«Формирование двигательной активности дошкольников, через сюжетные физкультурные занятия. Физкультурно - сюжетное занятие по физической культуре в детском саду "мы туристы"

Натыкан Е.Г., воспитатель д/с № 80 г.Кострома

Программные задачи: совершенствовать у детей бег в колонне по одному, на носках, ходьбу широким шагом, в полуприсяде. Закреплять умения детей в прыжках из обруча в обруч, приземляясь на носочки; в подлезание под дугу. Продолжать учить детей подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками, прокатывать его по дорожке. Развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции. Вызвать интерес и желание заниматься физкультурой. Укреплять здоровье. Воспитывать доброту, отзывчивость, желание помогать другим.

Материал и оборудование: гимнастические скамейки, мячи на каждого ребёнка, обручи для прыжков, дуга для подлезания, дорожка для профилактики плоскостопия, тубус.

Ход занятия:

Дети входят в зал, строятся в шеренгу.

Инструктор: Ребята, я сегодня вам расскажу сказку. А называется она «Колобок».

Жили-были дед с бабой.

Однажды и говорит дед бабе: «испеки-ка ты мне, бабка, колобок». Посмотрела, а муки то и нет.

Пошла бабка, по сусекам поскребла, по амбару помела, да и набрала муки, и испекла колобок.

Дети: берут мячи и встают на места.

Инструктор: Положила бабка колобок на окошко студится. Лежал-лежал колобок на окошке, скучно ему стало, и покатился он по дорожке.

Вводная часть: различные виды ходьбы и бега.

Инструктор: покатился колобок по дорожке, мимо высоких деревьев и маленьких ёлочек, с горки и в горку. А в лесу много тропинок, по разным тропинкам катится колобок и очутился на полянке. Стал колобок внимательно приглядываться, не встретится ли ему кто-нибудь.

Дыхательные упражнения.

Основная часть. ОРУ с мячами

1. Внимательно смотрит колобок вверх и вниз

Поднять мяч вверх и опустить вниз

2. Никого не увидел и решил посмотреть по сторонам

ИП: стоя, мяч у груди. Повернуться вправо, влево, вернуться в ИП.

3. И под кустиком посмотрел

ИП: ОС. Присесть, мяч под коленами. Вернуться в ИП.

4. И вокруг кустика прокатился

Сидя на пятках, прокатывание мяча вокруг себя.

5. Нет никого

– подпрыгнул высоко, посмотрел внимательно.

Прыжки. Мяч в руках

Дыхательная гимнастика

Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок, я тебя съем».

Инструктор (с мячом): Не ешь меня, зайка, я такой же проворный и ловкий, как и ты, и могу прыгать высоко, высоко. Посмотри как.

6. ИП: ОС, мяч в обеих руках, руки опущены вниз. Подбросить и поймать мяч (выполняется произвольно)

Инструктор: Не стал заяц есть колобка. Отпустил он его и покатился наш колобок дальше.

Катится он, катится, а на встречу ему волк: «Колобок, колобок, я тебя съем»

Инструктор (с мячом): Не ешь меня, волк. Я очень быстрый и укачусь от тебя далеко, и ты меня не догонишь.

  1. Прыжки на двух ногах из обруча в обруч, приземляясь на носочки
    (Ходьба по дорожке для профилактики плоскостопия)
  2. Подлезание под дугой, мяч в руках
  3. Прокатывание мяча по дорожке

Инструктор: Вот так и убежал колобок от волка.

Инструктор (с колобком): не ешь меня, медведь, я с тобой поиграю.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Инструктор: Вот так и укатился колобок от медведя. Катится колобок, катится и видит выходит Лиса Патрикеевна: «Колобок, колобок, я тебя съем»

Инструктор (с мячом): Нет, не ешь меня, лисонька. Я тебя перехитрю.

Заключительная часть.

Игра малой подвижности «Найди, где спрятано»

Инструктор: Искала, искала лиса колобок, а наш колобок укатился в другую сказку, которую мы с вами послушаем в следующий раз

Сюжетные занятия являются одной широко из используемых в детских дошкольных учреждениях организованных форм проведения занятий по физической культуре. Сюжетно-физкультурные занятия построены на едином сюжете (сюжет - ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержание произведения, кинофильма и т.п.) на основе сказки или реальных событий хорошо знакомых детям. Как утверждает В.С. Волошина (2007) в качестве источников рождения двигательных образцов широко используются окружающий мир, литература, музыка, произведения изобразительного искусства. Единственное условие, которое должно соблюдаться, это то, что сюжет занятия должен быть тесно связан с задачами обучения движениям и придавать занятию черты драматизации, сближать его с сюжетно-ролевой игрой, которая, по выражению Л.С. Выгодского (1999), является «корнем любого детского творчества».

