Правая и левая часть задания для дошкольников. Игры с детьми дома: учимся ориентироваться в пространстве

Данные занимательные развивающие задания предназначены для детей от 3-х лет. Занимаясь по этим заданиям ребенок сможет закрепить навыки ориентирования в пространстве, освоить такие пространственные понятия, как: направо, налево, справа, слева.
Просите ребенка, чтобы он отвечал на вопросы полными предложениями. Пространственные понятия: слева, справа, направо, налево необходимы для изучения и запоминания малышом. Поэтому данные знания необходимо закреплять в повседневной жизни.
Задания на закрепление понятий: Направо,Налево,Справа,Слева
Скачайте все задания для закрепления понятий слева, справа, направо и налево для детей.

Как научить ребенка ориентироваться в пространстве?
Ориентировка в пространстве:
Для закрепления понятий слева, справа, направо, налево ребенок должен научиться:

  • - Различать правую и левую руку
  • - Раскладывать предметы правой рукой слева на право (для правшей)
  • - Определять направления от себя: направо (справа) - налево (слева)
  • - Двигаться в заданном направлении (влево-вправо)

К пятилетнему возрасту ребенок должен свободно ориентироваться в перечисленных выше понятиях. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.
Начинать вводить понятие «право» и «лево» ребенку нужно как можно раньше! Ребенок не путает ногу и руку, так почему же он путает правую руку и левую? Это же разные части тела! Ребенок учится понимать слова «нога», «рука» еще в раннем младенчестве, а вопрос о правом и левом встает перед ним гораздо позже, когда освоение новых слов происходит уже не с той легкостью.

Изучаем понятия "До и После"
Развивающие занятия для детей для ориентирования в пространстве До или После. Что находится до указанного предмета, а что находится после указанного предмета.
Данные задания по изучению понятий "До и После" помогут подготовить ребенка к школе.
Всего: 11 заданий

Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений Борисова Марина Михайловна

«Лево – право!» (игра для детей 6–7 лет)

Дети сидят на стульях кружком.

В центре – водящий с мячом.

Водящий бросает мяч одному из ребят. Если водящий при этом кричит: «Бери!», то, поймав мяч, ребенок должен назвать имя своего соседа слева. Если же при броске прозвучало: «Отдай!», нужно назвать имя соседа справа.

Тот, кто ошибется, сменяет ведущего.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений автора Борисова Марина Михайловна

«Две подружки» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.На лужайке две подружки: (Хлопают по коленям.) «Ква-ква-ква, ква-ква-ква». (Хлопают в ладоши.) Две зеленые лягушки: (Хлопают по

Из книги автора

«Дом» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. На опушке дом стоит, (Складывают ладони «домиком» над головой.) На дверях замок висит, (Смыкают ладони «в замок».) За дверями стоит

Из книги автора

«Елочка» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Наша елочка – краса, (Идут по кругу, взявшись за руки.) Поднялась под небеса, (Останавливаются, тянутся руками вверх.) Стройная

Из книги автора

«Светофор» (игра для детей 4–6 лет) Для игры нужны бумажные кружки (диаметр 10 см) – красный, зеленый и желтый, – прикрепленные к палочкам.Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на желтый – встают, на зеленый –

Из книги автора

«Три медведя» (игра для детей 4–6 лет) Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Три медведя шли домой. (Маршируют на месте.) Папа был большой-большой, (Поднимают руки вверх.) Мама чуть поменьше ростом, (Вытягивают руки вперед на уровне

Из книги автора

«Тук-тук» (игра для детей 4–6 лет) Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения за воспитателем:– Тук-тук-тук! (Три удара кулаками друг о друга.) – Да-да-да. (Три хлопка в ладоши.) – Можно к вам? (Три удара кулаками друг о друга.) – Рад всегда! (Три

Из книги автора

«Передай мяч» (игра для детей 4–7 лет) Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель дает одному из ребят мяч. По команде воспитателя: «Начинай!» дети передают мяч по кругу, при этом четко произнося: Ты беги, веселый мячик, Быстро, быстро по рукам. У

Из книги автора

«Это я» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Это глазки. Вот. Вот. (Показывают сначала левый, потом правый глаз.) Это ушки. Вот. Вот. (Берутся сначала за левое ухо, потом за

Из книги автора

«У жирафов» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. У жирафов пятна, пятна, Пятна, пятнышки везде, (Похлопывают себя по туловищу – ставят пятнышки.) На лбу, ушах, на шее, на

