Форт «Серая Лошадь»: описание, история, как доехать. Форт "серая лошадь" Форт серая лошадь как доехать

5 ноября состоялся наш поход на мыс Серая Лошадь. Вначале мы посетили форт "Красная Горка" , прогулялись по западной части природного заказника "Лебяжий" и побывали в деревне Черная Лахта, а в конце похода дошли до главной цели путешествия - противодесантной батареи "Серая Лошадь", исторически и логически связанной с "Красной Горкой", для чего и заходили вначале мы на первый, основной форт.

Серая Лошадь стоит того, чтоб быть главной целью похода, по нескольким причинам. Во-первых, здесь нет многочисленных толп туристов, а наоборот, царят тишина и покой. Поэтому погружаться в историю, ощущать атмосферу прошлого - легче. Во-вторых, здесь чудесная, почти не тронутая человеком природа, с которой стоит пообщаться несколько часов во время прогулки.

О природе я уже рассказывал в предыдущей заметке () , а теперь посмотрим, что мы увидели на Серой Лошади.


Первое, что открывается взору путника - это Командно-Наблюдательный Пункт (КНП). Иногда пишут не "пункт", а "пост", возможно это устаревшее обозначение, потому что традиционно используется вроде первое. В общем, здесь находилось командование форта, велось наблюдение, раздавались приказы по батареям отсюда. Сооружение из толстого бетона, снаружи обваловано - замаскировано землей под холмик, что является традиционным для всех построек Российской Империи начала 20 века, когда при Николае Втором начали строить новые и перевооружать старые форты и батареи.

Здание было законсервировано, входы заложены кирпичем, но давно этот кирпич проломлен, и можно спокойно заходить.

По лестницам можно подняться на верхние этажи. Но надо быть осторожным, чтоб не удариться головой о многочисленные свисающие трубы.

На промежуточных этажах много разоренных пустых помещений, мы же идем сразу наверх. В одной из верхних частей видно бетонное основание. Что здесь было, непонятно, но что-то, что вращалось и смотрело в амбразуру.

Амбразура, идущая по кругу, заложена кирпичем. Очень похоже, что здесь стоял пулемет, который простреливал все вокруг через эту щель.

Лестница наверх. Помещения темные, нужен обязательно фонарь.

На одной из площадок - маленькие окошки для наблюдения.

Окошки закрывались металлическими заслонками.

Наконец залезаем на самую верхнюю площадку.

Видно вдали машину работников маяка на побережье, а также какие-то теплицы.

Часть группы не пошла с нами в бункер. Теперь мы смотрим на них сверху, откуда они кажутся совсем маленькими. Если внимательно присмотритесь, то увидите слева и справа от дороги темные пятна на земле. Это - болото. Дорога насыпана поверх болот, без искусственной насыпи на этот мыс по суше попасть было невозможно.

Вид на Финский залив. Враг не пройдет незамеченным.

Старинное переговорное устройство.

Один из нижних этажей. Все разорено и украдено. Но грех жаловаться - это не худшее, что сейчас бывает с фортами.

Покинув КНП форта, идем к батареям. Вдали видна правофланговая батарея, где стояло 3 орудия. Теперь самое время объяснить, что за зверь такой - Серая Лошадь, и для чего она вообще нужна. Дело в том, что Красная Горка со своими мощными орудиями прекрасно могла разнести в пыль все, что двигалось по морю, но не могла сама себя эффективно защищать от десанта на катерах. Стрелять с горки по береговой линии орудия не могли, их снаряды летели только вдаль. Но и это не главное, даже если установить по всему берегу легкие орудия или пулеметы прямо у воды - они увидят врага только тогда, когда тот подойдет близко, вынырнув из-за мыса и оказавшись прямо перед батареей. А если он сойдет раньше на сушу, в паре сотен метров от орудий, не доплывая до них - его вообще не будет видно, и невозможно будет подбить в воде. На случай атаки со стороны суши у Красной Горки была внушительная полоса сухопутной обороны, о которой я уже писал в начале этой статьи

Но намного эффективнее было бы уничтожать десантные катера врага прямо в воде, пока они еще не высадили десант на сушу - потерь среди своих было бы намного меньше. Для этого была построена батарея Серая Лошадь, которая обнаруживала бы врага раньше, подбивая его корабли на дальних подступах к основной крепости.


