1 какие способы передачи эстафетной палочки существуют. Эстафетный бег

Тема урока: Эстафетный бег. Передача эстафетной палочки.

Цель урока: Обучить эстафетному бегу и передачи эстафетной палочки

Задачи урока:

1)Образовательные:

Обучение техники эстафетного бега и передачи эстафетной палочки;

2)Воспитательные:

Прививать интерес к занятиям физической культуры и спорта;

3)Оздоровительные:

- Развитие скоростных способностей занимающихся.

Место проведения: спортивная площадка ЧПК №1

Оборудование: свисток, секундомер, конусы, эстафетныепалочки

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

для студентов 1 курса

Представители: Вильданова Милана,

Батюс Татьяна (49 группа)

Методист: Мелихов Василий Александрович

Тема урока: Эстафетный бег. Передача эстафетной палочки.

Цель урока: Обучить эстафетному бегу и передачи эстафетной палочки

Задачи урока:

1)Образовательные:

Обучение техники эстафетного бега и передачи эстафетной палочки;

2)Воспитательные:

Прививать интерес к занятиям физической культуры и спорта;

3)Оздоровительные:

- Развитие скоростных способностей занимающихся.

Место проведения: спортивная площадка ЧПК №1

Оборудование: свисток, секундомер, конусы, эстафетныепалочки

Дата проведения: 02.10.2018 г.

ХОД УРОКА

№ п/п

Дозировка

ОМУ

Подготовительная часть

(20 мин)

Построение. Приветствие.

1 мин

«Группа, в одну шеренгу становись!» «Равняйсь!»

«Смирно!»

«Здравствуйте!»

«Вольно!»

«Меня зовут Милана Джамильевна!»

Тема нашего урока: Эстафетный бег. Передача эстафетной палочки.

Упражнения на осанку:

3 мин

«Направо! Раз, Два!»

«В обход налево шагом, марш!»

Дистанция 2 шага.

  1. «Руки вверх, на носках, марш!»

1 раз

Спина прямая, смотреть вперед, ладони смотрят друг на друга.

  1. «Руки за голову, на пятках, марш!»

1 раз

  1. «Руки на пояс, перекат с пятки на носок, марш!»

1 раз

Спина прямая, смотреть вперед.

  1. «Руки на пояс, в полуприседе, марш!»

1 раз

Спина прямая, смотреть вперед.

  1. «Руки на пояс, в полном приседе, марш!»

1 раз

Спина прямая, смотреть вперед.

«Без задания!»

Бег.

3 круга

5 мин

Сказать студентам, что после бега по стадиону собираемся возле учителя внутри конусов.

«По стадиону 3 круга бегом, марш!» темп средний.

Студенты возвращаются к конусам и продолжают движение шагом, при необходимости сказать:

«Шагом, марш!»

Гимнастика Стрельниковой. Упражнение на восстановление дыхания:

1)Ладошки

3 повт.

Сейчас мы будем восстанавливать дыхание по гимнастике Стрельниковой:

Ладони от себя, на уровне головы.Ритмичное сжимание и разжимание пальцев, с резкими вдохами. 8 повторений с перерывами 4-5 сек.

«Направляющий – на месте!», «Левой, левой! Раз, два, три!», «Стой! Раз, два!», «Налево – раз, два!».

«Группа, на 1,2,3, рассчитайсь!»,

«1 – на месте, 2 - тришага, 3 – шесть шагов вперед, шагом, марш!»

ОРУ на месте:

6 мин

1) Повороты головы

1 – повороты головы вправо;

2 – И.п.;

3 – поворот влево;

4 – И.п.

8 повт.

2) Наклоны головы

И.п. – то же

1 – вперед;

2 – влево;

3 – вправо;

4 – вперед

8 повт.

Движения не резкие, спина прямая.

3) Рывки руками

И.п. – стойка ноги врозь, правая верх, левая вниз

1 – 2 – левая вверх, правая вниз;

3 – 4 – правая вверх, левая вниз.

8 повт.

Спина прямая. Руки прямые. Смотреть вперед.

4) И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью

1 – поворот влево;

2 – И.п.;

3 – то же вправо;

4 – И.п.

8 повт.

Спина прямая. Смотреть вперед. При повороте туловищем, руки разводятся в стороны.

5) Разноименные круговые вращения руками

10 раз – правая вперед, левая назад;

10 раз – левая вперед, правая назад.

20 повт.

Руки в локтях не сгибать. Смотреть вперед. Амплитуда движения полная.

6) Повороты туловища

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс

1 – влево;

2 – И.п.;

3 - вправо;

4 – И.п.

8 повт.

Спину держать прямо. Смотреть вперед.

7) Наклоны туловища в стороны

1 – влево;

2 – И.п.;

3 – вправо;

4 – И.п.

8 повт.

Спина прямая. Смотреть вперед. При наклонах противоположную руку выносить над головой.

8) И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс

1 – наклон к правой;

2 – к середине;

3 – к левой;

4 – И.п.

8 повт.

Спина прямая. При наклоне тянуться руками к низу, ноги прямо.

9) И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью

1 – 2 – выпад с поворотом туловища вправо;
3 – 4 – то же влево

8 повт.

