Техника спуска с использованием спускового устройства. Краткий путеводитель по спусковым и страховочным устройствам

Восьмерка — как правило первое спусковое устройство, которое осваивают альпинисты, она простая как топор и надежная как лом. Кроме того, восьмерку можно использовать и для страховки, и как кольцо, вобщем, на что хватит фантазии. О ней и поговорим.

Разновидности

Сейчас на рынке огромное множество разных по функциональности восьмерок, некоторые из этих спусковых устройств уже и не похожи на «8».

Все восьмерки можно разделить на две группы, с рогами и без них. Рогатая восьмерка удобна там, где нужно зависнуть и освободить обе руки, безрогие просто легче и считаются более спортивными.


Современные версии этого спускового устройства предлагают также и разные способы заправки в них веревки для разной скорости спуска и для понтов.


Есть разновидность восьмерок с прямоугольным большим отверстием, это нужно чтобы устранить перекрут веревки при спуске. Именно из-за сильного перекрута, восьмерки были запрещены для использования спелеологами при спуске.

Есть разновидность по имени «Девятка». Она имеет более прогрессивный способ блокировки, только не понятно, как безопасно им воспользоваться во время спуска. Ведь для этого нужно ослабить идущий к руке свободный конец веревки. Как?? Только если подтянуться одной рукой на веревке, выходящей вверх. Если знаете как ее безопасно блокировать, пишите в комментарии. Но, помимо новой схемы блокировки, эта «девятка» имеет и классические рога, хоть и короткие, но пользоваться ими можно. Думаю, она хорошо подойдет для промальпа, где нужны длительные зависания.

Есть восьмерка от Petzl со специальной накладкой, чтобы брать за нее руками при сильном нагреве. Это странно и непонятно. Объясню, при спуске, восьмерка нагревается настолько сильно, что может обжечь руку.. Но про веревку почему-то производитель не подумал, а ведь если переплавится она, то в лучшем случае висеть вам на страховке, а в худшем, думаю ясно.. Лично я при спуске контролирую нагрев, и если восьмерка для руки горячая, то немного снижаю темп.


Также есть восьмерка по имени «Лепесток», это интересная разновидность. Она очень компактная и имеет один рог и вырезы в верхней части для блокировки веревки.


Применение

Если говорить про спуск, то есть несколько способов заправить веревку в восьмерку.

Первый способ – через шейку восьмерки, без вщелкивания веревки в карабин. При этом способе, трение веревки выше, а значит и скорость спуска ниже. Кроме того, легче держать свободный конец веревки. Минус в том, что для такой заправки веревки нужно отщелкнуть восьмерку от карабина.

Второй способ — через карабин и большее отверстие восьмерки, при этом способе достигается наибольшая скорость спуска и наименьший перекрут веревки.


Есть еще один способ, но применять его не стоит никогда. Смотрите на фото ниже. Еще раз повторю, не применяйте этот способ, я говорю о нем только для того, чтоб вы знали, что он есть и что применять его нельзя. Это опасно для жизни, вы можете просто потерять веревку и продолжить почти свободный полет.


Другие способы требуют нестандартных конфигураций восьмерки, да и не нужны они особо.

Лучший способ спуска, это второй, он самый быстрый, нет риска потерять восьмерку и перекрут веревки минимален.

Рога восьмерки

Отдельно стоит упомянуть про использование рогов восьмерки. Они бывают с двух сторон (такую восьмерку называют «Инвар») и с одной. Нужны для блокировки веревки с целью зависания и освобождения обоих рук. Многие просто наматывают свободный конец веревки на рога, но это так же не безопасно. Правильно — после намотки, дополнительно перебросить свободный конец через ходовой, смотрите на фото.


Двойные рога можно использовать для блокировки при спуске на сдвоенной веревке и для спуска зигзагом.

Спуск зигзагом, это когда две веревки, удаленные друг от друга на 1-2 метра одновременно пропускаются через восьмерку с двойными рогами. При спуске, одна веревка блокируется рогом, а другая немного выпускается, потом веревки меняются. Этот способ спуска может быть полезен для промальпа.


Альтернативные способы использования восьмерки

Помимо использования восьмерки по ее прямому назначению, у нее есть еще и другие возможности. Например, восьмерку можно использовать вместо кольца. Если с двух сторон в нее вщелкнуть карабины, то она, в некоторых случаях, может заменить оттяжку. В паре с жумаром, восьмерка может быть использована и для подъема. Однако, для подьема, ее лучше заменить каким — либо схватывающим узлом. Именно восьмерку, из-за отсутствия на ней движущихся и чувствительных к удару частей, лучше всего крепить к веревке вместо груза для закидывания на ветку или еще куда-то. И конечно-же, восьмерку используют для страховки партнера, ведь при его срыве веревку будет достаточно просто удержать.

Как правило, придя в тот или иной экипировочный центр, у нас перед глазами предстает весьма ограниченный выбор снаряжения как альпинистского, так и скалолазного, для промальпа или спелеологии. А все потому, что к нам из Европы попадает только половина брендовых товаров, о которых мы много начитаны или привыкли пользовать в обычном обиходе. В этом обзоре предлагается рассмотреть наиболее редкие и малоизвестные как в России, Украине так и других странах бывшего СНГ, бренды альпинистского снаряжения.

