Фрирайд как увлечение, работа и спорт: интервью с Григорием Корнеевым. В каких Media проектах ты участвовал? Как ты попал команду Ride The Planet? Когда можно будет посмотреть фильмы с твоим участием

Что такое фрирайд

Технически сложный спуск на лыжах или сноуборде с гор и возвышенностей за пределами проложенных трасс, часто вдали от горнолыжной инфраструктуры и области контролирования спасателями. Человек сам выбирает линию маршрута, стремясь найти максимально нетронутые снежные просторы и склоны с интересным рельефом. Фрирайд – от английских слов free – свободно, ride – кататься.

О возможности покататься по новым местам рано или поздно задумывается каждый горнолыжник и сноубордист после тщательного укатывания всех доступных трасс в период отпуска или каникул. И не удивительно, ведь так заманчиво выглядят опытные райдеры, вылетающие на огромной скорости откуда-то сбоку трассы. Или молчаливые люди с потертыми рюкзаками, с необычно широкими лыжами и с особенным взглядом как-то поверх или сквозь всего происходящего. Создается впечатление, будто они испытали нечто такое, что заставило их немного приподняться над суетой, вдохнуть какой-то особенный глоток воздуха, соприкоснуться с чем-то запредельно светлым и чистым.

Этот состояние возникает во время спуска райдера вдали от ухоженных трасс, длится мгновения и вызывает ощущения того, что человек живет. Обострены все органы чувств, полностью мобилизуется организм. Ощущение совсем недолгое – в длину спуска. Об этих переживаниях не любят говорить – их сложно сформулировать словами, потому что неизбежно что-то теряется, искажается. Это просто надо испытать, это очень личное. Но многие заболевают страстью к фрирайду и используют малейшую возможность, чтобы вырваться из круга привычных дел и рвануть на склон, ощутить полет, драйв и свободу.

С чего начать? Оттачиваем технику катания

Все профессиональные фрирайдеры сходятся во мнении, что получать удовольствие от внетрассового катания, сложного снега и рельефа можно только при условии уверенного владения техникой катания. Повышать свой уровень катания, отрабатывать различные элементы техники лучше на знакомом и удобном для вас склоне, постепенно перенося наработки на более сложный рельеф.

Для внетрассового катания нет какой-то одной универсальной техники – приходится применять все свои умения и наработки. Все зависит от склона, состояния снега, погодных условий и лавиноопасности. Фрирайд – это постоянная сосредоточенность, внимательность, физическая, умственная и психологическая работа. Нужно быть готовым к резким переменам рельефа, скорости, неожиданным неровностям.

Если райдер умеет держать баланс, контролировать скорость, не боится крутых склонов, то он очень быстро начнет кататься вне трасс.

Встречающиеся рельефы

Целина

Powder – самое желанное слово для фрирайдера. Мягкое, глубокое, быстрое белое облако снежной пыли – это и есть то лакомое состояние снега, которое дает ощущение, что ваш снаряд буквально плывет по снегу.

Часто поначалу, попадая в глубокий снег, лыжник приходит в замешательство, так как у него пропадает опора под ногами, ему не от чего оттолкнуться, чтобы сделать поворот. Особенно много хлопот может принести свежая некрутая целина для начинающего сноубордиста. Если райдер использует неподходящую технику катания и едет на низкой скорости, то легко можно упасть в снежный пух и потом уже будет очень непросто встать и заново стартовать.

Рекомендуется учиться кататься по такому снегу, начиная с комфортной неглубокой целины в 5-15 см, лежащей на твердой подложке. Будет привычно делать повороты и ощущать желанную мягкость снега, не бояться падений. Потом постепенно можно переходить на более глубокий снег-powder.

Снежная корка

Бывает двух видов – ветровая и изоляционная. Ветровая корка образуется под действием сильных ветров, переносящих с места на место и утрамбовывающих снежные массы. Корка, переходящая в наст, должна навести вас на мысль о лавиноопасности склона.

