Олимпийские игры в древней греции место проведения. Первые Олимпийские игры — история и интересные факты

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Челябинская Государственная Академия Культуры и Искусств.

Культурологический Факультет.

Кафедра: Социально-культурной деятельности.

Реферат

По дисциплине: История социально-культурной деятельности.

Тема: Олимпийские игры в древней Греции.

Челябинск 2015г

Введение

1. История Олимпийских игр

2. Правила, условия, традиции олимпийских игр в древности

3. Программа Олимпийских игр

4. Традиция зажжения Олимпийского огня

5. Значение олимпийских игр

Заключение

Список литературы

Введение

С богами связаны все древнегреческие праздники и спортивные игры. Знаменитые Олимпийские игры, которые Древняя Греция подарила миру, были в эпоху античности не единственными. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г, до н. э. на мраморной доске впервые было записано имя победителя в беге, поэтому принято считать именно этот год началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис в Олимпии. Место выбрано очень удачно. Все постройки, и ранние и более поздние -- храмы, сокровищницы, стадион, ипподром -- возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время Олимпийских игр. В храме Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная скульптором Фидием, которая считалась одним из семи чудес света. В священную рощу съезжались тысячи зрителей. Помимо зрелищ состязаний атлетов, здесь заключались торговые сделки, проходили публичные выступления поэтов и музыкантов, выставки работ скульпторов и художников. Здесь оглашались новые законы, договоры, обсуждались важные документы. С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия…

Цель исследования: Исторический анализ Олимпийских игр в условиях развития древнегреческой цивилизации в эллинистический период.

1. История Олимпийских игр

Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции совпало по времени, когда историю делали мифы и легенды. По дошедшим до нас произведениям древнегреческих историков, философов и поэтов, мы узнаем, что Древние Олимпийские игры связывают с именами народного героя Геракла, легендарного царя Пелопса, спартанского законодателя Ликурга и эллинского царя Ифита.

Во второй оде древнегреческого поэта Пиндара говорится, что рождение Олимпийских игр связано с именем Геракла. В 1253 г. до н. э. эллинский царь Авгий отдал приказ Гераклу вычистить королевские конюшни, которые не убирались в течение года, за один день. Используя свою силу, Геракл изменил направление русел двух рек, пропустив их через конюшни, так что вода помогла ему сделать работу в срок. Когда царь отказался выполнять свое обещание и отдать Гераклу часть своих лошадей, то он убил царя и членов его семьи, устроив в честь этого большие состязания, посвященные Зевсу, которые якобы и положили начало Олимпийским играм. (6)

Олимпия находилась в Северо-западной части Пелопоннеса, в 20 км от Ионического моря, 275 км от Афин и 127 км от Спарты. С южной стороны ее омывала река Алфей, с западной - река Кладей, а с северной находилась гора Кронос. На востоке простиралась низина, заливаемая в половодье водами Алфея. Выбор для олимпийского стадиона у горы Кронос объясняется тем, что склоны служили естественной трибуной для зрителей, на которой располагалось по 40 тыс. человек и ареной примерно 213х29 м. На территории Олимпии находились: ипподром (730-336 м) на котором устраивались конные скачки, гимнасий, двор, окруженный колоннадой, с дорожками для бега, площадками для метаний, борьбы, для различных упражнений, игр с мячом, комнатами для гигиенических процедур, банями и др.; к гимнасию примыкали жилые помещения для участников Олимпийских игр.(3)

Известно, что в спортивных играх принимали участие лишь мужчины из числа свободных граждан, никогда не привлекавшийся к суду и никогда не уличенный в бесчестных поступках. Женщины не допускались даже в качестве зрителей под страхом смерти. Для них существовал и свои состязания -- в беге. Благодаря многочисленным текстам и росписям по керамике мы сейчас знаем, какие виды спорта существовали в Древней Греции. Атлеты соревновались только обнаженными, чтобы продемонстрировать красоту своего тела.

В этом наглядно проявлялась телесность древнегреческой культуры. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Правила запрещали убивать противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями. Торжественно происходило и награждение победителей. Победители игр (олимпионики) награждались венками из дикой сливы, росшей около храма Зевса. В последний день праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей, а возвращение олимпионика в родной город превращалось в нестоящий триумф. Весь город выходил ему навстречу, городские власти устраивали пир, а на площади возводили статую победителя: он становился национальным героем и в течение всей жизни пользовался уважением.

Сохранение традиции организации состязаний на протяжении более одиннадцати веков, несмотря на войны, эпидемии и другие общественные???трясений, само по себе говорит о той огромной социальной значимости, которую играли Игры в Древней Греции.

Атлеты этого периода отражали с одной стороны силу и мощь родного города, а с другой - общеэллинский идеал всестороннего развития и физического совершенства личности. И глубоко символично, что за долгую и напряженную подготовку, тяжелые испытания в состязаниях победитель в Олимпии удостаивался лишь венка из оливковой ветви. Это был символ бескорыстной спортивной борьбы. Почести и слава приходили к победителю как знак благодарности и любви соотечественников, то есть являлись результатом общественного признания. Первоначально в Олимпиадах принимали участие только жители Пелопонесса. Затем в них стали участвовать и представители соседних государств - Коринфа, Спарты и др.

Для человеческого честолюбия олимпийские игры предоставляли благодарную арену. Все знаменитые люди и все жаждавшие славы стекались сюда. После персидских войн в Олимпию явился Фемистокл и во время церемоний привлекал внимание народа. Бывали здесь и философы Анаксагор, Сократ, Аристипп и Диоген; одни из них поучали толпу своими нравоучительными проповедями, другие вызывали скандалы своими циническими выходками. На стадии часто присутствовали Пифагор и Платон, увлекавшиеся борьбой, тем более что в молодости они сами одерживали в ней победы. Ораторы Горгий, Лизий, Демосфен нередко появлялись здесь и давали возможность всей Греции послушать образцы их искусства. Поэты Пиндар, Симонид и многие другие искали тут вдохновения, а может быть, и клиентов.

К великим людям примешивались разные шарлатаны, которые вызывали у толпы зевак почтительное изумление. Наиболее оригинальным среди таких шарлатанов был, пожалуй, Менекрат. (3)

2 . Правила, условия, тради ции олимпийских игр в древности

Олимпийские празднества происходили каждые четыре года. Это был такой же подвижной праздник, как, например, христианская Пасха. Празднование его происходило от 11 до 15 дня иеромении, т. е. священного месяца, который начинался с первого новолуния после летнего солнцестояния. Таким образом, он падал на конец июня и начало июля нового стиля.

Особые послы рассылались из Олимпии и отправлялись группами до дальних берегов Черного моря, до Египта и испанских колоний, сообщая грекам о дне празднеств. В то же время эти послы, носившие наименование феоров, провозглашали священный мир.

Вот несколько статей из этого постановления:

1) Всякие военные действия должны быть прекращены во всех странах, как только будет объявлена иеромения.

2) Для всех народов, принимающих участие в празднествах, страна, где находится святилище Зевса, должна быть неприкосновенна.

3) Всякий иностранный отряд, вступающий на территорию Элиды, должен сложить оружие.

4) Тех, кто захочет, завладеть этой территорией или не окажет помощи элейцам против святотатственного неприятеля, да поразит проклятие богов.

5) На всех тех, кто нарушит перемирие, будет наложен штраф в 2 мины (около 75 руб.) с каждого воина.

6) В случае отказа уплатить этот штраф виновные будут преданы отлучению.

7) Всякий, кто обидит путника, отправляющегося на олимпийское празднество, подвергнется проклятию и штрафу.

Так как праздник давал повод к устройству большой ярмарки, то вдоль большой дороги и стен ограды выстраивались деревянные бараки, где сидели всякого рода торговцы.

