Коррида – убийственное зрелище. Тореадор, смелее в бой! Мифы и правда об испанской корриде Коррида бык убивает лошадь


Как проводится коррида

По правилам на корриде 3 матадора ("матадор" по испански - "убийца") убивают 6 быков, по 2 каждый. Зрелище обычно продолжается в течение 2-2,5 часов, но может и затянуться. Это уже зависит от матадора: ему полагается "играть" с быком не менее 15 минут. Быки выращиваются для корриды специально. Это отдельная порода, которая чисто на взгляд выглядит менее крупной, чем обычные быки. Они живут в обычном стаде, где в течение жизни их подготавливают к корриде при помощи палок, криков и прочего, и по достижении 4-5 летнего возраста быки попадают на сцену боя.


Из специального загона выпускают быка с уже приколотой к холке кокардой-розочкой. То есть у него уже есть изначальная рана. Помощники то там, то там показываются из-за ограды с желто-малиновыми полотнами, которые называются капоте, и гоняют зверя. Вопреки сложившемуся мнению, что красный цвет раздражает животное, бык совершенно не различает цвета, а бежит лишь на то, что движется. Затем на сцене появляются пикадоры на лошадях. У лошадей глаза закрыты шорами, иначе лошадь видит быка и пугается его. Пикадоры длинными пиками должны колоть и раззадоривать быка, а он пытается повалить лошадь. Естественно, что лошадь обвешана броней со всех сторон. Бык практически всегда настойчиво пытается завалить наездника, поэтому пикадоры пользуются пиками больше для того, чтобы защитить себя. Это не вызывает одобрения у зрителей, и в общем, профессия пикадора не в почете у местного населения. Затем бандерильерос втыкают в холку быку небольшие пики с мишурой, которые и называются бандерильи. Это делается за три захода по две бандерильи. Не всегда бывает, что удается воткнуть их обе, но эту процедуру не переигрывают; как получится, так и получится. Естественно, что чем удачнее, тем зрелищнее. Когда бык заведен, на сцену выходит матадор (он же тореадор - хотя в испанском нет такого понятия) с конечной целью убить быка. Матадор - самая почетная профессия в Испании, и это самые богатые люди. Как я уже говорил, тореро (прим: "тореро" - это любой участник корриды, здесь имеется в виду матадор) дается 15 минут на то, чтобы убить быка.


Не обязательно, что зрелище будет проходить именно так. Бывает, что бык попадается вялый и сам боится людей. Его заводят насколько можно, но если зрителям это не нравится, быка уводят со сцены и меняют на другого. Если же бык насколько боится, что не хочет уходить, то на арену выпускают коров. Зверь бежит за коровами, но это в Испании считается уже большим позором для быка. (Хотя, конечно, непонятно, какая ему разница?)

Глазами очевидца:

И вот на сцену выходит матадор. Это и есть главный (после быка, наверное) участник зрелища. Именно от него зависит, насколько оно будет эффектным. При содействии помощников тореадор доводит быка до высшей точки ярости. Потом тореро остается на арене один на один с быком. Кровоточащие раны на спине животного уже превратили мишуру бандерилий в хлюпающие красно-черные тряпки. А тореадор делает красивые жесты, дразня животное мулетой (красное полотно), обращаясь к публике, поворачиваясь к быку спиной - здесь есть большая доля артистизма, чтобы показать то, что он боится этого зверя не больше, чем комара на ладони. Зрители заводятся все больше и больше, и уже орут: "Коли его!"
Но матадор явно не торопится. Он чувствует свою силу и свою власть над животным, и продолжает играть с ним, дразня животное полотном мулеты. Это честный бой, и действительно опасный. Ведь любая ошибка может стоить человеку жизни. Споткнуться и упасть - это чревато сильными увечьями, ведь тореадор находится здесь один, и некому будет отвлечь разъяренного быка. Было бы у животного чуть больше интеллекта - а силы у него хватает - и человеку никогда не устоять перед горой мускулов, пыщущей жаром и бешенством. Наконец тореро подходит к ограждению и берет шпагу с загнутым концом. Ее нужно всадить точно в определенное место на холке, чтобы шпага дошла до сердца и пронзила его. Разумеется, тореро идеально знает, как устроен бык, чтобы добиться конечного результата, но далее уже играет конкретный случай. Если удается убить быка с первого раза, это считается верхом профессионализма. Но не беда, если бык поляжет со второй попытки. Но третья-четвертая уже считаются слабым выступлением, и это вызывает разочарование у зрителей. (Только единственный раз публика простила четвертую попытку их самому известному испанскому матадору, потому что он был настолько знаменит и профессионален, что зрители закрыли глаза на единственный промах). И вот, тореадор приготовился к выпаду. Замолкла музыка, затихли ряды. Замер тореадор, замер и бык. Внезапное мановение сорвало руку с места, и шпага воткнулась в быка. Но это был промах - она уперлась в кость и отскочила.