Спина прямая. Смотреть перед собой.

10) Махи ногами

И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед

1 – правая к левой;

2 – И.п.;

3 – левая к правой;

4 – И.п.

8 повт.

Спина прямая. Руки прямые, перед собой. Ноги при махе прямые.

11) Круговые вращения в коленном суставе

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс

10 вращений – правой

10 вращений – левой

20 повт.

12) Круговые вращения в голеностопном суставе

И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс

10 вращений – правой

10 вращений – левой

20 повт.

Выполнять под свой счет. Спину держать прямо. Смотреть вперед.

Перестроение.

1 мин

«Кругом!»

«На свои места шагом, марш!»
«Кругом!» - чтобы повернуть студентов лицом к учителю.

«За мной шагом, марш!» - чтобы перейти на беговую дорожку.

Построить в колону друг за другом для спец.беговых упражнений:
«В одну колону, становись!»

Специальные беговые упражнения (СБУ):

5 мин

Бег с захлестыванием голени;

2 раза

Сочетать с расслаблением неработающих мышц. Пятками касаться ягодиц. Руки работают как при беге. Туловище наклонено вперед.

Бег с прямыми ногами вперед;

2 раза

Работать на передней части стопы.

Многоскоки;

2 раза

Работа рук как в беге, приземление на две стопы. Колено маховой ноги тянуть как можно больше вверх. Толчковая нога выпрямлена в колене.

Бег с высоким подниманием бедра;

2 раза

Колено поднимать до угла 90 градусов. Приземляться на носок. Стопа маховой ноги тянется на себя. Туловище наклонено вперед. Руки работают как при беге.

Бег спиной вперед

2 раза

Продвижение вперед при минимальном сгибании ноги в коленном суставе. Туловище немного наклонено вперед. Маховой ногой тянуться в направлении движения. Постановка ноги на носок. Руки и плечи в расслаблении, работают как при беге.

Построение

«В одну шеренгу, становись!» - строим внутри конусов.

Основная часть

(60 мин)

Эстафетный бег

15 мин

Эстафетный бег – это дисциплина легкой атлетики, в которой результат достигается командными, а не индивидуальными усилиями. Классические соревнования проводятся исключительно на стадионе, но отдельные вариации эстафет могут проходить по шоссе.

Виды:

  • Официальные эстафеты для женщин и мужчин: 4 на 100, 4 на 200, 4 на 400, 4 на 800 м;
  • Официальная эстафета для мужчин – 4 на 1500 м;
  • Олимпийские эстафеты для женщин и мужчин: 4 на 100 м и 4 на 400 м;
  • «Шведская эстафета» - 800/400/200/100 м или 100/200/400/800 м;
  • Любительские, школьные эстафеты – дальность этапов выбирается организаторами самостоятельно.

Техника Эстафетного бега:

Главная задача бегунов правильно передать эстафетную палочку на большой скорости. Палочки могут быть деревянные или металлические. Их длина достигает 30 см. В эстафетах на короткие дистанции могут не использовать палочку. Бегуны 1-го этапа начинают бег с низкого старта, держа палочку в правой руке. Затем они передают из правой руки в 20-ти метровой зоне свою эстафету следующему бегуну в левую руку, и т.д. Существует несколько способов передачи палочки: с переменой руки и без. Принимающий может перекладывать из одной в другую руку палочку, а может не перекладывать, и передать ее следующему той же рукой, какой и взял ее. Если бегун уронил палочку, то он и должен поднять ее той рукой, в которой она была до падения. Эстафету передают строго в выделенной зоне – от 10 м до конца 1-го этапа до 10 м начала 2-го этапа. Не соблюдение правил грозит дисквалификацией всей команды.

Перестроение

3 мин

Построение в 1 шеренгу на футбольном поле.

«В одну шеренгу становись»

«Равняйсь!»

«Смирно!»

«На 1,2 расчитайсь!»

«2 номера 3 шага вперед марш!»

«Нале-во!»

Подводящие упражнения:

15 мин

  1. Передача эстафетной палочки снизу в колонне на месте.

2 раза

  1. Передача эстафетной палочки в движении 20 м.

3) Эстафета «Гонки преследования»

2 раза (сверху/снизу)

1 раз

Учащиеся разбиваются по парам. Бегут все сразу. За коридор не забегать. Коридор 5 м до линии старта и 5 м после линии старта.

Стараться принять палочку не оборачиваясь назад. По сигналу передающего вытягивать руку для принятия палочки предварительно набирая разгон.

Команды построены на противоположных сторонах поля. По сигналу первые номера начинают бег, стараясь догнать друг друга, затем передают эстафетную палочку следующему участнику и т. д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Эстафетный бег по 100м

Учащиеся делятся на 2 команды. Участники распределяются по этапам.

10 мин

Если команда потеряла палочку или выбежала за коридор, то она снимается с забега

Заключительная часть
(5 мин)

Медленный бег

1 круг

3 мин

Восстановление пульса

Построение, подведение итогов

1 мин

Учитель интересуется, понравилась ли эстафета, какое упражнение вызвало наибольшие трудности

Организационный уход в колледж.

