Как делать упражнения с обручем для похудения. Упражнения с обручем

Содержание статьи

СОДРУЖЕСТВО НАЦИЙ, ассоциация независимых государств, ранее входивших в Британскую империю, признающих британского монарха в качестве символа свободного единения. В Содружество входят (на начало 1999): Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Гана, Малайзия, Сингапур, Кипр, Нигерия, Сьерра-Леоне, Танзания, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Уганда, Кения, Замбия, Камерун, Мозамбик, Намибия, Малави, Мальта, Гамбия, Ботсвана, Гайана, Лесото, Барбадос, Маврикий, Свазиленд, Науру, Тонга, Западное Самоа, Фиджи, Бангладеш, Багамские Острова, Гренада, Папуа – Новая Гвинея, Сейшельские Острова, Соломоновы Острова, Тувалу, Доминика, Сент-Люсия, Кирибати, Сент-Винсент и Гренадины, Зимбабве, Белиз, Антигуа и Барбуда, Мальдивская Республика, Сент-Кристофер и Невис, Бруней, Вануату.

ИСТОРИЯ

Империя до Содружества.

Контроль за государственными землями в колониях быстро перешел к местным правительствам, которые добились права принимать собственные конституции и судебные системы. Еще в 1859 Канада начала устанавливать свои тарифы, ограничив контроль Великобритании над внешней торговлей.

Менее заметным оказался прогресс во внешнеполитических делах и в обороне. Хотя с течением времени Великобритания признала необходимость консультаций с доминионами по вопросам внешней политики, она все еще удерживала здесь за собой право решающего голоса. Британский флот продолжал осуществлять защиту империи в целом, но сухопутные войска выводились из самоуправляющихся колоний, бравших на себя функции самообороны.

Таким образом, в колониях укреплялась тенденция к расширению сферы ответственности в делах местного управления, что сопровождалось ростом национального самосознания. Слияние колоний в более крупные территориальные образования потребовало и большей независимости во внутренней политике. В 1867 провинции Канада, Новая Шотландия и Нью-Брансуик объединились в доминион Канада (формально Канада считалась конфедерацией). Шесть австралийских колоний образовали в 1900 Австралийский Союз. В 1910 четыре южноафриканские колонии сформировали Южно-Африканский Союз.

В конце 19 в. империя установила два важных института для поддержания контактов между Великобританией и самоуправляющимися колониями. В 1879 правительство Канады назначило верховного комиссара для защиты интересов страны в Лондоне. Британское правительство отказалось придать ему статус посла, однако важный прецедент все же был создан, и другие колонии также назначили верховных комиссаров. В 1887 правительство Великобритании предложило правительствам самоуправляющихся колоний направить делегатов на колониальную конференцию в Лондоне. Встречи такого рода проводились периодически и в последующие десятилетия, а с 1907 стали именоваться имперскими конференциями; было решено, что последующие встречи должны проходить при участии премьер-министра Великобритании и премьер-министров самоуправляющихся колоний. На имперской конференции 1926 такие колонии получили официальное название доминионов.

Эволюция Cодружества.

Первая мировая война явилась поворотным пунктом в развитии Содружества. Великобритания объявила войну от имени всей империи, не проконсультировавшись с колониями; однако доминионы все же были представлены в имперских военных кабинетах и на конференциях. Резолюция имперской конференции 1917 признавала, что доминионы наделяются правом голоса в решении вопросов внешней политики империи и что в дальнейшем сотрудничество будет проводиться на основе «постоянных консультаций и совместных действий». Исходя из этого, проводился и общий курс внешней политики как в ходе войны, так и при заключении мира. Новая ориентация на относительную самостоятельность доминионов во внешней политике получила символическое выражение в акте подписания Версальского договора доминионами и Индией.

