Беговые лыжи фишер с желтой скользящей поверхностью. Александр Завьялов: всё о беговых лыжах Fischer

  • Модели Cold имеют скользящую поверхность А5 - универсальная холодная база на t -2C и ниже (код заводской структуры C1-1)
  • Модели Plus, S-track, Zero имеют скользящую поверхность 28 - универсальная теплая база на t -10 C и выше (-5C и выше до сезона 15-16). Код заводской структуры не изменился — P5-1
  • 30 теплая база светлая база на старый сильно увлажненный снег.

Конструкции лыж Fischer :

115 — универсальная конструкция для хорошо подготовленной и леденистой трассы, обеспечивает наилучшую устойчивость и контроль. Точки опоры (пики эпюры) острые, находятся ближе к мыску и пятке лыжи. Такое расположение повышает устойчивость лыжи. Основные минусы: «втыкание» лыжи и «зарывание» в рыхлый снег.

610 (61Q) — универсальная конструкция для хорошо подготовленной и мягкой трассы, Точки опоры сведены ближе к колодке, что делает более мягкими мысок и пятку лыжи. Такая конструкция позволяет лыже не «втыкаться» и не зарываться в рыхлый снег. Основные минусы: «рыскают» на жесткой трассе и при недостатках техники.

812 (81) - универсальная классическая конструкция

902 (90) - конструкция лыж для мягкой, плохо подготовленной, сыпучей трассы. Гарантирует прекрасное скольжение и уверенное отталкивание в условиях рыхлой трассы.

Fischer Speedmax. Лыжи отличаются от других технологией Cold Base Bonding - холодной склейкой пластика. Так пластик не деформируется от перемены температур (не идет волнами), не меняет своей структуры, лучше скользит, лучше впитывает смазку. При такой технологии лыжа требует меньше шлифовки и скользящая поверхность остается толще, что позволяет провести больше обработок в процессе использования.

Масса лыж — 1030гр. (186см), профиль лыжи 41-44-44.

Производятся 3 разновидности коньковых:

  • Skate Cold (610/1Q)
  • Skate Plus (610/1Q)
  • Skate C-Special (610/1Q)

4 классических пары:

  • Classic Plus (902/9Q2)
  • Classic Plus (812/8Q2)
  • Classic Cold (812/8Q2)
  • Zero+ (902/8Q2)

1 пара для даблполинга:

  • Double Poling (DP)

Fischer Сarbonlite — одни из самых легких лыж в мире. Их масса составляет всего 980гр. (186см). Мысок и пятка из карбона. Сотовый сердечник, стенки лыжи выполнены из сот, стоящих перпендикулярно. Такая конструкция придает больше жесткости лыже, без увеличения массы.

Производятся 2 разновидности коньковых:

  • Skate Cold (610/1Q)
  • Skate H-Plus (115/15)

И 1 классическая пара:

  • Classic Plus (812/8Q2)

Fischer RCS - Пластик, структуры и конструкции такие же, как на самых верхних моделях. Ключевое отличие — RCS тяжелее топовых моделей. Их масса — 1090 гр. (187/197см)

Производится 1 пара коньковых:

  • Skate Plus (115/15)

И 2 пары классических:

  • Classic Plus (812/8Q2)
  • Zero+ (902/9Q2)

Fischer RCR - лыжи для активных любителей. Отлично подойдут для любителей лыжных марафонов, бегающих для удовольствия, а не на результат. Скользящая поверхность — та же WC Plus, что и на RCS, Carbonlite, но сами лыжи чуть тяжелее — 1190 гр. Нанесена новая универсальная Plus структура на -10 и теплее. Конструкция лыж только 115.

  • RCR Skate — 1190 гр. (115)

Модели SCS, CRS, SC

Лыжи Fischer SCS и ниже предназначены для любительского катания «выходного дня». Конструкция у всех 115, которая более устойчива и комфортна человеку со слабой техникой. Скользящая поверхность из менее качественного пластика. Так же эти лыжи значительно тяжелее верхних моделей:

  • SCS — 1270 гр.
  • CRS — 1320 гр.
  • SC — 1360 гр.

Fischer LS (low segment) - начальная модель лыж. Сердечник полностью из дерева с воздушными каналами. С сезона 17/18 лыжи будут производиться с платформой IFP и без нее.

Fischer TwinSkin - серия классических лыж, не требующих мази держания. В колодку вставлен специальный камус из мохера, который цепляется за снег в одном направлении и не мешает скольжению в другом.

Есть 3 варианта:

  • TwinSkin Carbon — 1080 гр., (конструкция 902/9Q2)
  • TwinSkin Race — 1190 гр., (конструкция 812/8Q2)
  • TwinSkin Pro — 1330 гр.

Разница, как обычно, в скользяке и весе, есть отличия по материалу TwinSkin. Лыжи Carbon имеют топовый скользяк WC Plus, легкий сердечник и TwinSkin из 100% мохера. Так же Carbon имеют уменьшенную колодку для улучшения скольжения, это даст преимущество лыжникам с хорошей техникой. Эти лыжи можно использовать на зимних классических марафонах. Race и Pro — более тяжелые лыжи со скользяками как на моделях SCS и ниже. В версии Pro TwinSkin состоит из смеси мохера и искусственных волокон. Race и Pro лучше использовать только для тренировок и прогулок.

Fischer Zero+

Особая линейка классических лыж для сложных погодных условий — при температуре около 0 градусов с перепадами от -3 до +3 градусов. Особенность лыж в том, что они не требуют нанесения мазей держания. Зона колодки сделана из специального материала, длину которого можно регулировать. Удлиняется мелкой наждачкой, укорачивается парафином. Модель отлично подходит для весенних марафонов и лоппетов.

Линейка состоит из 2 пар. Обе имеют топовые скользящие поверхности и конструкцию 902/9Q2. Разница только в массе лыж и способе приклеивания пластика.

  • Speedmax Zero+ (1030 гр., конструкция 902/9Q2)
  • RCS Zero+ (1090 гр., конструкция 902/9Q2)

СТРУКТУРЫ СКОЛЬЗЯЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛЫЖ FISCHER

Невозможно воспроизвести один и тот же штайншлифт на двух разных машинах. Должен быть тот же самый камень, тот же самый алмаз, та же самая вода, используемая для промывки. Это значит, что настоящие фишеровские структуры можно сделать только на фабрике «Fischer», и в настоящий момент такая возможность доступна только членам национальных команд, выступающим на этапах Кубка мира. На стоковые лыжи наносятся структуры Р5-1 (универсальная теплая, ранее Р1-1) и С1-1 (универсальная холодная). Они же чаще всего используются и гонщиками уровня Кубка мира. Узкоспециализированные структуры менее распространены.

  • P10-1 для сухого снега при температуре ниже 0°С
  • С1-1 все типы снега, включая свежий, температура ниже -5°С
  • С3-1 для искусственного снега, температура ниже -5°С
  • С8-1 более узкая структура для искусственного снега от 0°С...-10°С
  • С12-1 любой тип снега, -5°С...-15°С
  • P1-1 температура +3°С...-5°С, свежий снег
  • Р3-1 структура на свежий снег, на температуру выше 0°С
  • Р3-2 на старый мокрый снег
  • Р3-3 водянистый снег, от +5°С и выше
  • Р5-0 сухой мелкий снег от 0°С...-5°С
  • Р5-9 структура для классических лыж на старый мокрый снег, температура от 0°С и выше
  • TZ1-1 структура на свежий снег при температуре ниже 0°С
  • P5-1 универсальная структура на температуру от +5°С...-10°С, любой тип снега
  • P22-6 переходная структура на любой тип снега, температура от +5°С...-5°С

ИНДЕКС ЖЕСТКОСТИ FA, HR, SVZ

HR —зазор в миллиметрах , который остается после нажима на лыжу половиной веса среднестатистического лыжника. Нагрузка прилагается на лыжу в 7 см ниже точки баланса. Оставшийся зазор и есть HR. Проще говоря, это жесткость мысков и пяток лыжи.

SVZ - характеристика, показывающая, насколько лыжа отличается от идеального соотношения HR и FA. Значение применяется в производстве для проверки качества подбора лыж в пары. При выборе пары лыж для себя, показатель не имеет значения.

Индекс жесткости FA — это максимальная нагрузка, измеряемая в килограммах, приложенная в 7 см ниже точки баланса, сжимающая лыжу до зазора в 0,2 миллиметра (толщина слоя мази).

Для каждого веса спортсмена, в зависимости от квалификации, особенностей техники и состояния трассы существует достаточно широкий диапазон индекса жёсткости с разбросом в десяток единиц.

оптимальный подбор для конькового хода: вес лыжника + 15 - 25%. 15% для мягкой трассы. 25% для жесткой.

оптимальный подбор для классического хода: вес/2.

Индекс указан в производственном штрих-коде и на боковине лыжи - три цифры, стоящие на небольшом интервале от серийного номера. (для моделей сезона 15/16 индекс указан на отдельной наклейке, 17/18 - на общей производственной наклейке).

Серийный номер пары указан на боковине лыжи (картинка ниже):

202/1353513931 043

202 — длина лыж в см

13 — год выпуска (2013)

5 — жесткость (4 — soft, 5 — medium, 6 — stiff)

35 — порядковый номер недели выпуска с начала календарного года

13931 серийный номер лыжи

043 — индекс жесткости (FA)

Для лыж сезона 17-18 подбор проводится по этой таблице:

Топовый сегмент лыж производится только в Австрии (от RCR до Speedmax), юниорские Speedmax и Carbonlite. На австрийских лыжах написано «Made in Austria». На украинских лыжах написано «Austria».