Тореро убивает быка

По правилам тореадор должен взять новую шпагу. Он недолго возился с быком, и вот приготовился нанести повторный удар. На сей раз все получилось, и шпага вошла в тело по самую рукоять. Тут же подбежали помощники с капоте и начали крутить ими вокруг быка, чтобы в конечном итоге у того закружилась голова и он быстро упал. Бык был очень силен и простоял чуть ли не с минуту. Но потом ноги подогнулись, и бывшее сильным и грозным, животное рухнуло на колени, а потом повалилось набок. Быка тотчас добили, ударив в голову коротким кинжалом. Зверь дернул конечностями и умер.

Но арену выехала тройка лошадей. Быка прицепили за рога и под аплодисменты быстро увезли. Это было очень удачное выступление. Тореро сделал круг, приветствуя публику шляпой, играл оркестр, а аудитория кричала и хлопала в ладоши! При таком удачном исходе полагается отдавать честь тореадору, махая белыми платочками, и действительно, местные жители четко следовали этому правилу. За проявленное мастерство тореро награждают отрезанными у быка ушами, как это и было в этот раз.


После корриды?

Туша быка потом разделывается и мясо продается любителям бычины. Конечно, есть тонко нарезанные куски мяса рискнет только большой гурман, туристы же это делать опасаются. Кстати, известный анекдот про деликатную часть быка является правдой (в отношении животного): она действительно продается в рестораны и является очень дорогим и изысканным блюдом.

Потом убили еще 5 быков, но это уже было не так захватывающе. К тому же у нас жутко разболелась голова и зубы, и мы, не дождавшись последнего быка, пошли к месту стоянки автобуса. Экскурсия не заканчивалась на этом, и нас ожидали поющие фонтаны Барселоны...

Впервые за несколько недель выбрался в кино (да особо и ходить некуда...) - и то на мультик. Но мультик - новая работа режиссера "Ледниковых периодов", между прочим! - неплохой, симпатичный, местами смешной, в чем-то простоватый и, конечно, в плане своей идеологической подоплеки весьма характерный.

Главный герой, которого зовут Фердинанд - молодой бычок, живущий в числе других телят на ферме Каса дель Торо в ожидании матадора. Пока бычки еще подрастают, очередь за их отцами, и как раз папе Фердинанда "повезло", его выбрали для участия в бою, с которого он, естественно, не вернулся. Тем не менее для остальных быков это повод для зависти и Фердинанда, который не хочет участвовать в боях, а предпочитает заботиться о цветочках, и от запаха одуванчиков или гвоздичек буквально балдеет, в Каса дель Торого угнетают соседи по стойлу еще сильнее. так что он решает на побег, вскакивает в порожний товарняк, а потом его подбирает фермер с дочкой и у них Фердинанд, подружившись с домашним псом, до поры ведет мирную жизнь, успевая вымахать в здорового быка. Но однажды без разрешения отправившись в деревню на праздник цветов, который пропустить Фердинанд никак не мог, он случайно устраивает там беспорядок, и, стреноженный, возвращается в Каса дель Торо, где как раз появляется матадор Эль Примо, отбирающий быка для своего прощального звездного выступления - как ни противился Фердинанд своей судьбе, соль ни пацифистки был настроен, уклоняясь от всяческого, даже ответного, оборонного насилия, а Эль Примо указывает именно на него.