Характер ассоциации изменился вместе со статусом ее членов. Термин «Содружество наций», впервые использованный в 1884, получил широкое распространение с 1917, обозначая ассоциацию Великобритании, Канады, Южно-Африканского Союза, Австралийского Союза, Новой Зеландии и Ньюфаундленда (который потерял статус доминиона в 1933 в результате экономического кризиса, а в 1949 стал десятой провинцией Канады). На имперской конференции 1926 была предложена знаменитая формула Бальфура, которая определила доминионы как «автономные сообщества Британской империи, равные по статусу, никоим образом не подчиненные одно другому ни в одном из аспектов своей внутренней или внешней политики, но при этом объединенные общей приверженностью короне и составляющие свободную ассоциацию членов Британского Содружества наций». Этот принцип был утвержден Вестминстерским статутом 1931, принятым британским парламентом по требованию доминионов. Статут по сути зафиксировал существующее положение вещей, юридически закрепив равноправие британского парламента и парламентов доминионов; законодательство каждого доминиона признавалось самостоятельным и имело суверенную силу. Внешние отношения становились также областью суверенного решения каждого доминиона. Кроме того, в документе оговаривалось, что отныне порядок престолонаследия Великобритании будет регулироваться членами Содружества.

В межвоенный период доминионы выдвигали требования полной независимости, что сделало невозможной выработку единого внешнеполитического курса, намеченного на имперских конференциях во время Первой мировой войны, хотя консультации на регулярной основе продолжались. Реакция доминионов на объявление войны Великобританией в 1939 показала, что они свободны в выборе действий. Парламенты Австралийского Союза и Новой Зеландии выразили полную поддержку Великобритании и вместе с ней 3 сентября 1939 объявили войну странам Оси. Канада вступила в войну самостоятельно, через шесть дней после Великобритании. В Южно-Африканском Союзе по данному вопросу произошел раскол, и парламент страны лишь незначительным большинством проголосовал за объявление войны. Ирландское Свободное государство сохранило нейтралитет.

В 1947 Индия была разделена на два независимых государства: Индию и Пакистан. В 1949 Индия провозгласила себя республикой, тем самым обозначив новый шаг в эволюции Содружества. Индия выразила желание остаться в Содружестве, хотя условие Бальфура об общей приверженности короне ей как республике уже не подходило. На состоявшейся в 1949 конференции премьер-министров Индия приняла британского монарха в качестве символа свободной ассоциации государств-членов и как главу Содружества – титул, который так и не был четко определен. С этой формулировкой республиками стали провозглашать себя и другие члены Содружества. После 1947 термин «доминион» вышел из употребления, так как уже не соответствовал статусу тех членов Содружества, которые отказывались признавать британского монарха в качестве главы государства.

В 1960 в ходе референдума, проведенного правительством Южно-Африканского Союза, состоявшего в основном из членов африканерской Национальной партии, белое население (только оно участвовало в референдуме) незначительным большинством проголосовало за республику, которая была провозглашена в мае 1961. Чтобы остаться в Содружестве, Южно-Африканская Республика обратилась к другим членам с просьбой о ее признании. Это вызвало острую реакцию, особенно со стороны стран – членов Содружества с небелым населением, осуждавших систему апартеида и господства белых в ЮАР. В итоге премьер-министр ЮАР Х.Фервурд отозвал заявление своей страны о продолжении членства в Содружестве. В 1994 новое демократическое правительство обратилось с просьбой о восстановлении страны в составе Содружества, и эта просьба была удовлетворена.

После 1945 характер Содружества существенно изменился. Когда Индия стала республикой, но при этом осталась в рамках ассоциации, сомнения относительно совместимости национальной независимости с членством в Содружестве окончательно исчезли. Теперь Содружество является многоязычным, многорасовым и мультикультурным сообществом.

СВЯЗИ СОДРУЖЕСТВА

Содружество всегда было открытой организацией, даже в прошлом, когда оно включало в себя однородные в этническом отношении колонии. В период между двумя мировыми войнами жители доминионов и Великобритании были связаны общностью происхождения, подданства, языка, приверженностью британской короне, общим наследием в виде политических институтов британского образца, типом образования, а также тесными экономическими связями.

Между 1947 и 1978 в Содружество были приняты 34 новых члена, одно государство – Пакистан – вышло из него. Большинство составили африканские и азиатские страны, с преобладающим местным населением и господством неевропейских культур. Соответственно изменялись и неформальные правила членства. Бывшие английские колонии, получив независимость, не становились автоматически членами Содружества, а вступали в него с согласия других членов. Британского монарха следовало признавать в качестве символа свободной ассоциации, и некоторые члены Содружества вынуждены были считаться с этим, даже если становились республиками. Ни одно из требований больше не считалось обязательным, и не допускалось никакого ущерба суверенитету стран-членов. Вместе с тем некоторые из бывших колоний, став независимыми государствами, решили не присоединяться к Содружеству – например Британское Сомали, ставшее частью государства Сомали, Южный Камерун, вошедший в государство Камерун, Судан, Бирма, эмираты Персидского залива.

