисуют стрелки. Должно быть соответствие упражнения – данному виду спорта.

Страховка: спикер стоит справа на коленях и оказывает помощь при выполнении задания. При выполнении кувырка назад, надо подтолкнуть учащегося под спину, для того чтобы ему было легче перевернуться и встать на ноги.

Ошибки: слабый толчок руками, колени не прижаты к груди, спина прямая, руки не стоят возле головы, ученик не разгибает локти.

Заключительная часть 3урока 5минут

14.Саморефлексия

15.Подведение итогов

Учащиеся заполняют таблицу, выступают по одному.

Организованный выход из спортзала.

Спокойно друг за другом по раздевалкам «Шагом, марш!»

Медицинский институт

Кафедра физкультурно-оздоровительных технологий

Методические указания

К практическим (Семинарским) занятиям

По дисциплине

ГИМНАСТИКА:

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ

ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

Направление подготовки: 034300 «Физическая культура»

Квалификация выпускника: «Бакалавр»

Форма обучения: очная

ТУЛА 2011 г.

Методические указания к практическим занятиям составлены доцентом Поповым Э.М. и обсуждены на заседании кафедры ФОТ факультета ФКСиТ

Зав. кафедрой Е.В. Белых

Методические указания к практическим занятиям пересмотрены и утверждены на заседании кафедры ФОТ факультета ФКСиТ

протокол № ___ от «___»____________ 20___ г.

Зав. кафедрой________________ Е.В. Белых

При обучении гимнастическим упражнениям применяются методы словесного изложения, наглядной демонстрации, целостного и расчлененного упражнения.

Метод словесного изложения практически реализуется в следующих методических приемах: описание, объяснение, рассказ, инструкция, указание, команда, распоряжение, просьба.

Метод наглядной демонстрации реализуется в показе упражнения, демонстрации различных наглядных пособий, макетов снарядов и фигурки гимнаста, в использовании внешних ориентиров, ограничителей движений и др. У занимающихся создается зрительный образ упражнения, в сознании остается отпечаток, слепок от показанного упражнения.

Метод упражнения позволяет воздействовать главным образом на двигательную сферу занимающихся. При этом постепенно формируется двигательный образ упражнения, двигательное умение, а затем и навык. Этот метод всегда применяется в сочетании с вышерассмотренными методами. Правильное сочетание их позволяет педагогу быстрее научить упражнению.

Метод упражнения применяется в виде целостного и расчлененного выполнения упражнения.

При целостном методе упражнение выполняется сразу после его названия, показа и объяснения техники движений без применения подготовительных или подводящих упражнений. Этот метод по сравнению с изучением упражнения по частям считается более продуктивным. Однако такое утверждение в полной мере можно отнести лишь к технически несложным упражнениям.

Благоприятные условия для применения целостного метода обучения возникают в тех случаях, когда гимнаст и педагог располагают эффективными приемами и средствами страховки и помощи. При обучении гимнастов сложным упражнениям применяются тренажерные устройства. Они берут на себя функции контроля за движениями гимнаста и делают возможным разучивание довольно сложных упражнений целостным методом.

Этот метод имеет несколько разновидностей:

а) самостоятельное выполнение изучаемого упражнения;

б) выполнение упражнения с направляющей помощью;

в) замедленная или быстрая проводка;

г) выполнение упражнения на тренажере, над поролоновой ямой.

С помощью расчлененного метода изучаются технически сложные гимнастические упражнения. Они предварительно делятся на относительно самостоятельные составные части и каждая из них изучается отдельно. Например: соскок ноги врозь с концов брусьев (мах назад с разведением ног в стороны и последующим сведением, соскок с перемахом одной ногой, затем другой, с перемахом двумя ногами при наличии посторонней помощи и страховки и, наконец, состоятельное выполнение). При расчленении упражнения не следует дробить его на слишком мелкие части, так как при этом могут возникать ощущения и восприятия, не свойственные целостному исполнению, что затруднит овладение упражнением. Каждая поделенная часть по возможности должна представлять собой относительно самостоятельное упражнение.

Принято выделять две основные разновидности метода расчленения упражнения: собственно расчлененный метод с использованием относительно крупных двигательных заданий, охватывающих одну часть или несколько фаз изучаемого упражнения, дозированные упражнения; метод решения узких двигательных задач, применяемый для уточнения представлений об отдельных упражнениях и фазах упражнения, осанке, величине суставных углов, моменте количества движения, о способах исправления ошибки в движениях.