Изоляционная корка образуется под воздействием солнечных лучей чаще всего на южных экспозициях склонов.
Катание по такому снегу физически трудозатратно. Рекомендуется проходить такие участки на большой скорости, не забывая о хорошем контроле, поскольку в случае падений можно получить травмы.
Самым сложным условием катания считается комбинация леса и снежной корки.

Мокрый снег

Это весеннее состояние снега, раскисшего под горячими солнечными лучами. В таком снегу лыжи хуже скользят, поэтому можно использовать специальные смазки для плюсовых температур.
Весной повышается лавиноопасность. Поэтому нужно особенно тщательно выбирать места катания и принимать во внимание конфигурацию склона и время катания. Лучше не кататься на южных склонах во второй половине дня.

Лесная зона

Один из самых сложных рельефов для новичка. Если кажется, что деревья расположены слишком часто и близко друг к другу, то рекомендуется смотреть на просвет между ними. Если научитесь не обращать внимания на деревья, то обучение пойдет быстрее.

Также необходима серьезная физическая работа и повышенный контроль ситуации. Часто используются такие техники как прыжки, короткие резаные дуги с переменой амплитуды и ритма.

Частая ошибка начинающих райдеров – это уверенность, что в лесу не бывает лавин. Редкие деревья – не помеха снежной стихии, особенно на большом уклоне и в сильный снегопад. Если смотреть на горы из долины, часто можно увидеть на лесных склонах вертикальные зоны с впечатляюще погнутыми стволами деревьев – это последствия схода лавин.

Большая проблема в лесу – сложная ориентация, так как ограничена видимость. Есть вероятность выехать в места, откуда потом придется выбираться пешком – русла ручьев и распадки. Начинайте кататься по лесу только по знакомым склонам или с людьми, хорошо знающими местность.

Лучше кататься в горнолыжной маске для защиты от сучьев, застегивать все ремешки на рюкзаке и все карманы.

Ледники

Заманчивые просторы для катания. Однако ледники таят немало опасностей. Основные - это трещины открытые и самые коварные – закрытые снегом. Ледники год от года меняют свои очертания. Быть уверенным в безопасности места, на котором катались в прошлом году, достаточно легкомысленно. На ледниках нужно кататься либо с опытным гидом, либо со слаженной командой и иметь набор спасательного снаряжения для подъема человека из трещины.

Прыжки на разном рельефе

Это вершина мастерства фрирайдера. Рекомендуется начинать с небольших бугорочков на трассе. Перед прыжком изучить точку отрыва, точку приземления, потом только начинать движение. Точка приземления должна хорошо просматриваться и находиться на достаточно большой и не слишком пологой площадке.

Потом можно постепенно переходить на более сложный рельеф. Тренировки лучше проводить в хороший мягкий снег, чтобы максимально сгладить синяки от ошибок.

Все, кто планирует серьезно заниматься прыжками, лыжной акробатикой, рекомендуется проводить длительную подготовку перед горнолыжным сезоном на батутах, тренировать прыжки в воду, заниматься с опытными инструкторами, посещать специальные акробатические школы.

