Бельгийские лошади тяжеловозы. Бельгийские тяжеловозы — лошади породы Брабансон

Брабансоны - это одна из крупных шаговых пород лошадей. Отдельные лошади этой породы достигают 175-176 сантиметров в холке и 1 000-1 200 килограммов живого веса. Эти лошади наиболее приспособлены к работе по перевозке грузов шагом и к тяжелым сельскохозяйственным работам.

Создание такой массивной лошади вызвано было потребностью преимущественно крупных городов в мощной транспортной лошади, а также сельского хозяйства, нуждавшегося в такой лошади в связи с усложнением агротехники (как введение травопольных севооборотов, применение сложных машин и орудий т. д.) и интенсификации хозяйства вообще. Брабансоны - это прежде всего продукт интенсивного хозяйства.

Выведена эта порода в Бельгии путем массового отбора жеребцов для использования в случке и целой системы поощрительных мероприятий, как выставки, премирование лучших производителей и их широкое использование и т. п. Существенно также и то, что брабансонский молодняк воспитывался на обильных рационах, состоящих из концентратов, корнеплодов, и пользовался тучными пастбищами. Приданию однотипичности этой породе содействовало то, что со второй половины прошлого века здесь получили очень широкое распространение несколько линий, высоко оцененных на выставках. Среди них первое место занимает линия Оранжа I - Юпитера. Таким образом, бельгийские тяжеловозы являются самыми, пожалуй, «чистокровными», т. е. не имеют примеси крови других пород, как это можно наблюдать у большинства остальных пород.

По общему виду брабансоны являются массивными, коротконогими и толстоногими животными с бочкообразным туловищем и пашной мускулатурой. Голова у них тяжелая, большая, широколобая; шея короткая, толстая; холка широкая, невысокая; спина несколько мягковатая, но широкая; поясница недлинная, мускулистая; круп, как правило, широкий, раздвоенный и умеренно свислый, что не считается пороком при длинном и мускулистом заде. Ноги костистые, короткие, копыта большие и часто с, мягким рогом. Нередко можно наблюдать так называемую «косолапость» (зацепы внутрь), что в известной мере связано с широкой грудью и является как бы механическим приспособлением организма к большей устойчивости. Встречаются также запавшее запястье, ()-обзазность, иксообразность и саблистость задних ног. Неудовлетворительность движений брабансонов и часто тяжелое дыхание является одним из существенных их недостатков. Масти чаще встречаются рыжая, гнедая и чалая. Серых и вороных почти не имеется.

Оброслость у брабансонов небольшая. Так, грива и чёлка чаще короткая; хвост хотя и длинный, но не густой; щетки на ногах небольшие. Темперамент чаще спокойный.

По скороспелости брабансоны стоят на одном из первых мест. Так, по данным Д. М. Лебедева, анергия роста по всем промерам у брабансонов выше, чем у рысаков, а к 2 годам они выглядят уже взрослыми животными. Плодовитость брабансонов сейчас явно недостаточна. Так, по Д. М. Лебедеву, за период с 1927 по 1937 г. брабансонскпе кобылы дали всего 66,2 процента зажеребления, в то время как рысак - 73,4 процента. Следовательно, задачей зоотехников, работающих с этой породой, является повышение их плодовитости. Возможности к этому, конечно, имеются. Так, в породе есть отдельные генеалогические группы, которые за этот же период дали 80 процентов зажереблеипя (Флатер-де-Сен-Жертрюд), 83,3 процента (Сюперб-дю-Жерон) и 100 процентов, как кобылы от Брабансона-де-Шенуа (по Д. М. Лебедеву), Следовательно, низкая плодовитость не является какой-то непреодолимой преградой. Отбор, подбор, высокая техника проведения случки и содержания конского поголовья с успехом эту преграду ликвидируют.

