Структура подготовленности спортсмена не включает аспекты. Тема: Техническая подготовка спортсмена

Структура подготовки спортсмена в процессе тренировки.

Актуальность . Важным вопросом подготовки спортсмена в процессе тренировки является поиск рациональных форм организации тренировочных нагрузок в рамках годичного цикла и отдельных его этапов. В структуре годичной подготовки спортсмена выделяют подготовительный и соревновательный периоды. Как подготовительный, так и соревновательный период включает в себя ряд этапов, характеризующихся определенной направленностью, сочетанием и длительностью применения тренировочных нагрузок. Их планирование осуществляется с учетом особенностей адаптации и во многом обусловлено календарем соревнований. Результаты, показанные в соревнованиях, зависят не только от особенностей построения тренировочного процесса, но и от технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной и интегральной подготовленности спортсмена. У спортсменов тренировочный микроцикл, макроцикл и мезоцикл могут быть различны. Поэтому тема работы представляется мне актуальной.

Цель работы – рассмотреть виды подготовки спортсмена и раскрыть основы спортивной тренировки.

Объект исследования – виды и циклы подготовки спортсмена.

Предмет исследования – виды подготовки спортсмена и основы спортивной тренировки.

Задачи работы :

1.Выявить наиболее важные этапы видов подготовки спортсмена. 2.Рассмотреть циклы подготовки спортсмена. 3.Выделить особенности видов и циклов подготовки спортсмена.

Выводы :

1 .Наиболее важными этапами в подготовке спортсмена являются: - повышение и поддержание общего уровня функциональных возможностей организма. – развитие всех основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. – развитие физических способностей, необходимых для данного вида спорта. – повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих достижения в избранном виде спорта. – воспитание способностей проявлять имеющейся функциональный потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности. – приобретение спортсменом знаний об освоение и совершенствование тактических, технических приемов, двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта. – овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП.

2. Рассмотрели циклы подготовки спортсмена. Наиболее эффективным является соревновательный микроцикл, построенный по следующей схеме: разминка, тренировка, тренировка, отдых, разминка, соревнования.

3 .Особенностью циклов является микроцикл построенный по схеме: разминка, тренировка, тренировка, отдых, разминка и соревнование. Продолжительность и содержание периодов и их составляющих этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла определяются многими факторами. Один из них связаны со спецификой вида спорта – структурой эффективной соревновательной деятельности, структурой подготовленности спортсменов, сложившиеся в данном виде спорта системой соревнований, другие – с этапом многолетней подготовки, закономерностями становления различных качеств и способностей, в третьих – с организацией подготовки, климатическими условиями, материально-техническим уровнем.

СТРУКТУРА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ

План

Введение

1. Техническая подготовка и техническая подготовленность

2. Физическая подготовка

3. Тактическая подготовка

4. Психическая подготовка

5. Интегральная подготовка

Введение

В специальной литературе выделяют различные виды и разновидности подготовки спортсменов. Обобщение разрозненных и относительно устоявшихся мнений позволяет предложить три наиболее значимых признака для их общей классификации:

По преимущественному влиянию на те или иные компоненты готовности спортсмена к достижению (техническая, тактическая, физическая, психологическая, интеллектуальная (теоретическая) подготовка);

По характеру взаимосвязи со спортивной специализацией (общая и специальная подготовка);

По степени соединения, сочетания и реализации в условиях тренировочной и соревновательной деятельности различных сторон подготовленности, качеств и способностей (интегральная подготовка).

1. Техническая подготовка и техническая подготовленность

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.

Спортивная техника - это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей.

Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.

    Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финального усилия в метании копья, диска и т.д.

    Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и др.). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.

    Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

    Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы. (Курамшин Ю.Ф., 2003, стр.356-357)

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов

В структуре технической подготовленности важно выделить:

Базовые движения , к ним относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно эффективное осуществление соревновательной борьбы с соблюдением существующих правил. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта.

Дополнительные движения и действия – это второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными особенностями. Именно они и формируют индивидуальную техническую манеру, стиль спортсмена.

По степени освоения приемов и действий техническая подготовленность характеризуется тремя уровнями:

1 - наличием двигательных представлений о приемах и действиях, и попыток их выполнения;

2 – возникновением двигательного умения;

3 – образованием двигательного навыка.

Двигательное умение отличают нестабильные и не всегда адекватные способы решений двигательной задачи, значительная концентрация внимания при выполнении отдельных движений, отсутствие автоматизированного управления ими.

Характерными особенностями двигательного навыка, напротив, является стабильность движений, их надежность и автоматизированность. (Платонов, Теория спорта, стр. 144)

Достаточно высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством . Критериями технического мастерства являются:

Объем техники - общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.

Разносторонность техники - степень разнообразия технических приемов. Так, в спортивных играх это - соотношение частоты использования разных игровых приемов.

Эффективность владения спортивной техникой характеризуется степенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту.

Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие. Для хорошо освоенных движений типичны:

а) стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения при его выполнении в стандартных условиях;

б) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действий противника в усложненных условиях);

в) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке;

г) автоматизированность выполнения действий.

