Какие лыжи купить для карвинга средний пользователь. Всё, что нужно знать о горных лыжах, прежде чем идти в магазин или пункт проката

В последнее время очень многие люди предпочитают активные виды отдыха. Зимой это в первую очередь . Придя за спортивным инвентарём, большинство лыжников теряются при виде разнообразия представленных там моделей. Atomic, Fischer, Volkl, Scott - самые распространённые и именитые бренды, поставляющие на рынок товары для этого вида спорта. Необходимо разобраться в этом многообразии, поэтому составим рейтинг горных лыж.

Бренды

В числе самых именитых брендов стоят Atomic, Fischer, Volkl, Scott, которые показали себя лучше всех в ходе самых разнообразных тестов.

Atomic

Эта компания начинала с производства деревянных лыж в 1955 году. На данный момент она выпускает не только , но и другую горнолыжную, а также сноубордическую экипировку. На счету у этого бренда олимпийское золото и несколько кубков мира.

Fischer

Изначально производились только тележки и сани. Но начиная с 1936 года выпускаются лыжи, а в 1958 году компания захватила мировой рынок. 2010 год приносит этой компании более половины всех олимпийских медалей в Ванкувере.

Volkl

Появилась в Баварии в двадцатых годах прошлого столетия и сейчас она монополист по изготовлению горных лыж в Германии. В настоящее время этот бренд выпускает сноуборды, крепления, экипировку, а также ракетки для тенниса. Изготовление лыж при температурах ниже стандартных является визитной карточкой этой компании. Возможно, именно поэтому их продукция такая надёжная и качественная.

Scott

Компанию Scott основал в 1958 году американский лыжник с созвучной фамилией. Правда, начала она не с выпуска лыж, а с производства палок из алюминия, взамен стальным и бамбуковым. В 1971-м начато изготовление ботинок, а в 1998 году налажено производство .

Универсальные

Этот тип инвентаря подойдёт новичкам, делающим первые шаги в этом спорте и не определившимся с направлением (спокойная езда, слалом или карвинг) и видом трасс. Такие лыжи подойдут для каждого, независимо от предпочтений, будь то спокойная езда или более агрессивная. Что касается трасс, то они хороши на любых. Многие считают, что универсальность проигрывает специализации. Но это точно не про . Кроме того, не стоит забывать, что спорттовары в настоящее время недешёвы, поэтому покупать несколько пар новичку не только нецелесообразно, но и накладно.

Atomic M:10 Puls Ti

Хорошо подойдут для тех, кто любит комфортную, расслабленную езду, без высоких скоростей на укатанных трассах, не подойдут райдерам весом более 85 кг.

Atomic M:9 Puls

Юркие, поворотливые, послушны даже на плохом покрытии, тоже не для тяжеловесов.

Порадуют новичков своей послушностью и хорошей управляемостью, весьма неплохо показывают себя на вираже.

Не любят короткие дуги и высокую динамику, зато уверенно себя чувствуют на любых склонах.

Универсальные для экспертов

Этот вид создан для людей с опытом катания, которые катаются в разных направлениях (карвинг, слалом и т. д.), но не готовы расстаться с большой суммой денег за широкий ассортимент спортинвентаря.

Atomic Metron B5

Хорошо режут дуги разного радиуса и непритязательны к снежному покрытию.

Отлично показывают себя в разных стилях катания, но предъявляют жёсткие требования к навыкам райдера, выдержат не только лёгких лыжников, но и тяжеловесов.

Fischer AMC 76 RF2 V2

Рассчитаны на райдеров, уже имеющих определённый опыт, хорошо идут по свежему снегу, на склонах с другим покрытием управляемость и отзывчивость ниже.

Непритязательны к снежному покрытию, не любят повороты с малым радиусом, рассчитаны на небольшой вес райдера.

Хорошо подойдут для тех, кто любит и большие дуги и имеет атлетическое телосложение. Лучше ведут себя на свежем снеге, могут стерпеть небольшие неровности.

Для карвинга

Atomic SX:9 Puls

Не подойдут для динамичной езды с поворотами с малым радиусом, не рассчитаны на тяжеловесов.

Стабильны и легки в управлении при средней динамике катания.

Хорошо управляемы, не преподнесут сюрпризов, если не гонять на них слишком быстро, повороты можно закладывать любые.

Scott Crossfire XT

Любят динамичную езду с короткими дугами, непритязательны к качеству снега.

Рассчитаны на небольшую динамику, стабильны в поворотах.

Слалом-гигант

Лучше показали себя в тестах на длинных трассах с большим перепадом высот, отличаются стабильностью и устойчивостью.

Fischer RC4 Worldcup RC

Предсказуемы, обладают хорошим разгоном и динамикой.

Volkl Racetiger GS Racing

Предназначены для людей с хорошими физическими данными, так как предъявляют достаточно жёсткие требования и не прощают ошибок.

Женские модели

Такие модели гораздо легче остальных, более мягкие и отличаются расположением креплений.

Atomic Balanze B 7:4

Предназначены для катания со средней динамикой и поворотов с малым радиусом.

Atomic Balanze B 9:7

Достаточно требовательны к навыкам катания, но зато устойчивы на любом снеге.

Хороши при динамичном катании, любят повороты с большим и средним радиусом.

Рассчитаны на лыжниц, предпочитающих расслабленное катание, без динамичных разгонов и крутых поворотов.

К этой категории относятся довольно разные по своим характерам группы лыж: во-первых, это модели race carve. Некоторые из моделей группы race carve представляют собой немного смягченные модификации слаломных моделей, рассчитанные на тех любителей, которые предпочитают короткие резкие повороты на жестком ровном склоне. Также к моделям race carve относятся и смягченные модификации моделей для слалома-гиганта, ориентированные на любителей высокой скорости и больших дуг. Необходимо отметить, что в зависимости от выбранной ростовки, многие модели группы race carve лучше выполняют короткие или длинные дуги. В последние годы довольно широко представлены и модели fun-carve или extreme carve, которые характеризуются довольно глубоким боковым вырезом (радиус выреза около 10 м) и ориентированные в основном на повороты с достаточно ярко выраженной разножкой и сильным смещением центра тяжести лыжника внутрь поворота при широком ведении лыж и относительно невысокой скорости. Общее для всего этого многообразия моделей - ровные склоны, современная техника резаных поворотов, удовольствие от чистого скольжения на кантах. Все без исключения модели этой категории очень понравились участникам школы инструкторов.

