Бразильская футбольная команда разбилась состав. Футбольные авиакатастрофы

На протяжении почти 23 лет спортивный мир не объявлял траур из-за авиакатастроф, в которых погибли члены футбольных команд. бразильского клуба «Шапекоэнсе», который должен был доставить членов команды и журналистов на матч с «Атлетико Насьональ» в рамках Южноамериканского кубка. На борту самолёта были 72 пассажира и 9 членов экипажа. В настоящий момент на месте крушения ведутся спасательные работы. По предварительной информации, шести пассажирам удалось выжить. Южноамериканская конфедерация футбола (КОНМЕБОЛ) приостановила проведение всех матчей под своей эгидой. Вспоминаем другие случаи катастроф в воздухе, затронувших мир футбола.

1. 4 мая 1949 года. «Торино»

В конце 40-х годов прошлого века «Торино» был одним из топ-клубов Италии, опережая по славе и популярности даже соседей из «Ювентуса». С 1946-го по 1948-й «быки» трижды брали чемпионство под капитанством Валентино Маццолы , отца легендарного Сандро Маццолы .

3 мая 1949 года «Торино» провёл матч с «Бенфикой» в Лиссабоне, завершившемся поражением - 3:4. Настроение футболистам подняла встреча с друзьями из «Милана» в Барселоне. Самолёт туринцев приземлился в местном аэропорту для дозаправки, миланцы же пересаживались на рейс до Мадрида. Как оказалось, россонери были последними, кто видели футболистов «Торино» живыми. Самолёт команды попал в зону повышенной туманности, пилот потерял ориентацию в пространстве и левым крылом задел ограду построенной на холме базилики. Самолёт развернуло и с силой ударило о землю. Все, находившиеся на борту скончались. Из игроков остался только Лауро Тома, не полетевший на матч из-за травмы.


2. 6 февраля 1958 года. «Манчестер Юнайтед»

Одна из самых резонансных катастроф в истории мирового спорта. «Малыши Басби» навсегда вошли в анналы английского футбола и оставили неизгладимый след в сердцах болельщиков по всему миру. Тем ужасней стала трагедия, произошедшая 6 февраля 1958 года в аэропорту Мюнхена. Несмотря на то что в то время авиаперелёты попадали в категорию повышенного риска, «Манчестер Юнайтед» летал по всей Европе, совмещая выступления в Англии по выходным и матчи еврокубков в будние дни. На матч с «Црвеной Звездой» в Белграде клуб заказал чартерный рейс. Проблемы начались в Мюнхене, куда борт приземлился для дозаправки. После двух неудачных попыток взлёта экипаж был готов перенести полёт, однако в итоге была предпринята третья попытка, закончившаяся трагедией. Самолёт не успел вовремя взлететь и протаранил дом с ангаром, в котором стояла машина с горючим. 21 человек погиб на месте, в том числе восемь футболистов «Юнайтед». В 1960 году на юго-восточной трибуне «Олд Траффорд» были установлены часы с датой «6 февраля 1958 года» вверху и надписью «Мюнхен» внизу, которые находятся там по сей день. Каждый год 6 февраля, когда их стрелки показывают время аварии самолёта – 15 часов 4 минуты, на «Олд Траффорд» объявляется минута молчания в память о жертвах мюнхенской катастрофы.

Чёрная дата в истории "Манчестер Юнайтед"

51 год назад в аэропорту Munich-Riem потерпел аварию самолёт, на котором возвращались домой с гостевого матча Кубка европейских чемпионов футболисты английского клуба "Манчестер Юнайтед".


