Что случилось с хоккеистами локомотива. Трагическая гибель хоккеистов "Локомотива" в авиакатастрофе (34 фото)

На выходных гостил в Ярославле. Выбрался в деревню, где проводил все лето. Погода была отличная. Настроение тоже отличное... было... Жарим шашлык. И вдруг прилетает вопрос: «Ну, а что у вас в Москве говорят по поводу гибели Локомотива?». Удивляюсь: «А что говорить? Все вроде бы ясно. Пилот почему-то не остановил самолет когда стало понятно, что они не взлетят.»

И тут я узнаю о том, о чем знает весь (ну или почти весь) Ярославль и о чем говорит интернет под заголовками «Правда о гибели Локомотива».

Итак, как вы наверное знаете...

В эти дни в Ярославле проходил международный политический саммит... Изначально планировалось, что он будет проводиться в новом концертном зале. Но его не успели открыть и было принято решение перенести его в Арену 2000, где проводит домашние матчи Локо. Поэтому «домашний» матч с минским «Динамо» ярославцы были вынуждены провести в Минске...

Кто-то из журналистов снял репортаж, но сюжет быстро исчез. И заголовки типа «Вся правда о гибели Локомотива» воспринимались как «чушь недовольных властью». Далее небольшая цитата из интернета, которая полностью совпадает с тем, что я услышал: «Небольшой аэропорт Ярославля в тот день был полностью заполнен прилетевшими на саммит самолетами VIP персон. В момент взлета экипажа с ярославской командой „Локомотив“ половина полосы была закрыта, так как её готовили для приема самолета Президента Медведева. Экипаж был вынужден взлетать с середины полосы. Теоретически, по расчетам, такой маневр был возможен, так как в стандартных условиях, при стандартной загрузке самолета, стандартных метеоусловиях и стандартных параметров работы двигателей отрыв самолета должен был произойти всего за 200 метров до конца взлетно-посадочной полосы. А пролет над антеннами ближнего привода радио-маяка аэродрома всего в 5-10 метрах над ними. Но, при этом, в случае экстренного прекращения взлета, у экипажа уже не оставалось шансов на его безопасное выполнение - экипаж должен был только взлетать. Такой взлет не только очень сложный, и требует сверх мастерства экипажа, но и очень рискованный, так как в аварийной ситуации был только один исход - ГИБЕЛЬ ПАССАЖИРОВ И ЭКИПАЖА. »

Но все это, я повторюсь, носит характер неофициальной (а стало быть и неправдоподобной) версии. Но если так, то почему на следующий день все сотрудники аэропорта Туношна, работавшие в тот день были отправлены на юг? Получили бесплатные путевки и были «высланы» из города... Я хочу подчеркнуть, что эту информацию я узнал не из интернета...

____________________________

В Ярославской районном суде на процессе по делу о крушении самолета с хоккейной командой «Локомотив» свидетель защиты летчик-испытатель первого класса Константин Малинин заявил, что официальная версия причин катастрофы - притормаживание во время взлета - не выдерживает никакой критики. По мнению свидетеля, который испытывал Як-42 с момента его создания, следствие не выполнило свою задачу и не смогло ответить на вопрос, что же произошло 7 сентября 2011 года возле ярославского аэропорта «Туношна».


Из блога

Это очень загадочное летное происшествие, - считает летчик-испытатель Малинин. - Официальная версия, которая существует, - это версия на выброс, она не работает. Есть масса предположений: от невменяемости командира и препятствия на полосе до проблем с организацией вылета, связанных с прилетом в Ярославль на саммит большого количества высокопоставленных лиц. Возможно, организация вылета была такова, что самолет был вынужден взлетать с середины полосы. Многие очевидцы говорят, что борт не взлетал, а рулил по полосе. Надо искать ту реальную ситуацию, которая произошла и следствие проводить по новой.

Свидетель полагает, что один из важнейших вопросов, на который не ответило следствие, - почему самолет целых 16 секунд катил по полосе при режиме работы двигателей 74, то есть в режиме быстрого руления. Норма для такого режима - 3 секунды.

Есть такое понятие, как средства объективного контроля. Согласно им, самолет разбегался с нормальной тенденцией к ускорению до скорости порядка 190 километров в час, - объясняет летчик-испытатель. - То есть на этом этапе никакого торможения не было. 190 километров - это начало подъема передней стойки шасси, то есть начало отрыва самолета. Почему-то средства объективного контроля зафиксировали режим работы двигателей на отметке 74 в течение 16 секунд, хотя на этом режиме он должен был работать только 3 секунды. А на речевом информаторе пилоты якобы выводят двигатель на номинальный режим, хотя самолет бежит в это время в режиме 74. Нестыковка колоссальная. Такого не может быть, это абсурд. Я не говорю, что была подтасовка пленки, хотя все возможно... Но абсурд полный.

Сомневается свидетель и в правильности расчета центровки. Поскольку багаж команды не взвешивался (об этом ранее рассказали многие свидетели), предположить можно все, что угодно. Со слов Малинина, он сам три года на таком же самолете Як-42 возил хоккеистов, в частности, рижское «Динамо», и прекрасно представляет, сколько багажа они возят с собой.

Я знаю, что когда летит команда, багажники забиты полностью, - продолжает свидетель. - А полностью забитые багажники не дадут центровку по факту 8,5. Там явная десятка должна была быть по центровке.