1 мин


История эстафетного бега

Эстафета - название, заимствованное из итальянского языка, где слово «staffa » означает «стремя». Легко понять, что в прежние времена, чтобы самым быстрым способом доставлять донесения, гонцам приходилось менять лошадей, перескакивая из «стремени в стремя», - это позволяло сохранить максимальную скорость передвижения.

Эстафетный бег как легкоатлетическое соревнование начал культивироваться в XIX в. Впервые эстафетный бег был включен в программу Игр IV Олимпиады (Лондон, 1908 г.). На этих соревнованиях эстафетный бег включал различные дистанции - 200+200+400+800 м. На следующих Олимпийских играх (Стокгольм, 1912 г.) спортсмены разыгрывали медали уже в двух классических эстафетах - 4x100 и 4x400 м. Победителями стали, соответственно, команды Великобритании (42,4 с) и США (3.16,6 с). В дальнейшем золотые награды в эстафетном беге на Олимпийских играх обычно завоевывали американские спортсмены. Успешно выступали в эстафете и советские бегуны. На Олимпийских играх 1952, 1956, 1960 и 1972 гг. они были серебряными призерами в эстафете 4x100 м, на Московской Олимпиаде (1980 г.) - победителями в обеих эстафетах, а в Сеуле (1988 г.) стали чемпионами в эстафете 4 х 100 м. В последние годы традиции утеряны, и наши спортсмены не добиваются значительных побед.

Эстафетный бег 4x100 м для женщин впервые был проведен на Олимпийских играх 1928 г., а 4x400 м стал включаться в программы крупнейших соревнований с 1969 г. Наши бегуньи в эстафетном беге 4x100 м неоднократно становились призерами чемпионатов мира и Олимпийских игр. В 1993 г. сборная команда России на чемпионате мира в Штутгарте (Германия) заняла первое место, а на Олимпийских играх в Пекине (2008 г.) наши девушки сенсационно завоевали золотые медали (42,31 с).

Еще более успешно наши легкоатлетки выступают в эстафете 4x400 м, которая впервые была проведена на Олимпийских играх 1972 г. Советские спортсменки побеждали в этой дистанции эстафетного бега на Играх 1980 и 1988 гг. и чемпионате мира 1991 г., а российские бегуньи выиграли чемпионат мира 1999 и 2005 гг. Установленный нашими спортсменками на этой дистанции мировой рекорд (3.15,17 с, Сеул) остается непревзойденным уже более 25 лет.

На Олимпийских играх в Лондоне (2012 г.) у мужчин в эстафете 4x100 м с новым мировым рекордом (36,84 с) победила команда бегунов из Ямайки. В мужской и женской эстафете 4x400 м первыми были представители США. Наша женская команда стала второй, а мужская - пятой.

Техника эстафетного бега

Техника эстафетного бега: А - держание эстафетной палочки на старте; Б - стартовые положения бегунов, принимающих эстафету; В - момент передачи эстафеты; Г - передача эстафетной палочки: 1) прием эстафеты «сверху-вниз»; 2) прием эстафеты «снизу-вверх»

Эстафетный бег является командным видом , в котором каждый участник пробегает отведенный ему этап, а результат и место команды определяются по времени, показанному всеми участниками. В эстафетном беге победа в соревновании зависит от умения каждого из участников команды сочетать высокую скорость бега и передачу эстафетной палочки с наименьшими затратами времени. Классические эстафеты - 4х100м и 4х 400 м -проводятся на беговой дорожке как для мужчин, так и для женщин. На этих дистанциях разыгрываются олимпийские медали и регистрируются мировые рекорды. Наряду с эстафетным бегом по дорожке стадиона эстафетные соревнования проводятся по улицам города с этапами разной длины.

Наиболее сложная по технике является передача палочки в эстафетном беге 4x100 м, где спортсмены бегут по своим дорожкам с максимальной скоростью. Так как все участники команды, кроме первого, начинают пробегание своих этапов с хода, а расстояние между бегунами во время передачи составляет 1-1,3 м (за счет длины отведенной назад руки бегуна, принимающего палочку, и длины вытянутой вперед руки передающего ее), то результат команды лучше суммы личных результатов членов команды в беге на 100 м со старта. Чем больше эта разница, тем выше техника передачи. Передача эстафеты при беге на другие дистанции не представляет трудностей, т.к. принимается на невысокой скорости или даже с места.

Для передачи эстафеты установлена 20-метровая зона (зона передачи). Принимающий эстафету имеет право начинать разбег за 10 м до начала этой зоны (зона разгона), что позволяет достигнуть более высокой скорости. Существует два варианта несения палочки: а) с перекладыванием - в этом случае участники на всех этапах передают палочку из правой руки в левую, а во время бега на этапе сразу перекладывают ее из одной руки в другую; б) без перекладывания - когда бегун несет и передает эстафету той рукой, в которую получил палочку. Наиболее совершенным и эффективным в эстафете 4 х 100 м считается следующий способ несения палочки: спортсмен, бегущий на первом этапе, держит палочку в правой- руке и передает второму бегуну в левую руку; второй бегун передает третьему из левой в правую, и, наконец, третий - четвертому опять из правой в левую. Таким образом, на вираже (1 и 3 этапы) спортсмену целесообразнее бежать ближе к внутренней части и нести палочку в правой руке, а по прямой (2 и 4 этапы) держать палочку в левой руке и при беге в зоне передачи придерживаться наружного края дорожки, чтобы дать место бегущему ближе к бровке передающему.