3. 16 июля 1960 года. Сборная Дании

В начале 60-х годов профессионального футбола в Дании как такового не было. Игрокам запрещалось даже выступать за иностранные клубы под угрозой невызова в национальную сборную. Тем не менее датчане усердно готовились побороться за попадание на Олимпийские игры в Риме. Из аэропорта Копенгагена в Хернинг на матч национальной команды вылетели восемь игроков. Борт разбился в 50 метрах от побережья по причине плохих погодных условий. Выжили только пилот и футболист Сиг Винделов , которого у берега нашли рыбаки. Повезло и другому игроку - Эрику Дюреборгу , которого сняли с рейса из-за отвратительного поведения в аэропорту. Сборная Дании всерьёз подумывала сняться с турнира, однако в итоге завоевала серебряные медали в Риме.


4. 3 апреля 1961 года. «Грин Кросс»

Через год разбилась в авиакатастрофе другая футбольная команда. Выступавший в первом дивизионе чемпионата Чили «Грин Кросс» вылетел из аэропорта Сантьяго на матч очередного тура. До места футболистам добраться было не суждено – весь экипаж и пассажиры погибли после столкновения самолёта с горным массивом Лас-Ластимас в Кордильерах.


5. 26 сентября 1969 года. «Стронгест»

26 сентября 1969 года в Боливии произошёл военный переворот. Однако и это событие отошло на второй план, когда в тот же день в стране произошла крупнейшая в истории авиакатастрофа. Пассажирский лайнер столкнулся с горой в массиве Кордильер. Все 74 пассажира, в том числе находившиеся на борту 16 футболистов и тренерский штаб лучшей команды страны «Стронгест», погибли. Южноамериканская федерация футбола объявила траур и выделила клубу $ 20 тыс. Многие футболисты, ранее выступавшие за «Стронгест», вернулись в клуб на пониженную ставку. Спустя пять лет клуб вновь выиграл чемпионат Боливии.

6. 31 декабря 1970 года. «Эйр-Ликвид»

Несколько месяцев спустя не долетел до места назначения и самолёт, вёзший алжирскую команду «Эйр-Ликвид» в Испанию на товарищеский турнир. Все пассажиры и члены экипажа погибли.

7. 11 августа 1979 года. «Пахтакор»

В конце 70-х произошла одна из самых ужасных спортивных трагедий в истории советского футбола. Ташкентский «Пахтакор», летевший на матч в Минске, попал в авиакатастрофу, ставшую одной из крупнейших в истории страны. Два самолёта столкнулись в небе над Днепродзержинском – никому из пассажиров обоих авиасудов выжить не удалось. Среди погибших 178 человек было 17 членов «Пахтакора». Из-за того что команда была популярна в стране, умолчать о трагедии не получилось. Все члены футбольной команды были похоронены в Ташкенте на Боткинском кладбище города, где им поставлен памятник. А сам «Пахтакор» по внесённому в регламент правилу в течение трёх лет сохранял место в элитном дивизионе СССР.


Первое российское футбольное издание и дебют Дика Адвоката в сборной России. Чем ещё запомнилось 11 августа в истории футбола?


8. 8 декабря 1987 года. «Альянса Лима»

В декабре 1987 года 43 человека - футболисты, руководители, тренеры и болельщики перуанской команды «Альянса Лима» - скончались в авиакатастрофе. Их самолёт, везущий пассажиров домой после матча национального первенства, упал в море в шести милях севернее столицы страны Лимы.


9. 7 июня 1989 года. Голландские футболисты

Футбольный мир мог потерять Франка Райкарда и Рууда Гуллита на пике их футбольной славы. К счастью, обе звезды не отправились на историческую родину в Суринам с целью участия в турнире с тремя местными клубами. Райкард, Гуллит, Арон Винтер и Брайан Рой отказались от полёта, мотивировав это желанием как следует подготовиться к новому сезону. Это решение спасло им жизнь. Пилоты самолёта, вылетевшего из Амстердама, при посадке в Парамарибо совершили ошибку и крылом зацепили дерево. В результате крушения в живых осталось 11 человек из 187. Все 15 находившихся на борту футболистов скончались.