Невозможен, по мнению летчика, освоившего 30 типов самолетов, и перенос навыков с одного самолета на другой - с Як-40 на Як-42, в чем следствие заподозрило одного из пилотов («покажите, кто это говорит - я ему в глаза посмотрю»). О неподготовленности и неслетанности экипажа рассуждать, считает он, тоже нет причин - Як-42 изначально готовился под двух пилотов, и бортмеханику впоследствии отвели лишь контролирующие функции, то есть в процессе управления самолетом он не участвует, только следит за приборами, а пилоты Соломенцев и Жевелов летали вместе давно. Учебу же в УТЦ летчик назвал во многом «лабудой и ерундой», потому что пилоты «12 дней травят там анекдоты, поскольку из года в год слушают одно и то же» (напомним, подсудимого Тимофеева обвиняют в том, что он плохо контролировал посещение этих курсов).

Свидетель Малинин предположил, что взлету Як-42 с хоккеистами мог помешать какой-то другой самолет, поскольку в тот день в аэропорту было достаточно суетно в связи с проходившим в Ярославле Мировым политическим форумом, на который прилетели российские и зарубежные политические лидеры. По словам летчика, вскоре после происшествия ему позвонил знакомый пилот, находившийся в тот момент в «Туношне» (привез кого-то из полтиков), и рассказал, что экипаж и пассажиров Як-42 очень торопили на вылет. Так как свидетель забыл фамилию приятеля, суд эту часть показаний во внимание брать не стал.

Возможно, на кругу (то есть в небе - авт.) находился какой-то борт, которому нужно было срочно сесть, - озвучил одну из версий летчик-испытатель.

И диспетчер мог сказать командиру экипажа: давай сруливай. Хотя в эфире этой команды нет, там тишина. А потом, прикинув, что Як-42 может успеть взлететь, дал ему разрешение на взлет. Успеешь? Успею. Очень похоже. Но пока самолет 16 секунд рулил, он проехал большую часть ВПП, и у него впереди осталась очень маленькая ее часть. При этом командир почему-то вместо взлетного дал номинальный режим, что было большой ошибкой. А потом началась эта катавасия, паника. Если бы бортмеханик не поставил самопроизвольно двигатели на малый газ, они бы взлетели. Если бы двигатели были установлены не на номинальный, а на взлетный режим, самолет тоже бы взлетел. Надо серьезно в этом разбираться, потому что взяли одну версию, не самую лучшую. Но если вникать как следует, к большему количеству структур появятся вопросы. А так виноваты летчики, как всегда.

Напомним, что, со слов Ария Новика, работавшего в 2011 году в «Туношне» старшим диспетчером, никаких отклонений во время выруливания самолета по ВПП не было. А бывший гендиректор «Туношны» Олег Кочанов рассказал ранее в суде, что 7 сентября 2011 года в аэропорту было совсем не суетно.

Я видел, что нахлестов и перехлестов нет, и мы свободно справляемся с потоком, особенно после обеда, - рассказал экс-гендиректор аэропорта.

8 сентября 2011 г. Летчик-испытатель первого класса Константин Малинин в программе «Пусть говорят».

____________________________

Ярославский районный суд приговорил фигуранта дела о крушении самолёта Як-42 с хоккеистами «Локомотива» - заместителя гендиректора по организации лётной работы а/к «Як Сервис» Вадима Тимофеева - к пяти годам заключения в колонии-поселении и... тут же освободил его от отбывания наказания - по амнистии.

Ранее суд признал Тимофеева виновным по делу о гибели хоккеистов ярославского «Локомотива». По версии следствия, подсудимый незаконно разрешил экипажу полёты. Он отвечал за подготовку лётчиков и знал, что те пропускают занятия и совершают ошибки во время полётов. Следователи пришли к выводу, что причиной катастрофы стала неопытность экипажа. Тимофееву инкриминируется нарушение правил безопасности полётов и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.


Из блога

Авиакатастрофа под Ярославлем произошла 7 сентября 2011 года. При разгоне Як-42 выкатился за пределы ВПП, не успел набрать нужную высоту, зацепился за курсовой радиомаяк и разбился. На борту находились 45 человек: восемь членов экипажа и 37 пассажиров - игроки, тренеры и врачи ХК «Локомотив», - летевшие на игру в Минск. Выжить удалось только бортинженеру Александру Сизову. Тимофеев - единственный обвиняемый по делу об авиакатастрофе. За время следствия экспертами были сделаны и системные выводы о проблемах в гражданской авиации.

Ни показания эксперта в суде, ни (что естественно) альтернативный отчёт ни оказали ни малейшего влияние на такое вот «эзопово» решение суда... Амнистия, блин.

Вспоминать об этом тяжело. Но судьбу не изменить. Шесть лет назад в 16.00 в берег реки Туношонка врезался авиалайнер Як-42Д. Так погибла хоккейная команда «Локомотив».

Тот день помню, как сейчас.

Сезон открывался в Уфе, где проходил матч за Кубок открытия между «Салаватом Юлаевым» и «Атлантом». За час до игры состоялась пресс-конференция президента КХЛ и спонсоров. Настроение у всех было приподнятым, ведь мы собрались на праздник.
За четверть часа до вбрасывания разошлись по местам. Уткнулись в компьютеры…
И вдруг страшная новость начала расползаться как разлитые чернила на белом листе бумаги.