Виды, задачи, средства и методы, технической подготовки спортсмена

Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности.

Задачи ОТП:

    Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта.

    Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП.

Специальная техническая подготовка направлена на овладение техникой движений в избранном виде спорта. Её задачи:

    Сформировать знания о технике спортивных действий.

    Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена.

    Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.

    Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).

    Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее (например, "фосбюри-флоп" в прыжках в высоту; техника толкания ядра по принципу поворота, как в метании диска; "коньковый" ход в лыжах и др.).

В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:

Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. К ним относятся:

а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;

б) показ техники изучаемого движения;

в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видео записи;

г) использование предметных и других ориентиров;

д) звуко- и светолидирование;

е) различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.

Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений. В этом случае применяются:

а) общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;

б) специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта;

в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;

г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.

Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.

Этапы и содержание технической подготовки в многолетнем и годичном циклах тренировки

Многолетний процесс технической подготовки спортсмена можно подразделить на 3 стадии:

    Стадию базовой технической подготовки.

    Стадию углубленного технического совершенствования и достижение высшего спортивно-технического мастерства.

3. Стадию сохранения спортивно-технического мастерства. Каждая стадия включает этапы, состоящие из годичных циклов. Например, первая стадия состоит обычно из 4-6 годичных циклов, вторая - 6-8, третья - 4-6.

и характеру воздействия на организм спортсмена...
  • Структура средних (мезо) циклов тренировки. Структура годичных и многолетних циклов

    Учебное пособие >> Физкультура и спорт

    Состав участников, квалификация и степень подготовленности спортсменов . Как минимум каждый соревновательный мезоцикл... периоде определяются его структурой . Варианты структуры соревновательного периода. Структура соревновательного периода зависит...

  • Структура фізичної працездатності у юних велосипедистів

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    ... іювати, залежно від індивідуальних можливостей спортсмен ів, структури і змісту тренувального процесу (В.Н. Платонов... . – Вип. 11). Разумовский Е.А. Совершенствование специальной подготовлености спортсменов высшей квалификации: автореф. дис. на...

  • Структура отдельных тренировочных занятий, малых (микро) циклов тренировки

    Учебное пособие >> Физкультура и спорт

    Построении микроциклов возможно только с достаточно подготовленными спортсменами и при особенно тщательном врачебно-педагогическом... строятся в соответствии с программой соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяется спецификой...

  • Понятие структуры физических качеств в общем виде было сформулировано в ряде работ (В.М. Зациорский, 1961, 1965; Ю.В. Верхошанский, 1963, 1970, 1972), однако лишь в плане по-становки проблемы, и до сих пор не получило достаточной со-держательной разработки. Вместе с тем факты, относящиеся

    к проблеме структуры физической подготовленности спортсме-нов, довольно обширны и концентрируются в литературе вокруг таких вопросов, как взаимосвязь физических качеств в процессе их развития, «перенос» этих качеств с одного вида деятельности на другой (см. обзоры Н.В. Зимкин, 1956, 1965; Н.Н. Яковлев и др., 1960; В.М. Зациорский, 1965; D. Hebb, 1949; F. Lindeburg, 1949; D. Nelson, 1957; R. Woodworth, 1958; В. Cratty, 1962, 1964). Здесь целесообразно отметить только основные положения, опре-деляющие подходы к содержательной разработке понятия струк-туры физической подготовленности спортсмена.

    Установлено, что степень переноса физических качеств с ро-стом тренированности уменьшается (Н.В. Зимкин, 1965; В.М. За-циорский, 1965), что механизм переноса в высшей степени спе-цифичен (F. Cumbeca. о., 1957; D. Nelson, 1957; I. Bachman, 1961; В. Cratty, 1968; I. Lawther, 1968; A. Barrow, 1971), что взаимосвязь между физическими качествами может быть положительной,


    – 47 –


    отрицательной или нейтральной (Н.В. Зимкин, 1956) и из поло-жительной на начальном этапе тренировки может затем перехо-дить в отрицательную (А.В. Коробков, 1958).

    В работах, касающихся методических вопросов взаимосвязи физических качеств, неоднократно отмечалось, что тренировка, состоящая из упражнений, требующих быстроты, силы и вынос-ливости, лучше развивает каждое из этих качеств, нежели тре-нировка каждого из них, производимая даже с увеличенной на-грузкой (Н.Г. Озолин, 1949, 1970). Развитие каждого качества положительно влияет на развитие других, и, наоборот, отставание

    в развитии одного или нескольких качеств лимитирует развитие других (А.Н. Крестовников, 1951; С.В. Каледин, 1961; Н.В. Зим-кин, 1956; Н.Н. Яковлев и др., 1961). Например, развитие силы и быстроты обусловливает развитие способности к проявлению быстрой силы (А.В. Коробков, 1953; Н.В. Зимкин, 1956; В.В. Куз-нецов, 1970).