10. 27 апреля 1993 года. Сборная Замбии

Замбийские ВВС организовали специальный рейс, чтобы доставить сборную своей страны в Дакар, где та должна была провести матч квалификационного этапа ЧМ-1994 с командой Сенегала. Во время первой дозаправки были обнаружены проблемы с одним из двигателей. Однако пилотом было принято решение продолжить полёт. В результате через несколько минут после взлёта двигатель загорелся, и самолёт упал в воду в 500 метрах от побережья. Все пассажиры погибли. Из сборной Замбии в живых остались только самостоятельно добиравшийся из Нидерландов Калуша Бвалья и травмированный вратарь Чарльз Мусонда .

После с бразильской футбольной командой "Шапекоэнсе" на борту на месте трагедии работают спасатели, на помощь которым власти выслали армию страны. Военные вертолеты помогают экстренно доставлять в госпитали выживших в авиакатастрофе.

Спасательная операция на месте трагедии усложнена погодными условиями и очень слабой видимостью. Имеется информация, что экипаж во время полета спустил почти все топливо - это позволило и гибели всех пассажиров.

Также нескольким игрокам команды "Шапекоэнсе" удалось избежать трагедии, так как они не полетели с командой на игру. Среди них - полузащитник Алехандро Мартинуккио, защитник Рафаэль Рамос де Лима, полузащитник Одаир Соуза (Ненем), защитник Демерсон Бруно Коста, вратарь Марсело Боэк, полузащитник Андрей Альба, полузащитник Хьоран Дальморо, полузащитник Рибейро Сантуш Мойзеш и вратарь Хосе Нивалдо Мартинш Константе.

На данный момент известно, что в список выживших в авиакатастрофе в Колумбии пассажиров вошли - Алан Рушель, у которого зафиксированы перелом бедра и открытая рана головы, стюардесса лайнера Химена Суарес и вратарь "Шапекоэнсе" Данило Маркос, который находится в сознании и уже по телефону связался с родственниками.

Известно, что выжившие в авиакатастрофе в Колумбии защитник футбольного клуба "Шапекоэнсе" Алан Рушель и голкипер Маркос Данило на борту самолета сидели рядом.

В список выживших пассажиров потерпевшего крушение лайнера в Колумбии вошел вратарь футбольного клуба "Шапекоэнсе" Джексон Фольманн.

В ходе поисковой операции на месте крушения пассажирского самолета в Колумбии удалось спасти еще одного пассажира. Список выживших в авиакатастрофе в Колумбии пополнил журналист Рафаэль Энзель. Представитель СМИ экстренно госпитализирован - он получил множественные ранения и ушибы, также у журналиста диагностирован перелом ребер.

Полиция Колумбии уже подтвердила гибель 75-ти пассажиров потерпевшего крушение лайнера в Колумбии. Официальный список выживших в авиакатастрофе в Колумбии на данный момент включает только пять имен:

  1. защитник "Шапекоэнсе" Алан Рушель
  2. вратарь Маркос Данило
  3. вратарь Джексон Фольманн
  4. стюардесса Химена Суарес
  5. бразильский журналист Рафаэль Энзель

Выживший в авиакатастрофе в Колумбии защитник "Шапекоэнсе" Алан Рушель показал видео из салона разбившегося самолета авиакомпании "Ламия", на котором записал моменты полета и поделился своими переживаниями с поклонниками относительно предстоящего финального матча в Колумбии за обладание Южноамериканским кубком. Видео с борта разбившегося лайнера появилось в Сети в период технической остановки воздушного судна в Боливии.

Футболист бразильского "Шапекоэнсе" Филип Хосе Мачадо, который на данный момент числится в списке погибших в авиакатастрофе в Колумбии, также незадолго до крушения воздушного лайнера авиакомпании "Ламия" публиковал видео из салона.

Следует добавить, что на разбившемся самолете в провинции Антиокия ранее перевозили игроков колумбийской команды "Атлетико насьональ" и спортсменов сборной Аргентины. Латиноамериканские СМИ утверждают, что "альбиселесте" пользовались этим самолетом неоднократно.