! Приз редакции - Лучшие универсальные race-carve !

Atomic BetaCarv 10.16 180 см R = 16 м/ 170 см Цена 445 долл.

Отзывы:

Очень хорошо ведут дугу, очень уверенно себя чувствуешь на жестком склоне. Хорошие стабильные лыжи для разнообразного состояния снега и крутизны склонов. Эксперт или инструктор найдет в них верного друга, надо только точно выбрать ростовку. Очень универсальные, динамичные и стабильные лыжи с большим диапазоном возможностей - от жестких склонов до разбитого и плохого снега. Стабильны на больших скоростях. Хороша в длинных дугах, стабильность может быть даже чрезмерная. Отличная хватка и стабильность в поворотах. Довольно мощная модель, напоминает спортивные лыжи. Хороший выбор для атлетичного мощного лыжника, предпочитающего трассы. С точки зрения спортсмена - носок мягковат, но лыжи хорошо держат длинную дугу.

Оценки:

  • Длинные дуги - А-
  • Короткие повороты - А-
  • Хватка кантов - А-
  • Стабильность - А-
  • Пружинистость - А-
  • Склоны - простые и средние.
  • Состояние снега - неглубокая целина, мягкий укатанный.
  • Лыжник - от начинающего до продвинутого.
  • Скорость - низкая и средняя.

Комментарий редактора: универсальные race carve. Некоторым мужчинам показались длинны, что является исключением для данного теста. Модель из-за размера крепления смогли опробовать только мужчины.

Blizzard Sigma SLK

170, 177 см Геометрия 106-63-91 R = 16 м Цена 486 долл.

Отзывы:

Ровная, стабильная модель. Оказалась великолепной в раскатанном мокром рыхлом снегу. 170 см - отличная ростовка для женщин. Очень активные лыжи со слаломным характером. Цепкие лыжи, хорошо держат дугу на заглаженных трассах, отличные лыжи для инструктора. Лыжи для коротких резаных поворотов. Легкие в поворотах, стабильные, устойчивые лыжи. Основное - отлично сбалансированные характеристики. Очень хорошая, шустрая лыжа. В коротких поворотах хороша даже на целине. Универсальная модель с широким диапазоном использования, но лучше всего - в коротких дугах.

Оценки:

  • Длинные дуги - В+
  • Короткие повороты - А-
  • Хватка кантов - А-
  • Стабильность - В+
  • Пружинистость - А-
  • Склоны - простые и средние, не очень сложные.
  • Скорость - низкая и средняя.

Комментарий редактора: race carve слаломного типа. Ростовка 177 см хорошо подошла многим мужчинам.

Dynamic Carv 14 170 см Геометрия

104-62-93 R = 12,5 м/ 160 см Цена 382 долл.

Отзывы:

Хороши для экспертов, любящих спокойную езду (Отзыв спортсмена). Стабильная, надежная модель к которой испытываешь доверие (отзыв женщины эксперта). Очень хороши на буграх. Специалисты и продвинутые лыжники получат огромное удовольствие. Отличная управляемость. Динамичные лыжи, хорошо держат на жестком склоне. Отличные лыжи для динамичного агрессивного лыжника. Универсальные лыжи, Хороши для самых разных условий, исключая целину. Очень легкий вход в поворот, благодаря этому качеству подойдут и начинающему, а для эксперта хороший выбор для катания без усилий. Отзывчивая, послушная модель с отличной хваткой кантов, не доставит проблем и на жестком, и на буграх, и на неглубокой целине.

Оценки:

  • Длинные дуги - В+
  • Короткие повороты - А
  • Хватка кантов - А-
  • Стабильность - А-
  • Пружинистость - А-
  • Склоны - любые кроме действительно сложных.
  • Состояние снега - любое, кроме глубокой целины и очень жесткого.
  • Лыжник - от начинающего до эксперта.
  • Скорость - любая, кроме очень высокой.

Комментарий редактора: мягкие race carve по типу лыж для спецслалома, почти fun carve. Ростовка мужчинам коротка, но многие отметили что и на лыжах такой длины они получали большое удовольствие. Для любителей длинных дуг ростовку необходимо увеличить.

! Приз редакции - Лучшие fun-carve ! Fischer Radarc

155 см Геометрия 119-68-102 R = 11,3 - 10,7 м/ 155 см Цена 359 долл.

Отзывы:

Очень динамичные, поворотливые лыжи, хороши для лыжников, предпочитающих быстрые крутые повороты на сложных склонах, бугры. Хорошо ведут себя даже в разбитой тяжелой целине. Как и любые лыжи для экстремального карвинга, предпочитают среднюю стойку, стабильны на малой и средней скорости, великолепная хватка кантов на крутых склонах. Удивительно маневренная модель, лучшие для фанкарвинга. Очень хороши в длинных широких дугах. Лыжи, доставляющие лыжнику удовольствие. Эксперту, предпочитающему просторные ровные укатанные склоны. Очень стабильные, отлично пишут дуги на очень высоких скоростях, длина дуги зависит от скорости. Могут выдавать очень короткие и резкие повороты при сильной закантовке.

Оценки:

  • Длинные дуги - В+
  • Короткие повороты - А-
  • Хватка кантов - А-
  • Стабильность - В+
  • Пружинистость - А
  • Склоны - любые.
  • Состояние снега - неглубокая целина, мягкий укатанный, жесткий ровный.
  • Лыжник - от начинающего до эксперта.
  • Скорость - от средней до высокой.

Комментарий редактора: fun (extreme) carve. Ростовка для мужчин коротка.