По данным авторов, сюжетные занятия в дошкольных учреждениях являются одной из приоритетных форм выбора организации занятий, так как несут в себе ряд важных функций (В.С. Волошина, 2007; В.С. Кукушкина, 2004). Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения, что ведет к формированию у него потребности повторить положительные переживания радости от результата и обеспечивает возможность для упражнения важных личностных механизмов, влекущих изменения в развитии ребенка. Их содержание позволяет вести занятия на эмоционально положительном контакте педагога с детьми удовлетворяет потребности ребенка в познании в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, снимают скованность. Благодаря сюжету ребенку легче осмысливать и выполнять движения. Важным достоинством занятий сюжетного типа является то, что они позволяют избежать механического усвоения техники движения.

Сюжетные занятия создают широкие возможности для использования нестандартного оборудования, костюмов, оформления зала, музыки. В начале обучения движению целесообразно опереться на прошлый двигательный опыт детей, вспомнить движения, знакомые по прошлому занятию. Затем знакомить ребят с новыми движениями.

По данным Н.Н. Кожуховой (2003) сюжетные физкультурные занятия вызывают интерес к физическим упражнениям, больше чем традиционные физкультурные занятия, что обусловлено ведущей игровой деятельностью детей в этом возрасте. На основе подражания ребенок в ходе ролевой игры идентифицирует себя с персонажами, старается не только воспроизвести их действия, но и отобразить воображаемую ситуацию, исполнить роль. Г.В. Хухлаева (1992) считает, что эффективным приемом является описание воображаемой ситуации, в которой хорошо известный и любимый детьми герой попадает в трудное или опасное положение, а дети могут выступать в роли помощника или защитника. Дети спешат на помощь любимому герою, преодолевая возникающие на пути трудности и препятствия. Успешность действий приносит детям радость и удовлетворение. Воображаемая ситуация в этом случае является обязательным фоном для развертывания действий. В отсутствии ее многократное выполнение их теряет смысл. Выражая сочувствие игровым персонажам, оказываются перед необходимостью освоить различные движения, на деле узнают их целесообразность, а также по своей инициативе и желанию проявляют реальные физические и морально-волевые качества.

Персонажи могут нуждаться в уходе и присмотре. Воспитатель предлагает поухаживать за маленькими беспомощными цыплятами и поучить их, прийти на помощь заболевшим зверятам.

Развивая воображение детей, воспитатель предлагает по-новому взглянуть на физкультурный инвентарь. Так, гимнастические палки в руках детей превращаются то в «лошадок», то в «ветви и коряги» дремучего леса, из них дети строят лодки и даже «корабль».

При обучении движениям можно использовать и ролевое поведение детей. Если детям доступно выполнение роли, и они могут принять ее на себя, повторяя при этом разнообразные действия, стремясь к точности, правильности, последовательности их в соответствии с взятой на себя ролью, то дети, владеющие лишь игровыми действиями, справляются только с элементарными ролевыми задачами. Они прыгают, как воробышки, бегают по дорожкам, машут крылышками, как цыплята. В условиях, заданных воображаемой игровой ситуацией, определённых ролевым заданием, дети могут самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, более выразительно исполняют имитационные упражнения, по ходу игры находят их варианты.

Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений. Такие занятия развивают у детей творчество. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Частая смена двигательной деятельности с разной физической нагрузкой дисциплинирует детей, снимает напряжение. Занятие проходит увлекательно, и время пролетает незаметно

Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинаются с эмоционального рассказа воспитателя, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений. При подборе упражнений учитываются возрастные особенности детей, принимается во внимание и уровень их физической подготовленности.

Для детей целесообразно заготовить символы для обозначения ролей, которые помогают им быстро и легко войти в роль. Это могут быть простые картинки, кусочки пуха или меха, ватные шарики для «цыплят» и «мышат». Перевоплощение в образ может происходить и с помощью кусочка серебристой гирлянды. Воспитатель кладёт его на голову ребёнка или просто дотрагивается им до волос. Этого достаточно, чтобы новоиспечённый «воробышек» уверенно взлетел. На занятиях предлагается использовать также символы места и пространства. Например, панно «Лес», «Лужок».