Посмотрите на это фото, сделанное на левом фланге мыса Серая Лошадь. В центре кадра еще один мыс - Шепелевский, где стоит действующий маяк. А справа от него - открытое море, которое просматривается вдаль на много километров. Пройти незамеченными мимо наблюдательных постов батареи невозможно.

Возле правофланговой батареи - старинная каменная кладка на берегу. Ею укрепляли берег, чтоб морской прибой не разрушал батарею. Все-таки Финский залив - часть Балтийского моря, и волны тут бывают вполне себе разрушительные.

Наблюдательный пункт батареи. Таких башенок здесь много. Через них можно было безопасно вести наблюдение за морем.

Орудийный дворик батареи. Правофланговая часть была вооружена тремя орудиями - скорострельными пушками системы Канэ. Они могли давать до 12 выстрелов в минуту. Через окошки подавали снаряды из подземных хранилищ прямо к орудиям.

Все орудия батареи связаны между собой подземными коридорами, можно было перемещаться от орудия к орудию, не выходя на поверхность, что повышало живучесть личного состава. Заходим внутрь.

Коридоры здесь имеют два уровня. Первый проходит вокруг орудий, а также соединяет дворики между собой. Второй находится ниже, на нем подземелья, где хранили боеприпасы.

Вот что поразительно - батарея давно заброшена. Условия суровые - сырость, климат... А краска на стенах до сих пор в идеальном состоянии. Как так? Сейчас на зданиях каждые три года побелку заново делают. А тут лет сто как, и ничего с ней не происходит! Что-то мы потеряли, что раньше умели...

В нижнем уровне, где подземные хранилища для боеприпасов, были такие вот устройства с ручками. Крутишь ручку - она, кстати, до сих пор работает - и закрывается заслонка, перекрывая трубу. Наверно, так регулировали ход воздуха для вентиляции или обогрева помещений.

Лестница от верхнего коридора к нижним комнатам с боеприпасами.

Одно из нижних помещений.

Здесь лежали снаряды.

Выходим на побережье Финского залива и идем ко второй батарее. Берег тут весьма красив!

Камыши хорошо могут летом укрывать от ветра, если будет необходимость позагорать в не самую жаркую погоду...

Орудийный дворик второй батареи. Здесь было 4 орудия системы Виккерс. Эти орудия крепились попарно - рядом сразу два ствола, на одной вращающейся установке.

Тут подземные хранилища затоплены. Один раз я был здесь зимой, когда вода в них замерзла. Но так получилось, что из-за высокого ее уровня перемещаться по льду можно было лишь сидя или на коленях. К тому же было очень скользко. Так мы и катались на коленях по нижним коридорам, было очень смешно: группа в 10 человек толкается руками, и катится по льду один за другим. А потом где-то услышали треск льда - и на огромной скорости покатились на задах и коленях обратно...

Последняя часть форта - Дальномерный Павильон, откуда корректировался огонь и велось наблюдение за морем.

Раньше вход туда был свободен. Но теперь на двери висит замок, и внутрь не попасть. Наверняка, как всегда, это объяснят "патриотическими соображениями". В последнее время ряд фортов и ДОТов захвачены и по сути незаконно приватизированы разными " патриотическими " клубами, которые превращают их в свою собственность, а потом водят туда экскурсии или для своих любимчиков, или для тех, кто очень хорошо заплатит. А потом некий Н. пишет у себя на сайте " там закрыто, но у меня есть эксклюзивная договоренность с хозяевами, и за 1000 рублей вы сможете там побывать...". Тенденция отвратительная и печальная.

Так что советую всем скорее побывать на Серой Лошади - со временем закроют и батареи, и КНП, тенденция просматривается очевидная...

Берег залива возле дальномерного павильона. Темнело, и обратно мы шли в полнейшем мраке. Хорошо, что были фонари у всех.

