Конь богатырский значение выражения. Боевые кони

Ехал я вчера с дроздивським казаком Прокопом Ярмоленко с Дроздовка в Переходовку дороге мы как-то разговорились о лошадях, и я рассказал ему, что видел годив шесть или семь назад в Чернигове на земские й конюшни очень хорошего карабахского жеребца, что из-за того жеребца заплачено было шесть тысяч рублей и как вели его раз с Носовки в Чернигов, то держали его на канатах два солдата и десять муж икив.
- А не знаете, где теперь конь есть? .
- Бог его, - говорю, - знает: те земские конюшни теперь ништожени, а лошади или распроданы, или что.
- Так что я знаю, где конь, - говорит Ярмоленко, как-то мудро улыбаясь, - он хозяина нашел.
- Какого хозяина? .
- Да не то, - говорит Ярмоленко, - когда вы говорите, что это такой конь был, что в двенадцати трудом держали, то смутное конь был, не простой, а богатырский А такой конь никогда не удержится у простого челов веки, и когда придет ему уремья - непременно убежит и найдет себе хозяина-богатыря Вот у нас есть москаль Отставной, так он ходил на заработки в Черномории и рассказывал штуку о сие «Косыло, - говорит, - нас у хозяина человек двадцать, а может, и больше И был между нами один Бог его знает откуда, сколько не спрашивали - не говорит Мужчина, как и все люди: и косил так, как все, только было как займем ты, он никогда не сядет вместе с людьми, а вступит себе хлеба там и всего и сядет поодаль и ест Вот косым мы, - говорит тот солдат, - недель три, что, даже как-то бежит против нас лошадь, и такой говорит солдат, - весь мир сходил, а такого доброго коня не видел Вот атаман и говорит: «Ну, ребята, поймай сего конго коня, то, видимо, будет от кого-то на порцию »Вот все мы к лошади Человек же:« И не беспокойтесь, - говорит, - дурно; не поймаете вы сего коня, кроме меня никого он к себе не подпустит »Мы в хохоте и к лошади Обступили мы его человек в двадцать, давай подступах, а он вискалить зубы, как зарже - как гром прокатился, и на нас Мы - врассыпную, а он через нас так и перелетел, как птица, и Одби г немного и стал, как вкопанный «А что, братья, - говорит этот человек, - поймали?» - «А ты поймаешь?» - Спрашивает атаман «Я-то поймаю!» - «Смотри, - говорит атаман, питаєш».
А атаману, да и нам, досадно, значит, что мы все не поймали коня, а он берется Вот тот человек идет к лошади - тот стоит, как овечка; подошел совсем, взял за гриву, по шее, по голове гладит, ясь Стоит конь Погладил так и говорит: «Здорово, товарищ Давно я ждал тебя и таки дождався, теперь, - говорит, - не расстанемся» Лошадь на это как зарже! Но к нам, а конь стоит «Ну, - говорит на хозяина, - теперь нам надо рощитатись и распрощаемся» А он, значит, денег за работу еще ни копейки не брал Хозяин давай было просит, чтобы остался, - так ни «Нельзя, - говорит, - пришло мое время, надо идти, куда меня Бог посылает Пошли ты, - говорит на хозяина, - купить полтора ведра водки за мои деньги, выпьем на прощаньена прощання!»
Вот взял один там два бочонки: один в полведра, второй видерковий, сел на хозяйского коня - в миг прибыл с водкой Вот тот мужчина взял пиввидерковий бочонок: «Вот мне, - говорит, - братцы, порция, а а это вам »И дает нам видрове бочонок, а сам одиткнув воронку, приложил бочонок в рот, запрокинул голову и так духом полведра и выдув« А закусувать, - говорит, - не буду: не хочу вас обижать, так как по ЧНУ после сеи порции закусувать, то не станет всего того хлеба, вам хозяин приготовил »Так взял крышечку хлеба и бросил в рот« Ну, теперь, - говорит, - прощайте! еще, дарю вам на порцию! »Но пришел к лошади, взял его за гриву и так без седла и уздечку и сел Конь как прыгнет, так всеми четырьмя ногами по копцю и выбил на колени завглибкы И пошел дальше С п ивверсты мы видели, а там и исчез: Бог его знает, где и делся Вот мы, - говорит тот солдат, - пошли по следу, вплоть всюду так и знать: где шагнет конь ногой, так копец на колени Так с в, а дальше уже и не знать ничего А он, значит, уже горой пошел на крыльях, потому богатырские кони крылатыені крилаті!»
- Что же это оно значит? .
- А что значит? делал, как и все люди А пришло его время, нашел его конь, ему уделено, вот он и пошел на свой город, на службжбу.
- Какая же у их служба, и где они живут, тии богатыри?
- Бог их святой знает! .

Какова тема стихотворения? Почему Свято­гор принял «Божию смерть» возле «камня Алаты­ря», который в русском фольклоре изображается как «всем камням отец», как «бел-горюч камень» и наделяется целительными свойствами?

Тема стихотворения - смерть Святого­ра и верность ему его коня. Камень Ала­тырь не только целителен. Он в этом слу­чае обозначает место, на котором героя настигла его судьба.

Какую роль выполняет в стихотворении пей­заж «чистого поля»? Какие звуки нарушают тишину нарисованной поэтом картины? Какое значение приобретает в стихотворении образ каркающего ворона?

Чистое поле, на котором лежит убитый Святогор, - фон героических событий. Завершился бой, умчались враги, над по­верженным героем каркает ворон. Этот звук всегда воспринимается как символ беды, и эту беду не может развеять вер­ный конь. Он вздыхает, он «ревет по-звериному», но хозяин спит непробудным сном.

В стихотворении «Святогор» поэт, изображая богатырского коня, следует традициям русского былинного эпоса. Как он показывает привязан­ность коня своему хозяину?

У богатырей всегда богатырский конь - так и в сказках, и в былинах. Могучий, смелый конь обычно участник всех геро­ических свершений, при этом он всегда предан своему хозяину, и читатели всегда испытывают уважение к надежному това­рищу богатыря-воина. В стихотворении даже есть слова, которые принадлежат верному коню:

Я ль не сытый пшеницею яровой?

Я ль не крытый попоною жаровой?

Мне ль Ивана носить на себе?

Какими чувствами и мыслями делится поэт с читателем в стихотворении «Святогор»?

И. А. Бунин. Святогор. Какую роль выполняет в стихотворении пей­заж «чистого поля»?


На этой странице искали:

  • какова тема стихотворения почему святогор принял божию смерть
  • какими чувствами и мыслями делится поэт с читателем в стихотворении святогор
  • какую роль выполняет в стихотворении пейзаж чистого поля
  • какова тема стихотворения почему святогор
  • почему святогор принял божию смерть

Конь (комонь, клюся, тарпан) - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий.

С незапамятных времён конь был для человека незаменимым помощником и другом. Лошадь требовалась везде и всюду: на поле боя и на мирной пашне, на охоте и в путешествии: Её одевали в доспехи, запрягали в царские кареты и в убогие крестьянские дрожки, за коня "отдавали полцарства" (иногда в буквальном смысле этого слова).

Легендарный конь Александра - Македонского - Буцефал - был похоронен с королевскими почестями, а тиран-император Калигула даже сделал своего любимца членом римского сената. Лошадь была кормилицей бедняка и предметом гордости сильных мира сего. Рассказывать о лошадях можно бесконечно, но: Всё это было, было, было. В мире не угас интерес к лошади, но в настоящее время, в основном, "живых коней заменила стальная конница". Особенно тяжело пришлось конному делу в России последних лет - закрылись или прозябают в нищете многие конные заводы, в плачевном состоянии племенная работа, надежда лишь на энтузиастов, число которых с годами медленно, но всё же растёт. В первую очередь, это спортсмены, а за ними те, кто заботится о своём здоровье, а за ними те, кто заботится о своём здоровье, о здоровье своих детей и, наконец, просто любители прекрасного.