    Теоретической предпосылкой здесь выступает гипотетическое предположение о так называемом едином физиологическом ме-ханизме (условном рефлексе), лежащем якобы в основе деятель-ности мышц. Тренировка приводит к образованию «обширного фона» временных связей, на базе которых благодаря так называе-мой пластичности нервной системы могут возникать различные сочетания качественных сторон двигательной деятельности в за-висимости от направленности тренировочного процесса. В связи с этим предполагалось, что вначале соответствующими средства-ми следует отдельно развивать составляющие сложного двига-тельного качества, а затем интегрировать их в основном спортив-ном упражнении или структурно сходных с ним движениях.



    В последнее время получила развитие сложившаяся еще в 30-х годах концепция так называемой качественной специфичности двигательных способностей человека, основывающаяся на об-ширном фактическом материале (I. Downev, 1923; G. Allport, 1933; С. Мс Cloy, 1937; Н. Iones, 1949; обзор см. Ю.В. Верхошанский, 1970, 1972), который свидетельствует о весьма сложных отноше-ниях между двигательными способностями, развиваемыми раз-личными средствами при различных режимах мышечной работы и имеющими вследствие этого низкую степень общности, высо-кую степень специфичности и плохую переносимость с одного вида деятельности на другую. В соответствии с этой концепцией существуют общие и специфические способности. Общие способ-ности лежат в основе выполнения более чем одного задания; они


    – 48 –


    относительно постоянны по сравнению со значительными коле-баниями условий, в которых выполняется задание. Общие двига-тельные способности человека обеспечивают основу для осущест-вления моторной деятельности и определяются относительно устойчивыми конституционными признаками, регулируемыми наследственностью, строением и физиологией тела.

    Специфические способности обусловливают функциональную специфику поведения в сложных двигательных ситуациях и яв-ляются главным образом результатом двигательного опыта, влия-ния окружения и взаимодействия с ним. Если общие способности обеспечивают выполнение нескольких близких по качественным признакам групп заданий, то специфические способности, будучи



    в высшей степени независимыми, обеспечивают только одну кон-кретную деятельность.

    Предпринимались попытки сформулировать теории, объяс-няющие сущность и физиологический механизм качественной специфичности и функциональной независимости двигательных способностей наличием специфичной нейромоторной координа-ции мышечной деятельности (P. Fitts, 1954; F. Henky, 1952, 1960; F. Henky, G. Whitlec, 1960; K. Smith, 1962). Однако такие попытки представляли собой лишь умозрительные заключения, основы-вающиеся на довольно легковесных фактах.

    Что касается структуры силовых способностей, то здесь еще очень много неясного и противоречивого, несмотря на многочис-ленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом. Анализ литературных данных (см. обзор Ю.В. Верхошанский, 1970, 1972) позволяет выделить некоторые положения, в основе которых лежит более или менее единодушное мнение специали-стов. Так, значительная часть экспериментальных работ указывает на то, что сила мышц, развиваемая одним средством, не может быть разносторонне полезной, что сила мышц не коррелирует со скоро-стью движений и силовые упражнения ухудшают быстроту движе-ний, что статическая сила и динамическая сила не связаны между собой, что изометрическая тренировка может не иметь переноса на динамический режим, что динамическая сила в большей мере свя-зана с двигательными способностями, чем изометрическая.

    Следует, однако, отметить, что приведенные выводы, касающи-еся взаимосвязи двигательных способностей, зачастую делались на основе экспериментальных данных, полученных на случайном контингенте испытуемых преимущественно низкой спортивной квалификации и без учета объективных закономерностей, опреде-


    – 49 –


    ляющих динамику спортивного мастерства. Поэтому относиться

    к этим выводам надо весьма осторожно, ограничивая пределы их справедливости той категорией спортсменов (испытуемых), на которых они были получены, и не спешить с обобщениями.

    Ниже предлагается концепция структуры физической (и, в частности, силовой) подготовленности спортсменов на основе учета фактических данных и результатов исследования (Ю.В. Верхошанский с сотр.). При этом представляется целе-сообразным различать понятия состава и структуры физической подготовленности спортсмена. Под составом подразумевается комплекс качественно специфических форм работоспособности, объективно присущих человеку и определяющих успех его спор-тивной деятельности, а под структурой – целесообразный систе-мообразующий принцип взаимосвязи в комплексе двигательных способностей, обеспечивающий их функциональное единство и рабочие возможности человека.

    В специальной литературе выделяют различные виды и разновидности подготовки спортсменов. Обобщение разрозненных и относительно устоявшихся мнений позволяет предложить три наиболее значимых признака для их общей классификации:

    • - по преимущественному влиянию на те или иные компоненты готовности спортсмена к достижению (техническая, тактическая, физическая, психологическая, интеллектуальная (теоретическая) подготовка);
    • - по характеру взаимосвязи со спортивной специализацией (общая и специальная подготовка);
    • - по степени соединения, сочетания и реализации в условиях тренировочной и соревновательной деятельности различных сторон подготовленности, качеств и способностей (интегральная подготовка).

    Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям конкретного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

    Техническую подготовленность нельзя рассматривать изолированию, она является составляющей единого целого, в котором технические решения тесно взаимосвязаны с физическими, психическими, тактическими возможностями спортсмена, а также конкретными условиями внешней среды, в которых выполняется спортивное действие. Вполне естественно, что чем большим количеством приемов и действий владеет спортсмен, тем в большей мере он подготовлен к решению сложных тактических задач, возникающих в процессе соревновательной борьбы. Он может противостоять атакующим действиям соперника и одновременно ставит его в сложные положения.