При этом британский таблоид The Daily Mail утверждает, что бразильская команда "Шапекоэнсе" должна была лететь в Медельин другим воздушным судном. По данным источника, местные авиационные власти заменили борт для перелета спортсменов буквально в последний момент.

Поисково-спасательные работы на месте крушения самолета авиакомпании "Ламия" продолжаются. В Сети появилось последнее видео с места трагедии. На кадрах четко видно, что сотрудники МЧС при помощи представителей колумбийской армии, несмотря на сильный дождь, активно продолжают поиски выживших и погибших пассажиров самолета, потерпевшего крушение в Колумбии.

На официальной странице Управления гражданской авиации в Колумбии появился список пассажиров, летевших на борту разбившегося лайнера авиакомпании "Ламия". В него вошли имена и даты рождения футболистов бразильского клуба «Шапекоэнсе» и сопровождавших их 22 журналистов.

В опубликованном списке пассажиров, летевших на борту потерпевшего крушение самолета авиакомпании "Ламия" в Колумбии, находится сын экс-тренера ЦСКА - Андерсон Пайшау. Сообщается, что он входит в штаб футбольного клуба «Шапекоэнсе».

По данным аргентинских журналистов, список выживших пассажиров в авиакатастрофе в Колумбии пополнил защитник "Шапекоэнсе" Хелио Зампьер Нето. Информацию о шестом выжившем при крушении лайнера авиакомпании "Ламия" также подтверждают колумбийская радиостанция Radio Caracol.

Защитник "Шапекоэнсе" Хелио Зампьер Нето | соцсети

По последним данным "RT на русском", ссылающегося на достоверные источники, один из пострадавших пассажиров в авиакатастрофе в Колумбии умер по пути в госпиталь. Эту информацию подтвердил глава полиции колумбийского города Медельин Хосе Асеведо, не назвавший имени погибшего.

Информация обновляется.

Бразильские футболисты потеряли жизни в авиакатастрофе на пике карьеры

Крупная авиакатастрофа произошла в Колумбии: потерпел крушение самолет, на борту которого находились 72 пассажира и 9 членов экипажа, в том числе бразильская футбольная команда «Шапекоэнсе». Вместе с командой погиб сын Паулу Пайшау, который тренировал московский ЦСКА. Андерсону Пайшау было 27 лет.

В районе трагедии развернулась спасательно-поисковая операция. Из-под обломков недалеко от колумбийского города Медельина удалось извлечь нескольких выживших. Среди них есть и футболисты, которые летели на матч в рамках Кубка Южной Америки.

СМИ отмечают, что в последнее время команде сопутствовал успех: впервые с момента основания она вошла в бразильский первый дивизион. Незадолго до крушения игроки улыбались и шутили.

По словам полицейских, работавших на месте трагедии, подтверждена гибель 76 человек. Глава полиции провинции Антиокия генерал Хосе Асеведо заявил, что надежды найти других выживших уже нет. В районе крушения сохраняется плохая видимость из-за тропических дождей, которые идут там на протяжении последних дней. Поиски также усложняло то, что обломки находились в труднодоступной горной местности.

Сообщается, что экипаж перед крушением связывался с аэропортом, к которому он уже приближался, и докладывал, что на борту произошла поломка электросети и кончается горючее. Нехватка топлива считается одной из версий причины трагедии. Как сообщает британский таблоид Daily Mirror, пилот за секунды до крушения успел избавиться от остатков горючего, чтобы падение не спровоцировало взрыв. Судя по фото с места трагедии, самолет разломился надвое.

Разбившееся судно (коммерческий среднеразмерный реактивный самолёт BAe 146 британского производства) принадлежало боливийско-венесуэльской чартерной авиакомпании Lamia.

Команда «Шапекоэнсе» из 22 человек, а также сопровождавшие их тренеры, журналисты и гости с участием колумбийского клуба «Атлетико Насьональ». Аккаунты спортсменов в Instagram пестрят веселыми фото, сделанными в аэропорту и в самолете.