Прежде всего, особенно для горожан, общение с лошадью ассоциируется с верховой ездой. Человек занимается ею более пяти тысячелетий. Изображения всадников обнаружены на персидских гравюрах, датированных около 3000 года до н.э. Прелесть и благотворную силу верховой езды передал М. Ю. Лермонтов в "Повести о горе нашего времени": " :я сел верхом и поскакал в степь; я люблю скакать на горячей лошади: Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, всё в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума". Французский философ Мишель де Монтень в своём бесценном труде "Опыты" утверждает: "Я неохотно слезаю с лошади, раз я на неё сел, так как здоров я или болен, лучше всего чувствую себя верхом".

КОНЬ - одно из наиболее мифологизированных священных животных; атрибут высших языческих богов; хтоническое существо, связанное с культом плодородия и со смертью, загробным миром; проводник на «тот свет». В древнейшие времена конь считался детищем как Белбога (стихии света), так и Чернобога (стихии мрака); при этом светлому богу обычно посвящался белый конь, а темному - черный.

В народных поверьях конь наделялся способностью предвещать судьбу, и прежде всего - смерть. По этой причине коней часто использовали в гаданиях: так, например, во время святочных гаданий у русских лошади завязывали глаза, садились на нее задом наперед и следили: куда она пойдет, туда гадающая выйдет замуж. Некогда при храме высшего бога балтийских славян Свентовита держали священного белого коня, которого при гаданиях подводили к трем рядам копий: если конь ступал с левой ноги, то это считалось дурным знаком, а если с правой - добрым.

Конь традиционно являлся непременным атрибутом многих божеств, и особенно божеств войны, грома и т.д. Наиболее же архаичен в славянской мифологии образ всадника (святого, былинного героя, божества и т.п.), поражающего Змея. Так, например, Перун неизменно представлялся всадником на коне или на колеснице, поражающим Велеса-Змея. Вообще, очень многие языческие божества представлялись конными (например, сезонные божества Авсень и Ярила). В языческие времена при храмах многих высших богов держали священных коней, и считалось, что на этих самых конях ездят сами божества; так, например, согласно легенде, бог Свентовит выезжает на битву с демонами и пр. на своем белом священном коне, содержащемся при храме.

Говоря об античной мифологии А.Ф. Лосев приходит к выводу, что «Если данная стихия находится в распоряжении того или иного божества, то для мифолога это - ясное свидетельство о том, что некогда и само божество было данной стихией». Такое заключение применимо и при анализе более архаичных представлений, так как все развитие мифологических образов происходит путем расщепления первоначального объектно-субъектного переживания.

Используя это положение образ коня можно спроецировать на одну из четырех стихий, выделенных уже в эпоху палеолита, - стихию огня. Так среди ряда значений, которые в процессе развития человечества получил огонь, особо можно выделить такие его проявления как: огонь небесный, огонь жертвенный (который включает в себя как погребальные огни, так и огонь-жрец, посредник между миром людей и миром богов), подземный огонь, животворящий огонь.

Все эти проявления стихии огня, часто воплощаются в мифологических конях, которые, по-видимому, являются эманациями этого более древнего и смыслоемкого символа.

Общим для многих народов является представление о небесной колеснице бога солнца, запряженной конями. Солнце же является тем небесным огнем, позднейшее почитание которого персонифицировалось в образ бога солнца (наглядно это прослеживается в зороастризме, где Митра затмил собой более древние культы огня).

Огонь был посредником между миром богов и миром людей, конь зачастую выполняет те же функции, являя в своем существе признаки огненной субстанции. Сохранились серебряные блюда, предположительно изготовленные в Грузии, где конь изображен у алтаря огня. В одном сообщении, относящемся ко времени арабского завоевании, описывается храм в Кобадиане (Южный Таджикистан): «В здании (храма) … находились малые и большие алтари огня и бронзовый конь небольшого размера. Жители считали его сошедшим с неба. Он изображен в состоянии движения с поднятыми передними ногами, как бы обращенными к богу». Дальше рассказывается, что когда арабы прибыли к этому святилищу, что бы его уничтожить, то внезапно оттуда вырвался огонь, который сжег прибывших воинов.

На сравнение огня с конем в русских сказках обратил внимание Пропп, особо отметив поразительное совпадение этого персонажа с индийским Agni. Конь-огонь является с дымом из ноздрей, искрами из-под копыт большей частью красной масти, и выполняет функцию переноса героя в некое тридесятое царство, не суть земное. Георгий Победоносец изображается на коне именно красной масти (очень редко в иконографии изображается белая масть коня [белый - знак потустороннего мира).

Сербские песни называют коня огневитым, и игрушечные кони у западных славян раскрашивают в красный цвет.

Лошадь имеет значение огня и света. У одного поэта мусульманского Ренессанса есть строчка: «Примчались кони рассвета в один сияющий день». Еще одним примером этой темы являются огненные кони Гелиоса.

Легенда приписывает лошади свойства, присущие бессознательному человека, что выражено в самой метафоре Кентавра. Туловище человека - его сознание, нижняя часть (круп и ноги лошади) - бессознательное. Лошадь обладает даром ясновидения и сверхъестественного слуха, даром проводника, выводит заблудившихся на верную дорогу. Присущ лошади и дар прорицания. В «Илиаде» лошадь произносит зловещую речь, озвучивая для людей слова покойника, когда того везут хоронить. Конь с человеческими ногами предсказывает Цезарю, что он завоюет мир.

Пегас - источник вдохновения. Крылатый конь Пегас крылат не только в иносказательном смысле, он не только символ поэтического вдохновения, крылья Пегаса возносят его выше даже такого хорошего летуна, как химера. Поэтическое вдохновение обладает не только реальностью, оно становится сверхреальностью.

бразы коня у скандинавов связаны со сменой ритмики суток. Конь-ночь мчится впереди с темной гривой, за ним конь-утро- с него падает пена, покрывая землю первой росой. И замыкает это дерби конь-день - у него светлая грива, которая озаряет землю и воздух.

В Упанишадах конь выражен не только через ритуал жертвоприношения, но и через соотнесенность с календарем. Туловище - год, времена года - другие части тела, суставы - месяцы и полумесяцы, ноги - день и ночь.

С древнейших времен с образом коня отождествляла себя и Русь: «Куда ты несешься, Русь?».

Деревянный дом Севера строился с конем. Верхний контур двухскатного фронтона дома представлял небосвод, по которому двигалось солнце в своем ежедневном движении от востока к западу через священную точку полудня, означенную полотенцем под коньком. Соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения, по которому светило ежедневно совершало свой путь от одного нижнего конца кровли вверх к щипцу, к коньку и далее вниз к другому нижнему концу кровли.

Конь также знак войны и победы полководца. Демонстрирует власть над войском. Недаром считалось, что въехать в город на белом коне, значит одержать реальную победу. Многие парады проходили с главнокомандующим на белом коне, который гарцует перед войском.

Боевой конь славян - это, скорее, боевой товарищ и помощник витязя. Он наделен чудесными свойствами и часто выступает в роли волшебного помощника. Он может менять свой вид, превращаясь в звезду, птицу, в муху; встряхнувшись, оборачивается маленьким Коньком-Горбунком. Конь может дать имя герою, указывает тому на суженую или невесту, предупреждает о различных препятствиях на пути к ней и помогает преодолеть все сложности, перенося героя через безбрежные водные рубежи на край света, где небо и земля сходятся. Он воскрешает убитого богатыря живой водой, вытягивает его из подземной темницы одним волоском своего хвоста.

Образ коня в русских народных сказках берет начало из древних славянских мифов. Славяне почитали коня более других животных, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком - изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могущественным оберегом.

Самым ярким и колоритным конем в русских сказах является Сивко-бурко. В одном варианте сказки он описывается как конь, у которого «одна шерстинка золотая, другая - серебряная». В другом варианте сказки рисуется не менее впечатляющая картина: «Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом». Вообще-то насчитывается около 60ти русских вариантов сказки о Сивке-бурке, но эти два наиболее характерны.