Л.Н. Волошина (2007) предлагает проводить сюжетные физкультурные занятия, отражающие сезонные явления в природе. Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.

Постоянный контакт педагога с детьми, непосредственное его участие в занятии, проявляемый им интерес, помощь, эмоциональный дружеский тон активизирует детей.

Разнообразие на занятии стандартного и нестандартного оборудования, шапочек, наличие и использование природного материала способствует лучшей организованности, повышению двигательной активности детей. Немаловажную роль играет музыка.

Очень интересно проходят сюжетные занятия на свежем воздухе. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, повышают их работоспособность, способствуют развитию знаний о природе.

Формируемые на занятиях игровые действия могут быть перенесены под влиянием воспитателя в самостоятельную игру детей, что способствует повышению двигательной активности малышей в сюжетно-ролевых играх.

При проведении физкультурных занятий воспитатель постоянно помнит о том, что нельзя нарушать ход игры. Наблюдение за качеством выполнения движений, оценка деятельности детей - всё это проводится через роль, от лица игрового персонажа, через воображаемую ситуацию. Воспитатель и дети играют вместе. Поглощённость игрой помогает увидеть в черте, проведённой мелом, настоящее препятствие, в гимнастической скамейке - большой пригорок, за который можно спрятаться от злого волка (Г.В. Хухлаева, 1992).

Когда накоплен некоторый опыт, дети уже проявляют больше самостоятельности на физкультурных занятиях, они могут по напоминанию воспитателя, выбрать предмет для упражнений и подвижных игр и активно действовать с ним.

Характерными чертами таких занятий являются: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Требования к занятиям: каждое предыдущее должно быть связано с последующим и составлять систему занятий; важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей. Занятия должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности детей. На них надо использовать физкультурно-оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.

Реализовывать сюжетные физкультурные занятия можно с дошкольниками различного возраста. С детьми раннего дошкольного возраста (1 - 4 года) рекомендуется проводить занятия два раза в неделю (по 10 - 15 мин). В старшей группе детского сада (5 - 7 лет) занятия проводятся 3 раза в неделю в утренние часы продолжительностью 25 - 30 минут (не считая ежедневной утренней гимнастики).

Структура физкультурных занятий общепринятая и содержит три части: вводную (18 % общего времени занятия); основную (67 % общего времени занятия); заключительную (15 % общего времени занятия). Такое распределение материала соответствует возможностям детей и обеспечивает нарастание физической нагрузки в течение занятия и с последующим снижением ее к концу.

Цель вводной части занятий - ввести организм в состояние подготовленности к основной части. Во вводной части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, перестроении, несложные игры. Следует обращать внимание на чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, а также может привести к нежелательным последствиям (нарушению осанки, уплощению стопы и т.д.). В этой части занятия создается игровая мотивация и ставится игровая задача.

Основная часть занятия наиболее продолжительна. В ней у детей формируют навыки выполнения движений, разучивают и закрепляют их, развивают физические качества, координационные способности. Для этой части занятия характерна кульминационная насыщенность сюжета. Эта часть отличается наибольшей физической нагрузкой.

В заключительной части занятия происходит постепенный переход от усиленной мышечной деятельности к спокойному состоянию, продолжается общение детей с игровыми персонажами, дети настраиваются на самостоятельную игру. В ней проводятся игры и игровые упражнения малой интенсивности, способствующие постепенному снижению двигательной активности (Т.И. Осокина, 1990).

Прочность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного повторения пройденного (достаточное число раз). Повторение не должно быть механическим и однообразным, теряется интерес к двигательной деятельности. Поэтому на первом этапе обучения детей, повторяя материал, следует использовать различные пособия, менять ситуацию, не изменяя характера движений.

Речь воспитателя во время занятий должна быть спокойной и выразительной, чтобы привлечь внимание и заинтересовать детей. Игровые приемы, обращение к ребенку с называнием его имени, своевременная помощь и подбадривание активизируют малыша, усиливают его стремление к самостоятельному выполнению движения (С.А. Козлова, 2000).

Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей. На физкультурных занятиях используется фронтальный способ организации, при котором все дети выполняют одновременно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выделенное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движения. Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всех детей, поэтому при многократном повторении движения может закладываться его ошибочное выполнение ребенком. Этот способ подходит для формирования первоначального представления о новом движении (Г.В. Хухлаева, 1992).