Спортцеховые лыжи и предзаказ.

Существует 2 мифа.Первый распространяют производители: спортцеха нет, в обычных магазинах продаются те же лыжи, на которых побеждают на самом высоком уровне. Второй миф (ближе к истине) распространяют продавцы: спортцех есть. Так появляются лыжи "из под сборника", рассчитанные на 100 кг спортсмена, или предложения предзаказа, когда цеховые лыжи будут "изготовлены" непосредственно под вас.

Гоночный департамент у компании Fischer несомненно есть. Индивидуальные изменения при производстве лыж по желанию гонщиков вносятся в конструкцию. Но это касается только гонщиков мировой элиты. На этикетке цеховых лыж содержится больше информации для подбора, и сервисмены из года в год знают, какие лыжи использует тот или иной спортсмен. Но в любом случае, при прочих равных условиях им приходится каждый раз откатывать лыжи и только тесты на снегу могут показать, какая пара лыж работает в эту погоду, в этом месте. Не прошедшие тесты цеховые лыжи непременно попадут в сток. Кто продаст отлично работающую пару с большим остаточным ресурсом (а не "стоячую", многократно перешлифованную и пережженую)???

Предзаказные лыжи - подбор из стока под ваши параметры, об индивидуальном изготовлении речи быть не может. Точно такие же, как в магазине, просто подобранные. На лыжах будет специальная наклейка, на которой можно увидеть все показатели промеров лыжи, не только FA.

(XC ski, Nordic ski) - предназначены для передвижения по относительно равнинной местности за счет использования энергии лыжника.

Беговые лыжи по стилю катания делятся на несколько категорий:
Лыжи для классического хода, лыжи для конькового хода, комбинированные лыжи (Combi), туристические лыжи backcountry.

Беговые лыжи по уровню подготовленности лыжника можно разделить на:
Лыжи для начинающих, лыжи среднего уровня, лыжи для экспертов, лыжи для спортсменов

1.1. Классификация беговых лыж по стилям катания

1.1.1. Беговые лыжи для конькового хода

При коньковом стиле катания лыжник своими движениями напоминает конькобежца: он отталкивается от снега внутренней стороной лыжи, перенося вес тела на скользящую лыжу. Затем движение повторяется с другой ноги. Коньковый стиль катания идеально подходит для хорошо укатанных широких трасс, предполагает активную работу рук и корпуса. Отталкивание палками происходит в согласовании с ритмом работы ног.

Коньковые лыжи, в отличии лыж для классического хода, более короткие - максимальная длина 190-192 см, и жесткие на скручивание и в продольном направлении. В отличие от классической лыжи, коньковая лыжа во время толчка ногой не должна полностью касаться снега средней частью (нужный зазор 2-3 мм), так как иначе снижается эффективность толчка. Лыжи для конькового хода можно отличить по тупому мыску.

1.1.2. Беговые лыжи для классического хода

В классическом стиле лыжи располагаются строго параллельно друг другу на специально построенной лыжне.

Классические лыжи, по сравнению с лыжами для конькового хода, более длинные (максимальная длина 205-207 см) и мягкие, и имеют более длинный острый носок. Меньшая по сравнению с коньковыми жесткость нужна для того, чтобы при толчке лыжа касалась снега средней частью (колодкой) и «работали» держащая мазь или насечки, тогда лыжа не будет проскальзывать назад во время толчка. В то же время лыжи для классического хода не должны быть слишком мягкими, иначе во время скольжения, колодка с держащей мазью или насечками будут препятствовать скольжению и тормозить лыжника.

1.1.3. Комбинированные лыжи (Combi)

Комбинированные лыжи - лыжи предназначенные для катания коньковым и классическим ходом. Обычно комбинированные лыжи имеют максимальную длину не более 200 см. Производить комбинированные лыжи длиной более 200 см не целесообразно, в виду того, что при движении коньковым ходом пятки лыж будут цепляться друг за друга. По своей конструкции комбинированные лыжи ближе к классическим лыжам из-за того, на классических лыжах все же возможно передвигаться коньковым ходом, а на чисто коньковых лыжах классическим ходом - нет, потому что из-за высокой жесткости колодки (части лыжи под ботинком) у лыжника будет отсутствовать фаза отталкивания.

1.1.4. Туристические беговые лыжи Backcountry

Лыжи для экстремального туризма (BACKCOUNTRY) предназначены для любителей лыжных походов в условиях, где нет ни лыжных трасс, ни прогулочных лыжней для спортивных, туристических путешествий различного уровня. Отличаются повышенной жёсткостью (применяют технологию деревянный наборный клин, сэндвич и т.д.), широкой, более 59 мм, скользящей поверхностью - для передвижения по бездорожью (целине), в некоторых моделях лыжа укреплена металлическим кантом. Это сравнительно дорогие лыжи, прошедшие целый ряд специальных тестов на надежность, поскольку от их качества зависит успех похода или экспедиции, а иногда и жизнь человека, бросившего вызов дикой природе.

1.2. Классификация лыж по уровню подготовки

1.2.1. Беговые лыжи для начинающих


Лыжи для начинающих - имеющих минимальный опыт катания, или не имеющих его совсем. Как правило, такие лыжи приобретают для лыжных прогулок, небольших оздоровительных походов выходного дня, занятий физкультурой по подготовленной трассе или по прогулочной лыжне и даже по снежной целине. Это самая массовая категория беговых лыж, поэтому такие лыжи сравнительно недороги и вполне универсальны. Прогулочные лыжи, как правило, предназначены для классического хода, но на некоторых моделях прогулочных лыж можно передвигаться, как коньковым, так и классическим ходом. Такие модели еще называют Combi. Отличительные особенности лыж для начинающих - увеличенная ширина талии от 47 до 59 мм, относительно большой вес от 1,4 до 1,7 кг, применение менее дорогих пластиков для снижения стоимости, так как не требуется высоких скоростей. Часто у беговых лыж начального уровня применяется колодка с насечкой "no wax " (или еще ее называют "чешуя"), которая не требует применения мази держания при передвижении классическим ходом. Беговые лыжи для начинающих имеют меньшую жесткость по сравнению с лыжами для более подготовленных лыжников. Это сделано для того, чтобы начинающему лыжнику можно было прикладывать меньшие усилия при катании. Именитые производители, такие как Atomic, Fischer, Salomon в отличии от остальных производителей, даже при производстве лыж начального уровня применяют технологии воздушных каналов, различных пенных наполнителей для снижения веса лыж, а также качественные пластики для лучшего скольжения. Начинающий лыжник на таких лыжах чувствует себя на них увереннее, и прогулка на лыжах превращается в истинное удовольствие.

1.2.2. Лыжи среднего уровня

- Лыжи среднего уровня - беговые лыжи для активно откатавшихся 1-2 сезона лыжников, имеющих отработанные базовые навыки владения лыжами. Такие лыжи приобретают с целью занятия спортом и фитнесом. Отличительной особенностью лыж среднего (спорт и фитнес) уровня является более спортивная геометрия, с шириной талии 44-48 мм, весом 1,3-1,4 кг и увеличенная по сравнению с лыжами начального уровня жесткость. На лыжах для спорта и фитнеса применяют улучшенные пластики и сердечники, чтобы обеспечить лыжнику возможность более динамичной работы и более долгого скольжения в фазе толчка. Реже применяется технология "no wax". Беговые лыжи среднего уровня представлены моделями для всех стилей катания: коньковый, классический и комбинированный ход.

1.2.3. Лыжи экспертного уровня

- Лыжи для экспертов - беговые лыжи активно катающихся несколько сезонов лыжников, как правило, сменивших несколько пар лыж и имеющих хорошо поставленную и отработанную технику катания в различных условиях. Как правило, такие лыжи покупают продвинутые любители, а также спортсмены в качестве тренировочных лыж. Лыжи экспертного уровня имеют низкий вес 1,1-1,3 кг, высокую жесткость. Экспертные лыжи изготовлены из высококачественных материалов. Стоит отметить, что среди лыж экспертного уровня Вы не встретите комбинированных лыж, так так комбинированные лыжи это компромисс, который не позволяет быстро двигаться, ни коньковым, ни классическим ходом, и тем более Вы не встретите применение технологии безмазевого держания "no wax". Верхние модели экспертных лыж изготавливаются в двух вариантах жесткости. Это делается для того, чтобы лыжник мог подобрать для себя более подходящее для него соотношение (длина лыжи / жесткость), соответствующее его уровню подготовки.

1.2.4. Лыжи для спортсменов

- Лыжи для спортсменов - уровню катания которых удовлетворяют только самые жесткие и быстрые лыжи. Беговые лыжи этого уровня ориентированы на спортсменов и амбициозных любителей и предназначены для участия в соревнованиях. Гоночные лыжи имеют вес от 0,95 до 1,1 кг. Помимо того, что лыжи для спортсменов изготавливаются в нескольких вариантах жесткости, их исполняют в двух-трех вариантах распределения веса лыжника по длине лыжи и в двух вариантах скользящей поверхности (для теплой и холодной погоды). Многие производители предлагают также спортсменам различные варианты структур скользящей поверхности, улучшающие прокатку в различных температурных условиях и при разных типах снега.