Но самой серьезной приманкой на празднествах были религиозные церемонии и игры. Каждый жертвовал сообразно со своими средствами. Люди богатые составляли целые гекатомбы. Более скромные паломники довольствовались принесением в жертву баранов, козленка, нескольких капель вина, нескольких крупинок фимиама. По установленным правилам олимпийские боги вступали в непосредственное общение только с гражданами Элиды. Иностранцев должен был представлять кто-нибудь из элейцев. Сверх того чужеземцы подлежали особому налогу, но обыкновенно это препятствие не останавливало даже самого бедного человека. Поэтому благочестивые люди с утра до вечера окружали алтари, где происходили возлияния из вина, благовоний и крови.(2)

Празднество занимало пять дней:

В 1-й день участники Игр перед алтарем Зевса, приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний, происходили жертвоприношения.

Во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков,

в 3-й состязания мужчин,

в 4-й конные ристания,

в 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград.

Имя победителя-олимпионика, имя его отца и отечество торжественно объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для всеобщего обозрения. Олимпионики были столь знамениты, что год олимпиады часто назывался по имени победителя. С 7 Олимпиады (752 до н. э.) атлеты награждались венками из ветвей «маслины прекрасных венков», по преданию, посаженной еще самим Гераклом; с 60-й им позволялось поставить в Альтисе свою статую. Во время пира, следовавшего за состязанием, в честь олимпиоников пелись торжественные гимны-эпиники, составленные знаменитыми поэтами Пиндаром, Симонидом, Вакхилидом и др. Древние греки считали победу знаком расположения божества, внимания Зевса к атлету и к городу, откуда он родом. На своей родине олимпионики освобождались от всех государственных повинностей и пользовались почетными местами в театре и на всех празднествах; известны случаи, когда олимпионики обожествлялись и почитались как местные герои.

Судьи и уставы состязаний. Руководство всеми состязаниями принадлежало элланодикам, или судьям эллинов. Это были должностные лица Элиды, назначаемые для каждой олимпиады по жребию из ограниченного по количеству класса граждан. Этих судей было десять. Они приступали к исполнению своих обязанностей за десять месяцев до начала празднеств. Отправляясь в Олимпию, они, прежде чем вступить в священную ограду, совершали омовение и закалывали в жертву свинью. В Булевтерии они принимали присягу от участников состязаний, их семей и учителей. Сами элланодики клялись выполнить свой долг перед алтарем Зевса Геркейского и производили испытание атлетам, детям, лошадям и жеребятам; они распределяли их по разрядам, составляя для каждого состязания список соперников.

Вот главные статьи устава: 1) Из игр исключаются рабы и варвары. 2) Исключаются также: подвергавшиеся наказанию по суду; все убийцы, даже те, которые совершили преступление по неосторожности; люди, на которых тяготеет святотатство; все частные лица или граждане тех государств, которые не выплатили наложенных на них штрафов. 3) Все участники состязаний должны записаться заранее, в установленные законом сроки, в элидскую гимназию, выполнить там известное испытание и принести присягу. 4) Неявившиеся к сроку не допускаются к участию в состязаниях. 5) Замужним женщинам, безусловно, воспрещается появляться в Алтисе и на местах состязаний во время великих празднеств. 6) Учителя участников состязаний во время игр на стадии помещаются за соседней оградой и должны оставаться там совершенно обнаженными. 7) Под угрозой лишения награды и наложения штрафа запрещается убивать своего соперника намеренно или по неосторожности в борьбе или в кулачном бою. 8). Запрещается толкать своего соперника и прибегать к каким-нибудь недобросовестным приемам. 9) Запрещается запугивать своего соперника и предлагать ему денежное вознаграждение за то, чтобы он поддался в борьбе. 10) Наказание розгами грозит всякому, кто сделает попытку подкупить судей. 11) Запрещается выражение публичного протеста против постановления судей. 12) Всякий участник состязания, недовольный приговором элланодиков, может жаловаться в олимпийский Совет и добиваться осуждения виновных судей за свой собственный страх и риск.

Всякое неправильное действие наказывалось штрафом, установленным законом и налагавшийся по приговору судей. За уплату этого штрафа были ответственны не только семья участника состязания, но и его родной город.

Участники состязаний. Все желающие принять участие в Играх, за год от их открытия вносились в особые списки. Они давали клятву, что будут готовиться к предстоящим соревнованиям не менее десяти месяцев. За исключением бывших победителей в Олимпии и нескольких атлетов, имевших всемирную известность. Но большая часть будущих участников состязаний проводила в этой гимназии все десять месяцев, предназначенных для упражнений. Их размещали в помещениях, примыкавших к гимнасии. Подготовка шла в специальных школах, пребывание в которых оплачивал сам участник. Затем за 30 дней до открытия Игр все потенциальные их участники прибывали в Олимпию на централизованный сбор, все должны были выдержать в течение 30 дней ряд испытаний в элидской гимназии; Прибывшие на соревнования атлеты приступали к тренировкам под присмотром специальных судей («элланодиков»), которые затем занимались допуском спортсменов на Игры.

В состязаниях участвовали люди, сходившееся со всех концов греческого мира. Несмотря на то, что по внешности организация игр носила свободный характер, участие в состязаниях было доступно лишь гражданам высших классов: только богатые люди имели возможность снарядить для гипподрома упряжки, обучить для бегов лошадей, покрыть издержки, которые связаны с содержанием большой конюшни. Простой народ не мог принимать участие даже в состязаниях на стадии вследствие необходимости продолжительной подготовки, путевых расходов и пребывания в Элиде. Действительно, в состязаниях на гипподроме участвовали члены аристократических фамилий, а состязание на стадии происходило между представителями буржуазии.

При приближении игр атлеты перевозились в Олимпию и поселялись в особых помещениях. Вступление их в Булевтерий совершалось с большой пышностью и в присутствии их отцов, братьев и учителей. Войдя туда, участники состязаний простирали руку на алтарь Зевса Геркейского, где предавались сожжению внутренности дикого кабана, и пред элланодиками приносили клятву вести себя согласно требованию устава. (5)

Первый день открывался состязаниями на стадии. Еще задолго до зари все паломники, распределенные по национальностям, теснились на склонах гор. При восходе солнца раздавался трубный звук. Элланодики в красных одеяниях переходили через все поле состязания и занимали свои места против старта. Вокруг них на почетных местах восседали должностные лица и жрецы Элиды, общественные гости, редставители разных государств, все именитые иностранцы. Поблизости возвышался трон единственной замужней женщины, присутствие которой допускалось при этом зрелище, а именно жрицы Деметры-Хамины.(2)

3 . Программа Олимпийских игр

Игры занимали большую часть трех дней паломничества. 40 или 50 тысяч людей, пришедших со всех концов мира, в течение бесконечного числа часов испытывали божественное наслаждение, созерцая, как люди наносили друг другу смертельные удары кулаками, а лошади состязались в скорости бега. Но к этому зрелищу греков привлекала не грубая страсть к азартной игре современных европейских конских бегов. Эстетические стремления, потребность полюбоваться двумя царями природы -- человеком и лошадью -- в расцвете их красоты и порыве смелости, -- вот что увлекало эллинов. К этому удовольствию примешивалось патриотическое волнение. Каждый обращал к богам свои нетерпеливые моления о победе своего родного города на этих аренах, где собирались все греческие народы. Само собой разумеется, что побудителем состязающихся было, прежде всего, их личное самолюбие. Они стремились вызвать восхищение своей силой или роскошью, но им было приятно также, что победой они прославят свое отечество.

Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийские игры в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром. (1)

Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н.э.) ставший официальной частью программы.

Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром - бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло.

На 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос - бег на 2 стадия, а 4 года спустя - долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев.

Состязание в беге.