Независимо от варианта несения палочки существуют два способа передачи эстафеты: а) «сверху-вниз», когда поверхность ладони принимающего направлена вверх; б) «снизу-вверх», когда указательный палец принимающей руки направлен вниз. Первый способ более быстрый, но менее надежный. Он позволяет сразу ухватить палочку за край и не передвигать ее во время бега, но в процессе передачи легко потерять палочку. Второй способ передачи позволяет надежно взять палочку за середину, но к концу этапа возникает необходимость передвигать пальцами палочку немного вперед для лучшей последующей передачи.

Таким образом, в тренировке начинающих спортсменов, где наиболее важное значение имеют факторы простоты и надежности передачи эстафеты, следует практиковать метод передачи «снизу-вверх». Кроме того, такая техника передачи является более естественной, так как движение руки снизу-вверх не нарушает бегового ритма.

Чтобы передать эстафету в зоне передачи на максимальной скорости, важно точно, еще в ходе занятий, рассчитать момент начала бега принимающего, т.е. найти то расстояние (гандикап), на которое принимающий подпустит к себе передающего, прежде чем начнет стартовое ускорение. Это расстояние подбирается для каждой пары бегунов смежных этапов путем многократных пробежек и в зависимости от соотношения скорости принимающего и передающего может быть от 6 до 11 м, для чего на дорожке делается хорошо видимая контрольная отметка.

Участник первого этапа начинает бег с низкого старта и держит палочку в правой руке, сжимая ее двумя или тремя пальцами. Бегуны остальных этапов становятся в начале зоны разгона в положение высокого старта с опорой на руку, при этом голова и туловище разворачиваются в сторону, чтобы хорошо была видна контрольная отметка начала бега.

Когда передающий эстафету наступает на контрольную отметку, принимающий сразу начинает стартовое ускорение по соответствующей стороне своей дорожки, стараясь развить возможно большую скорость. Расстояние до отметки должно быть таким, чтобы передающий смог догнать принимающего точно у места предполагаемой передачи палочки за 3-4 м до конца зоны передачи. Как только бегун приблизится к принимающему на расстояние вытянутой руки, он дает команду: «Хоп!» По этой команде принимающий, не оглядываясь, не снижая темпа и не нарушая ритма бега, быстро вытягивает назад руку с открытой ладонью и отведенным, в сторону бедра большим пальцем. Передающему необходимо, увидев вытянутую руку партнера и сделав беговой шаг, стараться точно вложить в его ладонь эстафетную палочку. Кроме того, спортсмен, передав палочку, должен продолжать бежать по своей дорожке и, согласно правилам соревнования, покидать ее только тогда, когда все команды завершат передачу палочки.

Ошибка, часто встречающаяся у принимающего, - поиск палочки рукой. Следует по команде передающего вытянуть руку назад и держать ее четко, без каких-либо движений.

Слаженность передачи палочки на максимальной скорости играет решающую роль в достижении высоких спортивных результатов в эстафетном беге. Поэтому при целенаправленной подготовке спринтеров в этой дисциплине легкой атлетики важнейшее место отводится совершенствованию технических приемов в ограниченной зоне передачи, обеспечивающих надежность выступлений.

При идеальной передаче участники эстафеты бегут в ногу с одинаковой скоростью, не нарушая ритма движений рук, т.е. не делая ни одного шага с вытянутой рукой. При передаче принимающий должен четко фиксировать свою кисть сзади туловища, а передающий - точно вложить эстафетную палочку в раскрытую ладонь принимающего.

Для определения технического мастерства спортсменов, как при выполнении отдельных передач, так и в эстафетном беге в целом, существует критерий оценки, присущий только этому виду беговой программы. Большинство специалистов сходятся во мнениях о двух способах оценки технического мастерства.

Первый способ характеризуется тем, что от суммы времени бега на 100 м всех участников эстафетной команды на данных соревнованиях вычитается результат, показанный в беге 4x100 м. Большинство специалистов сходится во мнении, что при эффективной технике передачи результат в эстафетном беге может быть на 2,50-2,70 с лучше, чем сумма результатов в беге на 100 м, показанных каждым из участников эстафеты.

Второй способ оценки технического мастерства в эстафетном беге предполагает учет времени нахождения эстафетной палочки в 20-метровой зоне, что показывает эффективность взаимодействия бегунов при передаче. Критерием высокой оценки здесь является время, когда палочка находилась от начала ее «входа» с бегуном, передающим эстафету, до «выхода» с принимающим, равное 1,80-1,90 с у мужчин и 1,90-2,00 с у женщин.