А теперь самая главная часть похода. Но не для всех. Половину мы посадили на автобус 401, идущий из Соснового Бора в Петербург, к метро Автово. Остановка была у деревни Горавалдай. А другая половина, самая активная, пошла со мной на Горавалдайское озеро. Мы не знали, замерзло ли оно, или нет, но надеялись искупаться. Дойдя до озера, увидели плавающие листья у берега. Быстро принято решение - купаться! Тем более что изрядно взмокли во время ходьбы, день ноябрьский был теплым, +7.

И тут я понял, что-то здесь не так.. нога с разбегу уперлась в какое-то препятствие. Думал, что врезался в темноте в поваленный ствол дерева, но в свете фонарей было видно - никаких стволов нет. Это лед! Да, в трех метрах от берега он был! У берега растаял за теплые дни, а дальше - остался, после тех заморозков, что были неделю назад.

Пришлось ломать лед руками и ногами, чтоб дойти туда, где можно хотя бы сесть в воду и окунуться хоть как-то. Вслед за мной фантастически абсурдным делом занялись остальные участники группы.

Купаться в ноябре, в темноте, при свете фонарей, в замерзшем озере... почему бы и нет? В нашем туристическом клубе все возможно...

Крошки льда, разбитого нами, плавали печально у берега...

Через полчаса мы сели в следующий автобус, где было сидячих мест ровно столько, сколько нас. Так что очень удачно поделили мы группу таким образом. Назад в город домчались примерно за 1 ч 20 минут.

------------

Страница, посвященная нашим туристическим походам:

5 ноября состоялся наш поход на мыс Серая Лошадь. Вначале мы посетили форт "Красная Горка" , прогулялись по западной части природного заказника "Лебяжий" и побывали в деревне Черная Лахта, а в конце похода дошли до главной цели путешествия - противодесантной батареи "Серая Лошадь", исторически и логически связанной с "Красной Горкой", для чего и заходили вначале мы на первый, основной форт.

Серая Лошадь стоит того, чтоб быть главной целью похода, по нескольким причинам. Во-первых, здесь нет многочисленных толп туристов, а наоборот, царят тишина и покой. Поэтому погружаться в историю, ощущать атмосферу прошлого - легче. Во-вторых, здесь чудесная, почти не тронутая человеком природа, с которой стоит пообщаться несколько часов во время прогулки.

О природе я уже рассказывал в предыдущей заметке (Заказник "Лебяжий") , а теперь посмотрим, что мы увидели на Серой Лошади.



Первое, что открывается взору путника - это Командно-Наблюдательный Пункт (КНП). Иногда пишут не "пункт", а "пост", возможно это устаревшее обозначение, потому что традиционно используется вроде первое. В общем, здесь находилось командование форта, велось наблюдение, раздавались приказы по батареям отсюда. Сооружение из толстого бетона, снаружи обваловано - замаскировано землей под холмик, что является традиционным для всех построек Российской Империи начала 20 века, когда при Николае Втором начали строить новые и перевооружать старые форты и батареи.

Здание было законсервировано, входы заложены кирпичем, но давно этот кирпич проломлен, и можно спокойно заходить.

По лестницам можно подняться на верхние этажи. Но надо быть осторожным, чтоб не удариться головой о многочисленные свисающие трубы.

На промежуточных этажах много разоренных пустых помещений, мы же идем сразу наверх. В одной из верхних частей видно бетонное основание. Что здесь было, непонятно, но что-то, что вращалось и смотрело в амбразуру.

Амбразура, идущая по кругу, заложена кирпичем. Очень похоже, что здесь стоял пулемет, который простреливал все вокруг через эту щель.

Лестница наверх. Помещения темные, нужен обязательно фонарь.

На одной из площадок - маленькие окошки для наблюдения.

Окошки закрывались металлическими заслонками.

Наконец залезаем на самую верхнюю площадку.

Видно вдали машину работников маяка на побережье, а также какие-то теплицы.