    В структуре технической подготовленности очень важно выделить базовые и дополнительные движения и действия.

    К базовым относятся движения и действия, составляющие основы технической оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно осуществление соревновательной борьбы с соблюдением существующих правил. Основные базовые движения являются обязательные для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта.

    Дополнительные движения и действия - это второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными особенностями. Именно эти дополнительные движения и действия во многом формируют индивидуальную техническую манеру, стиль спортсмена.

    На начальных этапах многолетней подготовки. В соревнованиях спортсменов относительно невысокой квалификации уровень технического мастерства и спортивный результат определяются прежде всего степенью овладения базовых движений и действий.

    На уровне высшего спортивного мастерства дополнительные движения, определяющие индивидуальность конкретного спортсмена, могут оказаться решающими средствами в достижении спортивного результата.

    Результативность техники обуславливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, индивидуальностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.

    Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатом, соответствием уровню физической, психической другим видам подготовленности.

    Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью ее от условий ведения борьбы и состояния самого спортсмена. Необходимо учесть, что современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность протекают в условиях большого количества сбивающих факторов. К ним относятся: активное противодействие соперников, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место проведения соревнований, оборудования, атмосферные явления, недоброжелательность болельщиков и т.д.

    Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в этих условиях и является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности спортсмена.

    Вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранить временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях соревновательной борьбы к успеху не приводят.

    Например: в циклических видах спорта стремление сохранить стабильные характеристики движений во второй половине дистанции приводит к значительному снижению скорости. Вместе с тем, компенсаторные изменения техники, вызванные прогрессирующим утомлением, позволяет спортсменам сохранить и даже увеличить скорость передвижения на второй половине дистанции (плавание, гребля, бег).

    Еще большее значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися условиями (ситуациями), острой недостаточностью времени для выполнения двигательного действия, активным противодействием соперников и т.п. (единоборства, игры, парусный спорт и др.).

    Здесь следует говорить о двигательной одаренности, о двигательной компетентности и индивидуальности техники.

    Ключевая двигательная компетенция - это управление двигательными действиями по двигательным задачам, пути решения которых в определенной области исполнителю хорошо известны.

    Экономичность техники характеризуется использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства.

    При прочих равных условиях лучшим является вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энергозатратами, наименьшим напряжением психических проявлений спортсменом.

    Применение таких вариантов техники позволяет интенсифицировать тренировочную и соревновательную деятельность. В спортивных играх, единоборствах и сложнокоординационных видах спорта показателями экономичности техники является способность спортсменов к эффективным действиям при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения.

    Минимальная тактическая информативность техники для соперника является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические замыслы и действия неожиданно.

    Поэтому высокий уровень технической подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые с одной стороны достаточно эффективны для достижения цели, а с другой - не имеют четко выраженных информационных деталей, демаскирующих тактический замысел спортсмена .

    Тактическая подготовленность спортсмена во многом определяется конечной целью, на достижение которой направлено соответствующее двигательное действие.

    Эта конечная цель не совпадает в различных видах спорта. Так, спортивная техника в скоростно-силовых видах спорта связана с созданием предпосылок к развитию максимальных показателей мощности («градиен силы») и с эффективным использованием для этого функциональных резервов, внешних сил и сил инерции.

    Техническое совершенствование в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости, требует высокой эффективности стандартных, многократно повторяющихся движений.

    В сложнокоординационных видах спорта (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду, синхронное плавание). Техническая подготовленность определяется сложностью и красотой движений, их выразительностью, так как именно эти характеристики определяют уровень спортивного результата.

    Техническая оснащенность в спортивных играх и единоборствах связана как с широтой технического арсенала, так и с умением спортсмена выбрать и реализовать наиболее эффективные двигательные действия в вариативных ситуациях при недостаточной информации и остром дефиците времени.

    Уровень тактической подготовленности спортсменов зависит от овладения ими средствами спортивной техники (техническими приемами и способами их выполнения), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

    Структура тактической подготовленности вытекает из характера стратегических задач, определяющих основные направления спортивной борьбы. Эти задачи могут быть связаны с участием спортсмена в серии стартов с целью подготовки и успешного участия в главных соревнованиях сезона и носить, таким образом, перспективный характер. Они могут быть и локальными, связанными c участием в отдельных соревнованиях или в конкретном поединке, схватке заезде, заплыве, игре и т.д.

    В основе тактической подготовленности отдельных спортсменов и команд лежит:

    • 1) владение современными средствами, формами и видами тактики конкретного вида спорта;
    • 2) соответствие тактики уровню развития этого вида спорта с оптимальной для него структурой соревновательной деятельности;
    • 3) соответствие тактического плана особенностям конкретного соревнования (состояние мест соревнований, характер судейства, поведение болельщиков и т.д.);
    • 4) увязывание тактики с уровнем совершенства других сторон подготовленности - технической, физической, психической.