Head Space XTi

160 см Геометрия 115-65-101 R = 11 м/ 160 см Цена 450 долл. (Включая платформу)

Отзывы:

Хороши для свободного расслабленного катания. Маневренные, прыгучие лыжи, к которым быстро привыкаешь. Лыжи для любителей изящного катания на невысокой скорости, где эти лыжи просто великолепны. Лыжники самого различного уровня получат удовольствие на самых различных склонах и скоростях. Для комфортного катания лучше не придумаешь, да и любителям экстремального карвинга следует обратить внимание на эту модель. Пружинистые в коротких поворотах, хорошо идут по буграм. Очень динамичные лыжи в целине - выпрыгивают сами. Лыжи для любых склонов. Особенно хороши на укатанных склонах в коротких дугах.

Оценки:

  • Длинные дуги - В+
  • Короткие повороты - А-
  • Хватка кантов - А-
  • Стабильность - В
  • Пружинистость - А-
  • Склоны - от простых до сложных.
  • Состояние снега - неглубокая целина, плохой снег, мягкий укатанный, жесткий ровный.
  • Скорость - любая, кроме реально высокой.

Комментарий редактора: fun (extreme) carve, но тестерами отмечена универсальность этой модели. Мужчины отметили явно малую ростовку.

! Приз редакции - лучшие race carve слаломного типа! Rossignol T-Power Cobra X

167, 174 см Геометрия 106-68-96 R = 16,4 м/ 167 см Цена 345 долл.

Отзывы:

Очень динамичная модель со слаломным характером. На жестком склоне в короткой дуге ведет себя как слаломная модель. Цепкая, энергичная модель, лыжи стабильные на высоких скоростях. Лыжи хороши и на жестком и на разбитом снегу. Лыжи для эксперта, любящего короткие повороты. Приятная, отзывчивая модель. Хорошая хватка, высокая маневренность. Хороша для экспертного катания и демонстрации. Комфортные, надежные лыжи для различных склонов и скоростей - от средней до высокой. Экспертные лыжи, которые надо хорошо почувствовать, и тогда на жестких и леденистых склонах оттянетесь по полной программе. Новичкам не рекомендуются, так как требуют профессионального подхода. Веселая, активная модель. Я чувствовала, что на этих лыжах смогу практически все.

Оценки:

  • Длинные дуги - В
  • Короткие повороты - В+
  • Хватка кантов - А-
  • Стабильность - В+
  • Пружинистость - А-
  • Склоны - средние и сложные.
  • Состояние снега - неглубокая целина, разбитый снег, мягкий укатанный, жесткий ровный.
  • Лыжник - от среднего до эксперта.
  • Скорость - средняя и высокая.

Прежде чем присматривать конкретные лыжи, нужно определиться, чем вы планируете заниматься на горных склонах.

Как выбрать горные лыжи по назначению

Карвинговые или трассовые лыжи (Carving)

Карвинговые лыжи Dynastar. evo.com

Эти лыжи предназначены для катания по готовым горнолыжным трассам, позволяют с лёгкостью входить в крутые повороты и ехать карвинговой техникой - не на всей скользящей поверхности, а только на кантах (узкие металлические полоски по краям лыжи, с помощью которых совершаются повороты).

В отличие от гоночных, карвинговые лыжи более мягкие и допускают езду с несовершенной техникой. Поэтому их можно выбирать новичкам и тем, кто предпочитает подготовленные склоны.

Что купить

Лыжи для профессиональных гонок (Racing)


Гоночные лыжи Salomon. evo.com

Это специальные карвинговые лыжи для слалома (SL), слалома-гиганта (GS), суперслалома (SG) и скоростного спуска (DH). Модели сильно отличаются по геометрии и особенностям, рассчитаны на спортсменов и стоят немало.

Что купить

Универсальные лыжи (All-mountain, All-terrain)


Универсальные лыжи Armada. evo.com

Эти лыжи подходят и для катания на утрамбованных склонах, и для фрирайда по целине, и для спуска по горнолыжным трассам. Такие лыжи уступают специализированным, однако их возможностей вполне хватит для комфортного любительского катания.

Что купить

Лыжи для фрирайда (Big-mountain, Backcountry)


Лыжи для фрирайда Salomon. evo.com

Это более широкие лыжи для катания по неподготовленным склонам. Увеличенная ширина лыж удерживает фрирайдера на глубокой пушистой целине, а также позволяет совершать прыжки со скал без ущерба для здоровья.

Что купить

Лыжи парковые, для фристайла (Park & Pipe, Freestyle)


Парковые лыжи Moment. evo.com

Это лыжи, предназначенные для акробатики и прыжков с трамплинов в специальных парках, прохождения могульных трасс.

Часто парковые лыжи представляют собой модели Twin-tip с одинаково загнутыми носком и пяткой. В таких лыжах фристайлер может комфортно приземляться после прыжка с трамплина и спиной, и лицом.

Что купить

Определившись с назначением лыж, можно приступать к подбору конкретной пары. При этом нужно учесть несколько параметров: длину, жёсткость и радиус бокового выреза.

Мы не будет рассматривать лыжи для профессиональных гонок, поскольку они подбираются в соответствии с конкретной спортивной дисциплиной, да и профи не нуждаются в рекомендациях. Лучше сосредоточимся на выборе инвентаря для начинающих и прогрессирующих .

Параметры горных лыж

Длина

Длина горных лыж зависит от их назначения и ширины талии - самого узкого места лыжи.

  • Карвинг, фристайл . Чтобы подобрать по высоте карвинговые или парковые лыжи, отнимите от своего роста 5–10 см.
  • Фрирайд . Если вы выбираете менее широкие лыжи (с талией 80 мм), отнимайте от своего роста 5 см. Если более широкие (талия от 90 до 110 мм), прибавляйте 10 см.
  • Универсальные . Если вы выбираете лыжи с талией менее 85 мм, отнимите от своего роста 10 см. Если талия больше 85 мм, подходящая длина будет составлять от –5 до +5 см к вашему росту.

Жёсткость

Жёсткие лыжи позволяют развивать высокую скорость, не теряя устойчивости, в том числе и во время поворотов. Однако, чтобы кататься на жёстких лыжах, нужна хорошая техника.