Для выполнения физических движений обучающиеся могут быть разделены на группы, т.е. используется групповой способ организации детей. При этом каждая группа, как правило, упражняется в осуществлении определенных движений. Спустя некоторое время подгруппы меняются местами, что повышает интерес к занятию. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях. Достоинствами этого способа является создание благоприятных условий для детального усвоения: небольшое число детей позволяет обеспечить достаточное количество повторений для успешного овладения упражнением, ребенок имеет возможность слышать указания взрослого, относящиеся к нему и к другим детям; небольшой перерыв между повторениями, с одной стороны, достаточен для восстановления сил, а с другой стороны - успешно образуются временные связи, и есть условия для наблюдения за выполнением упражнения другими детьми. Недостаток этого способа заключается в том, что ограничивается возможность воспитателя контролировать выполнение упражнений всеми детьми, оказывать им помощь, поправлять их ошибки (Т.И. Осокина, 1990).

Разновидностью этого способа является посменный, когда дети выполняют одно движение сменами (по 3-4 человека), упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыгивание со скамейки и т.д.

Поточный способ предусматривает выполнение физических упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает способность сочетания движений. Однако обучение новому физическому упражнению при таком способе затруднено, поскольку мышечные ощущения, возникшие при первом выполнении этого движения, затем стираются при осуществлении знакомых двигательных действий, и, подходя вновь к воспроизведению разучиваемого движения, ребенок допускает ошибки.

Существует индивидуальный способ организации, когда дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Другие дети в это время наблюдают за действиями каждого выполняющего упражнения и воспринимают замечания.

Нередко воспитатель на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детей.

Выбор способа организации детей на занятии зависит от: новизны, сложности и характера упражнений; задач занятия; материальной оснащенности и места проведения занятия; размеров помещения (площадка, зал); наличия оборудования; возраста детей и их подготовленности; собственных умений воспитателя (В.А. Андерсон, 1991).

Таким образом, сюжетные физкультурные занятия широко используются в детских дошкольных учреждениях, позволяя инструктору по физической культуре активно включить в процесс обучения всех детей. Сюжетные физкультурные занятия позволяют самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, общеразвивающих упражнений, способствуют развитию физических качеств, развитию творчества, психических процессов. Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.

Сюжетные физкультурные занятия имеют четкую структуру, разнообразные методы организации детей на занятии и методы обучения.

Физическое воспитание представляет собой комплекс оздоровительных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Одна из форм этой работы - физкультурные занятия.

Цель занятий - удовлетворить потребность детей в движении, добиться высокого уровня всестороннего физического развития.

Данное занятие сюжетное по сказке «Теремок». Во вводной части использованы разные виды ходьбы: обычная, широким шагом, продвижение вперед прыжками, семенящий шаг, на наружной стороне стопы, в полуприсяде на носках.

Общеразвивающие упражнения – «постройка теремка» из разных исходных положений.

Основные движения - преодоление препятствий с элементами двигательного творчества детей.

Заключительная часть - успокаивающая игра (релаксация).

Такое занятие помогает повысить интерес детей к физической культуре, а воспитателю увидеть, чему дети уже сумели научиться.

ТЕРЕМОК

Сюжетное физкультурное занятие для детей старшей группы

Задачи:

  1. Упражнять детей в умении подлезать под дугу знакомыми способами.
  2. Учить детей выполнять движения по схемам.
  3. Развивать самостоятельность в подлезании под дугу по заданным схемам, двигательное творчество при движении через тоннель, из обруча в обруч, ходьбе по гимнастической скамейке.

4. Воспитывать находчивость, смелость, выносливость.

Оборудование: гимнастические палки по количеству детей, схемы, дуги для подлезания, гимнастическая скамья, обручи, тоннель.

Ход занятия

Воспитатель вносит в книжный уголок иллюстрированную книгу со сказкой «Теремок». Дети ее рассматривают. Воспитатель предлагает отправиться в путешествие по этой сказке.

1 часть

Ходьба обычная.

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (прыжки зайца).

Ходьба широкими шагами (шаг волка).

Ходьба семенящим шагом (шаги мышки).

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (прыжки лягушки).

Ходьба на наружной стороне стопы (шаг медведя).