Понятно, что такой простоватый и несколько устаревший сюжет, заимствованный из неведомой мне книжки - во многих районах Испании и, среди прочего, в Мадриде, где разыгрываются кульминационные эпизоды истории, коррида запрещена давно - нуждается в грамотной эстетически актуальной аранжировке, и драматическую, несущую к тому же непосильную идеологическую нагрузку фабулу, необходимо облегчить за счет побочных комических персонажей с их нелепыми похождениями. Эта дежурная роль выпала "успокаивающей козе" и трем "поганым ежикам", но коза и ежики справляются, надо признать, блестяще. Я, правда, не совсем понял, что это за прием - подсаживать к разъяренному быку "успокаивающую козу" и как конкретно "успокаивающе" не в сказочном мультике, а в реальности, если такой ход как-то соотносится с реалиями скотоводства, воздействует коза на быка, за счет чего он должен умиротвориться. Но так или иначе вонючая успокаивающая коза Лупе - самая яркая комическая фигура "Фердинанда", к тому же в ней узнаются не только аналоги из какого угодно современного мультфильма, сделанного по тем же художественным и идеологическим стандартам: лично мне по жизни всегда везло на подобных приятельниц-ебанаток, активных, себя не помнящих, в сущности, незлобных и даже неглупых, но способных на пустом месте все вокруг себя превратить в хаос, а сейчас никого похожего рядом нет и с непривычки грустно... - и тут в тему мультик про "успокаивающую козу", ну то есть про быков, а коза-то веселее! Лупе сперва рассчитывает "воспитать" из Фердинанда бойца-звезду, но быстро перестраивается и начинает помогать ему в борьбе за мир. Подключается и семейство вороватых трех "поганых ежиков", братьев и сестер (об отсутствующем четвертом брате ежике не говорят, только молча крестятся) - всего-то хотели поживиться чужим, а оказались бескорыстными, бескомпромиссными союзниками Фердинанда и Лупе. Сложнее всего было переубедить остальных быков на Каса дель Торо, и тут уже на первый план выходят проблемы идеологии.

Направленность пафоса "Фердинанда" против корриды в принципе очевидна. Но, во-первых, она с практической точки зрения опоздала, коррида уходит в прошлое, туда ей и дорога. Хотя летом я наблюдал, как влет и задорого раскупаются билеты на корриду, но то в баскских районах Франции, а не в Испании; и теперь это не национальная традиция, а туристический аттракцион для курортников, преимущественно неевропейского происхождения, впрочем, наверняка не менее уродливый, чем коррида "аутентичная" - однако, на мой взгляд, идейные противники корриды еще тупее, чем ее поклонники (как и в случае с "лисьей охотой" в Англии, с другими подобными архаичными обычаями), и смотрю я на проблему не с позиций т.н. "зоозащитников", а скорее с противоположных: мне не животных жалко, которых мучают и убивают потехи ради; мне отвратительны люди, способные от этого зрелища получать удовольствие и еще приплачивать за него готовые. Что же касается реалий культурно-исторических - стоит заметить, в мультике достаточно узнаваемо показан Мадрид, куда Фердинанда привозят в итоге на бой с Эль Примо, и, в частности, вокзал Atocha с его роскошным зимним садом посреди зала ожидания, но вот арена, где разыгрывается кульминационный эпизод сюжета, не опознается совершенно, как и небольшие домики вокруг нее, я даже не понял по картинке, где в Мадриде расположено это место; тем более не бегают быки по улицам Мадрида (одна из самых динамичных сценок мультика) - это происходит в Памплоне. А во-вторых, коррида и многое с ней связанное здесь выступает, конечно же, всего лишь несложной аллегорией определенных типов социальных взаимоотношений, которые в свете современных (условно "либеральных", "гуманистических", "передовых") тенденций подвергаются переосмыслению и трансформации, что, в свою очередь, вызывает болезненную реакцию т.н. "традиционалистов" (православных и исламских фашистов, вообще любых цивилизационно неполноценных народностей и адептов антихристианских культов).

В "Фердинанде" на уровне, адаптированном для усвоения малолетками, сталкиваются два мира, две системы: ты родился быком - значит, как формулирует до поры главный антагонист, а потом вернейший сподвижник заглавного героя, ты "или боец, или холодец", третьего не надо, и тех быков, что не пригодились для корриды, из Каса дель Торо увозят в фургончике со схемой разделки туши на кузове до ближайшего мясокомбината, но если ты проявишь себя "бойцом", то выйдя на арену и, допустим, погибнув, все равно заслужишь победную славу, вот к тому и должен стремиться настоящий бык; либо, кем бы ты не родился, у тебя есть право выбрать свой путь, свою судьбу, да хоть цветочки нюхай, не зная других забот, лишь бы не во вред окружающим - но опять-таки за право быть собой надо бороться, так что стать "бойцом" придется в любом случае, альтернатива в том, сражаться ли за ложные фетиши в плену иллюзий, или противопоставить иллюзиями собственною свободную волю, попутно проявляя солидарность и толерантность со всякого рода, вида (включая, в прямом смысле, биологические виды) и сорта "иными".

