Как научиться хорошо галопировать на лошадях. Как ездить на лошади: правила верховой езды

Переход на галоп

Движение на галопе совершается в три такта. Различают галоп с правой ноги и с левой. При галопе с правой ноги (рис. 32) вперед выбрасывается правая пара ног, при галопе с левой ноги - левая пара.

Всаднику разрешают ездить галопом уже в первые часы тренировок, чтобы быстрым продвижением вперед доставить удовольствие и чтобы он во время прохождения углов научился сохранять равновесие. При этом на сам переход на галоп сначала не обращают внимания. Большинство лошадей переходят на галоп по команде тренера, повинуясь голосу. Всадник научится правильно сидеть в седле на галопе и правильно входить в движение галопа только с переходом на галоп; точно так же, как правильно научиться входить в рысь можно, только напрягая пояснично-крестцовый отдел, начиная движения с места и осаживая лошадь.

Лошадь нужно предупредить о переходе на галоп не только постановлением, при этом надо, чтобы она приняла вправо или влево в зависимости от того, с правой или левой ноги должен начаться галоп. С этим должны согласовываться и посылы.

Рис.31 Переход на галоп с правой ноги.

Собственно говоря, посыл на галоп совершается не из прямого положения корпуса, а из посадки, которая должна быть у всадника, заставляющего лошадь принять вправо или влево. В соответствии с этим внутреннее бедро должно быть уже продвинуто, внутренний шенкель прилегать к подпруге, а внешний - к крупу лошади на расстоянии ширины ладони за подпругой. Если бы всадник, смягчив поводья, равномерно надавил вперед пояснично-крестцовыми мышцами и шенкелями, то лошадь, приняв вправо или влево, перешла бы на рысь.

Но чтобы лошадь, принявшая вправо или влево, перешла бы не на рысь, а на галоп, нужно сменить чередование ног на галоп. Это происходит в первую очередь благодаря энергичному давлению вперед внутренней тазовой костью и одностороннему напряжению мускулатуры пояснично-крестцового отдела.

В связи с этим оба шенкеля давят на лошадь вперед (внутренний - на подпруге, а внешний - на расстоянии ширины ладони за подпругой), но прежде всего внутренний. Оба повода нужно одновременно смягчить, чтобы облегчить лошади движение вперед. Давление же на внутреннюю сторону можно усилить еще и благодаря незначительному набору повода.

В соответствии с этим все решает одностороннее воздействие пояснично-крестцовым отделом. При достигнутых успехах в выездке уже только этого посыла достаточно, чтобы не только добиться перехода на галоп, но и чтобы во время движения сменить галоп с правой ноги на галоп с левой, или наоборот. Поскольку же любой посыл пояснично-крестцовым отделом немыслим без поддержки шенкелей, переход от более грубого посыла к более тонкому вряд ли можно увидеть.

Переходить на галоп учат по-разному. Можно перевести лошадь на галоп с помощью хлыста и даже окриком или щелканьем языка. Часто говорят, что лошадь должна принять в сторону, чтобы получить большую свободу плечам. При этом она изгибается в форме буквы S. Иногда рекомендуют переходить на галоп только с помощью внешнего шенкеля, но такие советы ведут по ошибочному пути.

Правильно переходит на галоп всадник, вошедший в ритм движения лошади. Любые сомнения по этому поводу можно устранить с помощью самоконтроля. Если всадник не чувствует, что его лошадь идет неправильным галопом, то его посадку нельзя считать правильной. Это нужно подробно объяснить.

Хорошо выезженная лошадь на галопе с правой ноги принимает вправо, а на галопе с левой ноги - влево. Вперед выбрасывается внутренняя пара ног, что является следствием деятельности костно-мышечного аппарата, включая и мышцы изогнутой спины. Если всадник стремится войти в эти движения, как он этому учился на рыси, то внутренней тазовой костью и бедрами, то есть односторонним напряжением пояснично-крестцового отдела, он должен надавить вперед. Если всадник этому научится, то будет уверенно сидеть в седле на галопе, как и на рыси.

Если всадник при переходе на галоп давит вперед на внутреннюю сторону в то время, как лошадь переходит на галоп не с нужной ноги, то у него неправильная посадка. Неправильный переход на галоп всадник ощущает костями таза, как будто лошадь требует, чтобы он сел иначе. В то время как он собирается передвинуть правое бедро и правую тазовую кость, лошадь как бы подсказывает ему, что следует продвинуть левое бедро и левую тазовую кость. Всадник должен почувствовать это поворачивающее движение под тазом, потому что оно мешает ему правильно сидеть в седле. И как только всадник обратит на это внимание, он научится и исправлять ошибку.
Если он научится правильно переводить лошадь на галоп, то сможет попеременно галопировать то с правой, то с левой ноги.