Часть группы не пошла с нами в бункер. Теперь мы смотрим на них сверху, откуда они кажутся совсем маленькими. Если внимательно присмотритесь, то увидите слева и справа от дороги темные пятна на земле. Это - болото. Дорога насыпана поверх болот, без искусственной насыпи на этот мыс по суше попасть было невозможно.

Вид на Финский залив. Враг не пройдет незамеченным.

Старинное переговорное устройство.

Один из нижних этажей. Все разорено и украдено. Но грех жаловаться - это не худшее, что сейчас бывает с фортами.

Покинув КНП форта, идем к батареям. Вдали видна правофланговая батарея, где стояло 3 орудия. Теперь самое время объяснить, что за зверь такой - Серая Лошадь, и для чего она вообще нужна. Дело в том, что Красная Горка со своими мощными орудиями прекрасно могла разнести в пыль все, что двигалось по морю, но не могла сама себя эффективно защищать от десанта на катерах. Стрелять с горки по береговой линии орудия не могли, их снаряды летели только вдаль. Но и это не главное, даже если установить по всему берегу легкие орудия или пулеметы прямо у воды - они увидят врага только тогда, когда тот подойдет близко, вынырнув из-за мыса и оказавшись прямо перед батареей. А если он сойдет раньше на сушу, в паре сотен метров от орудий, не доплывая до них - его вообще не будет видно, и невозможно будет подбить в воде. На случай атаки со стороны суши у Красной Горки была внушительная полоса сухопутной обороны, о которой я уже писал в начале этой статьи

Но намного эффективнее было бы уничтожать десантные катера врага прямо в воде, пока они еще не высадили десант на сушу - потерь среди своих было бы намного меньше. Для этого была построена батарея Серая Лошадь, которая обнаруживала бы врага раньше, подбивая его корабли на дальних подступах к основной крепости.


Посмотрите на это фото, сделанное на левом фланге мыса Серая Лошадь. В центре кадра еще один мыс - Шепелевский, где стоит действующий маяк. А справа от него - открытое море, которое просматривается вдаль на много километров. Пройти незамеченными мимо наблюдательных постов батареи невозможно.

Возле правофланговой батареи - старинная каменная кладка на берегу. Ею укрепляли берег, чтоб морской прибой не разрушал батарею. Все-таки Финский залив - часть Балтийского моря, и волны тут бывают вполне себе разрушительные.

Наблюдательный пункт батареи. Таких башенок здесь много. Через них можно было безопасно вести наблюдение за морем.

Орудийный дворик батареи. Правофланговая часть была вооружена тремя орудиями - скорострельными пушками системы Канэ. Они могли давать до 12 выстрелов в минуту. Через окошки подавали снаряды из подземных хранилищ прямо к орудиям.

Все орудия батареи связаны между собой подземными коридорами, можно было перемещаться от орудия к орудию, не выходя на поверхность, что повышало живучесть личного состава. Заходим внутрь.

Коридоры здесь имеют два уровня. Первый проходит вокруг орудий, а также соединяет дворики между собой. Второй находится ниже, на нем подземелья, где хранили боеприпасы.

Вот что поразительно - батарея давно заброшена. Условия суровые - сырость, климат... А краска на стенах до сих пор в идеальном состоянии. Как так? Сейчас на зданиях каждые три года побелку заново делают. А тут лет сто как, и ничего с ней не происходит! Что-то мы потеряли, что раньше умели...

В нижнем уровне, где подземные хранилища для боеприпасов, были такие вот устройства с ручками. Крутишь ручку - она, кстати, до сих пор работает - и закрывается заслонка, перекрывая трубу. Наверно, так регулировали ход воздуха для вентиляции или обогрева помещений.

Лестница от верхнего коридора к нижним комнатам с боеприпасами.

Одно из нижних помещений.

Здесь лежали снаряды.

Выходим на побережье Финского залива и идем ко второй батарее. Берег тут весьма красив!

Камыши хорошо могут летом укрывать от ветра, если будет необходимость позагорать в не самую жаркую погоду...