2. Характеристики беговых лыж

В данном разделе мы остановимся на характеристиках беговых лыж. Подобрать оптимальные характеристики беговой лыжи - это значит обеспечить отличное скольжение при конкретных условиях. Принято считать, что 60% скользящих свойств лыж определяются распределением нагрузки по длине лыже (эпюрой), прогибом и жесткостью лыжи, еще 20% – материалом, состоянием и структрой скользящей поверхности лыж и лишь оставшиеся 20% – смазкой лыж. Для того чтобы досконально разобраться от чего же зависит скольжение лыжи, мы советуем Вам ознакомиться с Теоретическими основами скольжения лыжи по снегу.

2.1. Распределение нагрузки по длине лыжи

Распределение нагрузки по длине лыжи (эпюра) – это распределение веса лыжника на снег через лыжу. Эпюра - самая наглядная характеристика лыжи, определяющая скольжение в разных условиях. Эпюры различают в зависимости от типа бега (коньковую, классическую, прогулочную) и температурных условий (холодную, теплую, комбинированную).

2.1.1. Эпюры в зависимости от типа хода

2.1.1.1. Эпюра лыж для классического хода

В верхней части рисунка показано распределение давления при скольжении на двух лыжах, давление под колодкой отсутствует. В нижней части показано распределение давления при толчке, во время которого в районе колодки лыжи создается максимальное давление на снег.

2.1.1.2. Эпюра лыж для конькового хода

Как Вы видите, у коньковой лыжи нагрузка распределяется по поверхности совершенно иначе. Во время точка (нижняя часть рисунка) она приходится на два мощных «бугра», в то время как средняя часть лыжи при толчке почти не загружена, при прокатке (верхняя часть рисунка) давление в центральной части лыжи отсутствует.

2.1.1.3. Эпюра для прогулочных лыж
Поскольку прогулочные лыжи не делятся на классические и прогулочные и считаются универсальными, то эпюра прогулочных лыж имеет форму ближе к классическим лыжам. Это сделано для того, чтобы на прогулочных лыжах сохранялась возможность идти классическим ходом, в противном случае если лыжа под колодкой не будет оказывать существенного давления на снег, то она будет проскальзывать при толчке.

2.1.2. Эпюры в зависимости от температурных условии

Расмотрим два основных типа эпюр: COLD эпюра, подходящая для беговых лыж под морозную погоду и мягкую лыжню, и WARM эпюра, подходящая для тёплой погоды и жесткой лыжни. Разница COLD и WARM эпюр в остроте пиков давления и в длине части лыжи, которая участвует в скольжении.

2.1.2.1. COLD эпюра

Cold эпюра имеет увеличенные по длине, уменьшенные по значению пики давления под передней и задней частями лыжи, что равномерно распределяет вес лыжника. Более равномерное распределение давления в холодную погоду снижает действие силы сухого трения, которая преобладает в мороз, за счет увеличения площади водного трения, сопротивление которого значительно меньше сухого трения. На мягкой лыжне COLD эпюра предпочтительна за счет снижения силы трения пропахивания.

2.1.2.2. WARM эпюра

WARM эпюра имеет уменьшенные по длине и увеличенные по значению пики давления. Такое распределение нагрузки уменьшает силу трения капиллярного притяжения, создающее основное сопротивление на теплой лыжне, за счет уменьшения площади контакта и снижения эффекта "подсасывания". На жёсткой лыжне, WARM эпюра предпочтительнее, так как повышается контроль лыжи за счет врезки канта лыжи в снег.

2.1.2.3. Комбинированные эпюры
Распространены также лыжи с комбинированной эпюрой. Передний горб давления острый WARM, а задний – гладкий COLD, а также эпюры с промежуточными характеристиками.

2.2. Жесткость беговой лыжи

Современные спортивные беговые лыжи имеют в средней части своей конструкции прогиб. Если расположить лыжу на ровной поверхности, то можно заметить, что средняя часть лыжи "висит" на расстоянии 1-2 см от поверхности. С приложением нагрузки сверху, лыжа будет прижиматься, а жесткость этой "рессоры" и есть жесткость лыжи.
Начальный и средний сегмент беговых лыж выполняется в одной универсальной жесткости и меняется в зависимости от их длины. Чем лыжа длиннее, тем они жестче и тем лучше они подойдут для рослых или тяжёлых лыжников.
В верхнем сегменте гоночных лыж, производители делят каждую ростовку на разные жесткости, условно обозначая их Soft, Medium, Hard, Extra Hard. Такое деление необходимо для опытных выступающих лыжников, так как оно помогает точно подобрать пару по антропометрическим характеристикам спортсмена, его весу, особенностям техники хода и физических данных.
Для различных техник хода подбирают лыжи с различной жесткостью в области колодки.
Выбирая классические лыжи, можно воспользоваться следующим тестом:
- лыжи располагают на ровной поверхности и встают на них таким образом, чтобы носки обуви находились на линии центра тяжести
- необходимо распределить вес тела равномерно и попросить ассистента провести под лыжей тонким листом или щупом толщиной 0,2 мм
Если лыжи выбраны правильно по жесткости, то лист должен свободно перемещаться под лыжами на 25-40 см по направлению к носку, а в обратную сторону – до конца ботинка. Если щуп перемещается вперед на меньшее расстояние, то следует выбрать более жесткие лыжи. Если щуп перемещается назад на 3-5 см дальше конца ботинка, то следует выбрать более мягкие лыжи.
Если же перенести вес тела на одну из лыж, то щуп или лист бумаги должен перемещаться свободно на 10-15 см вперед от центра тяжести и на половину длины стопы назад. После переноса веса тела на носок, щуп или бумага должны быть плотно зажаты между полом и лыжей. Если лыжи соответствуют вышеперечисленным требованиям, то они подходят вам по жесткости.
При подборе коньковых лыж и распределении веса лыжника на обе ноги, щуп должен двигаться вперед от центра тяжести на 40 см и на 5-10 см назад от пятки ботинка. После переноса веса тела на одну из лыж зазор должен уменьшаться не более чем на 10 см в направлении к носку лыжи. Зазор не должен заканчиваться под пяткой ботинка. При отталкивании должен оставаться зазор, равный 30-40 см.

2.3. Материал скользящей поверхности беговой лыжи

В производстве современных лыж используется пластиковая скользящая поверхность. В первых пластиковых лыжах применялся легко стираемый и плохо держащий смазку АБС пластик, который практически полностью вытеснен из рынка изготовления лыж, полиэтиленом сверхвысокой молекулярной массы UHMW-PE, за исключением самых дешевых моделей некоторых производителей. Крупные современные производители изготавливают скользящую поверхность из синтезированного полиэтилена сверхвысокого молекулярного веса (High Performance Polyethylene – HPPE). Этот термопластичный материал применяется в промышленности в тех случаях, когда требуется малое трение и высокая устойчивость к истиранию. Общепринятое название материала – P-Tex. Он изготавливается путем прессования измельченных частиц полиэтилена под высоким давлением с образованием кристаллической решетки с аморфными зонами, заполненными полимерами более низкой плотности или специальными наполнителями. В материал, предназначенный для обычных массовых лыж и для мороза, добавляется 5-15 % наполнителя - частицы углерода размером 20 мкм для снятия электростатики, а также графита и фторуглеродистых соединений для улучшения скольжения. Технический углерод делает основу лыжи чёрной, но и несколько уменьшает её износостойкость. Соединения галлия добавляют пластику теплопроводность, такое же свойство у нитрида бора, но эта добавка дополнительно уменьшает способность впитывать влагу. Пигмент ультрамарин используют в лыжах без технического углерода для создания рисунка на основе и улучшения скольжения.
На основу любых лыж могут наноситься мази - для скольжения и удержания. Сам по себе HPPE не имеет пористой структуры и не впитывает лыжную смазку, однако под воздействием высокой температуры мазь проникает в аморфные зоны и удерживается там. С химической точки зрения лыжная смазка изменяет водоотталкивающие свойства скользящей поверхности за счет изменения сил поверхностного натяжения, а также обеспечивает ее смазку, уменьшая тем самым силу трения. Добавки, входящие в состав лыжных мазей, такие как фтористые компоненты, графит и молибден, дают дополнительные преимущества для достижения высокого качества скольжения.
Также в основе лыжи в области колодки может быть утоплена резиновая полоса. Обычно в обозначении присутствует «zero», такие лыжи предназначены для плюсовой мокрой лыжни и имеют довольно узкий погодный диапазон использования. Современный безмазевой вариант отталкивания - это прикрепление под колодкой имитации шкуры, что в названии лыж указывается, как «skin». Также для удержания лыжи под колодку может наклеиваться специальная липкая лента или в конструкции применяются различные механические формы зацепов, не препятствующие скольжению, но работающие при отталкивании.

2.4. Структура скользящей поверхности беговой лыж

Заводское нанесение структуры на скользящую поверхность адаптирует лыжи к строго определённым условиям использования: температура воздуха, влажность, состояние снега, стиль передвижения. Также оно улучшает скольжение за счёт уменьшения площади контакта со снегом и снижения эффекта подсасывания в результате разрыва водяной плёнки, образующейся при скольжении. Предварительно нанесённая заводская структура позволяет выбрать гоночную пару, наиболее подходящую к погодным условиям и характеристикам трассы в день старта.