Племенная работа с брабансонской породой в ряде стран, в том числе и у нас, велась в пределах небольшого количества мужских линий. Так, у нас в основном было две старых линии: Энди-жен-дю-Фосто и Жерфо II, из которых, естественно, выделили несколько новых линий, причем некоторые из них были созданы в СССР. Дадим краткую характеристику главнейшим из линий, которые имеют значение в нашем коннозаводстве.

Линия Клерона-Реми . Представители этой линии, как правило, некрупные, удлиненные лошади, чрезвычайно сухие и имеют хорошие движения; у некоторых из них не отмечается особо развитой груди и костистости. Полноценных мужских продолжателей в этой линии нет, кобылы же довольно высокого качества.

Линия Льоца . У нас была представлена жеребцом Эхо. Дочери его крупны, но недостаточно костисты, имеют ряд дефектов сложения, как свислый круп, саблистость. В Мордовской ГЗК имеются два очень ценных жеребца этой линии: это Альсион-де — Пети-Шассар и Жюлио-де-Брэн. Особенно выделяется первый из них высоким качеством своего потомства в Мордовском ГПР.

Линия Аршидюка-Изумруда . Это лошади среднего роста, сухие, отличающиеся хорошим здоровьем. Корпус у них развит хорошо. Представлена линия у нас преимущественно через детей Изумруда, сына Ноэля.

Линия Боже . В старой линии Эндижена-дю-Фосто у нас выделилась самостоятельная линия жеребца Боже. Как правило, это крупные, массивные, но несколько серые лошади с неудовлетворительными движениями и довольно требовательные к условиям воспитания.

Старая линия Эндижена-дю-Фосто у нас имеет значение через Грииьго, Полэн-де-Вер, Сюперб-дю-Жерон, Ляфлер-де-Коикеран, Эндиго-де-Бель-вю, Эндижен-д’ Ультр и Эндижен-де-Лаваль.

Линия Жерфо II . Старая линия Жерфо II представлена у нас главным образом через 2 жеребцов: 1) Брабансон-де-Шенуа и 2) Флатер-де-Ст. Жертрюд. Потомство первого некрупно и недостаточно костисто, потомство же второго занимает одно из первых: мест по крупности и формату, но также недостаточно костисто.

Меньшее значение для нашего коннозаводства имеют такие линии, как Жана I и др.

Работоспособность брабансонов довольно высокая: так, на специальных испытаниях в Москве на ипподроме жеребец Лин-Орук, 1936 г., от Рулона и Львицы, в возрасте 2 1 / 2 лет вывез 7 550 килограммов при тяговом усилии 354 килограмма и показал скорость на шагу 8 минут 36 4 / 8 секунды на 1 километр, а на рыси - 2 минуты 46 секунд на 1 километр.

В метизации брабансоны, при удовлетворительных условиях воспитания молодняка, в первом поколении от простых кобыл в районах средней полосы Союза ССР дают крупных и сильных лошадей. Во втором поколении (т. е. 3 / 4 -кровные метисы), при достаточно обильном кормлении концентратами, сочными кормами и при хорошем уходе, по калибру и общему типу очень близки к чистопородным брабансонам. Если же условия воспитания неблагоприятны (плохое кормление, холодное и грязное помещение и т. п.), то качество метисов и первой и второй генераций получается низкое.

Основной недостаток в разведении брабансонов в наших заводах и коневодческих фермах - это неудовлетворительное воспитание молодняка. В частности, молодняк мало получает концентратов, набор которых, кроме того, однообразен: ему почти не дается жмых, отруби, различные зерна, богатые белком; молодняк часто не пользуется хорошим пастбищем, зеленой подкормкой и пр. Все это в значительной мере делает оценку линий и приплода отдельных производителей ориентировочной, и если и достоверной, то только для этих малоудовлетворительных условий.

