Подбор лыж для фрирайда по росту. Правильный выбор лыж для фрирайда

Фрирайд – катание в отсутствии проложенных и укатанных трасс – это занятие для лыжников, которые хорошо освоили горнолыжный спорт. Езда по нетронутому снегу вне горнолыжной инфраструктуры дарит фантастическое ощущение свободы. Но такое катание опасно, оно требует определенной физической подготовки, умения ориентироваться на склоне, способности быстро реагировать и принимать правильные решения.

Так как фрирайдом увлекаются далеко не новички в горнолыжном спорте, как правило, каждый фрирайдер знает, какие лыжи его наиболее устраивают. Здесь многое решают личные предпочтения и субъективные ощущения при катании. Например, кому-то нравятся лыжи покороче и поманевреннее, другой предпочитает более длинные и жесткие. Однако на некоторые основные вопросы нужно ответить, чтобы дать начинающим общие представления о фрирайдерских лыжах и их выборе.

Если вы хотите кататься вне подготовленных трасс не просто хорошо, а отлично, то без специальной фрирайдерской экипировки не обойтись.

Не секрет, что и в горных лыжах-универсалах можно кататься по неподготовленному снегу. Большинство горнолыжников так и поступают: первые несколько раз спускаются по неутрамбованному склону на своих обычных лыжах и только через какое-то время пробуют купить специальные для фрирайда. Универсалы с талией 80-90 см хорошо ведут себя на разных по качеству трассах, в том числе и на целине глубиной до 20 см.

Какие бывают горные лыжи для фрирайда

Традиционные фрирайдовские лыжи – это паудер. Они – самые широкие из всех горнолыжных: имеют порядка 150 мм ширины в носке и пятке и около 120 мм – в талии. Есть и суперширокие модели, имеющие в талии до 140 мм.

Паудеры идеальны для катания по мягкому снегу глубиной от 20 см. Нетронутые «дикие» склоны гор или холмов, лесистые и овражистые места со слоем снега толщиной в 1 м – условия, для которых созданы паудеры. В то же время на укатанных склонах они медлительны и неповоротливы. А суперширокие варианты для этой цели не подходят совершенно.

Фрирайдерские универсалы уже, чем паудер, но шире обычных all mountain: имеют в пределах 130-140 мм на носке и в пятке и около 100-105 мм – в талии. Они хороши на мягком снеге глубиной до 30 см и на подготовленных склонах с разбитым снегом.

Как правильно купить лыжи для фрирайда

Длина и ширина

Общее правило: чем габаритнее (длиннее и шире) лыжи, тем они менее маневренны и требует прикладывания больших сил для управления. По этой причине слишком длинные и/или широкие лыжи не имеют очевидных преимуществ для начинающих фрирайдеров.

Оптимальные параметры фрирайдерский лыж для начинающих:

  • длина – соответствует росту лыжника +/-5 см;
  • ширина талии – 100-105 мм.

Для большинства опытных катающихся достаточными будут следующие параметры:

  • длина – рост + 5-10 см;
  • ширина талии – до 120 мм.

Более широкие варианты узкоспециализированы: они идеальны для полуметрового слоя зимнего снега и более.

Радиус выреза

Общее правило: чем меньше радиус, тем меньше дуга поворота. Поэтому:

  • если вы собираетесь кататься в лесу и по оврагам, то лучше брать более юркие лыжи с радиусом до 15 м;
  • если вы ориентируетесь на склоны, то радиус 20 м (или около этого значения) будет оптимальным.

Как правило, больший радиус имеют более узкие лыжи. Им не нужна лишняя суета, а больший радиус на склоне позволяет лучше управлять. И наоборот. Например, одна из уникальных паудер-версий имеет геометрию 165-108-140 и радиус выреза всего 11 м. По отзывам горнолыжников лыжи с такими параметрами идеальны для профессонального фрирайда:

  • никогда не тонут в снегу;
  • на фирне демонстрируют такой же ход как на подготовленной трассе;
  • не проламывают снежную корку.

В тоже время такие лыжи могут быть неплохим вариантом для начинающих фрирайдеров, которые имеют серьезное намерение кататься вне проложенных трасс.

Жесткость и весовой прогиб

Для классического фрирайда лучше выбирать мягкие и широкие лыжи, чем жесткие и узкие. Жесткость традиционно связана со скоростью и агрессивной манерой катания. Во фрирайде все наоборот: глубокий снег и невысокие скорости. Кроме того, более мягкими лыжами легче управлять. Но могут быть и исключения. Например, если вы предполагаете кататься преимущественно весной, когда снега уже немного, и он достаточно плотный, то жесткость будет предпочтительнее мягкости.

Весовой прогиб определяется визуально. У фрирайдерских версий он очень небольшой. Поэтому определить уровень жесткости у таких лыж обычным методом не получится.

Естественно, параметр жесткости находится в непосредственной взаимосвязи с габаритами лыжника и длиной лыж. Скажем, если ваш рост 170 см, и вы берете лыжи 180 см, то жесткость должна быть средней при весе в 60 кг. Если лыжи будут короче, то они должны быть более жесткими.