Kong Futura Hand -Техническая разработка Matteo Rivadossi (Италия)

Новый ручной зажим для веревки Futura Hand — это свежее слово в размерах, весе и технических характеристиках. Вес данного устройства 125г. Допустимая нагрузка на эти зажимы — 470 кг. Рекомендован для веревок от 8 мм до 12,7 мм включительно (но самое поразительное — «мёртво» стоит на беалевской дайнеме 5,5 мм! Фантастика!). Futura Hand прекрасно подойдет, как для классического передвижения по перилам в тур-многоборье, так и для любителей скоростных спелео подъемов. В комплекте вы найдете две сменные рукоятки для разных размеров рук.
P.S. Перечеркнутый крестом значок 100Kg на данном зажиме — это стандартное обозначение СE, говорящее о том, что данное изделие не является сертифицированным для использования в качестве снаряжения для промальпа и спасательных служб!

Блокировка Futura Hand новой концепции, предполагает приложение меньших физических усилий при перестановке жумара по верёвке. Установлен специальный кулачок «cam clean» с принципиально новыми каналами грязе удаления (спелео), оборудован системой анти опрокидывание — т.е. не требует верхней блокировки карабином. Клинья зубчиков нарезаны под более острым углом. Использованный с Futura Foot (аналог пантина Petzl — ножного зажима) он становится неотъемлемой частью системы Futura System, которая использует технику чередуемого шага в подъёме. Отличие конговского жумара от петцелёвого ASCENSIONa в том, что в Handе нет разграничения на левый и правый, то есть ему безразлично какой рукой вы работаете с ним на верёвке.

Unicender — создано англо-американской компанией Morgan&Thompson

Unicender — устройство для подъема по веревке, спроектированное и воплощенное в жизнь англо-американской компанией Morgan&Thompson исключительно для лесоводов и арбористов, но получившее своё заслуженное одобрение и распространение также и в среде спелеологов (похож в работе на descender), и спецов по кайонингу в виде самосбросной троллеи. Подъём по вертикальной верёвке осуществляется человеком средней физической подготовки исключительно при помощи собственных рук. Никаких жумаров, полиспастов, педалей и т.д.!
В России и на Украине данное приспособление отсутствует напрочь… а жаль! В промальпе ему несомненно нашлось бы применение!

LINEBOSS производитель — компания Get International (США)

Устройство LINEBOSS™ разработано в первую очередь, чтобы использовать его по технике DdRT (Техника удвоенной верёвки) для лесоводов и арбористов, но его многофункциональность и комбинационные свойства могут быть востребованы и в других веревочных школах.

LINEBOSS легко отрабатывает, как подъём по верёвке (ascender), посредством протягивания последней, так и спуск (descender) вниз, после воздействия на оттормаживающую ручку, которая производит разблокировку устройства. Может быть использована также в качестве части системы позиционирования на рабочем месте, либо быть натянутой как линейная страховка для опорного передвижения.
Из-за крайне малого перегиба веревки в радиусах, практически не наблюдается износа оплётки, чем не могут похвастать другие типы спусковых устройств.

Диаметр верёвки: 11 мм — 13 мм
Критическая нагрузка: — 50 Кn (5000 кг)
Диапазон рабочей нагрузки: — 230 — 500 кг
Вес: 425 грамм

CMC RESCUE MPD, разработано компанией CMC Rescue Equipment, США

Это универсальное устройство специально созданное для широкого спектра спасательных работ, страховки и экстренных спусков в техногенных условиях.

Может работать как:

● Устройство для страховки больших грузов (до 280кг)
● Высокоэффективный ролик с функцией автоблокировки в полиспасте различной кратности.
● Тормозное устройство для спуска пострадавшего с одним или двумя сопровождающими. Имеет систему переключения от понижающейся системы (спуска) до поднимающей системы (подъёма).
● Может быть использовано как индивидуальное спусковое устройство.
Другие характеристики:
● СУ предназначено для работы с веревкой 12.5 мм — 13,0 мм
● Вес – 1100гр.
●Сертифицирован 1983 NFPA

АВ Descender фирмы SAR (Англия)

AB Descender отвечает двум стандартам EN12841-C как устройство для спуска по веревке (Descender) и EN341-C устройство для спасения (Descenders Rescue). Эти два стандарта имеют различия. По условиям стандарта EN12841-C спусковое устройство может использовать различные типы веревок, в соответствии с пользовательскими инструкциями по SAR. EN341 — стандарт для определённых систем спасения/выхода, и любая система, сертифицированная по этому стандарту, должна использоваться только с тем типом веревки, с которым прошла сертификацию.
За прошлые десять лет стандарт EN12841 был приспособлен, чтобы удовлетворить требованиям пользователей.

Определённые проблемы с другими типами десантёров, такие как: сползание по верёвке устройства при остановке, слишком большая чувствительность ручки управления, при малейшем пережиме ручки срабатывание функции «антипаник», мешающее спуску, неспособность протянуть легко веревку вверх для некоторого подъёма, а также усложнённый дизайн некоторых подобных изделий. Конструкторы AB Descender’а попытались преодолеть все эти проблемы, прибавив к этому простоту его дизайна. В конструкцию A-B Descender’а были внесены некоторые полезные конструктивные изменения, полученные от пользователей старого СКАРАБЕЯ. Была добавлена маленькая катушка как предохранитель веревки, и главное изменение — увеличенный сложенный рычаг в ручке, когда требуется более плавный контроль и меньшее напряжение кисти руки при спуске.