Но вот снова зазвучали трубы. На арене появляется глашатай и громко кричит: «Состязающиеся в беге, выходите!». Одно из начальствующих полицейских лиц вызывает атлетов, а глашатай представляет их толпе, сообщая их имя и место родины, и спрашивает, не оспаривает ли кто-нибудь их достоинство гражданина и честного человека. Один из элланодиков обращается с речью к атлетам и приказывает недостойным удалиться. Затем участники в состязаниях уходят в особое здание, расположенное между стадием и гипподромом, где снимают с себя одежды и натираются маслом. Когда они появляются снова уже обнаженными, на арену приносят урну Зевса, т.е. серебряную вазу, в которой лежат деревянные дощечки с выгравированными на них буквами. Каждый участник состязания вынимает по жребию одно из двадцати мест, которое он и должен будет занять. Алитарх отбирает эти дощечки, проверяет их и отводит атлета на его место. Раздается трубный звук, и четыре соперника пускаются в бег.

Все пять групп состязающихся, из четырех человек каждая, бежали одна за другой. Затем должны были состязаться победители этого предварительного бега. Судьи выносили свой приговор, а глашатай объявлял, кто оказался окончательным победителем, главным олимпиоником, именем которого называлась олимпиада.(4)

Таков был простой бег. При двойном беге надо было начать бег от места элланодиков и возвратиться опять к ним же. При шестерном беге полагалось пробежать шесть раз вдоль всей арены. Подобно бегу, и различные виды борьбы усложнялись все более и более.

Бег с оружием.

Он откладывался к концу игр. Это состязание состояло в том, что надо было два раза пробежать на стадии в военном вооружении. Первоначально этот бег совершался в полном вооружении, т. е. со щитом, копьем, в шлеме и набедренниках, но мало-помалу произошло облегчение этой тяжести, и в IV веке выходили только со щитом. (4)

Борьба .

На 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;

В простой борьбе выходили с голыми руками. Победителем считался борец, который три раза повалил своего противника таким образом, что тот коснулся земли лопатками. Вопрос о том, с кем в паре приходилось бороться состязающимся, решался жребием. В урну клали две буквы A, две буквы B и т. д. Те, кто вынул одну и ту же букву, боролись друг с другом; затем, также по жребию, соединялись попарно победители. Так делали до тех пор, пока не оставался один-единственный победитель. Этим правилам следовали и при кулачной борьбе и при так называемом панкрате.

На 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой. Выходя на кулачную борьбу, борцы надевали на голову особый бронзовый колпак, а кулаки заматывали кожаными ремнями с металлическими шишками. Это была жестокая борьба. Собираясь нанести удар, борец вместе с тем принимал меры предосторожности: защищал голову поднятыми руками, старался, чтобы противник был ослеплен солнцем; затем изо всей силы бил кулаком, как бы закованным в железо, по ребрам, лицу и разным членам своего противника. Обыкновенно из этой борьбы выходили обезображенными, искалеченными, истекающими кровью; часто она кончалась смертью. Борьба продолжалась до тех пор, пока один из противников не признавал себя побежденным.

Панкрат .

Панкрат был соединением борьбы и кулачного боя. Сражающееся имели право наносить удары, опрокидывать на землю и сжимать своему противнику горло, но запрещалось пускать в ход зубы и надевать на руки металлические нарукавники. Часто соперника лишали возможности действовать особым приемом, при котором вывертывались или ломались пальцы.

Пятиборство .

Пятиборство включало пять различных состязаний: прыгание, метание диска и дротика, простой бег и борьбу. Два последних испытания только что описаны. При состязании в прыжках входили на особую насыпь; для увеличения прыжка состязающиеся размахивали гирями. Благодаря этому прыжки достигали громадных размеров, -- как говорят, до 50 футов.

Детские состязания были точным повторением состязаний взрослых людей. Впрочем, уже с давних пор пятиборство было исключено из них, как состязание слишком тяжелое для юного возраста.

Бега колесниц.

На 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5-4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами);

Самыми старинными состязаниями на гипподроме были бега колесниц, запряженных двойкой или четверкой лошадей. Эти состязания всегда оставались в Греции самыми излюбленными.

Требовалось обогнуть столб у старта двенадцать раз. В более позднюю эпоху стали появляться упряжки мулов, колесницы с парой лошадей, а также с парой или четверкой жеребят.

На 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион - единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без правил.

Награда за победу доставалась владельцам лошади или колесницы, а не наездникам или кучерам.

В каком порядке происходили эти состязания, мы не знаем. В древнюю эпоху все они заканчивались в один день. Когда программа их разрослась, они стали продолжаться три дня. Для открытия устраивались детские упражнения, на утро следующего дня назначался бег взрослых. После полудня -- борьба, кулачный бой и панкрат. Конские состязания относились на утро третьего дня, а пятиборство и бег с оружием происходили после полудня. Но из этого правила неоднократно делались исключения.

С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.

В IV веке были придуманы еще два состязания: глашатаев и трубачей.

Игры, проводившиеся в Олимпии, привели к возникновению Панэллинских игр , которые также включали:

Игры в Дельфах (Пифийские игры)

Игры в Коринфе (Древнегреческие народные празднества)

Игры в Немее (Немейские игры).

Все четыре из Панэллинских игр наследовали организацию и принципы Олимпийских игр и никогда не проводились в течение одного года.

Кроме Панэллинских игр в Олимпии крупные соревнования проводились в Афинах. Они известны под названием Панафинейских игр .

Эти Игры были частью Великой Панафинеи, самого большого праздника в Афинах, который проводился каждые четыре года в честь богини Афины.

Повсюду в Греции и колониях проводились местные соревнования, одни из которых известны больше, другие - меньше. Каждый город придавал большое значение их организации.(1)

Олимпионик .

После каждого состязания происходило обнародование глашатаем имени победителя, его отца и названия его родины. Атлет или владелец колесницы подходил к судьям, Именем атлета, который выиграл эти состязания, называлась следующая Олимпиада. Олимпиоников (победителей Игр) венчали в храме Зевса оливковой ветвью, срезанной золотым ножом в священной рощеОлимпийский девиз состоит из трех латинских слов - Citius, Altius, Fortius. Дословно это значит «Быстрее, выше, храбрее». Однако более распространенным является перевод «Быстрее, выше, сильнее» (по-английски - Faster, higher,stronger) (5)

Тогда родственники, друзья, соотечественники, знакомые и незнакомые поклонники приветствовали его, бросали ему цветы и подымали его на свои плечи. Раздача наград производилась в последний день праздника. Первоначально наградой служили драгоценные вещи, треножники, дорогие материи. Впоследствии стали раздавать простые венки из дикой оливы, украшенные лентами; венки эти делались из ветвей оливкового дерева, посаженного, как говорили, самим Гераклом. Оно росло возле храма Зевса, где происходила и церемония раздачи наград. Элланодики возлагали венки на головы победителей в присутствии должностных лиц и элидских жрецов, а также перед представителями всех греческих стран. Затем устраивалось шествие. Впереди двигались элланодики, затем новые олимпионики, сопровождаемые гражданскими и духовными властями, общественными гостями и депутатами разных народностей, а также статуями богов; они спускались в Алтис, где их ждала восторженная толпа. Они медленно двигались в своих ярких одеждах, с венками на головах, с пальмовыми ветвями в руках, под звуки флейт и пения.

Когда шествие приближалось к алтарю 12-и богов, победители, окруженные собравшейся толпой, совершали жертвоприношения и благодарственные моления. Затем шествие снова пускалось в путь. Теперь оно двигалось к пританею, где граждане Элиды приготовляли большой пир, на который приглашались все привилегированные должностные лица Олимпии, жрецы, проксены и феоры. Толпа, собравшаяся у дверей, с жадностью внимала доносившимся до нее радостным возгласам. Как только имена победителей заносились в гимназии в список олимпиоников, слава победителей как бы получала окончательное признание.

Этим празднество официально заканчивалось, но обыкновенно оно продолжалось еще несколько дней на щедрость победителей, которые в свою очередь приглашали на пиршество своих родственников, друзей и соотечественников. Алкивиад пригласил на свой пир также всех паломников.

Начиная с VI века победители приобрели право посвящать в Алтис статую. Первоначально для этой цели чаще всего воздвигалась какая-нибудь фигура воображаемого лица; но всякий атлет, увенчанный три раза, мог воздвигнуть свое собственное изображение.

