МАОУ «Начальная школа «Мультипарк» г. Перми. Учитель физической культуры Борознова Лариса Викторовна. Голова в руках. Упражнения с грецким орехом, для развития мелкой моторики. Современная жизнь, заставляет нас спешить, иногда слово доброе сказать не успеваем, достаточно лайка. Этот палец не только знак, понравилось – не понравилось, но и знак предостережения, болезни суставов пальцев кисти, которая называется «Синдром большого пальца». У нас с вами есть два природных инструмента – наши руки. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые передают сигналы в наш мозг, что оказывает влияние как на общее развитие ребенка, так и на развитие мелкой моторики. Как вы считаете, в чем же проблема развития мелкой моторики у современных детей? Упрощается развитие моторики (телефон в руках). Сегодня упрощение мелкой моторики, приводит к недостаточному развитию интеллекта, что ведет, к примеру, к нарушению речи. По статистике нарушение речи наблюдается у 25% детей 4 лет, а 40 лет назад было всего у 4%детей. И вспоминают об этом родители, когда дети идут в школу. Многим нашим детям для общения достаточно нескольких фраз. От развития моторики, зависит развитие нашего интеллекта, а значит, умение общаться у наших детей. У современного человека 5 пальцев на руке, а при работе с телефоном или планшетом мы регулярно используем, как правило только один из них. Поэтому гаджеты, делая нашу жизнь проще, способствуют одностороннему развитию мелкой моторики. А для гармоничного развития личности, этого не достаточно. В условиях современности мы можем развивать свою моторику, а, значит, и самого себя. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Одного китайского долгожителя, спросили, в чем секрет здоровья и долголетия, он ответил: «Ядром моего долголетия является скромное ядро грецкого ореха. Каждый день, вот уже двадцать лет я вращаю два грецких ореха в моей ладони. Движение моих рук упражняет мой мозг и замедляет старение. Игра с орехами помогла мне предотвратить любые болезни, неизбежные для моего возраста» А в некоторых странах, обучают развитию мелкой моторики с 2х лет. Долгое сидение в неподвижной позе, да еще и удерживая планшет или смартфон, может привести к нарушению осанки, перенапряжению и спазму мелких мышечных групп и ухудшению нервной проводимости. Могут даже возникнуть судороги пальцев, кисти и предплечья, боль в плечах, шее и спине. Выход весьма прост: чередовать пользование гаджетом и движение. Грецкий орех прототип современного массажного мяча, который я использую на своих уроках наряду с прищепками и карандашами, мешочками с крупой и другими предметами. Упражнения с грецким орехом. 1. «Кулачки». Положите орех на ладонь и сожмите его очень крепко. Разожмите кулачок, переложите орех на другую ладонь и опять сожмите очень крепко. Разожмите ладонь, встряхните руками. 2. «Горочка». Прижмите ладонь к поверхности стола, соединив пальцы. На кончики пальцев положите орех. Накройте другой ладонью и катайте по тыльной стороне ладони от кончиков пальцев до запястья и обратно. Затем поменяйте позицию рук. 3. «Карусель». Положите руку на стол ладонью вверх, на нее орех. Другой рукой очень крепко прижмите орех сверху и катайте его по кругу между ладонями в течение 10 секунд. Затем поменяйте позицию рук. 4. «Удержи орешек». Поставьте локти на стол, пальцы соедините вместе, не сгибая. Кончиками пальцев одной руки прижмите орех к запястью другой. Прокатывайте орех от запястья к кончикам пальцев и обратно. Повторите упражнение другой рукой. 5. «Машина».