Переход на галоп лучше всего делать с движения и с вольта или перед прохождением угла манежа, и его следует отрабатывать до тех пор, пока всадник не обретет полной уверенности. В движении всаднику легче сохранить уверенную посадку, а на повороте лошадь в соответствии с применением легче начинает галопировать.

На тренировке следует обратить внимание, чтобы задние ноги лошади перед переходом на галоп не стояли слишком далеко внутрь и лошадь переходила на галоп по возможности на один след.

Галоп

Лошадь движется не просто галопом, а рабочим, сокращенным, средним или прибавленным галопом. Всадник должен точно придерживаться различий в темпе и его частой переменой напоминать самому себе о том, что он должен ехать в каком-то определенном темпе.

Лошадь на галопе чувствует себя совсем не так, как на рыси, потому что галоп - это разновидность поступательного движения с особым чередованием ног. Всадники, хорошо умеющие входить в ритм движения на рыси, должны хорошо прочувствовать сопровождение ритма движений на галопе. Многие всадники первое умеют, а второе у них не получается. Посадка всадника в седле зависит от того, научился ли всадник правильно переходить на галоп. Да и вообще для него очень важно прочувствовать ритм движения лошади на галопе.

Рис. 32 Галоп с правой ноги. После третьей фазы следует фаза свободного зависания

Всадник на галопе невольно сопровождает движение лошади переносом центра своей тяжести с передних ног на задние. Когда лошадь в первой фазе находится в высшей точке, всадник, невольно наклоняясь вперед, отрывает седалище от седла. Этого делать не следует. Когда лошадь в третьей фазе находится в низшей точке, всадник несколько отклоняет корпус назад.

Чем быстрей лошадь идет галопом, тем чаще становятся ее движения и тем больше они захватывают пространство. Если на галопе всадник не хочет делать повороты короче, то возможно это лишь тогда, когда лошадь безупречно повинуется посылам и движется собранным галопом. На собранном галопе задние ноги лошади согнуты, а передние почти прямые. Некогда принятое определение "укороченный галоп" наводит на ложную мысль о том, что главное в этом аллюре заключается в укорачивании, поэтому его называют теперь чаще "собранным галопом". Говорят также и о "сокращенном галопе", подразумевая под этим аллюр, который неправильно сокращают набором поводьев. Большинство всадников часто соблазняются набором поводьев. Этой ошибки начинающий всадник может избежать только тогда, когда научится добиваться сбора лошади частым переходом на галоп. Первый скачок перехода с шага на галоп кажется элегантным, но уже при втором и третьем скачках сбор пропадает. На галопе точно так же, как и на рыси, нужно напряжением пояснично-крестцового отдела постоянно посылать лошадь, добиваться сбора, совершая при каждом ее скачке повторяющийся посыл на галоп. При продолжительной выездке посыл становится все деликатней, пока всадник не добьется осуществления его только односторонним напряжением пояснично-крестцового отдела.

Многие всадники, умеющие на рыси заставить лошадь повиноваться посылам, так и не постигают, что одностороннее воздействие пояснично-крестцовых мышц на галопе играет точно такую же роль, как и общее напряжение пояснично-крестцового отдела на рыси.

Повороты на движении

Поворотами на движении называют любое изменение направления, прохождение углов, езду на вольту и серпантином.

Совершить правильный поворот во время движения лошади всадник сможет лишь тогда, когда научится согласовывать правильное усилие с односторонним воздействием при поворотах на месте.

Рис.33 Поворот на движении (чтобы рисунок был более ясным, центробежная сила во внимание не принимается)

В первое время своего обучения добронравная лошадь, на которой всадник учится, поворачивает сама. При этом всадник уже осознает, что, проходя угол, он должен перенести корпус внутрь, чтобы под действием центробежной силы не сползти на внешнюю сторону.

Каждому повороту на движении предшествует постановление. Выполняя его, всадник убеждается во внимании лошади и исправляет собственную посадку. Затем заставляет лошадь принять в соответствующую сторону, при этом переносит свой центр тяжести внутрь и прижимает внутренний шенкель к туловищу лошади на подпруге, а внешний - за ней.

Только после того, как лошадь приняла в ту сторону, куда должна повернуться, должен последовать посыл на поворот.

Внутренний повод вводит лошадь в поворот. Внешним поводом и внешним шенкелем добиваются, как и при повороте на задних ногах, перехода на вольт и определяют величину радиуса поворота.

Внутренний шенкель, как и при повороте на задних ногах, действует предупреждающе, ограничивает поворот и посылает лошадь.

Оба шенкеля и поводья воздействуют с различными усилиями, в зависимости от чувствительности лошади. Если поворот выполняется правильно, то копыта задних ног ступают точно в следы передних - как на рисунке. На разрыхленном граблями грунте всадник может убедиться сам, правильно ли он прошел поворот.

Но всевозможные влияния, исходящие не обязательно от всадника, могут побудить лошадь отклониться во внешнюю или внутреннюю сторону от следа.