Говоря о Cивке-Бурке и вообще о богатырских конях, народные русские сказки прибегают к выражениям, которые всякий раз повторяются слово в слово: "конь бежит - земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом, из заду головешки валятся.." А когда садится на коня могучий богатырь и бьет его по крутым бедрам: "..добрый конь осержается, от сырой земли отделяется, поднимается выше лесу стоячего, что пониже облака ходячего; из ноздрей огонь пышет, из ушей дым столбом, следом горячие головешки летят; горы и долы промеж ног пропускает, малые реки хвостом застилает, широкие - перепрыгивает".

Посмотрите - ведь богатырскому коню приданы все свойства грозовой тучи: бурый цвет, необычайная скорость, полет по поднебесью, способность перескакивать через моря, горы и пропасти, выдыхание жгучего пламени и всепотрясающий топот, от которого дрожит самая земля: "Конь бежит - земля дрожит!".

Разнится также описание того, как Иван-дурак стал хозяином Сивки-бурки. В одном сказании он получает коня в дар от покойного отца за то, что исполняет его волю и ночует на могиле старика. В другом Сивко верно служит Ивану взамен за то, что тот, поймав коня когда тот топтал поле с пшеницей, отпускает его. Но в обоих вариантах сказки главный герой становится красавцем после того, как «в одно ухо Сивки залез, а в другое вылез». Затем Иван-дурак на коне едет ко дворцу. Там Сивко-бурко допрыгивает до окна царевны, что не может сделать ни один обычный конь, и Иван достает вышитый портрет (либо кольцо) царевны. Сивко-бурко стал прототипом Конька-горбунка из одноименной сказки Ершова.

Однако в гениальном произведении Ершова прослеживаются мотивы еще одной русской народной сказки. Это «Жар-птица и Василиса-царевна». В этом сказании богатырский конь главного героя стрельца наделен необыкновенной силой, мудростью и магическими способностями. Когда стрелец находит в лесу перо Жар-птицы, богатырский конь предупреждает его не брать находку чтобы не попасть в беду. Стрелец не слушает его, подбирает перо и преподносит его в дар царю. Тогда царь заставляет героя раздобыть ему Жар-птицу, Василису-царевну, платье и кольцо Василисы. Все поручения герою помогает выполнить богатырский конь. Последним заданием для стрельца становится приказ царя окунуться в чан с кипящей водой. Но героя заговаривает конь и стрелец после того, как окунается в кипяток, становится красавцем. Царь же сваривается в горячей воде.

Еще один богатырский конь с силой волшебника - это конь из «Сказки о молодильных яблоках и живой воде». Этого коня Ивану-царевичу дарит баба-яга, но он теряет часть магической силы, когда Иван, вопреки его совету, целует девицу-Синеглазку.

Нельзя обойти вниманием былинного коня богатыря Добрыни Никитича - Бурушку. Бурый цвет коня неслучаен. По народным верованиям коричневый наряду с красным - это цвет крови. В старинных заговорах воплощением крови был «карый конь». Так что Бурушка - это олицетворение сил крови и жизни. Этот конь принимает участие в сражении со Змеем Горынычем вместе со своим хозяином. Он топчет детенышей Змея. В этом сюжете прослеживается мотив еще одной мифической битвы - Георгия Победоносца со Змеем. Конь Георгия тоже помогал ему, затаптывая врага.

Аналогичный сюжет наблюдается в сказке «Иван Быкович». В ней конь богатыря имеет такую силу, что его можно удержать, только сковав цепями. Конь приходит на выручку хозяину в самый критический момент боя, когда Ивану Быковичу грозит неминуемая смерть от змееобразного чудовища. Спущенный с цепи, конь прибегает на место битвы и бьет чудовище копытами.

Зачастую в сказаниях конь выступает дорогим и очень желанным подарком. Отношение к коню как к драгоценному подношению хорошо выражено в сказке «Конь, скатерть и рожок». В ней дурак получает в подарок от волшебного журавля коня, который может превращаться в груду серебряных монет.

Глубокий, до конца неразгаданный смысл, народная мудрость вложила в трех коней из сказки «Василиса Премудрая». Эти кони окрашены в красный, черный и белый цвета и везут на себе всадников таких же цветов. Всадники служат бабе-яге. Она объясняет Василисе, что красный всадник на красном коне - это солнце красное, черный - ночь темная, а белый - день ясный.

Загадочные образы сказочных коней уже много столетий тревожат воображение людей и служат источником вдохновения.

В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы - ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.

Например, Утренняя Заря (Денница) ведет по узды сияющих белых коней (рассветные облака),отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днем кони становятся красными (рыжими), к вечеру - сивыми(темно-серыми) и Вечерняя Зоря уводит их с небосвода. Ночь же - это вороной(черный) конь. В это время солнечный диск Хорс освещает подземный мир. Звезды и созвездия тоже сравнивали конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой - целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони.

Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Природная мощь коня трудноукротима, поддается только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать

Среди помощников героя в улигерах совершенно особое место занимает его верный конь. Выдвижение коня в ряды основных персонажей улигера, наделение его незаурядными качествами, утверждение неразрывной связи богатыря с его конем - свидетельство исключительного места и значения коня в традиционных условиях жизни бурят.

Весьма развитый культ коня у кочевых тюркских и монгольских народностей вызван особой ролью коня среди домашних животных: «Для развития общественно-экономических отношений у степных народов в прошлом огромное значение имело коневодство, а конница представляла элиту войска. Поэтому в их эпосе нашло яркое отражение все то, что связано с главным героем - всадником-батыром - и с его конем».

Всестороннему освещению образа коня в эпосе тюрко-монгольских народов посвящен труд Р. Л. Липец «Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе». Исследователь справедливо усматривает в вещих свойствах и функциях коня связь с тотемизмом. В эхирит-булагатских улигерах нет прямого показа коня как предка, но он выступает в качестве воспитателя детей, покровителя, спасителя и советчика. Так, конь Еренсея спасает от гибели его малолетних детей и присматривает за ними.

Важное место принадлежит коню в улигерных сюжетах о сватовстве. Он указывает на местонахождение невесты, помогает жениху в преодолении трудных испытаний. В улигерах, где сестра оказывается виновной в гибели брата или она не функционирует сюжетно, важная роль в воскрешении героя отводится богатырскому коню. Он обманом привозит деву-воскресительницу или же сообщает о гибели героя его небесным сестрам.

Богатырский конь в улигерах

Чудесный конь участвует и в боевых походах богатыря. Описанию приготовления коня перед походом, закаливанию, седланию в улигере отводится значительное место. Оно стало одним из типических мест в эпосе. Непосредственное участие боевых коней в поединке или сражении в эхирит-булагатских сказаниях не отражено, оно встречается в стадиально поздних эпических произведениях.

Мотив получения коня и укрощения его появляется в повествованиях с развернутой эпической биографией богатыря и непосредственно связан с мотивом наречения имени. В мотиве приручения происходит своего рода испытание коня и богатыря. Богатырский конь старается сбросить седока и, только почувствовав его силу и ловкость, признает в нем своего хозяина, становится послушным. С этого момента конь - незаменимый друг и помощник во всех делах богатыря.

Мотив укрощения коня может быть преемственно связан с мотивами приручения зооморфных покровителей и побратимства с «благодарными» животными. Часто богатырскому коню приписывается небесное происхождение. Богатырь просит перед походом у небожителей коня вместе со снаряжением и воинскими принадлежностями. Внешность такого коня гиперболизирована.

Масти коней

В улигере всегда обозначена масть коня, она несет в себе характеризующий, оценочный момент. Небесные кони наделены эпитетами: хуйлэн хухэ морин - серый конь, уулэн хухэ морин - облачно-сивый конь, огторгойн юhэн хухэ мориной отхон хухэ морин - меньший среди небесных сивых коней, мэшэн соохор морин - звездно-пестрый конь, наран гэрэл морин - лучезарный конь.

У богатырей и их суженых самые разномастные кони: бэльгэн хээр морин - вещий гнедой конь, шарага - соловый, зээрдэ - рыжий, соохор - пестрый. Если масть небесных коней несколько необычна (голубой конь), то земные кони наделены обычными распространенными чертами и свойствами. Масть коня имеет нагрузку и оценочную. Так, небесный старец Зарлиг Саган скачет на белом коне (гойрхон сагаан морин), а мангадхаи, чудовища ездят обычно на жеребцах темной масти и интенсивной окраски: «хайсан хара азарга» - черный, как сажа, жеребец, «шупан зээрдэ» - кроваво-рыжий.