С упрощением процедуры вступления в Содружество некоторые из старых связей исчезли, другие – изменились в соответствии со статусом и потребностями новых членов.

Конституционные связи.

У Содружества нет конституции, и в международном праве оно не считается единой организацией. Тем не менее конституции Канады, Австралии, Шри-Ланки, Ямайки, Новой Зеландии, Барбадоса, Маврикия, Багамских островов, Гренады, Сент-Винсента и Гренадин, Сент-Люсии, Сент-Кристофера и Невис, Антигуа и Барбуда, Папуа – Новой Гвинеи, Соломоновых островов, Тувалу и Великобритании признают британского монарха официальным главой государства. В каждом из этих государств (кроме Великобритании) монарх представлен генерал-губернатором, который занимает по отношению к правительству положение, подобное положению монарха в Великобритании. Республики, как правило, возглавляются президентами, но Малайзия, Свазиленд, Тонга и Лесото являются независимыми монархиями. Эти государства не выражают приверженности британскому монарху, но признают его главой Содружества.

Юридический комитет Тайного совета – последняя инстанция для апелляций стран – членов Содружества. Тем не менее многие страны, включая Канаду и Австралию, не обращаются в эту инстанцию.

Гражданство и национальность.

Несмотря на то, что Великобритания и некоторые страны признают за потенциальными иммигрантами из стран Содружества общий статус британских подданных либо «граждан Содружества», во всех этих странах в настоящее время действуют ограничения на иммиграцию из других стран Содружества. В прошлом Великобритания принимала всех граждан стран Содружества. Но в 1962, согласно британскому законодательству, на иммиграцию из Вест-Индии были введены ограничения, а в 1968 определена квота на въезд в Англию лиц азиатского происхождения, проживающих в Кении. После этого преимущества общего гражданства в Содружестве стали сомнительными, а фактор гражданства потерял свое значение в качестве связующего звена.

Наследие британского правления.

Внутреннее единство стран Содружества все еще обнаруживается в политических институтах британского типа, в преемственности форм образования, в расширении сферы применения английского языка, особенно в управлении, среднем и высшем образовании.

Тем не менее ситуация меняется. В республиках и даже в некоторых странах, признающих британского монарха в качестве главы государства, Вестминстерская модель претерпела радикальные изменения. В большинстве афро-азиатских стран сложились совершенно иные социально-политические условия, чем в Великобритании, – и соответственно иные государственные институты. Некоторые из этих стран стали по сути однопартийными государствами или военными олигархиями. В отдельных случаях не избежали политизации и гражданские службы, хотя сама их структура сохранила следы британского происхождения.

Экономические связи.

После Первой мировой войны Великобритания пошла по пути протекционизма; на имперской конференции 1932 в Оттаве была выработана система преференциальных скидок во внутриимперской торговле, связывавшая воедино все британские колонии и доминионы. В конце 1930-х годов Канада начала проводить собственную торговую политику, а после Второй мировой войны ее главным рынком и источником притока капитала стали США. Но установленные в Оттаве льготные таможенные тарифы продолжали стимулировать торговлю между Великобританией и другими членами Содружества. Попытки ввести свободную торговлю после Второй мировой войны, например с опорой на Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое вовсе не препятствовало поиску новых торговых партнеров, по существу, не смогли отменить сложившуюся систему преференций внутри Содружества.

Вхождение Великобритании в Общий рынок в 1973 привело к ликвидации большинства льгот в рамках Содружества, поскольку Великобритания начала вводить тарифы Общего рынка. Тем не менее в 1960-е годы многие страны Содружества, предвосхищая такой ход событий, пытались защитить себя путем диверсификации своих рынков. Отчасти по этой причине, а отчасти из-за неконкурентоспособности в 1960-е годы британского экспорта некоторые страны Содружества уменьшили торговый оборот с Великобританией, который был непропорционально большим за счет незначительного взаимного товарооборота этих государств. По мере снижения экспорта падал и импорт Великобритании из стран Содружества, что было вызвано непоследовательной политикой страны в решении трудностей, связанных с платежным дисбалансом. В 1949–1969 доля британского импорта (по стоимости) из стран Содружества снизилась с 36 до 23%, а доля британского экспорта в страны Содружества упала с 36 до 22%.