— Видели? Самолет с «Локомотивом» разбился…

— Да не может быть! Как…

— Вдруг ошибка? Кто-то запустил утку?

— Таких уток не бывает…

— Позвоните кому-нибудь из команды!

Но телефоны глухо молчали. А новости падали. Подробности, факты. Было очень больно.

«В 16.00 под Ярославлем, при взлете из аэропорта „Туношна“…»

Все это творилось в комнатке, где сидят комментаторы. А внизу на льду шла игра. Защитник «Салавата Юлаева» Андрей Кутейкин красивым щелчком стрельнул от синей линии, забил первый гол сезона.

Там, за стеклом, еще кипела жизнь. Шел хоккей. Может, все-таки нас нелепо разыграли?
Но по трибунам уже пополз холодный шепот. Матч остановили. Возле лавочки хозяев появился бледный Александр Медведев. Никогда не забуду его речь. И представить не могу, как трудно было объявить об этом на весь мир.

— Сегодня произошло страшное горе. Упал самолет, на борту которого находились хоккеисты «Локомотива», администраторы и тренеры клуба. Из 37 человек выжил только один. Продолжать матч или нет, мы решим во время перерыва. Прошу почтить память погибших минутой молчания.

Все внутри окончательно перевернулось, полетело куда-то вниз. Многие хоккеисты заплакали, как дети. Их увели в раздевалки.


Игроки «Атланта» поехали в церковь. У них разбился Ян Марек, выступавший в финале прошлого сезона. Так спешно перешел в «Локомотив», что ему не успели вручить серебряную медаль.

Рыдали шведы Фернхольм, Закриссон, Андерссон — погиб их друг Стефан Лив. Словак Радивоевич потерял Павола Демитру. Алексей Ковалев остался без Александра Карповцева, Игоря Королева. Константин Руденко играл за «Локомотив», но в межсезонье переехал в Мытищи. Это его спасло…

Страшно было в Уфе, а Ярославль вообще почернел от беды. Коллегам, кто оказался там, навсегда врезался в память проливной дождь глубокой ночью. И мигалки машин возле морга больницы имени Соловьева, куда привозили обгорелые тела игроков, которых доставали из реки. Шло опознание…

А рядом с «Ареной-2000» выросли холмы цветов. Фотографии ребят, пылающие свечи. Их не мог погасить никакой ливень.


Теплилась надежда, что останется в живых Александр Галимов. Ужасно обгорел, его пытались спасти врачи. Транспортировка в Москву. Но чуда не случилось. Саша ушел спустя пять дней…

Та авиакатастрофа зацепила всех, разломила расползающейся трещиной жизни семей, очень многих людей. В том самолете погибли граждане России, Беларуси, Украины, Швеции, Германии, Чехии, Словакии, Латвии, Канады. Девять стран. И всех объединило общее горе.

Нужно помнить 7 сентября. Вот так, в подробностях. Приезжать на Леонтьевское кладбище в Ярославль. В другие места, где ребята нашли свой последний покой.

Что мы сейчас им можем дать? Только память. И уважение. Так, я представить не могу, почему в Ярославле до сих пор не построена школа имени Ивана Ткаченко, над которой бедный отец капитана «Локомотива» бьется уже много лет. Итоги расследования, почему упал самолет, тоже вызывают вопросы. Трагедия обросла слухами, которые превратились в мифы. Но четкого ответа нет…

Живите ради живых. И не забывайте команду, разбившуюся на взлете в ту черную среду.

Вечная память.


«Локомотив"-2011

Вратари: Александр Вьюхин, Стефан Лив.

Защитники: Виталий Аникеенко, Михаил Баландин, Роберт Дитрих, Марат Калимулин, Карел Рахунек, Руслан Салей, Карлис Скрастиньш, Павел Траханов, Юрий Урычев, Максим Шувалов.

Форварды: Александр Васюнов, Йозеф Вашичек, Александр Галимов, Павол Демитра, Александр Калянин, Андрей Кирюхин, Никита Клюкин, Ян Марек, Сергей Остапчук, Павел Снурницын, Даниил Собченко, Иван Ткаченко, Геннадий Чурилов, Артем Ярчук.

Тренеры: Брэд Маккриммон, Александр Карповцев, Игорь Королев, Николай Кривоносов.

Персонал: Юрий Бахвалов, Александр Беляев, Андрей Зимин, Вячеслав Кузнецов, Евгений Куннов, Владимир Пискунов, Евгений Сидоров.

7 сентября 2011 года ярославский «Локомотив» направлялся в Минск на матч регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги с местным «Динамо». Игра, запланированная на 8 сентября, должна была стать для ярославцев первой в новом сезоне.

Самолет Як-42 выполнял взлет в ярославском аэропорту «Туношна». Лайнер не смог набрать безопасную высоту (поднялся на 5−6 метров), врезался в антенну маяка в 435 метрах от взлетно-посадочной полосы и рухнул на землю. На борту самолета находились 45 человек, 43 погибли на месте.

В числе погибших были три белоруса: хоккеисты Руслан Салей и Сергей Остапчук , а также тренер по физподготовке Николай Кривоносов .