Известно, что в 30-метровой зоне разбега и передачи эстафеты ни один бегун не может развить своей максимальной скорости. Она достигается на более дальних отметках - 40-50 и даже 60-70 м. К тому же скорость бегуна, передающего эстафету, к концу дистанции заметно снижается. И это соотношение скоростей должно быть в первую очередь учтено при подборе пары спортсменов на смежных этапах. Кроме того, с учетом зон разбега (10 м) и передачи (20 м) спортсмены максимально пробегают на первом этапе 110, на втором и третьем - 130, на четвертом - 120 м. Поэтому при расстановке участников эстафетной команды по этапам необходимо учитывать их индивидуальные особенности (время двигательной реакции, способность к максимальному ускорению, уровень максимальной скорости, специальной выносливости, умение бежать по повороту и т.д.).

Последовательность решения задач при обучении технике эстафетного бега и их методическую направленность

Задача 1. Ознакомить с эстафетным бегом и создать у занимающихся представление о технике передачи эстафеты

Задача 2. Научить технике передачи и приема эстафетной палочки на месте и на малой скорости

Применяемые средства

Методические указания

а) Передача эстафетной палочки правой и левой рукой на месте по сигналу преподавателя

Группу построить в две шеренги (расстояние между шеренгами 1,5 м). Передающий палочку смещен на полшага в противоположную сторону от руки, держащей эстафету.

По команде преподавателя занимающиеся меняются ролями, поворачиваясь кругом

б) То же, но по сигналу передающего

Выполнять в парах, меняться после каждой передачи (передающий выходит вперед). Следить за тем, чтобы принимающий не поворачивал голову для контроля за положением руки и не двигал ею во время передачи

в) То же, с предварительной имитацией движений рук при беге

Движения рук выполняются свободно с большой амплитудой, передачу производить по команде передающего. Следить затем, чтобы вынос руки с эстафетой производился после команды «Хоп!», а не одновременно

г) Передача палочки в ходьбе и медленном беге по сигналу преподавателя

Выполнять в парах, меняться после каждого выполнения (передающий обгоняет принимающего). Обращать внимание на то, чтобы передающий был смещен в сторону по отношению к принимающему

д) Передача палочки в медленном беге в колонне по одному по сигналу передающего

Последний обгоняет колонну и становится направляющим. Обращать внимание на движение в ногу и соблюдение дистанции между занимающимися

Задача 3. Научить технике старта бегуна, принимающего эстафету

Применяемые средства

Методические указания

а) Рассказ о технике старта с опорой на одну руку и ее демонстрация

Использовать плакаты, фотографии, кинограммы, видеопоказ. Акцентировать внимание на положение головы стартующего

б) Старт из положения с опорой на одну руку на прямой

Стартующие, повернув голову назад, следят за преподавателем, который, находясь на расстоянии 7-10 м сзади стартующих, дает сигнал к началу бега флажком

в) То же, на повороте перед выходом на прямую и при входе в поворот

Стартующие занимают положение старта ближе к внешнему краю дорожки.

Обращать внимание на быстрое наращивание скорости, работу рук и положение туловища

г) Старт по отдельной дорожке в момент достижения передающим контрольной отметки

Выполнять в парах, бежать не в полную силу, не оглядываясь

Задача 4. Научить передаче эстафетной палочки на максимальной скорости

Применяемые средства

Методические указания

а) Определение расстояния от начала зоны передачи до контрольной отметки при беге в «связках» парами на различных скоростных режимах

Это расстояние для каждой пары индивидуально и уточняется путем многократных пробежек

б) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости без учета зоны передачи

Обращать внимание на совпадение скоростей партнеров,согласованность в передаче и приеме

в) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачи

Делать индивидуальную коррекцию в зависимости от места передачи палочки. Эстафету стараться передавать за 3-4 м до конца зоны передачи, не снижая скорости

г) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачи и степени утомления передающего

Передающий пробегает полностью свой этап, а принимающий после приема эстафеты пробегает не менее 30-40 м в полную силу

Задача 5. Научить технике эстафетного бега в целом

Применяемые средства

Методические указания

а) Расстановка бегунов по этапам эстафеты 4 х 100 м с учетом их индивидуальных качеств

При составлении команды следует учесть, что максимально бегун на первом этапе пробегает 110 м, на втором и третьем - 130 м и на четвертом -120 м. На I этап следует поставить бегуна, хорошо владеющего техникой низкого старта и умеющего быстро бежать по повороту, на II и III - наиболее выносливых, а на последний -самого быстрого в беге на 100 м с ходу

б) Передача эстафеты каждой парой бегунов на максимальной скорости в своей зоне

Фиксируется время «нахождения» палочки в зоне передачи

в) Уточнение расстояния до контрольной отметки с учетом внешних условий

Делать поправки нахождения контрольной отметки в зависимости от состояния дорожки, встречного и попутного ветра

г) Командный бег «на результат»

Обращать внимание на синхронность передачи палочки в конце зоны передачи

Требования по технике выполнения легкоатлетических видов (двигательные установки)

Уметь правильно держать и передавать (снизу и сверху) эстафетную палочку на месте и в движении.

  1. Уметь выполнять старт с опорой на одну руку и стартовый разгон при входе в поворот и выходе на прямую.
  2. Уметь передавать эстафету в последней трети 20-метровой зоны точно и согласованно на максимальной скорости бега (без поворота головы в момент передачи).
  3. Уметь определять контрольную отметку, а принимающему начинать бег в момент достижения передающим контрольной отметки. Передача эстафетной палочки должна происходить без потери скорости.