Из книги автора

«Кружочек» (игра для детей 5–7 лет) Дети образуют круг, ходят хороводом и произносят: Кру-кру-кружочек, Сыграй во рожочек, Раз, два, три - Таня, перевернись ты! Названная по имени девочка (мальчик) должна повернуться на 180°. Игра

Из книги автора

«Кто ушел?» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят в кругу или полукругом.Воспитатель предлагает одному из играющих запомнить тех, кто находится рядом (5–6 человек), а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза.Один ребенок прячется.Воспитатель говорит: «Отгадай,

Из книги автора

«Кто приехал?» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Кто приехал? (Складывают вместе ладошки и пальцы обеих рук, 4 раза хлопают кончиками больших пальцев.) Мы, мы, мы! (Кончики

Из книги автора

«Лавата» (игра для детей 5–7 лет) Дети образуют круг.Не держась за руки, дети двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов – в другую сторону, произнося: Дружно мы танцуем - Тра-та-та, тра-та-та, Танец наш любимый - Это лавата. Ведущий говорит: «Мои

Из книги автора

«Ладошки» (игра для детей 5–7 лет) Двое играющих становятся друг против друга.Играющие одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют ладони перед собой (правую с левой, левую с правой). Потом ладони соединяют накрест – правую с правой, левую с левой. Затем хлопок – и

Из книги автора

«Мяч» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Десять, девять, (Хлопают в ладоши.) Восемь, семь, (Шлепают по коленям.) Шесть, пять, (Хлопают.) Четыре, три, (Шлепают.) Два, один.

Из книги автора

«Тик – так – тук» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят врассыпную.Воспитатель подает сигнал: «Тик!» – дети делают наклоны влевовправо; по сигналу: «Так!» – останавливаются, а по сигналу: «Тук!» – подпрыгивают на месте. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Сигналы повторяются 5–8

Начальное общее образование

Дошкольное образование

Психология и педагогика

Учим дошкольников ориентироваться в пространстве: игры и упражнения

Требования ФГОС для дошкольного и начального образования включают формирование познавательных действий, навыков сравнения, анализа, синтеза. Подобные действия непосредственно связаны с умением ориентироваться в пространстве. В первый класс дети приходят с разным уровнем подготовки. О том, в каких учебных действиях первоклассникам требуется работа с пространством и чему следует научить ребенка перед переходом в начальную школу, рассказала старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Елена Кочурова.

Задания в первом классе: почему детям нужно знать, где право, лево, верх и низ

Ориентируясь на УМК «Математика» для начальной школы В.Н. Рудницкой, разберем виды работ, в которых первоклассникам необходимы представления о пространстве.

1. Установление закономерностей, работа с фигурами

В первом классе дети много работают с фигурами: классифицируют их, группируют и располагают определенным образом.

Пример задания:

Как изменяет фигуру «машина»? Выложи слева фигуры, которые были введены в «машину». Назови фигуры парами.


Подобные задания предполагают, что ребенок уже знает, где лево и право, может определять отношение фигур в пространстве («Большой желтый пятиугольник был введен в машину слева, а справа из машины вышел маленький желтый пятиугольник»).


2. Работа с линейкой, вычисления

Движение по шкале линейки является в первом классе опорой сложения и вычитания. Важно, чтобы ребенок понимал структуру числового ряда: если мы идем в порядке увеличения, то каждое следующее число на единицу больше, чем число предыдущее. Кроме того, дети учатся рисовать по линейке отрезки: левой рукой держать линейку, правой делать чертеж.

Пример задания:

Сколько надо прибавить к каждому из чисел 9, 8, 7, 6, чтобы получить число 10?

3. Работа с таблицами

Решая задачи с таблицами ребенку нужно понимать расположение предмета одновременно и в столбце, и в строке – это тоже пространство.

Пример задания:

Маша разложила свои игрушки так, что они образовали 3 строки и 3 столбца.

Ответь на вопросы:

    Какие игрушки расположены в средней строке? в среднем столбце? в верхней строке? в правом столбце? в левом столбце?

    В какой строке мячик? В каком столбце ведерко?

    Опиши расположение (назови строку и столбец) куклы, шишки, флажка.

    Какая игрушка расположена в верхней строке и правом столбце? В нижней строке и среднем столбце?

4. Конструирование

Работа с разными деталями требует понимания, как они выложены на столе относительно друг друга, как их нужно передвинуть, чтобы сделать заданную фигуру. Неумение ребенка работать с танграмами – явный признак низкого уровня развития пространственного мышления.