В минском издательстве «Медисонт» в сентябре 2012 года вышла книга спортивного журналиста Сергея Олехновича о белорусском хоккеисте Руслане Салее «Просто лучший. Simply the Best ». Правда, ее автор не дожил до выпуска произведения, покинув этот мир 27 июля 2012 года на 45-м году жизни. Он успел сдать книгу в печать и получить сигнальный экземпляр.

25 мая 2014 года во время ЧМ-2014 по хоккею в Минске бывший капитан сборной Беларуси Руслан Салей был (ИИХФ).

Сергея Остапчука и Николая Кривоносова похоронили 11 сентября 2011 года на Кальварийском кладбище столицы . В память о Сергее Остапчуке на его родине в Новополоцке ежегодно проводится юношеский хоккейный турнир.

В хвосте салона сидели 26-летний нападающий железнодорожников Александр Галимов и инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александр Сизов. Оба были не пристегнуты, и при крушении их выбросило в реку Туношонка. Когда спортсмена обнаружили, он был в сознании и смог назвать свое имя сотрудникам полиции. Его госпитализировали в НИИ имени А. В. Вишневского с ожогами 90 процентов тела. Через пять дней он скончался.

Сизов был госпитализирован с ожогами 15 процентов тела, переломами обоих бедер, свода черепа, ребер и повреждениями грудной клетки. В день трагедии его вместе с Галимовым перевезли в Москву на самолете МЧС. В НИИ скорой помощи имени Склифосовского пострадавшего ввели в медикаментозный сон, чтобы он избежал шокового состояния. Сизов поправился и работал после этого авиатехником в ОКБ имени Яковлева в Жуковском.

«Локомотив» был вынужден провести один сезон в Высшей хоккейной лиге (ВХЛ), после чего вернулся в КХЛ.

Пять лет назад, 7 сентября 2011-го, разбился хоккейный «Локомотив». Официальные результаты расследования авиакатастрофы, унесшей жизни 44 человек, были оглашены в октябре 2014 года. Виновным признан заместитель генерального директора авиакомпании «Як-Сервис» Вадим Тимофеев. Сразу после оглашения приговора его амнистировали. Родственники погибших считают, что истинная причина трагедии не установлена до сих пор.

Пилот нажал на тормоза

Расследование продлилось около года. Согласно выводам Межгосударственного авиационного комитета (МАК), командир воздушного судна либо второй пилот неосознанно нажимали на тормозные педали во время разбега, и скорость в конечной стадии взлета оказалась ниже необходимой.

Список погибших в авиакатастрофе представителей ХК «Локомотив»

1. Вьюхин Александр Евгеньевич, 38 лет
2. Лив Стефан Даниэль Патрик, 30 лет

Защитники

3. Аникеенко Виталий Сергеевич, 24 года
4. Баландин Михаил Юрьевич, 31 год
5. Дитрих Роберт Генрихович, 25 лет
6. Калимулин Марат Натфуллович,23 года
7. Рахунек Карел, 32 года
8. Скрастиньш Карлис Мартинович, 37 лет
9. Траханов Павел Сергеевич, 33 года
10. Урычев Юрий Олегович, 20 лет
11. Шувалов Максим Алексеевич, 18 лет
12. Салей Руслан Альбертович, 36 лет

Нападающие

13. Васюнов Александр Сергеевич, 23 года
14. Вашичек Йозеф, 30 лет
15. Демитра Павол, 36 лет
16. Калянин Александр Игоревич, 23 года
17. Кирюхин Андрей Анатольевич, 24 года
18. Клюкин Никита Сергеевич, 21 год
19. Марек Ян, 31 год
20. Остапчук Сергей Игоревич, 21 год
21. Снурницын Павел Сергеевич, 19 лет
22. Собченко Даниил Евгеньевич, 20 лет
23. Ткаченко Иван Леонидович, 31 год
24. Чурилов Геннадий Станиславович, 24 года
25. Ярчук Артем Николаевич, 21 год
26. Галимов Александр Саидгереевич, 26 лет

27. МакКриммон Брэд Байрон (главный тренер)
28. Королев Игорь Борисович (старший тренер)
29. Карповцев Александр Георгиевич (тренер)
30. Кривоносов Николай Иванович (тренер)
31. Сидоров Евгений Владимирович (тренер-методист)

Технический персонал

32. Бахвалов Юрий Алексеевич (техник)
33. Беляев Александр Владимирович (техник/массажист)
34. Зимин Андрей Валерьевич (врач)
35. Куннов Евгений Геннадьевич (массажист)
36. Кузнецов Вячеслав Михайлович (массажист)
37. Пискунов Владимир Леонидович (администратор)

В качестве сопутствующих причин указывались серьезные недостатки в переучивании членов экипажа на самолет Як-42 (в аварийном полете имел место негативный перенос навыков управления Як-40 на Як-42 на взлете, выразившийся в неправильном положении ног на педалях в процессе разбега); отсутствие контроля со стороны авиакомпании за уровнем подготовки экипажа; ошибки и невыполнение технологических процедур, допущенные экипажем при подготовке и расчете параметров взлета, а также в процессе разбега; несогласованные, нескоординированные действия экипажа в заключительной фазе разбега.