Разводят брабансонов у нас несколько конных заводов и государственных племенных рассадников, причем расположены они преимущественно в северной части черноземной полосы и южной средней полосы СССР.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Бельгийская рабочая лошадь - одна из самых красивых и заслуживших своё место в истории тяжёлых лошадей в мире, древняя бельгийская рабочая порода тесно связана с Арденами. В середине века её называли фландской лошадью, и она сыграла большую роль в выведении нескольких знаменитых пород тяжеловозов, включая шайров, суффольк-панчей и особенно клейдесдалей. В наши дни бельгийских рабочих часто называют брабансонами по названию местности в Центральной Бельгии, где их разводят.

За долгие годы селекционеры с помощью строгого отбора и близкородственного размножения довели эту породу до совершенства. Короткая шея, мощные плечи, короткие ноги, объёмный корпус и мощный круп в сочетании с самым добронравным из темпераментов составляют гармоничный образец идеальной тяжёлой лошади для работы на земле, и нет более прекрасного зрелища, чем наблюдать за парой этих великолепных животных, запряжённых в повозку с пивными бочками.

Несмотря на повсеместную механизацию, эти смирные гиганты, славящиеся своим спокойным нравом и трудолюбивостью, до сих пор довольно часто встречаются во многих районах Бельгии и ценятся в Северной Америке.

Бельгийские рабочие лошади имеют высоту в холке 168-173 см. Масть преимущественно рыже-чалая с чёрными конечностями, рыжая или соловая. Также встречается гнедая, саврасая и серая.

Экстерьер

Самая распространенная масть - чалая, особенно в «винной» версии, но встречаются также рыжая и гнедая. В брабансоне можно увидеть также буланую, соловую и серую. У светлых лошадей (чалая, соловая и буланая) на ногах имеются чулки из длинного, темного волоса.

Голова не очень большая пропорционально общему объему, выразительная, довольно продолговатая, с широким лбом, прямым или слегка приплюснутым профилем; ганаши мускулистые и выступающие, уши прямые, маленькие и широко расставленные, глаза тоже маленькие, мягкие и выразительные, с выпуклыми орбитами, губы толстые и мясистые, ноздри широкие. Шея сильная, короткая и крепкая, широкая в основании, дугообразная, хорошо поставленная. Спина мощная, мускулистая, длинная.

Холка низкая и широкая, спинопоясничная линия короткая, спина часто прогнувшаяся, поясница широкая, короткая и солидная. Круп очень развитый, закругленный и двойной, с хорошей постановкой хвоста. Грудь развернутая и массивная, живот широкий и глубокий, с широкими, закругленными ребрами.

Ноги довольно короткие, с широкой, крепкой артикуляцией, обладают большой выносливостью: предплечья мускулистые и могучие, пясти широкие в диаметре и крепкие; скакательные суставы толстые и широкие, с хорошим углом сгиба, сухожилия плотные и сухопарые. Бабки короткие и покрытые, как и путовые суставы, пышными челками. Копыта большие, круглой формы, немного плоские, с рогом светлого оттенка, довольно хрупким.

Провинция Намур, холмистая местность, по которой протекает Моза и несколько ее притоков (Самбр и Лесс), - это территория, где находят множество свидетельств эпохи плейстоцена, когда, вероятно, и произошла встреча человека с лошадью. Были обнаружены остатки скелетов лесных лошадей, имевших грубое, тяжелое телосложение, толстые, короткие ноги, рост около 1, 52 м. Греческая и римская литература изобилуют упоминаниями о бельгийских лошадях. Но слава бельгийской породы, называемой также фламандской лошадью, была поистине огромной в Средневековье (бронированные бельгийские воины использовали ее в Крестовых походах на Святую землю). Завезенная в Англию, она послужила развитию породы шайри повлияла на другие английские породы тяжеловозов, как, например, клейдесдаль и суффолк-панч. В Ирландии оказала влияние на упряжную ирландскую породу.