Ходьба врассыпную с перешагиванием через палки (шаг хитрой лисы).

Бег врассыпную.

Перестроение в колонны по три.

2 часть

Общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками «Строим теремок»

1. «Строим переднюю стенку» - 8 раз

И.п. - ноги на ширине плеч, гимнастическая палка в руках внизу

  1. - руки вперед
  2. - руки вверх
  3. - руки вперед
  4. - руки вниз

2. «Строим боковые стенки» - 8 раз

И.п. - ноги на ширине плеч, палка на лопатках

  1. - наклон вправо
  2. - и.п.
  3. - наклон влево
    4-и.п.

3. «Посмотри в окошко» - 6 раз

И.п. - стоя на коленях, руки с палкой внизу

  1. - и.п.
  2. - сесть между ступней, руки с палкой вытянуть вперед
  3. - и.п.

4. - 8 раз

И.п. - сидя, ноги широко расставлены, палка на ногах в двух руках

  1. - наклон вперед, коснуться правого носка
  2. - и.п.
  3. - наклон вперед, коснуться левого носка
  4. - и.п.

5. «Дотянемся до крыши» - 5раз

И.п. - лежа на спине, палка в прямых руках за спиной

  1. - поднять прямые ноги, носками коснуться концов палки
  2. - и.п.

6. «Со ступеньки на ступеньку»

Прыжки на двух ногах через палку, в чередовании с ходьбой из исходного положения, стоя боком к палке.

Перестроение детей в одну колонну.

Вот дети, мы и построили теремок. Скажите, какой праздник празднуют после того, как дом построен? Да, конечно, новоселье! На новоселье готовят угощение. И мы с вами испечем пироги с лесными ягодами. Нам нужно пойти в лес и найти ягодную поляну. (Готовится оборудование) Но на пути у нас препятствия!

Основные движения

  1. Ходьба по гимнастической скамье (по мосту). Используются разные виды ходьбы: прямым шагом, боковым шагом, сохраняя равновесие.
  2. Подлезание под дугу по схеме (на коленях и локтях).
  3. Перепрыгивание в обруч на двух ногах, на одной ноге.
  4. Подлезание под дугу по схеме (на коленях и ладонях).
  5. Прыжки через обруч.
  6. Подлезание под дугу по схеме (на ладонях и ступнях).
  7. Пролезание через тоннель.

(Полоса препятствий преодолевается детьми 5 раз. Оборудование убирается).

Ребята, мы преодолели все препятствия и оказались на поляне. (Выполняется массаж кистей рук, сидя на ковре.) Сейчас мы из зерен смелем муку (имитация жернова - массаж ладони одной руки кулаком другой). Замесим тесто, месим энергично, чтобы тесто стало пышным, эластичным. Скатаем жгут из теста, нарежем его на кусочки, положим начинку и слепим пирожок. Поставим в печку.

Наелись пирожков, поиграть захотелось!

Подвижная игра «Волшебные елочки». Волшебные елочки - дети, выбирается лесник с помощью «стрелочки». Вспоминаются правила игры: по сигналу «ночь» дети бегают, кружат по всему залу, по сигналу «лесник» - строятся в одну колонну и не шевелятся; лесник обходит елочки, осматривает их, неровные забирает с собой (игра повторяется три раза). В конце игры отмечаются успехи детей.

3 часть

Ой, ребята, пока мы с вами строили теремок, преодолевали препятствия, играли, в лесу стемнело и ничегошеньки не видно. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза, представим, что в лесу темно. Я поведу вас в детский сад, а вы крепко держите друг друга за руки и слушайте, куда ведет вас рука товарища (дети идут по залу за воспитателем, держась за руки).

В лесу темно, все спят: и деревья, и птицы, и звери. Мы идем по лесу, держа друг друга за руки. Нам не страшно, потому что мы вместе. Вот мы и пришли в детский сад. Открывайте глаза. Закончилось наше путешествие по сказке «Теремок».


Сюжетные занятия позволяют формировать у детей правильное отношение к физкультурным занятиям, учитывая возрастные особенности детей. Такие занятия являются одной из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующей воспитанию у детей интереса к процессу выполнения физических упражнений. Они содержат целостную сюжетно – игровую ситуацию, отражающую окружающий мир ребенка; состоят из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий. Сюжетные физкультурные занятия.»