В качестве ездового животного в улигерах используется и бык. Еренсей выезжает из дому к своим стадам на красном громадном быке с рогами в шестьдесят саженей (ёрон алда эбэртэй ёоргой улаан буха). Старуха-чудовище имеет чалого коня-быка (буха буурал морин).

Во многих архаичных улигерах, как, например, во вступительной части «Айдурай Мэргэна», говорится, что герой обладает несметным числом табунов и скота, однако, в дальнейшем это не получает конкретного раскрытия. В поздних записях эпоса появляется мотив угона скота у героя, выступающий причиной борьбы с чудовищами-мангадхаями и чужеземными ханами. Перечисляются разные виды животных: крупный рогатый скот, овцы, козы и лошади. У каждого отдельного стада свой главный жеребец, баран, козел и бык. Попав на чужбину, они тоскуют по родной земле, герой встречает их измученных, голодных, жалующихся на плохое обращение нового хозяина.

Лошади на картинах великого русского художника Васнецова - совершенно особенное явление. Тонкий знаток и любитель лошадей, Васнецов через их образы передаёт внутреннюю сущность героев его картин. А учёба в духовном училище, а затем в семинарии не могла не дать великому художнику знание и понимание символики вообще.

К сожалению, современному человеку, который видит лошадей только по телевизору, почти невозможно понять то, что хотел передать художник. Но в то время повсеместной конной тяги люди видели лошадей по сто раз на дню. Поэтому символизм лошадей на картинах Васнецова, Серова и других художников в те времена был для зрителей ясным и прозрачным, хотя бы интуитивно. Попробую, пользуясь своим ненулевым стажем в конном деле, помочь современному зрителю разобраться в некоторых связанных с этим тонкостях.

... Смесью классов,

сословий

и наречий

на рублях колес

землища двигалась.

Капитал

ежом противоречий

рос во-всю

и креп,

штыками иглясь.(с)

Коммунизма призрак по Европе рыскал,
Говорил: «В Париже я расстрелян»…


Работа над картиной «Богатыри» началась в годы, когда Россия, принявшая от Византии историческую эстафету катехона, попыталась выполнить миссию по воздвижению креста над Святой Софией. И отказалась от этой миссии в двух шагах от выполнения.

Поворот русской армии от взгляда на Святую Софию был смертным приговором петербургской империи.

Утомлённый витязь на богатырском белом, но запылённом и уставшем коне оказался на распутье. Прямыми путями никто до него не хаживал. Возвращение назад с прямой дороги закончилось для предыдущих витязей очень плохо. Вон там, чуть впереди, у, как обычно, болота, белеют их косточки. Конь витязя с глубоким интересом разглядывает череп ещё одного погибшего собрата: хорошо утоптанная дорога налево для некоторых закончилась, не успев начаться. Да и пролезешь ли там на богатырском коне через каменный калибратор. А вОроны уже тут как тут. Что имел в виду художник - стервятников, или целых три символа мудрости: мол, трижды подумай, прежде чем свернуть на кривые дорожки?

Но русские называют дорогой то место, по которому собираются проехать. Последовавшие после Берлинского конгресса покушения на царей, духовные метания православных философов, приход призрака коммунизма и обретение им плоти именно у нас, и т.д., и т.п. суть отчаянные попытки снова выйти на пути выполнения предназначения России - быть засовом на двери, защищающей мир от абсолютного зла. Создаётся впечатление, что все долгие годы создания шедевра - более двадцати лет - Васнецов ждал, во что же всё-таки оформятся различные группы российского общества.

Через полтора года после окончания работы над картиной начнётся Англо-бурская война, когда будет окончательно утверждён Британский империализм. Впереди всё яснее и неотвратимее маячила Первая мировая. Посмотрим, в каком состоянии, по мнению великого художника, находится в канун тяжких испытаний российское общество.


Добрыня Никитич - олицетворение дворянства - изображён богатырём, суровым и благородным. Его фигура - воплощение боевого опыта, полной мобилизованности и готовности к бою. Посмотрим, насколько же готова к близким и неминуемым испытаниям его сущность.
Белая лошадь под богатырём-дворянством - это орловский рысак. Эта отечественная универсальная порода лошадей, без сомнения, является достоянием народа России. Она была выведена как для использования в самых различных хозяйственных работах, так и для армии. При разведении особое внимание уделялось обязательному сочетанию особой красоты сложения и движений, силы, выносливости, энергичного темперамента с природными добротой, уравновешенностью, отличной обучаемостью и послушанием. Порода произошла от уникальнейшего жеребца одной из двух чистокровных пород - арабской. И от немецких кобыл. Символично, не правда ли?
У лошади Добрыни большие глаза, большой лоб, что говорит о незаурядном уме. Но готова ли эта лошадь к предстоящим России в 20-м веке испытаниям? К сожалению - нет. Настоящий орловский рысак - лошадь «и в подводу, и под воеводу» - во времена Васнецова выглядел вот так:

Крепыш - мировой рекордист, лошадь столетия

А что же конь, изображённый Васнецовым? Короткий, узкогрудый, мелкие ноздри, маленькая голова, мелкие суставы. Признаки вырождения налицо.

Вы скажете, что тренировками можно поправить природу. Но слишком сухие ноги выдают то, что эта лошадь никогда не знала достаточно тяжёлой работы. А слабо развитая мускулатура и избыток жира говорят не о регулярных тренировках, а об регулярной обильной кормёжке и отдыхе в конюшне. Да, этот конь исполнителен и обучен. Отставленный хвост, поднятая голова, смелый взгляд на врага олицетворяют энергию и готовность. Но уши в разные стороны, чуть опущенная нижняя губа и пустое выражение глаз выдают то, что предстоящее для него - просто рутинная, даже скучная, работа. Чтобы было понятнее, вспомните, например, образы морских офицеров, так колоритно и точно показанных в фильме «Земля Санникова».

А богатырь-дворянство рвётся в бой и уже обнажает меч. Обратим внимание на то, что великий художник меч изобразил обнажённым лишь частично. Не было ли это предвидением того, как поведёт себя офицерство в Гражданскую войну?

Глядя на образ дворянства - Добрыню Никитича - кажется, что враг уже не далее пятидесяти сотни метров.Почему же старший защитников рубежей - Илья Муромец, олицетворяющий народ - так спокоен? Илья внимателен и сосредоточен, но судя по тому, как он вглядывается вдаль - враг ещё далеко. Похоже, враги собираются у границы и делают там очень подозрительные манёвры, но в сторону рубежа богатырей пока двигаться не собираются. Что за спешка у дворянства? Куда оно боится опоздать?

Да, ситуация тревожная. Но если богатыри ожидают именно нападения, то вся фигура Ильи Муромца показывает, что до боя ещё далеко. Посмотрите, как Илья сидит на лошади. Ноги вынуты из стремян, отдыхают. Посадка расслабленная, как будто на отдыхе в кресле. Оружие в походном положении.

По вороному коню богатыря также видно, что враг что-то замышляет, но бросаться в бой пока рановато. Да, конь отметил напряжённость обстановки. Чутко настороженные уши, раздутые ноздри, весь облик коня являют собранность и готовность к немедленному действию. Но враг далеко, и конь, который каждый день много и тяжело работает, зря носиться не собирается.

Но, может, конь Ильи просто слабенький от рождения, мало ел, замучен работой? Или, например, просто туп? Ничего подобного. Да, он не породист, но у него широкая грудь, большие ноздри, крепкие ноги, хорошо развитые мышцы. Видно, что хорошую природу отлично дополняет закалка в каждодневной тяжёлой работе. Вороная же масть, скорее всего, выбрана Васнецовым потому, что вороные горячее других лошадей. То есть масть здесь олицетворяет горячее сердце русского народа. При этом Васнецов изображает вороного добрым и очень умным: большая голова, большие умные глаза, ноздри большой, но изящной запятой. Такие лошади много думают. Он будет стремиться к сотрудничеству, если всадник проявит уверенность и спокойствие. Это настоящий богатырский конь, из тех, что и в подводу, и под воеводу. Он не подведёт ни в работе, ни в бою.