Такие портретные статуи заказывались обыкновенно лучшим скульпторам. Расходы, связанные с этим, ложились на самого победителя, его семью, учителя или родной город. «Самое драгоценное имущество», гласила одна пословица, «это -- золотая статуя в Олимпии».

Возвращение победителя на родину сопровождалось величайшими торжествами. Окруженный многочисленной свитой друзей и любопытных, он въезжал в пурпуровой одежде на квадриге. Некий Эксенет из города Агригента совершил свой въезд в сопровождении бесконечного количества колесниц, причем триста из них были запряжены белыми лошадьми. Сначала шествие направлялось к храму Зевса, которому победитель должен был посвятить свой венок. Затем при пении гимна и трубных звуках оно двигалось в пританей. В честь нового героя устраивалось пышное национальное пиршество.

Празднование годовщины этого события совершалось затем в течение долгого времени. Олимпионик в этот день являлся в святилище Зевса, снова надевал свой венок, ходил со своими родственниками и друзьями по всему городу, посещал храмы и давал возможность всем любоваться собою. Государство предоставляло ему различные привилегии. В честь его нередко воздвигались две статуи -- одна в Олимпии, а другая на общественной площади, в храме или в гимназии родного города. Нарисованный портрет его выставлялся под портиками. В память олимпийских побед во многих странах, а в особенности в Сицилии, выбивались особые монеты. В Афинах победителю давалась премия в 500 драхм, в других местах он получал пожизненную пенсию, в Аргосе -- бронзовый щит, в Пеллене -- шерстяную мантию. Его, по-видимому, заранее предназначали к выполнению общественных обязанностей, в особенности -- к заведыванию гимназией. Он пользовался почетным местом в театре, а также на празднествах и во время сражений. Иногда государство брало на свой счет сооружение ему гробницы. Лошадям, одержавшим победу, обеспечивалось сытое существование и счастливая старость. При погребении они получали почести в виде большого могильного холма с пирамидой наверху.

К моменту возвращения победителя или ко дню годовщины его победы какому-нибудь великому поэту, например, Пиндару, Симониду, заказывалась триумфальная ода, исполнявшаяся, как опера, с аккомпанементом музыки и с танцами. В этих одах прославлялся не только сам герой, но и его родители, предки, его государь и отечество, божества и герои его страны и Олимпии.

Гордость олимпионика не имела пределов. Благодаря минутному успеху он попадал в ряды первых людей его эпохи. Он становился важной персоной, выступал иногда в качестве посредника между различными государствами, был уверен, что о нем будет упомянуто в истории. Вокруг его имени создавались легенды. Доходили даже до того, что начинали воздавать ему божественные почести; обожествление некоторых из олимпиоников начиналось еще при их жизни: Эвфимий из Локр совершал возлияния и жертвоприношения своему собственному изображению. (3)

4 . Трад иции зажжения олимпийского огня

олимпийский игра состязание традиция

Олимпийский огонь -- один из символов Олимпийских игр. Традиция зажжения Олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Она служила напоминанием о подвиге титана Прометея, по легенде, похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям.

Прометей проявил сострадание к людям и украл из мастерской божественного кузнеца Гефеста огонь, который вынес тайно в тростнике. Вместе с огнем он взял у Гефеста "премудрое умение" и научил людей строить дома, корабли, обтесывать камень, плавить и ковать металл, писать, считать.

Как гласят мифы, Зевс повелел Гефесту приковать Прометея к Кавказской скале, пробил ему грудь копьем, а огромный орел каждое утро прилетал клевать печень титана, ежедневно вырастающую вновь. Прометей был спасен Гераклом. Поскольку для греков огонь имел божественный смысл, он горел во многих святилищах Олимпии. Постоянно же он был на алтаре Гестии (богини домашнего очага) Во время Олимпиад, прославляющего Зевса, огни также были зажжены в храмах Зевса и Геры.

В 776 году до нашей эры атлеты начали соревноваться на античных Олимпийских играх. Специально к их открытию огонь зажигался и транспортировался на финишную линию. Процесс доставки олимпийского огня подразумевал поддержание чистоты и силы природной стихии в непрерывном состоянии. Об этом заботились 10 афинских триб (родовых объединений), которые выделяли для этого процесса 40 обученных юношей. Молодые люди доставляли факел с алтаря Прометея прямиком к афинскому алтарю. Дистанция составляла 2,5 километра.

История свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи - состязания бегунов с горящими факелами.

Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в Греческой мифологии. Выражение «прометеев огонь» означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние, когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса.

Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов.

Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.

Современную церемонию зажжения олимпийского огня проводят в Олимпии одиннадцать женщин, изображающих жриц. Актриса, облаченная как церемониальная жрица в античные одеяния, зажигает факел таким же образом, как это делали на Играх древности. Она использует параболическое зеркало, чтобы сфокусировать солнечные лучи в одной точке благодаря изогнутой форме. Энергия солнца создает большое количество тепла, которое воспламеняет топливо в факеле, когда жрица подносит его к центру зеркала.

Огонь переносится в горшке к алтарю на античном Олимпийском стадионе, где он зажигает факел первого бегуна эстафеты.

Кроме основного факела, от олимпийского огня зажигают и специальные лампы, предназначенные для хранения огня на случай, если основной факел (или даже огонь на самих Играх) погаснет по той или иной причине.

Олимпийский огонь символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а также мир и дружбу.

(Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников)

5. Значение олимпийских игр

Олимпийские игры были объединяющим центром всего эллинского мира, священные послы теоры представляли в Олимпии все греческие государства. Особо почитали Олимпийские игры греки из отдаленных мест, которым они помогали поддерживать связь с метрополией. Многие греческие города устраивали у себя игры по подобию Олимпийских или сооружали храмы Зевса Олимпийского (в Афинах, Халкедоне, Акраганте, Сиракузах и др.).

В Олимпию съезжались художники и поэты, с 50-й Олимпиады утвердился обычай читать на Олимпийских играх литературные произведения и произносить стихи. Геродот, вернувшись с Востока, читал здесь главы своей «Истории»; в Олимпии вел свои беседы Сократ, ходивший туда пешком из Афин, со своими сочинениями выступали Платон, Эмпедокл, Софокл, Исократ, Демосфен и др. Греческие государства во время Олимпиад объявляли о заключении важных договоров, скрепляя их клятвами у алтарей богов и уведомляя о том всю Грецию. Имя, торжественно объявленное на Олимпийских играх, становилось известно всему грекоязычному миру. На рубеже 4-3 веков до н. э. историк Тимей Сицилийский предложил вести летосчисление по Олимпиадам, четырехлетним временным отрезкам, от одной Олимпиады до другой.

Ко 2 веку до н. э. Игры теряют свое великолепие, все больше превращаясь в событие местного значения. В 85г. до н. э. римский полководец Сулла, позволивший своим солдатам опустошить сокровищницы Олимпии, перенес Игры в Рим (175-я Олимпиада-80 до н. э.), но через 4 года они возобновляются в Греции. С великой пышностью состязания были восстановлены римским императором Августом. Германик получил на играх венок, Тиберий в 4 г. до н. э. стал победителем в беге колесниц. В нарушение всех вековых правил император Нерон объявил игры на 2 года ранее положенного срока, приказал уничтожить статуи всех прежних олимпиоников и ввел певческие состязания, в которых и стал первым «победителем». После его убийства игры были объявлены недействительными. В 394 году Олимпийские игры, 293 по счету, были запрещены как языческое празднество декретом римского императора Феодосия I Великого.

В апреле 1896 по инициативе Пьера де Кубертена в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению.

Заключение

Греческая цивилизация одна из самых древних в мире. Она оставила неизгладимый след в мировой истории. До сих пор восхищаются ее философами, поэтами, математиками, скульптурами, архитекторами и, конечно, атлетами.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ - крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.

Древние Олимпийские игры выполняли важные культурные, педагогические, экономические, военно-прикладные и политические функции. Они способствовали объединению полисов, установлению священного перемирия, духовной и физической подготовке молодежи и, в конечном итоге, процветанию древнегреческой цивилизации.