Альтернатива "или боец, или холодец" - действительно ложная, и авторам фильма не откажешь в убедительности, насколько доходчиво они ее изобличают, тем более, что большинство сегодняшней русскоязычной кинопродукции как раз ее и навязывают (еще более агрессивно и куда менее талантливо, а главное, вдобавок, неискренне, по заказу, подхалтуривая), и поэтому тоже "Фердинанд" воспринимается благодарно, а не только из-за ужимок ебанутой вонючей козы и ежиковых проказ, пускай они тоже свою функцию выполняют успешно (по-настоящему смешных, уморительных деталей, придуманных режиссером-мультипликатором, в фильме множество). Вместе с тем искусственность, утопичность, нежизнеспособность навязываемых "Фердинандом" и подобной анимационной (ну и игровой тоже, и литературной, и т.д.) продукцией правил поведения в обществе тоже лежит на поверхности. В отличие от "Зверополиса" -

В "Фердинанде" она не становится основной, сюжетообразующей темой, история героя развивается все-таки сама по себе, как трогательный частный случай, а обобщается до "морального урока" уже как бы "довеском". И все же очень трудно на голубом глазу принять "положительную перспективу" истории, в которой освобожденные быки поселяются у доброго крестьянина и его дочки, где каждый из быков сможет себя творчески и свободно реализовывать, видимо, мирно доживая до старости и естественной смерти на склоне лет: чтоб на такие сказочки покупаться, надо не одуванчики с гвоздичками нюхать, а нечто позабористее, тут и трехлеток не обманешь. Пока экшн в мультике набирает силу, и обнаружив в "комнате славы" матадора рога всех им убитых быков, Фердинанд небезуспешно убеждает товарищей по несчастью, что, мол, "быки не побеждают", а потому не к бою надо готовиться, а к побегу, и не злобу в себе воспитывать и не мышечную массу нагуливать, а развивать твердость духа, терпение, смекалку - все идет неплохо (опять же коза с ежами под ногами путаются, плюс еще тройка безмозглых лошадей из соседней конюшни создает быкам препятствия, приходится и на них тоже отвлекаться). Но уже "момент истины", когда Фердинанд на арене имеет возможность покончить с самовлюбленным, карикатурным Эль Примо, а вместо этого мирно застывает, сосредоточившись (ну да) на цветке гвоздики, и матадор все равно собирается воткнуть в него шпагу, но публика с трибун начинает вопить в защиту быка, и Эль Примо вынужден отступить под давлением прогрессивной общественности - несколько смущает своей прямолинейностью. Ну а буколический эпилог заставляет лишь усмехнуться.

Хорошая, красивая и добрая, допустим, сказочка - а от здравого смысла далека. И никого, тем более русских быков, она не то что не убедит, будто "быковать" плохо, некрасиво и бесполезно, но даже и саму эту бесполезность следования заложенным природой животным инстинктам в должной мере не демонстрирует. А в чем, однако, мультик убедителен - так это в том, что "быки не побеждают", если иметь в виду те самые порядки, против которых направлен идейный пафос сказочки (где бык, сколь угодно уверенный в своей звездной исключительности - всего лишь жертвенный агнец для шоу с подставой), тем и утешает: пускай "быкует", кому нравится или кто не может иначе жить - рано или поздно его рога окажутся на стенке в качестве трофеев.

Знаете ли вы, что...


1.6 килограмма - вес зуба кашалота





Поиск по сайту

Будем знакомы

Царство: Животные

Читать все статьи
Царство: Животные

Каждый год более 40.000 быков по всему миру варварски убиваются во время проведения корриды. С того момента как быки вступают на арену, у них нет ни единого шанса на выживание. Перед выступлением их специально делают слабее, используя для этого различные способы: избивают мешками с песком, используют слабительные, наркотики, спиливают рога, втирают вазелин в глаза, чтобы ухудшить способность судить о расстоянии.




В типичной испанской корриде, бык выходит на арену и ждет пикадора, который приближается на лошади с завязанными глазами. Он скачет вокруг быка и кидает в него небольшие, но очень острые копья, метя в спину и шею.




Когда бык ослабевает от потери крови, и от головокружения стоит на месте, метание копий прекращается. В дело вступает матадор, который пытается убить быка мечом. Если все попытки заколоть быка мечом неудачны, то на помощь матадору приходит кинжал. Использование кинжала предполагает нанесение одного, но очень точного удара в спиной мозг животного. Иногда, кинжал выполняет свое дело лишь отчасти и тогда парализованного быка, но еще находящегося в сознании, за рога вытаскивают с арены.