Порода бельгийская рабочая развивалась, подразделяясь при этом на подвиды, каждый из которых формировался в соответствии с определенной географической местностью. Маленькая бельгийская, называемая также арденская бельгийская, характерна для северо-запада страны; средняя, или кондроз, разводится в одноименном регионе, расположенном вдоль правого берега Мозы; большая, или брабансон, самая распространенная и знаменитая: зоны ее разведения - Фландрия, области Анверсы, Лимбурга, Брабанта и Люксембурга. В 1870 году была утверждена классификация, согласно которой бельгийская рабочая была поделена на три определенные группы в соответствии с тремя линиями крови породы.

В конце прошлого века различались три типа брабансонов, каждый из которых представлял различную племенную линию. Потомки знаменитого Оража I составляли линию Гро де ля Дандр и были преимущественно гнедой масти. Жеребец по кличке Байяр стал основателем линии Гри дю Эйно серой, рыже-чалой и соловой масти. Третья линия, Колосс де ля Механь, пошла от гнедого жеребца Жана I. Сегодня потомки всех трёх линий проходят под общим названием бельгийских рабочих, или брабансонов.

Использование

Лошади этой породы целыми днями работают с человеком: их называют просто «гаман» (или «гамин», если женского рода), что значит «сынок/дочка». Такое прозвище дают своим рабочим лошадкам рубщики леса.

Работа на лесопилке, переходящая от отца к сыну, еще имеет место в лесах Бельгии, Франции, Голландии и Северной Германии.

Обучение лошадей для лесоводства длится несколько лет: нелегко тащить сквозь лесную чащу стволы весом более 5 центнеров и длиной 5-10 м.

Занимающаяся этим трудом лошадь представляет собой удивительное зрелище: у нее нет поводьев, а только хомут, чтобы тянуть ствол, он реагирует на простые устные команды, демонстрируя спокойствие, желание работать и большое внимание.

Бельгийская рабочая лошадь (La cheval der trait Beige) - наиболее распространенная тяжеловозная порода лошадей. Выведена она в Бельгии и оттуда широко распространилась по многим странам мира. Ее предками считают древних лошадей Бельгии. Разводились бельгийские рабочие лошади без значительного влияния других пород.

Тип и размеры бельгийских лошадей с течением времени изменялись под влиянием различных требований к качеству лошади. Так, в первые века нашей эры это были мелкие (145-148 см. высоты в холке), но довольно широкотелые лошади, использовавшиеся под верх. В средние века из них создали довольно крупных рыцарских лошадей (155-165 см. высоты в холке). В XIX веке они постепенно были превращены в крупных и мощных рабочих лошадей (тяжеловозов) под влиянием быстро развивающихся городов и промышленных центров, а также сельского хозяйства, в котором вводилась плодосменная система, требующая более глубокой вспашки. Богатые сенокосы и пастбища низменной части Бельгии, а в дальнейшем, с развитием сельского хозяйства, высококачественное сено из сеяных бобовых трав позволяли обеспечить лошадей хорошими кормами и в довольно короткий срок укрупнить и утяжелить их. Постоянное использование лошадей на тяжелых работах и со сравнительно раннего возраста (1 1 / 2 лет) способствовало выработке у них хороших рабочих качеств.

Широкое признание бельгийские тяжеловозы получили в конце XIX века, после того, как в 1878 г. на Международной выставке в Париже жеребец Брийан 708, сын Оранжа I, получил первый приз по группе тяжеловозов. Этот успех был закреплен на Парижской выставке 1900 г., когда внук Оранжа I, Рэв д"Ор, был признан всемирным чемпионом по группе тяжеловозов.

Развитие капитализма в этот период в ряде стран и внедрение капитализма в сельское хозяйство вызвали усиленный спрос на крупную рабочую лошадь. Под влиянием такого спроса в Бельгии стало широко развертываться производство племенных лошадей, рассчитанное в значительной степени на экспорт, и оформляться современный тип бельгийского тяжеловоза.

До конца XIX века в Бельгии различали породы: фламандскую (фландрскую), брабансонскую, арденскую. В дальнейшем все эти породы были поглощены брабансонами и объединены в одну породу - бельгийская рабочая лошадь - с общим студбуком. Однако некоторые отличия в типе лошадей наблюдаются до сего времени, особенно между лошадьми, выращенными в горной части Бельгии (Арденнах), характеризующейся более суровым климатом, худшими почвами и менее богатым травяным покровом, и лошадьми Фландрской низменности, с более плодородными почвами и хорошими лугами.

На выставках в Бельгии выделяют четыре группы лошадей: 1) большого роста - жеребцы более 165 см. высоты в холке и кобылы более 161 см.; 2) малого роста - лошади с меньшими промерами; 3) ардены (жеребцы - 160 см., кобылы - 157 см.), рожденные в Арденнах, и 4) ардены, рожденные не в Арденнах. Ценность призов по группам арденов вдвое меньше, чем по первым двум группам лошадей, что показывает, в каком направлении ведется племенная работа в коневодстве Бельгии.

Главнейшими методами улучшения тяжеловозов в Бельгии были: во-первых, массовый отбор лучших жеребцов-производителей путем ежегодных осмотров их экспертными комиссиями; во-вторых, ежегодные выставки, проводимые как в центре, так и в провинциях, с премированием лучших лошадей, которые в дальнейшем широко использовались в племенных целях; в-третьих, обильное кормление разнообразными кормами (овес, отруби, мелясса и другие отходы технического производства, бобовое сено, солома, корнеплоды) и, наконец, широкое использование на различных (в том числе тяжелых) работах, с приучением к ним лошадей с раннего возраста. Этими методами удалось в сравнительно короткое время устранить у бельгийских тяжеловозов ряд экстерьерных недостатков, выработать у них хорошие рабочие качества и повысить их однотипичность.

Однако в дальнейшем, под влиянием возраставшего спроса на племенную лошадь в основном для экспорта, который в 1910 г. достиг 14% общего числа тяжеловозов Бельгии, здесь стали стремиться к выращиванию выставочной лошади для продажи. В связи с этим изменились и методы племенной работы. Основное внимание стали обращать на выращивание более крупной и массивной лошади "выполненных форм", а чтобы добиться этого, нужно было по возможности освобождать лошадей от работ и обильно кормить сочными кормами. Такое изменение в методах племенной работы повело к изменению типа лошади. Большая часть премированных за последние десятилетия лошадей, особенно чемпионы, по типу скорее походили на мясных животных, чем на рабочих лошадей. Широкое использование в племенных целях этих лошадей должно было неизбежно вызвать изменение типа и качества всей породы.

В Бельгии тяжеловозы разводятся преимущественно в крестьянских хозяйствах. Углубленной селекционной работы с ними не проводилось, о чем, в частности, говорит то, что в первые 22 тома студбука записано 80,2% кобыл с невыясненным происхождением и даже водном из последних томов (38-м) таких кобыл было 5%. Студбук до сего времени не закрыт.

Наибольшую известность и распространение в Бельгии получило потомство Юпитера 126, рожд. 1880 г. (сын брабансона Оранжа I), главным образом через его сына Брен д"Ор 7902 и внука Эндижен дю Фосто 29718. С 1889 по 1914 г. из 26 чемпионов породы 17 принадлежало к потомству Юпитера 126, в том числе 10 через Брен д"Ор. С 1919 по 1939 г. из 20 чемпионов 17 относилось к потомству Эндижен дю Фосто, в том числе 15 через его внука Альбион д"Ор 23/1892. В 1938 г. около трети жеребят, занесенных в студбук, было получено от потомков Альбион д"Ор, причем около 2 / 3 через его сына Авенир д"Эрс и сыновей последнего.