Олимпийские игры ныне нередко используются не столько ради идеалов мира и взаимопонимания, сколько для удовлетворения национальных претензий, личных амбиций, коммерческих интересов. Мир далеко не однороден.

И, тем не менее, олимпийское движение и в наши дни является сдерживающим фактором конфликтов между народами.

Список литературы

1. Брабич В.М. Зрелище Древнего мира.-1971г.

2. Гиро Поль. ЧАСТНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ГРЕКОВ. Паломничество в Олимпию. 1994г.

3. Гиро Поль. ЧАСТНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ГРЕКОВ. Олимпийские игры. 1994г.

4. Рябков. В.М. Антология форм культурно-досуговой деятельности. Древний мир. Древняя Греция.2006г

5. Соколов Г.И. Олимпия. - М., 2010.

6. Шанин Ю.П. Герои античных стадионов. 1974г.

7. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История Олимпийских игр. Правила, условия, традиции Олимпийских игр в древности. Программа Олимпийских игр. Олимпионики. Традиция зажжения Олимпийского огня. Влияние Олимпийских игр на религию, политику. Значение Олимпийских игр. Изучение Древней Олимпии.

    реферат , добавлен 19.12.2008

    Олимпийские игры в Древней Греции и сегодня. Пьер де Кубертен в 1883 выступил с предложением о регулярном проведении всемирных спортивных состязаний под названием Олимпийские игры. Принятие Олимпийской символики. Хронология и герои Олимпийских игр.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    История возникновения олимпийских игр древности: легенды и мифы. Принципы, традиции и правила олимпийского движения его идея в знаки, символы, награды. Как проводились спортивные олимпийские игры: церемония открытия и закрытия, жизнь и отдых участников.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Из истории проведения спортивных состязаний – Игр Древней Греции. Факты организации современных Олимпийских игр. Особенности проведения Зимних Олимпийских игр. История организации Паралимпийских игр. Оценка Сочи как места проведения Олимпийских игр.

    контрольная работа , добавлен 02.01.2012

    Общие сведения об Олимпийских играх, причины и исторические предпосылки их появления. Правила Олимпийских игр и виды состязаний. Милон Кротонский - самый знаменитый и единственный за всю историю древних Олимпийских игр атлет, побеждавший на 6 Олимпиадах.

    презентация , добавлен 14.12.2013

    Возникновение Олимпийских игр, центр олимпийского мира древности. Церемония зажжения огня. Отличительная особенность соревнований у древних греков и римлян. Развитие гладиаторских боев. Возрождение Олимпийских игр, популярность современного движения.

    реферат , добавлен 24.12.2011

    Символика Олимпийских игр. Открытие греческих спортивных праздников и атлетических игр в Олимпии. Проведение состязаний по бегу, прыжкам, метанию, гимнастике. Использование в церемониях открытия и закрытия Олимпиады флага, эмблемы и олимпийского огня.

    презентация , добавлен 10.11.2014

    История возникновения крупнейших спортивных соревнований Древней Греции. Мифы Олимпийских игр, заключение перемирия во время их проведения. Изучение Олимпии по итогам археологических раскопок. Изменения в программе состязаний, их возрождение в XIX веке.

    презентация , добавлен 27.02.2012

    Древнегреческие Олимпийские игры. Возрождение Олимпийских игр современности. Олимпизм, олимпийское движение, Олимпиада. Международный олимпийский комитет (МОК). Программа Олимпийских игр. Зимние Олимпийские игры. Краткий обзор некоторых Олимпиад.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2007

    Легенды и мифы основания первых Олимпийских игр - крупнейших спортивных соревнований того времени. Основание их как части религиозного культа в Древней Греции. Символ олимпиады. Основные виды состязаний. Периодичность проведения - каждые четыре года.

Олимпийские игры в Древней Греции

Олимпийские игры в Древней Греции – одно из величайших событий в эллинской истории. Начало их проведения точно датируется – это 776 год до нашей эры. Местом проведения празднества - Олимпия, поселение и святилище, находившееся в северо-западной части Пелопоннеса. Главную роль в празднествах занимают спортивные состязания, победа является престижной не только для участника, но и для представляемого им города.

Первые Олимпийские игры в Древней Греции

Самые первые Олимпийские игры в древней Греции были проведены в 776 году до н.э. Все последующие игры проходили один раз в четыре года. С этого момента началось ведение записей о победителях игр и был установлен порядок их проведения. Олимпиада начиналась каждый високосный год, в месяц церемонии, соответствующий современному промежутку времени с конца июня до середины июля.

История сохранила большое количество версий, в которых обосновывается зарождение традиции проведения этих спортивных состязаний. Большинство этих версий имеет вид легенд, так или иначе связанных с богами и героями Древней Эллады. Например, первое место в списке занимает легенда, по которой царь Элиды по имени Ифит отправился в Дельфы, где получил сообщение от жрицы Аполлона. Народ Элиды к этому времени был изнурен постоянным вооруженным соперничеством греческих полисов, а потому боги повелели устроить спортивные состязания и атлетические празднества. Таким образом, царь Ифит в союзе со знаменитым спартанским правителем Ликургом, а также афинским реформатором Клиосфеном заключили соглашение о порядке и правилах проведения соревнований. Проводить празднество было решено в Олимпии, и с тех пор это место стали считать священным, куда запрещено было входить вооруженным людям. Другая легенда гласит, что положил начало играм Геракл, знаменитый сын Зевса, в честь победы своего божественного отца над Кроном.

Также существует легенда, что самые наипервейшие Олимпийские игры в Древней Греции устроили между собой не кто иной, как боги. Именно во время этих состязаний Зевс победил верховного бога Крона, и занял его место, став правителем мира.



Участники Олимпийских игр в Древней Греции

Первоначально атлетами могли быть только и исключительно местные жители Олимпии. Однако, к тринадцатым по счету играм, к ним присоединяются жители всей Древней Греции. Впоследствии, к участникам олимпийских состязаниий присоединяются жители из древнегреческих городов-колоний, прибывавшие отовсюду - от Черного до Средиземного морей.

Участниками Олимпийских игр в древней Греции становились только свободные греки, не совершавшие когда-либо тех или иных преступлений, не нарушавшие клятвы и не запятнавшие себя бесчестными поступками. Соотвественно, рабам и чужеземцам невозможно было представлять какой либо греческий город.

Что касается возрастных ограничений, то участниками состязаний могли стать как взрослые мужчины, так и юноши.

Запрещалось участвовать женщинам. Причем ограничение касалось не только участия в соревнованиях, но и самого присутствия на территории, где проходило празднество. Исключением из правила было присутствие жрицы, представительницы богини Деметры, а также возницей квадриг могла быть женщина, соответсвенно получая право выступать на ипподроме.

Проживали участники Олимпийских игр на окраине Альтиса, где за месяц до открытия состязаний они тренировались. Эта традиция стала прообразом олимпийской деревни, имеющей место в современных играх. Расходы на проживание спортсменов в Олимпии, подготовку состязаний и различных религиозных церемоний, брали на себя либо сами атлеты – участники игр, либо город, от которого они выступали.

Рассвет Олимпийских игр

Существует достоверный исторический факт, что во время проведения Олимпийских игр прекращались какие-либо военные действия. Эта традиция называлась экехерия, согласно которой воюющие стороны были обязаны сложить оружие. Также запрещалось производить судебные дела, откладывалось на потом исполнение казней. Нарушителей правила экехерии наказывали штрафом.

Виды Олимпийских игр в Древней Греции

Первостепенным, и по всей видимости самым популярным видом спорта, включенным в программу античных Олимпийских игр, был бег. Сохранились сведения даже о том, что древний царь по имени Эндимион устроил состязание по бегу среди своих сыновей, а в качестве награды победитель получил царство.