Кроме того, в крови одного из пилотов был обнаружен фенобарбитал - седативный препарат, по сути являющийся снотворным. Выполнение полетов под воздействием данного препарата, а также при наличии заболеваний у второго пилота (проблемы с чувствительностью ног), отмеченных по результатам анализа медицинской документации, запрещено российским авиационным законодательством.

Единственным обвиняемым по делу проходил Вадим Тимофеев, который был ответственным лицом, контролирующим допуск экипажа к полету. В частности, он отвечал за организацию летной работы, поддержание квалификации летного состава, повышение их профессионального уровня, проведение тренировок и проверок пилотов.

Изучив все обстоятельства и факты, предшествовавшие трагедии, следователи установили, что именно Тимофеев допустил к полету экипаж, который не имел на это права, поскольку не завершил переобучение на управление судном Як-42. Кроме того, допуск командира судна был оформлен на основании сфальсифицированных документов.

Обвиняемый и ранее нарушал правила безопасности - не осуществлял контроль за прохождением профессиональной учебы пилотов, регулярно отзывал их с учебных мероприятий и, несмотря на неоконченную программу, незаконно допускал до полетов.

В ходе расследования выяснилось, что командир, погибший в авиакатастрофе, допускал серьезные ошибки во время других полетов. При этом, по данным Следственного комитета, Тимофеев практически не анализировал данные бортовых самописцев, фиксировавших эти ошибки, и не принимал никаких мер. К тому же два пилота и бортмеханик погибшего экипажа выполняли совместно всего лишь третий рейс.

«Причины катастрофы не установлены»

В октябре Тимофеев был осужден на пять лет лишения свободы, но в зале суда его амнистировали. Свою вину он так и не признал. «Считаю, что основной причиной авиакатастрофы стало нарушение центровки (расположение пассажиров и багажа - прим. «Ленты.ру» ). Экипаж был высококлассным, но ситуация была выше их. Я не уверен, что другой экипаж справился бы в этой ситуации. Географии полетов этих ребят могут позавидовать многие пилоты-профессионалы», - заявил Тимофеев.

Объяснение катастрофы непроизвольным нажатием на тормоз Тимофеев отвергает. «Я не верю, что пилоты жали на тормоза в течение такого длительного времени, и никто из летчиков не верит», - говорит он. По его словам, погибший экипаж был хорошо подготовлен и до катастрофы пилоты на этом же самолете налетали не менее 60 часов, совершая авиарейсы в Махачкалу, Томск, Ригу, Актюбинск.

Родственники погибших в авиакатастрофе также считают Тимофеева невиновным и ходатайствовали о направлении дела на дорасследование. В сентябре 2015-го матери погибших хоккеистов Артема Ярчука, Александра Васюнова и Ивана Ткаченко сообщили о намерении добиваться справедливости. «Основное дело о гибели наших детей еще не завершено Следственным комитетом», - заявила Анжелика Ярчук. «Мы будем ходатайствовать о назначении новых экспертиз, так как, на наш взгляд, причины катастрофы не установлены», - добавила Любовь Васюнова.

Они потребовали повторных экспертиз аудиопереговоров погибшего экипажа, видеофиксации в аэропорту Туношна 7 сентября 2011 года, экспертизы взлетной полосы в Ярославле и передней стойки шасси разбившегося Як-42. В версию МАК о непроизвольном нажатии на тормоза они тоже не верят. «Пока Следственный комитет не известил нас о том, как идет расследование и когда оно может быть передано в суд», - отметила Ярчук.

Не добились пострадавшие и адекватной компенсации. В декабре 2015-го Мосгорсуд оставил прежней сумму страхового возмещения родственникам погибшей в авиакатастрофе хоккейной команды.

Основной объем выплат пришелся на страховую компанию «Лексгарант», в которой на сумму приблизительно 1 миллион долларов было застраховано каско воздушного судна и ответственность авиаперевозчика. Сумма выплат по каждому погибшему пассажиру составила 2 миллиона рублей.

Помимо этого, все хоккеисты были застрахованы от несчастного случая в страховой компании «СОГАЗ» в рамках страхования команд Континентальной хоккейной лиги. Общая сумма выплат по пакету превысила 90,5 миллиона рублей. Дополнительное страхование от несчастного случая игроков этой команды проводилось в компании «УралСиб», страховая сумма составила 100 тысяч рублей на каждого.

Согласно результатам независимого расследования причин крушения самолета, к трагедии привели не действия одного из летчиков, а недостатки конструкции разбившегося лайнера и нарушения в работе авиакомпании «Як-Сервис». По просьбе родственников погибших хоккеистов и членов экипажа анализ трагедии провели летчик-испытатель, пилот 1-го класса Владимир Герасимов, ведущий эксперт России по авиакатастрофам Валентин Дудин и летчик-испытатель 1-го класса Александр Акименков.

Эксперты пришли к выводу, что катастрофа была вызвана конструктивными и аэродинамическими недостатками самолета Як-42. По мнению специалистов, один из пилотов действительно мог жать на педаль тормоза, но причину этого следует искать в несовершенстве конструкции педалей, а также в отсутствии рекомендаций по правильному положению ног летчиков на педалях этих лайнеров.

Авторы расследования считают, что раз пилоты сумели поднять самолет в воздух, то изначально никакой катастрофической или даже аварийной ситуации не было. Герасимов заявил, что непосредственная причина катастрофы - отсутствие поперечной управляемости самолета, то есть Як-42 в воздухе просто завалился на бок.

