Крепления для беговых лыж nis. Установка платформы Rottefella Xcelerator Mounting Plate

Сегодня я поделюсь впечатлениями о платформе Xcelerator Mounting Plate от компании Rottefella.
Платформа призвана, прежде всего, решить проблему установки креплений NIS стандарта на лыжи и лыжероллеры без предустановленной NIS пластины изготовителем.
Компания Rottefella сняла с производства культовую модель креплений R3, которые как раз и нужны были для "голых" лыж и роллеров. И теперь выпускаются только крепления NIS.

Мне была интересна данная платформа как человеку, который сдвигает крепления NIS вперед или назад в зависимости от состояния трассы. Если трасса жесткая, то я сдвигаю крепление вперед для лучшей курсовой устойчивости. Если же она мягкая или средней жесткости, хорошо подготовлена ратраком, то можно сдвинуть крепление назад, что позволит поднять скорость лыж.

Итак, что имеем: лыжи OneWay Premio 10, платформа Xcelerator mounting plate black, крепления Xcelerator Skate.

У меня стояли крепления R3, поэтому мне пришлось их снять и забить старые дырки.

Для установки нам так же потребуется из специального инструмента: сверло с ограничителем на 3.5мм, желательно спец. кондуктор для установки данных платформ. Если кондуктора нет, можно и самому разметить. Можно защелкнуть крепеж Xcelerator на платформу на среднее деление и отметить ось ботинка. Эту метку нужно будет сопоставить с центром тяжести наших лыж.

Кондуктор. Розовой платформой в центре выставляется размер ботинка, справа подпяточник просто вщелкивается на свое место фиксировано.


Отверстия незабываем заполнить клеем. Я использую обычный клей ПВА. Можно любой влагостойкий.

В комплекте с платформой идут болты, закручиваются достаточно туго. Стоит сказать отдельно, что в неустановленном виде платформы слегка изогнуты и достаточно жесткие. У меня было опасение, что это дефект, и придется нагреть, чтобы выпрямить. Сделано это специально. В момент установки и протяжки болтов, платформа плотно садится на лыжу.

Системы SNS и NNN. Почему только эти две системы: все просто — они самые распространенные на данный момент (все остальное уходит в прошлое — крепления NN 75 мм (для ботинок с тремя дырками, которые возможно пылятся у вас на балконах) уже менее практичны и не так удобны, плохо фиксируют ботинок относительно плоскости лыжи).

Сразу оговорюсь, обе системы креплений имеют множество моделей, которые разработаны для начинающих лыжников (любителей) и для профессионалов. Спортсмены мирового класса выступают и на тех и на других креплениях, каждый выбирает под себя.

Начну с системы креплений SNS. Разработано фирмой Salomon. Туристические (прогулочные) варианты, как правило, идут автоматы (с автоматическим застегиванием, необходимо только вставить ботинок в крепление) и подходят для комбинированного стиля катания — классикой или коньком. Флексор (резинка) средней жесткости. Их минусы — более тяжелые и иногда замерзают при низких температурах.

Следующей ступенькой будут крепления SNS PROFIL EQUIPE (classic или skate). Различие только во флексорах (резинках). Для конькового стиля катания более жесткие. Подойдут как для любителей, так и спортсменов выше уровнем. На этих креплениях будет лучше контроль над лыжей.

Уровнем выше находятся крепления SNS PILOT EQUIPE (classic или skate). Плюсы: лучшая геометрия, меньший вес, отличный контроль над лыжей. Многие лыжники — профессионалы выбирают эту модель. Дополнительно между этим креплением и лыжей устанавливается пластина WEDGE, которая поднимает переднюю часть ботинка на 5 миллиметров, что по данным исследований Salomon увеличивает фазу отталкивания и прокат на лыже. Бывает двух видов: узкая и широкая, на ваш выбор.

Топовой моделью Salomon стали лыжные крепления SNS PILOT CARBON RC (RC2), выпущенные в 2015 году. Производители не только уменьшили вес и сохранили отличный контроль над лыжей, но и встроили пластину wedge, которая улучшает стабильность и дальность проката при отталкивании. По стоимости значительно превышает предыдущие модели, но она того стоит.

Все крепления Salomon устанавливаются на лыжи с помощью шурупов.