ВАЖНО(!): Все детали устройства испытывают трения при спуске, что создаёт высокую внутреннюю температуру, которая может повредить веревку, если имело место падение или при затяжном, быстром спуске. Любые вышеуказанные технические параметры верны — когда продукт нов и эксплуатируется в соответствии с действующими стандартами.

A-B Descender был испытан зарегистрированным телом в моделируемом спасении, используя 210-килограммовую массу как требуется в стандарте 12841-C, пунктах 4.4.5 и 4.4.9. Это было также проверено со 100 кг, загруженными на descender и 100 к.

Toucan фирмы Simond (Франция)

Не крутит веревку – немаловажное качество для спусковых устройств. При срыве, даже при минимальном трение об стену, в конечном итоге садится плотно на веревку создав максимальное трение, после чего практически останавливает падение, но лучше самому это не проверять. Через Toucan очень просто страховать динамической страховкой. Весит 100 грамм, это чуть больше чем Reverso, но чуть меньше, чем обычная шайба.

Небольшой рычаг на самом спусковом устройстве не дает возникнуть проблеме зажимания веревки устройством.
Сам рычаг позволяет мягко выдавать веревку, или ослаблять натяжение при верхней и нижней страховке. Предназначено для одинарных и двойных веревок диаметром от 7,5 до 11 мм.

Solo Aid SB2 фирма Rock Exotica (США)

Устройство, предназначенное для нижней страховки, страховки при соло-восхождениях. Безопасное схватывание верёвки при падении позволяет сделать относительно надёжным непростой процесс соло-восхождений.
вес — 182 грамма
разрывная нагрузка — 22,7 KN
диам. веревки — 10-11 мм

CAMP Wing Traveling Pulley блок-ролик для быстрых спусков по наклонным троллеям

Рабочая нагрузка: 6 кН
Разрывная нагрузка: 15 кН
Макс. диаметр: трос-12 мм, верёвка-13 мм
Внутренний диаметр шкива: 26 мм
Вес: 336 г Оригинальный фиксатор торможения
Уникальная компоновка блока помогает сохранить одежду и волосы от их попадания в рабочую зону
Износостойкие подшипники
Нержавеющая сталь повышенной теплопроводности
Максимальная скорость: 20 м /секMammut Smart

Самоблокирующееся страховочное устройство для одинарной верёвки 8.9-10.5 мм. Автоблокировка при верхней и нижней страховке (аналог Click-Up, только дешевле). Вес 82 г.

Salewa nine (Австрия-Италия)

Разновидность фрикционных спусковых устройств — Salewa nine (Девятка)
Диаметр рабочих веревок — 9-11 мм

Kong DE JUMP производитель «KONG» Италия

Kong DE JUMP — cпусковое устройство, cпециально разработанное для каньонинга. Снабжено специальным механизмом для быстрого выщелкивания устройства из подвесной системы.
Вес: 328 гр.
Материал: сплав алюминия/сталь
Диаметр используемой верёвки: 9 — 12 мм

Robot (KONG, Италия)

Cпусковое устройство универсальное. Оригинальная разработка Kong, которая представляет собой гибрид классической восьмерки и решетки (ретрана) и объединяет плюсы обоих спусковых устройств: не крутит верёвку и имеет небольшой вес. Большое количество вариантов заправления верёвки.

Kong HYDROBOT (KONG, Италия)

Уникальное спусковое устройство, разработанное специально для каньонинга. Может использоваться как с одной, так и с двумя веревками. Позволяет без усилий менять скорость торможения под нагрузкой. Благодаря особой конструкции исключен риск случайной потери устройства, перекручивания веревки и изнашивания карабина. При необходимости экстренного подъема Hydrobot можно использовать в качестве самоблокирующего устройства.

Kong TRE (KONG, Италия)

Это революционное спусковое страховочное устройство такое же простое в обращении как восьмерка или шайба, однако, в отличии от них TRE само блокируется при рывках, позволяет работать как на одинарной, так и на двойной веревке, намного проще стало встегивание и выстегивание веревки из устройства. TRE Прекрасно подойдет для страховки в скалолазании, каньонинга, промышленного альпинизма.

Kong ORTIS (KONG, Италия)

Спусковой управляемый блок. Используется с веревками и предназначается для спуска человека с высоты с контролируемой скоростью (от 0,5 до 2 м/с).

Troll Pro ALLP Tech, производитель фирма SAR (Великобритания)

Вес: 585 грамм
Разрывная прочность изделия: 20 КN
Рабочая нагрузка: 270 кг
Диаметр раб/верёвки: 10,5 мм — 12,7 мм
Может быть использован на полустатических и статических веревках.
Имеет возможность контроля спуска, как винтом, так и рукоятью, либо комбинированным способом. Позволяет регулировать спуск одной рукой.

Спусковое устройство - снаряжение для спуска по канату, обеспечивающее регулирование высоты и стабилизации положения альпиниста. Используется в промышленном альпинизме, для выполнения высотных работ, спелеологии и туризме.

Материалы и конструкция

Устройства для безопасного спуска изготавливаются из легких металлических сплавов с антикоррозийной обработкой. Материалы выдерживают высокие нагрузки, в том числе резкие удары, перепады температур, воздействие минерализации, атмосферных осадков и прочих климатических факторов. Производство осуществляется преимущественно методом фрезерования или литья, что обеспечивает цельность и точность конструкций.