Ниже приведены типы структур беговых лыж Atomic и Salomon:
- АС 3 - универсальная холодная -8-17 C, нарезается на классику и конек, особенно хорошо работает в Скандинавии;
- АС 4 холодная -8-15 C, универсальная структура, нарезается на конек, особенно хороша при высокой влажности;
- АС 5 очень холодная -8-20 C, широкий диапазон, нарезается на конек, но иногда и на классику, особенно хорошо работает в Центральной Европе
- АМ 1 средняя -3-10 С,универсальная, нарезается и на конек и на классику, особенно хороша для смеси нового и искусственного снега
- АМ 2 средняя -1-5 С, нарезается на лыжи NO WAX и конек, иногда на классику, под свежий падающий снег и глянец, влажный снег
- АМ 6 средняя -1-8 С, универсальная структура, нарезается на конек, но может иногда и на NO WAX и классику, на крупнозернистый снег
- АМ 7 средняя -4-10 С, нарезается на классику и конек, универсальная структура на сухой снег, хорошо работает на классике и в более холодных температурах
- AW 1 теплая -4-0 С, нарезается на классику и NO WAX , универсальная на влажный снег и сырой снег
- AW 7 теплая -2-0 С, нарезается на конек и классику, под крупнозернистый (весенний) снег можно сверху нанести дополнительно ручную накатку\нарезку
На лыжи произведенные без специального заказа по структуре нарезается структура World Cup Cold (WCC) или World Cup Warm (WCW) - универсальные структуры на холод или тепло соответственно. Задача этих структур подготовить лыжи к универсальным снежным условиям трассы.

Fischer - один из самых известных производителей снаряжения для горных и беговых лыж. Fischer давно ассоциируется со спортивными достижениями, пьедесталами и медалями. Сильнейшие спортсмены, причём как в горных, так и беговых лыжах, биатлоне выбирают снаряжение именно этого бренда. Но нас интересует горнолыжная часть коллекции. В сезоне 2017-2018 в этом направлении есть и новинки, и изменённые модели прошлых сезонов - в общем, много всего интересного.

Структура каталога горных лыж Fischer выглядит следующим образом:

Горные лыжи Fischer World Cup в сезоне 2017-2018

Fischer RC4 WorldCup FIS

Лыжи для спортсменов, тренировок и соревнований. Традиционно здесь можно найти лыжи для любой дисциплины в любом классе. Свою известность Fischer приобрёл именно благодаря спортивной линейке. Особенно выделяются слаломные лыжи, которые сегодня предпочитает большое число атлетов. Конечно, глядя на результаты этапов Кубка Мира в последние годы, Fischer немного сдал свои позиции, но это никак не мешает его популярности среди спортсменов. С появлением платформы CurvBooster лыжа стала ещё чуть более динамичной, заметно увеличилась отдача энергии, которая так важна на трассе.

Fischer RC4 WorldCup

«Гражданский» спорт для тех, кто не гоняется за долями секунд на соревнованиях, но обладает хорошими навыками и техникой. Эти лыжи производятся по всем технологиям более старших моделей, но они менее жёсткие и подходят для повседневного катания. Здесь также можно найти лыжу с длинным радиусом - это WorldCup RC (18 м) для настоящего катания широкими дугами где-нибудь на длинных склонах Альп.

Один из слоёв в сэндвич конструкции - довольно толстый слой титанала в 0.8 мм. Без подобных усилений никак не обойтись. Особенно это важно для длиннорадиусных лыж, которые обычно работают на более высоких скоростях и бо́льших нагрузках, чем модели с коротким радиусом.

Собственно, далее в линейке идёт короткорадиусная версия WorldCup SC . Слаломная версия с радиусом 13 метров для спортивных и хорошо катающихся лыжников. Деревянный сердечник с титаналовым усилением и традиционной для этого класса лыж конструкцией сэндвич. Отличительная особенность всех слаломных лыж - Hole Ski Technology . Попросту «дырка» на носке, которая работает как аэродинамическая часть конструкции, пропуская через себя воздушный поток. Таким образом снижается сопротивление приподнятой части носка, а передняя часть лыжи прижимается воздухом.

Модель WorldCup SC обладает ещё одной интересной особенностью. Она продаётся в двух вариантах: с чёрным и жёлтым скользяком. Скользяк, к слову, схож с FIS-лыжами, с нанесённой структурой и обладает хорошими скользящими характеристиками.

Fischer RC4 Speed Allride

Эта лыжа из серии RC4 подойдёт для лыжников со средним уровнем подготовки. Такой же сэндвич, как и две предыдущие, но с чуть более тонким слоем титанала в 0.5 мм. Она менее требовательна к технике, прощает гораздо больше ошибок и гораздо легче управляется. Средний радиус поворота делает её более универсальной, с возможностью пустить как в длинную дугу, так и без особых усилий - в короткую. На лыжах с радиусом поворота 14 метров комфортно кататься на коротких склонах, но и в больших горах можно не задумываться над тем, как кататься, выходя на склон.

Серия горных лыж Fischer RC4 The Curv в сезоне 2017-2018

Серия, которая произвела фурор в прошлом сезоне. С момента её появления восторженные отзывы не прекращаются. На наш взгляд, не совсем правильно помещать её в линейку World Cup. Стоит отметить, что сделана серия Curv не на базе спортивных лыж, а по технологиям спортивных лыж - база у неё своя, особая геометрия, особая управляемость и особые позитивные эмоции.

The Curv на стадии идеи - это лыжи, которые дают возможности спортивных лыж рядовым лыжникам, катающимся по подготовленным склонам. Для разработки этой серии были приглашены три очень известные личности: Mike Von Grunigen, Kristian Ghedina, Hans Knauss. Чемпионы в отставке приложили свой опыт и знания для адаптации тяжело управляемых цеховых лыж для более рекреационного катания. Получается, принесли огонь с Олимпа людям.

В сезоне 16/17 линейка The Curv включала 3 модели, в сезоне 17/18 к ним добавились новые лыжи GT. Они только появились, но по результатам тестов уже оказались в лидерах. Сегодня линейка The Curv выглядит следующим образом:

    The Curv CurvBooster - топовая модель. GT - новая лыжа в линейке, занимающая вторую позицию. DTX - середина. Allride - младшая в линейке.

Теперь обо всех подробнее.

Лыжи Fischer The Curv Booster

Самая серьёзная лыжа из серии Curv. Можно сказать, что это спортцех в другом обличии. Лыжи жёсткие и заряжены даже большим количеством технологий, чем модели FIS. На самом деле, и в поведении по своей жёсткости и строгости Curv Booster ведут себя практически как спортивные лыжи. Идут также стабильно, без малейшего намёка на какой-то срыв дуги или проскальзывание.

Модель предназначена для экспертов и лыжников очень хорошего уровня, которые смогут раскрыть весь её потенциал. Особенно впечатлили длинные ростовки, которые идут максимально стабильно и делают ровно то, что от них требуют лыжник и его ноги. При ростовке 178 см радиус 18 метров, и на коротких склонах просто не успеваешь разогнать лыжу до нужной скорости, где она начинает работать на полную. По этой причине рекомендуется брать The Curv Booster с собой на горные курорты, где можно раскатиться и почувствовать всю их работу. В длинном скоростном повороте нагрузка сильно увеличивается. Чтобы сохранять стабильность и держать дугу, не должно быть никаких смещений геометрии и изменений в положении канта, также и с вибрациями, поэтому отдельное внимание было уделено торсионной жёсткости. В модели используется карбоновая структура Diagotex Torsion, которая снижает уровень нежелательных вибраций и деформаций, сохраняя стабильное положение лыжи.

Предполагается, что лыжа должна работать на высокой скорости, поэтому не стоит ожидать от неё сверхуправляемости на малых ходах - её не будет совсем. Для CurvBooster работает Character Size , то есть радиус лыж подобран под ростовку, от короткого к длинному. Но несмотря на это, даже на коротком склоне потребуется набирать скорость для нормальной работы лыж, в противном случае от них не добиться корректного поведения и удовольствие от катания получено не будет.

Новинка сезона 2017-2018 - Fischer The Curv GT

Самая широкая из серии The Curv лыжа с талией 80 мм. Подобных широких карверов не так много, но их популярность довольна высока, вдобавок лыжи с такой талией становятся чуть более универсальными. В то же время ощущения от карвинга меняются по сравнению с более узкими моделями.


Все The Curv очень похожи, главные отличия модели GT от топового CurvBooster состоят в отсутствии платформы CurvBooster и в немного иной скользящей поверхности. Всё остальное идентично: лыжи также усилены титаналом 0.8 мм, карбоновой сеткой Diagotex, оснащены вырезом Triple Radius и прочее.

Ключевая разница кроется в поведении. Довольно широкая талия накладывает свой отпечаток при скольжении и маневрировании. Конечно, можно списать на субъективное мнение автора, но скольжение на GT показалось максимально плавным, даже при динамичном катании и попытках максимально резко входить в поворот. Отклик на работу ног также не очень быстр, поэтому и движение получается с запозданием. Но если вернуться к техническим параметрам - широкая талия и средний радиус в 16 метров и совместить это с плавными движениями Curv GT, то можно легко определить идеальные условия для катания на этих лыжах. Длинный хорошо подготовленный склон, приличная скорость и дуги от края до края трассы - это то, где GT будет максимально комфортен и полноценно удовлетворит хозяина.

Ещё одна среднерадиусная лыжа, только уже с более узкой талией. Она не новая, выпускается не первый сезон и успела себя очень даже хорошо зарекомендовать.


Если CurvBooster окажется чересчур жёстким, а GT слишком неторопливым, то DTX будет как раз тем, что нужно. Именно по причине того, что лыжа чуть мягче верхних моделей серии и работать начинает на чуть более низких скоростях, на небольших и коротких склонах её можно полностью раскрыть и полноценно кататься. Ещё одно отличие - наличие небольшого рокера, который помимо облегчения входа в поворот, добавит немного универсальности и возможность кататься на более мягком снегу. В остальном конструктивно лыжа повторяет CurvBooster и Curv GT.

Fischer Curv Ti Allride

Конструктивно она схожа со всей серией - это сэндвич с деревянным сердечником, усиление титаналом и тройным радиусом Triple Radius. Но есть два важных отличия:

    Титанальное усиление тоньше, чем в других: 0.5 мм вместо 0.8. Нет карбоновой сетки Diagotex. Это ощутимо снижает жёсткость лыж, но при этом они становятся менее требовательными к навыкам лыжника. Кататься на Curv Ti Allride смогут не только эксперты, но и просто любители со средней подготовкой.

Ещё одно отличие кроется в геометрии. Curv Ti Allride с довольно коротким радиусом можно взять, как более комфортную замену слаломной модели или в качестве среднерадиусной, если подобрать ростовку побольше.

Горные лыжи Fischer Progressor в сезоне 2017-2018

Переходим к другой трассовой серии - Progressor. С виду не скажешь, что в ней что-то особенное, но… Это самые лёгкие лыжи в своём классе. Ребята в Fischer смогли добиться этого в первую очередь благодаря облегчённой конструкции сердечника Air Tec с каналами внутри.

Другая особенность серии Progressor - это переменный боковой вырез, все лыжи выполнены с системой Dual Radius.

Fischer Progressor F19

Топовый Progressor F19 - первый в обзоре линейки. Классический сэндвич с деревянным сердечником Air Tec Ti с усилениями титаналом и карбоном. Всё как положено для верхней лыжи. Система Dual Radius здесь работает в диапазоне 13-17 метров, то есть радиус переходит от среднего в длинный. Лыжи довольно цепкие, склон держат хорошо. В контактных зонах применён так называемый Razorshape - края скошены, образуя дополнительные рёбра жёсткости и снижая вес.

По структуре Progressor F19 очень пластичны и управляются очень приятно. Но не стоит забывать, что перед вами лыжи экспертного уровня и нужно учитывать это при выборе.

Fischer Progressor F18

Чуть более мягкий, подойдёт для лыжников среднего уровня подготовки. Здесь также применён облегчённый сердечник Air Tec, только уже без титаналовых вставок, но с карбоном. Также оснащён системой Dual Radius, только диапазон колеблется в пределах 12-15 метров, то есть от короткого в средний. Это довольно удобный вариант для тех, кто катается на коротких склонах и не очень часто выезжает в горы.

Progressor F18 отличается и небольшим рокером на носке лыжи, который облегчит управление и вход в поворот. Хороший вариант для тех, кто уже перерос лыжи начального уровня, но не готов к экспертным.

Progressor F17 стоит рассматривать как начальный вариант лыж, которых хватит с запасом не на один сезон катания. Выполнены по технологии сэндвич с боковыми стенками, которые придают дополнительную жёсткость и обеспечивают точное сцепление канта со снегом, улучшая точность контроля. Также в этом хорошо помогает форма Razorshape со скошенными стенками, обеспечивая дополнительное ребро торсионной жёсткости и лучшую энергопередачу на кант.


Двойной радиус работает в диапазоне 14-17 метров. Он может показаться, на первый взгляд, довольно большим, но в целом это нормальный радиус для обучения и совершенствования техники.

Это самый простой базовый вариант, который подойдёт только в качестве самой доступной пары первых лыж для начинающих. Но, по возможности, лучше сразу отдать предпочтение Progressor 17.

Горные лыжи Fischer PRO MTN в сезоне 2017-2018

Pro MTN - серия трассовых универсалов, которая со своим появлением вызвала большой интерес и причин для этого много.

Если сразу не углубляться в технические характеристики, то уже визуально они привлекают внимание строгостью и премиальностью дизайна. Но это относится только к старшим моделям, так как младшие в этом плане подкачали. Но дизайн - штука сугубо субъективная.

Итак, лыж в модельном ряду Pro MTN целых 7. Для удобства будем рассматривать их двумя блоками:

Fischer Pro MTN 80 Ti, 86 Ti и 95 Ti

Тот самый, «настоящий» Pro MTN. Постараемся раскрыть, почему у нас сложилось именно такое мнение. Все лыжи выполнены в одной конструкции и с одинаковыми технологиями, разнятся только по ширине талии. Сразу нужно отметить, что лыжи очень лёгкие и это достигается с применением многих технологий и разработок Fischer.

Вторая особенность - это обширное применение карбона. Так, например, сохранив торсионную жёсткость, удалось уменьшить толщину пятки и носка. Более того, на скорости и неровностях на краях возникают множественные нежелательные вибрации, карбон довольно слабо этому подвержен, а значит Pro MTN сохранит для лыжника полный контроль и стабильность. В совокупности с формой Razorshape скольжение на жёстком склоне получается превосходным с идеальной точностью.

Нужно только оговориться, что перед нами лыжи-универсалы. Да, по жёсткому склону они идут хорошо, но это не спортивные лыжи и не жёсткие карверы. Да ещё и с немалым радиусом. Поэтому не стоит ждать от них такой же быстрой и точной перекантовки, как, например, от Fischer RC4. Но вот функции универсала Pro MTN выполняют на отлично. Хорошо всплывающий носок и двойной рокер на носке и пятке делают их универсальными и проходимыми.

По популярности Pro MTN 80 и 86 имеют равные шансы - Pro MTN 80 самая динамичная модель, и чуть помягче, а Pro MTN 86 чуть жёстче, но более проходимая версия. Pro MTN 95 в плане популярности отстаёт из-за своей ширины и габаритов. Эти лыжи получились довольно жёсткими, а пользователи просто побаиваются таких моделей и выбирают более гибкие лыжи, здраво оценивая свои силы.

В целом, логика производства таких лыж понятна - карверы всё больше расширяют, стараясь добавить универсальности, а трассовые универсалы также широки из расчёта на то, что можно выехать за пределы трассы в целину. В общем-то это можно сделать, но учитывая жёсткость лыж, полноценно покататься по свежему глубокому снегу не получится. Чтобы Pro MTN 95 Ti нормально всплывали необходимо будет очень сильно разгоняться. Всё же для целины есть другие лыжи и даже другие универсалы, о которых мы поговорим позже.

Fischer Pro MTN 74, 77, 80 и 80 Ti

Во вторую часть серии Pro MTN мы включили модели, оснащённые платформой с креплениями.

Следующие лыжи в линейке - Pro MTN 80. Это всё те же 80 Ti, только без титаналового усиления. Они значительно мягче, лучше идут по мягкому и рыхлому снегу, но при этом хуже держат на жёстком склоне.

Pro MTN 77 - один из универсалов для начинающих и расслабленного катания не искушённых лыжников. Без карбоновых носков и пятки, не нужно прикладывать никаких усилий для того, чтобы управлять лыжей, и как результат минимальная нагрузка на ноги, а к концу катального дня нет никакой усталости.

Есть ещё и самая нижняя, самая простая модель - Pro MTN 74. Базовые лыжи в линейке, которые подойдут только для обучения. На большее их, пожалуй, уже не хватит.

Если вернуться немного и посмотреть на всю серию Pro MTN, то можно увидеть, что линейка выглядит немного не слаженно по дизайну, но зато по своим ходовым характеристикам очень ровная и легко можно выбрать модель точно по своим требованиям.

Горные лыжи Fischer Ranger в сезоне 2017-2018

Если по ходу всей статьи мы шли сверху вниз от топовых моделей к нижним, то здесь хотелось бы сделать всё наоборот. Причина тому очень проста. По логике, дальше мы должны говорить про фрирайд, но с Fischer сложилась весьма интересная и довольно редкая ситуация, когда внетрассовые универсалы очень гармонично и плавно переходят во фрирайд, поэтому мы и начинаем с «нижних» моделей.


Самый узкий и мягкий из всей серии. Здесь есть облегчённый деревянный сердечник, но нет никакого титанала или карбона. Из всей серии у Ranger 85 самый маленький радиус - 17 метров. Что, по сути, норма для этого класса лыж. Нужно отметить и полноценный рокер Freeski, который обеспечивает всплытие носка. При этом всём есть лёгкое управление и небольшой вес лыж. При катании по мягкому или разбитому склону это будет иметь значение, так как на тяжёлых лыжах усталость всё же накапливается гораздо быстрее.

С Ranger 90 начинаются серьёзные лыжи, основное назначение которых - помогать лыжнику выезжать везде, в какие бы дебри он ни залез. Здесь мы видим усиленный титаналом сердечник и карбоновый носок, который при сохранении жёсткости уменьшен по весу. Очень помогает в снижении веса и форма носка Aeroshape, которая используется во всех лыжах серии Ranger, делая их форму более обтекаемой.

Ranger 90 должны проехать как по жёсткому склону, так и по мягкому, разбитому. А вот если взять более широкий Ranger 98, то и в целину можно попробовать заехать.

Fischer Ranger 98

Пожалуй, одна из лучших лыж среди универсалов на рынке. По результатам тестов, проводимых несколькими иностранными изданиями, в категории «Универсальные лыжи с талией 90-99 мм», Ranger 98 занимает первое место уже не первый сезон, а это говорит о многом, ведь в них участвуют лыжи всех известных и малоизвестных брендов.

Для неё актуально всё, что было сказано про Ranger 90: деревянный сердечник с титаналом, карбоновые носки, аэродинамическая форма и малый вес. Более того, если говорить про вес, то лыжи серии Ranger частенько используют со скитурными креплениями, как раз по причине того, что на них можно подниматься не только вверх, но и полноценно раскатывать снежные поля, даже если они окажутся местами жёсткими и необходимо будет врубаться в леденистое покрытие. Всплывать лыже помогает двойной рокер на носке и пятке, плюс к этому уменьшенный прогиб в середине лыжи, который обеспечивает чёткое сцепление со склоном и хорошую управляемость на разном снежном покрытии. Лыжа идёт очень стабильно, в независимости от скорости.

Проблема большинства внетрассовых универсалов в том, что в одной лыже нужно совместить достаточную жёсткость для стабильного катания на жёстких покрытиях и пластичность для мягких участков и целины. Ranger 98 Ti максимально приблизился к идеальному балансу.

Fischer Ranger 108 Ti

Здесь ещё более выражена внетрассовая составляющая, при этом надо признать, что снижается трассовый компонент универсальности. Нельзя сказать, что по отратраченному склону на 108-х не проедешь, но это точно не карвер. В Ranger 108 применены те же технологии, что и в Ranger 90 и 98. И многие из них пришли из скитура, где при всех прочих, особое внимание уделяется весу.

Талия 108 мм считается классикой фрирайда, и в этой «идеальной» ширине талии Fischer постарался объединить всё в попытке сделать максимально универсальную лыжу. Насколько это получилось - мнения расходятся, но большинство тест-райдеров и пользователей в восторге, говоря, что лыжи отлично себя показывают в довольно широком диапазоне условий катания.



Тестер Brian Lindahl раскатывает склоны Брекенриджа на лыжах Fischer Ranger 108 Ti сезона 2016/17 © Grayson Tamberi, blistergearreview.com

Fischer Ranger 115 XTi

Полноценный фрирайд, причём довольно серьёзный, полностью переделанная относительно прошлых сезонов лыжа. Итак, перед нами Ranger - это сэндвич, деревянный сердечник, карбон на носке, направленная структура лыжи, аэродинамическая форма Aeroshape и много всего остального, что присуще серии Ranger. 115 - правильно, фрирайдная талия шириной 115 мм. XTi - вот тут главная особенность и новинка, двойной титанал в усилении. Лыжа получилась очень жёсткая. Чтобы она плыла и работала, несмотря на Freeski рокер, её нужно разгонять… Сильно разгонять. Видимо, расчёт состоит в том, что выкатывать её будут серьёзные райдеры на серьёзных уклонах. Но, на любую лыжу найдётся свой покупатель, хотя фрирайдный Fischer прошлых поколений выглядит более интересным с точки зрения потребительского спроса.

Парковые твинтипы Fischer Nightstick

Надо признать, что парковый Fischer никогда не был в фаворе у райдеров, но по результатам тестов, однако занимает довольно высокие позиции. С чем связано? Возможно, с тем качеством и набором технологий, которые у Fischer за последнее время очень сильно выросли, завоевав своего покупателя и обожателя.

Женские горные лыжи Fischer в сезоне 2017-2018

Женская коллекция претерпела довольно большие изменения и сильно расширилась. Теперь она получила единое начало в названии модели в виде слова «My» (моя/мой/моё). Дальше название модели в большинстве своём соответствует одной из серий лыж унисекс.

Аналог вышеописанной модели унисекс. Кроме дизайна, отличий не найти. Если в унисекс-версии это далеко не самые топовые лыжи, то в женской линейке Curv Allride - верхняя модель, которая подойдёт лыжницам с экспертным уровнем катания. Характерны для неё абсолютно все особенности и ходовые качества лыж серии Curv. Во время тестов отмечали, что несмотря на сходство, некоторые отличия от мужской лыжи есть в сторону большего комфорта женской части катающихся, как и должно быть. Хорошо катающиеся лыжницы оценят My Curv Allride по достоинству.


Fischer My Turn

Серия трассовых карверов с узкой талией состоит из 4 лыж:

    My Turn 74 . Короткорадиусный карвер с талией 74 мм. Модель из старших, но без усиления титаналом. В первый момент подумается: «Как же так?» . Но это, может, и к лучшему. Титанал хоть и кладётся тонким слоем, обычно толщиной 0.5-0.8 мм, его вполне достаточно, чтобы вес лыж увеличился на осязаемую цифру. В качестве альтернативы здесь используются лёгкие карбоновые стрингеры, которые делают лыжу жёстче, не прибавляя ей ощутимого веса. Во всём остальном в конструкции все признаки хорошей лыжи уровнем чуть выше среднего: сэндвич-конструкция с боковыми стенками на базе облегчённого сердечника Air Tec и трассовый On-piste рокер. My Turn 74 это хорошая лыжа для активно катающихся лыжниц уровнем выше среднего. Похожая по назначению, только с ещё более узкой талией My Turn 68 . Радиус ещё меньше - 12 метров. Получается, что перед нами женская слаломная лыжа средней жёсткости. Не стоит пугаться, думая, что она предназначена только для спортсменок - это самая обычная короткорадиусная лыжа, на которой смогут кататься даже те, кто только освоил азы параллельного ведения лыж. My Turn 73 - одна из начальных лыж, от которой не стоит ждать выдающихся ходовых характеристик. Вдобавок они наделены довольно большим радиусом поворота. Такие лыжи подойдут для обучения и катанию в горах, но радиус уж очень великоват. У My Turn 73 есть один большой плюс - действительно небольшой вес. И совсем базовая, самая простая лыжа - My Turn 71 . Она подойдёт, пожалуй, только уж совсем неискушённым лыжницам или для первых шагов в обучении технике катания.

Fischer My MTN

Как и в унисекс части, так и в женской, универсалы представлены серией MTN, соответственно схожие, но при этом абсолютно другие:

    «Старшая» модель My MTN 84 . Сэндвич-конструкция, облегчённый сердечник Air Tec. На этом всё сходство заканчивается. Здесь нет слоёв титанала или полноценного карбона, но зато и лыжи получились более мягкими и доступными для прекрасного пола. Если использовать все усиления, то получим избыточную для лыжниц жёсткость, а в таком варианте модель My MTN 84 получилась сбалансированной и приятной в катании. Полноценный женский трассовый универсал, который будет держать на жёстком склоне, а на мягком покрытии All-Mountain рокер будет помогать всплывать.

В сезоне 2017-2018

  • Начиная с сезона 2017-2018 на лыжи Fischer и Rossignol ставится платформа IFP вместо NIS.
  • Структура P5-1, которая наносится на лыжи Plus, поменялась и стала более универсальной. Вместо -5 и теплее, стала от -10 до +5.

В сезоне 2019-2020

  • 3D Gliding Sidewall – скользящая боковая поверхность, которая смазывается специальной жидкостью. По заверениям производителей, уменьшает трение боковин лыж о снег. Стенки сделаны из того же пластика, что и скользящая поверхность, но более тонкого. Можно даже наносить структуру накатками.
  • Все гоночные модели (RCS, Carbonlite и Speedmax) изготавливаются по технологии холодной склейки . Ранее технология применялась только на лыжах Speedmax.
  • Теперь у Speedmax и Carbonlite одинаковый сердечник – Air Core HM Carbon. Сердечника Air Core Carbonlite больше не существует, поэтому лыжи Carbonlite стали тяжелее на 80 г .
  • Мыски и пятки лыж теперь не из карбона, он есть только в ламинате.
  • Популярная конструкция 610/1Q осталась только на модели Speedmax.
  • Модель CRS на российском рынке идет с названием и символикой Russialoppet. Позиционируется как оптимальный вариант для любителей и первых марафонов.

Fischer speedmax 3D. Источник: instagram.com/sportenbeitostolen

Модельный ряд Fischer в сезоне 2019-2020

Fischer Speedmax 3D

Лыжи Speedmax – топовая модель бренда, появившаяся в 2013 году. Первые лыжи на рынке, которые производятся по технологии холодной склейки. Именно на этих лыжах бегает большинство элитных лыжников на Кубке мира. С 2019 года к холодной склейке присоединились Carbonlite и RCS. В чем суть холодной склейки?

Традиционно лыжи производятся так:

  1. Лыжа собирается в специальной кассете
  2. Собранные компоненты будущей лыжи поступают в пресс, где под высоким давлением и температурой «спекаются», а на выходе получается готовая лыжа
  3. Затем идет обрезка, шлифовка и лакировка

Лыжи Speedmax проходят те же этапы производства, но без пластика скользящей поверхности. Скользяк приклеивается вручную после всех процедур. По заявлениям производителей это предохраняет пластик от деформации. Он не меняет своей структуры, лучше скользит, лучше впитывает смазку. Технология называется Cold Base Bonding («холодное крепление базы»). По слухам, идея родилась из-за потребности обновлять пластик, сохраняя сердечник лыжи.

Основные технологии:

  • 3D – скользящие боковые поверхности
  • Сердечник Air Core HM Carbon
  • База World Cup Plus/Cold

Speedmax 3D Skate. Все коньковые спидмаксы имеют 610 конструкцию, но разные базы и структуры.

Немного упрощенная версия Speedmax. Не имеют технологии 3D и весят чуть больше старшей модели. Сarbonlite были одними из самых легких лыж в мире, но с переходом на технологию холодной склейки, они стали тяжелее на 80 г – 1060 вместо 980 г. Мысок и пятка теперь не из карбона, он есть только в ламинате. Сердечник также изменился – убрали сотовую конструкцию боковых стенок. Линейку Carbonlite ограничили в выборе конструкций и баз. Теперь на коньковых только 115 конструкция, а на классических 812.

Основные технологии:

  • Холодная склейка скользящей поверхности
  • Сердечник Air Core HM Carbon
  • База World Cup Plus/Cold

Carbonlite Skate. Масса 1060 г (были 980 г) при ростовке 186 см. Длина – 171-191 см.

  • Carbonlite Skate Cold (115/15)
  • Carbonlite Skate Plus (115/15)

Carbonlite Classic. Масса 1030 г (были 980 г) при ростовке 197 см. Длина – 187-207 см.

  • Carbonlite Classic Plus (812/8Q2)

Источник: dailyskier.com

Fischer RCS

До появления Carbolite и Speedmax на этих лыжах выигрывались медали Кубка Мира. Пластик, структуры и конструкции такие же, как на самых верхних моделях. С 2019 года RCS изготавливаются по технологии холодной склейки, аналогично Speedmax и Carbonlite, но RCS тяжелее, бывает только с базой Plus, в коньковой 115 и классической 812 конструкциях. Подойдут для активно соревнующихся лыжников, позволяют бороться за хорошие результаты на соревнованиях.

Основные технологии:

  • Холодная склейка скользящей поверхности
  • Сердечник Air Core Carbon
  • База World Cup Plus

Характеристики лыж:

  • RCS Skate Plus (115/15). Масса 1090 г при ростовке 186 см. Длина 171-191 см.
  • RCS Classic Plus (812/8Q2). Масса 1090 г при ростовке 197 см. Длина 187-207 см.

Fischer RCR

Для продвинутых любителей. Отлично подойдут для обучения технике и первых соревнований и марафонов для удовольствия. Скользящая поверхность – WC Pro. Конструкция 115 придает устойчивости на жестких трассах.

Основные технологии:

  • База WC Pro

Характеристики лыж:

  • RCR Skate. Масса 1190 г при ростовке 186 см. Длина 171-191 см.

Новый дизайн Fischer 2019-2020. Источник: dailyskier.com

Fischer SCS

Основные технологии:

  • Сердечник Air Core Basalite Pro
  • База WC Pro

Характеристики лыж:

  • SCS Skate. Масса 1270 г при ростовке 186 г. Длина 171-191 см.

Fischer SC и CRS

Любительские лыжи для начинающих и регулярно катающихся. Подходят для участия в первых марафонах. Конструкция у всех 115 – наиболее устойчива и комфортна человеку со слабой техникой. Скользящая поверхность WC Pro.

Основные технологии:

  • Сердечник Air Core Basalite
  • База WC Pro

Характеристики лыж:

  • SC Skate. Масса 1360 г при ростовке 186 см. Длина 171-191 см.
  • SC Classic. Масса 1360 г при ростовке 197 см. Длина 187-207 см.
  • SC Combi. Масса 1360 г при ростовке 187 см. Длина 182-202 см.
  • CRS Skate Russialoppet. Масса 1320 г при ростовке 186 см. Длина 166-191 см

Fischer LS

Начальная модель лыж Fischer. Имеет 115 конструкцию и сердечник полностью из дерева с воздушными каналами. Лыжи уровня “покататься пару раз за зиму”.

Основные технологии:

  • Сердечник Air Channel
  • База Sintec

Характеристики лыж:

Масса 1420 г при ростовке 186 см. Длина 171-191 см.

  • Fischer LS Combi
  • Fischer LS Skate (115/15)

Fischer TwinSkin

Серия классических лыж, не требующих мази держания. В колодку вставлен специальный камус из мохера, который цепляется за снег в одном направлении и не мешает скольжению в другом.

  • Speedmax 3D Twin Skin (90L). Масса 1030 г. Длина 187-207 см.
  • Twin Skin Carbon (902/9Q2). Масса 1080 г. Длина 187-207 см.
  • Twin Skin Race (812/8Q2). Масса 1190 г. Длина 187-207 см.
  • Twin Skin Pro. Масса 1330 г. Длина 182-207 см.

Разница в скользяке и весе, есть отличия по материалу Skin. Лыжи Speedmax и Carbon имеют лучший скользяк WC Plus, легкие сердечники Air Core HM Carbon и Air Core Carbon, TwinSkin из 100% мохера. Спидмакс сделан по технологии холодной склейки, также имеет специальную конструкцию 90L с высокой аркой. Это позволяет максимально поднимать колодку от лыжни и не мешать скольжению. Начиная с модели Race – более тяжелые лыжи со скользяками WC Pro и ниже. Камус из смеси искусственного и натурального материалов.

Fischer Zero+

Особая линейка классических лыж для сложных погодных условий – температуры около 0 градусов с перепадами от -3 до +3 градусов. Особенность в том, что они не требуют нанесения мазей держания. Зона колодки сделана из специального материала, длину которого можно регулировать. Удлиняется мелкой наждачкой, укорачивается парафином. Модель отлично подходит для весенних марафонов и лоппетов.

  • Speedmax 3D Zero+ (902/9Q2). Масса 1030 г. Длина 187-207 см.

Юниорские лыжи Fischer Junior

Speedmax Junior Skate и Classic

Юниорские спидмакс аналогичны старшей модели по технологиям и материалам, за исключением 3D. Поэтому подойдут не только детям, но и взрослым людям низкого роста и веса в качестве соревновательной пары.

Основные технологии:

  • Холодная склейка скользящей поверхности
  • Сердечник Air Core HM Carbon
  • База World Cup Plus/Cold

Характеристики лыж:

Масса 850 г при ростовке 161 и 172 см соответственно. База WC Plus.

  • Speedmax Skate Junior. Длина 141-176 см.
  • Speedmax Classic Junior. Длина 157-187 см.

Carbonlite Junior Skate и Classic

Тяжелее спидмаксов, но по прежнему сопоставима со старшими моделями Fischer. По технологиям соответствует взрослым RCS.

Основные технологии:

  • Сердечник Air Core Carbon
  • База World Cup Plus/Cold

Характеристики лыж:

Масса 890 г при ростовке 161 и 172 см соответственно. База WC Plus.

  • Carbonlite Skate. Длина 141-176 см.
  • Carbonlite Classic. Длина 157-187 см.

RCS Junior Skate

Юниорская RCS вытеснена Carbonlite и Speedmax, теперь перешла из гоночного сегмента в средний. Аналогичны взрослым SC.

Основные технологии:

  • Сердечник Air Core Basalite
  • База WC Pro

Характеристики лыж:

Масса 970 г при ростовке 156 см. Скользящая поверхность WC Pro.

  • RCS Skate. Длина 141-176 см

RCR Junior Skate и Universal

Юниорские лыжи продвинутого уровня. Немного тяжелее модели RCS, но имеет ту же скользящую поверхность WC Pro.

  • RCR Skate. Масса 830 г при ростовке 141 см. Длина 121-171 см.
  • RCR Universal. Масса 860 г при ростовке 147 см. Длина 127-182 см.

SCS Junior Skate

Детская модель начального уровня. Скользящая поверхность Sintec.

  • SCS Skate. Масса 890 г при ростовке 131 см. Длина 121-161 см.

TwinSkin Junior

Серия юниорских лыж с камусом для классического хода. TwinSkin Carbon – полноценная гоночная модель, аналогичная старшей модели. Диапазон длин всех моделей 141-176 см.

  • TwinSkin Carbon Junior. Масса 890 г при ростовке 172 см
  • TwinSkin Race Junior. Масса 860 г при ростовке 147 см
  • TwinSkin Sprint Junior. Масса 980 г при ростовке 150 см
  • TwinSkin Snowstar. Масса 690 г при ростовке 110 см

Sprint Wax и Sprint Crown

Лыжи для самых маленьких. Wax требуют нанесения мази держания, Crown имеют насечки.

Масса 980 г при ростовке 150 см. Длина 90-170 см.

  • Sprint Wax
  • Sprint Crown

Таблица характеристик лыж Fischer сезона 2019-2020

Коньковые лыжи Fischer 2019-2020

Юниорские модели Fischer 2018-2019

Таблица характеристик лыж Fischer сезона 2018-2019

Классические Fischer 2018-2019

Цеховые лыжи Fischer: существует ли спортцех?

В России любят “достать” что-то эксклюзивное, секретное, недоступное никому. То ли менталитет у нас такой, то ли времена дефицита запомнились. Но слухи о каком-то отдельном спортивном цехе, где делают лыжи, недоступные для простых смертных, по-прежнему ходят. Необходимость купить лыжи из-под сборника создает броуновское движение на рынке лыж России 🙂

Специального спортивного цеха нет. Спортцех – это только название лыж, прошедших более тщательный отбор по жесткости. Все лыжи производятся из одного материала и на одном оборудовании. Существует гоночный департамент, в котором выпускают экспериментальные конструкции и структуры (Rennski). Проще говоря, это бюро разработок, научная группа. Эти лыжи не лучше других, они просто экспериментальные. Их откатывают элитные лыжники и выбраковывают. Тот “спортцех”, который достается лыжникам любителям из-под спортсмена – это чаще всего ненужные пары. Кто продаст свои боевые лыжи?

Существует функция предзаказа – это индивидуальный отбор лыж под заданные параметры. Из общей массы отбираются лыжи, максимально подходящие в паре и соответствующие параметрам лыжника. Наносится специальная наклейка с показателями промеров лыжи. Такую процедуру могут сделать в любом хорошем экипировочном центре. А показатели можно считать со штрих-кода лыжи обычным смартфоном.

О Rennski и “спортцехе” от Максима Тартынского.

Где производятся лыжи Fischer?

Споры о стране производства лыж Fischer не утихают много лет. Всегда находится кто-то, раскрывающий тайну производства Speedmax в Мукачево (Украина). Определить страну происхождения просто: на австрийских лыжах написано Made in Austria, на украинских – Austria . Если взглянуть на наклейку со штрих-кодом, то на ней так и написано: Made in Ukraine или Made in Austria.

Гоночный сегмент Fischer производится только в Австрии, детские Speedmax и Carbonlite. Остальные – в Мукачево. С обеих фабрик лыжи поставляются по всему миру.

Видео о коллекции Fischer 2019-2020

Промо от компании Fischer

Репортаж канала Skate&Classic с выставки ISPO в Мюнхене

Мнение блогера Максима Тартынского о новых Speedmax 3D

Занимайтесь спортом, двигайтесь и путешествуйте! Если нашли ошибку или хотите обсудить статью – пишите в комментариях. Мы всегда рады общению. 🙂

Подписывайтесь на нас в

На дворе – середина января. Снег, наконец-то, выпал везде, где его давно ждали, и форум нашего сайта, как обычно в это время, наполнен вопросами: «Как правильно и какие лучше выбрать лыжи?» Ответить на часть из этих вопросов «Лыжный спорт» попросил нашего прославленного лыжника, а ныне эксперта фирмы «Фишер» Александра Завьялова.
- Александр Александрович, вы давно связаны с лыжами «Фишер»?

Да, давно, с 1977 года, т.е. уже более 30 лет.

Тогда, наверное, ваш опыт пригодится тем спортсменам-любителям, которые катаются много, в различных погодных условиях и при этом подбирают себе лыжи сами. Интересует вопрос предпочтительного использования лыж «Фишер» температурных диапазонов COLD и WARM в московском регионе?

Здесь ситуация следующая. Теплые и холодные лыжи имеют, естественно, разные базы. Теплая база – 28-ая. Есть 5-ая база, но она, в основном, на воду, и у спортсменов этих лыж обычно по одной паре. В чем разница пластика? В теплых лыжах больше процент графита. Это сделано для того, чтобы не было так называемого подсоса влаги, так как больший процент графита создает большую пористость скользящей поверхности, что препятствует подсосу влаги. В московском регионе спортсменами преимущественно используются лыжи с теплой базой из-за высокой влажности и того, что трассы практически всегда мягкие, а у теплых лыж ещё и более мягкие носки с пятками. Это позволяет лыже лучше скользить по мягкой трассе. В холодных лыжах процент графита меньше, скользящая поверхность у них более гладкая и имеет слегка сероватый оттенок. Конструкция холодных лыж более жесткая, рассчитана на морозные, а, следовательно, на более жесткие трассы, и сделано это для того, чтобы лыжа под собой этот снег не собирала. В московском регионе трассы готовятся преимущественно легкой техникой – буранами, поэтому у нас стоит выбирать теплые лыжи.

Так как же все-таки с помощью лыж «Фишер» решать проблемы разных погодных условий в течение зимы, а ведь вы упомянули ещё и про лыжи «на воду» с 5-ой базой. Что можете здесь посоветовать?

Здесь ситуация следующая: если мы берем «теплые» лыжи - с 28 базой (не каждый спортсмен-любитель может позволить себе одновременно иметь лыжи и «теплые», и «холодные», и «супертеплые»), то с помощью накаток и создания соответствующей структуры можно решить проблему на разные температурные условия. Очень желательно, конечно, чтобы накатки были давящими, а не режущими. Результат работы накатки пропадает через две три обработки (нанесение-снятие парафина), и опять остается заводской штайншлифт. На «холодных» лыжах Фишер лежит холодный шлифт, на «теплых» - универсальный. Лыжи Фишер считаются универсальными – можно без проблем одной-двумя парами закрыть весь сезон при использовании накаток. Лыжи других фирм, например, «Мадшус», тоже очень неплохие, но у них более узкотемпературный штайншлифт. Спортсмены сборных могут себе позволить иметь большое количество разнообразных пар лыж, для любителей с их ограниченными финансовыми возможностями это сложно.

Три года назад, когда в Москве случились сильные морозы, при которых пластиковые лыжи практически не скользят, я обратил внимание на то, что те, кто был на классике Фишер при температуре ниже минус 30 градусов все равно очень неплохо ехали. Есть ли у фирмы «Фишер» и у вас, как у практика, какие-либо рекомендации как готовить лыжи на такой мороз?

Здесь все зависит от структуры лыжи – «холодная» лыжа должна быть практически гладкой. В сильный мороз снег сухой, и если мы нанесем на лыжу небольшую структуру, то снежный порошок будет заполнять эту структуру, и получиться так называемый подсос из-за забития структуры снежным порошком. Если взять гладкую лыжу и при этом еще покрыть её холодным, «стеклянным» парафином, например, ранее выпускавшимися зелеными SWIX или STAR, а затем грамотно лыжу обработать, то парафин закроет всю структуру и никакого подсоса из-за снежного порошка не будет. В этом случае можно даже использовать и «теплые» лыжи, но они должны быть без структуры. Если не закрыть структуру, то снежный порошок забивает структуру и лыжа начинает тормозить, как будто едет по песку.

Из разговоров со спортсменами создается впечатление, что для конькового хода лыжи фирмы «Фишер» надо выбирать немного длиннее, чем это предлагается стандартными рекомендациями. Это особенности их конструкции?

Нет, никаких особенностей конструкции в плане выбора длины у лыж «Фишер» нет. Новые размеры лыж как бы несут на себе несколько меньший размер, т.е. к ростовке 177 см нужно прибавлять еще 3 сантиметра. Раньше были ростовки 180, 185, 190см. Сейчас самая большая длина коньковых лыж «Фишер» 192см. Выбор длины лыж должен определяться ростом спортсмена и его квалификацией. Если спортсмен хорошо координирован, то он выбирает лыжи длиннее. Сейчас коньковый ход разделился на спринтерский и дистанционный. Спринтеры выбирают более короткие лыжи. Это необходимо для того, чтобы «не запутаться» на дистанции при очень большой частоте шагов, на которую положительное влияние оказывает короткий инвентарь. Если человек бегает дистанционные гонки, у него хорошая координация, мощный толчок, то он выбирает лыжи более длинные. Если координация недостаточная, а это можно отнести, например, к ветеранам, то в этом случае лыжи надо выбирать более короткие. При выборе длины лыж на коньковый ход значение оказывают и параметры трассы. Сейчас трассы готовятся хорошо, но там где этого нет, где лыжня узкая, там и лыжи должны быть более короткими. Поэтому, повторю, все идет от того, как спортсмен подготовлен, как подготовлена трасса и какие это соревнования.

- Расскажите, пожалуйста, о новой модели лыж «Софт трек»?

Под маркой «Софт трек» «Фишер» начал выпуск классических лыж на теплую погоду при большом количестве снега на лыжне. У нас в стране подобные лыжи часто называют «бракованными» - когда появились первые такие лыжи, у них носки и пятки расходились при сдавливании. Это 902 модель, которая, как и 812 модель различается на «теплую» и «холодную». Лыжи модели 902 как правило жестче, чем обычные. Когда на лыжне много снега, то в момент отталкивания носок лыжи поднимается, и лыжа этот снег не собирает. Лыжа обычной конструкции в таких условиях снег перед собой немного собирает и за счет этого притормаживается. В сезоне 09/10 такая же модель «Софт трек» появится среди коньковых лыж.

С прошлого сезона «Фишер» устанавливает на своих лыжах верхнего уровня платформу NNN. Многие любители продолжают использовать обувь с подошвой SNS и устанавливают соответствующие крепления поверх платформы NNN. Как, по-вашему, нужно учитывать в этом случае увеличение общей жесткости лыжи?

Когда на лыжу наклеивается платформа NNN, то жесткость лыжи увеличивается минимально. Когда мы устанавливаем на шурупах платформу SNS, то итоговая жесткость лыжи при этом увеличивается, и мне в моей практике это неоднократно приходилось учитывать, но, подчеркну, эта разница касается именно наклеенной платформы NNN.

- Спасибо за ответы!