У мёртвого или ещё агонизирующего животного отрезают трофеи - уши и хвост, после чего несколько мулов вытаскивают тело убитого быка с арены, и передается мясникам, которые ждут снаружи. Через несколько минут, другой бык выходит на арену, и садистский цикл начинается по новому кругу.




Туристические агентства, заманивая туристов, описывают эту борьбу как честную конкуренцию и праздничное действо. Они не говорят туристам, что бык обычно не имеет возможности защищаться, и тем более, выжить. Большинство же туристов ставших свидетелями боя быков, испытывают отвращение и не хотят видеть это снова.




Существует еще "Бег быков" в Памплоне, Испания. Быков подталкивают на улицы с помощью ударов электрического тока. Животные в панике часто теряют ориентир и врезаются в стены и углы домов, ломая кости и нанося себе раны. Всех быков после пробежки ждет бойня.




Быки не являются единственными жертвами в корриде. Лошади используются в корриде с завязанными глазами и пробками в ушах, чтобы не быть напуганными быком или шумом толпы. Эти животные часто получают смертельные удары от быков, когда всадник спасая свою жизнь подставляет под удар лошадь или заставляя ее скакать как можно ближе к быку. Каждый год около 200 лошадей гибнут в аренах по всему миру.




Недовольство корридой растет. В апреле 2004 года в Барселоне городской совет запретил этот примитивный спорт, а в 2008 году к этой инициативе уже присоединились 52 муниципалитета. Согласно проведенным исследованиям в 2006 году, 72 процентов испанцев не проявляют интереса к корриде. Для сравнения, эта цифра в 1980 году составляла 54 процента.



Коррида - наиболее распространённая форма боя быков, традиционное испанское зрелище, практикующееся также и в некоторых других странах и состоящее в выполнении определённой последовательности фигур с быком особой иберийской породы, обычно завершающееся убийством быка.

В корриде участвуют быки возрастом не менее 4 лет (и, как правило, не более 6). Иногда регламентируется масса быка (не менее 450 кг).

В символическом плане бык, часто чёрный, может быть интерпретирован как олицетворение смерти, что придаёт поединку ритуальный характер. Вместе с тем, этика корриды требует от тореро относиться к быку не как к жертве и проявлять должное уважение к его силе и храбрости.

Официально правилами запрещено наносить травмы быку до его выхода на ринг, но в реальности эти нарушения этих правил происходят довольно часто. Распространены различные трюки, применяющиеся перед боем: избиение быков перед боем тяжёлыми мешками с песком; введение успокоительного или стимулятора, в зависимости от агрессивности быка; спиливание рогов, после которого бык затрудняется правильно оценивать расстояние; смазывание глаз вазелином или специальной смесью на основе бензина, чтобы бык хуже видел; замаривание быка жаждой и/или перепаивание перед выходом на арену, что затрудняет его передвижение; перерезание сухожилий на ногах; предварительный удар ножом в область шеи, из-за которого бык не может поворачивать головой, втыкание в уши окурков сигар перед выходом на арену. Нередко, чтобы разозлить быка перед боем, ему перевязывают семенники, что вызывает сильную боль и ярость у животного. В конной корриде подпиливание быку рогов с целью обеспечить безопасность лошади является законной практикой.

У быка на арене очень невелики шансы остаться в живых после боя. Если это всё же произошло, бык будет использован для разведения или зарезан, но никогда не будет снова выпущен на арену:

Это очень опасно для любого матадора. Бык после первого боя слишком много знает. Через полчаса он начинает понимать всю технику боя и помнит ее долгие годы.

Коррида делится на три части (терции, tercios), две из которых включают «испытания» (suertes, буквально - удача, судьба, вариант; иногда каждую из фаз корриды тоже называют suerte). О начале каждой секции извещает звук трубы

  • Первая терция

Иначе называется «терция пик» (tercio de varas). Начинается с того, что из загона выбегает бык, и его сначала встречают помощники тореро с плащами.