Теперь расскажу о системе NNN. Разработано фирмой ROTTEFELLA. Также как у SNS любительскими, прогулочными (для начинающих лыжников) вариантами будут крепления — автоматы, например: step-in, стоимостью около 1000 рублей. Устанавливаются на лыжи с помощью шурупов.

Следующими в линейке NNN идут крепления ROTTEFELLA R3, которые также устанавливаются с помощью шурупов, но в 2015 году их сняли с производства, отсюда делаем вывод, что вся линейка NNN (не включая любительские) идет с безшурупной системой установки (крепления устанавливаются на предустановленную на лыжи платформу NIS c помощью специального ключа). Примерно в одной ценовой категории с R3 идут две модели креплений:

Xcelerator Junior и Exercise (Бывают skate и classic). Первые отлично подойдут для спортсменов разного уровня подготовки с размером ноги не более 42, т.к. больше не позволит длина направляющей платформы — она слитная. Вторые для спортсменов — любителей, среднего уровня подготовки, которые не стремятся достичь высших результатов.

Верхней ступенью эволюции стали крепления ROTTEFELLA XCELERATOR (Skate и Classic). Для спортсменов, серъезно увлекающихся спортом. Легкий вес и практичность делают их совершенством в линейке NNN. В дополнении к коньковому варианту ставят платформу XCELERATOR SKATE SPACER (аналог пластины WEDGE у Salomon), которая приподнимает носок крепления, тем самым улучшает стабильность и отталкивание. Крепится также на платформу NIS с помощью ключа и поверх нее устанавливаются сами крепления.

Или же можно выбрать вариант креплений с уже встроенной платформой — ROTTEFELLA XCELERATOR SSR

Подведем итог. При выборе креплений посмотрите на свои лыжи, сейчас большинство производителей уже встраивают платформу NIS на лыжи (FISCHER, MADSHUS, ROSSIGNOL). В этом случае рекомендую ставить крепления системы NNN, т.к. их легко снять и поставить (можно без проблем использовать и в летний период на лыжероллерах). Если у вас лыжи без пластины (например ее нет на SALOMON, ATOMIC, YOKO, JARVINEN, SKI TRAB), то отлично подойдут крепления от Salomon, или же можно поставить любительские Rottefella step-in.

Я опробовал обе системы в течение многих лет тренировок. На мой взгляд у креплений Salomon Pilot в разы лучше сцепление ботинка с лыжей, за счет двух осей, и соответственно управляемость на высоте. Выбор остается за вами. Ниже фото лыж с платформой NIS и без нее.

Сегодня я поделюсь впечатлениями о платформе Xcelerator Mounting Plate от компании Rottefella.
Платформа призвана, прежде всего, решить проблему установки креплений NIS стандарта на лыжи и лыжероллеры без предустановленной NIS пластины изготовителем.
Компания Rottefella сняла с производства культовую модель креплений R3, которые как раз и нужны были для "голых" лыж и роллеров. И теперь выпускаются только крепления NIS.

Мне была интересна данная платформа как человеку, который сдвигает крепления NIS вперед или назад в зависимости от состояния трассы. Если трасса жесткая, то я сдвигаю крепление вперед для лучшей курсовой устойчивости. Если же она мягкая или средней жесткости, хорошо подготовлена ратраком, то можно сдвинуть крепление назад, что позволит поднять скорость лыж.

Итак, что имеем: лыжи OneWay Premio 10, платформа Xcelerator mounting plate black, крепления Xcelerator Skate.

У меня стояли крепления R3, поэтому мне пришлось их снять и забить старые дырки.

Для установки нам так же потребуется из специального инструмента: сверло с ограничителем на 3.5мм, желательно спец. кондуктор для установки данных платформ. Если кондуктора нет, можно и самому разметить. Можно защелкнуть крепеж Xcelerator на платформу на среднее деление и отметить ось ботинка. Эту метку нужно будет сопоставить с центром тяжести наших лыж.

Кондуктор. Розовой платформой в центре выставляется размер ботинка, справа подпяточник просто вщелкивается на свое место фиксировано.


Отверстия незабываем заполнить клеем. Я использую обычный клей ПВА. Можно любой влагостойкий.

В комплекте с платформой идут болты, закручиваются достаточно туго. Стоит сказать отдельно, что в неустановленном виде платформы слегка изогнуты и достаточно жесткие. У меня было опасение, что это дефект, и придется нагреть, чтобы выпрямить. Сделано это специально. В момент установки и протяжки болтов, платформа плотно садится на лыжу.