В экстерьерном отношении бельгийские тяжеловозы характеризуются широкой, сухой головой, толстой, короткой шеей, короткой, широкой холкой, немного мягкой, но широкой, короткой спиной, округлыми ребрами, мускулистой поясницей, спущенным раздвоенным крупом. Окорок округлый, мускулистый, но часто мало спускающийся к скакательному суставу. Костяк могучий, суставы хорошо выражены, мускулатура мощная, но сырая, с наклонностью к отложению жира. Копыта не всегда достаточно хороши по качеству рога. Лошади из группы "большого роста" наиболее массивны и сыры, из группы "малого роста" - значительно суше, а "ардены" - сухие и облегченные. Ведущей группой в породе является первая; все чемпионы породы в Бельгии принадлежат к ней.

Данных о средних промерах тяжеловозов в Бельгии нет. Промеры бельгийских тяжеловозов, бывших на выставках в Германии в 1909-1914 гг., и лошадей, ввезенных в СССР в 1925-1928 гг., характеризуются следующими показателями (табл. 21):

Помимо Бельгии, наибольшее распространение бельгийские тяжеловозы получили в Германии, Швеции, Голландии и Дании, причем в двух последних странах они по типу и происхождению почти не отличаются от тяжеловозов, разводимых в Бельгии.

Немецкая "холоднокровная" лошадь

(Deutsche kaltblut Pferde. )

Планомерная работа по утяжелению лошадей в Германии началась с половины XIX века. Так же как в Бельгии, при разведении тяжеловозов здесь использовали обильное кормление со значительным содержанием в рационах сочных кормов (в частности, картофеля) и бобовых трав. Укрупнение лошади шло в тесной связи с интенсификацией сельского хозяйства и увеличением в хозяйствах кормов. Племенные лошади использовались на работах.

В Германии процент "холоднокровных" лошадей (так там называют лошадей тяжеловозного типа) с начала XX века систематически повышался. В 1898 г. таких лошадей было 28,2% ко всему поголовью племенных лошадей, в 1928 г. - 48,9%. В 1937 г. холоднокровными жеребцами было покрыто 57,9% кобыл, пущенных в случку.

Тяжеловозы Германии были созданы на основе местных лошадей путем скрещивания их с различными породами: датскими тяжеловозами, шайрами и клейдесдалями (которые в дальнейшем были вытеснены бельгийскими тяжеловозами) и, наконец, со своими рейнскими тяжеловозами.

В первые десятилетия XX века около 80% экспорта лошадей из Бельгии шло в Германию.

Разведение тяжеловозов в Германии началось прежде всего в Рейнской провинции, богатой лугами и ранее других провинций приступившей к интенсификации сельского хозяйства. В дальнейшем тяжеловозы широко распространились по всей стране, и к 1937 г. больше всего их было в Баварии, Вестфалии, Рейнской провинции, Саксонии, Шлезвиг-Гольштейне.

В зависимости от различий в маточной основе, на которой использовались тяжеловозные жеребцы, а также условий воспитания, кормления и содержания племенных лошадей, в типе тяжеловозов, разводимых в отдельных провинциях Германии, имеются некоторые отличия.

Наиболее крупные и массивные лошади были созданы в средней полосе Германии, от Вестфалии и Рейнской провинции на западе до Померании на востоке. В этих провинциях лошади в общем близки по типу к бельгийским тяжеловозам, но грубее их по сложению.

Более сухие лошади созданы на северо-западе и юго-западе. В южных горных районах Баварии и в других пограничных областях разводились легкие типы тяжеловозов - норийские лошади, имеющие некоторое сходство с нашими русскими арденами (оберлендеры и другие породы), и пинцгауеры - одна из старинных тяжеловозных пород средней массивности. Тяжеловозы Шлезинга почти идентичны с датскими (ютландскими) тяжеловозами, которые в большом количестве ввозились в эту провинцию из Дании.

Более породны и консолидированы рейнские тяжеловозы, имеющие наибольшую родственную связь с бельгийскими тяжеловозами. От бельгийских тяжеловозов рейнские и близкие к ним по типу тяжеловозы других провинций отличаются лучше развитой грудной клеткой, большей костистостью и сыростью, а также общей грубостью сложения, но одновременно лучшими движениями. Наиболее распространены масти рыжая, рыже- и гнедо-чалая и гнедая.