В зависимости от производителя, назначения или модификации спусковые приспособления могут обладать различными функциями:

  • блокировка/разблокировка механизма в ручном режиме в нужный момент;
  • предохранительная защелка - предотвращает потерю устройства;
  • фиксация положения альпиниста в любой точке;
  • функция «анти-паника», срабатывающая при сильном отжиме рукоятке;
  • стопор - защита от ошибки, предотвращающий несчастные случаи на высоте;
  • выбор силы натяжения веревки при помощи поворотного эксцентрика.

Конструкция и материалы спусковых механизмов должны обеспечивать безопасность и соответствие действующему стандарту ЕН 341 «Индивидуальные средства защиты от падения с высоты».

Достоинства снаряжения

Наш онлайн-магазин предлагает качественные спусковые устройства. Принцип действия механизмов основан на создании дополнительного трения при движении каната через элементы устройства.

Достоинства

  • подходят для страховки, спуска, позиционирования;
  • ручной и автоматический режим выдачи веревки;
  • симметричность, удобны для левой и правой руки;
  • обеспечивают надежную фиксацию на весу;
  • обеспечивают эффективное динамическое торможение;
  • легкое размещение каната или веревки.

Заказать спусковые устройства можно онлайн или по телефону. Доставка выполняется во все города России.

Оригинал взят у mr_aug в

Оригинал взят у survivalpanda в Вертикальная подготовка для новичков. Ликбез. Теория и практика начального уровня

В этой статье я постараюсь, в меру своего понимания, наиболее просто объяснить основы горной подготовки для абсолютных новичков в теме.
Расскажу про термины и простейшие техники спуска и подъема которые может освоить каждый.

Мне буквально несколько месяцев назад, чтобы собрать эту информацию пришлось довольно долго полазать по интернету, поэтому я и решил систематизировать и преподнести ее максимально просто, думаю она окажется полезной.

Статья получилась большой, но из песни слов не выкинешь. Писалась она долго. Прямо параллельно написанию я испытывал или осваивал что-то новое и включал в статью.
Также я не исключаю некоторых ошибок, которые вполне мог допустить.

Предупреждение: заниматься такими вещами лучше под присмотром профессионалов. Иначе можно очень запросто убиться или покалечиться.


Итак. Все началось с великого взрыва. Вся горная подготовка, по моей классификации, делится на два типа организации движения по веревке. Это движение вверх т.е. подъем и движение вниз т.е спуск.

Теперь мы потихоньку начнем разбирать каждый элемент снаряжения и термин, который может встретится на тернистом пути новичка, который захотел немного освоиться в данной теме.

Первое что нам понадобится - это веревка .

Без веревки мы никуда не влезем и потом оттуда не спустимся.

Веревки в альпинизме используются двух типов: статическая (статика - жарг.) и динамическая (динамика - жарг.). Они отличаются динамическими качествами, а именно способностью удлинения под нагрузкой.

Основное свойство динамических веревок - способность амортизировать рывок, который происходит при срыве скалолаза (про фактор срыва мы поговорим ниже). Поэтому динамика очень часто используется для страховки при скалолазании. Для нижней страховки она вообще обязательна.

Для простого спуска и подъема по веревке новичку будет достаточно приобрести себе статическую веревку. Бухты в 50 м. хватит на все и еще останется. Бюджетным вариантом будет приобретение отечественной веревки (Коломна, Дзержинск и т.д.).

Стандартные диаметры используемые в альпинизме 9-11 мм (в промальпе - 10-12). Чем больше, тем прочнее и тяжелее веревка. Тем сильнее она тормозит в спусковом устройстве.

Советую остановиться на золотой середине - 10 мм.

И если мы затронули веревки, то нельзя обойти вниманием репшнур (репик, репчик - жарг.). Это вспомогательная статическая веревка диаметром 3-8 мм. Имеет кучу применений, начиная от организации самостраховки и заканчивая изготовлением шнурков.

В общем паракорд рядом не валялся.

Я пользуюсь репшнуром 5мм, моток которого почти всегда лежит в рюкзаке.

С веревками вроде разобрались.

От веревок плавно переходим кузлам.

Различных узлов очень много и разучивать их можно бесконечно. Я остановлюсь лишь на некоторых, наиболее на мой взгляд востребованных.

Во-первых это восьмерка , можно сказать - это главный узел, который можно применять практически в любом случае. Очень надежный узел, практически не ослабляет веревку.

Используется восьмерка для привязываний, как к индивидуальной страховочной системе (ИСС), так и к опоре. Для соединения и удлинения веревок, в общем практически для всего.

Надо выучить, как вязать восьмерку петлей.

Булинь - очень распространенный узел для привязывания и создания петель. Менее надежен, чем восьмерка, но быстрей вяжется. Необходим контрольный узел. Не абсолютно надежен. Завяжите лучше восьмерку.

Надо знать, как минимум один схватывающий узел. Им потом будем самостраховаться.

Ну и узел УИАА (UIAA), нужен для аварийных спусков и спусков с минимумом снаряжения.

Обратите внимание! Свободный конец веревки должен выходить со стороны противоположной муфте карабина.

Веревку купили, узлы освоили, теперь можно лезть и спускаться?