Накройте орех плоской ладонью и катайте его по столу сначала одной рукой, потом другой. 6. «Волчок». Кончиками пальцев одной руки «ввинчивайте» орех в середину ладони другой, затем поменяйте позицию рук. 7. «Гнездышко». Сложите пальцы одной руки в щепоть и положите на кончики пальцев орех, удерживая его несколько секунд. Повторите упражнение другой рукой. 8. «Упрямый орешек» - орех с усилием проталкивается между большим пальцем и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем до межпальцевой впадины. Причем пальцы, не пускают орех, а затем не выпускают его, когда другой рукой орех вытягивают из сопротивляющихся пальцев. 9. «Ловкие пальцы» - указательный и большой палец правой руки удерживают орех и передают его в соответствующие пальцы левой руки. Затем орех удерживают большой и средний пальцы, большой и безымянный, большой и мизинец и передают в соответствующие пары пальцев другой рук. Грецкий орех прототип современного массажного мяча, который я использую на своих уроках наряду с прищепками и карандашами, мешочками с крупой и другими предметами. На уроках физической культуры в начальной школе, использовать массажные мячи можно на разных этапах урока. Важно применять и музыкальное сопровождение, стихи, которые поднимают настроение, создают благоприятный эмоциональный фон. Играя учащиеся, получают новые двигательные навыки, а запоминая правила во время подвижных игр, смогут их применять самостоятельно на других уроках. Большая польза от занятий с массажными мячами, при профилактики различных заболеваний, таких как профилактика плоскостопия и формирования правильной осанки. В заключительной части урока, с массажным мячом выполняют спокойные игры, упражнения на дыхания, а также проводят упражнения на релаксацию. Игры с мячом эмоциональны и увлекательны, в них задействованы глубокие мышечные структуры. Такие занятия способствуют: развитию речи; повышению работоспособности головного мозга; развитию психических процессов: вниманию, памяти, мышлению, воображению; развитию тактильной чувствительности;
снижению тревожности. Массажный мяч идеальный предмет на уроках физической культуры, для выполнения большего количества полезных и развивающих упражнений Очень простые упражнения для развития мелкой моторики с помощью грецкого ореха и массажного мяча, помогают стимулировать деятельность головного мозга, применяя эти обычные предметы, мы можем сделать себя здоровыми и замедлить процессы старения.
Простейший беспредметный массаж - это сгибание - разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.
Массаж с предметами и приспособлениями
Массаж ладоней и пальцев можно выполнять различными предметами. И лучше всего начинать с использования специальных ребристых мячиков или мячиков с резиновыми шипами. Мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, максимальным).
Массажные (сенсорные) мячики сделаны из резины, латекса, пластмассы, предназначены для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. Шипы на поверхности мячи при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей. Маленькие мячики и шарики умещаются в детской ладошке, - незаменимый предмет для самомассажа. Дети с удовольствие выполняют несложные комплексы упражнения.
Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомого детям предмета - карандаша. В зависимости от поставленной задачи применяются толстый шестигранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий либо длинный тяжелый карандаши.
Массаж карандашами
Упражнения для массажа карандашами
Массаж грецкими орехами
С помощью грецкого ореха можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны. Желательно иметь орехи различной величины, круглой и продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью. Ниже приведены некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами.
Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.
Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки.
Прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья.
Скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки.
Прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно.
Раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.
Удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.
Массаж шариками марблс
Массаж шариками марблс
Массаж шариками марблс - стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические (разноцветные, диаметром 1-2,5 см) шарики - хороший тренажер для развития мелких движений пальцев рук. Их нужно вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаясь в точности попадания.
Массажер «Каштан»
используется в логопедической практике для коррекционных упражнений при речевых расстройствах у детей, на физкультминутках в ходе занятий для профилактики мышечного пальчикового утомления, для подготовки руки к письму, повышения работоспособности, снятия нервного напряжения.
Детям младшего возраста предназначен массажер «Каштан» с колокольчиком. Колокольчик звуком привлекает внимание ребёнка к своим рукам, развивая зрительно-двигательную координацию. Для детей старшего дошкольного возраста с выраженными моторными нарушениями желательно использовать модификацию массажера, оснащенную магнитом.
Иппликатор Кузнецова
Приспособление для стимуляции нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев рук. Обычно имеет круглую форму. Пластмассовые иглы закреплены на тканевой основе. Расстояние между ними от 2 до 8 мм. Методика применения очень проста. Иппликатор располагается на столе игольчатой стороной вверх. Ребенок прижимает ладони к иппликатору (в пределах болевой переносимости) в течение 40-60 секунд, после чего иппликатор снимают, давая рукам отдых в течение 1 мин., кисти рук массируют и поглаживают. Затем процедура повторяется еще 3 раза. Курс проводится в течение 2 недель каждый день по 3-5 мин.