Упражнения для самостоятельного овладения рациональной техники

  1. Стоя на расстоянии 1,5 м один от другого (правая рука передающего напротив левой принимающего) передача эстафетной палочки снизу и сверху без команды.
  2. То же, но движение рук как при беге. Палочка передается по команде стоящего сзади спортсмена из правой руки в левую, затем из левой в правую. Темп постепенно увеличивается.
  3. Передача и прием эстафетной палочки во время ходьбы и в медленном беге. Обращать внимание на движение в ногу и соблюдение дистанции между спортсменами.
  4. Старт из положения с опорой на одну руку на прямой, то же перед выходом на прямую и входом в поворот. Старты в момент достижения передающим контрольной отметки.
  5. Передача и прием эстафетной палочки в беге с максимальной скоростью, то же в зоне передачи. Принимающий после приема эстафеты пробегает не менее 30-40 м в полную силу.
  6. Уточнение расстояния от начала зоны передачи до контрольной отметки при беге в «связках» парами на различных скоростных режимах.
  7. Передача и прием эстафетной палочки на одном из этапов эстафетного бега по всем правилам на максимальной скорости. То же на остальных этапах.

Типичные ошибки, возникающие при обучении легкоатлетическим упражнениям, и способы их исправления

Ошибки

Способ устранения

1. Услышав команду, принимающий поворачивает голову для контроля за приемом эстафеты

Смотреть только вперед, проимитировать движения принимающего под контролем товарища

2. Передающий бежит с палочкой в вытянутой руке

Вытягивать руку только после того, как есть убежденность в готовности принимающего принять эстафету. Команду «Хоп» подавать при приближении на 1-1,3 м

3. Принимающий эстафету не фиксирует опущенную для приема руку, а передающий неточно вкладывает палочку в руку партнера

Зафиксировать руку в плечевом суставе. Улучшить зрительный контроль за передачей эстафеты.

Имитировать передачу на месте или в медленном беге

4. Во время передачи спортсмен выбежал на другую дорожку

Проводить больше тренировок в условиях стадиона, по стандартным разметкам «коридора»

5. К моменту передачи эстафеты занимающиеся бегут не в ногу

Уточнить контрольную отметку, сделать несколько пробежек в парах без эстафетной палочки

Понятие эстафетного бега. Эстафетный бег – это один из видов легкоатлетического бега, в котором принимает участие не один атлет, а команда бегунов. От слаженности и подготовки команды зависит конечный результат соревнований. Основная задача бегунов, как можно быстрее пробежать свой этап и передать эстафетную палочку участнику своей команды. Победителем станет та команда, которая быстрее остальных добежит и пронесет палочку от старта до финиша состязания. Иногда используют вместо палочки эстафетную ленту.

Эстафетный бег впервые стали рассматривать как вид легкоатлетических соревнований в начале 19 века. Он был включен в программу 4-х Олимпийских игр. Сегодня эстафетные беговые соревнования проводят как в Олимпийских играх, так и в школах, спортивных учреждениях, на уличных дорогах и беговых дорожках стадионов.

Виды эстафетного бега :

  • Официальные эстафеты для женщин и мужчин: 4 на 100, 4 на 200, 4 на 400, 4 на 800 м;
  • Официальная эстафета для мужчин – 4 на 1500 м;
  • Олимпийские эстафеты для женщин и мужчин: 4 на 100 м и 4 на 400 м;
  • «Шведская эстафета» — 800/400/200/100 м или 100/200/400/800 м;
  • Любительские, школьные эстафеты – дальность этапов выбирается организаторами самостоятельно.

В эстафетах на короткие дистанции команды бегут каждая по своей дорожке. На 1-м этапе и до 1-го поворота 2-го этапа эстафеты 4 на 400 м участники бегут каждый по своим дорожкам, а после по общей дорожке. На стадионах эстафетный бег осуществляется по кругу беговых дорожек. Уличные эстафеты имеют этапы разной протяженности. Такие эстафеты в основном смешанные, то есть участники разных возрастов и полов. Есть эстафеты, где старт находится в разных местах, а финишируют бегуны в одной точке. В школах обычно проводят встречные эстафеты.

Главная задача бегунов правильно передать эстафетную палочку на большой скорости. Палочки могут быть деревянные или металлические. Их длина достигает 30 см. В эстафетах на короткие дистанции могут не использовать палочку. Бегуны 1-го этапа начинают бег с низкого старта, держа палочку в правой руке. Затем они передают из правой руки в 20-ти метровой зоне свою эстафету следующему бегуну в левую руку, и т.д. Существует несколько способов передачи палочки: с переменой руки и без. Принимающий может перекладывать из одной в другую руку палочку, а может не перекладывать, и передать ее следующему той же рукой, какой и взял ее. Если бегун уронил палочку, то он и должен поднять ее той рукой, в которой она была до падения. Эстафету передают строго в выделенной зоне – от 10 м до конца 1-го этапа до 10 м начала 2-го этапа. Не соблюдение правил грозит дисквалификацией всей команды.