Как сообщает колумбийское англоязычное издание The City Paper Bogota, бразильцы вылетели сначала в понедельник из Сан-Паулу, сделали остановку в Боливии и летели из боливийского Санта-Крус в Медельин. До пункта назначения оставалось около пятидесяти километров, когда экипаж сообщил о ЧП на борту.

По крайней мере трое из игроков выжили: 27-летний защитник Алан Рушель и голкиперы 31-летний Маркос Данило Падилья и 24-летний Джексон Фоллманн. О Рушеле известно, что у него сломано бедро и травмирована голова. Daily Mirror отмечает, что в больнице города Ла Сеха он даже нашел в себе силы попросить медиков, чтобы они присмотрели за его обручальным кольцом. В госпиталь также доставили стюардессу Химену Суарес и бразильского журналиста Рафаэля Энзе. Колумбийское ведомство гражданской авиации сообщило о том, что помимо трех футболистов и журналиста живыми найдены два члена экипажа. Но по дороге в госпиталь один из найденных людей скончался.

Из досье «МК»:

Авиакатастрофы, в которых погибли спортсмены

6 февраля 1958 г. — самолет британской авиакомпании British European Airwaysruen разбился после третьей попытки взлёта в аэропорту Мюнхена (ФРГ). На его борту находились игроки английского футбольного клуба «Манчестер Юнайтед», а также несколько тренеров, болельщиков и журналистов. Из 44 человек, находившихся на борту, погибли 23.

16 июля 1960 г. - в датском городе Эресунн разбился самолёт, на котором летели на матч игроки сборной Дании по футболу. В результате авиакатастрофы погибли все 8 пассажиров. Пилот чудом выжил.

11 августа 1979 г. - в СССР в результате столкновения в небе двух самолетов Ту-134 погибли 17 игроков и тренеров ташкентского клуба «Пахтакор», летевших в Минск на очередной матч чемпионата СССР.

7 июня 1989 г. - при посадке в аэропорту столицы Суринама Парамарибо разбился самолет DC-8-62, прилетевший из Амстердама. Среди жертв - 23 голландских футболиста суринамского происхождения.

27 апреля 1993 г. - в результате падения в море у побережья Габона самолета погибли 18 футболистов сборной Замбии, летевших на отборочный матч к чемпионату мира со сборной Сенегала.

7 сентября 2011 г. - после взлета из аэропорта Ярославля упал самолет Як-42Д, на борту которого находилась хоккейная команда «Локомотив» (Ярославль). Погибли 44 человека (36 пассажиров и 8 членов экипажа).

Справка "МК": «Футбольный клуб "Шапокоэнсе" появился в 1973-м в результате слияния двух команд, "Атлетико Шапокоэнсе" и "Индепенденте". Меньше 5 лет потребовалось клубу, чтобы стать победителями чемпионата штата Санта-Катарина и завоевать право выступать в высшем бразильском дивизионе, в котором, однако, "Шапокоэнсе" надолго не задержался и последующие годы команда принимала участие в турнирах рангом ниже. В 2013 году клуб из города Шапеко вернулся в элитный бразильский дивизион».

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Появилась версия, что самолет упал якобы потому, что у пилотов не хватило топлива для посадки. Как такое возможно? На этот вопрос «МК» ответил бывший пилот «Аэрофлота», летчик с 45-летним стажем Владимир Сальников:

Объем заправки топливом самолета выбирается с учетом расстояния до пункта назначения и расстояния до резервного аэродрома. Чтобы вдруг из-за каких-то причин — плохая погода, непригодность полосы, другие неприятности — у командира была возможность уйти на запасной аэродром.

Но бывает такое, когда ты пришел на запасной аэродром, а там тоже налетает какая-то туча и начинается ливень, или снегопад, то есть погода не подходит для посадки по условиям разрешенного минимума командира. Именно на такой случай заправки топлива должно хватить для выхода на резервный аэродром плюс 30 минут. Это общее правило, закрепленное нормами ИКАО.