Карвинговые лыжи обладают большей продольной и торсионной жёсткостью, чем универсальные. За счёт этого компенсируется центробежная сила, которая возникает на высокой скорости. При недостатке жёсткости не получится сделать чёткий поворот: лыжи будут срываться на боковое скольжение.

Чем больше вес, тем более жёсткие лыжи нужны, чтобы его удержать.

Новичкам и любителям удобнее будет ездить на мягких лыжах, например универсальных. Они позволяют допускать ошибки в технике и обеспечивают более комфортное катание. Кроме того, чем жёстче лыжа, тем выше цена, поэтому для любительского катания предпочтительнее выбирать мягкие.

Как правило, показатели жёсткости лыжи указываются в карточке товара или на бирке лыжи.

Радиус бокового выреза

Радиус бокового выреза (Sidecut) зависит от геометрии лыжи. Чем больше радиус, тем шире дуга, по которой пройдут ваши лыжи.

Карвинговые лыжи разделяются на несколько видов в зависимости от стиля катания. Слаломные имеют короткий радиус - 9–12 метров, что позволяет передвигаться небольшими дугами. Длиннорадиусные лыжи с показателями 17–25 метров предназначены для широких склонов и позволяют развивать большую скорость.

Существуют и среднерадиусные лыжи с показателями от 12 до 17 метров. За счёт уменьшенного радиуса эти лыжи лучше слушаются на поворотах и, в отличие от длиннорадиусных, позволяют кататься на довольно тесных, забитых людьми склонах.

Радиус универсальных лыж составляет от 15 до 18 метров. Такой радиус подойдёт для тех, кто только осваивает горнолыжные спуски.

За счёт увеличенной ширины лыжи для фрирайда имеют большой радиус бокового выреза - около 20 метров. Такие модели лучше выбирать подготовленным лыжникам.

Конструкции горных лыж

Сейчас различают три основные конструкции горных лыж и множество смешанных вариантов.

Сердечник таких лыж, как правило, состоит из нескольких слоёв дерева и синтетических материалов и усиливается сеткой из угле- или стекловолокна.

С боков сердечник закрывается пластиковыми стенками, сверху - декоративной планкой, а снизу - скользящей поверхностью. За счёт нескольких слоёв сердечника повышается прочность лыжи и увеличивается амортизация.

В отличие от Sandwich, такие лыжи не имеют боковых и декоративных планок, а сердечник закрывается одной монолитной конструкцией, которая доходит до кантов.

Cap обеспечивает меньший вес и большую торсионную жёсткость лыжи, что, в свою очередь, увеличивает её управляемость. Кроме того, производство менее затратно, а потому такие лыжи продаются по более низким ценам.

Monocoque (монокок)

Это разработка бренда Salomon, цельный композитный корпус, к которому приклеивается скользящая поверхность. Внутри корпуса установлен сердечник из дерева или лёгких синтетических материалов.

Лыжи, изготовленные по технологии Monocoque, обладают высокой торсионной жёсткостью и небольшим весом, что обеспечивает устойчивость на поворотах и меньшую чувствительность к неровностям трассы.

Помимо этих трёх конструкций, есть большое количество смешанных вариантов. Например, Monocoque-Sandwich или даже Cap-Sandwich, когда середина лыжи выполнена по одной технологии, а концы - по другой.

Материалы горных лыж

Сердечники горных лыж изготавливаются из лёгкого дерева, простой пены или сочетания древесины и синтетических материалов.

Деревянные сердечники отлично гасят вибрации, обеспечивают хорошую управляемость лыжи и равномерную упругость по всей длине.

В более дешёвых лыжах можно встретить сердечники из пены. Например, лёгкой синтетической пеной заполняется конструкция Cap. Пена не обеспечивает такой стабильности и упругости, как дерево, зато весит меньше.


Сердечник из пены. backcountry.com

Следующий слой - оплётка сердечника из композитных материалов. От неё в большей степени зависит жёсткость лыжи. Оплётка выполняется из стекловолокна, карбона и волокон других материалов в сочетании с эпоксидной смолой. Для увеличения жёсткости оплётку могут дополнить металлическими пластинами из лёгких сплавов, например алюминия и титана.

В производстве скользящей поверхности тоже применяются комбинированные материалы. Например, полиэтилен с добавлением графита. Графит позволяет уменьшить электростатический заряд, из-за которого к скользящей поверхности пристают мелкие ледяные кристаллы и грязь, а полиэтилен обеспечивает лучшее сохранение мази на поверхности .

Как выбрать крепления к горным лыжам

Выбор креплений зависит от нескольких параметров.

1. Стандарт крепления. Различают несколько стандартов креплений, которые подходят для ботинок с подошвой определённого типа:

  • Крепления Alpine . Подходят для подошвы стандарта ISO 5355. Этот стандарт распространяется на большинство ботинок для трассового катания.
  • Рамные крепления . В таких креплениях передняя и задняя часть соединены рамой. За счёт этого лыжник может не только ездить с полностью закреплённой стопой, но и отстегнуть пятку, чтобы идти на лыжах, например подниматься в гору. Большинство таких креплений совместимы с подошвой стандарта ISO 9523 (Touring).
  • WTR (Walk to Ride) . Разработка компании Salomon. Крепления для ботинок с более высокой подошвой WTR, оснащённой протектором для удобной ходьбы.
  • MNC (Multi Norm Compatible) . Эти крепления подойдут для любого стандарта подошвы: ISO 5355, ISO 9523 и WTR.

2. Эластичность крепления . Это максимальное усилие, при котором крепление не расстегнётся, а вернёт ботинок на место.

Крепления для карвинговых лыж обладают небольшой эластичностью. Достаточно сместить ботинок на 1 см, и всё отстегнётся.

Крепления для фрирайда эластичнее, поскольку во время езды на широких лыжах по неподготовленным склонам они испытывают большую нагрузку. Чтобы отстегнулось фрирайдное крепление, ботинок должен подвинуться в сторону на 2,5–3 см.