В программу летних Олимпийских игр включен единственный командный легкоатлетический вид состязаний – эстафетный бег. Суть его заключается в передаче во время движения эстафетной палочки от одного спортсмена другому. Побеждает команда, сумевшая первой перейти финишную черту, не нарушив правила.

Эстафетные состязания часто организуются на городских стадионах, школьных спортивных площадках. Командные забеги могут быть приурочены к праздникам или общественно-политическим событиям. Иногда между собой соревнуются команды различных образовательных учреждений или предприятий.

Традиционным снарядом для эстафетного бега принято считать эстафетную палочку. Ее изготавливают из алюминия и покрывают краской яркого цвета, например, желтого или красного. Но в Японии существуют соревнования на марафонской дистанции с передачей товарищам по команде ленты, которую бегун надевает через плечо. Такое состязание носит название экиден. Во время движения передающий эстафету должен снять с себя ленту и успеть отдать ее следующему спортсмену.

Программа забегов

Основными эстафетными дистанциями для спортивных состязаний являются забеги 4х100 и 4х400. Расшифровывается это таким образом. Для дисциплины 4х100 – команда из 4-х человек с помощью передачи палочки должна преодолеть 400 м. Во втором случае, соответственно, общая дистанция для команды такого же будет равна 1600 м.

Существует также вид эстафет, называемый шведским или смешанным, в котором каждый последующий этап короче предыдущего или, наоборот, длиннее. Таким образом, проводятся соревнования 800−600−400−200; 400−300−200−100; 400−800−1200−1600.

Способы передачи палочки

Можно выделить несколько техник передачи эстафеты:

Например, сборная России использует первый способ, а команда США отдает предпочтение второму. При этом передача сверху вниз считается более рискованной, потому что палочка может выпасть из рук.

Также техника передачи может осуществляться с перекладыванием палочки из левой руки в правую и без перекладывания.

Во время состязаний важна внимательность, согласованность действий и умение бежать в ногу с товарищем. Без этого четкая и быстрая передача снаряда невозможна. Поэтому тренер должен уделять внимание не только выработке навыков передачи эстафеты, но и поддерживать коллективный дух.

Правила и нюансы

  1. Передача эстафетной палочки должна осуществляться не в любом месте, а только в определенных коридорах.
  2. Финишем считается момент пересечения черты туловищем бегуна.
  3. Во время движения нельзя мешать участникам другой команды совершать маневры. Любое намеренное действие, направленное против соперников, грозит штрафом.
  4. Старт участников совершается одновременно по команде «Марш».
  5. Правила для разных дистанций отличаются. В стометровых эстафетный бег участники перемещаются каждый по своему кругу. Для разгона участникам второго, третьего и четвертого этапов предоставляется дополнительный коридор в 10 м. Для забегов в 400 м такой возможности не дается. Спортсмены стартуют одновременно в коридоре длиной 20 м.
  6. Бегун должен с помощью голосовой команды сообщить следующему участнику о готовности передать эстафетную палочку примерно за 2 беговых шага.
  7. Передавший эстафету спортсмен покидает стадион только после того, как мимо него пробегут участники всех команд.
  8. Для передачи палочки передающий и получающий эстафету бегут некоторое время в ногу. При этом второй участник должен выбрать такой темп, чтобы бежать не слишком быстро, иначе он перегонит товарища до передачи снаряда, и не слишком медленно, чтобы палочка не выпала.
  9. Если спортсмен уронил эстафетную палочку на пол, он и только он может поднять ее и продолжить движение.
  10. Нельзя переходить на чужие дорожки – это грозит команде дисквалификацией.

Эстафетный бег может быть не засчитан, если нарушены следующие правила:

За эстафетными соревнованиями интересно наблюдать, и не менее увлекательно в них участвовать. К слову, эстафеты существуют не только в беге, но еще в таких видах спорта, как биатлон, плавание, конькобежный спорт.

Одним из заключительных этапов легкоатлетических соревнований является эстафетный бег. Это захватывающее зрелище собирает на трибунах сотни взволнованных болельщиков, а тренерский состав переживает массу волнительных эмоций. У эстафетного бега существует длительная история. Кроме того, данное соревнование имеет ряд правил, этапов и особенностей проведения.

Проведение первых соревнований по эстафетному бегу осуществлялось еще в 19 веке . Заслужив огромный интерес зрителей и став массово популярным, в скором времени этот вид спорта был включен в программу Олимпийских игр 1908 года. Тогда широкую известность получил так называемый экзотический вид эстафеты – шведский стиль бега.

Представлял он из себя преодоление бегунами дистанции с неравномерными промежутками: 100-200-400-800 м. Как правило, в соревнованиях принимали участие люди, владеющие широким спектром беговых дисциплин, начиная от сверхкороткой и заканчивая средней.
Позже спринтерские дистанции стали набирать большую популярность и приобретать широкую симпатию у приезжих гостей.

Дисциплина с параметрами 4*100 м. стала самой востребованной в те времена , и вскоре заняла первое место в программе олимпиад. Потом к этой дистанции добавилось состязание по длинному спринту – 4*400 м, и экзотическая шведская эстафета потеряла свой статус и вышла из программы Олимпийских состязаний.