Капоте - это большой плащ, розовый с одной стороны (которую показывают быку) и жёлтый (иногда синий) - с другой. Он может быть прорезинен для придания жёсткости. Капоте используют как матадор, так и подчинённые, для встречи быка при его выходе на арену. Используется капоте как в артистических приёмах, так и непосредственно в поединке. Из-за его веса он должен браться обеими руками. Бой с капоте, особенно ценимый в Латинской Америке, применяется матадором в первых двух терциях, и его квадрильей в течение всей корриды, чтобы «бежать на быка, останавливать, фиксировать».

  • Выход пикадора

Два пикадора на лошади, один за другим, специальной пикой наносят удары в загривок быка, чтобы ослабить мышцы его шеи и убедиться в его реакции на боль. Это также понижает агрессивность атаки и даёт возможность ещё более снизить шансы быка на нанесение травмы матадору. Исторически эта конная часть корриды была самой важной, так как происходила непосредственно от древней аристократической забавы с быком.

На арене нарисовано два белых круга. Пикадор должен оставаться за пределами внешнего круга, чтобы принять на себя атаку быка во время первой терции. В то же время тореро должны удерживать быка в пределах внутреннего круга до того, как он нападёт на пикадора. Развитие данного эпизода делится на три этапа: cita, encuentro, salida (встреча, состязание, выход). Когда пикадор встречает быка, тореро и помощники становятся слева от лошади.

Бык наносит жестокие удары рогами в бок лошади. С XIX века лошадей стали защищать особыми доспехами, которые смягчают удары. Правда, любители лошадей подвергают сомнению назначение этих доспехов как защиты:

Формально на корридной лошади надет некий стеганый, полотняный доспех, именуемый «эль пето». Знатоки корриды посмеиваются над термином «доспех», которым успокаивают только туристов. На самом деле всем известно, что светлая полотняная или брезентовая попона, НЕ ЗАЩИЩАЮЩАЯ лошадь, надевается на нее только затем, чтобы обозначить лошадь как максимально заметное пятно и адресовать удар очень плохо видящему в момент «корридного поединка» быку – именно на лошадь.(А. Невзоров)

  • Вторая терция

Известна как «терция бандерилий» (tercio de banderillas). Целью является «наказание» быка и измерение его ярости, не отнимая у него сил. Участники стремятся «оживить» или «развеселить» быка. Поэтому бандерильи, короткие украшенные копья, которые остаются в теле животного, также называют «увеселителями». До XVIII века их втыкали по одной в любой момент корриды, но затем их начали помещать попарно три раза.

Выполнение этой части корриды поручается помощникам (их также называют бандерильеро), хотя иногда сам матадор исполняет этот эпизод. В каждой квадрилье есть три бандерильеро, обычно двое из них подходят к быку в общей сложности три раза с парой бандерилий.

  • Третья терция

Последняя терция (терция смерти) включает в себя подготовку быка к смерти при помощи мулеты и его убийство шпагой. Хотя все эпизоды боя тореро посвящает какому-нибудь человеку, именно в этом «номере» обычаи более укоренённые. Смерть первого быка каждого матадора должна, также, быть посвящена председателю корриды (остатки церемоний этикета, которые «пропитывают» бои быков). В момент получения орудий убийства тореро, держа мулету и шпагу в левой руке, а шляпу в правой, идёт к человеку, которому он собирается посвятить свою «работу». Подойдя к нему с непокрытой головой и вытянутой рукой, он произносит посвятительную речь, после чего он бросает шляпу на арену через плечо. Традиция гласит, что хорошим предзнаменованием считается, когда шляпа падает дном вниз, а плохим - дном вверх; поэтому иногда тореро переворачивают её, если она упала дном вверх. Хотя сейчас уже не провозглашаются посвящения в стихах, раньше это был очень распространённый обычай. Особенно красочными являлись те, в которых тореро отдавались собственной находчивости, произведения которой часто оказывались небрежными и неотделанными.

  • Решающий удар

После проведения артистической работы с быком, когда он утомлён и обессилен, наступает решающий момент - смерть быка, и это является кульминацией корриды. На ранних этапах развития корриды быка убивала вся квадрилья. Сейчас это делает исключительно матадор.

Бык должен быть убит в течение 10 минут после начала третьей терции. Если этого не произошло, тореро даётся первое предупреждение. Через 3 минуты даётся второе предупреждение. Если ещё через 2 минуты бык жив, то его уводят, чтобы оставить для следующей корриды или заколоть. Такое развитие событий является позорным для любого тореро. Убийство всегда реализуется лицом к животному и целью является ввести шпагу в отверстие между передними рёбрами, чтоб попасть в сердце и вызвать как можно более быструю смерть.