В большинстве провинций было принято обрубать хвосты у лошадей. Во всех провинциях до войны проводилось таврение племенных лошадей, а в отдельных провинциях - выжигание номеров по студбуку или заводской книге.

В Германии были созданы свои линии. К 1940 г. в Рейнской провинции большое распространение получило потомство Лотара III из группы Оранжа I, но не через Юпитера 126, а через Букана. 58,7% кобыл, записанных в студбук в 1940 г., относилось к потомству этого жеребца. Второе место занимало потомство знаменитого в Бельгии Альбион д"Ор 23/1892, к которому относилось 33,7% жеребцов, показанных на выставках 1940 г. (потомство Лотара III среди них составило 44,7%).

Брабансон (или бельгийский тяжеловоз) – древняя порода тяжелоупряжных лошадей, предками которых были фламандские лошади. Брабансон – национальное достояние Бельгии: у них практически идеальный для тяжеловозов экстерьер и великолепный характер, послушный и спокойный. Брабансоны весьма трудолюбивы и привязчивы.

История породы лошадей брабансон

Бельгийские лошади, предки брабансонов, славились еще в древние времена. Но в ходе истории порода лошадей брабансон подвергалась множеству изменений, так как требования к лошадям постоянно менялись.


Например, в средние века ценили тяжелых, крепких лошадей, пригодных для транспортировки рыцарей в доспехах. После изобретения пороха потребовались более подвижные и легкие лошади, но крестьянам по-прежнему необходимы были тяжеловозы. А развитие промышленности и товарооборота только укрепило спрос на лошадей-силачей.


С 90-х годов 19 века бельгийские селекционеры начали планомерно улучшать бельгийского тяжеловоза брабансона, задавшись целью получить массивных, крупных, выносливых лошадей. В 1885 г. создали Общество по улучшению бельгийских лошадей, которое издало единую племенную книгу (студбук) для брабансонов. В 1900 г. племенная книга была закрыта, то есть в него не вносились лошади, чьи предки уже не были зарегистрированы в студбуке.




Большое значение для улучшения породы брабансон имели ежегодные конные выставки в Брюсселе.


Ценные качества брабансонов стали причиной огромной популярности этих лошадей как на родине, так и за ее пределами. Брабансон, нечто среднее между арденской и фламандской лошадью, наиболее соответствует требованиям, которые предъявляются к рабочей лошади.

Лошадей породы брабансон разводят не только в Бельгии, но и во Франции, Польше, Швейцарии, Италии, Германии, а также в Северной и Южной Америке.



На фото: лошадь породы брабансон с жеребенком

Описание лошадей породы брабансон

Брабансоны – довольно крупные лошади могучего телосложения. Высота в холке брабансона – 168 – 173 см, но встречаются брабансоны и выше 180 см в холке. Масса брабансона – 800 – 1000 кг. Это настоящие гиганты, при этом очень послушные и флегматичные.


Голова брабансона по сравнению с туловищем кажется легкой, лоб широкий, профиль прямой, глаза большие и красивые.


Шея короткая, сильная.


Грудная клетка мощная, глубокая.


Спина не очень длинная.


Круп брабансона широкий и раздвоенный.


Ноги у брабансонов короткие, но при этом сухие, украшены небольшими щетками.


Копыта крепкие.


Основные масти лошадей породы брабансон: рыжая, чалая, светло-гнедая. Реже встречаются вороные, соловые, буланые и серые лошади.


Брабансоны могут бежать довольно энергичной и быстрой рысью.

Довольно суровая жизнь в ходе истории закалила лошадей породы брабансон и сделала их неприхотливыми к условиям содержания.


Лошади породы брабансон спокойные и добрые, очень трудолюбивые и привязчивые.


Бельгийская теплокровная лошадь произошла в Бельгии, но распространена она помимо родины в других странах Европы и США. Бельгия граничит со странами, богатыми традициями разведения лошадей, из Германии, Франции и Голландии сюда всегда поставляли бельгийских жеребцов высшего уровня для спорта и различных шоу.