В принципе да, можно, как в старые добрые времена дюльферять без всякого снаряжения.
Дюльферять - совершать спуск дюльфером. Многие считают, что это любой спуск, но это не так. Дюльфер - это прием спуска по фамилии изобретателя.

Так вот, спускаться таким способом можно, но не безопасно и неудобно.

Для удобства и безопасности уже довольно давно придуманы Индивидуальные Страховочные Системы (ИСС, система, беседка, подвесная).

Они служат для распределения нагрузки на тело при висении и срыве и не дают вам упасть.

Системы бывают полные и поясные .

Я использую поясную систему. При желании ее можно превратить в полную купив специальные лямки.

Для начинающих я бы посоветовал обычную ИСС без плечей.

Если нужен бюджетный вариант, тогда отечественной фирмы Венто. В любом случае не стоит брать системы состоящие только из стропы. В народе они нежно называются "яйцерезки". Ежели денег достаточно, то лучше не скупиться и взять что-то от именитых брендов Petzl, Black Diamod и т.д.

На следующей фотографии видны основные элементы страховочной системы:
Ножные обхваты
Поясной обхват
Страховочное кольцо (зеленое)
Петли для подвеса снаряжения - они не грузовые, страховаться и повисать на них ни в коем случае нельзя.

С страховочными системами разобрались.

Теперь надо совместить веревку с ИСС . Можно сделать это двумя способами. Узлом и через карабин.

Узел - все та же восьмерка, а про карабины я расскажу чуть ниже.

Карабин встегивается в центральную страховочную петлю. Это настойчивая рекомендация всех производителей.
Очень часто учат встегиваться одновременно в поясную петлю и ножную - эта ошибка т.к. увеличивает шанс, что карабин перекосит и он нагрузится в поперечном направлении. Одновременно в обе петли можно крепиться только узлом.

Не верите мне, почитайте тогда инструкцию к своей ИСС.

Теперь перейдем к карабинам.

Итак, какие бывают карабины .
Во-первых они бывают муфтованные и немуфтованные.
Их отличие в том, что муфтованные оснащены специальной муфтой мешающей карабину самопроизвольно раскрыться.

Муфты бывают резьбовые, байонетные и автоматические.
С автоматическими удобно манипулировать одной рукой, но их надежность оставляет желать лучшего. Я советую использовать карабины с резьбовыми муфтами. И главное всегда следить чтобы карабин был замуфтован.


Также карабины отличаются по форме и бывают: овальные, трапециевидные, треугольные, грушевидные и др.

Овальные карабины самые универсальные и недорогие.
Трапециевидные при аналогичном весе имеют большую прочность нежели овальные.
Треугольные и грушевидные карабины имеют увеличенный зазор для веревки. Ими удобней встегиваться и использовать узел УИАА.


Карабины изготовляются из разных материалов. Это сталь, сплавы аллюминия и титан.

Стальные карабины тяжелые и очень прочные, аллюминиевые карабины гораздо легче весят. Титановые встречаются достаточно редко и я с ними не общался.

Теперь по прочности.

Каждый карабин снабжен вот такой маркировкой. Она значит, что карабин с фотографии в замуфтованном состояниии выдержит нагрузку 22 кН (2,2 тонны) в продольном направлении. 8 кН если защелка открыта и 8 кН в поперечном направлении.

Видите, как важно муфтовать карабины и следить чтобы они располагались, как надо.

Обратите внимание! Муфта карабина должна всегда "смотреть" на вас. Так вы увидите, если карабин случайно размуфтовался.

Если есть возможность, что нагрузка будет приложена с нескольких сторон, применяются так называемые рапиды. Это стальные карабины у которых нет откидной защелки, а только муфта на резьбе.

Новичку я бы советовал прикупить 3-4 карабина разной формы с резьбовыми муфтами. Материал изготовления - по желанию.

Переходим к Спусковым Устройствам (СУ, спусковуха).

Главный принцип работы всех СУ - создание трения веревки в механизме. В результате можно прикладывая совсем небольшие усилия контролировать спуск.

СУ бывают ручные и автоматические .

В ручных СУ скорость спуска и торможение зависит только от способа заправки веревки и от того, с какой силой человек натягивает веревку ниже СУ.

В автоматических спусковых устройствах присутсвует специальный механизм. Тянем ручку - едем вниз. Отпускаем ручку - зависаем. При этом свободный конец веревки все равно должен контролироваться.

В данной статье я расскажу только про ручные устройства т.к. для новичка, который не планирует заниматься пром.альпом автоматические устройства совершенно избыточны.

А расскажу я про два типа спусковых устройств - это восьмерка и шайба Шихта.

СУ восьмерка - это одно из самых классических устройств. Выглядит примерно так.

Рог нужен для фиксации веревки, есть восьмерки и без рогов.
К недостатком можно отнести то, что восьмерка крутит веревку. Это значит, что после нескольких спусков на веревке будет полно "барашков" которые потом придется распутывать.

К достоинствам можно отнести несколько вариантов заправки веревки.

Их два. Через карабин (скорость спуска выше) и через шейку восьмерки.

Ну и в любой момент рогатую восьмерку можно заблокировать намотав веревку на рог.

Еще один, более современный вариант восьмерки - пиранья фирмы Petzl. Имеет еще больше способов встегивания и регулировки скорости спуска. Подробнее об этом спусковом устройстве будет в отдельном обзоре.