3. Ширина ски-стопа . Ски-стоп (ski-stop) - это металлическая скоба, которая нужна для торможения, если отстегнётся лыжа. Выглядит как две проволоки по бокам креплений.

Талия (самое узкое место) лыжи должна быть уже, чем ски-стоп. Иначе у вас не получится надеть крепление на лыжу.

Если же скоба ски-стопа будет слишком широкой, она будет выдаваться далеко за границы лыжи и цепляться за снег при катании. Поэтому крепление для лыж подбирайте только после того, как выберете сами лыжи.

4. Особенности закрепления на лыже . Крепления устанавливаются на лыжах разными способами.

  • С помощью шурупов . Это наиболее надёжный способ установки. Минус: вы не сможете использовать несколько лыж с одним креплением. Кроме того, шурупы немного нарушают структуру лыж, так что, если вы захотите поменять крепления, от старых останутся дырки.
  • На платформе с отверстиями . На некоторых моделях лыж есть платформа для креплений. В таком случае лучше купить крепления от того же производителя: отверстия платформы совпадут с креплениями и вам не придётся тратить много времени на установку.
  • На платформе без отверстий . Если на лыже закреплена платформа без отверстий, к ней подойдут любые крепления, поскольку отверстия вы будете делать сами.
  • На платформе с направляющими . Для таких платформ нужны специальные крепления, которые надеваются на направляющие, после чего затягивается винт. Такие крепления легко меняются под размер ботинка, что может пригодиться, если на одних лыжах катаются несколько человек.

Как выбрать палки

1. Материал . Палки могут изготавливаться из алюминия или углепластика и стекловолокна. Выбирая модели из алюминия, обращайте внимание на цифры на палке. Например, 5086 или 6061 - это указание сплава. Чем больше число, тем более жёсткий и прочный сплав.

Модели из углепластика и стекловолокна легче, прочнее и дороже алюминиевых, однако и они не вечны: если повредить палку из композитных материалов острым кантом лыжи, она быстро сломается под нагрузкой.

2. Форма . Палки для обычного катания - прямые. Для скоростных спусков, например слалома-гиганта, - изогнутые. Такая форма позволяет спортсменам во время спуска убирать кольца палок за спину, повышая аэродинамичность.


the-raceplace.com

3. Размер и форма колец . Кольца внизу палки созданы для того, чтобы палка не уходила глубоко в снег. На моделях для фрирайда установлены большие кольца, чтобы палка хорошо держалась на мягком, пушистом снегу. Палки для трассового катания оснащены мелкими кольцами, которые не будут мешать и цепляться за ботинки во время катания.

Некоторые производители делают палки со сменными кольцами для разных условий катания.

4. Длина палки . Это самый важный показатель.

Чтобы выбрать идеальную длину, переверните палку и возьмитесь за неё под кольцом. Если в таком положении между предплечьем и плечом образуется прямой угол, эта палка вам подходит. Некоторые специалисты советуют прибавить к этой длине 5–7 см, чтобы учесть погружение палки в снег.

Прежде чем выбирать палки, наденьте горнолыжные ботинки: они добавят к вашему росту несколько сантиметров.

Что касается темляка (ремешка, который закрепляет палку на руке), надевать его не советуют. Во время падения крепления лыж автоматически отпустят ваши ботинки, но вряд ли вы сможете так же быстро снять темляки с запястий. А это чревато травмой. Поэтому вы вполне можете выбрать палки без темляков или отрезать их после покупки.

Что купить

Параметры горнолыжных ботинок

Для начала мы расскажем, какие характеристики есть у горнолыжных ботинок, а затем разберём, как выбрать ботинки в зависимости от вашего стиля катания.

Жёсткость

Эта характеристика говорит о том, сколько усилий нужно приложить, чтобы изменить угол наклона голенища ботинка. Чем более жёсткий ботинок, тем лучше усилия ваших мышц передаются лыжам.

Мягкие ботинки гасят усилия за счёт изгибания голенища. В результате снижается управляемость лыжами.

Чем более жёсткие ботинки вы купите, тем проще будет управлять лыжами.

Однако у жёстких ботинок есть недостаток: во время катания они могут натирать ноги, вызывать боль и отёки. Поэтому новичкам не советуют покупать слишком жёсткие ботинки.

Тип подошвы

Стандарт ISO 5355. Большинство горнолыжных ботинок (карвинговые и спортивные) имеют подошву этого стандарта.


Подошва стандарта ISO 5355. ebay.com

Touring (ISO 9523). Стандарт ботинок для ски-тура или путешествия по пересечённой местности с подъёмами и спусками. Такие ботинки имеют более высокую прорезиненную подошву с глубоким протектором. Иногда обувь продаётся со сменными накладками, которые позволяют использовать её с обычными креплениями.


Подошва стандарта Touring. gearinstitute.com

WTR (Walk to Ride) - это стандарт ботинок для фрирайда, для которых нужны специальные крепления WTR. Некоторые модели таких ботинок можно использовать и с креплениями Touring.


Подошва стандарта WTR. lugaresdenieve.com

Ширина колодки

Ширина колодки - расстояние между стенками ботинка в самом широком месте. Должна совпадать с шириной вашей стопы. Как правило, этот параметр указывается на ботинке, а свою ногу вы можете измерить прямо в магазине или прокате: обычно там есть специальные линейки.

Существуют ботинки с регулируемой шириной колодки. На них указан диапазон, например, от 100 до 150 мм.

Помните: в слишком широких ботинках вы не сможете хорошо зафиксировать ноги, так что во время катания вам будет сложно управлять лыжами. Поэтому лучше ориентироваться на цифры и не покупать слишком просторную обувь.

Термоформовка

Это способность ботинка принимать форму вашей ноги под воздействием тепла.


Внутренний сапожок из термоформуемого материала. backcountry.com

В некоторых ботинках можно отформовать только проблемные зоны, в других формуется вся поверхность ботинка.

Если на ботинках есть пометка Auto Fit, значит, они подвергаются термоформовке в процессе носки, от тепла вашей ноги. Несколько дней катания хватает, чтобы ботинки с автоформовкой подстроились под ваши особенности.

Прежде чем покупать ботинки, походите в них по магазину 10 минут. Так вы поймёте, жмут вам ботинки или нет, нужна им термоформовка или стоит померить другие.

Обувь Custom Fit предназначена для горячей формовки специальным феном. Горячую формовку делают в магазине после примерки, если вам кажется, что ботинок подходит по размеру, но немного давит в каком-то месте.

Сначала ботинок прогревают феном около 10–15 минут, затем вы надеваете его, застёгиваете клипсы и стоите около 10 минут. Потом снимаете и оставляете минимум на час, пока материал не застынет в нужном положении.

Утепление

Горнолыжные ботинки утепляются с помощью пуха, шерсти и разных синтетических материалов, например гидрофобного утеплителя 3M Thinsulate.

В отличие от натуральных материалов, синтетические обладают способностью отводить влагу от тела, так что вы не будете кататься в мокрых от пота носках. При этом тоже должны быть из синтетического материала: хлопковые и шерстяные лучше оставить для других целей.

Как выбрать горнолыжные ботинки по назначению


evo.com

Такие ботинки подойдут вам, если вы собираетесь кататься исключительно по подготовленным склонам и только для удовольствия. То есть вы не будете работать над скоростью и техникой, ставить персональные рекорды и выбираться за границы трассы, чтобы прокатиться по нетронутому снегу.

Ботинки для карвинга бывают разной жёсткости. Для новичков подойдут ботинки со значением жёсткости от 60 до 100, для прогрессирующих любителей - от 100 до 130.

При выборе ботинок не гонитесь за мягкостью и удобством: в магазине вам будет комфортно, но на трассе, когда лыжи будут плохо управляться, это преимущество не покажется вам таким значительным.

Подошва карвинговых лыж оборудована набойками из мягкого материала. Это позволяет удобно подниматься по лестницам или ходить по полу, например, если вы собираетесь отдохнуть в кафе.

Существует не одна условная классификация горных лыж, имеющая право на жизнь. Более того, сами производители от сезона к сезону зачастую делают рокировку своих моделей, перемещают их в каталогах из одной категории в другую. Представляем условную классификацию от нашего эксперта Сергея Гарибова , которая поможет сориентироваться в разновидностях горных лыж и каталогах производителей.

Карвинговые горные лыжи

Резаный поворот в исполнении прорайдера Fischer Александра Гордеева.

Карвинговые (трассовые) горные лыжи — тип лыж, предназначенный для катания по подготовленным склонам (on piste). Такие лыжи повторяют геометрию спортивных лыж, однако они более комфортные, более мягкие на прогиб и не такие жёсткие торсионно, не такие «строгие» (то есть «прощают» некоторые ошибки), как спортивные лыжи.

Такие лыжи обеспечивают возможность катания глубокими дугами, короткими или широкими. Обычно ширина талии трассовой лыжи находится в пределах 68-78 мм. Трассовые лыжи имеют глубокий боковой вырез — радиус поворота лыжи от 10 до 19 метров.

Что такое карвинг

Теоретически, для хорошей трассовой лыжи такая геометрия вместе с правильным распределением жёсткости лыжи обеспечивает ей лёгкость вхождения в поворот и возможность проходить весь склон «на кантах», без проскальзывания лыжи вбок. Эта техника выполнения поворота (без бокового проскальзывания) называется «карвинг» и считается современной горнолыжной техникой. Возникла она вместе с появлением карвинговых лыж (лыж с глубоким боковым вырезом) во второй половине 1990-х. Как сейчас принято говорить, на рубеже веков в горных лыжах произошла «карвинговая революция». При катании на карвинговых лыжах горнолыжник более равномерно загружает обе лыжи в отличие от классической техники с нагрузкой в повороте на одну, внешнюю к повороту, лыжу. При катании на современных лыжах в среднем 60% нагрузки ид`т на внешнюю в повороте лыжу, 40% — на внутреннюю.

Переход к карвинговым лыжам привёл к нескольким серьезным последствиям:

  1. Упростилось первоначальное обучение горнолыжной технике, и, соответственно, выросло количество горнолыжников.
  2. Увеличилась средняя контролируемая скорость горнолыжников и вообще возможности лыжников на склоне и, соответственно, удовольствие от катания.
  3. Уменьшился отток горнолыжников в сноубординг (тут ещё сыграло роль одновременное появление широких лыж и твинтипов).

Саша Гордеев карвит на фрирайдных (!) лыжах Fischer Big Stix 122 (ростовка 190 см, радиус поворота 20 м).

Для чего нужны карвинговые лыжи

Карвинговые лыжи идеально подходят для первоначального обучения горнолыжной технике. Если человек имеет хорошие физические данные, реально настроен и хочет научиться кататься, ему надо помочь в его намерении, подобрав ему «правильные» лыжи. В каком смысле «правильные»? В таком, чтобы лыжи сами помогали ему осваивать современную горнолыжную технику — технику резаного поворота, то есть карвинг.

Трассовые (карвинговые) лыжи хорошо подходят для катания на мягком или жёстком (ледянистом) подготовленном склоне, но не для катания по глубокому или неподготовленному снегу.

Для начинающих и продолжающих горнолыжников карвинговые лыжи выбирают обычно на 10-20 см короче роста горнолыжника (в зависимости от веса лыжника, его опыта, скорости катания и предпочтительного радиуса поворотов). Для опытных лыжников для катания в горах большими дугами на больших скоростях выбираются лыжи в рост и выше на 10-20 см с большим (15-20 метров) радиусом поворота. На небольших склонах и частых поворотах — короткие лыжи (меньше роста) и с радиусом 10-13 метров.

Дело в том, что кроме всех вышеупомянутых классификаций, ВСЕ лыжи делятся на три больших класса:

  1. Лыжи, которые хорошо выполняют резаный поворот, хорошо карвят.

Это, в первую очередь, спортивные лыжи (race), экспертные трассовые лыжи, трассовые лыжи для продвинутых лыжников, иногда (лучшие) трассовые лыжи для продолжающих и начинающих лыжников. То есть эти лыжи предназначены для тех, кто любит скорость на подготовленном склоне.