В закрытом манеже лошадь часто старается больше закруглять углы, и, чтобы отвести ее глубже в угол, всадник воздействует внутренним шенкелем сильнее. Совершая меньшую ошибку, задние ноги лошади описывают больший круг, чем передние, и в этом случае следы задних ног оказываются рядом с передними - с внешней стороны.

Зачастую всадник слишком рано приходит к выводу, что уже научился выполнять повороты на движении. Правильно выполнить вольт, т.е. чтобы передние и задние ноги лошади шли след в след, очень трудно и требует хорошей подготовки, нужного усилия и согласованности воздействий. Если всадник полагает, что этому он уже научился, то ему следует проверить, может ли его лошадь действительно на одном месте сделать один или два вольта след в след. Устроить такой экзамен всадник может на ровном разрыхленном грунте.

Чтобы научиться этому, начинающий всадник должен проходить не только вольты в один след, но и заставлять лошадь вписывать в окружность следы задних ног, а также ступать за ее пределы. И все это не на одной лошади, а на разных.

После каждого поворота на движении лошадь нужно послать прямо.

Рис. 34
1. Поворот при слишком сильном воздействии внутреннего шенкеля (незначительная ошибка, выражающаяся в прилегании к бортику манежа)
2. Поворот при слишком сильном воздействии внешнего шенкеля (незначительная ошибка, выражающаяся в чрезмерном отходе от бортика манежа)

При перемене направления вольта лошадь недалеко от центра манежа посылают прямо, а при переходе на другой вольт это повторяют. Перемену вольта нужно делать так, чтобы всадник менял круг в направлении закрытой стороны. Незадолго до того, как он попадает в середину вольта, лошадь следует послать прямо. Включение подковообразной фигуры следа важно, и отнюдь не по формальным причинам. Если начинающий всадник не может заставить себя проехать обе дуги линии перехода абсолютно одинаково, то, значит, он не научился правильно посылать лошадь на поворот. О своем желании совершить поворот он может сообщить лошади только тогда, когда сам знает точно, какой линии должен придерживаться.

При езде серпантином, проезжая каждую новую дугу, лошадь следует посылать прямо и потом вновь заставлять принять. Принимание каждый раз должно проходить от затылка до хвоста - через всю лошадь; это очень важно для всадника и лошади при езде серпантином.

Уменьшение и увеличение вольта

"Уменьшение вольта" и "увеличение вольта" происходит на движении и предназначается для того, чтобы познакомить всадника и лошадь с уменьшением и увеличением радиуса поворота. Их выполняют точно так, как повороты на движении со вписанными и выходящими за след задними конечностями.

При уменьшении вольта лошадь по спирали постепенно приближается к центру, причем передние ноги отжимаются внутрь воздействием внешнего шенкеля. Внутренний повод обеспечивает при этом мягкость движения и принимания.

Также и при увеличении вольта лошадь в первую очередь идет на внешнем поводе в то время, как внутренний шенкель постепенно отводит ее от центра. Всадник действует неверно, когда для увеличения вольта натягивает внешний повод через холку лошади во внешнюю сторону.

Для начинающих всадников оба упражнения слишком трудны, поэтому нельзя начинать обучение этому слишком рано. Вначале всадник должен научиться правильной посадке в седле и согласованности воздействий, побуждать лошадь при повороте сделать задними ногами только два или три шага внутрь или в наружную сторону. Если же он попытается увеличить это движение сверх трех шагов, то легко могут появиться ошибки в посадке.

Осаживание

Осаживание - движение лошади назад. Оно должно проходить прямолинейно, без смещений в стороны. При осаживании движение задних ног на какое-то мгновенье опережает движение передних, расположенных на соответствующей диагонали. Во время осаживания лошадь должна быть в сборе.

Посыл к осаживанию соответствует посылам к началу движения, переходу на рысь и остановке. Пояснично-крестцовый отдел и оба шенкеля посылают лошадь вперед, а поводья воздействуют в противоположную сторону и в тот момент, когда лошадь собирается сделать шаг вперед, побуждают ее двигаться назад. Набор поводьев без воздействия шенкелями нельзя считать правильным посылом. Надо побудить лошадь к движению назад.

Если после посыла лошадь не сделает движения назад, то значит, она не повинуется всаднику. Поэтому любое движение нужно также начинать с осаживания.

Перед осаживанием всадник должен всегда точно знать, на сколько шагов он собирается осадить: на один, два, три или четыре. При этом лошадь должна отступить на столько шагов, сколько нужно всаднику. Начинающий всадник часто не только забывает осаживание ограничить посылом, но и слишком увлекается набором поводьев.

Лошадь, осаживаемая правильно, непослушания не проявляет. Если же это возникает, то у всадника будут доказательства, что его воздействия не очень тонки и не согласованы между собой или же лошадь не приучена повиноваться посылам.