Ранее пребывание в стерлинговой зоне являлось важным связующим звеном между странами Содружества (за исключением Канады, которая перешла в зону действия доллара). Эти страны привыкли хранить большую часть своих финансовых резервов в английской валюте, пользоваться фунтом при расчетах и привязывать к нему курсы своих валют. Однако в 1967, после девальвации английского фунта стерлингов, большинство стран-членов Содружества не пошло на обесценивание своих национальных валют, а когда в начале 1970-х годов фунт еще больше упал, многие из них стали хранить свои резервы в других валютах. В итоге зона действия английского фунта к 1973 начала распадаться, а вступление Великобритании в Общий рынок довершило этот процесс.

Для стран Содружества Великобритания остается главным партнером по двустороннему техническому сотрудничеству, основным источником экономической помощи и инвестиций. План Коломбо, предполагающий создание многосторонних фондов экономической и технической помощи менее развитым странам Юго-Восточной Азии, не ограничивается рамками Содружества. Существует и целевой План помощи африканским странам Содружества.

Политические институты.

Характер институтов Содружества призван подчеркнуть свободу связей между странами. Конференции премьер-министров (периодические встречи глав правительств стран-членов Содружества) сохраняют преемственность с прежними имперскими конференциями, представляя собой самый эффективный институт сотрудничества. Эти встречи носят неофициальный характер, хотя после их завершения принимаются совместные коммюнике. Как правило, конференции вырабатывают формальные решения только по вопросу о членстве в Содружестве. Даже в том случае, когда конференция определяет общий курс, решение относительно его реализации принимается каждым государством самостоятельно. Не предусмотрено механизма, способного побудить какую-либо из стран Содружества действовать вопреки своим интересам.

Верховные комиссары в ранге послов сначала обеспечивали только двусторонние каналы связи между Великобританией и ее бывшими колониями, а в настоящее время выполняют посреднические функции и между некоторыми другими независимыми странами – членами Содружества. Верховные комиссары периодически встречаются в Лондоне с чиновниками министерства иностранных дел Великобритании для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес. Департамент координации Содружества предоставляет всем его членам соответствующую информацию.

Хотя за состояние своей обороны несет ответственность каждая из стран-членов в отдельности, в этой области также проводятся постоянные консультации. На конференциях премьер-министров часто обсуждаются проблемы безопасности, руководители военных ведомств обмениваются визитами и созывают свои ежегодные конференции. Существует также Консультативный комитет Содружества по вопросам обороны, который проводит военные учения, обеспечивает обмен штабными работниками, техническими специалистами, ведет переподготовку кадров.

Страны – члены Содружества создали институты для обмена информацией по экономическим вопросам, включая Экономический консультативный совет Содружества, состоящий из министров экономики и министров финансов разных стран.

Другие консультативные совместные органы – Совет по воздушному транспорту Содружества, научные и исследовательские организации, Научный комитет Содружества. Дополнительные звенья связи – Союз прессы Содружества, Конференция радиовещания Содружества, Парламентская ассоциация Содружества.

На конференции Содружества, состоявшейся в ноябре 1999 в Дурбане (ЮАР), было принято решение о введении поста председателя Содружества. Им становится глава правительства страны – организатора конференции, в настоящий момент это президент ЮАР Табо Мбеки . Председатель Содружества выполняет представительскую роль, прежде всего в отношениях с межправительственными организациями в период между конференциями глав правительств, которые проводятся один раз в два года. Табо Мбеки возглавит президентскую группу, которой поручено «пересмотреть роль Содружества и представить рекомендации о том, каким образом ассоциация сможет ответить на вызовы 21 века».

Президентская группа, которая также определит полномочия Министерской группы действия (СМАГ), включает в себя 10 других глав государств и правительств, в том числе премьер-министра Великобритании, президентов Зимбабве и Танзании. Она должна представить доклад очередной конференции Содружества, которая состоится в Сиднее в 2001.