В общем, категория жесткости весьма эфемерна, и, пока вы не встанете на снег, вы не сможете сделать адекватную оценку. Поэтому перед тем как купить, больше интересуйтесь отзывами других фрирайдеров, знакомьтесь с обзорами моделей, выпущенных в предыдущих сезонах и уже обкатанных другими горнолыжниками.

Производители и цены

Производством горных лыж занимаются десятки компаний. У каждого производителя имеется 10-20 и более исключительно фрирайдерских или универсальных моделей. В России популярны лыжи для фрирайда следующих брендов: Volkl, Movement, Salomon, DPS, Fisher, Rossignol, Majesty, Stockli, Whitedot, Atomic, Goodboards .

Традиционно Fischer и Rossignol лидируют в премиальном сегменте. В целом, ценовое различие между брендами несущественно. У каждого производителя можно найти дешевые или дорогие модели, лежащие в одной и той же ценовой категории. Диапазон цен – от $200 до $1300. Наиболее ходовые модели находятся в ценовом сегменте $400-$700.

На стоимость модели большее влияние оказывает не бренд, а сезон выпуска: самые дорогие – лыжи, выпущенные в текущем году и ориентированные на предстоящий сезон. Со временем эти модели теряют в стоимости и заменяются в топе новейшими версиями.

Фрирайд — одна из самых интересных и опасных разновидностей горнолыжного катания. Он подразумевает спуски по рыхлому и глубокому снегу вне подготовленных горнолыжных трасс. От спортсмена требуется хорошая физическая подготовка, опыт и достойная экипировка.

В прошлой статье мы уже описывали особенности , а сейчас заострим внимание на лыжах более экстремального направления (freeride).

Вот так это выглядит в живую:

Главный вопрос: что вы хотите от катания?

Главное отличие фрирайдерских лыж от всех других — ширина и суммарная площадь поверхности.

В сравнении с остальными моделями, они получаются предельно широкими и отличаются огромными носами, имеющими своеобразный загиб (рокер). Благодаря такой конструкции лыжники не тонут в глубоком снегу и на больших скоростях чувствуют себя как сёрфингисты на морской волне.

Помимо конструкционных различий, лыжи для фрирайда имеют возрастные и гендерные различия. Все они отличаются между собой по мягкости, чувствительности к снежному покрову, а также по геометрии.

Давайте перейдем непосредственно к выбору. Первый делом, вы должны понять, где и как вы будете кататься. А для этого ответе на такие вопросы:

Я хочу кататься быстро или медленно, но с максимальными маневрами?
Я хочу кататься по крутым склонам, либо по средней «крутизны»?
По глубокому или лёгкому снегу всегда, либо по разбитому?

Вес спортсмена — самая важная характеристика у лыж для фрирайда

Для целины важен вес лыжника. Чем больше вес и мягче покрытие (снег), тем больше должна быть площадь поверхности лыж в сумме.

Точные цифры определяются уже с опытом и индивидуально, но можно вывести некоторые закономерности.

Новичкам стоит запомнить простую формулу: берете свой рост и прибавляете 10 сантиметров. С таким подходом лыжи будут максимально предсказуемы на скорости, маневренные и управляемые. Профессионалы с длиной «играют» и часто прибавляют к росту всего 5 сантиметров — так появляется возможность контролировать все движения и делать трюки.

Ширина и площадь поверхности

Чем быстрее вы хотите спускаться с горы, тем площадь поверхности лыж должна быть меньше. В фрирайде работает такая пропорция:

  • Для медленной езды надо более широкие лыжи.
  • Для быстрой езды соответственно более узкие.

Разброс в цифрах по ширине достаточно велик, ширина варьируется от 80 до 140 миллиметров.

Если вы отправляетесь на целину, где лежит полуметровый снег, то берите самые широкие модели, но если вы едете на уплотненные склоны и хотите адреналина от скорости, то ограничьтесь универсальной шириной (в среднем — 100 мм).

лучшие посты
Хотим напомнить, что в зимнее время почти все авиаперевозчики разрешают . Но лучше заранее проверить допустимые нормы по весы и размеру.

Направленные и всенаправленные лыжи

Существует ещё одна важная характеристика, отвечающая за направленность конструкции.

У «направленных» конструкция направлена четко вперед. Работают в большей части на продольное скольжение. То, что на склоне называется карвинговой ездой или резанной.

Дают хорошую стабильность на скорости. Они требуют скорости, потому что сами всплывают. Направленные фрирайдные лыжи уже, потому работают вдоль прямого движения и всей своей длинной. Они склонны к длинным поворотам и им нужно большое пространство.

Всенаправленные лыжи

Лыжи достаточно широкие. Соотношение длины и ширины отличается от направленных.

После того как определились с типом конструкции, начинаем выбирать лыжи по площади поверхности, длине и ширине. Пользуясь тем правилом, о котором мы писали уже выше:

Длиннее и уже — быстрее езда. Короче и шире — медленнее и маневренней.