Массаж деревянными катушками
Деревянные катушки для наматывания ниток можно использовать как тренажер для развития мелкой моторики пальцев и для самомассажа кистей рук и ладоней. Манипуляции с катушкой могут превратиться для ребенка в увлекательную, интересную забаву.
1. Самомассаж ладоней катушкой в различных направлениях.
2. «Перевертыши». Приподнять катушку над столом, зажав ее боковыми поверхностями пальцев, перевернуть кисть руки ладонью вверх и поставить катушку на стол противоположной стороной.
3. «Круги». Повернуть катушку на столе кончиками пальцев по часовой стрелке, а затем обратно, так чтобы катушка описала круг.
4. «Штанга». Поднять катушку усилием мышц среднего и указательного пальцев над столом как можно выше, как штангу. Большой, указательный пальцы и мизинец плотно прижаты к поверхности стола.
5. «Прижми к ладошке». Катушка удерживается за внешние стороны дисков в горизонтальном положении между большим пальцем и мизинцем. Ребенок старается плотно прижать катушку к ладони, а потом максимально выдвинуть ее вперед.
6. «Заведи мотор». Удерживая катушку горизонтально за диски подушечками указательных и средних пальцев, вращать ее вперед, словно заводя мотор.
Массаж шариком для пинг-понга
Маленькие целлулоидные шарики тоже можно приспособить для массажа детских ладошек. Детям обычно очень нравится этот предмет: легкий, прыгучий, иногда привлекательно ярко окрашенный. Можно выполнять следующие упражнения.
1. Сжимание шарика в правой и левой ладони попеременно.
2. Удержание шарика двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
3. Удержание шарика верхней фалангой пальцев, передача шарика от одного пальца к другому.
4. Прокатывание шарика по столу внутренней поверхностью ладони.
5. Прокатывание шарика по столу в различных направлениях каждым пальцем правой и левой руки.
6. Прокатывание шарика по межпальцевым поверхностям и удержание верхними фалангами соседних пальцев.
7. Перекатывание шарика по столу и отбивание внутренними поверхностями ладоней.
8. Прокатывание шарика между двумя ладонями.
Приёмы массажа шариком для пинг-понга
Пальчиковые упражнения
Детей старшего дошкольного возраста можно заинтересовать играми с пальчиками, или, как говорят специалисты, пальчиковой гимнастикой (пальчиковыми упражнениями).
Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.
«Черепашка»
Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик черепашки». Аналогичным способом передвигать «домик черепашки» средним, безымянным пальцами и мизинцем.
Ножка, ножка, поскорей
Двигай домик мой сильней!
«Братцы»
Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем - средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.
НАТАЛИЯ ИСТОМИНА
Упражнения с грецким орехом или шариком су-джок
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа) . В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т. д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.
В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
(Все упражнения выполняются 5-6 раз .)
1. «Кулачки» .
Положите орех на ладонь и сожмите его очень крепко. Разожмите кулачок, переложите орех на другую ладонь и опять сожмите очень крепко. Разожмите ладонь, встряхните руками.
2. «Горочка» .
Прижмите ладонь к поверхности стола, соединив пальцы. На кончики пальцев положите орех . Накройте другой ладонью и катайте по тыльной стороне ладони от кончиков пальцев до запястья и обратно. Затем поменяйте позицию рук.
3. «Карусель» .
Положите руку на стол ладонью вверх, на нее - орех . Другой рукой очень крепко прижмите орех сверху и катайте его по кругу между ладонями в течение 10 секунд. Затем поменяйте позицию рук.
4. «Удержи орешек» .
Поставьте локти на стол, пальцы соедините вместе, не сгибая. Кончиками пальцев одной руки прижмите орех к запястью другой . Прокатывайте орех от запястья к кончикам пальцев и обратно. Повторите упражнение другой рукой .
5. «Машина» .
Накройте орех плоской ладонью и катайте его по столу сначала одной рукой, потом другой.
6. «Волчок» .
Кончиками пальцев одной руки «ввинчивайте» орех в середину ладони другой, затем поменяйте позицию рук.
7. «Гнездышко» .
Сложите пальцы одной руки в щепоть и положите на кончики пальцев орех , удерживая его несколько секунд. Повторите упражнение другой рукой .