Существовало несколько видов состязаний по бегу. В первую очередь это был аналог современного спринта, бег на короткую дистанцию – фактически с одного конца стадиона до другого. Дистанция составляла 192 метра и называлась «олимпийская стадия». Атлеты выступали в этих соревнованиях абсолютно обнаженными. Бег на дистанцию был самым первым и единственным состязанием за историю Олимпийских игр и, оставался таковым до тринадцатой Олимпиады. Начиная с четырнадцатой, к соревнованиям добавился так называемый «двойной бег». Атлеты должны были пробежать от одного конца стадиона до другого, затем пробежать вокруг столба и вернуться на место старта. В программу пятнадцатых Олимпийских игр к вышеуказанным состязаниям по бегу добавился долгий бег. Изначально он включал в себя семь стадий, но в последующие годы длина дистанций менялась. Бегуны пробегали стадию, пробегали вокруг столба, возвращались на старт, и разворачивались обратно вокруг другого столба.

В 520 году до нашей эры, во время 65-й Олимпиады появился еще один вид соревнований по бегу – «бег гоплитов». Атлеты пробегали две дистанции в полном вооружении – на них был шлем, поножи и щит. В более поздних Олимпиадах среди вооружения оставили только щит.

Также среди видов Олимпийских игр в Древней Греции были и единоборства. Следует отметить, что гибель атлета во время боев не была чем-то особенным, и даже мертвого бойца могли назначить победителем.

Начиная с 18-й Олимпиады в программу игр была включена борьба. Было запрещено наносить удары, сражаться можно было только с помощью толчков. Были две основные позиции – стоя, и на земле. В греческом языке существовало множество названий различных приемов.

Спустя пять Олимпиад среди единоборств появились кулачные бои. Нельзя было пинать противника, делать захваты и подножки. Руки обматывали специальными ремешками, благодаря чему этот вид состязаний был одним из самых опасных. Источники, сохранившиеся до наших дней, красочно описывают повреждения, нанесенные такими ударами. Особое уважение заслуживал тот боец, который победил, не получив ни одного удара со стороны противника. Если борцы уставали, им давали перерыв на отдых. Если победителя было никак не выявить, то назначалось определенно число ударов, которые противники наносили друг другу по очереди, при этом нельзя было защищаться. Проигравшим считался тот, кто добровольно сдавался, подняв руку.

В 648 году до нашей эры, во время 33-й Олимпиады появился так называемый «панкратион». Этот вид единоборств включал в себя удары ногами и руками. Разрешалось использовать удушающие приемы, но нельзя было выдавливать глаза и кусаться. Сначала это было соревнование только для взрослых мужчин, а затем, начиная со 145-й Олимпиады, панкратион был введен и для юношей.

Позднее в программу игр добавили пятиборье. В Древней Греции этот спорт получил название "пентатлон". Из названия можно догадаться, что состоял этот вид спортивных состязаний из пяти различных видов спорта – начинались они с прыжка в длину, затем были бег на одну дистанцию, метание диска, а также метание копья. Пятым видом спорта была борьба. На сегодняшний день не сохранилось точных сведений о том, каким образом определялся победитель. Считается, что все участники разбивались по парам и состязались между собой. В итоге оставалась одна, последняя пара. Отличался особой техникой прыжок в длину. Атлеты совершали прыжок прямо с места, не разбегаясь, а чтобы увеличить дальность прыжка, использовались гантели.

Среди олимпийских состязаний имели место и конные бега. Примечательно, что в них участвовать женщины, так как в качестве победителя объявляли не наездников, а владельцев животных и колесниц. За годы существования Олимпийский игр, конные бега видоизменялись. Сначала это были гонки на квадригах, затем, начиная с 33-й Олимпиады, к ним добавились скачки на лошадях. На 93-й появились гонки на колесницах, в которые запрягались две лошади. Состязания подразделялись на две категории - в одной состязались молодые жеребцы, а в другой взрослые кони.

Закат Олимпийских игр

Во втором веке до н.э. Олимпийские игры начали терять свою большую значимость, превратившись в соревнования местного масштаба. Это связано с завоеванием Древней Греции римлянами. Причинами потери былой популярности считают несколько факторов. Одним из них называют профессионализм атлетов, когда игры стали по сути коллекционированием побед со стороны олимпиоников. Римляне, под чьим господством оказалась Греция, спорт воспринимали исключительно как зрелище, соревновательный дух Олимпиады им не был интересен.

Кто запретил Олимпийские игры в Древней Греции

Прекращение тысячелетней истории Олимпийских игр стало следствием изменения религии. Они были тесно переплетены с греческими языческими богами, поэтому их проведение стало невозможным после принятия христианской веры.

Исследователи связывают запрет Олимпийских игр с неким римским императором, Феодосием. Именно он издает в 393 году н.э. свод законов, запрещающих язычество, и Олимпийские игры в соответствиями с этими новыми законодательными актами становятся полностью запрещенными. Лишь спустя столетия, в 1896 году происходит возрождение традиции проведения спортивных Олимпийских игр.

Олимпия - древнегреческое поселение, расположенное в северо-западной части Пелопоннеса, на юге области Элиды. С юга ее омывала река Алфей, с запада - река Кладей, а на севере находилась гора Кронос. И только на востоке простиралась низина, заливаемая в половодье водами Алфея. Следует отметить, что нередко в популярной литературе место проведения Олимпийских игр Древней Греции ошибочно отождествляют с горным массивом Олимп, расположенным на севере Греции, который, согласно древнегреческой мифологии, являлся местопребыванием богов.

Уже в начальном периоде проведения Олимпийских игр Олимпия признавалась историческим и культурным центром Древней Греции с большим количеством памятников, строительство которых восходит к первой половине второго тысячелетия до н.э. Святыми местами считались гора Кронос, курган Пелопса, алтари Зевса, Геракла, Геи и Гипподамии. Среди монументальных сооружений первым был воздвигнут храм Геры, в котором почитали и Зевса, а также расположенные в ряд у подножия горы Кронос различные сокровищницы, представляющие собой жертвоприношения греческих колоний. Однако в 472 г. до н.э. во времена расцвета афинской демократии было решено построить в Олимпии храм Зевса. Величественный храм (64,12 х 27,68 м) был воздвигну архитектором Либоном в 457 г. до н. э.
Через несколько лет знаменитый ваятель, литейщик живописец Фидий (490-431 г до н.э.), завершивший работу Афинском Акрополе, прибыл Олимпию и приступил к изготовлению из золота и слоновой кости статуи Зевса, величественно восседающего на троне. Был созданы уникальные скульптуры среди которых наиболее известными являлась культовая статуя богини Геры (начало VI в. до н. э. на троне рядом со стоящим Зевсом, а также статуя Гермеса - покровителя пастухов и путников, созданная древнегреческим скульптором Праксителем в храме Геры, не менее известна статуя летящей Ники - богини Победы Пайония. Общая высота статуи вместе с высоким треугольным пьедесталом составляла 11,9 м. Статуи Ники воздвигались в честь побед не только в войне, но и в спортивных и художественных состязания (Andronicos, 1992).

С этого времени начинается интенсивная застройка Олимпии. Построены гостевой дом, палестра, гимнасий, стадион, гипподром и другие сооружения, позволяющие с большим успехом проводить грандиозные спортивные соревнования - Олимпийские игры.
Палестра (III в. до н.э.), расположенная в западной части Альтиса, представляла собой сооружение размером 66 x 66 м, окруженное колоннадой, позади которой располагались различные помещения и полуоткрытые пространства. Во внутреннем дворе атлеты занимались боевыми видами спорта: борьбой, панкратионом и кулачным боем. Здесь же выполнялись прыжки в длину. Если погода не позволяла тренироваться на свежем воздухе, атлеты занимались в специальных залах палестры. Существовали залы для занятий кулачным боем и борьбой. Эти же залы использовали атлеты, которые готовились в панкратионе.