СОДРУЖЕСТВО И МИР

Каждая страна – член Содружества в полной мере независима в проведении своего внешнеполитического курса. Все они входят в ООН , но так и не образовали своих блоков в этой организации. Великобритания и более «старые» члены Содружества обычно голосуют совместно с США, в то время как афро-азиатские государства чаще придерживаются нейтральных позиций.

Страны Содружества являются членами организаций, объединяющих и не входящие в него государства. Например, Великобритания и Канада – члены Организации Североатлантического договора (НАТО); Великобритания, Австралия и Новая Зеландия были членами Организации договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО) до ее роспуска в 1977. Африканские члены Содружества входят в Организацию африканского единства.

В настоящее время членство в Содружестве не налагает особых обязательств даже на Великобританию. Не обладая властными прерогативами, Великобритания тем не менее дорожит своим символическим престижем главы Содружества и старейшего члена организации. Другие страны довольствуются преимуществами, которые дает устойчивое сотрудничество.

Литература:

Козлов В.И. Иммиграция и этнорасовые проблемы в Британии . М., 1987
Крушинский В.Ю. Содружество наций и проблема ликвидации расистско-колониального режима на юге Африки . – Вестник Киевского университета. Серия «Международные отношения», вып. 31. Киев, 1990
Остапенко Г.С. Британские консерваторы и деколонизация . М., 1995
Новые данные . – Независимая газета, 29 октября 1997



На конференции премьер-министров Великобритании и британских владений 1926 года была принята Декларация Бальфура , в которой Великобритания и доминионы признали, что эти государства имеют «равный статус и не являются зависимыми одно от другого в каком бы то ни было аспекте своей внутренней или внешней политики, несмотря на то, что их сближает общая верность Короне и свободное членство в Британском содружестве наций».

Правовой статус Содружества был закреплён от 11 декабря 1931 года , и вплоть до 1947 года оно представляло собой некое подобие союза государств, каждое из которых было объединено с Великобританией личной унией (то есть главой доминионов признавался британский монарх).

Развитие

Членство в Содружестве открыто для всех стран, признающих основные цели его деятельности. Необходимо также наличие прошлых или нынешних конституционных связей между кандидатом на вступление и Великобританией или иным членом Содружества. Не все члены организации имеют непосредственные конституционные связи с Великобританией - некоторые из южнотихоокеанских государств находились под управлением Австралии или Новой Зеландии, а Намибия с по - под управлением ЮАР . В 1995 членом Содружества стал Камерун . Под британским управлением находилась лишь часть его территории по мандату Лиги наций ( -) и по соглашению об опеке с ООН (1946-1961).

Существует лишь один член Содружества, для которого это правило было нарушено. Мозамбик , бывшая колония Португалии , была принята в Содружество в после триумфального восстановления членства ЮАР и проведения в Мозамбике первых демократических выборов. За Мозамбик попросили его соседи, все из которых входили в Содружество и желали помочь Мозамбику в преодолении ущерба, нанесённого экономике этой страны в связи с её противостоянием с режимами белого меньшинства в Южной Родезии (теперь Зимбабве) и ЮАР. В главы государств Содружества всё же приняли решение о том, что вопрос Мозамбика следует рассматривать как особый и не создающий прецедента на будущее.

Несостоявшееся членство

Прекращение членства

Каждая страна Содружества пользуется безоговорочным правом одностороннего выхода из него.

Хотя главы правительств стран-членов Содружества имеют право приостанавливать участие отдельных стран в работе органов Содружества, возможность исключения из Содружества никакими документами не определена. В то же время государства Содружества (Commonwealth Realms), провозглашающие себя республиками, автоматически выходят из Содружества, если они не обратятся к остальным членам с просьбой о сохранении их членства в Содружестве. Ирландия не обращалась с такой просьбой, поскольку на момент её провозглашения республикой в 1949 эта норма ещё отсутствовала. Вопрос о вхождении Ирландии в Содружество неоднократно поднимался, однако это предложение не пользуется поддержкой среди местного населения, продолжающего ассоциировать Содружество с британским империализмом. Ирландская Республика стала первым государством, вышедшим из Содружества и не восстановившим своего членства.

Приостановление участия в делах Содружества

В последние годы было несколько случаев приостановления участия членов Содружества «в деятельности Советов Содружества» (в совещаниях лидеров и министров стран-членов) за явные нарушения демократических норм управления. Эта мера не прекращает членства этого государства в Содружестве.

Данная мера принималась в отношении Фиджи в - и с после военного переворота в этой стране и в отношении Пакистана с по и с ноября по аналогичной причине.

Нигерия не участвовала в совещаниях с по . В аналогичная мера была принята в отношении Зимбабве (поводом стали избирательная и земельная реформы правительства Роберта Мугабе).

Структура Содружества

Мальборо-Хаус, штаб-квартира Секретариата Содружества

Традиционно главой Содружества провозглашается монарх Великобритании, в настоящее время таковым является королева Великобритании Елизавета II . В качестве главы Содружества она не выполняет никаких формальных функций и её роль в повседневной деятельности организации лишь символическая. В 17 государствах Содружества монарх Великобритании до сего дня является де-юре главой государства, но при этом также не исполняет формальных функций.

Пост главы Содружества не является титулом и не передаётся по наследству. При смене монарха на британском троне главам правительств стран-членов Содружества предстоит принять формальное решение о назначении нового главы организации.

Административное руководство Содружеством осуществляет Секретариат, штаб-квартира которого с 1965 года располагается в Лондоне . С 2008 года главой Секретариата является Камалеш Шарма (Индия).

Годовщина создания Содружества -- День Содружества (Commonwealth Day) -- отмечается в Великобритании во второй вторник марта, а официальным названием департамента иностранных дел правительства Великобритании (аналогия Министерства иностранных дел) по-прежнему является Управление иностранных дел и по вопросам Содружества (англ. Foreign and Commonwealth Office ).

Дипломатические отношения

Государства, входящие в Содружество, поддерживают между собой обычные дипломатические отношения через высоких комиссаров (High Commissioners ), имеющих ранг послов. Дипломатические отношения между странами Содружества и другими государствами осуществляются в обычном порядке.

Утратив промышленную монополию, Великобритания по-прежнему являлась крупнейшей колониальной державой. Под ее владычеством находилось около 500 млн человек. Территория метрополии была меньше колоний в 140 раз. По государственноправовому статуту британские владения делились на четыре группы: доминионы, протектораты, колонии и подмандатные территории.

Так, доминионы (в пер. с англ. – владение) – Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз – пользовались самостоятельностью, которая постоянно увеличивалась. Они имели не только собственные парламенты, правительства, армии и финансы, но иногда сами владели колониями, как, например, Австралия. Протекторатами становились колониальные страны с относительно развитой государственной властью и общественными отношениями. В них колониальная политика осуществлялась в форме косвенного управления: существовало два уровня колониального управления. Верховная власть принадлежала британским генерал-губернаторам. В отличие от губернаторов доминионов, которые, скорее, представляли интересы британской короны, губернаторы протекторатов были полновластными хозяевами подчиненных стран. Наряду с ними была туземная администрация (местные правители, вожди), которая пользовалась ограниченной самостоятельностью, была наделена определенными судебными и полицейскими полномочиями: правом сбора местных налогов, имела собственные бюджеты. Колониями являлись зависимые территории, которые напрямую управлялись и подчинялись Лондону, имея минимальные права на самоуправление или вообще не имея таковых. Исключение составляли коронные колонии со значительной прослойкой белого населения, имевшего большие привилегии и даже собственные колониальные парламенты.

Тем не менее под давлением национально-освободительного движения, расширявшегося в результате развития собственных экономик, становления национальной буржуазии, система колониального управления поэтапно реорганизовывалась. Менялись типы колониальной политики Великобритании. В 1917 г. на имперской конференции за доминионами был признан статус автономных государств Британской империи. Участвуя в работе Парижской мирной конференции, делегация Канады добилась для доминионов права самостоятельно подписывать мирные договоры, иметь отдельное от Англии представительство в Лиге наций. На состоявшейся в 1923 г. имперской конференции Англия признала за доминионами право самостоятельно заключать договоры с иностранными государствами, а также определять в каждом отдельном случае свое участие или неучастие в международных договорах, заключенных Англией. Английское правительство в 1919–1921 гг. было вынуждено признать независимость Афганистана, Египта, перевести в разряд доминионов Ирландию. Однако и после предоставления этим странам независимости английский капитал сохранял там ключевые позиции в экономике. Тысячи английских советников оказывали большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику правительств этих стран. Сильное влияние Англии испытывали правительства Ирана, Китая, Турции. В 1921 г. по Англо-ирландскому договору шесть северо-восточных графств (Ольстер), составляющих наиболее развитую в промышленном отношении часть Ирландии, отторгались от Англии и образовали доминион Британской империи под названием Ирландское свободное государство.

Чтобы сохранить контроль над ресурсами этих стран в новой форме – в форме косвенного (непрямого) управления, на обще- имперских конференциях доминионов в 1926 и 1930 гг. была разработана Конституция Британской империи. 11 декабря 1931 г. вступил в силу Вестминстерский статут. Он закрепил объединение английских доминионов в Британское содружество наций и создал конфедерацию. В статуте записано, что Великобритания и доминионы – "суть автономные государственные единицы Британской империи, равные по статуту, ни в каком отношении не подчиненные одна другой в каком бы то ни было смысле в их внутренних и иностранных делах, хотя и объединенные общим подданством короне и свободно объединившиеся в качестве членов Британского содружества наций". Система колониального управления была существенно трансформирована. По Вестминстерскому статуту английский король официально объявлялся главой Британского содружества наций, куда входили: Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ирландское свободное государство, Ньюфаундленд. Акт отменил право правительства Великобритании вмешиваться во внутренние дела доминионов. Акт о действительности колониальных законов 1865 г. уже не распространялся на доминионы. Вестминстерский статут предоставил доминионам право самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, обмениваться дипломатическими представителями с другими странами, участвовать в международных соглашениях.

Теперь английский парламент не мог издавать законы для доминионов иначе, как по их просьбе или с их согласия. Законы, принятые парламентами доминионов, не могли быть отменены, даже если они противоречили английским законам. В статуте имелась примечательная оговорка: "Однако начало равенства и сходства, присвоенные статусу, не распространяются универсальным образом на функции". Генерал-губернатор доминиона мог назначаться королем только по рекомендации премьер-министра доминиона. Он считался уже не уполномоченным правительства метрополии, а только представителем короля. Кроме генерал- губернатора, в доминионы были направлены послы Великобритании, именовавшиеся высокими комиссарами. Их роль формально сводилась к дипломатическому представительству. Со своей стороны доминионы получили право назначать таких же представителей (послов) в метрополию. Вестминстерский статут расширил государственную самостоятельность доминионов, устранил ряд разногласий между буржуазией доминионов и метрополии. При всем том положение колоний, протекторатов и мандатных территорий осталось прежним. Для решения важнейших вопросов стали ежегодно созываться имперские конференции премьер- министров стран Британского содружества наций.

После Второй мировой войны наступил период всплеска национально-освободительного движения в колониях. Индия, Пакистан, Цейлон в 1946 г. получили статус доминиона. В результате колониальных войн добились независимости Гана, Малайская Федерация (1957 г.). В 1960 г. стали независимыми Кипр и Нигерия. На многочисленных конституционных конференциях 40–60-х гг. XX в., на которых обсуждались будущее британских владений, их государственное устройство, Великобритания, формально в них участвовавшая в качестве посредника, в действительности стремилась сохранить британское присутствие во всех сферах будущих независимых государств. И это ей удалось. Так, чтобы открыть возможность вступления в Содружество для тех колоний, которые приняли статус доминиона, но установили у себя республиканскую форму правления, конференция премьер-министров стран Содружества в апреле 1949 г. приняла решение отменить формулу Вестминстерского статута 1931 г., гласившую, что "члены Содружества объединены общей верностью короне", и считать английского короля только "символом свободной ассоциации независимых наций – членов Содружества и в качестве такового главой Содружества". Однако в 1948 г. Великобритания вынуждена была признать решение Ирландии о выходе из состава Британского содружества и провозглашении Ирландской Республики.