    При разработке тактического плана следует учитывать технико-тактические и функциональные возможности партнеров (в командных видах спорта), опыт тактических действий сильнейших спортсменов - основных соперников, их технические и физические возможности, психическую подготовленность, вариативность тактики в различных поединках, хода спортивной борьбы (в единоборствах).

    Специфика вида спорта является фактором, определяющим структуру тактической подготовленности спортсмена.

    Например, в скоростно-силовых, сложно-координационных, циклических видах основной составляющей тактической подготовленности является выбор рациональной тактической схемы и ее использование независимо от действий основных соперников.

    Сложное дело обстоит с тактической подготовленностью в спортивных играх и единоборствах. Сложность тактических действий здесь определяется возникающими затруднениями восприятия ситуации, принятия решений и их реализации из-за большого разнообразия и частой смены соревновательной ситуации, дефицита времени, ограниченности пространства, недостаточности информации, маскировки своих действительных намерений соперников и т.д.

    Тактическое мастерство спортсмена теснейшим образом связано с уровнем технической, физической, психической и других видов подготовленности. Так, спортсмены с высоким уровнем спринтерских качеств, специализирующихся в циклических видах спорта, могут быстро начать прохождение дистанции с целью оказания психологического давления на соперников или, наоборот, до последних метров дистанции держаться несколько сзади и стремительно финишировать, когда соперник не ожидает.

    Боксеры и борцы, обладающие большим скоростно-силовым потенциалом, но с недостаточным уровнем развития выносливости, как правило делают ставку на победу в первые минуты схватки (поединка).

    Эти же спортсмены могут избрать на первой половине поединка экономичный оборонительный вариант тактики, чтобы сохранить силы для активных действий в конце его.

    Современный спорт предъявляет высокие требования к физической подготовленности спортсменов. Это объясняется следующими факторами:

    Рост спортивных достижений всегда требует нового уровня развития физических способностей спортсмена. Например, для того чтобы толкнуть ядро за 20 м, необходима не только совершенная техника, но и очень высокий уровень развития силы и быстроты. Расчеты показывают, что увеличение дальности полета ядра на 1 м требует повышения мощности толчкового усилия на 5--7%.

    Высокий уровень физической подготовленности -- одно из важных условий для повышения тренировочных и соревновательных нагрузок. За последние 20--25 лет показатели нагрузок в годичном цикле у сильнейших спортсменов мира увеличились в 3--4 раза. Вследствие этого резко возросло и количество спортсменов с хроническим перенапряжением миокарда. Это заболевание характерно в основном для спортсменов, имеющих недостатки в физическом развитии, в деятельности отдельных органов и систем.

    Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсменов -- уровню развития отдельных качеств, функциональным возможностям и телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста и квалификации.

    Хотелось бы также остановиться на психологической подготовки которая также входит в подготовленность спортсмена.

    Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную. Суть общей психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обучение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т.д.

    Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе тренировок. Она проводится параллельно с технической, тактической подготовкой. Но может осуществляться и вне спортивной деятельности, когда спортсмен самостоятельно или с чьей-то помощью специально выполняет определенные задания с целью совершенствования своих психических процессов, состояний, свойств личности.

    Психологическая подготовка к тренировочному процессу

    Рассматривая подготовку спортсмена в психолого-педагогическом аспекте, целесообразно, прежде всего, остановиться на формировании мотивов, определяющих отношение к спортивной деятельности; воспитании волевых качеств, необходимых для успеха в спорте; совершенствовании специфических психических возможностей.

    Спортивная деятельность отдельного спортсмена или команды в любом виде спорта всегда обусловлена теми или иными мотивами, которые имеют как личностную, так и общественную ценность. Они выступают в качестве внутренних побудителей человека к деятельности. В отличие от целей деятельности, которые определяют то, что хочет сделать или чего хочет достичь спортсмен, мотивы объясняют, почему он хочет именно это сделать и именно этого достичь.

    В качестве мотивов спортивной деятельности могут быть различные интересы, стремления, влечения, установки, идеалы и т.п.

    Успеху формирования мотивации к длительному тренировочному процессу способствуют: постановка далеко отставленных целей, формирование и поддержание установки на успех, оптимальное соотношение поощрений и наказаний, эмоциональность тренировочных занятий, развитие спортивных традиций, принятие коллективных решений, особенности личности тренера (Г.Д. Горбунов).

    Кроме обеспечения мотивации спортсменов, тренер должен формировать систему отношений к разным сторонам тренировочного процесса, обеспечивающих успешность спортивной деятельности. Элементами системы отношений спортсменов к тренировочному процессу являются отношение к спортивной тренировке в целом, отношение к тренировочным и соревновательным нагрузкам, отношение к тренировочным занятиям, отношение к спортивному режиму и т.п.

    Составной частью общей психологической подготовки является волевая подготовка.

    Под волей понимается психическая деятельность человека по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями, телом для достижения сознательно поставленных целей при преодолении различных трудностей во имя тех или иных побуждений. Воля развивается и закаляется в процессе преодоления трудностей, возникающих на пути к цели.