В палестре размещалось разнообразное оборудование и снаряжение для успешной подготовки атлетов: кожаные мешки, наполненные песком, мукой или пшеницей, для занятий кулачным боем, перчатки для бокса, диски для метаний, жерди, грузы для прыжков, корзины для песка высшего качества, сосуды с маслом, специальные колодцы для смеси масла и грязи, использовавшейся борцами, и др.
Существовала строгая технология подготовки покрытий на площадках и в залах для занятий борьбой, панкратионом и боксом. Здесь использовали песок и землю только высшего качества.

Поверхность тщательно очищали, взрыхляли, утрамбовывали, поливали водой. Эта работа требовала много времени и усилий и ее обычно выполняли сами занимающиеся.

Гимнасий, построенный рядом с палестрой, в конце II в. до н.э. представлял собой открытое пространство, окруженное колоннадой. По размеру гимнасий соответствовал стадиону. Центральной частью был портик длиной 219,5 м и шириной 11,3 м. Именно здесь была отмерена дорожка, равная олимпийской дистанции - одному классическому стадию. Его длина из-за неодинакового размера шага отмеряющих ее судей в Греции колебалась от 175 до 192,27 м. Самый большой, или классический, стадий был в Олимпии. По преданию, отмерял его сам Геракл. Отсюда происходит слово "стадион". К гимнасию примыкали жилые помещения, в которых поселялись атлеты на период подготовки и участия в Олимпийских играх.

Олимпийский стадион стараниями немецких археологов полностью воссоздан в первоначальном виде. От первого стадиона остались немногочисленные следы, второй стадион находился приблизительно в том же месте, что и первый. В середине IV в. до н.э. стадион переместился на 75 м восточнее. Стадион, построенный архитектором Леонидом, имел арену размером 213 x29 м и места для зрителей (около 50 тыс.) на холмах горы Кронос, которые являлись естественной трибуной.

Для проведения конных скачек был сооружен гипподром размером 730 х 66 м. Официальные гости Олимпийских игр селились в гостевом доме, рядом с ним размещались бани.

Олимпию прославляли поэты и ораторы, о ней слагали мифы и легенды. Пиндар посвятил Олимпии и Играм многие из своих од. "Нет другой звезды благороднее Солнца, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что из всех игр благородней, - Олимпийские игры", - писал поэт.

Древняя Греция подарила всей цивилизации не только крупнейшее культурное наследие, но и масштабные спортивные состязания, названные Олимпийскими играми и ставшие в современном мире международными. Наша статья рассказывает об античных соревнованиях.

Начало олимпийских игр

Древнегреческие мифы гласят, что первые состязания проводились для Зевса в Олимпии (святилище на Пелопоннесе). В них участвовал и победил Геракл. Место проведения и дало название соревнованиям.

Олимпийские игры в Греции в древности ведут официальный отсчет с 776 года до н. э. как часть религиозного праздника, который отмечался в 1-е полнолуние после летнего солнцестояния. Инициаторами организации соревнований считаются правитель Элиды и законодатель Спарты.

В Олимпии был выстроен специальный стадион с трибунами. После постепенного расширения он мог вместить приблизительно 40 тысяч зрителей.

Рис. 1. Древняя Олимпия.

На время проведения Олимпийских игр устанавливалось священное перемирие. После официального объявления о начале празднования запрещено было вести военные действия на всей территории Греции.

Правила проведения

Олимпийские игры проводились через каждые четыре года. Продолжались пять дней и делились на две части:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • непосредственно состязания;
  • религиозные обряды и чествование победителей, которых награждали оливковым венком и пальмовыми ветвями.

Победителей определяли двое судей, позже их число увеличили в среднем до десяти. Под управление судьям передавали полицейский отряд.

Участвовать в олимпийских играх могли только полноправные греки мужского пола (также римляне после захвата территорий Греции). За месяц до начала состязаний желающие демонстрировали судьям свои умения и приносили клятву Зевсу о том, что 10 месяцев посвятили тренировкам. Порядок участников определял жребий.

Греческие женщины не допускались даже к просмотру игр, исключение составляли жрицы богини плодородия Деметры. Для участия существовала одна хитрость: женщины могли управлять колесницами, а победителем объявляли владельца лошади или повозки.

Для активных женщин были отдельно созданы специальные состязания. Победительницу награждали оливковым венком и продуктами.

Рис. 2. Гонки на колесницах в Древней Греции.

Виды античных соревнований

Перечислим и кратко опишем виды состязаний:

  • Бег : первый олимпийский вид спорта был представлен бегом на одну дистанцию (192 м.) с 1-х по 13-е игры, двойным бегом с 14-х, долгим бегом (7 дистанций) с 15-х, бегом в полном вооружении (2 дистанции в шлеме, со щитом) с 65-х;
  • Единоборства : представлены кулачными боями с 23-х игр (запрещались подножки, удары ногами, захват), панкратион с 33-х (рукопашный бой, нанесение ударов руками и ногами), борьба с 18-х (удары запрещены, допустимы толчки);
  • Пентатлон : пятиборье с 18-х игр, состоящее из бега, борьбы, прыжков в длину, метания копья и диска;
  • Гонки на колесницах : гонки квадриг (двухколесная повозка с четверкой лошадей) с 25-х игр, скачки на конях с 33-х, гонки колесниц с двумя конями с 93-х;
  • Состязания трубачей и герольдов : добавлены с 96-х игр, как особый вид соревнований, соединяющий эстетику и спорт.

Рис. 3. Античный бег.

Олимпийские игры просуществовали до 394 года н. э. Их отменил христианский римский император Феодосий. За это время было проведено 293 игры.

Что мы узнали?

Прочитав статью об олимпийских играх в древности, мы выяснили их особенности, условия проведения; узнали основные виды состязаний, первым из которых был бег. Используя эту информацию можно составить качественный доклад на тему, обозначенную выше, для урока истории 5 класса.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 1124.

Конкин Алексей

В проекте рассказывается история зарождения Олимпийских игр в Древней Греции, их взаимосвязь с древнегреческими богами и героями, их символика, общекультурное значение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

IX городской конкурс реферативно-исследовательских работ

для учащихся 1-8 классов «Интеллектуалы XXI»

Олимпийские игры в Древней Греции

(Общественно-исторические науки)

4 класс, МБОУ СОШ № 89

Научный руководитель :

Суслова Полина Юрьевна,

учитель начальных классов

Челябинск, 2014

  1. Введение………………………………………………………………3
  2. Основная часть……………………………….......................................4
  1. Олимпийские игры от зарождения до упадка……………………...4
  2. Священный Олимпийский огонь……………………………………5
  3. Как проходили Олимпийские игры в Древней Греции……………6
  1. Заключение…………………………………………………………….7
  2. Список литературы……………………………………………………8

Введение

Цель проекта : изучить историю зарождения олимпийских игр в Древней Греции, их взаимосвязь с древнегреческими богами и героями, символику, общекультурное значение.

Задачи проекта:

  1. Изучить исторические материалы о зарождении Олимпийских игр Древней Греции.
  2. Проанализировать собранную информацию, выбрать самое

необходимое для создания проекта.

  1. Привлечь внимание одноклассников к предстоящим Олимпийским играм в Сочи 2014 года.
  2. Оформить проект в виде методической разработки для классного часа.
  3. Провести классный час для одноклассников по теме проекта.

Обоснование актуальности выбранной темы : все вы прекрасно знаете, что в 2014 году в России зимние Олимпийские игры. Это грандиозное и масштабное событие для нашей страны. Поэтому мне хотелось вас ознакомить с историей возникновения Олимпийских игр, их символике, видах состязаний и общекультурном значении.

Практическая значимость данного проекта состоит в том, чтобы провести классный час с целью привлечения внимания к предстоящим Олимпийским играм в Сочи 2014 года, самому великому и грандиозному событию нашей страны.

Олимпийские игры Древней Греции – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.

С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний.

Основная часть

  1. Легенды о зарождении Олимпийских игр.

Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Согласно другой легенде, основателем Игр назывался Пелопс. Выиграв в гонках на колесницах в память о своей победе, он решает устраивать каждые четыре года Олимпийский праздник и проводить соревнования.