Кстати, взгляните не пецелевский же карабин. Когда он размуфтован, видна красная полоска анодирования - замечательная идея, на мой взгляд.

Второй тип ручного СУ - это шайба шихта . Они же: стакан, лукошко, реверсо и пр.

Отлично работают с одинарной и двойной веревкой. Не крутят ее. В общем рекомендую начать именно с такой спусковухи.

Заправка веревки осуществляется следующим образом. Создается петля, которая продевается в прорезь на устройстве. Свободный конец веревки направлен к губкам СУ.

Внутрь петли встегивается карабин.
Обратите внимание! Тросик - не нагружаемая деталь и служит только для транспортировки.

Предположим, звезды сложились. Вы купили бухту веревки, ИСС, карабины и страховочное устройство.

По хорошему, еще нужна каска . Но это уже оставляю на вашей совести.
Хотя даже банальная строительная каска не помешает.
Я пользуюсь баллистическими шлемами, что не всегда вызывает здоровую реакцию.

Не лишними будут наколенники . Иначе синяков на коленях не избежать.

Так же важны хорошие перчатки. При быстром спуске веревка натирает и обжигает ладонь, вы можете инстинктивно от боли выпустить веревку из рук, что может оказаться фатальным.

Теперь берем все это и отправляемся на импровизированный скалодром.

Не забываем позвать с собой товарища, который будет осуществлять страховку. Не забыли? Молодцы!

Наш скалодром будет предствавлять из себя небольшую стенку с которой можно спуститься. На фото, например подпорная стенка.

Для первых тренировок чем ниже, тем лучше.

Теперь надеваем обвязку. Затягиваем и проверяем все пряжки. Просим товарища проверить еще раз.

Первым делом надо закрепить веревку. В альпинизме принято крепиться либо за одну безусловно надежную точку, либо за две менее надежные. Такие точки крепления веревки называются станции .

Мы будем привязываться к живому дереву. Это вполне надеждная точка крепления.

К дереву мы привязываемся все той же благословенной восьмеркой, ну или булинем не забывая контрольный узел.

Есть еще вариант прикупить себе оттяжку из стропы длинной 120 см и с помощью карабина создать вот такую станцию.

Использование полусхватывающего узла уменьшает прочность на 50 процентов, зато "удавка" (полусхватывающий узел ) позволяет закрепиться повыше.

Мы же сделаем вот так.

Ну и вообще такие оттяжки из стропы очень полезны в хозяйстве. Парочку надо брать.

Станцию создали. Первым делом пристраховываемся к ней усом самостраховки. Если Вы не знаете, что это, то можно пристраховаться репиком, как я на фото.

И раз уж зашла речь, пару слов скажу про усы самостраховки .
Это отрезки стропы или динамической веревки, которые одним концом крепятся к системе, а другим к точке страховки.

Бывают промышленного производства и самосвязанные.

Покупные выглядят так.

Самосвязанные так. Узлом восьмерка усы прикреплены к системе.
Первый ус, как правило имеет стандартную длину - 55 см. В основном служит для пристраховывания к окружающим объектам, типа, как станция, которую мы сделали на предыдущем шаге.

Ко второму усу обычно крепится жумар. Его длина должна быть такой, чтобы вися на этом усе вы дотягивались до защелки жумара (как жумар выглядит, где у него защелка и что это вообще такое я расскажу немного ниже).

На свободных концах усов самостраховки вяжутся узлы в которые встегиваются карабины. Я использую полу-грейпвайн с тремя оборотами. Если не умеете такой узел, юзайте восьмерку.

Теперь вернемся в начало "цикла". Нашли опору. Создали на ней станцию, вщелкнули самостраховку. Получилось? Молодцы!

Теперь на конце веревки, по которой будем спускаться, вяжем восьмерку и вщелкиваем ее в карабин, который повесили на станции.

На другом конце веревки тоже вяжем узел и сбрасываем бухту в "пропасть".

Это узел гарантирует, что даже если веревка не достанет до дна вы просто остановитесь, а не упадете проскочив конец.

Даже если вы думаете, что веревка достала до дна, все равно нужно в этом убедиться. Спросите товарища внизу.

Если веревка проходит через край стенки и трется об него, то стоит надеть на нее протектор . Это полоса плотного материала (тэза, кусок пожарного рукава и пр.) с липучкой. Оборачивается вокруг веревки и защищает от истирания.

Если протектор не надевать, то за пару раз получается такая картина. Согласитесь, не дело.

Продеваем веревку в спусковое устройство (надеюсь вы его не забыли внизу). Тянем свободный конец вверх и выбираем слабину.

Теперь, если натянуть свободный конец веревки, то вы не сможете упасть.

На этом этапе можно выщелкнуть ус самостраховки из станции.

Кстати, на этом же принципе будет основана Ваша страховка. Снизу должен стоять страхующий, причем желательно чтобы это не был ваш злейший враг, который уже потирает потные ладошки в предвкушении вашего падения.

Страхующий должен быть наготове натянуть свободный конец веревки.
Он должен не отвлекаться от страховки на симпатичных альпинисток или разговоры по сотовому. Все его внимание должно быть сосредоточено на вас.

Руку с веревкой заводим под попу, при этом веревка будет дополнительно контролироваться об бедро.
Спиной выходим на край, потихоньку выдавая веревку путем легкого расслабления ладони.