Эти 30 минут ты можешь в зоне ожидания походить, ожидая погоды. Но если вдруг погода все равно не улучшилась, то командиру предоставляется право сажать самолет с нарушением разрешенного ему посадочного минимума. То есть командиру как бы предлагается выбор: либо садиться в горах, в степи, или все-таки на аэродроме, где есть хоть какие-то посадочные системы.

При этом учтите: мы, летчики отрабатываем на тренажерах ситуации такого рода. Когда тренируемся, нам, бывает, выставляют условия запредельной погоды. То есть у летчика всегда есть возможность, пусть даже не 100-процентная, но хотя бы 90-процентная, попытаться применить эти навыки.

За всю мою 45-летнюю летную практику я могу припомнить порядка семи подобных случаев, когда ребята у нас в стране приходили на запасной аэродром и там были вынуждены производить посадку ниже своего минимума, пока еще было топливо в баках. Да, запредельные условия, но все посадки были благополучные. За мастерство и мужество таким летчикам обычно объявляли благодарность, иногда даже награждали орденами за принятие грамотного решения.

Почему здесь командир не принял решения садиться на запасном аэродроме, я не знаю. Если там был очень сильный ливень, то и в этом случае документами ИКАО ему дано право использовать шанс и посадить самолет в худших условиях, нежели те, в которых он подготовлен летать. Он этим шансом не воспользовался. На что он надеялся, понять не могу, тем более все происходило в горах.

Я бы в таком случае на запасном аэродроме в условиях ливня сделал пусть не одну попытку захода на посадку, но обязательно постарался бы сесть. И даже если бы самолет соскользнул с полосы, куда-то выкатился, все равно. Лучше иметь легкие повреждения, но живых пассажиров на борту, нежели всех убить. А когда топливо кончается, летчик уже бессилен, самолет становится неуправляемым — летит, куда бог пошлет.

В Колумбии разбился самолет с бразильской командой. Главное

«Матч ТВ» суммирует всю информацию, которая известна на данный момент.

Кратко

В Колумбии потерпел катастрофу самолет, на борту которого было 77 человек, включая футболистов бразильского футбольного клуба «Шапекоэнсе». Четверо пассажиров в последний момент отказались от полета.

Выжили шесть человек.

Перед катастрофой пилоты сообщили о проблемах с электрикой и «объявили аварийную ситуацию».

Подробности

Вчера в 21:56 по местному времени в Колумбии в районе Ла Сеха (примерно в 30 километрах к юго-востоку от города Медельин) пропал с радаров самолет RJ-85 с игроками и тренерским штабом команды «Шапекоэнсе». На борту находились 72 пассажира и 8 членов экипажа.

Помимо игроков и тренеров в самолете были руководители клуба, три гостя и 21 журналист.

Самолет направлялся в Медельин, где команда должна была сыграть в первом финальном матче Копа Судамерикана против местного «Атлетико Насьоналя».

Выжившие

Спасатели не обнаружили следов пожара на месте падения. Отсутствие взрыва и воспламенения поспособствовало тому, что в катастрофе погибли не все.

Четких данных о пострадавших первоначально не было. По данным AFP, сразу были найдены 25 человек. Сообщалось о 5 выживших.

По данным журналиста Пабло Медины Урибе , в госпиталь доставлены три игрока. Это защитник Алан Рушель (вероятно, он будет парализован ниже пояса) и вратари Маркос Данило и Джексон Фольман (ампутирована нога).

Алан Рушель

https://twitter.com/EcuSport/status/803495075342909440?ref_src=twsrc^tfw

Маркос Данило

https://twitter.com/ImpactoFutbol/status/803500991240880128?ref_src=twsrc^tfw

На месте катастрофы работали 90 спасателей. Из-за сильного дождя работы были приостановлены до рассвета.

https://twitter.com/MiOriente/status/803509380922609664?ref_src=twsrc^tfw

Позже появилась официально подтвержденная информация.