Семь лет прошло с момента трагедии, которая потрясла не только Ярославль , но и весь мир. 7 сентября 2011 года потерпел крушение самолет с хоккейной командой «Локомотив» на борту. Авиакатастрофа унесла жизни 44 человек - ребят из основного состава, тренеров, членов экипажа. Память о них мы бережно храним по сей день.

Траурная ленточка на новой форме

К сезону 2018 - 2019 ярославский «Локомотив» подготовил новую игровую форму. До этого она не менялась на протяжении восьми лет. Представили ее 16 августа перед матчем с череповецкой «Северсталью ». Несмотря на обновление дизайна, на игровых джерси сохранилась черная траурная ленточка с датой трагедии.

Фото: официальная группа ХК "Локомотив" в сети "ВКонтакте".

С момента трагедии матчи Континентальной хоккейной лиги не проводились 7 сентября. Наступивший сезон 2018 - 2019 годов стал первым, когда команды выйдут на лед в этот день. В ярославском клубе не стали возражать против такого решения лиги. Но сам «Локомотив» по-прежнему не будет проводить матчи в этот день.

Тем не менее в КХЛ совсем без внимания скорбную дату не оставят.

Все шесть матчей, которые состоятся 7 сентября, начнутся с минуты молчания, - говорится в сообщении на сайте Континентальной хоккейной лиги. - Также перед этими играми будет показан видеоролик, посвященный погибшей семь лет назад команде. Все 12 команд выйдут завтра на лед со специальными нашивками на игровых свитерах в память о трагическом событии.

Кроме того, команды-хозяева поддержали предложение КХЛ выделить на трибунах сектор памяти. В нем будут разложены 44 шарфа ярославского клуба - по числу погибших в авиакатастрофе. В ледовых дворцах сделают мемориальные зоны, в которых болельщики могут почтить память ярославской команды и возложить цветы. Даже заседание Совета директоров КХЛ 7 сентября начнется с минуты молчания.


Фильм о погибшем капитане

В начале августа закончились съемки документального фильма «Капитан Немо», посвященного капитану легендарной команды . Режиссер картины, Елена Михеева , рассказала «Комсомольской правде» о съемках.

Идея сделать фильм об Иване родилась давно, - говорит Елена. - Но мы никак не могли начать. Мы довольно долго собирали материал. В конечном счете работа над самой картиной началась около полутора лет назад.


По словам режиссера, все, кто участвует в фильме, охотно откликались на предложение участвовать в проекте.

Мне хочется выразить благодарность всем, кто помогал нам в съемках, - продолжает Елена. - К примеру, нижнекамский «Нефтехимик» предоставил нам материалы об Иване, датированные еще 1998 годом.

Фактически весь фильм будет вести первый тренер Ивана Ткаченко Александр Владимирович Подметалин. Кроме того, в фильме снялись и бывший наставник «Локомотива», который привел команду к чемпионству, Владимир Вуйтек, и Александр Овечкин , и Андрей Малкин . Премьера фильма пройдет 7 сентября в киноклубе «Нефть». На показ придет отец хоккеиста, Леонид Ткаченко. По его словам, полностью фильма он сам еще не видел. Но, как шла работа, отчасти знает.

Там материала набрали гораздо больше, чем вошло в картину, - рассказал он «Комсомольской правде». - Хватит еще фильма на три. Елена резала на монтаже и плакала... Не исключено, что потом сделаем вторую серию.

«Капитан Немо» будет идти в «Нефти» до 12 сентября. А на 9 ноября, к дню рождения Ивана, картина должна выйти на федеральном телеканале.

Хоккейная школа имени Ивана Ткаченко

И снова вспомним об Иване Ткаченко. Хоккейная школа в Брагино была его мечтой. После гибели хоккеиста его отец Леонид Владимирович решил воплотить идею сына в жизнь. Планировал построить школу на пустыре на улице Панина . Но пока здание здесь так и не появилось - не хватило денег. Кроме того, по словам Ткаченко, есть влиятельные люди, которые просто не хотят уступать ему место в этой нише.

Но мы упорные, мы постепенно добьемся своего! - грустно улыбается Леонид Владимирович.

Собственно, уже сейчас хоккейная школа имени Ивана Ткаченко существует и работает. Правда, пока без своего помещения: на арендованном льду и в спортивном зале школы № 11. Учится здесь всего одна группа - ребятишки от 3 до 10 лет. Преподавание идет по уникальной методике, разработанной самим Ткаченко-старшим.

Ее особенность в том, чтобы развивать не только физические качества, но и ум. У хоккеистов скорость мышления должна быть в несколько раз быстрее, чем у обычных людей, потому что времени для принятия правильного решения в игре очень мало. Этого можно добиться специальными упражнениями. Их мы и практикуем. Это уже проверенная, в том числе и на моем сыне, методика, - рассказал Леонид Владимирович.

Вместе с тем, уже этой зимой отец погибшего хоккеиста на земле, которую он взял в аренду под строительство школы, планирует организовать открытый каток, на котором будут заниматься его подопечные.