Обычно матадор предпринимает 3 или 4 попытки удара шпагой, прежде чем бык упадёт. Во времена расцвета корриды не убить быка шпагой с нескольких сделанных попыток считалось позором, хоть и не являлось редкостью (отрицательный рекорд - 34 попытки). В нынешние времена такие неудачи происходят довольно часто, и в этом случае тореро использует другой меч, с крестовиной у конца лезвия (descabello), чтобы повредить спинной хребет быка. Как только бык упадёт, бандерильеро втыкает в это же место маленький нож (puntilla), чтобы не доставлять животному лишних мучений (если этого не делать, то смерть быка наступает в результате внутреннего кровотечения, которое может длиться до 6 минут). У мёртвого или ещё агонизирующего животного отрезают трофеи - уши и хвост. Далее несколько мулов вытаскивают тушу убитого быка с арены, после чего оно передаётся мясникам, которые ждут снаружи. Мясо быка потом продаётся.

Иногда, если бык проявляет особую смелость и публика просит об этом президента арены, то после того как быка убьют, его тушу провозят по арене по кругу (vuelta), и зрители ему аплодируют. Если бык проявил исключительную смелость и публика просит президента арены сохранить быку жизнь, то он может даровать быку «прощение». В этом случае убийство быка имитируется с помощью бандерильи или просто руки. Обычно бык после этого становится племенным (semental). Однако бык, убивший матадора, подлежит смерти в любом случае.

В данный момент популярность корриды снижается, из-за прихода общества к осознанию безнравственности жестоких развлечений, а также из-за распространения различных движений в защиту животных. Европейское сообщество в 1998 году осудило корриду и запретило придавать ей статус культурного мероприятия. В законодательстве Испании до сих пор не введено полного запрета корриды, однако, зарабатывание на ней происходит в основном за счёт туризма, так как большинство испанцев не посещают её, а значительная часть (50 %) негативно относятся к ней (по данным Министерства культуры Испании). Во Франции эта цифра достигает 83 %. Чаще всего коррида проходит на полупустых стадионах, многие туристы не досматривают её до конца. Общественное телевидение зачастую отказывается демонстрировать бои быков. В некоторых испанских городах (например, Жирон), где ранее коррида традиционно устраивалась по случаю праздников, её вообще больше не проводят.

Еще только собираясь в отпуск в Испанию, семейство уже горело желанием попасть на корриду. Но мер к достижению цели никто не предпринимал, и, поэтому я надеялась, что обойдется без нее. Не обошлось. Едва мы приехали в Валенсию тут нам попалась афиша, сообщавшая о сегодняшней вечерней корриде. Вопрос, таким образом был решен. Арена большая, сидели мы достаточно высоко, поэтому подробных фотографий не вышло, но может это и к лучшему. Быков мне было жалко.

Зрелище начинается с выпускания на арену свежего и бодрого быка. Которого сначала дрязнят почти из-за забора, потом ранят пикой, а когда бык уже теряет силы, выходит гордый тореадор и закалывает его. При этом делают это они с разной степенью мастрества. Первый торреро, например, убил быка с бог весть какого удара. Публика его освистала. Второй был лучшим специалистом и заколол быка одним движением. ему аплодировали стоя.

Что интересно, туристов среди публики совсем немного - основная масса - местные. Они болеют осозанно, какие-то действия торреро или его помощников вызывают восторг и овации, другие - наоборот. Нам конечно не все из этого понятно, но в общем и целом коррида казалась мне равным поединком животного и человека, а все оказалось не совсем так.

Я сняла не все моменты действа, почему-то на сфотографировала пикадоров на лошадях в броне. Лошадям завязывают глаза, чтобы они не боялись быка, но вообще это какие-то специальные лошади - спокойные как танки. Почти все быки бодают лошадь и пытаются ее перевернуть, но лошадь на это вообще никак не реагирует.

В корриде участвуют быки особой породы возрастом не менее 4 лет (и, как правило, не более 6). Быки выращиваются на особых фермах и перед боем в загривок быка втыкается маленький цветной вымпел, по которому можно определить происхождение быка. Также об этом можно узнать по клейму и из плаката, который часто показывается перед выходом быка. В программке кроме имени торреадоров указываются и названия ферм, где выращены быки.