С выходом новинки появилась подошва Turnamic, но знакомая всем Xcelerator так же совместима с новыми креплениями. Качественных отличий никаких, та же подошва в другом дизайне.

Крепления Turnamic Race, Control и Tour выпускаются механизмом автоматическим встегивания Step-in. Race Pro только с полностью ручным механизмом. Внешне механизм Step-in обозначен стрелочками в области скобы ботинка.

Если крепления перевернуть, то в механизме можно увидеть пружину – она и отвечает за автоматическую работу.

Ранее механизм Step-in был только на любительских креплениях, их не ставили на гоночные крепления. О недостатках автоматических креплений мы уже говорили в статье . В турнамиках этого недостатка нет, они отстегиваются без проблем поворотным механизмом, а не кнопкой. Решение очень удобное, на наш взгляд. Крепления тяжелее на пару десятков грамм, на что они повлияют? Вряд ли ухудшат результат, а вот автоматической встегивание очень удобное.

Особенности Turnamic:

Поворотный механизм отстегивания ботинка

Поворотный механизм Fischer turnamic

По заявлениям производителя такая система позволяет легко открывать и закрывать механизм даже в перчатках. Честно говоря, на старых креплениях особых сложностей не возникало.

Фиксация крепления на лыже в одной точке

Фиксация происходит при помощи двух металлических штырьков. Сделано это для того, чтобы не влиять на жесткость и работу лыж. Существует мнение, что лыжи становятся жестче после установки креплений. Разработчики Турнамик сделали фиксацию в одной точке. При “работе” лыж, крепление немного двигается на направляющих, не меняя упругость лыжи. Подробнее об этом эффекте смотрите на видео в конце этой статьи.

Насколько такая конструкция лучше? На наш взгляд, система НИС тоже не мешала лыже правильно работать.

Фиксатор креплений (два металлических штырька)

Платформа IFP

Регулировка без дополнительных инструментов

Крепления регулируются без специального ключа, в отличии от Rottefella. Но последние продукты от Rottefella тоже регулируются легким движением руки. Разработчики Turnamic подают бесключевую регулировку как преимущество, по факту изменили только форму, подали тот же механизм в другой обертке.

Регулировка креплений без дополнительных инструментов

Как установить крепления NIS на IFP?

Попытки поставить Rottefella NIS на направляющие IFP не приведут ни к чему. Платформы совершенно разные. Направляющие NIS немного шире, поэтому крепления просто физически не зайдут, не говоря уже о защелках.

Вариантов пока два:

  • снять (сточить, спилить и т.д.) с лыжи IFP и прикрутить NIS на шурупах
  • ждать появления какого-нибудь адаптера (по слухам, такой адаптер должны выпустить к сезону 18/19)

С другой стороны, обычно новые лыжи покупаются со своими креплениями. А в совместимости ботинок проблем нет, так что не стоит придумывать различные хитрости. Тем более, по цене IFP сопоставимы с креплениями NIS.

Как установить SNS на платформу IFP (Turnamic)?

Систему SNS можно просто засверлить. Да-да, как сверлили на платформу NIS. Дрели с шурупами не создадут преград никакие платформы!

Единственный неудобный момент – просвет между передней частью платформы и пяткой. Средний шуруп Pilot приходится как раз на это пустое место и находится в подвешенном состоянии. Мы поставили туда шайбу (просвет виден на фото ниже). Лучше прикладывать туда полоску пластмассы, чтобы не забивался снег. В общем, тут простор для фантазии, но поставить пилоты все же можно.



Появились интересные новости от компании Salomon. Вышел адаптер SNS-IFP plate. Пластина кладется сверху на платформу IFP, а на пластину устанавливаются любые крепления. Преимущество пластины в том, что она делает площадку для установки креплений ровной без зазоров.

Крепления Turnamic для NIS платформы

Не особо афишируя, Fischer выпустили крепления Turnamic, которые устанавливаются на старую добрую платформу NIS. Зачем это сделали, нам не совсем понятно. Турнамики не дают никаких преимуществ, разве что механизм крепления кому-то покажется более удобным. Сейчас покажем, что из себя представляют турнамики на nis.

Внешне мало чем отличаются от Turnamic на IFP. Основные отличия :

  • отдельно устанавливаемая пятка
  • защелка nis в задней части крепления
  • защелка через переходник в передней части

Передняя часть крепится так же, как турнамик на IFP, только через специальный переходник (на фото ниже).