Насколько в согласии Илья-народ и его вороная сущность? Вороной не смотрит на врага, не смотрит на соседей, не смотрит по сторонам. У лошадей зрение не бинокулярное; по правому глазу видно, что вороной на картине смотрит назад - на всадника. Не смотря на всю ажитацию дворянства рядом, напряжённость обстановки вообще и горячую кровь, конь спокойно ожидает команд своего богатыря. Богатырь же, как мы заметили ранее, сидит очень свободно. Более того, любой завсегдатай конюшни сразу скажет, что он нарушает сразу несколько пунктов техники безопасности. В общем, сразу видно, что лошадь и всадник хорошо понимают друг друга и абсолютно друг другу доверяют. При этом бросается в глаза ещё одна странность: уздечка самого управляемого - вороного - коня самая строгая из трёх. У коней дворянского и поповского удила самые простые, поводья тоненькие и пристёгнуты слабенькими застёжками.А у горячащейся дворянской лошади застёжки выглядят даже опасно хлипкими.

При этом поведение вороного говорит о явной избыточной строгости средств управления.Да и богатырь-народ явно не считает их необходимыми: несмотря на напряжённую обстановку и собирающегося куда-то ломануться всадника справа, повод свободно брошен им на шею вороному. Возможно, Васнецов таким хорошо понятным в те времена символом - уздечка - показывает степень воздействия на каждое из сословий со стороны государства.

Враг, похоже, действительно ещё далеко: вороной его отметил, но пока и повернуться в его сторону не посчитал нужным, и даже позволяет себе играть, выгибая шею. А копьё Ильи Муромца предостерегающе загораживает дорогу дворянскому коню: «Мы ведь больше не спасаем Святую Софию? Так для чего теперь нам Константинополь? А потом Берлин ещё завоюем? А зачем мне Берлин? Я туда картошку повезу на базар продавать?»

А что же, по мнению великого художника, представляют собой такие необходимые в канун мировой войны духовные лидеры России - духовенство?
Об этом - в .

Видеть лошадей – увеличение богатства, радость жизни в любых ее проявлениях;
скакать на белой лошади или видеть ее – прекрасный знак;

Прочность дружеских связей, радость встреч с товарищами по духу, верность женщин;

Ваша лошадь грязная и тощая – обман и зависть со стороны тех, кому Вы доверяетесь;

Скакать на вороной лошади – Вы долго будете преуспевать в делах и неожиданно для себя откроете суетность и тщетность своих занятий;

Для женщины - скакать на вороной лошади – неверность мужа;

Наблюдать бег каурых лошадей – благоприятные обстоятельства, которые неожиданно изменятся к худшему или быстротечные и поверхностные увлечения;

Видеть лошадей в яблоках (пятнистых) – грядущая выгоде в делах;

Скакать верхом на прекрасном гнедом коне – возвышение, удовлетворение желаний;

Для женщины - скакать верхом на прекрасном гнедом коне – решимость в отказе назойливому поклоннику, материальная выгода ближайшее время;

Ваша лошадь убегает, присоединяясь к дикому табуну – известие о чьей-то болезни;

Вы сидите на лошади и она Вас понесла – неприятности от друга или работодателя;

Табун кобылиц – близость и отсутствие ревности по отношению к своим возлюбленным;

Видеть прекрасных коней – успех и благосостояние;

Верхом переезжать через прозрачный ручей или реку – удача и удовольствия, но если при этом вода темная или неспокойная – радость будет чем-то омрачена;

Переплывать чистую воду на лошади – осуществление многих мечтаний и получение выгоды в делах;

Раненая лошадь – неприятности у друзей;

Мертвая лошадь – разочарования, горестные известия;

Скакать верхом на брыкающейся лошади – различные трудности на пути к удаче;

Лошадь сбрасывает Вас – противники или болезнь;

Лягает Вас – быть отвергнутым возлюбленной;

Схватить лошадь под уздцы и подчинить ее своей воле – резкие благоприятные перемены в жизни;

Не удалось подчинить лошадь своей воле – судьба повернется к Вам спиной;

Любоваться хорошо подкованной лошадью – Ваш успех в ближайшее время поразит даже Ваше собственное воображение; женщине такой сон сулит надежного друга на всю жизнь;

Участвовать в скачках – благополучная жизнь;

Подковывать свою лошадь – к приобретению сомнительным путем имущества;

Ловко скакать на неоседланной лошади – Вам удастся приобрести благосостояние и комфорт в нелегкой борьбе, возможна и надежная помощь друзей;

Скакать верхом в женском окружении – неопределенность в будущих желаниях,

Зависимость; ваш предмет страсти – женщина свободного поведения;

Наблюдать, как чистят лошадь, или самому чистить ее скребницей – великие испытания, тяжкий труд на пути к почестям и твердому положению в жизни;

Для деловых людей, крестьян, литераторов - украшать гриву и хвост лошади – очень благоприятный сон;

Запряженная в телегу или экипаж – благополучие ограниченное обязательствами, любовь и счастье с препятствиями;

Верхом забираться по узкой тропе на высокую гору – достижение очень прочного жизненного положения;

При таком подъеме лошадь не выдерживает и Вы поднимаетесь остаток пути пешком – прочное положение будет завоевано ценой великих усилий;

Для девушки - видеть себя наездницей на вороном коне – неожиданный случай, который поможет исполнению ее желаний, общение с мудрыми уважительными собеседниками;

Спускаться верхом с холма – к неудачам;

Для женщины - видеть, что возлюбленный едет на лошади позади нее – успех у интересных преуспевающих поклонников;

Быть испуганной наездницей – тревога и ревность близкого человека;

Для девушки - соскакивать с лошади и та мгновенно превращается в свинью – безрассудное отвержение выгодных предложений руки и сердца, после чего предпочитаемая ею свобода скоро покажется ей постылой;

Девушке снится, что она скачет верхом на белом коне по холмистой местности и, оглядываясь, постоянно видит позади себя всадника на вороном коне – чередование успехов и неудач и постоянную тревогу в душе за судьбу важного для нее дела;

Лошадь, упавшая с небес и превратившаяся в незнакомца, который чем-то бросает в Вас – серьезная неудача, несбывшиеся надежды и на какое-то время - безуспешность Ваших попыток овладеть ситуацией;

Пасущиеся на лугу лошади – хорошо налаженное дело и согласованные поступки Ваших партнеров;

Бесплодное пастбище, сухая земля – бедные, но преданные друзья. Для юной особы - это предвестье счастливого брака;

Торговец лошадьми – материальная выгода, но рискованные предприятия;

Покупать лошадь и сознавать во сне, что торговец обманывает Вас – к потерям;

Продавать не очень хорошую лошадь, оставляя себе породистую – к большому везению;

Убивать лошадь – ранить кого-то из друзей своим эгоизмом;
взобраться на лошадь – благополучное завершение трудной борьбы;

Ехать без седла в компании мужчин – честные люди придут вам на помощь;

Также см. Конюшня, Виноград, Ехать, Жеребец, Жокей, Река, Ручей, Подкова, Женщина, Набережная, Рана, Ехать.

Толкование снов из Сонника Миллера

Подпишись на канал Сонник!

Конь (комонь, клюся, тарпан) – одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий. {jcomments on}

С незапамятных времён конь был для человека незаменимым помощником и другом. Лошадь требовалась везде и всюду: на поле боя и на мирной пашне, на охоте и в путешествии: Её одевали в доспехи, запрягали в царские кареты и в убогие крестьянские дрожки, за коня ‘отдавали полцарства’ (иногда в буквальном смысле этого слова).

Легендарный конь Александра — Македонского — Буцефал — был похоронен с королевскими почестями, а тиран-император Калигула даже сделал своего любимца членом римского сената. Лошадь была кормилицей бедняка и предметом гордости сильных мира сего. Рассказывать о лошадях можно бесконечно, но: Всё это было, было, было. В мире не угас интерес к лошади, но в настоящее время, в основном, ‘живых коней заменила стальная конница’. Особенно тяжело пришлось конному делу в России последних лет — закрылись или прозябают в нищете многие конные заводы, в плачевном состоянии племенная работа, надежда лишь на энтузиастов, число которых с годами медленно, но всё же растёт. В первую очередь, это спортсмены, а за ними те, кто заботится о своём здоровье, а за ними те, кто заботится о своём здоровье, о здоровье своих детей и, наконец, просто любители прекрасного.