8. «Упрямый орешек» - орех с усилием проталкивается между большим пальцем и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем до межпальцевой впадины. Причем пальцы как бы не пускают орех , а затем не выпускают его, когда другой рукой орех вытягивают из сопротивляющихся пальцев.
9. «Ловкие пальцы» - указательный и большой палец правой руки удерживают орех и передают его в соответствующие пальцы левой руки. Затем орех удерживают большой и средний пальцы, большой и безымянный, большой и мизинец и передают в соответствующие пары пальцев другой руки.
Публикации по теме:
Использование Су-джок терапии в ДОУ «Использование Су-Джок терапии в ДОУ» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”. В. А. Сухомлинский СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ - это эффективный.
Методическая разработка «Игры с шариком и ракеткой» Детей старшего дошкольного возраста можно научить играть в настольный теннис по упрощенным правилам. Игры эти строятся на разнообразных.
Картотека игр по Су-джок терапии 1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом) Я мячом круги катаю, Взад.
Картотека игр Су-Джок терапии 1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом) Этот шарик непростой, -(любуемся.
Картотека упражнений с шариком и с кольцами Су-Джок 1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/ Я мячом круги катаю, Взад - вперед.
Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. 1. Зеркальное рисование На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши.
Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.
Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
Массаж большого пальца – повышает активность мозга;
Массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу;
Массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника;
Массаж безымянного пальца – стимулирует печень;
Массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:
Работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах);
Предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи);
Способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов).
Совет взрослым:
Если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:
1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками
2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно
Вертеть в руках;
Щелкать по ним пальцами;
«стрелять»;
Направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания.
3. Массаж грецкими орехами:
Катать два ореха между ладонями;
Один орех прокатывать между пальцами;
Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.
4. Массаж шестигранными карандашами:
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;
Удерживать в определенном положении в правой и левой руке.
5. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.
5. Массаж при ринолалии
Массаж при ринолалии является эффективным методом коррекционного воздействия. У ребенка-ринолалика после хирургического вмешательства остаются послеоперационные рубцы. И одним из приемов, обеспечивающих их сглаживание и большую эластичность, является массаж. Массаж можно проводить как руками, так и зондом-лопаточкой (его можно сделать самостоятельно из зубной щетки, отрезав щетинистую часть).
Массаж верхней губы после уранопластики
Проводится в послеоперационный период после снятия швов;
Является основным методом профилактики возникновения рубцов на верхней губе;
Способствует развитию артикуляционной функции губы.
Массаж включает:
продольное поглаживание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа в стороны по направлению к углам рта) – 10 с;
поперечное поглаживание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа до красной каймы верхней губы перпендикулярно линии рта вниз и вверх) – 10 с;
прямолинейное растирание (указательными пальцами обеих рук производится движение от основания носа вниз к краю верхней губы и в стороны по направлению к носогубным складкам и обратно) – 20-30 с;
круговое и спиралевидное растирание (указательными пальцами обеих рук производятся круговые и спиралевидные движения в области основания носа и верхней губы) – 10 с;
растирание пилением (указательными пальцами обеих рук производятся «пилящие» движения в поперечном и продольном направлениях от основания носа вниз до края верхней губы и в стороны к носогубным складкам) –10-20 с;
поперечное разминание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа до края верхней губы и обратно) – 10-20 с;
продольное разминание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа в стороны к носогубным складкам и обратно) – 20-30 с;
разминание сдавливанием (указательными пальцами обеих рук производятся движения со сдвиганием тканей вверх-вниз и в стороны) – 20-30 с;
разминание надавливанием (указательными пальцами обеих рук производятся движения с легким давлением на ткани от основания носа до края верхней губы и в стороны к носогубным складкам) – 10-20 с;
щипцеобразное разминание (указательными и большими пальцами одной или обеих рук производятся легкие пощипывающие движения от основания носа к краю верхней губы и в стороны к носогубным складкам) – 20 с;
вибрация непрерывистая (указательными пальцами обеих рук производятся безотрывные вибрирующие движения по направлениям вверх и вниз от основания носа к краю верхней губы и в стороны к носогубным складкам) –10-20 с;
вибрация прерывистая («пальцевой душ» – указательными пальцами обеих рук производятся движения в области верхней губы в продольном и поперечном направлениях) –10-20 с;
вибрация поколачиванием (указательными пальцами обеих рук производятся движения в области верхней губы и основания носа в продольном и поперечном направлениях) –10-20 с;
разминание послеоперационного рубца (указательный палец располагается на слизистой оболочке верхней губы под рубцом, а большой – на коже над рубцом; производятся разминающие движения между подушечками пальцев) –10-20 с;
массаж крыла и купола носового хода стороны расщелины – с помощью плотного эластичного предмета по диаметру меньшего, чем носовой ход – кончик предмета смазывается вазелином, вводится в носовой ход на глубину 3-5 мм, производятся тянущие движения от основания крыла носа к его кончику вверх и в здоровую сторону – 10-20 с;
массаж кончика и крыльев носа (кончик и крылья носа захватываются подушечками большого и указательного пальцев, производятся легкое разминание и потягивание) – 10-20 с.