Правила безопасного катания


Список снаряжения для фрирайдера

  • Лыжи или сноуборд + ботинки. Начинать кататься фрирайд можно на любом снаряде, на котором вы чувствуете себя уверенно, к которому привыкли. Многое зависит от уровня катания и места, где вы собираетесь кататься.
  • Горнолыжная маска , которая защищает от ветра, снега, солнца, веток в лесу. В рюкзаке должна быть запасная маска на случай, если основная забьется снегом при падениях и будет запотевать.
  • Одежда , которая сохранит комфорт при частой смене активных движений и отдыха. Не даст замерзнуть и перегреться. В рюкзаке должна быть пуховка для непредвиденных ситуаций. Хорошие перчатки должны быть у вас в обязательном порядке.
  • Рюкзак объемом 25-30 литров с поясной и грудной застежкой. Хорошо, если будет возможность прикрепить лыжи/сноуборд к рюкзаку.
  • Лавинная лопата с одной или двумя звеньями.
  • Лавин щуп .
  • Аптечка – одна на всю группу.
  • Отвертка для регулировки креплений на снаряде.
  • Складной нож .
  • Скотч , лучше широкий. С его помощью можно быстро ремонтировать поломки.
  • Авалунг – система, позволяющая дышать при попадании в лавину.
  • Система с воздушной подушкой , которая помогает оставаться на поверхности лавины.
  • Веревка – для катания на ледниках, одна на группу.
  • Обвязка, карабины , альпинистская подготовка для того, чтобы вытащить друга, провалившегося в трещину ледника.
  • Связь – мобильные телефоны, рации . Также номера телефонов спасателей, частоты их позывных, записанные обязательно еще и на твердом носителе.
  • Бипер - лавинный датчик, который следует включить еще перед подъемом на гору. Необходимо иметь запасные батарейки. Бипером нужно научиться пользоваться заранее, так как шансы найти человека в лавине живым ограничиваются примерно 15-ю минутами. Обучаться лучше не самостоятельно по инструкции к прибору, а поучаствовать в практике по поиску, которую проводят большинство гидов.

Самые популярные места для фрирайда

Мест для внетрассового катания много – на любой запрос и кошелек. Кататься можно круглый год, перемещаясь в разные точки планеты.

Кто ищет снег, тот всегда его найдет!

Фрирайд - красивый и опасный вид спорта. Только опыт и хорошее знание гор смогут помочь в непредвиденных ситуациях во время катания. Любите горы, изучайте их, и катайтесь безопасно!

Определились чемпионы мира по фрирайду

На горнолыжном курорте Вербье в Швейцарии, на легендарной горе Bec des Rosses определились чемпионы мира по фрирайду. Перед 7000 зрителей фрирайдеры атаковали сложнейший 600-метровый склон и продемонстрировали великолепную технику и невероятные прыжки.

Победителями Freeride World Tour, состоявшим из 6 этапов, стали Орельен Дюкро (Aurélien Ducroz , горные лыжи, Франция), Мич Тёлдерер (Mitch Tölderer , сноуборд, Австрия), Жанет Харгин (Janette Hargin , горные лыжи, Швеция) и Анн-Флор Марксер (Anne-Flore Marxer , Франция/Швейцария).

Фото: J.Bernard, www.freerideworldtour.com

Заключительные соревнования проходили при отличной погоде, на свежевыпавшем снегу и под ярким синим небом. Лучшие фрирайдеры мира проложили свои маршруты на Bec des Rosses и удивили публику потрясающими элементами во время прохождения одного из сложнейших в мире склонов. По соображениям безопасности организаторы закрыли правую часть склона. Однако это не остановила райдеров: пробираясь через лабиринт скал и камней, лучшие из них добрались до самого большого уступа, что для многих и стало ключом к победе.

Орельен Дюкро, поразивший зрителей на этапе в Красной Поляне на Nissan Russian Adventure, в Вербье вновь покорил сердца публики и жюри. Несмотря на полученную недавно травму ноги, он мощно и быстро проехал по сложной траектории и совершил два великолепных прыжка. Этого хватило, чтобы выиграть не только награду в номинации “Xtreme”, но и весь чемпионат мира. Второе место занял швейцарец Самюэль Антаматтен. Третьим был фрирайдер из Франции Джереми Превост, оба первый сезон принимали участие в соревнованиях Freeride World Tour. Среди сноубордистов лучшими были австрийцы, доминирующие в этом сезоне. Чемпионом мира стал Мич Тёлдерер, а весьма талантливый Фло Орли (Flo Orley ), удачно выступающий в этом году, занял второе место. Знаменитый Ксавье де Ле Рю, неоднократно выигрывавший FWT, в четвертый раз стал лучшим в номинации “Xtreme”, и по результатам сезона показал третье место в туре.

У женщин первое место среди сноубордисток заняла Анн-Флор Марксер, до FWT она удачно выступала во фристайле и стала лучшей уже в первом сезоне (Анн-Флор получила wild card от организаторов соревнований). По результатам сезона австрийки Лиз Кристоферищ и Урсула Волшлагер показали второй и третий результаты.

Великолпное выступление показали и лыжницы. Жанет Харгин (Швеция), выступавшая в Кубке мира по горнолыжному спорту и на двух Олимпиадах, закончив карьеру в большом спорте, перебралась во фрирайд. И с легкостью выиграла FWT, в Вербье поразив зрителей красивой линией спуска и несколькими великолепными прыжками. Второй стала Энджел Коллинсон (США), третье – Янина Кузьма (Новая Зеландия).


Фото: www.freerideworldtour.com

В дополнение к денежным призам, все чемпионы мира по фрирайду получили новые кроссоверы NISSAN Juke.

Николас Хейл - Вудс (Nicolas Hale-Woods), основатель и организатор Freeride World Tour :
"Это был фантастический сезон и мы увидели серьезный прогресс. В будущем Freeride World Tour будет расти и меняться с той же скоростью, с которой растет фрирайд как спортивная дисциплина. Мы теперь хорошо известны и очень популярны, у нас есть большой потенциал - и мы с нетерпением ждем пятого по счету Тура, который состоится в 2012 году"

Перед началом горнолыжного сезона 2017/2018 мы решили взять интервью у профессионального фрирайдера и инструктора по горным лыжам и сноуборду с многолетним опытом, Григория Корнеева . У Гриши немало побед в соревнованиях по фристайлу и фрирайду за плечами, не один десяток выпущенных из горнолыжников и сноубордистов, а также путешествий в различных горных регионах России и Европы и съемок в медиа проектах. Гриша рассказал нам, что значат для него горные лыжи и фрирайд, где он любит открывать сезон и как его самое страстное увлечение в жизни стало работой, которая приносит удовольствие.

Что, прежде всего, для тебя «горные лыжи»? Что ты испытываешь, когда джибишь по перилам, участвуешь в соревнованиях или прокладываешь новую линию в больших горах?

То, что у меня получается лучше всего! Горные лыжи для меня - это работа, мое самое большое увлечение, хобби, спорт, физкультура, просто приятное времяпрепровождение, путешествия, друзья. Этот список можно продолжать бесконечно, но, главное, я не могу представить зиму без лыж. И неважно, где ты находишься, катаешь по перилам в пригороде мегаполиса, взрываешь пух в заснеженной Сибири или даже валишь по утреннему вельвету Розы Хутор на бритвенно-острых GS-когтях - я люблю все горные лыжи.

В прошлом году мы традиционно открывали сезон в Шерегеше, и это был старт одного из лучших сезонов лично для меня. За зиму, помимо Шерегеша, я успел побывать в Красной Поляне (где провёл большую часть сезона), потом были Архыз, Домбай, Приэльбрусье, Хибины (аж два раза) и г. Чусовой в Пермском крае, база олимпийского резерва. Какие тут могут быть ощущения, я просто пищу от счастья. Очень рад тому, что могу посвящать столько времени любимому делу.

Как давно ты катаешься на лыжах? С какого момента решил сделать это работой, а с какого стать профессиональным фрирайдером?

На лыжах я с 6 лет, родители катались и катаются, они и поставили меня на лыжи. В один прекрасный момент я понял, что местные горки (на Урале) себя исчерпали, и я обратил свой взор на горы Кавказа и Сибири (Шерегеш). Но где они, а где я? Стало очевидно, что необходимо жить в горах, потому как катать недельку-другую во время отпуска, вообще, не вариант. Так и вышло, после института уехал в Геш на сезончик и остался там на три.

Стать профессиональным фрирайдером? Наверно, и не решал, само как-то вышло. Просто для фристайла я уже старый, а для фрирайда в самый раз. В своё время я много участвовал в соревнованиях по фристайлу, были и победы, и подиумы. Но всегда было ощущение, что развиваться трудно. У всех топов во фристайле с акробатикой всё было хорошо (батуты, прыжки с вышки в бассейн), а я поздно начал, и акробат из меня, как из коровы балерина. С фрирайдом другая история - катишься себе под горку, объезжая деревья и скалы. Ну, подпрыгнешь иногда немного, главное, знать, что ты делаешь, и чувствовать лыжи.

Что такое фрирайд и как стать профессиональным фрирайдером? Как ТЫ стал им и какие дальше планы? Есть какая-то «планка»?

Фрирайд - это свобода, свобода выбора, отсутствие каких-либо границ и рамок. По сути, задан только общий вектор движения, а дальше - выбор из бесконечного числа вариаций. Снег и рельеф позволяют сделать уникальной каждую линию. Свобода выбора также подразумевает и полную ответственность за принятые решения. « Профессиональный» - хм, смотря что вкладывать в этот термин. Чтобы стать профессиональным, наверное, нужно набрать 100 000 подписчиков в Instagram. Но перед этим, как мне кажется, всё-таки, крайне желательно, много катать, и потом ещё катать, и ещё раз катать. Проще говоря, надо этим жить.

Расскажи кратко о своей работе инструктором, с какими группами по уровню приходилось работать, с кем больше нравится? Сколько лет ты уже преподаешь?

Официально я работаю инструктором с 2007 года, но и до этого не раз приходилось учить людей на домашней горке близ Екатеринбурга. В первые годы это была работа в Шерегеше, не с группами, а, в основном, с начинающими, которые приходят в школу на курорте. Полноценная работа с группами началась с момента знакомства со SnowPro. Естественно, поначалу были начинающие группы: « делаем пиццу» , « делаем спагетти» , коллеги меня поймут. Но по мере профессионального роста и совершенствования собственного уровня катания стал заниматься со спецгруппами в отдельных направлениях - фрирайд, фристайл.

И, кстати, я очень благодарен SnowPro за то, что она объединяет единомышленников из разных уголков страны и несёт своего рода просвещение людям, прививая достойную культуру катания на лыжах и досках, да и просто поведения в горах (в противовес до сих пор очень распространённому в России « долборайду» ).

В чем плюсы Шерегеша в ноябре-декабре? Какие будут основные направления Школы фрирайда с АльпИндустрией в Шерегеше?

Сезон в Шерегеше часто можно начинать в октябре, а гарантированный снег там лежит уже с ноября. Раньше в России вы не откроете сезон нигде (если говорить о полноценном катании с подъёмников по свежайшему пухляку). Ноябрь-декабрь для Шерегеша - это, пожалуй, самые снежные месяцы, лучшая каталка в это время. Несмотря на относительно малый перепад высот в Шерегеше, регион катания достаточно большой и разнообразный. Ещё не стоит забывать о том, что это начало сезона, и требуется раскатка. И Шерегеш со своим мягким рельефом для этого просто идеален.

Я рад сотрудничать с АльпИндустрией по одному из любимых мной направлений, а, именно, . Помимо обучения тактике и технике фрирайда мы планируем провести лавинную подготовку и вспомнить или научиться как обращаться с лавинным снаряжением. Навык просто необходим, если вы планируете кататься в больших горах, кататься с гидами и развиваться в этом направлении.

Расскажи о всех своих стартах и победах. Какое твое мнение о российских и европейских этапах по фрирайду? Это вообще можно сравнивать? Какие планы на старты в этом сезоне?

Пожалуй, это нереально написать список всех моих стартов, поэтому расскажу только про участие во фрирайд соревнованиях.

Первые соревнования по фрирайду, в которых я участвовал, были в 2008 году в Шерегеше (следующие соревнования по фрирайду были в 2015). Занял второе место и, наверное, впервые тогда оценил перспективы. Потом были соревнования в Красной Поляне, Хибинах, и все заканчивались на подиуме или где-то рядом. В этом году вообще карт-бланш сорвал, все старты выиграл. Кстати, в 2015 году участвовал в FWQ (Freeride World Qualifier), и, к своему позору, это мои единственные старты в Европе за всё время. Зарубежные райдеры очень круто «едут». Спорт с каждым годом набирает там популярность, и их уровень растет с бешеной скоростью. Много этапов разного уровня, большое количество разнообразных склонов, на которых проходят соревнования, огромное число участников. В России соревнования проходят лишь в Красной Поляне и Хибинах (склоны каждый год одни и те же), с прошлого года ещё добавился Мамай. Хорошо, что есть и это, но этого мало.

В этом сезоне надеюсь заработать себе на поездку в Европу и попасть на какое-то количество стартов. Традиционно рассчитываю принять участие в Поляне и Хибинах. Эти старты, по крайней мере, не требуют таких бюджетов, как европейские.

Как попасть на этапы FWQ (Freeride World Qualifier), как готовиться и какая конкуренция? И как дальше попасть на этапы FWT (Freeride World Tour)?

На FWQ Freeride World Qualifier попасть несложно, нужно зарегистрироваться на какой-нибудь этап с одной звездой, желательно не очень популярный среди райдеров и, заплатив все взносы, принять там участие. Если этап популярный, например Verbier Freeride Week , то вероятность попадания в списки участников резко снижается, так как первыми в эти списки попадают участники с очками (очки начисляются относительно места, которое райдер занимает в соревнованиях, и рейтинга соревнований). Сейчас в FWQ (если верить их сайту) почти три тысячи участников. Можно представить, какая там конкуренция! Лучшие райдеры FWQ по итогам сезона, набравшие наибольшее количество очков, попадают в FWT Freeride World Tour . Схема очень проста, но стоит как «крыло от Боинга».

Участвуй в FWQ* (с одной звездой), набирай очки, попадай на FWQ**** (четыре звезды) и побеждай, лучшие результаты сезона составят твой рейтинг и, вуаля, ты на FWT!

В каких Media проектах ты участвовал? Как ты попал команду Ride The Planet? Когда можно будет посмотреть фильмы с твоим участием?

В проект Ride The Planet попал по воле случая, мир не без хороших людей. RTP в этом году снимали в Архызе и Домбае, а из Красной Поляны туда можно очень быстро попасть на машине. К сожалению, снега в прошлом сезоне на Кавказ не насыпали, он был только в КП и Грузии. А всё, что находится дальше по хребту на восток, выглядело печально. Но в проекте был задействован вертолёт, что позволило нам найти интересные склоны и линии, плюс у организаторов всё в порядке со знанием региона, что резко повысило КПД всего процесса.

Проект снимался в очень сжатые сроки, на фоне плохой погоды и перманентно закрытого неба. До сих пор не могу понять, как всё удалось. В один из съемочных дней мы вернулись домой уже в темноте, простояв на вершине горы до заката в ожидании хорошего света для съемки (в тот день мы так и не проехали выбранные линии, а ушли обратно пешком, оставив склон нетронутым на будущий день).

Вообще, вся съемочная история - это отдельный разговор. По сути, ты не катаешься, а проводишь всё время в ожидании. В целом, процесс очень похож на соревнования, только снег лучшего качества. Совсем скоро будет презентован фильм «Дикий Снег» , который мы снимали в позапрошлом году, но потом производство было приостановлено из-за недостатка средств. Думаю, уже в октябре можно будет увидеть этот фильм , следите за новостями и не пропустите.

«День Фрирайдера» станет очень полезным фильмом , который поможет людям кататься более безопасно. Фильм пока в работе, съемки будут продолжены в будущем сезоне.

В этом сезоне 2017/2018 наша команда рада пригласить всех желающих на с такими опытными инструкторами как Григорий Корнеев, Юрий Шишкин, Кирилл Анисимов, Константин Либосан и Никита Печерский в Шерегеше, Красной Поляне, Приэльбрусье и Хибинах. Пока открыта запись на школу в Шерегеше для начинающих и продолжающих райдеров. Будет полезно и интересно!

Лично пообщаться с Григорием Корнеевым можно в социальных сетях на