Прежде всего, особенно для горожан, общение с лошадью ассоциируется с верховой ездой. Человек занимается ею более пяти тысячелетий. Изображения всадников обнаружены на персидских гравюрах, датированных около 3000 года до н.э. Прелесть и благотворную силу верховой езды передал М. Ю. Лермонтов в ‘Повести о горе нашего времени’: ‘ :я сел верхом и поскакал в степь; я люблю скакать на горячей лошади: Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, всё в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума’. Французский философ Мишель де Монтень в своём бесценном труде ‘Опыты’ утверждает: ‘Я неохотно слезаю с лошади, раз я на неё сел, так как здоров я или болен, лучше всего чувствую себя верхом’.

КОНЬ - одно из наиболее мифологизированных священных животных; атрибут высших языческих богов; хтоническое существо, связанное с культом плодородия и со смертью, загробным миром; проводник на «тот свет». В древнейшие времена конь считался детищем как Белбога (стихии света), так и Чернобога (стихии мрака); при этом светлому богу обычно посвящался белый конь, а темному - черный.

В народных поверьях конь наделялся способностью предвещать судьбу, и прежде всего - смерть. По этой причине коней часто использовали в гаданиях: так, например, во время святочных гаданий у русских лошади завязывали глаза, садились на нее задом наперед и следили: куда она пойдет, туда гадающая выйдет замуж. Некогда при храме высшего бога балтийских славян Свентовита держали священного белого коня, которого при гаданиях подводили к трем рядам копий: если конь ступал с левой ноги, то это считалось дурным знаком, а если с правой - добрым.

Конь традиционно являлся непременным атрибутом многих божеств, и особенно божеств войны, грома и т.д. Наиболее же архаичен в славянской мифологии образ всадника (святого, былинного героя, божества и т.п.), поражающего Змея. Так, например, Перун неизменно представлялся всадником на коне или на колеснице, поражающим Велеса-Змея. Вообще, очень многие языческие божества представлялись конными (например, сезонные божества Авсень и Ярила). В языческие времена при храмах многих высших богов держали священных коней, и считалось, что на этих самых конях ездят сами божества; так, например, согласно легенде, бог Свентовит выезжает на битву с демонами и пр. на своем белом священном коне, содержащемся при храме.

Говоря об античной мифологии А.Ф. Лосев приходит к выводу, что «Если данная стихия находится в распоряжении того или иного божества, то для мифолога это - ясное свидетельство о том, что некогда и само божество было данной стихией». Такое заключение применимо и при анализе более архаичных представлений, так как все развитие мифологических образов происходит путем расщепления первоначального объектно-субъектного переживания.

Используя это положение образ коня можно спроецировать на одну из четырех стихий, выделенных уже в эпоху палеолита, - стихию огня. Так среди ряда значений, которые в процессе развития человечества получил огонь, особо можно выделить такие его проявления как: огонь небесный, огонь жертвенный (который включает в себя как погребальные огни, так и огонь-жрец, посредник между миром людей и миром богов), подземный огонь, животворящий огонь.

Все эти проявления стихии огня, часто воплощаются в мифологических конях, которые, по-видимому, являются эманациями этого более древнего и смыслоемкого символа.

Общим для многих народов является представление о небесной колеснице бога солнца, запряженной конями. Солнце же является тем небесным огнем, позднейшее почитание которого персонифицировалось в образ бога солнца (наглядно это прослеживается в зороастризме, где Митра затмил собой более древние культы огня).

Огонь был посредником между миром богов и миром людей, конь зачастую выполняет те же функции, являя в своем существе признаки огненной субстанции. Сохранились серебряные блюда, предположительно изготовленные в Грузии, где конь изображен у алтаря огня. В одном сообщении, относящемся ко времени арабского завоевании, описывается храм в Кобадиане (Южный Таджикистан): «В здании (храма) … находились малые и большие алтари огня и бронзовый конь небольшого размера. Жители считали его сошедшим с неба. Он изображен в состоянии движения с поднятыми передними ногами, как бы обращенными к богу». Дальше рассказывается, что когда арабы прибыли к этому святилищу, что бы его уничтожить, то внезапно оттуда вырвался огонь, который сжег прибывших воинов.

На сравнение огня с конем в русских сказках обратил внимание Пропп, особо отметив поразительное совпадение этого персонажа с индийским Agni. Конь-огонь является с дымом из ноздрей, искрами из-под копыт большей частью красной масти, и выполняет функцию переноса героя в некое тридесятое царство, не суть земное. Георгий Победоносец изображается на коне именно красной масти (очень редко в иконографии изображается белая масть коня [белый - знак потустороннего мира).

Сербские песни называют коня огневитым, и игрушечные кони у западных славян раскрашивают в красный цвет.

Лошадь имеет значение огня и света. У одного поэта мусульманского Ренессанса есть строчка: «Примчались кони рассвета в один сияющий день». Еще одним примером этой темы являются огненные кони Гелиоса.

Легенда приписывает лошади свойства, присущие бессознательному человека, что выражено в самой метафоре Кентавра. Туловище человека — его сознание, нижняя часть (круп и ноги лошади) — бессознательное. Лошадь обладает даром ясновидения и сверхъестественного слуха, даром проводника, выводит заблудившихся на верную дорогу. Присущ лошади и дар прорицания. В «Илиаде» лошадь произносит зловещую речь, озвучивая для людей слова покойника, когда того везут хоронить. Конь с человеческими ногами предсказывает Цезарю, что он завоюет мир.

Пегас — источник вдохновения. Крылатый конь Пегас крылат не только в иносказательном смысле, он не только символ поэтического вдохновения, крылья Пегаса возносят его выше даже такого хорошего летуна, как химера. Поэтическое вдохновение обладает не только реальностью, оно становится сверхреальностью.

бразы коня у скандинавов связаны со сменой ритмики суток. Конь-ночь мчится впереди с темной гривой, за ним конь-утро- с него падает пена, покрывая землю первой росой. И замыкает это дерби конь-день — у него светлая грива, которая озаряет землю и воздух.

В Упанишадах конь выражен не только через ритуал жертвоприношения, но и через соотнесенность с календарем. Туловище — год, времена года — другие части тела, суставы — месяцы и полумесяцы, ноги — день и ночь.

С древнейших времен с образом коня отождествляла себя и Русь: «Куда ты несешься, Русь?».

Деревянный дом Севера строился с конем. Верхний контур двухскатного фронтона дома представлял небосвод, по которому двигалось солнце в своем ежедневном движении от востока к западу через священную точку полудня, означенную полотенцем под коньком. Соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения, по которому светило ежедневно совершало свой путь от одного нижнего конца кровли вверх к щипцу, к коньку и далее вниз к другому нижнему концу кровли.

Конь также знак войны и победы полководца. Демонстрирует власть над войском. Недаром считалось, что въехать в город на белом коне, значит одержать реальную победу. Многие парады проходили с главнокомандующим на белом коне, который гарцует перед войском.

Боевой конь славян — это, скорее, боевой товарищ и помощник витязя. Он наделен чудесными свойствами и часто выступает в роли волшебного помощника. Он может менять свой вид, превращаясь в звезду, птицу, в муху; встряхнувшись, оборачивается маленьким Коньком-Горбунком. Конь может дать имя герою, указывает тому на суженую или невесту, предупреждает о различных препятствиях на пути к ней и помогает преодолеть все сложности, перенося героя через безбрежные водные рубежи на край света, где небо и земля сходятся. Он воскрешает убитого богатыря живой водой, вытягивает его из подземной темницы одним волоском своего хвоста.

Образ коня в русских народных сказках берет начало из древних славянских мифов. Славяне почитали коня более других животных, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком – изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могущественным оберегом.