Боковой вырез

Этот показатель регулирует радиус поворота. Если вы только учитесь кататься и выбираете неспешный спуск, то радиус должен быть не более 14 сантиметров, но если у вас уже имеется за плечами некий опыт, то смело увеличивайте его до 20 сантиметров.

Делаем поправку на состояние снега

Чем жестче снег, тем лучше брать более длинные и узкие фрирайдные лыжи, чтобы они показывали стабильность и не «козлили» на кочках.

Чем лучше снег, мягче, то можно брать короче и шире, чтобы лучше глиссировать на нём.

Вот в принципе и все основные характеристики, которые стоит учесть при выборе лыж для фрирайда. Дальше уже погружаемся «внутрь» концепции и начинаем подбирать производителя, определенные модели, цвет и так далее.

Дизайн лыж не уходит на второстепенный план. Помните, что снаряжение должно устраивать вас по всем пунктам. Жертвовать эстетической составляющей совсем не обязательно — на спортивном рынке сотни моделей, главное найти «свою», которая будет подходить , и ботинкам.

Сколько стоят и модели каких производителей покупать?

На сегодняшний момент лыжи для фрирайда изготавливают десятки мировых компаний. Каждый производитель пытается удивить потенциального покупателя и предоставляет широкий ассортимент (в среднем по двадцать моделей одного типа).

Россияне чаще всего отдают предпочтение европейским брендам, известных с давних времен: Salomon, Atomic, Volkl.

В премиальном сегменте есть два несомненных лидера: Fischer и Rossignol. Они по карману далеко не каждому, потому что цены на их пары могут доходить до 1500- 2000 долларов. Для тех, кто не готов так вкладываться в хобби, есть и бюджетные варианты — по 200-400 долларов.

Горные лыжи Atomic Backland с камбером и рокером Powder. Радиус бокового выреза составляет 117 см. Стоимость составляет 42 тысячи рублей.

Как правило, стоимость зависит не только от бренда, а ещё от года выпуска. Новейшие модели стоят дорого, но все они со временем теряют свое место в топе, а вместе с ним и в стоимости.

Как вы могли заметить раньше, почти все нюансы выбора опираются на правильную оценку собственных способностей и возможностей. Катание будет безопасным и приятным, если вы учтете свой уровень подготовки и прислушайтесь к советам людей, которые занимаются фрирайдом достаточно давно.

  1. Идти в ногу со временем и как можно чаще мониторить рынок. Технологии не стоят на месте, поэтому каждый год появляются новые формы и материалы, лыжи видоизменяются;
  2. Ощущение полета придаст обратный прогиб — рокер. Лыжи с рокером не тонут в снегу, легко управляются и дарят владельцам ни с чем несравнимое ощущение сёрфинга по снежной целине.
  3. Кататься можно будет и весной, если вы отдадите предпочтение лыжам с ярко выраженным радиусом бокового выреза. Они не застрянут в мокром снеге и пройдут практически по любой поверхности.

Все мы частенько стараемся избегать навязчивых консультантов в магазинах, но при выборе спортивного снаряжения им стоит отдать предпочтение, а не советам с интернета.

Помните, что лыжи на горном склоне — ваш основной инструмент, от которого будет зависеть комфорт и безопасность спуска. Без качественной пары вы не освоите фрирайд и не начнете получать удовольствие от катания!

Продолжаем беседовать о снаряжении и вторым опрошенным становится Альберт Байдаев (профессиональный фрирайдер, многократный призер соревнований по фрирайду, гид, спасатель).

BМ: Как ты выбираешь лыжи для фрирайда? Причем сначала ответь, как если бы это была твоя единственная пара, а потом, как ты хотел бы чтоб было в идеале.

АБ: В общем-то у меня всего 2 пары лыж. Одна основная, на которой я большую часть времени катаюсь, а другая для скитура, ее я использую менее активно. Поэтому волей-неволей я выбираю универсальную лыжу, чтоб на ней было комфортно ездить как по целине, так и по жесткому. Поэтому это должна быть не мягкая лыжа, которую будет колбасить на всех неровностях, но и не слишком жесткая, тк чтоб продавить жесткую лыжу нужен большой вес или большая скорость, которую не разовьешь в местах, где нужно ехать маленькими поворотами. Например в узких кулуарах (если, конечно, не проезжать их по прямой). Или в лесу…

Я не очень люблю длинные лыжи, при росте 172 и весе 70 кг предпочитаю брать лыжу от 181 до 185см. На такой лыже можно и разогнаться хорошо и маневрировать удобно.

Насчет ширины скажу, что 100 мм вполне достаточно, чтоб кататься и по паудеру и по жести, слишком широкой универсальная лыжа не должна быть, потому что на твердом склоне надо будет прикладывать больше усилий для поворотов. И еще, я думаю надо идти в ногу со временем и приобретать лыжу с рокером, тк он обеспечивает хорошее всплывающие лыжи из глубокого снега. Правда, по жесткому, из-за меньшей контактной длины, лыжи с рокером хуже дугу держат, но к этому быстро приспосабливаешься (если лыжа хорошая, конечно;)).