При разучивании упражнения этим методом могут использоваться такие методические приемы, как временная фиксация тела или отдельных его звеньев в той или иной фазе упражнения; проводка в изучаемой части или фазе упражнения; имитация движения; изменение исходных и конечных условий движения; освоение главного в технике исполнения упражнения.

Выбор того или иного метода и методических приемов зависит от способностей и подготовленности занимающихся, от квалификации педагога и его творческой активности.

Целостное и расчлененное выполнение упражнений дополняется следующими методическими приемами: подводящими упражнениями; дополнительными зрительными и звуковыми ориентирами; физической помощью; изменением условий обучения и др.

При использовании того или иного метода приходится учитывать индивидуальные особенности обучаемых. Поэтому на практике приходится пользоваться несколькими методами одновременно в различных сочетаниях, один из методов всегда бывает ведущим.

Подводящие упражнения применяются для создания или уточнения представлений об упражнении. Они помогают прочувствовать и понять характер движений в каждой фазе изучаемого упражнения. При подборе этих упражнений соблюдаются следующие правила:

а) подводящие упражнения должны быть сходными по структуре движений с изучаемым упражнением или его основными частями;

б) в рабочем плане (конспекте урока) упражнения следует располагать по возрастающей трудности, это касается как сложности координирования движений, так и величины прилагаемых мышечных усилий;

в) только после усвоения предыдущего подводящего упражнения следует переходить к следующему;

г) чем меньше занимающиеся подготовлены к овладению изучаемым упражнением, тем больше подводящих упражнений они должны выполнить. Особенно важно уметь подбирать подводящие и подготовительные упражнения при занятиях с детьми, женщинами, лицами пожилого возраста.

Наряду с подводящими упражнениями в учебном процессе применяются так называемые подготовительные упражнения. С их помощью у занимающихся своевременно, до начала обучения сложным упражнениям, развивают необходимые двигательные и психические способности, функции сенсорных систем и систем энергообеспечения. Это так называемые предписания алгоритмического типа.

Подбор подводящих и подготовительных упражнений, методика их выполнения зависят от особенностей техники изучаемого упражнения, конституционных, психических и личностных особенностей занимающихся, от уровня их общей и специальной подготовленности.

Зрительные и слуховые ориентиры облегчают формирование правильного представления об упражнении, о его пространственных, временных и силовых параметрах, а также о согласовании движений различными звеньями тела. В качестве ориентиров используются различные предметы, метки на стенах, потолке, специально размеченные щиты, установленные у снаряда ограничители движений, подвешенные мячи, линии, начерченные на полу или на матах, и др. Звуковые сигналы применяются для овладения ритмом движений, своевременного приложения мышечных усилий. Все это помогает ученику ориентироваться в пространстве, содействует более правильному выполнению упражнения, помогает оценить собственные действия.

Помощь и страховка играют важную роль при овладении новыми, сложными для занимающихся упражнениями. Наряду с подсказкой, подачей ритмических сигналов иногда приходится оказывать ученику физическую помощь. Она необходима при плохой ориентировке в пространстве, при недостаточно развитой мышечной силе, координации движений, нерешительности и робости. Помощь снимает эмоциональное возбуждение, вселяет уверенность в своих силах, побуждает ученика к решительным и смелым действиям.

При оказании помощи применяют следующие методические приемы:

а) проводка по всему упражнению или отдельной части, фазе, фиксация тела или отдельного звена в определенной точке движения;

б) подталкивание, поддержка и подкрутка.

В применении этих методических приемов надо соблюдать определенную меру. Она зависит от уровня общей и специальной физической, технической и волевой готовности ученика выполнить новое упражнение. Надо своевременно предоставлять возможность занимающимся самостоятельно справляться с возникающими трудностями, чтобы они не привыкали к физической помощи. К ней особенно быстро привыкают женщины и дети. По мере овладения изучаемым упражнением от физической помощи переходят к страховке, а затем исключают и ее.

Специальные приспособления и тренажеры применяются для того, чтобы облегчить занимающимся овладение сложными упражнениями, сделать учебно-тренировочный процесс более производительным, эффективным. К ним относятся:

а) экипировка гимнаста (накладки, защитные бинты, голеностопники и др.);

б) вспомогательные средства и снаряды (лямки на кисти, подвесной пояс, поролоновые валики, стоялки, подставки, выдвижные и поворачивающиеся столики, низкие снаряды, «грибки», поролоновая яма и др.);

в) наглядные пособия (рисунки, схемы, фигурки гимнаста и др.);

г) медицинский и педагогический контроль за функциональным и психологическим состоянием занимающихся;

д) обучающие устройства и тренажеры.

Изменение условий обучения применяется в качестве метода на более поздней стадии формирования навыка, после уверенного овладения технической основой изучаемого упражнения, когда оно уверенно выполняется в комбинации.

Рассмотрим условия успешного обучения гимнастическим упражнениям.

Прежде всего, успех обучения упражнениям зависит от отношения занимающихся к учебному процессу и тренировке в данном виде спорта.

Вторым важным условием успеха является высокая профессиональная подготовленность педагога, его нравственные качества, авторитет среди занимающихся, умение проникнуть в их духовный мир, физическое и психическое состояние, умение определять их работоспособность на каждом занятии, регулировать нагрузку в соответствии с возможностями каждого ученика.

Большое значение имеет умелое управление в ходе занятия вниманием, эмоциями, волей, памятью, физической работоспособностью занимающихся.

Успех обучения зависит от условий, в которых проходят занятия: просторный, светлый зал, чистота, порядок, свежий воздух; наличие аудитории для теоретических занятий, хорошей раздевалки, душа, средств восстановления работоспособности и др.

Предлагается составить и провести на группе учебные серии подготовительных упражнений (предписания алгоритмического типа) для обучения выполнению следующих гимнастических элементов и связок.

Акробатические упражнения

На первом этапе подготовки гимнастов акробатические упражнения следует включать в каждое занятие. С их помощью занимающиеся подготавливаются к освоению вольных упражнений, прыжков и упражнений на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения служат хорошим средством для воспитания ловкости, быстроты, способности ориентироваться в пространстве, а также повышения устойчивости вестибулярного анализатора. Большое многообразие акробатических упражнений и их динамичность позволяют интересно проводить занятия с людьми разного возраста.

Мост из положения лежа на спине .

Рис. 1.Мост из положения лежа на спине

Учебные задания:

1. Перекаты на груди с захватом руками за голени, сильно прогибаясь.

2. Стоя на коленях, наклон назад, стараясь руками коснуться пола.

3. Стоя спиной к гимнастической стенке на расстоянии шага ноги врозь, опереться согнутыми руками за головой и, выпрямляя руки, прогнуться.

4. В стойке ноги врозь на расстоянии метра от стены руки вверх, наклониться назад и коснуться руками о стенку.

5. То же у гимнастической стенки, перехватывая руками за рейки и опускаясь как можно ниже.

6. Из положения лежа на спине мост с помощью.

7. То же самостоятельно.

8. Из положения лежа мост по заданию: медленно четыре счета; быстро на один счет (по сигналу).

Кувырок вперед.

Из упора присев, разгибая ноги, переставить руки вперед, наклонить голову, переворачиваясь с касанием лопатками, сгруппироваться, перекатом вперед прийти в упор присев.


Рис. 2. Кувырок вперед

Учебные задания:

1. Сидя на полу, наклон вперед, стараясь лбом коснуться ног.

2. Сидя на пятках, наклон туловища вперед, стараясь лбом коснуться коленей.

3. Сидя на полу, группировка (выполнять медленно и быстро).

4. Из седа на полу в группировке перекат назад и возвращение в и. п.

5. То же из упора присев.

6. Из упора стоя ноги врозь кувырок вперед в сед ноги врозь.

7. То же, но в сед в группировке.

8. То же, но в упор присев.

9. Из упора присев кувырок вперед.

10. С шага вперед кувырок вперед.

11. Три кувырка вперед в удобном темпе.

12. То же, но за 5, 4, 3 сек.

Проверка готовности.

1. Переставляя руки вперед, надо полностью выпрямить ноги.

2. Подавая плечи вперед, следует наклонить голову на грудь.

3. Переворачиваясь через голову, необходимо сгруппироваться.


Рис. 3. Кувырок назад

Учебные задания:

1. Из упора присев перекат назад с опорой согнутыми руками за головой.

2. То же, но стремиться, опираясь на руки, оторваться от пола (мата).

3. То же с помощью. Помогающий стоит сбоку и в момент опоры на руки приподнимает товарища за ноги, поддерживая его за бедро.

4. Кувырок назад по наклонной плоскости. Наклонной плоскостью может служить мостик, на который положен гимнастический мат.

5. Из седа на мостике спиной к наклонной поверхности кувырок назад.

6. Из упора присев кувырок назад с помощью. Стоя сбоку, в момент переворачивания через голову обхватить товарища за туловище и приподнять кверху.

7. Кувырок назад самостоятельно.

8. Три кувырка назад в удобном темпе.

9. То же, но три кувырка за 6, 5, 4 сек.

Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что:

1. Выполнять перекат назад в группировке необходимо быстро.

2. Закончив перекат, надо опереться ладонями за плечами, не касаясь предплечьями опоры.

3. При переворачивании следует быстро выпрямить руки.

4. Обучающийся должен уметь выполнить перекат назад в группировке.

Стойка на лопатках (рис 4).Закончив перекат назад, опереться ладонями о спину, разгибаясь, выпрямить тело так, чтобы туловище и ноги были на одной прямой.

Рис 4. Стойка на лопатках

Учебные задания:

1. Из положения лежа на спине головой к гимнастической стенке взяться руками за 2-ю рейку, согнуть ноги, колени приблизить к груди и вернуться в и. п.

2. Из того же и. п., сгибая ноги, поднять их вверх, перекатиться на лопатки и ногами коснуться стенки.

3. То же, но, разгибая ноги, коснуться ими стенки как можно выше.

4. Из седа перекат назад в группировке; в момент опоры лопатками и шеей руки выпрямить и опереться ими о мат.

5. То же, но опереться согнутыми руками (плечами).

6. То же, но опереться плечами о мат, а ладонями в области поясницы. Выполнять с помощью, которую оказывают стоя сзади и поддерживая за бедра.

7. То же, но выпрямляя ноги (с помощью).

8. То же самостоятельно.

9. Стойка на лопатках и перекатом вперед в группировке присед (без опоры руками).

10. Из седа перекатом назад с прямыми ногами стойка на лопатках без опоры ладонями о спину.

Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что:

1. При опоре ладонями о спину локти надо отвести назад.

2. Следует полностью разгибаться в тазобедренных суставах.

3. Перекаты назад уметь выполнять в группировке и согнувшись.

4. Выполнять стойку на лопатках без помощи рук (без опоры ладонями о спину).

Стойка на голове и руках (рис. 5).

Из упора присев, опираясь теменной частью (почти лобной), толчком поднять таз и ноги. Выпрямиться. Сохранить равновесие. Тяжесть тела равномерно распределить на руки и голову.

Рис. 5. Стойка на голове и руках

Учебные задания:

1. Из упора стоя согнувшись спиной к гимнастической стенке переход в вис прогнувшись.

2. Из упора присев опереться головой (верхней лобной частью) о мат на разметку, нарисованную мелом, и равномерно передать тяжесть тела на руки и голову. Повторить задание 3 раза подряд; каждый раз держать стойку 3 - 4 сек.

3. То же, но, приподнимая ноги от пола и удерживая их согнутыми, выпрямить спину. Вначале делать упражнение с помощью.

4. То же, но у стенки с опорой о нее спиной.

5. Стойка на голове самостоятельно с опорой спиной ногами о стену.

6. Стойка на голове самостоятельно.

Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что:

1. Между точками опоры (руками и головой) условно обозначается равносторонний треугольник.

2. В стойке тело прямое.

3. Обучающийся должен уметь выполнять стойку на лопатках на полу и вис прогнувшись на гимнастической стенке.

Стойка на руках (рис. 6).

И. п. - руки вперед - кверху. Сделав широкий выпад, наклониться вперед, опереться руками на ширине плеч. Махом одной и толчком другой выйти в стойку на руках. Соединив ноги и сохраняя равновесие, выпрямиться.

Обучение выполняется с помощью партнера, стоящего сбоку.

Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что:

1. При опоре руками надо держать пальцы врозь.

2. В стойке на руках следует максимально вытягиваться, не прогибаться. Смотреть на кисти рук.

Рис 6. Стойка на руках махом одной

3. Присоединять толчковую ногу к маховой нужно возможно позже.

Кувырок вперед из стойки на руках (рис. 7).


Рис. 7. Кувырок вперед из стойки на руках

Прежде чем обучать этому упражнению, надо научить занимающегося выполнять стойку на руках махом одной и толчком другой.

Учебные задания:

1. Махом одной и толчком другой стойка на руках с помощью и самостоятельно с опорой ногами о стену и без опоры. В стойке тело прямое, носки оттянуты, голова отведена назад.

2. Кувырок вперед с места.

3. Из стойки на руках с помощью медленное сгибание рук до касания мата затылком и лопатками впереди от опоры и возвращение в и. п.

4. То же, но быстро (с помощью). Страхующий, стоя сбоку, помогает, удерживая обучающегося за голеностопные суставы.

5. Из стойки на руках медленно:

а) опустить голову на грудь;

б) согнуть руки до касания мата затылком и лопатками впереди от опоры;

в) сгруппироваться и сделать кувырок вперед с помощью товарища.

6. То же, но быстро.

7. И. п. – руки вверх, левую вперед. Махом одной и толчком другой стойка на руках и кувырок вперед с помощью.

8. Махом одной и толчком другой стойка на руках и кувырок вперед.

Кувырок назад через стойку на руках.


Рис. 8. Кувырок назад через стойку на руках

Учебные задания:

1. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед – и. п.

2. Из седа перекат назад до положения стойки на лопатках с согнутыми ногами и перекатом вперед – и. п.

3. То же, но ставить руки на мат за плечами, пальцами к плечам.

4. То же, но в момент постановки рук за плечами энергично разгибать тело движением ног вверх, до касания носками ориентира, подвешенного над головой или кисти вытянутой руки партнера.

5. И. п. – руки вверх, левая впереди на носке. Махом правой и толчком левой стойка на руках с помощью. Тело прямое, без прогиба, голова отведена назад.

6. Из упора лежа на лопатках, руки поставлены за головой, ноги прямые, медленное разгибание в тазобедренных суставах с одновременным разгибанием рук с помощью одного или двух партнеров. Страхующий, удерживая обучающегося за голеностопные суставы, медленно поднимает его вверх в стойку на руках.

3. Стойка на руках ноги врозь с помощью.

4. Стойка на руках ноги врозь с опорой спиной о стену.

5. В стойке на руках ноги врозь с опорой спиной о стену передавать тяжесть тела то на одну, то на другую руку с помощью товарища.

6. То же самостоятельно.

Вторая и третья серии учебных заданий:

1. Из стойки лицом к основному направлению на левой, правая вперед, шагом правой по линии выпад правой вперед, поставить правую руку вперед на расстоянии 50 см ладонью наружу, поставить левую на расстоянии 50 см по той же линии ладонью наружу. Махом левой и толчком правой, удерживая руки на полу, сделать «перескок» через левую сторону в положение выпада левой вперед с поворотом на 180 по той же линии, поднять руки вперед. Повторить 5-10 раз, 3-4 подхода.

2. Из положения выпада левой вперед, руки на полу впереди по линии, поднять правую руку, поднять левую руку с поворотом направо в стойку ноги врозь, руки в стороны. Повторить 5-10 раз, 3-4 подхода.

Четвертая и пятая серии учебных заданий:

1. Выход в стойку на руках с опорой телом о стену с разведением ног врозь и последующим переворотом в сторону (удобную для исполняющего). Если выход в стойку на руках делается с опорой на левую ногу махом правой, то переворот из стойки следует делать с опорой на правую руку.

2. Выход в стойку на руках ноги врозь с поворотом с помощью. Помогающий становится сбоку так, чтобы после поворота исполняющий оказался спиной к нему; поддерживать за поясницу (рис. 10).

3. Из стойки лицом к основному направлению на левой, правая вперед, руки вверх: шагом правой, сгибая ее, выпад правой, руки поставить как в упражнении 1 и махом левой сделать переворот боком через стойку на руках ноги врозь в положение упражнения 2. Вначале выполнить медленно с помощью партнера, а затем быстро. Повторить 5-6 раз, по 3-4 подхода.

4. Стоя лицом по направлению движения, делая взмах руками и толчковой ногой, быстро наклониться вперед, поочередно опираясь руками, выйти в стойку на руках ноги врозь, с поворотом в одноименную сторону, не задерживаясь в стойке на руках, опустить маховую ногу в сторону, встать в стойку ноги врозь, руки вверх.

При осваивании переворота боком необходимо заострять внимание на обязательном присутствии выпада в начале выполнения упражнения и выпада лицом в другую сторону в конце выполнения, что в значительной степени сократит процесс обучения этому акробатическому элементу.

Переворот осваивается в одну, а затем в другую сторону.

Упражнения на коне

  1. Встаньте на гимнастический мат и убедитесь, что вам хватает места. Можно так же потренироваться на траве на открытом воздухе. Найдите ровное место без объектов, которые могут вам помешать. Вы так же можете поэкспериментировать на наклонно поверхности, чтобы сила тяжести помогала вам двигаться во время кувырка.
  2. Займите начальную позицию. Сведите ноги вместе, согните их в коленях и немного присядьте. Поставьте руки на землю перед собой и немного согните локти. Ваши руки должны быть, по крайней мере, на ширине плеч. Это начальная позиция для кувырка. В альтернативном варианте вы можете стоять прямо, вытянув руки над головой. «Нырните» вперед и согните коленки, чтобы оказаться в позиции перед началом самого переворота.
  3. Наклоните голову между рук. Убедитесь, что ваш подбородок прижат к груди. Во время кувырка, не опирайтесь на шею - ваш вес должен прийтись на лопатки. Прижатие подбородка к груди снизит риск повредить шею.
  4. Сделайте кувырок. Прокатитесь лопатками по полу так, чтобы ваше тело подалось вперед, и бедра прошли над головой. Продолжайте прокатываться на спине, держа ее согнутой, и держа руки в указанной позиции.
  5. Не заваливайтесь на сторону- прокатитесь ровно по линии позвоночника. Иначе, вы упадете на бок. Убедитесь, что ваш подбородок прижат, а спина изогнута. Если вы ее выпрямите, то не закончите кувырок.
  6. Выпрямите ноги и оттяните ступни во время кувырка. Согните их только под конец, когда нужно вставать на ноги. Это стандартные позиции кувырка для новичков.
  7. Однако, некоторые гимнасты предпочитают прижимать ноги к животу. Если это поможет вам, попробуйте сделать и так.
  8. Чтобы встать без помощи рук, в конце кувырка полностью поставьте ступни на пол и разогните ноги, не касаясь руками пола. Выпрямите руки над головой, когда встанете на ноги
Советы по выполнению:
  • Прижимайте голову к груди. Это придаст телу шарообразную форму.
  • Научитесь делать кувырок правильно с первых раз. Впоследствии будет тяжелее исправить ошибки, так как они войдут в привычку.
  • Когда вы научитесь делать кувырок, многие остальные трюки будут даваться вам намного легче.
  • Подтягивайте колени к груди, когда начинаете прокатываться на спине. Это даст вам ускорение для легкого выхода на ноги.
  • После освоения кувырка вперед можете переходить к кувырку назад.
Ошибки:
  • Отталкивание из положения упора присев выполнено одной ногой. Голова «гвоздит», т.е. обучаемый втыкаться головой в ковёр. Кувырок осуществлялся не в группировке, а с опорой на руки.
  • разведение ног во время переката на спине.
Помощь при разучивании:

Стоя сбоку на одном колене, одной рукой помочь обучаемому наклонить голову к груди, накладывая эту руку на его затылок, а другой рукой помочь выполнить толчок ногами, удерживая рукой сзади за середину бедра. При слабом отталкивании подтолкнуть обучаемого под бедро снизу.

Кувырок является базовым гимнастическим упражнением, которое делают даже в школе на уроке физкультуры. В большинстве случаев люди не знают правильную технику выполнения, а это может стать причиной получения травм. Предлагаем разобраться, как научиться делать кувырок вперед по всем правилам. Есть несколько вариантов выполнения этого упражнения, например, с руками и без них.

Как правильно делать кувырок вперед?

Начнем с самого простого варианта, так называемой классики. Выполнять упражнения необходимо в большой комнате, чтобы было много свободного места, поскольку существует риск во что-то врезаться, сломать и получить травму. Кувыркаться рекомендуется на мягкой поверхности, поэтому если нет мата, постелите несколько одеял. Если на улице, то можно отдать предпочтение наклонной поверхности, чтобы сила тяжести была некой помощью, но не кувыркайтесь на крутых горках. После этого можно переходить к тренировке. Начать выполнение любого упражнения, рекомендуется с легкой разминки, чтобы привести связки и мышцы в тонус.

Как поэтапно делать кувырок вперед:

Выполнять кувырок нужно ровно, не заваливаясь в сторону. Двигайтесь по линии позвоночника. Если спину не округлить или рано выпрямить, то выполнить упражнение не получится. Чтобы подняться после кувырка без помощи рук, необходимо поставить полную стопу на мат и разогнуть колени.

Многих интересует, как научиться делать кувырок вперед, если боишься. В таком случае рекомендуется иметь рядом человека, который бы смог направить и подстраховать при необходимости.