Упираясь ногами, вывешиваем пятую точку так, чтобы ноги были под прямым углом к стене. Спина прямая и параллельна стене.

Первый спуск делаем не спеша, шагами. Переставляем ноги и потихоньку выдаем веревку до тех пор, пока не коснетемся земли.

Поздравляю, первый спуск завершен!

В дальнейшем, спуски можно усложнить по желанию.

От страхующего товарища можно и нужно перейти к самостраховке (а еще, для максимальной безопасности оба этих варианта можно совместить).

Как раз для этого мы и разучивали схватывающий узел.

Узел обычно вяжется либо выше СУ либо ниже. В чем же разница?

Если мы вяжем схватывающий узел выше СУ, то в случае срыва мы зависаем на нем. Спусковое устройства становится разгружено.

Для продолжения спуска нам надо ослабить узел и снова нагрузить спусковое устройство. Для того, чтобы ослабить узел нам надо немного подняться. Для этого нам понадобится зажим (о них я расскажу дальше) или связать на веревке стремя.

В общем задача не очень тривиальная.
Более простой вариант - вязать схватывающий узел ниже СУ. На фото применен узел автоблок.

В этом случае при срыве мы остаемся висеть на узле, при этом спусковое остается нагруженным.

Нам надо только взяться за веревку между СУ и узлом, тем самым мы разгрузим узел, его можно будет ослабить и продолжить спуск.
Вроде хороший метод, но у него тоже есть недостатки. Если причина срыва будет в разрушении СУ, то нас перевернет вниз головой, что очень неприятно. Хотя такая вероятность достаточно мала, ей не стоит принебрегать.

Подробнее про крепление самостраховки ниже СУ читайте в очень толковой статье:

Все, спуск освоен. Можно не останавливаться на достигнутом, а продолжать тренировки, например освоить элементы штурмового альпинизма, который в основном, как раз и состоит из зрелищных спусков.

Даже если остановиться освоив только азы, вы уже получили навыки, способоные, в случае определенных обстоятельств, типа пожара на лестничной клетке, спасти вам жизнь.

Про спуск все.

Теперь настал момент затронуть подъем по веревке, но прежде немного расскажу про зажимы.

Зажим - устройство свободно перемещающееся по веревке, но при возникновении нагрузки устройство фиксируется, зажимая веревку, отсюда и название.

Для подъема по веревке нужно два зажима или один зажим + автоматическое страховочное устройство.

Самые распространенный зажим - жумар . Это зажим с ручкой за которую удобно держаться. Самый удобный инструмент для подъемов (отсюда пошел термин жумарить, значит подниматься). Желательно иметь хотя бы один.

Жумары бывают левые и правые, под любую руку.

Принцип работы у жумара довольно простой. Он основан на прижиме веревки подпружиненным кулачком с шипами.

Открытый жумар надеваем на веревку и защелкиваем. Вверх он свободно скользит по веревке, а при нагружении фиксируется. Нагруженный жумар снять не получится.

Для большей безопасности можно прощелкнуть карабин вот так.

К ручке жумара пристегивается педаль. Все таки самые сильные мышцы у человека в ногах.
Педаль должна быть такой длины, чтобы стоя в ней с полностью распрямленной ногой жумар оказывался на уровне груди.

Пусть жумар у нас будет первым зажимом. Вторым зажимом также может быть жумар, но уже под левую руку.

Подъем на двух жумарах производится так.

Встаем в педаль левого жумара. Правый жумар проталкиваем по веревке максимально вверх, при этом сгибаем правую ногу в колене. Совершаем толчок правой ногой -"поднимаемся на ступеньку". Потом проталкиваем левый жумар и т.д.

Усами самостраховки лучше пристраховаться к обоим жумарам.

Вместо второго жумара можно (и даже нужно) взять кроль . Это зажим, который очень похож на жумар с отпиленной ручкой. Он вешается на грудь. В случае использования со поясной ИСС надо дополнительно вешать специальную веревочку на шею.


Принцип подъема на паре жумар+кроль.
Этот способ я дополнительно покажу в отдельном видео.

Зависаем на кроле. Проталкиваем жумар, как можно выше, сгибая ногу с надетой педалью в колене. Подтягиваемся на педаль. Веревка при этом сама проходит через кроль. Затем зависаем на кроле и проталкиваем жумар дальше.

При этом за жумар можно держаться обеими руками, а в стремя жумара продеть обе ноги.

Подъем с помощью жумар + кроль самый быстрый и простой в освоении.

Есть вариант вообще обойтись без жумара.
Например применив схему кроль+пантин.

Пантин - это тот же кроль, только крепящийся к ботинку. Принцип подъема схожий.

Но я бы советовал хоть один жумар, да приобрести. Кроме подъема на нем еще и страховаться можно, хоть и не рекомендуется.
Второй вид зажимов, которые я выделяю - страховочные.

Вы поднимаетесь, а страховочный зажим едет рядом по второй веревке или над вами, если веревка только одна.

Вверх они едут свободно, а при срыве блокируются и не дают вам упасть. Самые известные представители: разнообразные капли, шанты, бэкапы и асапы.

Еще хочу упомянуть различные мини-зажимы. Они способны выполнять функции аналогичные большим, хотя и менее надежны и удобны. Их неоспоримое преимущество - маленький вес и размер.