Орудийный дворик второй батареи. Здесь было 4 орудия системы Виккерс. Эти орудия крепились попарно - рядом сразу два ствола, на одной вращающейся установке.

Тут подземные хранилища затоплены. Один раз я был здесь зимой, когда вода в них замерзла. Но так получилось, что из-за высокого ее уровня перемещаться по льду можно было лишь сидя или на коленях. К тому же было очень скользко. Так мы и катались на коленях по нижним коридорам, было очень смешно: группа в 10 человек толкается руками, и катится по льду один за другим. А потом где-то услышали треск льда - и на огромной скорости покатились на задах и коленях обратно...

Последняя часть форта - Дальномерный Павильон, откуда корректировался огонь и велось наблюдение за морем.

Раньше вход туда был свободен. Но теперь на двери висит замок, и внутрь не попасть. Наверняка, как всегда, это объяснят "патриотическими соображениями". В последнее время ряд фортов и ДОТов захвачены и по сути незаконно приватизированы разными " патриотическими " клубами, которые превращают их в свою собственность, а потом водят туда экскурсии или для своих любимчиков, или для тех, кто очень хорошо заплатит. А потом некий Н. пишет у себя на сайте " там закрыто, но у меня есть эксклюзивная договоренность с хозяевами, и за 1000 рублей вы сможете там побывать...". Тенденция отвратительная и печальная.

Так что советую всем скорее побывать на Серой Лошади - со временем закроют и батареи, и КНП, тенденция просматривается очевидная...

Берег залива возле дальномерного павильона. Темнело, и обратно мы шли в полнейшем мраке. Хорошо, что были фонари у всех.

А теперь самая главная часть похода. Но не для всех. Половину мы посадили на автобус 401, идущий из Соснового Бора в Петербург, к метро Автово. Остановка была у деревни Горавалдай. А другая половина, самая активная, пошла со мной на Горавалдайское озеро. Мы не знали, замерзло ли оно, или нет, но надеялись искупаться. Дойдя до озера, увидели плавающие листья у берега. Быстро принято решение - купаться! Тем более что изрядно взмокли во время ходьбы, день ноябрьский был теплым, +7.

И тут я понял, что-то здесь не так.. нога с разбегу уперлась в какое-то препятствие. Думал, что врезался в темноте в поваленный ствол дерева, но в свете фонарей было видно - никаких стволов нет. Это лед! Да, в трех метрах от берега он был! У берега растаял за теплые дни, а дальше - остался, после тех заморозков, что были неделю назад.

Пришлось ломать лед руками и ногами, чтоб дойти туда, где можно хотя бы сесть в воду и окунуться хоть как-то. Вслед за мной фантастически абсурдным делом занялись остальные участники группы.

Купаться в ноябре, в темноте, при свете фонарей, в замерзшем озере... почему бы и нет? В нашем туристическом клубе все возможно...

Крошки льда, разбитого нами, плавали печально у берега...

Через полчаса мы сели в следующий автобус, где было сидячих мест ровно столько, сколько нас. Так что очень удачно поделили мы группу таким образом. Назад в город домчались примерно за 1 ч 20 минут.

------------

Страница, посвященная нашим туристическим походам:

В-11 - памятник защитникам форта в летнем лагере ВВМУПП

Дальномерный павильон

Наблюдательный пункт

Батарея «Серая Лошадь» (с 21 октября 1919 - форт «Передовой», :289 с 1926 г. - форт «Бухарин», с 1936 г. по 1953 г. - форт «Красногвардейский»)- противодесантная береговая батарея Кронштадтской позиции Морской крепости Петра Великого. Построена в 1911 году на мысе Серая Лошадь в районе деревни Чёрная Лахта. Позиция включала в себя две открытые долговременные батареи - на левом фланге четырехорудийная 120-мм орудий Виккерса, на правом - трехорудийная 152-мм орудий Канэ.

Батарея была спроектирована благодаря докладной записке инженер-генерал-майора А. А. Шишкина. Её основной задачей была борьба с десантными кораблями противника в Копорском заливе, во избежание захвата форта «Красная Горка» с суши.