В числе погибших – сын бывшего тренера ЦСКА по физподготовке Пауло Пайшао Андерсон.

Вратарь Данило выжил после катастрофы, однако от полученных травм скончался в больнице. Перед смертью он успел встретиться с женой.

Стали известны имена всех выживших: игроки Элиу Нету, Джексон Фольман, Алан Рушель, журналист Рафаэл Хензель, стюардесса Химена Суарес (пострадала меньше всех, ее состояние стабильное) и авиатехник Эрвин Тумери.

https://twitter.com/martinmazur/status/803536051373568002?ref_src=twsrc%5Etfw

Что произошло

В 22:00 (через 4 минуты после того, как самолет пропал с радаров) экипаж самолета «объявил аварийную ситуацию» и сообщил о «проблемах с электрикой». Это произошло в момент снижения самолета, который готовился к посадке в Медельине. Затем связь с самолетом пропала. На место предполагаемого падения вылетели спасатели, но поиски места катастрофы осложнял сильный туман.

По данным Flightradar, самолет перед посадкой занял зону ожидания над горной местностью и сделал в ней два круга (вероятно, это связано с техническими проблемами) на высоте 21 000 футов (6,4 километра). Затем RJ-85 вышел из зоны ожидания и приступил к снижению. Последние данные были зафиксированы сервисом Flightradar, когда самолет находился на высоте 15550 футов (4,7 км).

6 февраля 1958 года самолёт авиакомпании British European Airways, на борту которого находились футболисты английской команды "Манчестер Юнайтед", потерпел крушение в аэропорту Мюнхена. В этот день мы решили вспомнить пять авиакатастроф, в которых погибли спортсмены.

В 40-е годы XX века туринская команда составляла реальную конкуренцию своим соседям по городу из "Ювентуса". Более того - "Торино" являлась одной из лучших итальянских команд послевоенного времени - особенно после трёхкратной победы в национальном чемпионате (1946, 1947, 1948 гг.). Всего же, с учётом перерыва в военный период, "Торино" пять раз побеждала в скудетто. На момент трагедии клуб снова лидировал в чемпионате с отрывом в четыре очка.

Трагедия произошла 4 мая 1949 года, когда команда возвращалась домой из Португалии, где потерпела поражение от лиссабонской "Бенфики" со счётом 3:4. На борту самолёта Fiat G.212CP находились 18 футболистов "Торино", а также руководство клуба и несколько журналистов - всего 31 человек. При этом в Барселоне, где самолёт с игроками "Торино" садился на дозаправку, туринские футболисты встретились и пообщались с соперниками по чемпионату - игроками "Милана".

Самолёт потерпел крушение совсем недалеко от Торино. Пилоты по причине сильного тумана потеряли ориентацию в пространстве и врезались в ограду католической Базилики Суперга, после чего авиалайнер резко развернуло, и он с большой скоростью рухнул вниз. Все люди, находившиеся на борту, погибли. Единственным оставшимся в живых игроком "Торино" того периода стал Лауро Тома, который не полетел с командой в Лиссабон из-за полученной травмы.

Гораздо меньшие потери по сравнению с "Торино" понёс именитый британский клуб. Более полувека назад, 6 февраля 1958 года, самолёт авиакомпании British European Airways, на борту которого находились футболисты английской команды "Манчестер Юнайтед", потерпел крушение в аэропорту Мюнхена. На борту авиалайнера находились футболисты клуба, руководство МЮ, а также болельщики и журналисты - всего 23 человека из 44.

Крушение самолёта с манкунианцами произошло по пути из Белграда, где команда провела матч против местной "Црвены Звезды" в рамках Лиги Чемпионов. Самолёт сел на дозаправку в Мюнхене, после чего попытался взлететь, однако этому помешали повышенные колебания в левом двигателе. Вторая попытка также окончилась неудачей. Третьей попытке взлёта помешал начавшийся снегопад, из-за которого авиалайнер потерял скорость. Левое крыло самолёта задело близлежащий дом.