В результате один-два таких зажима можно всегда держать на обвязке. Подробнее про них можно прочитать в обзоре .

В общих чертах по подъему все.

Теперь про неприятное, а именно про срывы . А еще конкретнее про фактор рывка.

Новичок зайдя на любой форум в обсуждение любого железа, практически сразу видит этот термин.
Его суть весьма проста для понимания.

"Фактор рывка " - это отношение высоты падения к длине веревки, которая останавливает его.

Довольно грубый показатель, по которому просто определить развалится данная железка при рывке или нет.
Настоятельно рекомендую избежать падений с фактором больше одного.

Совсем просто: если мы пристраховались к чему либо (оттяжке, страховочному устройству на второй веревке и т.д.), точка страховки не должна быть ниже пояса.

На этом все. Спасибо за внимание!

Этой статьей мастер Гамбс я начинаю цикл материалов о альпинистских железках.

Мало залезть на гору или здание. Оттуда еще и надо слезть. Зачастую, намного удобнее, воспользоваться спусковым устройством, чем пытаться вернуться по своим следам, оскальзываясь и балансируя. А в промышленном альпинизме, в большинстве случаев, до рабочего места добираются именно методом спуска. На узлах спускаться далеко не всегда удобно. Да и "железо" предлагает гораздо большее количество вариантов использования.

Итак - "восьмерка" .
Одно из самых распространенных спусковых устройств, ведущее свою родословную от легендарной шайбы Штихта. Естественно, имеющее кучу вариантов. Принцип работы основан на повышении трения. Так, классическая восьмёрка увеличивает усилие на верёвке в 4-20 раз. Например, если удерживать верёвку руками перед восьмёркой с силой 25 кг, то за восьмёркой усилие будет 200 кг, при усилии захвата руками 50 кг - 300 кг.
Из-за большого количества перегибов, общим недостатком всех восьмеркообразных явлется то, что они закручивают веревку. Это можно несколько сгладить недопусканием касания веревкой земли.

Двурогая, рогатая
Классическая и специализированная ("Пирана" от "Пецеля")

Рогатая восьмерка (инвар, шайба)


Заблокированная восьмерка. В ненагруженном состоянии, она слегка смещена в сторону рабочей руки, но если бы в обвязке был кто-то, то она стала бы прямо.
Для спуска, необходимо взять в руку свободный конец (который уходит вниз), и, слегка натягивая, начать сбрасывать витки с рогов. Как почувствуете, что начали ползти вниз - значит все идет как надо.
Для ста кг груза лучше один оборот на рогах оставлять. Если же, человек весит кил 60, то можно смело сбрасывать все. Естественно, не забывая про удержание конца.


И правильно заблокированная восьмерка)
Но так мало кто делает.

Как правило, это металлическое изделие, повторяющее по форме цифру «восемь». Два кольца неразрывно связаны друг с другом, одно меньше другого минимум в полтора раза. С одной стороны - два выступа в виде рогов, предназначенные для блокировки, путем обматывания веревкой, выполняется до 5 огонов (витков). Можно попробовать и больше, но не влезет))). Для дополнительной блокировки, свободный конец можно пропустить меджу восьмеркой и натянутой частью веревки.
Применяется в альпинизме, промальпе и организации понтов. Применяется для спуска, а в альпинизме/скалолазании, еще и для страховки
Для альпинизма чаще всего аллюминиевые, в промальпе чаще применяют стальные.
В первом случае - для уменьшения носимого веса, во втором - для долговечности. После 50-60 спусков на загрязненной веревке, дюралевая «восьмерка» вырабатывается примерно на треть, приходя в полнейшую негодность.
Стальная же, живет два-три сезона, а у молдавско-среднеазиатских бригад - до десяти


Варианты заправки веревки. Слева - вариант дял легковесов. Справа - для хороших людей, которых должно быть много.
Думаю, что взаимосвязь способа заправки с весом спускаемого тела заметна. Для прапорщиков же подсказываю:
Веревка проходящая через карабин и восьмерку имеет меньше перегибов, и, соответственно, создает меньшее трение. Меньше трения - быстрее скорость спуска. Все просто.


При таком варианте, веревка проходит с другой стороны. Никаких особых изменений при этом не происходит. Дело привычки, не более. Лично мне более удобен правый.


Существует и такой вариант заправки. Так же, ничего не меняющий.

Несмотря на то, что происхождение названия видно из самой конструкции, слышал как-то версию, что имя свое восьмерка получила в связи с тем, что при дополнительной блокировке, обороты на рогах скрещиваются.

Классическая восьмерка (безрогая)

Применяется в альпинизме и скалолазании для организации спуска. Для зависания не предназначена, потому что блокировать веревку нечем. Разве что, еще один карабин встегнуть, и кидать огоны через него. ну или хитроумные узлы наматывать.
При фабричном производстве выполянется из алюминиевых сплавов.


Слева - положение для неконтролирумего спуска:)
Справа - рабочее положение. Нижний конец, как и у всех восьмерок, при спуске должен контролироваться рукой.

Специализированные восьмерки.

Вариантов, разработанных под самую разнообразную специализацию, на свете существует огромное количество. К сожалению, у меня под рукой лишь пецелевская "Пирана" без соответствующего карабина, поэтому, обстоятельного рассказа не получится.

Продолжение следует