Сюжетные занятия позволяют формировать у детей правильное отношение к физкультурным занятиям, учитывая возрастные особенности детей. Такие занятия являются одной из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующей воспитанию у детей интереса к процессу выполнения физических упражнений. Они содержат целостную сюжетно – игровую ситуацию, отражающую окружающий мир ребенка; состоят из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия.

Сюжетное занятие включает в себя элементы ходьбы и бега во вводной части занятия, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, основные движения, подвижные и спортивные игры в основной части, дыхательные упражнения, пальчиковые игры и игры малой интенсивности в заключительной части. Занятия такого характера отличает интересное содержание, игры, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого.

Использование сюжетных занятий помогает в решении следующих задач:

  • - закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки детей в игровой форме;
  • - развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
  • - развитие музыкально-ритмических способностей,
  • - воспитание интереса и потребности в систематических занятиях

Физическими упражнениями.

  • - воспитывать и развивать у детей творческие способности, воображение
  • - способствовать появлению интереса к импровизации различных действий в процессе занятия.

Все сюжетные занятия можно разделить

1. Сюжетно-образные физкультурные занятия.

Цель: через знакомый подражательный образ привлечь детей к выполнению разнообразных движений, приобретение разнообразных двигательных навыков. На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы или один образ воплощается в разных движениях.

2. Сюжетно-игровые физкультурные занятия.

Цель: Учить детей ставить перед собой цель и достигать ее, преодолевая различные проблемные ситуации, воспитывая в себе необходимые для этого психологические и физические качества.

3.Сюжетно-тематические физкультурные занятия.

Цель таких занятий - учить преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях, развивать у детей творчество, фантазию и воображение;

Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Разные роли для детей - это и разные двигательные задачи.

Это является одной из причин проведения сюжетных физкультурных занятий. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Этот тип занятий ценен тем, что на них дети раскрываются с неожиданной стороны, например: проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность .

Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинаются с эмоционального рассказа, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений и их содержание. В каждой возрастной группе применяются разнообразные приемы создания игровой мотивации, которые способствуют увлеченному выполнению детьми физических упражнений: это и загадки про животных, про явления природы, художественное слово, и волшебные превращения в разных героев; использование игрушек, масок.

Таким образом, сюжетные физкультурные занятия позволяют самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, общеразвивающих упражнений, способствуют развитию физических качеств, развитию творчества, психических процессов.

Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.


МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№1 «СИБИРЯЧОК»

Конспект организованной игровой сюжетной двигательной деятельности по физкультуре для детей младшей группы «В гости к ёжику»

Инструктор по физической культуре I квалификационной категории: Борк Татьяна Викторовна

2018 год

Цель: Формирование у детей интереса и потребности к систематическим занятиям по физической культуре.
Задачи:
Обучающие: Учить прыжкам на двух ногах через линию, из обруча в обруч; закреплять навыки ходьбы и бега; упражнять детей в лазании под дугу на четвереньках, не задевая её. Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки.
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к физическим упражнениям, способствовать формированию положительных эмоций.
Развивающие: Расширять знания детей о лесных обитателях, развивать образное мышление при отгадывании загадок; развивать внимание и наблюдательность; умение ориентироваться в пространстве.
Оздоровительные: Развивать общую и мелкую моторику; укреплять мышечную и дыхательную системы; способствовать профилактике плоскостопия; развивать эмоциональную сферу.
Оборудование: Игрушка ёжик "; ручеек" (канат), маска лисы, 4 плоских обруча (диаметр 25 см), мяч (диаметр 20 см), массажные мячи по количеству детей. Музыкальное сопровождение.
Ход образовательной деятельности.
Дети под музыку входят в зал и строятся в одну шеренгу.

Организационный момент.
Инструктор: Ребята отгадайте загадку:
Он колючий, маленький,
На спине несёт иголки. И поэтому он колкий.
Дети отвечают.
Инструктор: Верно, это ёжик. К нам сегодня в гости пришел ёжик, он приглашает нас на прогулку в лес и принес с собой целую корзину мячиков. Мячи очень похожи на нашего гостя, такие же колючие. Мы будем с ним играть. Вставайте все в круг. Сейчас ежик каждому из вас даст мячик.
Вводная часть.
Инструктор: Давайте сначала покажем ёжику, как мы умеем красиво ходить.
Ходьба друг за другом.

А теперь покажите, какие мы быстрые и ловкие.