Пару слов о креплении. Сейчас многие, кто любит кататься не толко с помощью подъемника, но и ходить пешком в более дикие места, для большей универсальности ставят на свою единственную пару лыж скитурный крепеж, типа Salomon Guardian.

Я же все-таки для скитура предпочел собрать себе отдельный облегченный комплект, потому что подобный скитурный крепеж сильно утяжеляет лыжу и мне не нравится платформа из-за того, что стоишь выше от лыжи и поэтому хуже ее чувствуешь.

На свои повседневные лыжи я прикручиваю крепеж Vist v614 c диапазоном регулировки 6-14 (58-130кг).

А теперь помечтаю, что у меня столько пар, сколько душе угодно и, так как я катаюсь за лыжный брэнд Icelantic, то расскажу о лыжах на которых катаюсь и о тех моделях в линейке, которых мне не хватает.)))

Для ежедневного катания:


Для паудера:

Я бы взял себе Icelantic Gypsy 180 см, с обратным прогибом. Если описать одним словом ощущение от катания на этих лыжах, то это будет слово «мощь». На паупере чувствуешь себя серфером. Можно не боятся передавить одну ногу и «утонуть» из-за этого, просто стоишь себе и прешь как хочешь. Она супер прыгучая, как пружина. Когда прыгаешь с направленного вверх рельефа, ощущение, как-будто тебе кто-то пинка дал, чтоб взмыть))). Кому-то может показаться ростовка 180 коротковатой, но нет, у Gypsy такая геометрия 152х125х148, что в снегу с не тонешь и лыжа хорошо управляемая.

Примечание: С 2016 года модель Gypsy стала называться Nomad RKR 125.


Для скитура:

Я гид и поэтому много хожу пешком вверх, чтобы потом классно спуститься по диким склонам вниз). Если рельеф позволяет, то идешь на лыжах, если же слишком круто или жестко, то лыжи несешь на спине — для скитуриста весьма принципиален вес снаряжения.

Поэтому я использую модель Icelantic VANGUARD 107, ростовка 178 см. Это облегченная модель лыж, созданная специально для любителей побродить по горам. Пара лыж весит всего 3 200! Причем это нормальная крепкая лыжа с настоящим деревянным сердечником. Никакой пены, которую так любят засовывать в лыжи на больших заводах. Производители настолько уверены в качестве своей продукции, что дают на нее трехлетнюю гарантию.

Лыжа достаточно жесткая, геометрия более классическая, чем у Номадов. Те нормальный классический прогиб и плоский хвост. Спереди рокер.

За счет того, что облегченные скитурные ботинки все-таки мягче обычных, то лыжника частенько присаживает на пятую точку, но тк на лыжах Icelantic Vanguard хвост плоский, этот эффект несколько компенсируется. К тому же лыжа из-под тебя не выскакивает.

Кэмбер (прогиб) — классический, жесткость — выше среднего, что позволяет лыже крепко цепляться за склон и держать дугу даже на ледяных полях Эльбруса (весной такое частенько случается особенно при спуске с вершины).

Но спереди, тем не менее, имеется рокер, что позволяет лыже всплывать в снегу.

Вес лыжи для меня, безусловно, очень важен, но в приоритете все-таки спуск, и поэтому из двух скитурных моделей Icelantic я взял более широкую, с талией 107 и ни разу не пожалел об этом!

Для весны:

Для весеннего катания я взял бы себе Icelantic Pilgrim 179см с талией 90 мм. Это легкая лыжа с ярко выраженными карвинговыми свойствами. Весной снег тяжелый, мокрый плотный. На широкую лыжу он налипает и становится тяжело кататься, устаешь, поэтому нужна более легкая модель. Да и по трассе хочется иногда поносится и почувствовать контроль, который дает карвинговая лыжа. К тому же Piligrim – это твин тип, так что на ней можно и покрутиться.

А теперь подытожим…

ВМ: Любимая длина?

АБ: Моя любимая длина 181 см при ширине 105 мм, но как совет всем всем всем при выборе лыжи для фрирайда надо учитывать рост и вес, в среднем универсальная лыжа это рост + 7 +10, если вес большой, то можно взять лыжу подлиннее и пожестче.

ВМ: Любимая ширина?

АБ: 100-110мм.

ВМ: Жесткость?

АБ: Выше среднего

ВМ: Геометрия?

АБ: Если повседневная – то с обоюдосторонним рокером, для скитура — с передним рокером и плоским хвостом.

ВМ: Важен ли для тебя дизайн?

АБ: Да, желательно, чтоб не напряжный был. Мне не нравятся черепушки, если мне вдруг такая лыжа достается я всегда стараюсь их заклеить. Не нравятся всякие злобные мистические существа. Зато нравится, когда природа изображена. Горы, зверушки. Как раз как у Icelantic.