В современном виде Содружество – это объединение бывших доминионов, признающих главой государства английского монарха, и ряда иных стран с различными формами правления, имеющих собственного главу государства (как, например, Гана, Кения, Шри-Ланка). В настоящее время Британское содружество наций объединяет 53 государства и представляет современный тип конфедерации. Казалось бы, конфедерации обречены на распад, но опыт Содружества позволяет говорить об известной устойчивости данного интеграционного образования. Ежегодные конференции Содружества вырабатывают решения социально- экономических проблем в бывших доминионах, преимущественно расположенных в Африке.

Содружество наций Британское Содружество наций – ассоциация независимых государств, ранее входивших в Британскую империю, признающих британского монарха как символ свободного единения.
В Содружество входят (на конец 2009): Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южноафриканская Республика, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Гана, Малайзия, Сингапур, Кипр, Нигерия, Сьерра-Леоне, Танзания, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Уганда, Кения, Замбия, Камерун, Мозамбик, Намибия, Малави, Мальта, Гамбия, Ботсвана, Гайана, Лесото, Барбадос, Маврикий, Свазиленд, Науру, Тонга, Самоа, Фиджи, Бангладеш, Багамские Острова, Гренада, Папуа-Новая Гвинея, Сейшельские Острова, Соломоновы Острова, Тувалу, Доминика, Сент-Люсия, Кирибати, Сент-Винсент и Гренадины, Зимбабве, Белиз, Антигуа и Барбуда, Мальдивы, Сент-Китс и Невис, Бруней, Вануату, Руанда.
Британское Содружество наций пришла на смену Британской империи, которая с начала 20 в. начала постепенно терять свои колонии.
Сначала потеряли характер колоний населенные преимущественно британскими колонистами заморские территории. Статус доминиона, то есть самоуправляющейся территории получили Канада – с 1867 года, Австралия – с 1901 года, Новая Зеландия – с 1907 года. Впоследствии доминионами стали Цейлон (теперь – Шри Ланка) и некоторые другие колонии с местным населением. В 1931 году отдельным парламентским актом вместо термина «империя» внедрялось понятие Commonwealth (Содружество). Образовывалась Британское содружество наций, то есть союз формально равноправных государств, основанный на «общей преданности короне». В 1949-1952 в организационных структурах Содружества произошли существенные изменения, направленные на утверждение суверенитета его членов. Из названия Содружества выпало определение «Британская», а принцип преданности короне является обязательным. С 1965 года руководящим органом Содружества наций стали конференции его членов. При генеральном секретаре Содружества стал функционировать постоянный секретариат. Он взял на себя функции, выполнявший ранее кабинет министров Великобритании и ликвидированное после образования секретариата министерство по делам Содружества.
Британская империя начала эволюционировать еще со времен Декларации Бальфура, которая была провозглашена на Имперской конференции 1926 г. и была формализована в декларации Вестминстерского статуту 1931 г.
Во времена правления королевы Елизаветы II завершился распад Британской империи – и полностью формализувалася Содружество Наций, которая объединила большинство бывших британских владений. Теперь главной ролью главы Содружества, которой сейчас является королева, стала необходимость поддерживать связи стран Содружества между собой и с бывшей метрополией. Королева часто играла важную роль в восстановлении нарушенных отношений со странами Содружества и сглаживании противоречий.
В 2007 г. были обнаружены секретные документы, свидетельствующие о том, что в 1956 г. французский премьер Ги Молле и британский премьер Энтони Иден обсуждали возможность союза Великобритании и Франции. При этом не исключалось, что Елизавета II может стать главой государства во Франции [Источник?]
Как конституционный монарх, Елизавета II не должен выражать публично свои политические симпатии или антипатии. Она всегда выполняла это правило, действуя непублично – поэтому ее политические взгляды остаются невыясненными. Но существуют свидетельства, что королева склоняется к точке зрения так называемой «Одной нации». Во время правления Маргарет Тэтчер было известно, что королева беспокоилась за того, что ее политика может привести к серьезным социальным проблемам. Известно, что Маргарет Тэтчер однажды сказала: «Проблема в том, что королева относится к тому типу женщин, которые могут проголосовать за Социал-демократическую партию."

Британская автомобильная компания Rolls-Royce сегодня работает над созданием нового купе под названием Ghost. Компания позиционирует новый супер-автомобиль, как самый высокоскоростной автомобиль за всю историю существования "элитного" бренда.