  1. Лыжи, которые хорошо идут с боковым проскальзыванием.

Ко второму классу обычно относятся все лыжи для начинающих, для детей, для всех, кто хочет кататься на низких скоростях. Эти лыжи приспособлены для того, чтобы контролировать скорость с помощью бокового соскальзывания. В этот же класс попадает большинство фрирайдных лыж, парковые лыжи, большая часть универсальных (All mountain) лыж. Фрирайдеры и универсальные лыжники экспертного уровня, катающиеся на огромных скоростях в сложных снежных условиях тоже нуждаются в контроле скорости с помощью бокового проскальзывания.

  1. Лыжи универсальные по технике, то есть отлично карвят и при этом легко идут повороты с боковым соскальзыванием.

К третьему классу относится небольшое количество лучших трассовых и универсальных (All mountain) лыж и ещё меньшее количество фрирайдных лыж.

Универсальные горные лыжи (All mountain)

Большинство лыжников хотят иметь одну пару лыж «для всего». Это нормальное желание для любого «нормального» (среднего) лыжника, чтобы во время поездки в горы на этих лыжах можно было и по трассе прохватить, и по буграм поскакать, и, если вдруг снег выпадет, за пределы трасс выбраться. Надо себе признаться, что таких лыжников большинство. Для них производители и делают этот самый массовый класс лыж.

All-mountain / All-terrain / Allround skis — универсальные горные лыжи. Они достаточно хорошо себя ведут на утрамбованных ратраком склонах, также они прекрасно ведут себя на разбитых склонах, на мягких буграх и в неглубокой целине. Однако в каждой из этих ситуаций они значительно уступают специализированным моделям.

Ширина талии универсальных лыж обычно в пределах 78-100 мм. Радиус поворота этих лыж обычно варьируется от 13 до 21 метров. Длина универсальных лыж обычно подбирается в диапазоне рост горнолыжника +/-10 см. Класс этих лыж достаточно разнообразен, потому что само понятие универсальности каждый толкует по-своему. Для кого-то важнее поведение на подготовленном склоне, для кого-то — на буграх, поэтому достаточно сложно сформулировать общие для класса свойства универсальных лыж. Но я попробую:)

Ширина универсальных лыж

Ширина лыжи 78-100 мм — однозначно больше, чем у лыжи для подготовленных склонов, но меньше, чем у фрирайдной лыжи. То есть на этих лыжах легче кататься в неглубокой целине, чем на трассовых лыжах, но гораздо труднее, чем на фрирайдных. Чем больше нацеленность универсальных лыж за пределы трассы, тем шире талия. Золотой серединой для экспертных универсальных лыж я считаю талию в 86-95 мм. При такой ширине лыжи все еще достаточно легко и быстро перекантовываются, позволяя карвить, и в то же время, эта ширина вполне достаточна для катания в легкой альпийской целине.

Универсальность по технике и боковой вырез

Универсальные лыжи должны быть универсальны не только в плане поверхности, по которой предстоит кататься, но и по технике катания. То есть на лыжах должно быть легко кататься не только современной карвинговой техникой (резанные повороты), но и «классикой» (повороты с боковым проскальзыванием, контролирующие повороты, «годиль-торможение»). Для этого зачастую используется технология прогрессивного бокового выреза, который дает агрессивный вход в поворот на жестком склоне, прощающее поведение в целине и разбитом снегу.

Благодаря прогрессивному боковому вырезу лыжестроителям удалось объединить агрессивную геометрию с широкой талией. Стандартный боковой вырез является фрагментом дуги правильной окружности. Другими словами, радиус бокового выреза остается неизменным в любой его точке, от носа лыжи до ее хвоста. Это хорошо работает на лыжах с узкой талией, но становится проблемой на широких лыжах, особенно на сложном снегу.

Прогрессивный боковой вырез, в свою очередь, имеет более сложную форму — его радиус увеличивается при движении от носа лыжи к ее хвосту. В результате, благодаря уменьшенному радиусу передней части бокового выреза мы получаем уверенный и быстрый вход в поворот на жестком подготовленном склоне, тогда как увеличенный радиус задней части бокового выреза обеспечивает более прощающее поведение и менее агрессивную форму поворота, что упрощает сброс пяток в разбитом снегу и целине.

В связи с этим эти лыжи обычно хуже приспособлены для первоначального обучения новичков современной горнолыжной технике, чем трассовые модели. Новички очень боятся скорости, а универсальные лыжи провоцируют их делать повороты с боковым проскальзыванием и мешают закреплению карвинговых навыков, которые считаются базовыми в современной горнолыжной технике. Гораздо проще научиться сначала карвингу, а потом освоить «классику», чем наоборот. Я хочу сказать, что обычно хорошие универсальные лыжи предназначены для уровня не ниже продолжающих и продвинутых лыжников.

Радиус поворота

Радиус поворота средний, наиболее распространен радиус 15-16 метров. Больше, чем на слаломных лыжах, но меньше, чем на лыжах для слалом-гиганта или фрирайда.

Рокер на универсальных лыжах

В последнее время на всех лыжах (в том числе и на карвинговых) используется технология рокер. На универсальных лыжах он тоже обычно используется для того, чтобы увеличить проходимость, стабильность лыж при езде по разбитым склонам и плавучесть лыжи при выезде в целину.

В чем же отличие рокера на универсальных лыжах? Ответ прост: на универсальных лыжах зона раннего подъема носка короче, чем на фрирайдных лыжах (обычно не превышает 300 мм, на фрирайдных лыжах легко достигает 500-700 мм) и высота подъема носка меньше, чем на фрирайдных лыжах. Рокер на универсальных лыжах бывает как передний (Tip Rocker), так и двойной (Double Rocker), реже используется низкопрофильный полный рокер (Full Rocker Low использует Volkl в своих All mountain лыжах).

Для чего нужны универсальные лыжи

По большому счёту, All-mountain лыжи можно охарактеризовать двумя словами: лыжи идеально подходят для разбитых склонов (Чегет, Домбай, Альпийские курорты после 13:00 по среднеевропейскому времени).