Фрирайд (от англ. freeride - «свободная езда, катание») - это один из стилей самого великолепного зимнего увлечения, а именно . Считается, что именно катание в стиле «фрирайд» по внетрассовой горной местности и нетронутому снегу раскрывает полноту возможностей лыжного спорта. Безусловно, фрирайд не место для новичков лыжного спорта, так как его часто сопровождают различные опасности (от схода лавин до элементарной потери маршрута в пространстве). При подготовке к освоению фрирайдерского стиля катания необходимо ответственно подойти к выбору местности, планированию маршрута, разведке климата и погодных условий. Остаётся дело за малым - правильно подобрать лыжи для фрирайда.

Перед катанием необходимо не только спланировать маршрут, но и правильно подобрать лыжи

В этой статье вы узнаете, по каким критериям следует выбирать лыжи для фрирайда среди богатого современного ассортимента.

Виды фрирайд-катания

Прежде чем приступить , необходимо разобраться, с чем именно предстоит иметь дело, а точнее, каким именно видом фрирайда вы собираетесь заняться.

  • Фрирайд лайт, или облегчённый - вид лыжного катания по рыхлому снегу (паудер), за пределами готовых лыжных трасс. Людей доставляют на вершину горы с помощью подъёмников, затем следует свободный съезд с горы по выбранной нетронутой местности. Стоит заметить, что этот вид является сравнительно бюджетным развлечением.
  • Кэтскиинг - заключается в том, что лыжников забрасывают на снежные горные вершины с помощью специального транспорта, славящегося абсолютной проходимостью, под называнием «сноукэт» (что сразу влияет на стоимость такого вида лыжного катания). После этого фрирайдеры осуществляют внетрассовый свободный спуск с горы.
  • Бэккантри, или скитур - ещё один доступный своим бюджетом вид фрирайда. В этом случае подъём на вершину горы осуществляется путём комфортного восхождения фрирайдерами на лыжах до выбранной конечной точки маршрута. Далее следует свободный спуск.
  • Сноумотобординг - является, пожалуй, одним из самых весёлых видов фрирайда. Здесь горные лыжи становятся лишь вспомогательным элементом катания. Основную часть процесса на себя берёт горный мотоцикл, квадроцикл или снегоход, к которому цепляют при помощи специального снаряжения фрирайдера. Так осуществляется катание по снегу, напоминающее езду на водных лыжах.

Вышеописанные виды лыжного фрирайда - лишь основные и самые распространённые вариации катания, с которыми первоначально может ознакомиться даже новичок или любитель, приняв решение освоить этот стиль.

Выбор горнолыжного снаряжения

Итак, если вы уже определились с маршрутом и видом фрирайда, значит, пришло время выбрать лыжи для фрирайда. Следует учесть, что здесь важен ваш уровень подготовки и навыки владения лыжами.

Горные лыжи делятся между собой на несколько категорий и типов по разным признакам.

Категории горных лыж

Прежде всего, подбор категории зависит от профессионализма и персональных физических данных лыжника.

Здесь мы можем выделить такие категории лыж:

  • для начинающих;
  • для продвинутых лыжников-любителей;
  • для профессионального спортивного лыжного катания.

Без сомнений, этот первичный выбор вам поможет сделать консультант любого спортивного магазина. Дальше следует учесть возраст и конституцию лыжника. Немаловажна и гендерная принадлежность спортсмена.

Возрастное и гендерное различие горных лыж

Существует возрастное разграничение лыжного снаряжения. Исходя из этого, снаряды делятся на такие виды:

  • взрослые;
  • юниорские (подростковые);
  • детские.

В свою очередь, взрослые и детские снаряды из категории для начинающих также можно разделить по гендерному признаку:

  • мужские;
  • женские.

Все они различаются по мягкости или жёсткости, чувствительностью к поверхности снежного покрова и геометрией лыжной конструкции, которая будет способна обеспечить безопасность спуска в трудных условиях (ледяное покрытие, сход лавины). Об этом мы расскажем подробнее позже.

Горные лыжи для фрирайд-стиля

Основная особенность приспособлений для фрирайда кроется в их конструкции: они обладают довольно широкой средней частью снарядов (до 11 см) и невысокой длиной относительно своего хозяина.

Профессиональные райдеры советуют ориентироваться на свой рост: поставленные вертикально лыжные доски должны быть немного (на 2–3 см) выше человека.

Лыжи для фрирайда должны быть, безусловно, комфортны для любого маневрирования с учётом возможности катания как по рыхлому снегу (паудеру), так и по жёстким ледяным поверхностям.

Следует понимать, что профессиональный спортивный лыжный инвентарь отличается жёсткостью доски при нажиме, а значит, обладать такими лыжами может только человек с определённой весовой категории. Эту категорию снарядов спортсмен, несомненно, будет подбирать исходя из рекомендаций своего тренера и вида спуска (ски-кросс, слалом, фристайл и т. п.).

Но существует и универсальная продукция.

Универсальные горные снаряды более податливы в освоении как любителями-лыжниками, так и новичками. Они позволят вам прокатиться как на подготовленной трассе, так и по крутому необъезженному горному склону.