    Трудности в спорте делятся на субъективные и объективные. Субъективные трудности зависят от особенностей личности данного спортсмена (характера, темперамента и т.д.). Эти трудности чаще всего проявляются в отрицательных эмоциональных переживаниях (страх перед противником, боязнь получить травму, смущение перед публикой). Объективные трудности вызваны общими и специфическими условиями спортивной деятельности: строгим соблюдением установленного режима, публичным характером соревновательной деятельности, интенсивными тренировочными занятиями, участием в большом количестве соревнований, неблагоприятной погодой, координационной сложностью упражнений и др.

    Основные волевые качества в спорте -- целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициатива и самостоятельность, выдержка и самообладание.

    Целеустремленность выражается в способности ясно определять ближайшие и перспективные задача и цели тренировки, средства и методы их достижения. Чтобы осуществить поставленные перед собой цели и задачи, спортсмен совместно с тренером планирует их. Для реализации этих планов большое значение имеют оценка достигнутых результатов, контроль тренера и самоконтроль.

    Настойчивость и упорство означают стремление достичь намеченной цели, энергичное и активное преодоление препятствия на пути к достижению цели. Эти волевые качества связаны с обязательным выполнением задач тренировок и соревнований, совершенствованием физической, технической и тактической подготовки, соблюдением постоянного строгого режима. Спортсмен должен посещать все тренировки, быть трудолюбивым, не снижать своей активности из-за утомления и неблагоприятных условий, до конца бороться на соревнованиях.

    Инициативность и самостоятельность предполагают творчество, личный почин, находчивость и сообразительность, умение противостоять дурным влияниям. Спортсмен должен уметь самостоятельно выполнять и оценивать физические упражнения, готовиться к очередным тренировкам, анализировать проделанную работу, критически относиться к суждениям и действиям товарищей, исправлять свое поведение.

    Решительность и смелость есть выражение активности спортсмена, его готовности действовать без колебаний. Эти качества подразумевают своевременность, обдуманность принятых решений, хотя в отдельных случаях спортсмен может идти и на определенный риск.

    Выдержка и самообладание означают способность ясно мыслить, относиться к себе самокритично, управлять своими действиями и чувствами в обычных и неблагоприятных условиях, т.е. преодолевать растерянность, страх, нервное возбуждение, уметь удержать себя и товарищей от ошибочных действий и поступков.

    Все эти качества взаимосвязаны, но главным, ведущим является целеустремленность, которая в значительной мере определяет уровень воспитания и проявления других качеств. Волевые качества при рациональном педагогическом руководстве становятся постоянными чертами личности. Это позволяет спортсменам проявлять их в трудовой, учебной, общественной и других видах деятельности. Воспитание волевых качеств у спортсменов требует, прежде всего, постановки перед ними ясных и конкретных целей и задач. Добиваясь достижения поставленных целей, спортсмены напрягают свою волю, развивают волевые усилия, учатся преодолевать трудности и управлять своим поведением. Основным средством воспитания волевых качеств спортсменов является систематическое выполнение ими в процессе тренировки упражнений, требующих применения специфических для данного вида спорта волевых усилий.

    В любом волевом действии есть интеллектуальная, моральная и эмоциональная основа . Вот почему волевая подготовка должна базироваться на формировании у спортсменов нравственных чувств и совершенствовании интеллектуальных способностей, таких, как ширина, глубина и гибкость ума, самостоятельность мышления и т.п.

    Воспитывать волевые качества у спортсменов необходимо планомерно, с учетом возраста и пола занимающихся, их физических и психологических возможностей. При воспитании волевых качеств у спортсменов следует, прежде всего, учитывать особенности избранного вида спорта. Воспитание волевых качеств спортсменов связано с постоянным преодолением объективных и субъективных трудностей. Усложнение учебно-тренировочного процесса, создание преодолимых, но требующих волевых усилий трудностей, борьба с "тепличными" условиями, создание на тренировочных занятиях сложных ситуаций, максимальное приближение условий занятий к соревновательным -- вот основные требования, которые дают возможность воспитывать волевые качества в процессе тренировки.

    Интегральная подготовка направлена на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности спортсмена -- технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Дело в том, что каждая из сторон подготовленности формируется узконаправленными средствами и методами. Это приводит к тому, что отдельные качества, способности и умения, проявляемые в тренировочных упражнениях, часто не могут проявиться в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, обеспечивающий согласованность и эффективность комплексного проявления всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.

    В качестве основного средства интегральной подготовки выступают:

    • - соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня;
    • - специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные по структуре и характеру проявляемых способностей к соревновательным. При этом важно соблюдать условия проведения соревнований.

    В любом виде спорта интегральная подготовка является одним из важных факторов приобретения и совершенствования спортивного мастерства приближен к соревновательному.

    В процессе интегральной подготовки, наряду с общей направленностью, предусматривающей комплексное совершенствование всех сторон подготовленности, целесообразно выделить и ряд частных направлений, связанных с сопряженным совершенствованием нескольких компонентов готовности спортсмена к достижению, -- физическое и техническое, техническое и тактическое, физическое и тактическое, физическое и психологическое и т.п. .

    Тактическая подготовленность в теории и практике спортивной тренировки понимается как умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.