Привезенные жеребцы с примесью верховой чистокровной стали основой бельгийской теплокровной породы.

Лошади этой породы всего за несколько лет добились больших успехов в конном спорте. Бельгийских лошадей разводили в Брабанте – плодородной равнинной местности, которая словно предназначена для коневодства.

Экстерьер бельгийских теплокровных лошадей

Тип породы мезо-долихоморфный. Масть может быть гнедой, вороной, рыжей, серой и темно-гнедой. Окрас всегда насыщенный. На морде и ногах нередко имеются пятна белого цвета.

Голова средней величины, лоб широкий. Профиль прямой или «бараний». Глаза крупные, глубокие, уши прямые и длинные. Шея тоже длинная и сильная, холка мощная. Высота в холке достигает 1,64-1,68 метров.

Круп длинный, спина прямая. Хвост имеет высокий подъем. Живот глубокий и широкий, грудь мощная, развернутая. Ноги с хорошо развитой мускулатурой прекрасно поставлены. Предплечья мощные и длинные. Скакательные суставы располагаются под правильным углом. Копыта закругленные, защищены роговым упругим покрытием.

История породы бельгийской теплокровной

Эту породу получили в 50-х годах. В это время проводились работы по скрещиванию гельдерлендской породы с породами упряжных лошадей, которые имеют довольно легкий тип. Результатом этого стал верховой конь, компактный, но при этом тяжелый, не слишком атлетический, с медленным ходом и хорошим характером.


В 1960-х года из Франции экспортировали арабов, першерона и французского селля, из Германии привезли голштинскую породу, из Голландии – голландскую теплокровную. Заводчики смешали все эти крови и получили породу, близкую к французскому селль. Новая порода получилась со спокойным, покладистым характером, уравновешенная и смелая. Движения у лошадей были отточенными и свободными.

Большая часть современных жеребцов бельгийской породы родилась в Бельгии, все они прошли серьезный отбор, где проверялись их способности, показатели здоровья и атлетические свойства. Особое внимание уделяется кобылам. Для получения спортивных способностей, необходимо, чтобы таковые имелись у обоих родителей, а это выявляется при демонстрации на поле, поэтому селекционные работы происходят прямо на тренировках. При этом проводится экзамен на характер, ход и поведение лошадей.


Селекция лошадей в Бельгии находится на пике роста, лошади из этой страны пользуются спросом во всем мире.

Использование бельгийских теплокровных лошадей

В стране имеется 2 ассоциации: SBS и BWP, занимающиеся бельгийскими теплокровными. Успех породы обязан этим организациям. Организация SBS была первой, ее образовали с целью поставки лошадей для армии. Эта ассоциация была довольно закрытая, и не все коннозаводчики могли вступить в нее. Ее работа направлена на то, чтобы оставаться ассоциацией не производителей, а всадников.

Ассоциация BWP была основана крупной финансовой бельгийской компанией Boerenbond. Она наиболее полно представляет бельгийское разведение лошадей.

На сегодняшний день между данными организациями практически не возникает конфликтов, и можно даже говорить об их единой деятельности. Известность получают жеребцы обеих ассоциаций, а коннозаводчик может записать свою лошадь в любую из них.


Одним из лучших лошадей организации SBS был Оксо, который выиграл Международное Гран-При и Гран-При на Кубке мира. Также прославились такие лошади, как Принс Драм, Пти Па де Помьер, Арабиан и Стереден де Сант Эрмель.

Лошади BWP не менее известны, например, в выездке призовые места занимали Абнер, Квариман, Ренцо и Данте де Шенемон, а в конкуре – Брит и Чита. В прыжках через препятствия одерживали победы многочисленные лошади этой организации, но самая большая известность досталась Биг Бену, который дважды выигрывал на Кубке мира в Тампе и Гетеборге.