В мае 1919 года вместе с фортом «Красная Горка» отражал наступление на Петроград Северного корпуса генерала А. П. Родзянко и в октябре того же года принимала участие в отражении наступления на Петроград Северо-Западной армии генерала Н. Н. Юденича, успешно отбивая все атаки наступавших, в связи с этим в декабре 1919 награждена Почетным Красным знаменем. Во время Великой Отечественной войны батарея держала оборону Ораниенбаумского плацдарма. Разоружена в связи с ликвидацией Кронштадтской крепости в 1950-е.

Восстание 1919 года

Батарея № 333

В 1925 году планировалось усилить батарею с помощью двух 254-мм башенных установок с крейсера «Рюрик». В 1927 году был разработан проект усиления форта двумя 203-мм башнями с линкора «Республика». В основу положен модернизированный проект 254-мм башенной батареи Коноплева и Габбина. Башни устанавливались в отдельных бетонных гнездах вместо единого бетонного массива на две башни. При установке башни были модернизированы:

  1. Увеличена толщина броневой крыши с 2 до 5 дм.
  2. Увеличен угол вертикального наведения с 25 до 35°.
  3. Установлена система ПУАО.
  4. Боекомплект доведен до 195 выстрелов на орудие.

Новой батарее был присвоен № 9, в дальнейшем - № 333.

В 1910 году на берегу Финского залива, на мысу »Серая Лошадь», стали строить форт, получивший одноименное название. Он рассматривался как продолжение «Красной Горки». Это был даже не форт, а всего две батареи, которые, первыми открыв огонь по наступающему флоту противника, могли бы дать возможность артиллерии «Красной Горки» подготовиться к отражению нападения.

Форт имел большое значение для обороны Петрограда и Кронштадта. В Гражданскую войну 1918-20, во время наступления белогвардейских войск генерала Н. Н. Юденича на Петроград, в ночь на 13 июня 1919 на фортах "Красная Горка", "Серая Лошадь", "Обручев" и тральщике "Китобой" вспыхнул контрреволюционный мятеж, подготовленный белогвардейцами, эсерами и меньшевиками при активном участии иностранных разведок. РВС Балтийского флота обратился к мятежникам с ультиматумом - немедленно прекратить мятеж. Гарнизон форта "Обручев" арестовал зачинщиков и заявил о повиновении Советской власти; форты "Красная Горка" (25 орудий калибра от 76 до 305 мм) и "Серая Лошадь" (8 орудий калибра 120-152 мм) отказались выполнить требование РВС, рассчитывая на поддержку английского флота. 13-14 июня артиллерия кораблей Балтийского флота (2 линкора, 1 крейсер, 3 эсминца) и форта "Риф" вела огонь по мятежным фортам. 15 июня береговая группа (до 4,5 тыс. человек) под командованием Санникова при поддержке 2 бронепоездов, 2 броневиков и 2 эсминцев перешла в наступление и выбила мятежников (500 человек) с позиций на подступах к "Красной Горке". Командование мятежных фортов во главе с комендантом форта "Красная Горка" бывшим поручиком Неклюдовым бежало, и 16 июня форты сдались.
В советское время форты были переименованы. «Красная Горка» стала фортом «Краснофлотский», а «Серая Лошадь» — «Передовым». Но эти названия сохранились только в официальных документах, старые имена оказались более живучи.
Существенной реконструкции форт подвергся в начале 1930-х годов. Здесь, на западном берегу бухты Батарейная, установили две 203-миллиметровые башенные установки, снятые с проданного в Германию на металлолом линкора «Республика» (бывший «Император Павел I»).

В тяжелые годы блокады форты Красная Горка и Серая Лошадь своей артиллерийской мощью сдерживали натиск фашистов, громили их тылы, обеспечивали оборону, а потом и наступление.
В конце 1960-х годов судьба фортов решалась очень просто: разоружить, обеспечив план по сдаче металлолома. Уникальные башенные установки «Красной Горки» и «Серой Лошади» были полностью демонтированы. Осталась только так называемая «кираса», поддерживавшая бетонную наружную часть. Сейчас это всего лишь колодцы среди поросшего кустарником бетонного блока — печальное зрелище, иллюстрирующее отношение к истории в нашей стране.