Бег, мяч в правой руке.
-А теперь какие мы сильные.
Ходьба с вытянутыми вперед руками.
Инструктор: А теперь какие мы ловкие и умелые.
Мячик мы в ладонь возьмем
И тихонечко нажмём.
Он колючий словно ёжик,
У него нет только ножек!
Основная часть.
Общеразвивающие упражнения с массажными мячами.

1. «Большие и маленькие»
И.п.- ноги ширине плеч, руки с мячом внизу. В: 1- поднять руки вверх, потянуться, 2 - присесть, положить мячик; 3- взять в руки; 4- выпрямиться. (повторить 4 раза)
Инструктор: Мячик – ёжик покатаем,
Пальчики мы разминаем.


2. «Колючие ёжики»
И.п.- стоя, ноги вместе, мяч в обеих руках перед собой.В: 1-3 – катать мяч между ладонями, ритмично сгибая руки в локтях, 4 –опустить руки вниз.


3. «Собираем грибочки для ёжика»
И.п.- стоя, ноги врозь, руки с мячом вытянуты вперед.В: 1-2- наклон вперед (стараться не сгибать колени), положить мяч между ногами, 3-4- выпрямиться, хлопнуть в ладоши, 5-6- наклониться вперед, взять мяч, 7-8- выпрямиться, поднять мяч вверх, (повторить 4 раза)
Инструктор: Мячи любят поиграть,
Пошалить и убежать!


4. «Спрятали и показали»
И.п.-сидя, руки с мячом на коленях: 1-спрятать за спину мяч,2 - руки вытянуть вперед, 3- руки за спину, 4 –взять мяч, вернуться в и.п. (повторить 4 раза)
Инструктор: Вы устали, ребята?
Ёжик нам не даст устать,
Хочет снами подышать!
5.Упражнение на дыхание «Ушки».
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, при наклоне головы уши должны быть как можно ближе к плечам.
Инструктор: Молодцы, ребята! Ёжику очень понравились ваши упражнения с мячиками. А сейчас вместе с ежиком мы отправляемся на лесную полянку.
Дети под музыку
«Вместе весело шагать» идут по кругу, останавливаются перед канатом, положенным вдоль.
Инструктор: Пока мы шли, на пути нам встретился ручеёк. Но ёжик мне по секрету сказал, что он совсем не знает, как через него перейти. Давайте его научим, как надо правильно перепрыгнуть через ручеек.
Основные движения.
1. "Ручеек".

Прыжки через канат, положенный вдоль, по сигналу инструктора (2 раза).
Инструктор: Вот мы и на лесной опушке. И опять у нас препятствие на пути. Давайте покажем ёжику тропинку.
2. "Найди тропинку для ёжика".
Прыжки на 2-х ногах из обруча в обруч, руки на поясе, лазание под дугу на четвереньках.
Проводится поточным способом (2 раза).

Инструктор: Вы устали, ребята? Давайте вместе с ёжиком подышим.
Упражнение «Ежик» на восстановление дыхания.
Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом делать вдох носом, короткий, шумный, с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы (4-8раз).
Инструктор: Ежику очень понравилось, как вы путешествовали с ним по лесу, и теперь он хочет поиграть с вами.
Наш ежик колючий и его никто не обижает, но в лесу живет много зверей, знаете каких? (Дети называют лесных зверей).
Звучит песенка «Маленький ёжик»
Инструктор: Вы помните, кого боится ёжик?
Отгадайте загадку:
Хвост пушистый, шерсть ярка,
И коварна, и хитра.
Знают звери все в лесу
Ярко-рыжую...
(лису) .
Педагог показывает маску лисы.
Музыкальная игра «Зайчата и лисичка»
Инструктор: Узнаете, кто это? Хотите поиграть с лисичкой?
Давайте превратимся в зайчат, поиграем с лисичкой и научим ёжика прятаться от нее.
Игра проводится под музыкальное сопровождение.
На лесной лужайке разбежались зайки.
Вот какие зайки, зайки – попрыгайки!


Заключительная часть.
Инструктор: Вот и пришло время попрощаться с нашим лесным гостем.
Мы сегодня показали ёжику, как надо заниматься с мячиками, научили правильно прыгать через ручеёк, бегать, лазать и прыгать, и даже как спрятаться от лисички.


Построение в колонну по одному, ходьба за воспитателем под музыкальное сопровождение. Дети машут рукой и выходят из зала