Самым ярким и колоритным конем в русских сказах является Сивко-бурко. В одном варианте сказки он описывается как конь, у которого «одна шерстинка золотая, другая — серебряная». В другом варианте сказки рисуется не менее впечатляющая картина: «Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом». Вообще-то насчитывается около 60ти русских вариантов сказки о Сивке-бурке, но эти два наиболее характерны.

Говоря о Cивке-Бурке и вообще о богатырских конях, народные русские сказки прибегают к выражениям, которые всякий раз повторяются слово в слово: «конь бежит — земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом, из заду головешки валятся..» А когда садится на коня могучий богатырь и бьет его по крутым бедрам: «..добрый конь осержается, от сырой земли отделяется, поднимается выше лесу стоячего, что пониже облака ходячего; из ноздрей огонь пышет, из ушей дым столбом, следом горячие головешки летят; горы и долы промеж ног пропускает, малые реки хвостом застилает, широкие — перепрыгивает»

Посмотрите — ведь богатырскому коню приданы все свойства грозовой тучи: бурый цвет, необычайная скорость, полет по поднебесью, способность перескакивать через моря, горы и пропасти, выдыхание жгучего пламени и всепотрясающий топот, от которого дрожит самая земля: «Конь бежит - земля дрожит!»

Разнится также описание того, как Иван-дурак стал хозяином Сивки-бурки. В одном сказании он получает коня в дар от покойного отца за то, что исполняет его волю и ночует на могиле старика. В другом Сивко верно служит Ивану взамен за то, что тот, поймав коня когда тот топтал поле с пшеницей, отпускает его. Но в обоих вариантах сказки главный герой становится красавцем после того, как «в одно ухо Сивки залез, а в другое вылез». Затем Иван-дурак на коне едет ко дворцу. Там Сивко-бурко допрыгивает до окна царевны, что не может сделать ни один обычный конь, и Иван достает вышитый портрет (либо кольцо) царевны. Сивко-бурко стал прототипом Конька-горбунка из одноименной сказки Ершова.

Однако в гениальном произведении Ершова прослеживаются мотивы еще одной русской народной сказки. Это «Жар-птица и Василиса-царевна». В этом сказании богатырский конь главного героя стрельца наделен необыкновенной силой, мудростью и магическими способностями. Когда стрелец находит в лесу перо Жар-птицы, богатырский конь предупреждает его не брать находку чтобы не попасть в беду. Стрелец не слушает его, подбирает перо и преподносит его в дар царю. Тогда царь заставляет героя раздобыть ему Жар-птицу, Василису-царевну, платье и кольцо Василисы. Все поручения герою помогает выполнить богатырский конь. Последним заданием для стрельца становится приказ царя окунуться в чан с кипящей водой. Но героя заговаривает конь и стрелец после того, как окунается в кипяток, становится красавцем. Царь же сваривается в горячей воде.

Еще один богатырский конь с силой волшебника – это конь из «Сказки о молодильных яблоках и живой воде». Этого коня Ивану-царевичу дарит баба-яга, но он теряет часть магической силы, когда Иван, вопреки его совету, целует девицу-Синеглазку.

Нельзя обойти вниманием былинного коня богатыря Добрыни Никитича – Бурушку. Бурый цвет коня неслучаен. По народным верованиям коричневый наряду с красным – это цвет крови. В старинных заговорах воплощением крови был «карый конь». Так что Бурушка – это олицетворение сил крови и жизни. Этот конь принимает участие в сражении со Змеем Горынычем вместе со своим хозяином. Он топчет детенышей Змея. В этом сюжете прослеживается мотив еще одной мифической битвы – Георгия Победоносца со Змеем. Конь Георгия тоже помогал ему, затаптывая врага.

Аналогичный сюжет наблюдается в сказке «Иван Быкович». В ней конь богатыря имеет такую силу, что его можно удержать, только сковав цепями. Конь приходит на выручку хозяину в самый критический момент боя, когда Ивану Быковичу грозит неминуемая смерть от змееобразного чудовища. Спущенный с цепи, конь прибегает на место битвы и бьет чудовище копытами.

Зачастую в сказаниях конь выступает дорогим и очень желанным подарком. Отношение к коню как к драгоценному подношению хорошо выражено в сказке «Конь, скатерть и рожок». В ней дурак получает в подарок от волшебного журавля коня, который может превращаться в груду серебряных монет.

Глубокий, до конца неразгаданный смысл, народная мудрость вложила в трех коней из сказки «Василиса Премудрая». Эти кони окрашены в красный, черный и белый цвета и везут на себе всадников таких же цветов. Всадники служат бабе-яге. Она объясняет Василисе, что красный всадник на красном коне – это солнце красное, черный – ночь темная, а белый – день ясный.

Загадочные образы сказочных коней уже много столетий тревожат воображение людей и служат источником вдохновения. .

В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.

Например, Утренняя Заря (Денница) ведет по узды сияющих белых коней (рассветные облака),отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днем кони становятся красными (рыжими), к вечеру – сивыми(темно-серыми) и Вечерняя Зоря уводит их с небосвода. Ночь же – это вороной(черный) конь. В это время солнечный диск Хорс освещает подземный мир. Звезды и созвездия тоже сравнивали конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой – целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони.

Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Природная мощь коня трудноукротима, поддается только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина.

Всадник на коне – символ многогранный. Он несет с собой стремительные перемены, часто ведущие к гибели и разрушению. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет на своей спине саму Смерть. С далекого степного юга приходили орды кочевников и топот лошадиных копыт нес с собой дурные вести. С тех пор вороной огнедышащий конь – это образ всякой беды, демон, служащий темной силе. Вещий Олег погиб от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя.

На конях любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи. Любимцев своих они ласкают и прихорашивают, а если захотят досадить хозяину – то и укатать до смерти. Священные кони были у каждого крупного языческого святилища. С конями связано множество пословиц и примет. Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа – все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия.

Время коня – конец весны. Цвета – белый, рыжий, сивый, вороной

Пословицы и приметы:


Конь споткнулась на пороге – к беде

Конь воина нюхает – к гибели

Больной бредит о конях – скоро умрет

Ржание коня к добру, но при расставании – к долгой разлуке

Не в коня корм

Царство без грозы, как конь без узды

Счастье на коне, безсчастье под конем

Свинья коню рылом и по хвост не вышла

Дареному коню в зубы не смотрят

Кто в кони пошел тому и воду везти


    Живое, красивое и благородное,
    Вечно подвластное, вечно свободное,
    Страстное, пылкое и непокорное,
    Страшное в гневе, несколько вздорное.
    Теплое, нежное, вечно желанное,
    Смелое, доброе, несколько странное,
    Тихое, кроткое и осторожное,
    Внешне простое, внутренне сложное.
    Мило-веселое и добродушное,
    Хитро-упрямое, все же послушное,
    Се рдцем горячее, нам непонятное.
    Сильное, быстрое, часто игривое,
    Томное, нервное, гордо-строптивое,
    Умное, верное, очень ранимое,
    Вечно и всюду нежно любимое.
    Ветру и времени только подвластное,
    Вольным рожденное, вечно прекрасное».

Лошади на картинах великого русского художника Васнецова - совершенно особенное явление. Тонкий знаток и любитель лошадей, Васнецов через их образы передаёт внутреннюю сущность героев его картин. А учёба в духовном училище, а затем в семинарии не могла не дать великому художнику знание и понимание символики вообще.

К сожалению, современному человеку, который видит лошадей только по телевизору, почти невозможно понять то, что хотел передать художник. Но в то время повсеместной конной тяги люди видели лошадей по сто раз на дню. Поэтому символизм лошадей на картинах Васнецова, Серова и других художников в те времена был для зрителей ясным и прозрачным, хотя бы интуитивно. Попробую, пользуясь своим ненулевым стажем в конном деле, помочь современному зрителю разобраться в некоторых связанных с этим тонкостях.

... Смесью классов,

сословий

и наречий

на рублях колес

землища двигалась.