Размер и длина горных лыж для любительского фрирайда

Обычно снаряжение для любого фрирайд-спуска отличается своей длиной и шириной, которая состоит из разных параметров передней, средней и задней частей снаряда. Также при выборе горнолыжного инвентаря учитывается радиус бокового выреза снаряда. Например, для мягкого склона по паудеру подходят широкие экземпляры горных лыж. Для жёстких горных скосов следует выбрать более узкие устройства (со средней широтой «талии»), которые позволят лыжнику с лёгкостью проехаться даже по бугристой трассе.

Обычная средняя ширина универсальных горных лыж для любителей-райдеров варьируется от 6 см до 8 см. Такие снаряды не должны быть длинными. Зачастую они короче своего владельца на 5–10 см. Эта длина обеспечивает безопасный спуск новичкам, так как относительно легка в управлении и маневрировании.

Конструкция горных лыж

По своей конструкции горнолыжные снаряды делятся на три основные категории:

  • сэндвич;
  • короб.

Сэндвич - конструкция лыж, которая заключается в многослойном наполнении устройства различными материалами. Каждый слой такого наполнения отвечает за свою функцию. Как правило, верхний и нижний слои отвечают за обеспечение жёсткости снаряда.

Кэп - вариант конструкции, который представляет собой также наличие нескольких слоёв, различных по составу, но, в отличие от первого варианта, «фундаментом» кэпа является верхний жёсткий слой, к которому прикрепляются все последующие формирующие слои лыжного снаряда.

Короб - конструкция с наличием «сердцевины», которая обволакивается необходимым материалом по всей своей поверхности, что, в свою очередь, обеспечивает торсионную жёсткость лыжной доски для хорошего сцепления с любой трассой и плавного управления.

Для полноты картины нелишним будет прислушаться к профессионалам стиля фрирайд. Чаще всего это гиды и спасатели, которые обучены и обладают самыми изощрёнными и ловкими профессиональными навыками горнолыжного катания.

  • Ширины лыжи в 10 см для фрирайда - более чем достаточно на любом уровне владения лыжами. Подойдёт для катания как по жёсткой поверхности, так и для мягкого рыхлого снега.
  • Всегда следует идти в ногу со временем и прислушиваться к новым спортивным тенденциям. В этом случае речь идёт о приобретении горнолыжных снарядов с технологией Рокер. Такие лыжи гораздо быстрее и легче на меньшей скорости, что позволяет осваивать технику катания по паудеру без ущерба для катания по жёстким поверхностям. Таким образом, выезжая на лыжах с рокером, можно смело чередовать местность для катания, что отлично подойдёт как новичкам, так и более продвинутым любителям фрирайда. Для ежедневного свободного катания подойдут лыжи с обоюдосторонним рокером.
  • Стоит заметить, что для скитурного катания подходят жёсткие лыжи с прямым хвостом. Скитурный крепёж нередко утяжеляет лыжи и уменьшает чувствительность управления ими, это следует помнить лыжникам с низкой весовой категорией, а также необходимо учитывать при выборе снаряжения для женщин и детей.
  • При катании по паудеру целесообразно приобрести снаряды с обратным прогибом. Это создаст ощущение полёта и «снежного сёрфинга». Лыжи с таким прогибом не тонут в снегу и легко управляемы.
  • Весеннее катание вам обеспечат лыжи лёгкого моделирования с ярко выраженным карвингом наподобие твин-тип. Такие лыжи не застрянут в плотном мокром снегу и обеспечат хорошую проходимость с учётом весенних погодных условий.

Вот и все первоначальные знания об особенностях лыж для фрирайда, которые следует учитывать при покупке горнолыжного инвентаря. Остаётся только выбрать дизайн и цветовую гамму вашего снаряжения, и вперёд к освоению стиля фрирайд.

Шерегеш - традиционное место для открытия горнолыжного сезона у большинства райдеров из России и ближнего зарубежья. Курорт знаменит своим рассыпчатым снегом и внетрассовым катанием. Но представления об идеальных лыжах для фрирайда в Шерегеше неоднозначны и напрямую зависят от предпочтений райдера. Кто-то стремится раскатывать исключительно нетронутые поля свежего снега, а кто-то - осваивать всё пространство курорта независимо от состояния склонов на трассах и за их пределами. Мы опросили несколько опытных горнолыжников, чтобы они рассказали на каких лыжах катаются в Шерегеше сами и дали советы по выбору идеальной фрирайдной модели для этого курорта. В чём-то их мнения совпали, но в чём-то предсказуемо разошлись.

Ростислав Акава

О райдере: Инструктор в школе SnowPro, лыжный инструктор категории B в НЛИ (Национальной Лиге Инструкторов), спортсмен - финалист российских соревнований по фрирайду в 2012, 2013 и 2014 году.

Ростислав Акава

Сейчас в моём арсенале две пары лыж - Black Crows Corvus 2011 года и Rossignol Super 7 2015-го года. Первые - это жёсткий снаряд для фрирайда по крутым склонам в больших горах. Лыжи требовательные, и чтобы привыкнуть и подружиться с ними понадобился целый сезон. Но после этого они показали себя отличным универсалом и заслуженно стали любимой «рабочей лошадкой» - на Corvus я катаюсь практически повсюду. Вдобавок, они помогают в моей инструкторской практике. Так как эти лыжи требовательны к технике, на них всё нужно делать максимально правильно, а это очень наглядно и полезно для обучающихся внетрассовому катанию райдеров.