Особенно полезно в конце осаживания сразу заставлять лошадь двинуться вперед, не останавливая ее.

Осаживание - самая трудная, но и безошибочная проверка согласованности между посылающими и сдерживающими воздействиями. Поэтому осаживание следует разучивать только тогда, когда всадник убежден, что он научился правильно останавливать лошадь.

Продольное сгибание лошади

К процессу выездки лошади также относится умение выполнять продольное сгибание и "излом". Об этом нужно обязательно рассказать, потому что вопрос раньше или позже встанет перед каждым начинающим всадником.

Само собой разумеется, что лошадь, как и человек, с помощью различных упражнений может разогреть мышцы. Выполнение этих упражнений одновременно является и предварительной подготовкой к боковым движениям и движению плечом внутрь.

При сгибании лошадь изогнута по всей длине, как и на шаге с приниманием, но передние ноги несколько отставлены от следа, в то время как задние должны идти прямо по следу, так чтобы внутренняя задняя нога ставилась между следами передних ног (в то время как при езде с приниманием внешняя задняя нога ставится между следами обеих передних ног).

Рис.35 Езда на лошади, поставленной в какую-либо сторону, и езда в два следа.

Рис.36 Каждый всадник идет прямо на зрителя. Кажется, что всадники сидят прямо, но они сидят с наклоном внутрь при сгибании в бедрах. Хотя лошади и изогнуты, но они идут прямо, а не в сторону. Размах и ход следует поддерживать; если они утратятся, то, значит, работа с лошадью ведется неправильно.

Рис. 38 Этапы обучения лошади движению траверсом из угла манежа

При движении плечом внутрь лошадь принимает так же, как и при "сгибании", только сильней изгибается к ребрах и дальше отходит от следа, причем внутренняя задняя нога следует за внешней передней.

При "изломе" шея и голова лошади изгибаются больше, чем при сгибании.

То и другое упражнение можно проделать в статичном положении и на движении. Приводящие к ним воздействия те же, что и при езде с приниманием. Начинающим всадникам не следует делать этих упражнений, они должны довольствоваться ездой с приниманием. При выполнении этих упражнений начинающий всадник может поддаться соблазну добиться от лошади послушания только натяжением поводьев.

Встречается довольно мало лошадей, которые после соответствующей тренировки не могут совершить бокового изгиба. Если лошадь не может это сделать, то в основном из-за неправильных воздействий всадника. В деннике в момент кормления можно увидеть, что эти лошади прекрасно поворачиваются в обе стороны.

Езда в два следа

При езде в один след копыта задних ног ступают по следам передних. Если же лошадь поставлена под углом к направлению движения, то она идет в два следа. Следы не должны далеко отстоять друг от друга, нарушая равномерное чередование ног. Иначе у лошади появятся повреждения ног и растяжение сухожилий.

Езда в два следа требует от всадника правильной посадки и большого умения. К езде в два следа относится боковое движение - расслабляющее упражнение, когда ноги лошади переступают одна через другую отчетливо в два следа. При широком шаге возникает незначительный изгиб лошади. При этом она движется в направлении, противоположном поставу головы. Такое упражнение не способствует развитию задних конечностей и сбору лошади и делается на шагу, а в порядке исключения - и на рыси. Оно не должно быть длительным.

При этом лошадь движется в два следа, удаленных друг от друга на расстояние одного шага. Внутренние ноги лошади ступают равномерно перед внешними (см. рис. 35 и 36).

Всадник переносит центр тяжести внутрь и прилегающим вплотную за подпругой внутренним шенкелем отжимает задние ноги лошади в сторону. Воздействие шенкелем должно начинаться в тот момент, когда лошадь отрывает заднюю внутреннюю ногу от земли и повторяется от шага к шагу.

При боковом движении или принимании различают: движения плечом внутрь, траверс и ренверс. Боковые движения предназначены для общей подготовки лошади и увеличения ее продольного изгиба. К отработке боковых движений могут приступать только всадники, имеющие значительный стаж и опыт. Но боковые принимания не являются самоцелью, а только средством, помогающим достижению усиленного сбора. При движении плечом вперед внутренняя задняя нога находится на той же линии, что и внешняя передняя (см. рис. 35 и 36).

При исполнении траверса и его контрзадания - ренверса - задняя внешняя нога ступает по той же линии, что и внутренняя задняя. На это обращают очень мало внимания. Очень часто лошадь "выпадает" задней ногой или плечом и таким образом легко избегает собирающих воздействий всадника. В этом случае боковые движения бесполезны и даже вредны.

Короткий полувольт

Коротким полувольтом называют плавно выполненный на движении поворот на задних конечностях. При повороте на задних ногах лошадь останавливается до него и после него, а на коротком полувольте она сохраняет свой аллюр. Это задание выполняется на шагу и галопе.