Правила соревнований по эстафетному бегу.

Правила эстафетного бега очень схожи с правилами гладкого спринта. Ключевой момент в этом виде спорта – передача палочки.

Она должна быть вручена в пределах специального коридора длиной 20 м. для эстафеты 4*100 м.

Правила

  • В начале коридора атлет начинает разгоняться, но уже на выходе у него должна в руках присутствовать заветная передача. Если спортсмен получит вне рамок коридора, о такое действие не зачитывается.
  • По ходу движения по коридору атлеты не должны мешать другим участникам соревнования. При этом, если нарушается процесс передачи палочки, например в результате ее падения, то участники не несут за это никакой ответственности.

Хотя потеря палочки и является грубейшим нарушением правил, все же некоторые спортсмены ее подбирают. Согласно статистике, судьи чаще не засчитывают победу таких участников. Но в спортивных состязаниях такого плана данный маневр не запрещен.

Виды и дистанции

К программам крупнейших легкоатлетических соревнований: Олимпийским играм, чемпионатам мира и первенствам континентов, включены два основных вида эстафетных дистанций:

  1. 4*100 м.
  2. 4*400 м.


В связи с плотным графиком и неимоверной усталостью бегунов, иные виды эстафетных дистанций исключены из обязательной программы.

Но всемирная легкоатлетическая федерация фиксировала рекорды в дисциплинах 4*200 м, 4*800 м. и 4*1500 м .

Профессиональные спортсмены по барьерному бегу преодолевают эстафету 4*110 м. с барьерами, но данное соревновательное состязание не является столь популярным среди профессионалов своего дела и используется только в программе крупных турниров.
На сегодняшний день наибольшую популярность набирают смешанные виды эстафетного бега. В такой дисциплине одновременно соревнуются как мужчины, так и женщины.

Справочная информация! Популярность данного вида коснулась рядов и легкоатлетического спорта, где все чаще стали проводиться смешанные эстафеты 4*100 м. и 4*400 м.

Этапы

Разделяют четыре этапа эстафетного бега:

  1. Стартовый. Спортсмен берет начало с низкого старта. При этом он держит в правой руке эстафетную палочку, сжимая ее конец двумя или тремя пальцами. Указательный и большой пальцы упираются о грунт очерченной стартовой линии.
  2. Основной. Сложность данного этапа состоит в строгом соблюдении правила передачи эстафетной палочки в рамках отведенного коридора на максимальной скорости своего бега.
  3. Передаточный. На третьем этапе спортсмен должен перенять эстафету правой рукой и пробежать как можно ближе к правому краю дорожки.
  4. Финальный. Бегун должен бежать по наружной стороне отмеченной траектории и принять эстафету левой рукой.

Особенности

Эстафетный бег в легкой атлетике очень популярен и привлекателен своей динамичностью, поэтому его по обычаю откладывают на последние дни соревнований. Престижность данной соревновательной эстафеты заключается еще и в том, что в итоге выявляется команда сильнейших бегунов в той или иной дистанции.


Особенности эстафетного бега состоят в том, что тренера разрешают своим подопечным удобный вариант техники передачи палочки.

Спортсмен вправе по своему усмотрению выбрать подачу из той руки, которая ему более приемлема в данный момент.

При этом палочка может остаться в той руке, в которой ее передали. Но это удобно, как правило, на коротких беговых дистанциях, и объясняется потерей времени при смене принимающих и подающих рук.

Важно! Начало разгона – важный момент в этом виде спорта. Спортсмену необходимо четко отработать технику начала своего бега, чтобы достигнуть наивысших результатов и набрать максимальное количество баллов жюри.

Скорость передачи эстафетной палочки – тоже очень важный и требующий огромных навыков процесс. Для того чтобы без сбоев прошла передача эстафеты, нужно придерживать одинаковый скоростной режим у передающих бегунов, особенно эта скорость должна быть равноценной в коридоре.
Тренера должны всегда соблюдать следующие пункты:

  • для соревнований выбирать самых сильных и выносливых спортсменов в данном виде дистанции;
  • организовывать четкую согласованность всех участников;
  • вырабатывать у спортсменов идеальную технику передачи палочки;
  • вселять командный дух всех участников;
  • следить за самочувствием каждого и предпринимать необходимые меры для поправки здоровья бегуна.

Ошибки и их устранение

Во время бега у принимающих — передающих спортсменов возникает ряд ошибок, которые необходимо устранять:

Внимание! Благодаря этим навыкам фиксация правильности маневров происходит достаточно крепко в памяти, и спортсмен показывает безукоризненные результаты. Именно такие бегуны достигают успехов и занимают первые места в соревнованиях.

Для спортсменов эстафетный бег является в ряде случаев решающим видом спорта в их дальнейшей карьере . Это связано с тем, что четкость маневрирования в этом виде сорта и безукоризненность выполнения правил делает их в глазах судей отличными профессионалами своего дела.

Для достижения высочайших результатов бегуны много тренируются. Зрителям этот вид спорта доставляет массу положительных эмоций и надолго запоминается.