Rossignol Super 7 - достаточно мягкие, но в то же время стабильные лыжи, которые здорово едут не только в целине. Мне они приглянулись ещё и из-за сравнительно небольшого веса, так как я каждый год скитурю в Лужбе и Казыре.

Говоря об идеальных лыжах для внетрассового катания в Шерегеше, стоит понимать, что снег здесь бывает очень разным. «Тот самый» пухляк, о котором обычно все говорят, выпадает в период «Большого снега» на рубеже ноября-декабря. В этот момент он действительно мягкий, очень рассыпчатый, снегопады идут часто и снежный покров постоянно обновляется. Для фанового катания по такому паудеру будут действительно актуальны широкие лыжи с талией от 115-120 мм и глубоким рокером на носке. Классикой здесь являются широкие Fischer Watea/Big Stix, Atomic Bent Chetler, Line Eric Pollard, старая Armada JJ.


Слава Акава. Катание в районе «Верблюдов» Шерегеша © Юлия Гребенёва

Но период «Большого снега» длится недолго. В «высокий» сезон снегопадов может не быть по несколько недель, а свежий пухляк раскатывается ещё в первой половине дня. Так что необходимо быть готовым в том числе к катанию по разбитым склонам. На мой взгляд, для этого подойдут манёвренные фрирайд-универсалы с талией до 115 мм. Обязательно нужен прогиб Camber под ногами - для должного контроля над лыжами на участках с закатанным, задутым или обледеневшим снегом - таких в Шерегеше хватает, особенно когда подолгу нет снегопадов. К таким лыжам можно отнести Rossignol Super 7 и Soul 7, современные Fischer Ranger. Самому интересно было бы попробовать на шерегешских склонах Movement Fly Swatter, а исключительно для прыжков в пухляке и фана - Volkl Two.

Андрей Маков

О райдере: Ветеран Шерегеша, который раскатывал его склоны задолго до того, как курорт приобрёл свою нынешнюю популярность. Опытный инструктор по горным лыжам («С» ВАГИ) с многолетним стажем. Предпочтения: внетрассовое катание, бугры. Не равнодушен к скитуру. Зимует в Красной Поляне.

Стаж катания: Впервые встал на горные лыжи весной 1996 года в Шерегеше!

Я учился кататься ещё на «классике», незадолго до «карвинговой революции», открывшей эру смелых экспериментов с геометрией лыж. Вместе с лыжной индустрией, если так можно выразиться, эволюционировал как лыжник и я. Катался на самых разнообразных лыжах: широкие, длинные, «рокер-шмокер» и пр. После экспериментов с крайностями, типа Hell Bent от К2 или Armada ARG, пришёл к умеренности и здравому консерватизму. Самые тёплые воспоминания остались от Scott Pure и Scott Mission. Последние, без преувеличения, можно назвать легендарными лыжами для Шерегеша начала 2000-ых.


К слову, о Шерегеше 1990-х и начала 2000-х гг. В то время это был региональный курорт выходного дня. Снег, выпавший на неделе, спокойно лежал до выходных и «ждал» своих снегорайдеров. Мы катались либо в целине по пояс, либо по буграм той же высоты. Скупая слеза… :)

Сейчас моими основными лыжами являются Black Crows Corvus - они достаточно строги и требовательны к технике райдера и больше подходят для big-mountain фрирайда, нежели для простого рельефа Шерегеша с его мягким снегом. Но я к ним привык и могу кататься на них в любых условиях, по совершенно разным кондициям снега на трассе и за её пределами.

Если рекомендовать некие идеальные лыжи для Шерегеша, то я бы остановился на фрирайд-универсалах с талией в пределах 105-108 мм, с классическим прогибом Camber и небольшим рокером на носке. Ростовка, без фанатизма, рост +10-15 см. Благо сегодня подобных моделей достаточно много. Почему остановиться на них?

    Это будет действительно универсальный снаряд, на котором вы сможете в своё удовольствие кататься вне трасс на самых разных курортах - от Красной Поляны до Шерегеша. В Геше, вопреки расхожему мнению, снег не сыпет постоянно, а свежий «паудер» раскатывается с подъёмников очень быстро - буквально за 2-3 часа. Поэтому выделить одну пару лыж специально для рассыпчатого пухляка можно только в случае, если вы можете себе позволить оплатить не только их, но и фрирайд-программы. Чаще всего в дни обильного паудера выгоднее и проще взять широкие лыжи в прокате. В середине дня в Шерегеше вы обычно уже катаете по настоящему «расколбасу». На нём широкие лыжи с талией от 115 мм бьют по ногам и по-настоящему фанового катания не получается.