Массаж неба после уранопластики
Является действенным способом профилактики вторичных деформаций верхней челюсти и вечевой реабилитации;
Следует начинать через 2-3 дня после снятия операционных швов;
Сроки начала массажа следует уточнить с хирургом, производившим операцию;
Первые 5-7 дней массаж в боковых отделах неба проводят щадяще (так как там заживление идет за счет вторичного натяжения);
Массаж наиболее эффективен в первые 6 мес. после операции;
Процедура массажа проводится до еды, с соблюдением всех гигиенических требований;
Продолжительность сеанса до 10 мин 1-2 раза в день;
Интенсивность массажа должна возрастать от сеанса к сеансу.
Массаж включает:
продольное поглаживание (указательным пальцем проводятся движения по направлению от резцов верхней челюсти вдоль границ расщелины по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке) –10-20 с;
поперечное поглаживание (указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от средней линии неба до шеек зубов) – 10-20 с;
кругообразное поглаживание (указательным или средним пальцем проводятся круговые движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке) – 10-20 с;
прямолинейное растирание (указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от резцов верхней челюсти по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке и обратно) – 10-20 с;
круговое растирание (указательным или средним пальцем проводятся круговые растирающие движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке) – 10-20 с;
спиралевидное растирание (указательным или средним пальцем проводятся движения по спирали по направлению от резцов верхней челюсти к глотке и от средней линии неба к шейкам зубов) – 10-20 с;
продольное разминание (указательным или средним пальцем проводятся плавные неторопливые движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке) – 10-20 с;,
разминание сдвиганием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким сдвиганием тканей твердого и мягкого неба в разных направлениях) –10 с;
разминание надавливанием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким надавливанием на ткани твердого и мягкого неба в разных направлениях) –10 с;
разминание растягиванием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким растягиванием – без давления на ткани – твердого и мягкого неба в разных направлениях). Особое внимание уделяется границе твердого и мягкого неба. Проводится постепенное увеличение нагрузки на ткани мягкого неба и растягивание-надавливание их по средней линии и в стороны от средней линии кверху –10-20 с;
разминание диагональное (указательным или средним пальцем проводятся движения по диагонали средней линии твердого неба по направлению к глотке вправо от и влево до краев небной занавески) – 10 с;
разминание пружинное (указательным или средним пальцем проводятся движения с резким отрыванием от тканей по направлению от средней линии неба к шейкам зубов) – 10 с;
прерывистая вибрация (кончиками указательных или средних пальцев обеих рук производятся легкие удары по твердому и мягкому небу по направлению от резцов верхней челюсти к глотке) – 10 с;
вибрация пунктированием (ударная) (указательные или средние пальцы обеих рук производят движения подобные выбиванию дроби на барабане, короткими отрывистыми касаниями от передних резцов по направлению к глотке) – 5 с;
непрерывная вибрация (лабильная) (указательным или средним пальцем тканям сообщаются безотрывные колебательные движения в области выхода сосудисто-нервного пучка неба и далее по его ходу) – 5 с;
разминание-надавливание в области крыло-целюстных складок. При некоторых методиках уранопластики производятся разрезы Эрнста, которые проходят по крыло-челюстным складкам. В случае интенсивного рубцевания возможно развитие внесуставной контрактуры нижней челюсти. В профилактических целях проводят массаж крыло-челюстных складок (указательный или средний палец ставят на область складки, между последними зубами на верхней и на нижней челюсти и производят разминающие движения по рубцам) – 10-30 с.