Капитал

ежом противоречий

рос во-всю

и креп,

штыками иглясь.(с)

Коммунизма призрак по Европе рыскал,
Говорил: «В Париже я расстрелян»…


Работа над картиной «Богатыри» началась в годы, когда Россия, принявшая от Византии историческую эстафету катехона, попыталась выполнить миссию по воздвижению креста над Святой Софией. И отказалась от этой миссии в двух шагах от выполнения.

Поворот русской армии от взгляда на Святую Софию был смертным приговором петербургской империи.

Утомлённый витязь на богатырском белом, но запылённом и уставшем коне оказался на распутье. Прямыми путями никто до него не хаживал. Возвращение назад с прямой дороги закончилось для предыдущих витязей очень плохо. Вон там, чуть впереди, у, как обычно, болота, белеют их косточки. Конь витязя с глубоким интересом разглядывает череп ещё одного погибшего собрата: хорошо утоптанная дорога налево для некоторых закончилась, не успев начаться. Да и пролезешь ли там на богатырском коне через каменный калибратор. А вОроны уже тут как тут. Что имел в виду художник - стервятников, или целых три символа мудрости: мол, трижды подумай, прежде чем свернуть на кривые дорожки?

Но русские называют дорогой то место, по которому собираются проехать. Последовавшие после Берлинского конгресса покушения на царей, духовные метания православных философов, приход призрака коммунизма и обретение им плоти именно у нас, и т.д., и т.п. суть отчаянные попытки снова выйти на пути выполнения предназначения России - быть засовом на двери, защищающей мир от абсолютного зла. Создаётся впечатление, что все долгие годы создания шедевра - более двадцати лет - Васнецов ждал, во что же всё-таки оформятся различные группы российского общества.

Через полтора года после окончания работы над картиной начнётся Англо-бурская война, когда будет окончательно утверждён Британский империализм. Впереди всё яснее и неотвратимее маячила Первая мировая. Посмотрим, в каком состоянии, по мнению великого художника, находится в канун тяжких испытаний российское общество.


Добрыня Никитич - олицетворение дворянства - изображён богатырём, суровым и благородным. Его фигура - воплощение боевого опыта, полной мобилизованности и готовности к бою. Посмотрим, насколько же готова к близким и неминуемым испытаниям его сущность.
Белая лошадь под богатырём-дворянством - это орловский рысак. Эта отечественная универсальная порода лошадей, без сомнения, является достоянием народа России. Она была выведена как для использования в самых различных хозяйственных работах, так и для армии. При разведении особое внимание уделялось обязательному сочетанию особой красоты сложения и движений, силы, выносливости, энергичного темперамента с природными добротой, уравновешенностью, отличной обучаемостью и послушанием. Порода произошла от уникальнейшего жеребца одной из двух чистокровных пород - арабской. И от немецких кобыл. Символично, не правда ли?
У лошади Добрыни большие глаза, большой лоб, что говорит о незаурядном уме. Но готова ли эта лошадь к предстоящим России в 20-м веке испытаниям? К сожалению - нет. Настоящий орловский рысак - лошадь «и в подводу, и под воеводу» - во времена Васнецова выглядел вот так:

Крепыш - мировой рекордист, лошадь столетия

А что же конь, изображённый Васнецовым? Короткий, узкогрудый, мелкие ноздри, маленькая голова, мелкие суставы. Признаки вырождения налицо.

Вы скажете, что тренировками можно поправить природу. Но слишком сухие ноги выдают то, что эта лошадь никогда не знала достаточно тяжёлой работы. А слабо развитая мускулатура и избыток жира говорят не о регулярных тренировках, а об регулярной обильной кормёжке и отдыхе в конюшне. Да, этот конь исполнителен и обучен. Отставленный хвост, поднятая голова, смелый взгляд на врага олицетворяют энергию и готовность. Но уши в разные стороны, чуть опущенная нижняя губа и пустое выражение глаз выдают то, что предстоящее для него - просто рутинная, даже скучная, работа. Чтобы было понятнее, вспомните, например, образы морских офицеров, так колоритно и точно показанных в фильме «Земля Санникова».

А богатырь-дворянство рвётся в бой и уже обнажает меч. Обратим внимание на то, что великий художник меч изобразил обнажённым лишь частично. Не было ли это предвидением того, как поведёт себя офицерство в Гражданскую войну?

Глядя на образ дворянства - Добрыню Никитича - кажется, что враг уже не далее пятидесяти сотни метров.Почему же старший защитников рубежей - Илья Муромец, олицетворяющий народ - так спокоен? Илья внимателен и сосредоточен, но судя по тому, как он вглядывается вдаль - враг ещё далеко. Похоже, враги собираются у границы и делают там очень подозрительные манёвры, но в сторону рубежа богатырей пока двигаться не собираются. Что за спешка у дворянства? Куда оно боится опоздать?

Да, ситуация тревожная. Но если богатыри ожидают именно нападения, то вся фигура Ильи Муромца показывает, что до боя ещё далеко. Посмотрите, как Илья сидит на лошади. Ноги вынуты из стремян, отдыхают. Посадка расслабленная, как будто на отдыхе в кресле. Оружие в походном положении.

По вороному коню богатыря также видно, что враг что-то замышляет, но бросаться в бой пока рановато. Да, конь отметил напряжённость обстановки. Чутко настороженные уши, раздутые ноздри, весь облик коня являют собранность и готовность к немедленному действию. Но враг далеко, и конь, который каждый день много и тяжело работает, зря носиться не собирается.

Но, может, конь Ильи просто слабенький от рождения, мало ел, замучен работой? Или, например, просто туп? Ничего подобного. Да, он не породист, но у него широкая грудь, большие ноздри, крепкие ноги, хорошо развитые мышцы. Видно, что хорошую природу отлично дополняет закалка в каждодневной тяжёлой работе. Вороная же масть, скорее всего, выбрана Васнецовым потому, что вороные горячее других лошадей. То есть масть здесь олицетворяет горячее сердце русского народа. При этом Васнецов изображает вороного добрым и очень умным: большая голова, большие умные глаза, ноздри большой, но изящной запятой. Такие лошади много думают. Он будет стремиться к сотрудничеству, если всадник проявит уверенность и спокойствие. Это настоящий богатырский конь, из тех, что и в подводу, и под воеводу. Он не подведёт ни в работе, ни в бою.

Насколько в согласии Илья-народ и его вороная сущность? Вороной не смотрит на врага, не смотрит на соседей, не смотрит по сторонам. У лошадей зрение не бинокулярное; по правому глазу видно, что вороной на картине смотрит назад - на всадника. Не смотря на всю ажитацию дворянства рядом, напряжённость обстановки вообще и горячую кровь, конь спокойно ожидает команд своего богатыря. Богатырь же, как мы заметили ранее, сидит очень свободно. Более того, любой завсегдатай конюшни сразу скажет, что он нарушает сразу несколько пунктов техники безопасности. В общем, сразу видно, что лошадь и всадник хорошо понимают друг друга и абсолютно друг другу доверяют. При этом бросается в глаза ещё одна странность: уздечка самого управляемого - вороного - коня самая строгая из трёх. У коней дворянского и поповского удила самые простые, поводья тоненькие и пристёгнуты слабенькими застёжками.А у горячащейся дворянской лошади застёжки выглядят даже опасно хлипкими.

При этом поведение вороного говорит о явной избыточной строгости средств управления.Да и богатырь-народ явно не считает их необходимыми: несмотря на напряжённую обстановку и собирающегося куда-то ломануться всадника справа, повод свободно брошен им на шею вороному. Возможно, Васнецов таким хорошо понятным в те времена символом - уздечка - показывает степень воздействия на каждое из сословий со стороны государства.

Враг, похоже, действительно ещё далеко: вороной его отметил, но пока и повернуться в его сторону не посчитал нужным, и даже позволяет себе играть, выгибая шею. А копьё Ильи Муромца предостерегающе загораживает дорогу дворянскому коню: «Мы ведь больше не спасаем Святую Софию? Так для чего теперь нам Константинополь? А потом Берлин ещё завоюем? А зачем мне Берлин? Я туда картошку повезу на базар продавать?»

А что же, по мнению великого художника, представляют собой такие необходимые в канун мировой войны духовные лидеры России - духовенство?
Об этом - в .