Короткий полувольт сначала отрабатывают на движении шагом. Как и при разучивании поворота на задних конечностях, когда всадник пытается до некоторой степени прямо из движения шагом одновременно с остановкой лошади сделать первый шаг поворота, так же нужно действовать и при коротком полувольте. Посылы остаются те же, только нужно, чтобы сохранялось движение и обе задние ноги продолжали действовать в такт того аллюра, на котором следует сделать поворот.

При возросшей степени выездки всаднику целесообразно полувольт на движении отработать с сужающим воздействием внешнего шенкеля. Это упражнение особенно важно и поучительно при исполнении полувольтов на галопе. Такой полувольт на галопе - лучшее предварительное упражнение, из которого позже можно перейти к выполнению пируэта.

Стремление плавно выполнить короткий полувольт не должно соблазнять всадника закончить его по возможности быстрей с помощью набора поводьев. Самое важное при этом не быстрота исполнения, а правильность движений при сохранении такта. Лошади, не приученные к повиновению посылам, будут постоянно сопротивляться выполнению короткого полувольта.

Галоп - один из аллюров высшей школы верховой езды, который является самым быстрым видом движения лошади.

Именно на галопе новичок впервые сможет ощутить настоящее опьянение от верховой езды, скорость и силу, когда лошадь несется над землей, а ветер свистит в ушах. Но, несмотря на заметно возросшую скорость, всадник воспринимает галоп как очень мягкий аллюр.

ГАЛОП

Галоп - трехтактный аллюр, когда ноги лошади переставляются следующим образом: задняя внешняя идет вперед, затем задняя внутренняя и передняя внешняя идут вперед вместе, а уже за ними - передняя внутренняя. Затем фаза подвисания, когда все четыре ноги оторваны от земли, прежде чем повторяется то же чередование: задняя внешняя, вместе задняя внутренняя и передняя внешняя и, наконец, передняя внутренняя.

ГАЛОП С ПРАВИЛЬНОЙ НОГИ

Если вы понаблюдаете за лошадью, идущей галопом по кругу, вам покажется, что каждый его такт начинается с передней внутренней ноги. На самом деле передняя внутренняя нога выносится последней в третьем такте галопа, но наблюдатель воспринимает ее как первую. В данном случае считается, что лошадь идет с правильной ноги (в отличие от контргалопа).

Таким образом, когда лошадь двигается галопом по кругу направо (или делает принимание направо), внутренняя (здесь - правая) передняя нога должна быть ведущей; а когда лошадь двигается по кругу налево (или делает принимание налево), ведущей должна быть опять же внутренняя, но здесь это левая передняя нога.

Для того чтобы перевести лошадь на галоп с левой ноги, вам надо надавить внутренним шенкелем на подпругу, а внешним - позади нее и в то же время приоткрыть левую руку, чтобы дать лошади согнуться влево, и, удерживая внешний повод, сделать посыл. Для галопа с правой ноги воздействия с разных сторон меняются местами: правый шенкель действует на подпруге, левый - сзади подпруги, правая рука слегка открывается, чтобы лошадь согнулась вправо.

ПЕРЕХОД С РЫСИ НА ГАЛОП И ОБРАТНО

Перед тем как дать лошади команду перейти на галоп, всадница должна перестать облегчаться па рыси и убедиться, что лошадь идет рысью энергично и внимательно. Чтобы послать лошадь в галоп с левой ноги, всадница садится глубоко в седло, левым шенкелем давит на подпругу, а правым шенкелем значительно сильнее давит или толкает позади подпруги. Именно потому, что лошадь должна начать движение с внешней задней ноги, всадница активизирует ее внешним шенкелем. Внутренняя рука слегка открыта для того, чтобы лошадь была согнута влево, а внешняя рука может с большей силой удерживать внешний повод, чтобы лошадь не пошла просто более резвой рысью. На этой фотографии внешняя задняя нога лошади готова к первому шагу на галопе. Когда лошадь уже идет правильным галопом с левой ноги, всаднице нужно держать внешний шенкель позади подпруги, контролируя внешнюю заднюю ногу лошади. Внутренний шенкель остается на подпруге для того, чтобы тело лошади было согнуто вокруг него, как будто лошадь идет по кругу.
Руки двигаются вперед вместе с движениями головы и шеи лошади, всадница сидит глубоко в седле, а ее бедра сопровождают движения лошади. Чтобы вновь перейти на рысь, всадница, усевшись глубоко в седле, воздействует обоими шенкелями на бока лошади. Всадница набирает повод, не позволяя рукам следовать за движениями головы и шеи лошади, таким образом блокируя ее поступательное движение. Можно немного больше набрать внешний повод и перевести лошадь па рысь.
Как только лошадь перешла на рысь, всадница опять смягчает повод,следуя за движениями лошади, а шенкеля мягко воздействуют на бока лошади. Она дол лен а быть готова вновь послать лошадь шенкелями, если та еще больше замедлит движение.