Массаж при мышечном напряжении в области лба, носа и щечно-скуловой области
Массаж проводится в положении лежа на спине при полном расслаблении мышц тела;
Используются приемы поглаживания, вибрации, слабого «пальцевого душа»;
Поглаживание лба осуществляется концами 3-4 пальцев, направление движений – от средней линии лба к волосистой части головы;
Поглаживание носа осуществляется концами 2-3 пальцев, направление – от кончика носа к переносице;
Поглаживание щечной области осуществляется концами 2-3 пальцев, направление движений: от спинки носа к височным областям, от средней линии верхней губы к уху, от средней линии подбородка к мочкам ушных раковин;
Приемы вибрации и пальцевой душ осуществляются концами двух и четырех пальцев. Движения идут по тем же линиям лица, как и при поглаживании;
Массажные движения следует сочетать с мимической гимнастикой.
Самомассаж верхней губы:
Языком в преддверии полости рта;
Полоскательные движения водой, удерживая ее во рту под губами;
Пальцевой душ – постукивание около рубцов подушечками пальцев;
Щипки 1 и 2 пальцами.
Обычно педагоги и заботливые мамы для развития
Мелкой моторики малышей используют пальчиковые игры.
А проводите ли Вы массажные игры,
да еще и с грецким орехом, да еще и в "сухом бассейне"?
Мы проводим. 😉
С помощью грецкого ореха мы массируем запястья, кисти руки ребенка: ладони, пальцы, тыльные стороны кистей рук, межпальцевые зоны, стимулируя не только речевое развитие малыша, но и слаженную работу внутренних органов, организма в целом.
Массаж "Орешек" в сочетании с упражнениями в "сухом бассейне" описан в развивающем пособии "Для самых-самых маленьких" (Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е. Н.).Издательский дом "Карапуз", 2003 г.
В пособии представлены три игры, рассчитанные на возраст 2-4 года. Написаны они в виде сказок, дети любят их слушать и повторять за воспитателем и Орешком упражнения. Во время игр можно также рассматривать вместе иллюстрации. Описание игр я приведу полностью. Познакомьтесь, а потом можно будет и своими словами рассказывать, придумывать новые истории.😉
Возможно, прочитав эти сказки, Вы придумаете какие-то свои варианты игр, буду рада дополнениям.
Игра 1.
Жил на высоком дереве среди листьев грецкий Орешек. Однажды подул сильный ветер. Сделай губы трубочкой и тоже дуй, как ветер.
Оторвался Орешек и упал с веточки на дорожку. Лежал-лежал, да скучно ему стало, он и покатился. Покажи, как покатился, подтолкни его пальчиками.
Катится Орешек, катится, а на встречу ему Вова и Варя идут. Обрадовались:
Какой большой, красивый Орешек, коричневый, шершавый.
И Орешек увидел детей, обрадовался:
Возьмите меня с собой, - просит Орешек. - Мне одному скучно, поиграть очень хочется.
Подружились дети с Орешком и стали играть с ним в прятки.
Вова положил Орешек на ладошку и сжал кулачок крепко-крепко. Где орешек? Нет Орешка! Спрятался в кулачке. Где Орешек? Вот Орешек! Разжал Вова кулачок.
Игра Орешку понравилась и он попросил Вову, а потом Варю еще поиграть с ним в прятки. Поиграй и ты с Орешком в прятки (3-5 раз). Прячь его сначала в одном кулачке, а потом в другом. Вспомните игру "В какой руке" и немного поиграйте с малышом.
Пошли ребята на детскую площадку. А там горка большая-пребольшая. Стали дети кататься с горки. И Орешку тоже покататься хочется. Сделали ребята для него ребята горочку. Вот такую. Рука прижата к поверхности стола, пальцы вместе. Орех положить на кончики пальцев.
Накрыть его другой ладонью и катить от кончиков пальцев до запястья и обратно.
При необходимости придерживайте руку ребенка, находящуюся сверху орешка.