В пятницу, 7 сентября, пройдет сразу несколько памятных мероприятий, посвященных годовщине трагедии. Их организуют на Леонтьевском кладбище, где похоронены хоккеисты «Локомотива» и непосредственно на месте трагедии, в Туношне. С 8.30 до 10.30 пройдет литургия в Успенском соборе Ярославля. С 10.30 до 11.00 - там же панихида по погибшим. В 12 часов запланирована панихида и возложение цветов на территории мемориального комплекса на Леонтьевском кладбище. В 13.20 пройдет возложение цветов к мемориалу «Хоккейное братство» у «Арены-2000. Локомотив». А в 15.50 памятные мероприятия запланированы на территории мемориального комплекса в поселке Туношна.

Напомним, ЯК-42, на борту которого находился основной состав «Локомотива», тренеры, медики упал 7 сентября 2011 года при взлете из ярославского аэропорта «Туношна» . Из более 40 человек, находившихся на борту, выжил только один – бортмеханик Александр Сизов. Но о том, что конкретно произошло, он ничего не помнит . Следователи пришли к выводу, что причиной авиакатастрофы стали ошибки пилотов . Наказание за падение лайнера понес только один человек – заместитель директора авиакомпании «ЯК сервис», эксплуатировавшей упавший самолет, Вадим Тимофеев . Он отвечал за подготовку пилотов, прохождение ими регулярного обучения, но, как посчитали следователи, подходил к делу спустя рукава. В прошлом году Главное управление Следственного комитета России прекратило это дело в связи со смертью главных подозреваемых - пилотов.

Команда легенд и парней с нашего двора. Каким был тот «Локомотив»

Они могли привезти в Ярославль кубок.

7 сентября 2011 года произошла страшная трагедия. На берегу реки Туношонки потерпел крушение самолёт с командой «Локомотив», отправлявшейся на первый матч сезона с минским «Динамо». Сегодня мы вспоминаем, как развивались события в тот чёрный день мирового спорта.

7 сентября

15:58 (мск). Самолёт начал разбег по взлётной полосе ярославского аэропорта Туношна. Воздушное судно выкатилось за пределы взлётно-посадочной полосы, но полёт длился всего несколько секунд - лайнер только начал набирать высоту, как столкнулся с радиомаяком, после чего врезался в землю на берегу реки Туношонки.

16:30. Ярославский портал новостей «Ярновости» одним из первых сообщил, что в аэропорту Туношна при взлёте упал самолёт Як-42 с основным составом «Локомотива», летевшим в Минск на матч с местным «Динамо». Всего на борту было 45 человек, в первых сообщениях СМИ говорили только об одном выжившем. Как сообщали очевидцы, самолёт превратился в груду обгоревшего железа.

17:00. В результате авиакатастрофы под Ярославлем 36 человек погибли, 1 пострадал, сообщал РБК со ссылкой на источник в Росавиации. Позже уточнили, что погибли 44 человека (36 пассажиров и 8 членов экипажа).

17:22. ТАСС сообщило, что в авиакатастрофе под Ярославлем выжили три человека. Состояние пострадавших расценивалось как тяжёлое. Позже стало известно, что госпитализированы лишь двое - инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов .

17:29. В Уфе в эти самые минуты проходил матч открытия нового сезона КХЛ между «Салаватом Юлаевым» и «Атлантом». На 17-й минуте первого периода игра была остановлена, на лёд вышел президент КХЛ Александр Медведев .

«У нас сегодня произошло страшное горе. При вылете из Ярославля на матч с минским «Динамо» разбился самолёт с игроками, тренерами и администраторами команды «Локомотив». По данным, имеющимся на сейчас, из 37 человек выжил один. Предлагаю почтить память погибших минутой молчания…», - произнёс дрожащим голосом, едва сдерживая слёзы, Александр Иванович.

Через 15 минут президент КХЛ вновь выступил перед зрителями и объявил об отмене матча.

17:35. По факту крушения самолёта под Ярославлем возбуждено уголовное дело. На месте катастрофы продолжаются поисково-спасательные работы.

17:45. Главный врач больницы им. Соловьёва Александр Дегтярёв сообщил, что в его лечебное учреждение доставлено двое выживших. Это нападающий хоккейного клуба «Локомотив» Александр Галимов и техник самолёта Александр Сизов.

18.00. В прессе появилось первое фото с места падения самолёта.


18:03. Названа причина крушения Як-42, в котором находились игроки ярославского «Локомотива». Как сообщило ИТАР-ТАСС со ссылкой на Росавиацию, самолёт при взлёте не смог набрать безопасную высоту и столкнулся с антенной маяка. После столкновения самолёт развалился на части и упал.

18:18. До сих пор нет полных данных о погибших. По неподтвержденной информации, защитник ярославского «Локомотива» Руслан Салей не был с командой на борту самолёта Як-42. Предположительно хоккеист ждал команду в Минске. Через несколько часов стало известно, что Салей полетел на матч вместе с командой.

19:00 . Ярославские СМИ сообщили, что форварду Александру Галимову сделана операция, 80 процентов его тела обожжено.

20:00. Болельщики «Локомотива» собрались, чтобы почтить память погибших игроков клуба. Около трёх тысяч людей пришли к «Арене-2000». Многие пришли с цветами, атрибутикой любимой команды. На улицах Ярославля можно увидеть автомобили с флагами и символикой «Локомотива». Некоторые болельщики зажигали свечи.