Некоторые исследователи утверждают, что Олимпийские игры проводились в честь праздника урожая. Поэтому и победители награждались оливковой веткой и венком, которые впервые привез в Олимпию сын Зевса Геракл.

Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.

С Олимпийских игр 776 до н.э. у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.

Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.

А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.

  1. Священный Олимпийский огонь.

Олимпийский огонь стал одним из символов Олимпийских игр. Его зажигают в городе проведения игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания.

Традиция зажигания Олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге Прометея, по легенде похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям. Олимпийский огонь символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а также мир и дружбу.

  1. Как проходили Олимпийские игры в Древней Греции

По всем греческим городам разъезжали специальные послы. Они появлялись на городских площадях в Афинах и Спарте, их видели в греческих городах Малой Азии и на цветущих берегах Черного моря, населенных греками. Всюду, где только появлялись эти послы, огромные толпы народа слушали их с праздничным, радостным возбуждением. Они сообщали о дне предстоящего великого празднества - знаменитых олимпийских играх. Олимпийские игры проводились в честь верховного греческого бога Зевса через каждые четыре года. Это был общегреческий праздник.

Но не только о дне начала игр сообщали послы на площадях греческих городов. Они провозглашали условия священного мира, который объявлялся на время празднеств. Всякие военные действия, где бы они ни происходили, немедленно прекращались. На нарушителей этого условия налагался большой штраф. Для всех племен и народов, принимающих участие в празднествах, страна, где находится святилище Зевса, - священна и неприкосновенна. Всякий, кто обидит путника, направляющегося на олимпийские празднества, также подвергается проклятию и штрафу.

По всем дорогам Греции люди спешили на празднества в Олимпию. Некоторые ехали верхом или на повозках, но большинство народа шло просто пешком. Хотя в празднествах принимали участие и присутствовали только мужчины, все равно число гостей измерялось многими тысячами. Олимпийский стадион, где происходил бег и другие гимнастические упражнения, вмещал 40 тысяч человек и был всегда переполнен. На берегу реки Алфея во время празднеств вырастал целый город из палаток и шалашей. Вдоль большой дороги и стен ограды выстраивались деревянные бараки, тут шла оживленная торговля самыми разнообразными предметами.

На первых тринадцати Играх греки соревновались только в коротком беге на одну стадию, длина которой из-за разного шага отмеряющих судей была, как уже отмечалось, неодинакова - от 175 до 192,27 м. Именно от этого слова и произошло название "стадион". Самый большой стадий был именно в Олимпии, так как его, по преданию, отмерял сам Геракл. Этот вид бега более полвека был единственным состязанием на олимпийском празднике эллинов. Стартовали бегуны со специальных мраморных плит, в которых имелись углубления для пальцев.

Итак, в программу древних Олимпийских игр входили следующие виды - бег на 1,2 и 24 стадии; борьба; пятиборье (пентатлон); кулачные поединки; гонки на колесницах, запряженных двумя и четырьмя лошадьми; панкратион, бег в военном снаряжении, скачки.

После бега начиналась борьба. Существовало несколько видов борьбы: самый простой из них заключался в том, что противники выходили друг против друга с голыми руками. Победителем считался тот, кто трижды попалит своего соперника на землю. В кулачном бою борцы надевали на голову бронзовый колпак, а кулаки обматывали кожаными ремнями с металлическими шишками. Это был очень жестокий вид борьбы, кончавшийся нередко серьезными увечьями. Существовал еще один вид борьбы, представлявший собой сочетание борьбы с кулачным боем. Только в этом случае запрещалось обматывать кулаки ремнями.

Следующий день состязаний начинался с пятиборья. В него входили, кроме бега и борьбы, метание диска, копья и прыжки. Состязающиеся в прыжках восходили на особую насыпь, в руках у них были грушевидные гири. Вот они вытягивают руки с гирями вперед - прыжок! - руки быстро отбрасываются назад, и тело в прыжке устремляется вперед. Снова глашатаи провозглашают имя победителя. Потом начинается метание диска. Дискоболы выстраиваются один за другим. Они берут в руку тяжелый бронзовый диск, несколько раз вращают его рукой в воздухе, причем для сохранения равновесия слегка наклоняют верхнюю часть туловища вперед и опираются левой рукой о правое колено, а затем в момент броска упруго распрямляют тело, и диск, пущенный умелой рукой, со свистом рассекает воздух.

Пятиборье заканчивается метанием копья, которое не просто бросают как можно дальше вперед, но должны при броске попасть в определенную цель. Это уже было чисто военное упражнение.

Последний день игр посвящается состязаниям на ипподроме. Самым старинным и излюбленным видом этих состязании были бега колесниц, запряженных четверкой лошадей. Требовалось двенадцать раз обогнуть столб у старта. Нередко эти состязания, требующие большой силы и ловкости, оканчивались несчастными случаями. Но какое прекрасное зрелище представляют мчащиеся колесницы! Тысячи зрителей, затаив дыхание, наблюдали за спортсменами. После бега колесниц начинаются скачки верхом. Они имеют одну особенность: перед приближением к финишу наездник должен соскочить с лошади и бежать рядом с ней, держа поводья в руках.

Глашатаи снова торжественно объявляли имена победителей в отдельных соревнованиях. Раздача наград происходила у храма Зевса. Судьи торжественно возлагают на головы победителей простые венки из дикой оливы, перевитые белыми лентами. Оливковое дерево, из ветвей которого сплетались венки, растет здесь же; по преданию, оно было посажено самим Гераклом. Эта простая награда ценится греками дороже золота и драгоценностей, она дает ее обладателям вечную славу и почет.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что с древних лет олимпийские игры были главным спортивным событием всех времен и народов. В дни проведения олимпиад на всей земле воцарялось согласие и примирение. Войны прекращались и все сильные и достойные люди соревновались в честной борьбе за звание лучшего.

Будучи местом проведения Олимпийских игр, Олимпия была историческим и культурным центром Древней Греции с большим количеством древнейших памятников. Святыми местами считались гора Кронос, курган Пелопса, алтари Зевса и Геи, Геракла и Гипподамии. Затем, появились храмы Зевса, Геры. В честь Игр в Олимпии было сооружено много красивых статуй, алтарей, храмов. Наиболее известным храмом был Олимпиум, в котором находилась большая статуя Зевса, высотой более 12 м, выполненная Фидиалом из слоновой кости и золота.

В настоящее время олимпийские игры стали праздниками спорта. В них участвуют лучшие спортсмены большинства стран мира. В отличие от античных празднеств, проходивших на одном стадионе, современные Олимпийские игры не имеют постоянной столицы и проводятся в разных городах и странах. За много веков олимпийское движение преодолело много препятствий, забвение и отчуждение. Но несмотря ни на что олимпийские игры живы и по сей день. Конечно это уже не те соревнования, в которых принимали участие обнаженные юноши и победитель которых въезжал в город через пролом в стене. В наши дни олимпиады одно из крупнейших событий в мире. Игры оснащены по последнему слову техники – за результатами следят компьютеры и телекамеры, время определяется с точностью до тысячных долей секунды, спортсмены и их результаты во многом зависят от технического оснащения. Благодаря средствам массовой информации не осталось ни одного человека в цивилизованном мире, который не знал бы, что такое олимпиада или не видел бы соревнования по телевизору.

За последние годы олимпийское движение приобрело огромные масштабы и столицы Игр на время их проведения становятся столицами мира. Спорт играет все большую роль в жизни людей.

Список литературы

  1. Вилькин Я.Р. Откуда пошли олимпиады. - Минск: Полымя, 1980.
  2. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. СПб, 2001.
  3. Фурио Дурандо Греция. Пер. с англ. М., 2001.
  4. Шанин Ю.Б. Олимпия. История античного атлетизма. М., 2001.
  5. Базунов Б.А. Боги стадионов Эллады. М., 2002.
  6. Павсаний. Описание Эллады. М., 2002.
  7. Античная мифология. Энциклопедия. Сост. Королев К. СПб, 2004.