И стал Орешек кататься с ладошки, а дети приговаривают:
Вверх и вниз, вверх и вниз ты по горочке катись!
Вверх и вниз, вверх и вниз ты по пальчикам катись!
Упражнение выполняется по 10 раз одной и другой рукой.
Нагулялись ребята, наигрались с Орешком. Пора всем отдохнуть. Построили дети для Орешка домик. И положили Орешек спать в домик, на самое донышко. Спрятать орех на дно емкости, глубже погружая руки в наполнитель.
Игра 2.
Наступило утро. Проснулись дети и побежали будить свой Орешек. Ну-ка, пальчики, орех скорей найдите!
Ловкие пальчики Вовы и Вари нашли Орешек. И ты найди свой Орешек.
Ищем в "сухом бассейне" орех. Нашел? Молодец!
Побежали ребята с Орешком во двор. Кто первый? Быстро покатился Орешек. Догоняй! Попросите ребенка прокатить орех, скатывая его с тыльной стороны кисти правой руки, а затем левой.
А на дворе новая карусель. Как хорошо на ней покататься.
Покатай Орешек на карусели.
Одна рука лежит ладонью вверх. На ней - орешек. Другая ладонь очень крепко прижимает орешек сверху. Ребенок катает орешек по кругу между ладонями в течение 10 сек. Затем позиция рук меняется.
Долго катались ребята на карусели. Ручки у них замерзли. И Орешек решил погреть им руки. Орех прокатывают между ладонями от запястья к кончикам пальцев и обратно. Покажи, как Орешек грел руки детям. Согрелись руки у ребят. Сжали они кулачки. Крепкие у них стали кулачки, сильные.
Сожми и ты свои кулачки. А теперь подуй на правый кулачок и разожми его. Подуй на левый кулачок и тоже разожми его. Урони ручки вниз. Ручки устали, отдыхают. И Орешек устал. Спрячь его в домик, поглубже, на самое донышко.
Спрятать орешек в "сухой бассейн", как в предыдущей игре.
Игра 3.
Проснулись дети утром. Достали Орешек из домика. Достали с самого донышка. Руки погружаются в наполнитель сухого бассейна и достают орех. И стали играть. Показали Вова и Варя Орешку свои машинки. Катают дети машинки по ковру, как по дороге. Это очень Орешку понравилось. Решил он также с ладошками поиграть.
Забрался под ладошку, словно сел в машинку, и стала ладошка его по ковру катать: вперед-назад, вперед-назад. Прижать сильно орех ладошкой к ковру и прокатывать вперед-назад, затем ладошку поменять.
Сильно ладошка Орех прижимает,
Словно машинку Орешек катает.
А ребята новую игру придумали: волчок крутят. И эта игра Орешку приглянулась. Стал он на ладошках, как волчок, крутиться. Весело Орешку. И детям весело.
(Кончики пальцев одной руки ввинчивать орех в середину ладошки другой руки, затем поменять).
А потом ребята гулять пошли, и Орешек с ними. Красиво вокруг, деревья высокие. А на ветках в гнездышках птички сидят. Захотелось Орешку тоже в гнездышке посидеть, и попросил он Вову и Варю сделать для него гнездышко.
Сложил Вова пальчики вместе. Вот так. Сложить пальцы одной руки в щепоть и положить на кончики пальцев орех, удерживая его. И получилось у Орешка гнездышко. Сидит Орешек в гнездышке, радуется. Уютно ему и сверху все видно. А тут и Варя пальчики сложила. И Варино гнездышко Орешку понравилось.
И стал он перелетать из одного гнездышка в другое, как настоящая птичка. Переложить орех на кончики пальцев другой руки.
Поиграли ребята с Орешком, а вечером снова спать уложили в домик, на самое донышко, чтобы тепло и хорошо было Орешку. Спи, Орешек, до утра. Спокойной ночи.
Материал подготовлен по развивающему пособию
"Для самых-самых маленьких".
А рис не обязательно красить, можно и белый использовать. Ольга Федораева напомнила мне об этом, когда написала в комментарии, что будет красить рис, в черновиках еще с зимы "висит" сообщение о зимней сенсорной коробке.
Пожалуй, опубликую его... Почему нет?