5. Написание цифр

Знакомя учеников с написанием цифр, учитель показывает и рассказывает, откуда начинается движение, куда вести руку – что, разумеется, включает пространственные понятия. Например, цифра «2»: «От черной точки проводим линию вверх до верхней стороны клетки и поворачиваем вправо. Опираемся на правую сторону клетки, ведем линию, закругляем ее, и ведем линию на середину нижней стороны клетки. От этой точки рисуем хвост до правой стороны клетки».

6. Счет в столбик

Не секрет, что даже во втором классе, при работе с двузначными числами дети иногда путают алгоритмы сложения, вычитания: вычисляют слева направо. Именно пространственные представления позволяют запомнить и довести до автоматизма алгоритм вычисления в столбик.

7. Олимпиадные задания

Сложнейшие олимпиадные задания также требуют понимания алгоритмов вычисления.

Пример задания:

Поставь знак «+» между цифрами 2 9 3 7 4 6 0 8 1 5 так, чтобы получилась сумма, равная 432.

Как диагностировать понимание пространства у ребенка

Корпорация «Российский учебник» предлагает пособие «Педагогическая диагностика» для первого класса. Работа № 1, которую следует проводить в первые дни учебного года, включает задания на диагностику пространственного мышления. Рассмотрим одно из них.

Диктант: отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки, пятую закрасьте красным карандашом.

Цель: выявить умение слушать и понимать задание; умение выполнить инструкцию, состоящую из нескольких последовательных действий; умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз); умение пересчитывать клеточки.

Готовим к школе играя

Пособие «Учимся ориентироваться в пространстве» для детей 5-7 лет (автор Елена Кочурова) содержит игровые задания и рекомендации, призванные помочь родителям и педагогам развить у ребенка пространственное мышление. Приведем некоторые задания из пособия.

Игра «Влево, вправо»

Предложите ребенку встать в середине комнаты и выполнить команды: «Вытяни левую руку перед собой. Повернись налево. Опусти левую руку. Расскажи, что сейчас находится перед тобой. Подними правую руку. Повернись направо. Опусти правую руку. Расскажи, что сейчас находится перед тобой. Теперь, не поворачиваясь, сделай шаг влево, шаг вперед, шаг вправо и шаг назад».

Справа – слева, правее – левее, между


Расскажите ребенку о том, как важно знать пространственные направления и уметь отвечать на вопросы: что расположено левее (правее), слева (справа). Затем рассмотрите рисунки вместе с ребенком и предложите ему выполнить задания.

    Ответь на вопросы: кто сидит справа от мальчика, слева от мальчика, между мамой и дочкой?

    Ответь на вопросы: кто сидит правее медвежонка, левее лисенка, левее всех, правее всех, между зайчонком и лисенком?

    Раскрась красным карандашом яблоко, расположенное слева от цветка, и зеленым карандашом – яблоко справа от цветка.

Толще – тоньше, шире – уже

Взрослый рассматривает пирамидки вместе с ребенком и просит его выполнить задания.

    Скажи, какой из стержней пирамидок толще, а какой – длиннее. Ответь на вопрос: какие кольца можно надеть на толстый стержень пирамидки, а какие – на тонкий? Проведи линии к стрежням от колец, которые на них можно надеть.

    Покажи, какая из дощечек короче, какая – тоньше и какая – шире.

Рисуем по клеткам

Предложите ребенку задание: нарисуй по клеточкам паровозик так, чтобы он двигался слева направо.

Смотрим на предметы спереди, сзади, справа, слева

Расскажите ребенку о том, что на один и тот же предмет можно смотреть с разных точек зрения. Если папа, мама, сын и дочка сядут с разных сторон квадратного стола и посмотрят на чайник, который стоит в центре, то каждый увидит чайник по-своему, со своей точки зрения. Каждый член семьи может рассказать, о том, какие детали чайника ему видны: виден ли носик или только ручка, видная ли ручка или виден только носик, вправо или влево смотрит носик чайника. Расскажите сами и попросите ребенка рассказать о том, как выглядят некоторые предметы с разных точек зрения: спереди, сзади, справа, слева. Предложите ребенку выполнить задание:

Художник нарисовал матрешку с четырех разных направлений: спереди, сзади, слева и справа. Эти направления на рисунке показаны стрелками. Назови направление, с которого выполнен каждый маленький рисунок.

Так, в процессе игровой деятельности ребенок осваивает важные навыки, которые пригодятся ему в первом классе.

Цель: формирование у детей умений ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Задачи:

Формирование знаний и умений различать лево и право;

Развитие моторики с помощью пальчиковой гимнастики;

Формирование положительного отношения к совместной деятельности (умения работать в коллективе).

Воспитатель и дети заходят в группу строем. Воспитатель зачитывает стих А. Барто «Барабанщик», и ходит с детьми по группе:

("Весёлые картинки", 1981, №11)

Воспитатель и дети останавливаются.

Воспитатель: Дети, мне кажется, чтобы нам маршировать было веселее нам нужен барабан. Как вы думаете?

Дети отвечают.

Воспитатель: А где же нам взять барабан?

На полу лежит бумажка, воспитатель обращает внимание детей на это. Затем поднимает эту бумажку.

Воспитатель: Дети, это записка. «Если вам нужен барабан, вам нужно пройти извилистую дорогу по инструкции: идти сначала прямо, потом налево, еще раз налево, затем направо и прямо». Это как раз то, что нам надо. Только нужно знать, где лево, а где право. Дети, вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель: А вот я вас сейчас проверю. Поиграем в такую игру: если я говорю «правая рука» вы поднимаете правую руку вверх, если – «левая рука», то поднимите левую.

Воспитатель говорит, какую руку поднять и поправляет ребят, которые показывают руки неправильно.

Воспитатель: Нет, так нам не найти барабан. Надо чтобы мы все знали, где лево, а где право. Давайте будем учиться различать лево и право. Подойдите ко мне, я каждому навяжу на правую руку ленточку.

Дети подходят к воспитателю.

Воспитатель: Теперь поднимите правую руку.

Дети поднимают руки.

Воспитатель: Запомните, сторона, с которой у вас находится ленточка, правая. На этой стороне у вас – правая рука и нога, а где нет ленточки – это левая сторона, левая рука и левая нога.

Воспитатель: Давайте споем песню про левую и правую ногу. Смотрите на меня, повторяйте движения и следите, за тем, какой рукой вы делаете движения.

Левая и правая (песня-упражнение из серии «Пальчиковая гимнастика» Е. Железновой)

Вот левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Их только так зовут (держать обе руки поднятыми).
Подружки неразлучные
Всегда вдвоём идут (ударять ладошками по коленям имитируя ходьбу).
И левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Пошли одни гулять (ударять ладошками по коленям имитируя ходьбу)
Нашли большую лужу
И стали в ней скакать (одновременно двумя руками бить по коленям).
Все мокрые холодные
Идут они едва (медленно ударять ладошками по коленям имитируя ходьбу)
Вдруг левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе).
Повстречали льва.
А он открыл такую пасть (изобразить руками пасть льва: кисти рук прижать, пальцы обеих рук не должны соприкасаться друг с другом)
И страшно так рычит (то соединять, то разъединять пальцы рук)
Что левая (ударить левой рукой по колену) бежит домой
И правая (ударить правой рукой по колену) бежит.
До дома добежали (поднять руки над головой, изобразив крышу).
Смотрите: обе тут (показать обе руки).
Но только позабыли
Как их теперь зовут (пожать плечиками).
Где левая, где правая
Не разобрать самим (пожать плечиками, руки в стороны).
Скорее посмотрите
И подскажите им (воспитатель вытягивает две руки вперед и обращается к детям за помощью)!

Дети сначала показывают, где у них левая и правая руки, потом помогают воспитателю.

Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте снимем ленточки с рук и снова поиграем в игру, в которую мы играли сначала: если я говорю «правая рука» вы поднимаете правую руку вверх, если – «левая рука», то поднимите левую.

Воспитатель говорит, какую руку поднять, затем усложняет задание, просьбой показать еще и правую и левую ноги. Когда все ребята перестанут путаться, воспитатель останавливает игру.

Воспитатель: Теперь можно отправляться в путь. Давайте встанем на начало дорожки и будем зачитывать, куда нам повернуть. Я буду читать, а вы показывать. «Идти сначала прямо, потом налево, еще раз налево, затем направо и прямо»

Дети показывают путь.

Пройдя путь по инструкции, дети с воспитателем находят коробку с барабаном.

Воспитатель: Молодцы! Давайте каждый попробует поиграть на барабане, а потом я возьму барабан, и мы с вами под его звук снова будем маршировать.

Воспитатель и дети пробуют играть на барабане. Затем воспитатель сам бьет в барабан и зачитывает стихА. Барто « Барабанщик» , и ходит с детьми по группе.

Литература:

1. Весёлые картинки, 1981, №11.

2. Серия "Музыка с мамой" Сергей и Екатерина Железновы Пять поросят.