ОСНОВНАЯ ОШИБКА

Основная ошибка при подъеме лошади в галоп состоит в том, что всадница нагибается вперед и смотрит вниз через плечо лошади. Как только ее плечи передвинутся вперед, центр ее тяжести также переместится вперед, и она попытается руками найти опору в поводе.

Всадница должна сидеть прямо и использовать свои руки и шенкеля независимо друг от друга, чтобы перевести лошадь в галоп. Наклон вперед выводит из равновесия лошадь и всадницу, и задача осложняется.

ПОЛЕВАЯ ПОСАДКА НА ГАЛОПЕ

Приподнявшись в седле, всадница позволяет лошади расслабить спину и с большим захватом пространства и энергией идти галопом. Это часто делают во время прогулок, чтобы лошадь шла с наименьшим усилием. Во время тренировок всадник может привставать в седле, чтобы дать лошади отдохнуть. Обычно это делают, когда разогревают лошадь перед преодолением препятствий. Такой прием называется «ехать на полевой посадке» ; всадник просто приподнимается над седлом, перенося свой вес на каблуки и стремена.

Всаднику нужно научиться хорошо сохранять равновесие, ему также необходимо иметь сильные мышцы ног, поскольку задняя поверхность икр сильно напрягается. Если вы чувствуете, что откидываетесь в седло, вам, возможно, следует слегка наклонить вперед плечи. Если вы чувствуете, что падаете на шею лошади, приподнимите плечи и проверьте, не ушел ли шенкель назад, это в свою очередь сместит центр тяжести вашего тела вперед.

Галоп, по мнению большинства конников, самый удобный аллюр. Однако таким он становится тогда, когда всадник научился сидеть расслабленно и следовать за движениями лошади. На галопе лошадь использует свою голову и шею для поддержания баланса, ее движения несколько схожи с полетом качелей, для начинающего всадника нелегко сразу почувствовать себя уверенно и свободно при этом.

Когда всадник легко и уверенно сидит на шагу и рыси со стременами\поводом и без, можно начинать разучивать галоп.

Чтобы начать обучения всадника сидеть на галопе понадобится:

— правильная лошадь. Мы не раз уже говорили о том, что правильная лошадь очень важна особенно на начальном этапе обучения верховой езде. Если мы говорим о разучивании галопа, то это должна быть лошадь с мягким, ритмичным аллюром, спокойная, имеющая работать на корде под всадником. Важный момент – она должна быть сбалансированная на задних ногах т.е нести себя самостоятельно и . Собранность и баланс лошади на этом этапе задача тренера (или кордового), начинающий всадник не сможет добиться таких движений. Для хорошо выезженной лошади показать это на корде – привычная и не сложная работа. Почему это так важно? Все просто, так всадник изначально почувствует правильные движения лошади и ему легче будет освоить корректную посадку. Если лошадь валиться на перед, это создает у всадника чувство движения вниз, что плохо сказывается на качестве обучения: всадник начинает цепляться коленями, наклоняться вперед (или, наоборот, в противовес движению, назад) и тд;

— правильная амуниция. Помимо седла и для обучения понадобятся: корда и бич; развязки или гог; шейный ремень;

— . Для первых уроков на корде лучше всего подойдет открытая или закрытая бочка либо предманежник. Это должно быть спокойное место, где другие всадники не будут вам мешать. Место должно быть огороженным и безопасным (никакого мусора и жердей, подальше от играющих на корде или в левадах лошадей и тд);

Аллюр, которым лошадь проходит один километр за три минуты, сорок пять - пятьдесят секунд. При движении галопом всадник через седло ощущает три, а на слух воспринимает два темпа. Первый ощущаемый темп: лошадь ставит вперед наружную заднюю ногу и переносит на нее всю тяжесть корпуса. Второй: продвигает вперед и подставляет под корпус вторую заднюю ногу, одновременно с этим опускает на землю наружную переднюю. Третий: перекладывает корпус на внутреннюю переднюю ногу, затем корпус снова переносится на наружную заднюю ногу, то есть возвращается в первый темп.

Галопом лошадь может идти с правой ноги или с левой.

Когда лошадь идет галопом с правой ноги, то более подставляет вперед под себя заднюю правую, а правую переднюю выносит вперед и выше левой.

При галопе с левой ноги - наоборот: лошадь заметнее выносит вперед левые ноги.

При езде направо лошадь поднимают в галоп с правой ноги. При езде налево - с левой.

Как поднять лошадь в галоп .

Чтобы поднять лошадь в галоп с правой ноги, придерживая перед лошади мягким поводом, следует послать ее нперед сжатием обоих шенкелей, но при этом поводом дать голове направление вправо. Потом, усилив давление пряным шенкелем, побудить лошадь подняться в галоп.

При этом надо иметь в виду, что лошадь может выкинуть зад вправо. Чтобы противодействовать этому нужно работать правым шенкелем.

С левой ноги в галоп лошадь поднимается теми же приемами, что и с правой, только с побуждением левым шенкелем и поводом.

Когда лошадь пошла галопом с нужной ноги, всадник должен смягчить поводья, продолжая при этом контролировать ее движение наружным шенкелем и следить за тем, чтобы она шла с легким упором на удила, а задние ноги шли по следу передних.

Подъем в галоп осуществляется спокойно, а при движении галопом, всаднику следует глубоко сидеть в седле, сопровождая корпусом движения лошади.

Если лошадь при подъеме в галоп пошла не с той ноги, то есть выбрасывает вперед наружную, а не внутреннюю ногу, ее нужно немедленно перевести на сокращенную рысь, набрать больше внутренний повод, усилить давление внутреннего шенкеля и более резким толчком обоих шенкелей снова поднять в галоп.

В случаях, когда лошадь на галопе опускает голову, надо усиленным действием шенкелей и легким переводом поводьев заставить ее поднять голову и добиться правильного движения галопом.

Полевой галоп . Аллюр со скоростью один километр в две с половиной минуты. Этот вид движения достигается за счет усиленных движений зада лошади, которые задают весь темп движения вперед;

Подъем в полевой галоп мало отличается от подъема ее в галоп обычный. Однако лошади дают возможность вытянуться, что позволяет ей двигаться более широким махом с вытянутой шеей и приподнятым крестцом.

На полевом галопе всадник сохраняет глубокую посадку в седле, подает корпус вперед, усиливает упор на колено и берет стремя как можно глубже. При этом руки подаются вниз и вперед.

Игорь Николаев

Время на чтение: 4 минуты

А А

Верховая езда в последнее время набирает все большую популярность. Ранее – аристократическая забава, в настоящее время это вид досуга стал более доступным. Освоить верховую езду нелегко, и как ездить на лошади – в двух словах не опишешь. Для этого нужны упорные тренировки и немалый опыт. Именно азам верховой езды и посвящена наша статья.

Перед тем, как сесть на коня, его нужно оседлать. Как это правильно сделать – Вам подскажут в конно-спортивной школе. При посадке на животное многие испытывают страх, который передается животному. Не надо бояться – освоить эту процедуру не так уж и сложно.

Новичкам рекомендуется использовать посадочную подставку, так как прямо с земли с первого раза сесть на коня – достаточно сложно. На первых порах пусть более опытный наездник подержит голову животного, пока Вы на него садитесь. Помимо этого, подставка снижает нагрузку на спинную часть лошади.

Садиться на лошадь следует с левой её стороны.

Сначала вставьте в левое стремя левую ногу, затем приподнимите тело и перекиньте правую ногу через седло. Затем вставляйте в правое стремя правую ногу.

Новичкам обычно предоставляют опытных, хорошо обученных коней, так как более молодые животные могут неожиданно прянуть в сторону или начать движение до того, как Вы на них сели.

Если помочь Вам при посадке некому – крепко зажмите поводья в левой руке. Это даст возможность контролировать положение лошадиной головы. Но не нужно их слишком натягивать, а то животное начнет пятиться задом.

Сев в седло, примите то положение, которое позволит Вам хорошо держать равновесие. Спину держите прямой, не горбьтесь. Ваши уши, плечи, таз и пятки должны быть на одной линии. Расправьте плечи. Основная нагрузка должна быть в ягодичной части.

Заняв в седле устойчивую позу, правильно расположите свои ноги. Новички часто этого не делают и выворачивают колени наружу.

Правильным является положение, при котором ноги развернуты внутрь. Другими словами, как бы обнимите животное ногами, при этом не сжимая его бока слишком сильно.

Пальцы ног нужно направить вверх, а пятки – вниз. Для того, чтобы заранее потренироваться, встаньте носками на небольшое возвышение и, удерживая равновесие, опустите пятки.

Также следует правильно держать поводья.

Как это делать – зависит от того, какой стиль верховой езды Вы выберете – западный или английский.

Английский стиль предусматривает пропускание поводьев петлей вверх через сжатую в кулак ладонь, после чего необходимо поместить оба мизинца с внешней стороны поводьев, предварительно их отогнув. Большие пальцы также положите поверх и крепко прижмите.

При езде западным стилем петли на поводьях не делают. Они просто завязаны узлом на конце. Их держат в левой руке постоянно ослабленными так, как будто в Вашей руке – вафельный стаканчик мороженого.

Подать сигнал к началу движения лошади можно разными способами. Английский стиль предусматривает следующие:

  • слегка сдавите бока животного ногами – это первый сигнал к началу его движения;
  • если лошадь – не реагирует, требуется дополнительное понукание: нужно несильно ударить пятками по бокам коня. Соразмеряйте свою силу! Причинив животному боль, Вы рискуете быть сброшенными на землю;
  • иногда лошадей приучают к звуковым сигналам, таким, как пощелкивание языком, причмокивание или все известно «Но!». Какие сигналы знает конь – Вам подскажет инструктор.

Итак, движение началось.

Двигайте своими руками в такт с головой животного.

При ходьбе, беге или галопе, голова лошади движется вперед/назад в едином ритме со всем телом. Ваши руки тоже должны попадать в это движение. Зачем? Очень просто – так Вы не будете раздражать уздой рот коня. Кроме того, если Ваши руки не двигаются – конь может остановиться, приняв натянутые поводья за сигнал к остановке.

Следующий этап – научиться поворачивать, сидя верхом в седле. Английская манера езды делает это вполне очевидным методом.

Удило при повороте направо немного подтягивается с правой стороны, при повороте налево – с обратной. Если лошадь не реагирует – немного усильте потяг, пока животное не поймет Вашу команду. Сигнал к повороту также можно дать с помощью тела и ног.

Посмотрите в ту сторону, куда Вы хотите двигаться. Конь заметит изменение Вашей посадки. Дополнительно можно немного сдавить ногами бока лошади, тем самым показывая ей – пора повернуть. При правом повороте надавите левой ногой, при левом – правой. Уходя от давления, конь идет в противоположную от него сторону.

Почувствовав себя более или уверенно на шаге, попробуйте пустить коня рысью.

Для его во время движения сожмите ногами бока животного, понукая его ускориться. При этом опуститесь в седло поглубже и контролируйте коня ногами. При этом не расслабляйте локти, иначе узда будет дергать морду лошади.

Некоторые всадники не сидят в седле, а все время приподнимают тело над ним в такт движениям животного. Это довольно удобно, Так как рысь – подпрыгивающий аллюр, а подобные движения уберегают Ваше мягкое место от толчков. Это делать совсем не сложно. Просто каждый раз, когда конь заносит плечо вперед – привставайте в стременах, а на следующем шаге – мягко садитесь обратно. Старайтесь не делать это слишком резко, чтобы не ударять лошадь по спине.

Освоив рысь, можете переходить к галопу.

Чтобы пустить коня этим аллюром, нужно отвести ногу назад и прижать её к боку животного. Легкий галоп – трехтактовый естественный бег коня. Прежде, чем испытывать себя в галопе, хорошо потренируйтесь приподниматься/опускаться на рысях. Это ключевое движение Вам пригодится.

Постарайтесь не напрягать свое тело. При езде галопом многие начинающие наездники держаться за недоуздок или само седло. Это помогает избежать падения.

Если Вы подаете сигнал перейти на галоп, а конь только ускоряет рысь – придержите его и перейдите на шаг. Затем попробуйте послать животное в галоп сразу с шага. Для этого сдавите бока шагающей лошади ногами и как бы толкните её вперед, понукая перейти в галоп.

Освоив все виды шага, рыси и легкий галоп, можете переходить к более сложным походкам.

Езда в английском стиле предусматривает не только прогулочное катание, но и быстрый галоп, прыжки через препятствия, а также дрессировку (специалисты называют её выездкой). Однако это – уже высший пилотаж для всадника, и приступать к нему следует тогда, когда основы полностью выучены и отработаны до автоматизма.

Верховая езда в западном стиле

Этот стиль отличен от английского прежде всего тем, что подразумевает специальную технику владения поводьями, называемую “обузданием шеи”.

Вожжи при этом нужно держать свободно, а сигналы подавать легким касание шеи Вашего питомца. Например, для поворота направо вожжи сдвигаются на правую сторону его шеи, при левом, соответственно, на левую сторону. Вожжи следует всегда держать в левой руке. Правую обычно кладут на луку седла.

Как и при езде по-английски, тело также принимает участие в управлении животным – в основном ноги и таз.

Если вдруг появилась острая необходимость резко изменить направление движения – используйте английскую манеру управления. Мягкие сигналы западного стиля конь может игнорировать, поэтому берете вожжи обеими руками и тянете их в том направлении, куда хотите повернуть.

Начинать следует с шага. Для западного стиля езды характерно легко сдавливание ногами боком животного и подталкивание его с помощью пяток. При западной езде руки тоже должны двигаться вслед за головой коня, однако, поскольку поводья – расслаблены, интенсивность этих движений меньше, чем при английской езде.

Освоив шаг, слегка сдавите бока идущей лошади и пустите её трусцой (легкой рысью).

Уже на средней и быстрой рыси западный стиль практически не используется, не говоря уже о галопе.

При беге трусцой держаться в седле – легко и комфортно, привставать в стременах – необязательно.

Поэтому западный стиль обычно используют при неспешных конных прогулках.

Прежде всего, учиться верховой езде лучше всего в специализированных конных школах под руководством опытного инструктора.

Для установления наилучшего контакта с животным, научитесь его седлать и взнуздывать. Старайтесь сами ухаживать за своей лошадью. Это позволит животному лучше к Вам привыкнуть, и Вам верховой тандем станет более прочным.