В настоящее время форт, находится в упадке, о чем свидетельствует варварские следы охотников за металлом. Форт разрушен и разграблен, и только крепкий бетон смотрит на все это с молчаливой скорбью.

Http://militera.lib.ru/h/vmf/03.html
http://www.nortfort.ru
http://www.antiq.info/arms_/6964.html

5 ноября 2017 года мы совершили однодневное путешествие по западной части Ленинградской области. Основной целью нашего похода был мыс Серая Лошадь и противодесантная батарея на нем, созданная для защиты русской береговой крепости - форта Красная Горка. Так как Серая Лошадь и Красная Горка неразрывно связаны между собой исторически, поход наш начался именно с посещения Красной Горки, куда мы зашли ненадолго, для общего знакомства и понимания, что он собой представляет (сам по себе форт очень большой, и полностью его осмотреть можно только за длинный летний день, а то и за два). В первой части рассказа о нашем путешествии я опишу, что увидели мы на форту Красная Горка, который является ценным историческим памятником фортификации времен последних лет Российской Империи.


КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Форт Красная Горка был построен на южном побережье Финского залива, как и его собрат на северном берегу, форт Ино, для защиты Кронштадта и Петербурга от возможных атак со стороны моря. Старые защитные сооружения - форты Кронштадта и разные береговые батареи - уже не отвечали требованиям времени, когда моря рассекали могучие броненосцы, почти непотопляемые, с чудовищной по силе артиллерией. Для надежной защиты морей нужны были современные мощные береговые орудия, с укреплениями и большим гарнизоном для их защиты. В 1909 году на высоком берегу возле деревни Красная Горка начали возводить одноименный форт. Вооружение его было более чем впечатляющим - множество батарей с орудиями различных типов, позже добавились огромные орудия на железнодорожных платформах, перемещавшиеся по рельсам, и способные вести огонь все время с разных позиций. На территории форта существовали множество подземных ходов, связывающих батареи, командные и наблюдательные пункты, прожекторные и минные станции, земляные валы и рвы, мощный пояс сухопутной обороны - все это делало крепость неприступной, а проход по морю к Петербургу - невозможным, враг был бы тут же уничтожен артиллерией форта. В годы Великой Отечественной войны форт участвовал в обороне Ленинграда, являлся ядром Ломоносовского (Ораниенбаумского) плацдарма.

От шоссе, что идет от Лебяжьего к Сосновому Бору, к форту идет старинная вымощенная булыжником дорога.

Когда шагаешь по ней - то еще за пару километров до границ форта видишь множество окопов в лесу. Это позиции пехоты, защищавшей подступы к нему.

Сначала идут просто окопы и траншеи, с позициями для пулеметчиков и легких пушек. Потом, примерно в километре от форта, появляются многочисленные бетонные бункеры.

Это убежища для пехоты, построенные во времена Российской Империи, когда о выживаемости солдата хоть как-то, но заботились. Некоторые убежища предназначены не только для укрытия пехоты, но и для орудий, поэтому в них широкий вход, и от них к брустверу, где ставилось орудия, идет наклонный пандус, как для колясок в переходах над путями.

На фото - позиция для легкого противоштурмового орудия.

Можно зайти в убежище.

Внутри выход в бронеколпак с отверстиями, чтоб наблюдатель мог следить за ситуацией снаружи бункера.

Это бетонное укрытие огромных размеров отлично замаскировано. Его видно лишь со стороны защитников форта, а с другой стороны - это просто лес, земля с деревьями.

Внутри куски асфальта. Он здесь не просто так. Асфальт использовался как противооткольное покрытие. В случае взрыва стены не трещали, потому что асфальт вязкий, он бы замедлял процесс разрушения. За сто лет он весь обвалился и потрескался.

На потолках - длинные иглы сталактитов.

Наверху бункера - полка, где могли стоять стрелки, а рядом с ней - углубления в бетоне. В эти ниши прятались боеприпасы.