Лыжи для фрирайда

Руководитель отдела маркетинга компании Fischer Александр Каниовский на фрирайде в Заальбахе.

Фрирайд (англ. Freeride) — катание на горных лыжах или сноуборде вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии.

Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности горных лыж и сноуборда. Вместе с тем, внетрассовое катание сулит и немало опасностей, связанных с незнакомой местностью, например, возможность схода лавин. Новичкам не следует торопиться с выходом за пределы трассы в горах, для этого следует иметь определенные навыки владения техникой катания.

Фотографии из личного архива Сергея Гарибова.

С каждым годом людей всё больше привлекает . В отличие от ленивого отдыха он даёт возможность получить порцию экстрима в условиях чистого горного воздуха и великолепных видов. А современное оборудование для лыжников даёт толчок в развитии новых стилей катания. Одним из распространённых способов катания на лыжах является техника карвинг.

Что же это?

Карвинг является стилем , который характеризуется отсутствием бокового проскальзывания лыж в повороте. Этот стиль появился благодаря особой форме лыж с широким носком, широкой пяткой и узкой талией, а также благодаря появлению новых материалов, которые устойчивы к силам, скручивающих лыжу вдоль ее оси под нагрузкой. Также появлению этого стиля способствовало повышение уровня качества подготовки склонов на курортах: наличие идеально ровного «вельвета» после обработки снега специальными машинами стало стандартом.

Само слово карвинг (carving) значит «резать». Это название возникло потому, что лыжи, наклоненные в повороте, как бы режут кантами склон, оставляя ровные глубокие борозды, в отличие от обычного катания, когда лыжи в повороте немного проскальзывают поперек движения, снижая скорость и оставляя более широкие и не такие глубокие следы.

Чтобы выполнять такие манёвры, понадобится использовать «приталенные» модели лыж, о которых мы упоминали выше. Такая техника раньше была возможна только на высоких скоростях, на которых катались лишь профессиональные спортсмены. А с появлением новых приталенных лыж она стала доступна обычным любителям, причем любого возраста. Все просто: поставленная на кант лыжа, на которую давит вес лыжника в ее середине, прогибается, впиваясь носком и пяткой в плотный ровный снег, и приобретает форму дуги. Эта дуга сама ведет лыжника в повороте, не требуя от него никаких дополнительных движений.

Степень приталенности лыжи влияет на оптимальный радиус поворота лыжника: чем сильнее приталена лыжа, тем меньше радиус поворота. На всех современных моделях лыж указаны все характеристики: ширина носка, талии, пятки и оптимальный радиус поворота.

Особенности стиля

На практике в таком стиле можно выполнять как быстрые и короткие повороты, так и длинные. В случае первого вида лучше использовать небольшие лыжи уменьшенной ростовки. Их радиус поворота обычно 11-16 метров, за счёт чего они будут манёвренней, хотя на большой скорости устойчивость будет хуже. В случае же больших дуг лучше использовать более длинные лыжи с повышенной жёсткостью и радиусом поворота 17-20 м.

Чтобы использовать такой вид езды, понадобятся:

  • современные лыжи. Многие модели предназначены конкретно для карвинга. На таких лыжах ширина талии не превышает 68 мм. В них заметна большая разница по ширине между передней, средней и задней частью изделий. Такая конструкция обеспечивает лёгкость движения по плотному укатанному снегу.
  • подходящая техника. Кому-то проще управлять по классическим методикам, другим - по современным.
  • соответствующий склон для карвинга. Он должен быть правильно подготовлен и ухожен: обычно это довольно пологий склон, идеально заглаженный ратраком (снегоуплотнительной машиной).

Лучше всего для карвинга подходит обучение на специальных участках. Как мы уже упоминали, их особенность - в небольшом уклоне и отсутствии резких спадов. Лучше всего учиться по утрам, потому что ратраки укатывают снег по ночам, и именно утром состояние снежной поверхности идеально. Для обучения карвингу существуют специальные курсы, которые предлагают инструкторы на курортах.

Тонкости процесса

Прелесть карвинга заключается в том, что он легок для освоения. В отличие от традиционной техники, когда лыжнику приходится разгружать лыжи за счет сгибания коленей и делать вращательный импульс при входе в поворот, карвинг этого не требует. Достаточно просто поставить лыжу на кант (наклонить), она прогнется и сама поведет вас по дуге. Это возможно на самой маленькой скорости, поэтому страх не мешает обучению.

Если старая методика обучения использовала упор и плуг, беря на вооружение многолетний опыт, то в современной трактовке выработаны свои методы. Они отрекаются от классического способа и ориентируются на использование более простых и интуитивно понятных движений.

Поставьте лыжи на канты, и они сами поедут по дуге, впиваясь в снег, а ваша задача - только соблюдать баланс, наклоняя корпус внутрь поворота. Поскольку лыжи не проскальзывают, скорость будет нарастать довольно быстро, и вам придется наклоняться внутрь поворота сильнее. Лыжи лучше вести в широкой стойке, чтобы одна нога не мешала другой. Как и в классической технике, вес лыжника больше сосредоточен на внешней лыже.

При этом, если скорость возрастет, лыжи будут сильнее и надежнее впиваться в снег, потому что сила давления на лыжу возрастет. Лыжи будут резать снег, оставляя узкие и глубокие следы кантов. Внутренняя в повороте нога будет согнута заметно сильнее, чем внешняя, потому что лыжник почти ложится бедрами на снег.

Имейте в виду, что карвинг на высокой скорости может быть опасен, если вокруг много катающихся. Лыжник меняет направление движения более чем на 90 градусов и заканчивает повороты, двигаясь на высокой скорости практически поперек склона, поэтому его траекторию бывает трудно предсказать. Это еще один довод в пользу утреннего катания, когда на склонах еще немного людей.

Не забывайте о шлеме и правильной регулировке креплений, которые спасут ваши ноги от травмы, отстегнув лыжи в случае вашего падения.

Успехов вам в освоении карвинга!