21 человек на борту скончался мгновенно, остальные потеряли сознание. Впоследствии виновником катастрофы назвали пилота, однако спустя десять лет после катастрофы он был оправдан ввиду того, что из-за начавшегося на момент третьего взлёта снегопада в конце взлётной полосы образовалось большое количество снега, что и стало причиной погашения скорости лайнера.

Сборная США по фигурному катанию 15 февраля 1961 года

В 1961 году 18 лучших фигуристов США должны были принять участие в чемпионате мира, который должен был состояться в Праге. 15 февраля спортсмены вместе с тренерами, официальными представителями и родственниками взошли на борт нового Boeing 707. Самолет вылетел из аэропорта имени Дж. Кеннеди в Брюссель, где сборную США ожидала пересадка до Праги.

Спустя несколько часов авиалайнер разбился в лесистой местности возле села Берг неподалеку от бельгийской столицы. Погибли все 72 человека, находившиеся на борту, а также один человек на земле. Чемпионат мира 1961 года в Праге был отменён. Среди жертв трагедии были Мэрибел Винсон-Оуэн - тренер американской команды и ее дочери Лоренс и Мэрибел - члены сборной США по фигурному катанию.

Следователи не обнаружили никаких признаков неполадок на борту. Почему на высоте менее 300 метров двигатели Boeing неожиданно увеличили мощность и уже выпущенные шасси втянулись обратно до сих пор неизвестно. Авиакатастрофа нанесла тяжелый удар по американскому фигурному катанию, только в 1968 году в США появились новые чемпионы.

В советское время "Пахтакор" был крайне крепкой командой всесоюзного чемпионата. Однако 11 августа 1979 года произошли события, которые чёрными буквами вписаны в историю клуба. Самолёт Ту-134, в котором команда летела в Минск на очередной матч чемпионата СССР с минским "Динамо", столкнулся с аналогичным самолётом на высоте 8400 метров над украинским Днепродзержинском. Один из самолётов направлялся из Челябинска в Кишинёв, другой - из Ташкента в Минск.

Погибли все находящиеся в обоих самолётах 178 человек (94 в молдавском и 84 в белорусском). В числе погибших были и 17 игроков "Пахтакора".

Несмотря на трагедию, советское руководство решило помочь команде посредством перехода игроков из других клубов, а также сохранением "прописки" в Высшей лиге СССР, независимо от результатов выступлений, сроком на три года.

7 сентября 2011 года самолет Як-42 вылетел из аэропорта Туношна, на его борту были игроки ХК "Локомотив". Они направлялись в столицу Белоруссии, где на следующий день была назначена игра с местным "Динамо". Это должен был быть первый матч ярославцев в сезоне 2011-2012 Континентальной хоккейной лиги.

На взлете лайнер не смог набрать безопасную высоту, врезался в антенну маяка, находившегося за взлетно-посадочной полосой, и упал вблизи аэропорта. На борту самолета находились 45 человек, из которых в живых остался только член экипажа Александр Сизов. Врачи несколько дней боролись за жизнь чудом выбравшегося из под развалов хоккеиста Александра Галимова, но его травмы были изначально не совместимы с жизнью.

Сразу же после авиакатастрофы руководство КХЛ приостановило чемпионат на несколько дней, о дальнейшей судьбе команды никто в тот момент и не думал. Вскоре было принято решение, что "Локомотив" вернется в КХЛ только в сезоне-2012/13, а текущий сезон команда пропустит.

Позже МАК назвал непосредственной причиной катастрофы непроизвольные нажатия на тормозные педали во время разбега самолёта, сделанные командиром воздушного судна либо вторым пилотом. Определить, кто из них допустил роковую оплошность так и не удалось.