Не пытайтесь найти этот переходник отдельно. Turnamic ifp и turnamic nis – совершенно разные крепления . Направляющие IFP платформы немного уже, чем NIS . Крепления сделанные для IFP и найдете для них переходник, они просто физически не налезут на NIS. Поэтому не тратьте на это силы и время. На платформу NIS ставьте крепления NIS, на IFP – turnamic и будет вам счастье.

Крепления turnamic с маркировкой nis ставятся очень просто: на NIS устанавливается специальный переходник, а дальше все как на Xcellerator.

Сменные флексоры на Turnamic

Сменные флексоры в продаже будут, но все одинаковой жесткости. Деления на Soft, Medium и Hard пока не будет. Есть только 2 жесткости: skate и classic. Планируется выпуск флексоров разной жесткости к следующему сезону (18/19).

Какие ботинки подойдут на крепления Turnamic?

С новой системой полностью совместимы все ботинки на подошве NNN . Подошвы Xcellerator, Turnamic, Prolink и недорогие подошвы NNN. Например, ботинки Tisa или Spine без проблем устанавливаются в новые крепления.

Платфома IFP на шурупах

Для лыж Salomon и Atomic, в которых уже просверлены отверстия с завода, существуют платформы IFP на шурупах.

Крепления Turnamic на шурупах

Существует вариант на шурупах. В целом – все одно и то же, только крепятся без платформы IFP. Предназначены для роллеров, но при желании, можно и на лыжи прикрутить 🙂 Но с прикручиванием опять не все так просто – вместо обычных шурупов для крестовой отвертки, поставили шурупы-звездочки.

В 2005 году компания Rottefella вместе с мировыми производителями лыж Rossignol и Madhus выпустила инновационную систему, предназначающуюся для креплений NIS (или Nordic Integrated System). Специальная платформа монтируется в конструкцию лыжи ещё на заводе. Именно поэтому без платформы невозможно использование этой системы фиксации креплений. В настоящее время подобные лыжи производят компании Fischer, Madshus и Rossignol.

Использование платформы NIS

Крепление двигается по осям платформы, инсталлированной в конструкцию. После достижения нужного положение фиксация происходит характерным щелчком. Главная часть крепления заводится по направляющим, начиная с носка. Подпятник же заводится от пятки. Движение крепления между фиксаторами происходит с помощью специальной железной пластины, которая идёт в комплекте. Также предусмотрена регулировка относительно центра тяжести с интервалом в 5 мм.

Главные плюсы NIS

  • Не нужно самостоятельно определять место центра тяжести.
  • Не нужно самостоятельно делать отверстия в лыже.
  • Крепления просто и быстро инсталлируются и снимаются.
  • Для нескольких различных комплектов лыж можно использовать одно и то же крепление.
  • Перевозка лыж без креплений заметно облегчается.
  • Наличие дополнительной регулировки даёт большие преимущества при изменении погоды.

NIS 5. Платформа, которая устанавливается на гоночных лыжах (Race). Содержит 5 диапазонов регулировки крепления с радиусом в 2 см.
NIS 3. Платформа, используемая на тренировочных (Sport) и прогулочных (Touring) лыжах. Имеет 3 диапазона регулировки.
NIS 1. Платформа для прогулочных и туристических лыж. Имеет 1 позицию для фиксации.
NIS 1 junior. Платформа для использования на юношеских лыжах. Содержит единственную позицию для ботинок с небольшими размерами.

Платформа NIS даёт лыжнику преимущество при изменении погоды. В случае, если вы собираетесь кататься на жесткой трассе, то специалисты рекомендуют передвинуть крепление вперёд. После такого действия в большей степени будет задействована жесткость лыжи.
После выпадения свежего снежного покрова нужно переместить крепление назад. Такой ход позволит уменьшить давление на носок лыжи. Однако если снег рыхлый, то лучше будет установить среднее положение - чтобы получить равномерное распределение веса.
Правильная настройка крепления для классики имеет приоритетное значение для удобства катания. В зависимости от положения вы сможете регулировать расстояние прогиба при постоянной массе катающегося. Если поместить крепление спереди, то жёсткость лыжи увеличиться; если же отвести назад - можно добиться уменьшения «отдачи».