Кроме того, около 50 болельщиков приехали непосредственно к месту гибели команды близ аэропорта Ярославля. В память о погибших хоккеистах болельщики били в колокола церкви, которая находилась недалеко от места авиакатастрофы.

«Перед вылетом самолёт прошёл оперативную форму осмотра, были проверены все основные системы судна, и замечаний выявлено не было. Все двигатели самолёта были исправны и находились в ресурсном состоянии», - отметил источник.

По данным ведомства, у самолёта был действующий сертификат лётной годности.

8 сентября

9:00. Состояние нападающего Александра Галимова и лётчика Александра Сизова, выживших в авиакатастрофе, не изменилось. «По-прежнему оба тяжёлые», - сообщал дежурный по реанимации.

9:30 . Капитан «Вашингтона» Александр Овечкин попросил всех сочувствующих гибели в авиакатастрофе команды «Локомотива» мысленно поддержать нападающего Александра Галимова, который продолжает бороться за свою жизнь в реанимации.

«Сашка Галимов, ты должен жить! Держись! Мы все с тобой!!! Молимся за тебя! Все наши мысли и силы должны быть с Александром Галимовым! Давайте все вместе», - написал Овечкин в своём «твиттере».

10:00. Руководство КХЛ приняло решение приостановить чемпионат из-за авиакатастрофы. Турнир был возобновлён 12 сентября.

14:00. Нападающий Максим Зюзякин рассказал, почему не полетел с «Локомотивом» на стартовый матч сезона в Минск.

«Мне в предыдущий день перед полётом сказали, что я остаюсь в Ярославле. Я готовился к выезду в Минск, был состав определённый, я тренировался днём, а вечером, за день до вылета, мне позвонили и сказали, что лучше мне остаться здесь и сыграть игру (с молодёжной командой «Локо»).

Я не считаю себя счастливчиком - у меня сейчас другие мысли. У меня сейчас нет никаких планов до похорон. Я стал трагическим героем. Родители переживают за родственников ребят - это утрата. Когда узнали о трагедии, стали меня обнимать, спасибо тренеру, что так получилось», - рассказывал Зюзякин, который сейчас играет в ВХЛ за тюменский «Рубин».

18:00. Официальный сайт ярославского «Локомотива», прекративший работу в среду в связи с авиакатастрофой, в четверг возобновил свою работу. Сайт начал работать в режиме «книги памяти», где каждый болельщик мог оставить своё сообщение со словами поддержки.

10 сентября

Около 100 тысяч человек пришли проститься с погибшими в авиакатастрофе игроками «Локомотива». После завершения церемонии прощания, люди не расходились. На площади перед «Ареной-2000» они, аплодируя, выкрикивали «Локо! Локо! Локо!», из динамиков звучали гудки локомотива.

Президент ярославского «Локомотива» Юрий Яковлев заявил, что команда не будет участвовать в нынешнем чемпионате КХЛ.

«Наша первая задача - заботиться о близких и семьях погибших. Вторая задача - восстановить команду соответствующего уровня. Мы приняли решение, что команда начнет играть в КХЛ со следующего сезона», - сказал Яковлев.

Состояние здоровья Александра Галимова, выжившего при крушении самолёта, остаётся крайне тяжёлым, но стабильным.


12 сентября

Галимов скончался в больнице. «Утром 12 сентября, несмотря на проводимую терапию с использованием всех возможных современных методов лечения, в ожоговом центре института хирургии имени Вишневского скончался Александр Галимов от ожогов, не совместимых с жизнью», - говорилось в сообщении администрации НИИ Вишневского.

Таким образом, единственным выжившим в авиакатастрофе остался бортмеханик Александр Сизов.

14 сентября

Состоялись похороны Галимова в Ярославле. Всю свою спортивную карьеру Александр провёл в родном клубе.

13 октября

Матч регулярного чемпионата НХЛ между «Вашингтоном» и «Питтсбургом» был посвящён погибшим в авиакатастрофе. Перед стартом матча Александр Овечкин, Евгений Малкин и Марио Лемье провели символическое вбрасывание. Игроки обеих команд выступали в свитерах с памятными нашивками, которые были проданы на благотворительном аукционе, также на матче продавались браслеты с надписью «Love for Lokomotiv». Все вырученные средства пошли на помощь семьям погибших.

16 октября

На 40-й день трагедии на «Арене 2000» прошла церемония памяти, которую посетили около 6000 человек.


2 ноября

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал окончательный отчёт расследования катастрофы. Согласно выводам комиссии, непосредственной причиной катастрофы явились ошибочные действия командира воздушного судна или второго пилота, непроизвольно нажимавшего на тормозные педали во время разбега.

Также МАК отмечает, что в организме второго пилота были найдены следы фенобарбитала, оказывающего тормозящее действие на центральную нервную систему. Пилоты, принимающие этот препарат, к лётной работе не допускаются.

7 сентября 2013 года

Близ ярославского спортивного комплекса «Арена-2000» был открыт мемориал «Хоккейное братство».

Каждый год 7 сентября мы все мысленно перемещаемся в 2011 год. Мы смотрим на фотографии погибших хоккеистов и тренеров, читаем их последние интервью. Прошло шесть лет, но боль не ушла. К горлу подступает ком, а на глазах наворачиваются слёзы. Мы никогда не забудем ту команду, которая так трагически ушла. Вечная память погибшим в авиакатастрофе.