Начинающим фрирайдерам, при выборе лыж напомню: «Едут не лыжи, а ноги». Нужно совершенствовать свои навыки катания, поддерживать физическую форму. В противном случае, никакой «рокер» и геометрия не вывезут вас из глубокого снега или с крутого склона. Катайте бугры, катайтесь с друзьями! :)

Сергей «Камикадзе» Туриков

О райдере: Соучредитель и гид в компании «Горный Патруль», которая организует фрирайд-программы в Шерегеше и на Алтае. Спортсмен, старший тренер Новосибирской Федерации Горнолыжного Фристайла.

Стаж катания: Стаж катания на горных лыжах более 20 лет. В Шерегеше катаюсь с 2002 года. С приходом сезона, тренировки из зала переходят в ежедневное катание на Горе. С учётом специфики работы, имею возможность регулярно кататься в, отдалённых от курорта, районах Горной Шории.


Фрирайд в Шерегеше © Екатерина Климова, Instagram @egklimova

За весь стаж катания перепробовал множество моделей горных лыж. Если рассматривать специализированные на фрирайде варианты, которые мне довелось протестировать и обкатать, то, включая кучу раритетных «дров», это будут:

    Rossignol Bandit (XXl, B-Squad, Scratch BC); Fischer Watea, Big Stix, Ranger; Armada ARV, TST, Norwalk, ARG; Line Eric Pollard, Sir Francis Bacon; Scott Mission, Dozer, Punisher, Scrapper, SageBrush, Rock Air, Cascade 110; Icelantic Shaman, Nomad; Movement Buzz; Atomic Pimp, Bent Chetler, Automatic 107; Salomon Czar и серию Rocker.

Может быть что ещё было, но сейчас уже не вспомню:) Каждый раз старался пробовать что-нибудь новенькое, чтобы найти свой заветный идеал. В итоге, когда я «устаканился» и понял что для меня действительно важно, пришёл к выводу, что нужно иметь в арсенале три пары:) Но для катания в Шерегеше у меня есть два любимых снаряда - Fischer Ranger 122 и Scott Scrapper 115 .

Из всего, что довелось попробовать, мне одно время дико нравились Armada TST. Классная, лёгкая, вёрткая лыжа. Но нехватка ширины заставила меня попробовать её старшего брата - Norwalk. Остался доволен. Но всё-таки агрессивный стиль катания и желание большей уверенности в снаряде склонили попробовать Fischer Big Stix 122. На них собственно и катаюсь до сих пор:) А если быть точнее, то на Fischer Ranger 122 (они же Big Stix 122 в прошлом). За много лет модель претерпела значительные изменения и превратился в отличный универсальный снаряд для разных кондиций снега за счёт своей геометрии и ряда конструктивных особенностей. Именно на этой лыже люблю «лосить» по разбитому мягкому снегу и на трассе. Умеючи, их можно использовать практически в любых условиях. Но, в наступающем сезоне 2017-2018 мы не увидим их в линейке Ranger.

На смену Ranger 122 пришла новая модель со 115-й талией, меньшим весом и максимальной ростовкой 196 см. 196 см, Карл! Видимо, производитель посчитал, что 192 см мало и решил запилить для настоящих мужиков двухметровые «шпалы». Эти лыжи пока не тестировал, попробую их в этом сезоне и будет ясно, что они из себя представляют.

Scott Scrapper 115 люблю брать, когда едем на нераскатанные снежные поля на сноукэте. Мне они нравятся за ощутимо меньший вес в сравнении с Ranger 122. Я люблю прыжки и вращения, что на них делать заметно комфортнее. Scrapper 115 немного мягче и легче, но по уровню манёвренности не уступают «Рейнджерам». Scrapper, выражаясь доступным языком, более утончённый что ли… :) Fischer Ranger 122 для меня - это «паровоз», которому всё равно куда, всё равно по какой кондиции снега и всё равно как ехать. Он проедет везде. А вот Scrapper не сильно любят «расколбас», а на жёстком задутом снегу с ними надо быть начеку. Вообще, хотелось бы взять геометрию Scrapper 115 и запихать в неё «начинку» Ranger 122 , а затем попробовать эту гремучую смесь на вкус:)

А если серьёзно, то хочу в этом сезоне опробовать Fischer Ranger 115 в ростовке 196 см. Мне кажется это прямо дурная лыжа, которая должна ездить прямо и быстро!

Дмитрий Богданов

О райдере: Инструктор по горным лыжам с 2009 года. Преподаёт в школах фрирайда и на курсах по совершенствованию техники катания Snowpro. Вёл верхние группы в Красной Поляне, Шерегеше, Тинь (Франция), Монте Розе, Курмайоре (Италия), Гульмарге (Индия).

Стаж катания: Стаж катания на горных лыжах более 20 лет. В Шерегеше катаюсь с 2001 года.

Мои основные лыжи для Шерегеша и не только - Line Influence 105 , талия 105 мм, минимальный рокер на носке, достаточно жёсткая пятка и дополнительно усилены титаналовой пластиной. Благодаря такой конструкции и геометрии они очень универсальны - адекватно ведут себя на трассе и вполне сносно всплывают в мягком глубоком снегу, если только это не супер-пушистый паудер. Поэтому 95 % времени катаюсь именно на них.