    Уровень тактической подготовленности спортсмена зависит от овладения им средствами, формами и видами тактики данного вида спорта. Средствами спортивной тактики являются всё технические приемы и способы их выполнения, формами - индивидуальные, групповые и командные действия, видами - наступательная, оборонительная и контратакующая тактика.

    Тактика определяется основными стратегическими задачами: участием спортсмена в серии соревнований целью подготовки и успешного выступлния в главных соревнованиях сезона (задачи перспективного характера); с участием в отдельных соревнованиях или же в конкретном поединке, схватке, заезде, заплыве, игре и т. д. (задачи локального характера). Тактические задачи связаны с нахождением и использованием эффективных путей решения стратегических задач.

    В зависимости от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, возникшей в соревнованиях, тактика может носить алгоритмический, вероятностный и эвристический характер. Алгоритмичная тактика строится на заранее запланиро­ванных действиях и их преднамеренной реализации. Такая тактика особенно характерна для видов спорта с минимальной вариа­тивностью тактических решений - плавания, гребли, конькобеж­ного спорта, тяжелой атлетики, метаний и др. Вероятностная тактика предполагает преднамеренно-экспромтные действия, в которых планируется лишь определенное начало; варианты продолжения действий зависят от конкретных реакций противника и партнеров, ситуации, складывающейся в соревнованиях. Эвристическая тактика.строится на экспромтном реагировании спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации в ходе соревновательного поединка (В. С. Келлер,. 1986). Вероятностная и эвристическая тактика особенно характерны для спортивных единоборств и игр, часто применяются в групповых велосипедных гонках на шоссе и треке, спринтерской гонке на треке, а в отдельных случаях -и в сложнокоординационных видах спорта.

    В основе тактической подготовленности отдельных спортсменов и целых команд лежит владение современными средствами, формами и видами тактики данного вида спорта; соответствие тактики уровню развития конкретного вида спорта с оптимальной для него структурой соревновательной деятельности; соответствие тактического плана особенностям конкретного соревнования (состоянию мест соревнований, характеру судейства, поведению болельщиков и т. п.); увязывание тактики с другими сторонами подготовленности - технической, психологической, физической, интеллектуальной; учет при разработке тактического плана технико-тактических и функциональных возможностей партнеров (в командных видах спорта); знание тактических действий сильнейших спортсменов, основных соперников, их тактических и физических возможностей, уровня психической подготовленности; вариативность тактики в зависимости от характера технических и тактических действий соперников и партнеров, хода спортивной борьбы.

    Исключительно сложна структура тактической подготовленности в спортивных играх и единоборствах. Она определяется трудностями восприятия, принятия решений и реализации действий из-за их большого разнообразия, дефицита времени, пространства, информации, маскировки действительных намерений, неопределенности момента начала действий и др. Эти трудности умышленно создаются противодействующим соперником. Все это мешает правильно оценить создавшуюся ситуацию, принять оптимальные двигательные решения, предъявляет повышенные требования к деятельности нервно-мышечного аппарата, усиливает психическую напряженность.

    В видах спорта циклического характера, связанных с проявлением выносливости, наиболее целесообразным с точки зрения энергообеспечения работы является равномерное «прохождение соревновательной дистанции. Многие тренеры, разрабатывая тактическую схему преодоления дистанции в плавании, беге на средние и длинные дистанции, ориентируют спортсменов прежде всего на необходимость выдерживать рекордный график, предполагающий сохранение равномерной скорости на отдельных отрезках; Такой подход часто оказывается наиболее правильным, так как исключает неоправданную реакцию спортсмена на неожиданные действия соперников, что особенно важно в командных дисциплинах. Ярким примером эффективности такой тактики является ре­зультат участия сборной команды СССР по велосипедному спорту в командной гонке преследования на 4 км на XXII Олимпийских играх (рис. 16).

    На выбор.варианта тактики существенно влияют специфика вида спорта, индивидуальные особенности спортсмена, а также ряд психологических моментов, связанных с особенностями конкретных соревнований. Например, при прохождении дистанции 200 м способом баттерфляй сильнейшие пловцы мира резко снижают скорость проллывания дистанционного участка и соответственно мощность работы в середине дистанции. Они как бы делят ее на два участка, каждый из которых проходят в полную силу, а между ними отдыхают (рис. 17). Влияние индивидуальных особенностей спортсменов на тактику прохождения соревновательных дистанций в различных видах спорта убедительно демонстрируют рис. 18, 19.

    Высказываясь в пользу равномерного распределения сил на дистанции, В. В. Михайлов (1971) рекомендует учитывать в то же время возможные ситуации. В тех случаях, когда спортсмены соревнуются на отдельных дорожках с ровной поверхностью (плавание, гребной спорт), от­носительно равномерное прохождение дистанции дает наибольший эффект. Когда же несколько спортсменов соревнуются на одной дорожке (бег 800 м и более, групповые гонки в велосипедном спорте- шоссе и трек), стремление занять наиболее удобное место с аэродинамической позиции, особенности трассы и т. п. требуют постоянных тактических маневров и, естественно, изменения скорости. Велосипедистам-шоссейникам, например, выгоднее идти с равномерной скоростью на равнинных участках трассы, увеличивать мощность работы на подъемах и уменьшать ее на спусках. Сложность тактической борьбы в групповой шоссейной гонке подтверждается значительными колебаниями скорости на различных участках дистанции. Достаточно сказать, что у победителя этой гонки (189 км) на XXII Олимпий­ских играх С. Сухорученкова скорость при прохождении каждого из 14 кругов (13,64 км) колебалась в пределах 36,9-41,6 км/ч; лучший результат (3-й круг) составил 19 мин 28 с, худший (11-й круг) - 21 мин 55 с. Такие же колебания скорости отмечаются и у других велогонщиков - победителей крупнейших соревнований.

    Потери в экономичности работы, связанные с резкими ускорениями, которые иногда позволяют себе спортсмены при прохождении соревновательных дистанций, могут быть компенсированы психологическим преимуществом, которое получает спортсмен, неожиданно для соперников резко увеличивающий скорость. Однако нужно подчеркнуть, что этот прием под силу только исключительно хорошо подготовленным в функциональном отношении спортсменам и командам; он целесообразен лишь в том случае, если подготовка к нему не снижает скорости продвижения и если после окончания ускорения спортсмен или команда в состоянии сохранить оптимальный темп и ритм работы.

    Особенно сложной является тактическая борьба в спринтерской велосипедной гонке на треке. Здесь можно выделить ряд умений спортсмена, которые в комплексе определяют эффектив­ность его тактических действий: умение свободно маневрировать с целью занять удобную позицию, эффективно выполнять «сюр пляс», контролировать действия противника и ведение тактиче­ской борьбы -в сложных условиях прохождения виражей, правиль­но выбирать время для неожиданного рывка, быстро реагировать на рывок противника, эффективно выполнять заключительный бросок на линию финиша.

    Тактическое мастерство спортсмена теснейшим образом свя­зано с уровнем его технической, физической и других видов под­готовленности. Так, спортсмены с высоким уровнем развития спринтерских качеств, специализирующиеся в видах спорта цик­лического характера,"могут бурно начать дистанцию с целью ока­зать психологическое давление на соперников. Такой вариант тактики успешно реализовал С. Копылов в гонке на треке на ди­станцию 1000 м с места на чемпионате мира 1983 г. Стартовав раньше основных соперников, он за счет стремительного начала щ максимального проявления воли на финише показал выдаю­щийся результат, что полностью деморализовало его основных конкурентов, являвшихся фаворитами на этой дистанции (рис. 20).

    Боксеры или борцы, обладающие большим скороетно-силовым потенциалом и недоста точной выносливостью, обычно стремятся реализовать активную наступательную тактику с тем, чтобы до­биться победы уже на первых минутах поединка. "Вместе с тем они могут использовать экономичный оборонительный варианттактики в первой части поединка с тем, чтобы сохранить силы для активных действий в конце его.

    Особенности физической подготовленности спортсменов могут оказаться решающими при выборе рациональной тактики соревновательной деятельности. Так, гребцы-байдарочники с преимущественным.развитием скоростно-силовых качеств ориентнруются прежде всего на стартовый компонент при прохождении 500 м, гребцы с доминирующим развитием специальной выносливости -на финишный компонент, а спортсмены с относительно пропорциональным развитием этих качеств стремятся к относительноравномерному прохождению дистанции (рис. 21).Всестороннее овладение всеми основными средствами, форма­ми и видами тактической борьбы особенно важно в спортивных играх где недостатки в тактиче­ской подготовленности отдельных спортсменов могут существенно снизить эффективность групповых и командных действий. Однако разносторонняя тактическая под­готовленность не должна отрица­тельно сказываться на индивиду­альной тактической манере веде­ния борьбы. Выдающихся спортсменов, особенно специализиру­ющихся в играх, единоборствах, некоторых сложнокоординацйонных и циклических видах спорта, отличает яркая индивидуальная манера ведения борьбы, осно­ванная на максимальном исполь-. зовании своих физических, технических, психологических и интел­лектуальных возможностей.

    Важным показателем спортивного мастерства является актив­ность тактических действий. Спортсмен высокой квалификации умеет навязывать сопернику свою волю, оказывать на него пси­хологическое давление разнообразием и эффективностью своих действий, выдержкой, волей к победе, уверенностью в успехе. Особое значение активность тактических действий приобретает в тех видах спорта, в которых имеют место прямое взаимодей­ствие соперников (в футболе, хоккее, баскетболе, всех видах борьбы и др.), неожиданные ситуации, требующие адекватного технико-тактического решения (в парусном, горнолыжном спор-; те). Активность в играх и единоборствах является важным пока­зателем тактической подготовленности при ведении как наступа­тельных, так и оборонительных действий.

    В командные видах спорта важной стороной тактической подготовленное спортсменов является уровень взаимодействия партнеров в групповых и командных действиях. Именно от эф­фективности взаимодействия, умелого сочетания отработанных тактических схем с нестандартными решениями, использования индивидуальных возможностей каждого спортсмена для дости­жения конечного результата зависит, например, эффективность комбинаций в спортивных играх.


    Похожая информация.