Первоначально коррида проводилась на городских площадях, обычно прямоугольной формы С формированием правил корриды в XVIII веке, с тем, чтобы бык не забивался в угол, стали сооружаться круглые площади первая. В течение следующей сотни лет круглые арены были возведены во всех значимых городах Испании. По своему строению арена напоминает римский цирк, в Риме корриды и проводятся в древнеримском амфитеатре, с расположенными амфитеатром местами для зрителей, круглой ареной с песочным покрытием, которая отделена от амфитеатра барьером высотой около 140 см, и служебными помещениям. Так как солнце в основном светит на одну сторону арены, эта сторона называется «Sol»-солнце. Сторона, находящаяся в основном в тени называется «Sombra»-тень. Во время корриды существуют места, с которых солнце уйдёт, а также места, где оно может появиться. Наличие или отсутсвие солнца влияет на цену билета.

В Испании арены делятся на 3 категории. Первая категория - площади в Мадриде Севилье, Барселоне, Валенсии, Бильбаo, Сарагосе, Сан-Себастьяне и Кордове. Вторая категория - арены в столицах провинций. Третья - все остальные. В то время, когда не проводятся бои быков, арены могут использоваться для проведения концертов и иных зрелищ.

Что интересно с 2011 года коррида в Барселоне запрещена Парламентом Республики Каталония, но она до сих пор проводится.

Коррида делится на три части (в сокращенном виде процитирую википедию для лучшего понимания процесса.)

Первая часть. Начинается с того, что из загона выбегает бык, и его сначала встречают помощники тореро их задача раздразнить быка с помощью желто-розовых плащей капоте. На арене нарисовано два белых круга. Тореро должны удерживать быка в пределах внутреннего круга до того, как он нападёт на пикадора. Пикадор должен оставаться за пределами внешнего круга, чтобы принять на себя атаку быка. Когда пикадор встречает быка, тореро и помощники становятся слева от лошади. Бык наносит жестокие удары рогами в бок лошади. С XIX века лошадей стали защищать особыми доспехами, которые смягчают удары. В целом травмы лошадей на корриде часты. Иногда быку удаётся перевернуть коня. Бывает, что всадник при этом оказывается придавленным лошадью: большинство травм, наносимых на корриде пикадорам, происходит именно от этого. На всех аренах имеется ветеринарный пункт для лошадей.

Вторая часть. Известна как «терция бандерилий» . Целью является измерение ярости быка, не отнимая у него сил. Участники стремятся «оживить» или «развеселить» быка. Поэтому бандерильи, короткие украшенные копья, также называют «увеселителями». Выполнение этой части корриды поручается помощникам,их также называют-бандерильеро, хотя иногда сам матадор исполняет этот эпизод. В каждой квадрилье есть три бандерильеро, обычно двое из них подходят к быку в общей сложности три раза с парой бандерилий. Таким образом каждый из бандерильеро к концу корриды делает два подхода.

Третья часть. Последняя терция (терция смерти) включает в себя подготовку быка к смерти при помощи мулеты и его убийство шпагой. Мулета - небольшой красный плащ, натянутый на деревянную палку длиной ок. 50 см

Бык должен быть убит в течение 10 минут после начала третьей терции. Если этого не произошло, тореро даётся первое предупреждение. Через 3 минуты даётся второе предупреждение. Если ещё через 2 минуты бык жив, то его уводят, чтобы оставить для следующей корриды или заколоть. Такое развитие событий является позорным для любого тореро.

Убийство всегда реализуется лицом к животному и целью является ввести шпагу в отверстие между передними рёбрами, чтоб попасть в сердцеи вызвать как можно более быструю смерть.

Обычно матадор предпринимает 3 или 4 попытки удара шпагой, прежде чем бык упадёт. Во времена расцвета корриды не убить быка шпагой с нескольких сделанных попыток считалось позором, хоть и не являлось редкостью (отрицательный рекорд - 34 попытки). В нынешние времена такие неудачи происходят довольно часто, и в этом случае тореро использует другой меч, с крестовиной у конца лезвия (descabello), чтобы повредить спинной хребет быка. Как только бык упадёт, бандерильеро втыкает в это же место маленький нож (puntilla), чтобы не доставлять животному лишних мучений (если этого не делать, то смерть быка наступает в результате внутреннего кровотечения, которое может длиться до 6 минут). У мёртвого или ещё агонизирующего животного отрезают трофеи - уши и хвост. Далее несколько мулов вытаскивают тушу убитого быка с арены, после чего оно передаётся мясникам, которые ждут снаружи. Мясо быка потом раздается бедным или развозится по больницам или социальным учреждениям.