Поражает, как качественно умели строить сто лет назад, если стены до сих пор в идеальном состоянии. В них хоть сейчас можно воевать.

Обойти всю полосу сухопутной обороны форта очень сложно - это займет много времени, тем более, что идти придется через лес. Обычно мы всегда во время визитов в Красную Горку ограничивались лишь небольшими участками. Иначе пришлось бы пройти километров 7-8 минимум вдоль всех траншей и бункеров - и то, это была бы лишь основная полоса, не считая вынесенных вперед в лес просто окопов.

Идем дальше, в цитадель - укрепленное ядро - форта. Проходим через железнодорожные ворота, раньше здесь были рельсы, по которым в форт заезжал поезд. Слева и справа от ворот виден земляной вал - стена вокруг цитадели.

Информационные стенды на территории крепости. Все это сделали добровольцы-энтузиасты, годами защищающие форт Красная Горка от попыток разграбления. Они превратили его в бесплатный музей под открытым небом, аналогов которому в России больше нет нигде!

Из них можно узнать очень много про крепость.

Есть народный музей, созданный не государством, а добровольцами. Там уникальные экспонаты из вещей, найденных на территории форта при раскопках.

Главная достопримечательность форта - это орудия на железнодорожных платформах!

И в отличие от любых других музеев - здесь можно лазать по ним сколько угодно.

Земляной ров вокруг цитадели форта. Все, как в классических древних крепостях.

Земляной вал вокруг цитадели форта. А под валом - бетонные подземелья, соединяющие батареи.

Обязательно стоит глянуть побережье. Берег Финского залива здесь - памятник природы! Только здесь он представляет собой крутой обрыв, уходящий почти прямо в воду.

А вдали - видны корабли...Петербург - морской город. Корабли со всего мира идут по фарватеру, что проходит вдоль южного побережья.

Край обрыва.

Очень красивое место.

Такой берег был дополнительной защитой для форта. Вражеский десант бы здесь не забрался.

Идем назад, к батареям форта. Одно из орудий год назад поставлено энтузиастами на место, а раньше оно стояло тоскливо на рельсах. Теперь оно в орудийном дворике, как и положено.

И снаряд уже на месте.

В орудийных двориках есть входы в подземную часть форта. Подземелий, скажу сразу, здесь очень много. Есть где погулять.

Ступеньки современные. Их сделали те, кто приводил в порядок форт, патриоты - энтузиасты. Раньше они были разрушены.

Подземный коридор.

Можно увидеть следы труб, входивших в систему отопления, а также подававших свежий воздух. Были и электрические кабели. Эпоха Николая Второго - это время, когда технический прогресс уже охватил все стороны жизни.

Система фильтрации и очистки воздуха. В баках - угольная крошка, через нее проходил воздух, и она впитывала в себя все загрязняющие частицы. Примерно как таблетки активированного угля, которые вы принимаете при расстройствах живота.

По форту можно ходить очень долго. Дел тут найдется часов на 5. Но основная цель у нас - мыс Серая Лошадь. Поэтому небольшое чаепитие - и скоро пойдем туда.

Прощальный взгляд на "бронепоезд". Это орудие участвовало в обороне Ленинграда и било фашистов.

И на этом первую часть рассказа о походе я завершаю, но впереди еще очень много фотографий и описаний. Нам еще предстоит увидеть минно-прожекторную станцию, деревню Черная Лахта и заказник Лебяжий, а также форт Серая Лошадь. Так что следите за новостями в моем блоге, скоро будет продолжение!

Информация для тех, кто хочет сюда приехать! Добраться можно электричкой от Балтийского вокзала. Стоит около 155р. Выйти на станции 68 километр, дальше примерно минут 45 пешком. Кроме того, ходят автобусы от станций метро Парнас и Автово, стоят 145 руб. Выходить на повороте на 68 км. По времени часто идут даже быстрее электрички, но в них проверяют паспорта на погранзаставе, и если вы не имеете гражданства РФ, вас не пустят.

---------------------

Страница нашего туристического клуба в ВК: