Раджа-йога. Практика медитации

Аджапа джапа — необычный, нелинейный метод медитации — позволяет за короткий срок успокоить ум и сделать его подконтрольным. В переводе с Санскрита (древнего языка первоисточников йоги), «аджапа джапа» — «медитация без медитации», или «мантра без мантры». Это одна из самых простых и одновременно чрезвычайно эффективных техник медитации классической древней Раджа-йоги («Тантры»), при этом подходящая для современного человека. Это полноценная садхана — то есть целостная практика йоги, которая по свидетельсту Мастеров постепенно может привести к полной Самореализации. При этом она не требует ни сверхусилий, ни предварительной наработки навыка концентрации, а также не имеет противопоказаний или ограничений по здоровью. Все, что требуется — это уделять ей по 10-30 минут ежедневно, и не терять осознавания во время сеанса. Это отличный инструмент настоящей йоги.

Техника Аджапа джапа основывается на принципе Крия-йоги — «концентрации не требуется, она приходит автоматически». Таким «окольным» путём мы можем прийти к состояниям Пратьяхара — («отключения» внимания от органов чувств), Дхарана (концентрация) и даже Дхьяна (стабильная концентрация), а там уже и до Самадхи недалеко! Все, кто искал короткий и простой путь в йоге, могут радоваться — это он и есть. Понятно, что данная техника не заменяет практики асан — но в плане выбора медитации для ежедневной тренировки ей стоит отдать предпочтение. Фактически это самая эффективная из несложных практик Раджа-йоги (наряду, пожалуй, с Брамари, Акаши-мудрой и Тратаком).

Применительно к практике, эта техника включает в себя пранаяму (особое дыхание), мантру, и ротацию сознания по телу — то есть визуализацию. В ходе выполнения самое главное как в Йога-нидре — не засыпать, присутствовать в процессе максимально. Техника не требует «концентрации» или «погружения» в какие-либо области или психические центры тела. Наоборот, все время практики сознание находится как бы «вовне», словно вовлеченное в Самсару. Это окольный, при этом короткий путь к успеху в медитации — настоящий парадокс Раджа-йоги.

В этой практике есть несколько уровней постижения — от предварительного до продвинутого. Более высокие уровни достаточно полно описаны в книге С.С. Сарасвати «Тантрические медитации» , а мы сегодня рассмотрим самый простой их них, начальный уровень.

Предварительная техника:

  1. Сидя в любом удобной позе, наблюдаем свое спокойное, естественное дыхание. 1-3 минуты;
  2. Представляем канал или трубку, соединяющую пупок и горло по передней части туловища. Со вдохом представляем, как прана (энергия дыхания) поднимается по этой трубочке от пупа до горла — а с выдохом опускается обратно, до пупа (в живот). Чем ярче вы сможете представить этот процесс, тем лучше. Можно представлять, как поднимается уровень воды в прозрачной трубочке, или же представить, что вы вдыхаете через пупок и тянете воздух вверх, а потом выдыхаете воздух вниз и опять же через пупок. Какую бы визуализацию вы ни делали, с течением практики придет эффективность.
  3. Достаточно 5-15 минут в день, но с полным вниманием: не отвлекаемся на посторонние мысли! Эти это происходит — мягко, но настойчиво возвращаем внимание на процесс дыхания по «каналу» пупок-горло. В течение нескольких дней практикуем этот предварительный метод.

Основная техника (начальный уровень):

  1. Садимся в любую удобную медитативную позу, предпочтительно — Падмасану («позу лотоса»);
  2. Подготавливаемся: садимся как можно удобнее; закрываем глаза; выпрямляем спину; расслабляемся физически и ментально; чувствуем мир и покой. 1-3 минуты;
  3. Наблюдаем дыхание как в предыдущем (предварительном) варианте: от пупа в горло на вдохе и вниз от горла до пупа на выдохе. Слушаем дыхание, чувствуем дыхание, отслеживаем его мысленно — как бы путешествуя вслед за воздухом (и жизненной энергией — праной) вверх и вниз по передней стороне корпуса.
  4. Подключаем мантру Со-Хам. Эта мантра имитирует звук дыхания: если прислушаться, то на вдохе можно услышать «С-с-о», а на выдохе — «х-х-а-а-м». Эзотерический смысл мантры: «Со» — «Высшее», Бог, а «Хам» — «я есть»: таким образом — «я есть То», Высшее, «я един(а) с Богом». На вдохе мысленно проговариваем мантру «Со», на выдохе — «Хам». Одновременно как бы «вкладываем» мантру в дыхание, чувствуем, что мантра поднимается и опускается в теле. Сначала это, скорее всего, будет лишь на уровне воображения, но потом включится реальный процесс. Это и есть настоящая Пранаяма — контроль праны, жизненной энергии.

Последовательность практики:

  • Первую неделю практикуем так: «Со» на вдохе, «Хам» на выдохе. Получается «Со-Хам». Перед следующим «Со-Хам» мысленно мы как бы ставим запятую, есть небольшая пауза.
  • Вторую неделю начинаем осознавание с выдоха: наблюдаем движение «Хам-Со». Происходит большее «поднятие» энергии. Между «Хам-Со» и следующим «Хам-Со» — небольшая пауза.
  • Третью неделю утончая и выравнивая дыхание, мысленно «подсоединяем» конец вдоха — «Со» — к выдоху — «Хам» — и наблюдаем цельный поток — «Сохам». Между вдохом и выдохом нет паузы, между выдохом и следующим вдохом — короткая пауза. Дыхание комфортное, естественное, замедленное. Обратите внимание: вдох и выдох слились, но следующий вдох отделен паузой.
  • Четвертую неделю «подключаем» выдох к очередному вдоху, чтобы получился совсем непрерывный поток: «Сохамсохамсохам...» Дыхание настолько ровное, что нет границы между вдохом и выдохом, выдохом и вдохом — визуализация потока дыхания непрерывна.

Концентрация на процессе дыхания, визуализации потока праны и повторении мантры должна быть расслабленной. Если вы «концентрируетесь» так, что аж пот на лбу выступил — вы делаете технику неправильно. Если ум отвлекся на посторонние мысли — просто отметьте это про себя, не укоряя себя, и мягко верните внимание на процесс дыхания и визуализацию.

Никакого насилия над собой ни в плане контроля дыхания, ни в плане «контроля» сознания быть не должно. Мы не пытаемся объездить дикую лошадь своего разума — мы вывешиваем ей перед носом «морковку» в виде этой техники. Мы не покоряем ум «в лоб» — а как бы заманиваем его в ловушку.

Курсируя между нескольких установленных нами точек (дыхание-мантра-визуализация) ум не скучает, и не протестует — поэтому не доставляет нам особых проблем. И одноточечная концентрация (Дхьяна) происходит без особых хлопот. Это чаще всего эффективнее, чем пытаться овладеть однонаправленной концентрацией напрямую (представляя выбранный образ или фокусируя взгляд на одну точку).

Медитация Аджапа джапа эффективно успокаивает, избавляет от стресса, гнева, эмоционального напряжения, помогает от бессонницы, учит концентрироваться, а также — при регулярной практике — нарабатывает чистоту и силу ума, очищая закрома подсознания.
Если в процессе практики вы наблюдаете яркие «картинки», приходят образы или воспоминания — не беспокойтесь, это нормально. Старайтесь сильно не отвлекаться на это, не следуйте за этими мыслями или образами, желаниями и т.п. Не вовлекайтесь эмоционально, что бы ни рисовало ваше воображение или память (могут в том числе «всплывать» и неприятные ситуации из прошлого). Так очищается подсознание. Просто наблюдая все, что приходит, не вовлекаясь, мы проводим процесс интеграции (растворения) этих психо-энергетических узелков («самскар» в терминологии йоги), которые исподволь мешают нам стать гармоничнее. Если такого «выброса» грязи из подсознания не происходит — тем более не беспокойтесь, процесс у всех происходит по-разному.

Попробуйте эту необычную и «нелинейную» медитацию «Аджапа-джапа» — не исключено, что она может стать вашей любимой техникой!

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga

В лексиконе йоги наберется, наверное, не менее десятка слов, которые с той или иной степенью приближения могут трактоваться как различные формы медитации: пратьяхара – отвлечение от органов чувств, растождествление с ощущениями, дхарана – концентрация и удерживание внимание, экаграта – однонаправленность сознания, манана – размышление, тарака, вичара и др. Однако все эти термины не тождественны слову «дхьяна», которое, по сути, и обозначает медитацию. Все это лишь предварительные практики, упражнения, ступени на пути к достижению дхьяны - «йога ума».

Сегодня медитацию часто пытаются отождествлять с аутогенными тренировками, практикой различных аффирмаций, трансовыми состояниями и т.п. Эти техники тоже не являются медитацией в строгом значении этого слова, но могут стать подготовкой к ней. Или не стать.

Помолчим, давай помолчим

Медитация, дхьяна – это достижение внутренней тишины, остановка внутреннего диалога, молчание ума, «читта вритти ниродха» – остановка колебаний ума, согласно Патанджали. Это состояние непосредственного переживания реальности без «посреднических услуг» со стороны ума и органов чувств. Состояние медитации лежит за границами нашего обыденного сознания, за пределами известных ощущений и понятий. Поэтому объяснить его, описать словами практически невозможно, так же как невозможно объяснить, например, слепому человеку, что такое красный цвет. Медитацию нужно достичь, ее нужно прожить, тогда станет понятен и смысл этого слова.

Медитация должна расцвести внутри нас

Проблема в том, что практически невозможно сделать это по собственной воле. Мы можем задерживать и контролировать дыхание. Можем растождествиться с нашими ощущениями, закрыть глаза, заткнуть уши, не обращать внимания на запахи и звуки. Мы можем, если постараемся, удерживать все наше внимание на одном выбранном объекте, действии или ощущении. Но мы не можем приказать себе медитировать, ни насилие, ни усилие здесь не помогут. Медитация наступает сама, когда в результате практик сознание в нее как бы соскальзывает. Медитацию нужно «вырастить» внутри себя. Она должна расцвести как цветок. Единственный способ к этому прийти – регулярная и добросовестная практика.

Практически в любой духовной традиции медитация – самая главная практика, как бы она при этом не называлась: индуистская джаппа (рецитация мантр), христианская молитва, суфийский зикр, дзенский дзадзен и т.д. – все это, по сути, должно быть медитацией. Об остановке внутреннего диалога – медитации, практиковавшейся в традиции южноамериканских индейцев, пишет и К. Кастанеда. Однако путь, который для этого предлагается, долог и тернист. Почти все духовные традиции требуют аскетизма, отшельничества и ежедневных многочасовых упражнений.

Мы пойдем другим путем

Хатха-йога предлагает другой путь. Она как бы говорит: «Ребята, ваша идея о том, что медитацией можно всего достичь и все постичь, – замечательная! Но проблема в том, что мы не можем медитировать. Потому что мы не можем управлять своими мыслями, своим умом. Ум управляет нами». И хатха-йога предлагает свой путь – воздействие на деятельность ума через тело и его физиологические механизмы. В результате практиками хатха-йоги достигается самопроизвольная задержка дыхания, без изнурительных упражнений, и самопроизвольная остановка внутреннего диалога. Хатха-йога сокращает время, необходимое для достижения медитации и повышает шансы на успех. И при этом она не требует ухода из социума.

Давайте посмотрим на «ступени» раджа-йоги Патанджали. Что он рекомендует? Откажись от всего. Практикуй аскетизм. Сядь в неудобную позу. Сиди неподвижно. Не дыши! (один вдох-выдох за 112 секунд!) Тяжело сидеть, скрестив ноги? Не обращай внимания! Сосредоточься! Не отвлекайся! Концентрируйся! Делай так день за днем, год за годом, жизнь за жизнью, и когда-нибудь, может быть, чего-нибудь достигнешь! Не достигнешь в этом воплощении – не беда, достигнешь в следующем; не достигнешь в следующем – ну, вы уже поняли: впереди еще много интересного, торопиться не стоит…

По сравнению с этими крутыми ступенями хатха-йога поднимает практикующего к подножию медитации на комфортабельном лифте с помощью практики, которая сама по себе доставляет удовольствие. Не то, чтобы этот лифт был супер-скоростной, но, тем не менее, шастры – классические трактаты – йоги утверждают, что совершенство в практике достигается за 12 лет. Лет, а не воплощений!

Качественная практика – качественный результат

Осталось только заметить, что хатха-йога – это не асаны. Асаны – лишь малая часть ее. На одних асанах далеко не уедешь, тем более, если практиковать их исключительно как физкультуру. Но целостная, качественная практика обязательно даст качественный результат.

Ольга Прилепова – врач, сертифицированный преподаватель йоги.

Фото: meditation_inspiration/instagram.com

Внимание!

Если вы видите это сообщение, то у вас в браузере отключен JavaScript . Для корректной работы портала вам необходимо включить JavaScript . На портале используется технология jQuery , которая работает только при условии использования браузером этой опции.

Раджа Йога - это йога воспитания сознания. Человек, практически изучающий эту йогу , приобретает истинное знание своего , а вместе с ним - необыкновенные внутренние силы и способность влиять на других людей. Раджа Йога по отношению к психическому миру человека, к его самосознанию, представляет собою то же самое, что Хатха Йога по отношению к миру физическому. Хатха Йога это гимнастическая технология комплексного совершенствования тела и сознания, то есть того набора инструментов, за счет использования которого осознающее существо движется по Пути осознания . Раджа Йога - йога преодоления ума, т.е. иллюзорного, неправильного самосознания человека, это йога приобретения контроля над сознанием. Раджа Йога учит человека прежде всего тому, что составляет основу всей философии мира - познанию самого себя. Как Хатха Йога смотрит на физическое тело как на несовершенное и нуждающееся в изменении к лучшему, точно так же и Раджа Йога рассматривает психический аппарат человека совсем не как идеальный, но нуждающийся в изменении к лучшему и совершенствовании.

Задача Раджа Йоги - это постановка ума , сознания, аналогичная постановке голоса у певцов. Обычная западная мысль совершенно не понимает необходимости постановки сознания, считая, в общем, что обычное сознание вполне достаточно для человека, что он и не может иметь другого сознания. Раджа Йога находит, что даже очень сильный ум, как и сильный голос, нуждается в правильной постановке , удесятеряющей его силы и способности и умножающей его производительность, заставляющей его лучше звучать и лучше воспроизводить и по-иному распределять взаимоотношения идей, охватывать за раз больше материала.

Первое, что утверждает Раджа Йога - это то, что человек совсем не знает себя, что у него совершенно ложная, искажённая идея себя. Непонимание себя - главное препятствие человека на его пути, главная причина его слабости. Представьте себе человека, который не знает своего тела, его членов, их числа и относительного положения, не знает, что у него две руки, две ноги, одна голова и т.п. - это будет точной копией нашего отношения к своему психическому миру. Психика человека, с точки зрения Раджа Йоги - это система искривлённых и затемнённых стёкол (фильтров), через которые сознание получает совершенно не соответствующее действительности изображение. Главное несовершенство психики - это то, что она заставляет человека считать реальным то, что она полагает реальным.

Новое самопознание достигается в Раджа Йоги путём изучения принципов психического мира человека и продолжительных упражнений сознания. Изучение принципов психической жизни показывает человеку, что для него возможны четыре состояния сознания. В индийской психологии они называются:

  • глубокий сон;
  • сон со сновидениями ;
  • бодрственное состояние;
  • турийя , или состояние просветления.

В эзотерических учениях эти состояния сознания определяются несколько иначе, но число четыре остаётся неизменным, их взаимные отношения также близки к приведённой выше схеме. После этого следует изучение психических функций - мышления, чувств, ощущений и т.д., как в отдельности, так и в их взаимоотношениях, изучение снов, изучение полусознательных и бессознательных психических процессов, изучение иллюзий и самообманов, изучение разных форм самогипноза и самовнушения - с целью освобождения себя от них.

Одна из первых практических задач, которая стоит перед человеком, начавшим изучать Раджа Йогу , - это достижение способности останавливать поток мыслей, умение не думать, т.е. совершенно сдерживать по своей воле ум, давать полный отдых психическому аппарату. Эта способность останавливать мысли считается необходимым условием для пробуждения некоторых дремлющих в человеке сил и способностей. Умение не думать - необходимое условие подчинения бессознательных психических процессов воле. Только овладев умением останавливать ход своих мыслей, человек может приблизиться к тому, чтобы слышать мысли других людей, слышать все голоса, непрерывно звучащие в природе, голоса малых жизней его собственного тела, голоса больших жизней , в которые входит он сам. Только умея создавать пассивное состояние своего ума, человек может надеяться услышать голос безмолвия, который единственно способен раскрыть человеку скрытые от него истины и тайны.

Научившись по желанию не думать, человек получает возможность сократить бесполезную и ненужную трату психической энергии, уходящей на ненужное мышление. Ненужное мышление - одно из главных зол нашей внутренней жизни. Как часто бывает, что в ум попадает какая-нибудь мысль, и ум, не имея сил отбросить её прочь, переворачивает её вновь и вновь бесконечное число раз, как ручей переворачивает лежащий на дне камень. Это особенно часто бывает, когда человек взволнован, обеспокоен или оскорблён, когда он чего-то опасается, что-то подозревает и тому подобное. Люди не знают, какое огромное количество энергии тратится на это ненужное верчение в уме одних и тех же мыслей, одних и тех же слов. Люди не знают, что человек, сам того не замечая, в течение часа или двух может тысячу раз повторить какую-нибудь глупую фразу или отрывок стихотворения, беспричинно поразившие его ум.

Когда ученик научится не думать, его учат думать - думать именно о том, о чём он хочет думать, а не о том, что ему приходит в голову. Это метод сосредоточения. Полное сосредоточение ума на одном объекте и способность не думать в это время ни о чём другом, не отвлекаться случайными ассоциациями даёт человеку огромные силы. Он может тогда заставить себя не только не думать, но и не чувствовать, не слышать, не видеть происходящего вокруг; может не испытывать неудобств - ни жары, ни холода, ни страданий; может одним усилием ума сделать себя нечувствительным к любой, даже самой сильной боли. Это объясняет теорию, согласно которой хатха-йоге легче обучаться, используя методы Раджа Йоги .

Как только мы осознаем свои духовные потребности, приходит понимание, что они не имеют ничего общего с Востоком или Западом. По этой причине йога стала очень популярна во всем Мире. В Центрах и Ашрамах Раджа Йоги проводятся курсы, основанные на детальном изучении сутр Патанджали Махариши , который придал Раджа Йоги ее нынешнюю форму. Изучение этих текстов раскрывает нашу тенденцию к повторению определенных действий, которые укрепляют наши глубоко укоренившиеся привычки. В то же время они указывают нам на возможность меняться. В Раджа Йоги этот процесс называется сублимацией – мы можем сублимировать наши мысли и действия в новую форму. Мы не становимся бездеятельными, но достигаем лучшей и более мирной жизни с помощью новых мыслей и действий. Если мы чувствуем себя психологически пойманными в темный угол, не стоит расстраиваться. Раджа Йога дает надежду и силы.

Свами Вишну-Девананда заложил хорошую основу для нашей практики в пяти знаменитых принципах йоги:

Здоровье – это богатство. Покой ума – счастье. Йога указывает путь через:

  • Правильные упражнения - асаны ;
  • Правильное дыхание - пранаяма ;
  • Правильное расслабление - шавасана ;
  • Правильное питание;
  • Позитивное мышление и медитация - веданта и дхьяна .

В ашрамах мы находим самые благостные условия: природа, занятия йогой, здоровая пища, свежий воздух. Они служат фонтанами силы для продолжения практики в обычной жизни. Выполняйте асаны и пранаямы . Учитесь расслабляться в стрессовой ситуации через отстраненность. Очень постепенно меняйте диету, особенно если вы только начинаете практиковать. Позитивное мышление приведет к медитации . Прекрасный инструмент для медитации - повторение мантр , использование звуковых вибраций, создающих, хранящих и разрушающих все во вселенной. Эти звуки живут и внутри нас, ведь наше тело и ум – часть вечно меняющейся природы. Мы сливаемся с непреходящим духом, оставляя позади все изменяющиеся явления во время практики. В этот момент мы выходим за пределы природного плана и ныряем в чистое бытие. Это наше право по рождению и цель любого йогина или духовного человека.

Практикуйте, изучайте и углубляйте занятия йогой . Они – ваш верный спутник на всю жизнь, даже если в какой-то момент из-за болезни тело будет неспособно выполнять упражнения. У судьбы свои пути, кто угодно может заболеть по кармическим причинам. Но никто не в силах отнять ваши внутренние ценности, через которые вы можете настроиться на Божественную Реальность. Даже если вам кажется, что вы разваливаетесь, просто сядьте и подключитесь к своей космической сути, внутренней энергией, что всегда присутствует в вас. Она просто скрыта от нас из-за постоянного злоупотребления органами внешних чувств.

Раджа Йога - это самостоятельное изучение своей психики. Не нужно обращаться к другому человеку, чтобы он объяснял, кто я такой. Вместо этого мы смотрим на себя и пользуемся возможностью очиститься без чувства стыда. Когда кто-то указывает нам на недостатки, мы можем чувствовать стыд оттого, что нас разоблачили, выставили напоказ. Раджа Йога включает внутренне очищение, невидимое другим. Практикующие с нами могут знать о нашем очищении, но не будут комментировать это.

Наряду с познанием психики, следует устанавливать связь с чистой духовностью, с божественным. Это намного более личный вопрос, здесь каждый волен выбирать из множества возможностей. Христианин может избрать в качестве объекта концентрации Иисуса , крест, Деву Марию или младенца Иисуса , или читать молитвы по четкам. Подобно птице, отдыхающей на ветке, ум человека нуждается в фокусной точке во время медитации, иначе он рискует упасть в свои старые мысли. Можно выбрать и буддистское, или иудейское, или исламское священное изображение.

Если по какой либо причине ваша душа не лежит к традиционным религиозным формам, можете выбрать какой либо ведический образ. Для понимания этого вопроса необходимо введение в философию веданты. Веданта – высшая из философских систем, известных человеку, так как она утверждает существование единой реальности. Она говорит о непреходящей реальности, неизменной и присутствующей во всех видимых и невидимых проявлениях природы, а также в каждом из нас. Она вечная и всепроникающая.

Чтобы соединиться с космическими энергиями путем повторения мантр , нужно привести свое тело в абсолютно спокойное состояние. Кроме физического очищения мы будем очищаться еще и психически. Поразительно видеть, что только ни выходит из нашего ума: газеты, телевидение, профессиональный рост, личные отношения, работа, проблемы и переживания о будущем. Мы перегружены и не можем найти ни капли покоя в том компьютере, что носим в голове. Нам нужно постоянно удалять его содержимое, чтобы быть способными воспринимать новую информацию.

Удаление всего ненужного происходит во время медитации . Мы не делаем специального выбора, это происходит на основе осознания. На санскрите это называется видья , противоположность которой – авидья , или неведение . Осознание – это не тот вид знания, что мы привыкли получать извне, это знание, происходящее из внутреннего опыта. Этот опыт случается, когда мы соприкасаемся внутри нас с чем-то большим, чем обычные ощущения тела и ума. Возникает некая отстраненность, которая происходит совсем не от безделья, лени или нетерпимости, а от бескорыстной любви. Практикующий осознает, что он несом некой великой силой, и именно это понимание приносит отстраненность. Всего, что идет до этого момента, можно достичь в современных йога-центрах. Именно отсюда начинается истинный путь Йоги , настоящая практика, то, что происходит в ашрамах: глубокая медитация, пение мантр, открытие себя позитивности йоги во время лекций, преодоление таких препятствий как: Я не уверен, действительно ли это возможно для меня . Сатсанг буквально означает Пребывание с Истиной . После участия в сатсанге во время занятий в ашраме персональная практика протекает с легкостью, с новым позитивным настроем и убежденностью продолжать занятия в повседневной жизни.

Основное препятствие на пути к себе – нехватка дисциплины. Поняв это, мы пытаемся постепенно нарабатывать самодисциплину. Свами Шивананда объясняет на многих примерах, как это можно делать: например, с помощью мауны - молчания или дисциплины речи. Это, однако, не означает молчание, когда вы все равно один. Мауну нужно практиковать во время занятий обычными делами, не делая из этого шоу с табличкой на груди: Я выполняю мауну . Она состоит в отпускании происходящего, мы даем свободное течение развитию событий. Это действительно требует большой самодисциплины и является временем доказанным способом развития настоящей самодисциплины.

То, что обычно понимается под дисциплиной, движимо сильными эгоистическими мотивами, как например, утреннее вставание оттого, что иначе я могу потерять работу. Следить за машиной, иначе я не смогу на ней нормально ездить. Поддерживать нормальный вес путем умеренного питания, чтобы хорошо выглядеть и найти партнера. Это все мотивированная дисциплина, не имеющая ничего общего с духовным ростом. Каждый делает это. Самодисциплина означает внутренний отказ от чего-то, отречение без какого либо ощутимого результата, кроме более высокого уровня контроля над умом. Это совершенно другая мотивация, намного более трудная, чем дисциплина, ведущая к видимому, конкретному результату. В конце концов, можно прожить жизнь и без асан , медитации , мауны и пр. Мы же как-то справлялись с грузом жизни и без них. Только если мы очень серьезно спросим себя, как преодолеть эти трудности, появится мотивация для настоящей самодисциплины. Постепенно приходят результаты, и мы убеждаемся в необходимости такой дисциплины – тогда все становится намного проще.

Мауна – простое и эффективное лекарство, даже если практиковать его хотя бы по часу в день. Свами Шивананда предлагает практиковать мауну в субботу или воскресенье, когда вы не работаете, иначе можно очень быстро потерять работу. Есть множество маленьких упражнений для тренировки самодисциплины. Если вы привыкли класть сахар в чай, оставьте эту привычку ненадолго, не заменяя сахар медом или другими подсластителями. Вы почувствуете, как ваш ум привык к сахару – он будет счастлив, только если получит сахар. Значит, наше счастье зависит от ложки сахара. Если вы и так не едите сахар, вы скажете: Я уже саморелизовался, мне не нужен сахар . Тогда откажитесь от привычки смотреть телевизор, слушать музыку, читать газету или звонить по телефону по вечерам. Все эти упражнения в наше время являются тапасом, или аскезой. Заместите ваши привычки практикой йоги, медитацией. Бросьте чрезмерное планирование, постоянно занимающее вас какой-нибудь деятельностью и не позволяющее вам просто побыть с собой. Какой бы вид самодисциплины вы ни выбрали, через какое-то время ум понимает, что кто-то проверяет его движения, и ему это совсем не нравится.

Тогда ум начинает вести себя якобы очень интеллигентно, но это чисто инстинктивная реакция: ум толков, как собака, кошка, птичка, инстинктивно знающие, где найти пищу и приют. Мы говорим: Посмотрите, какое сообразительное животное! . Но это лишь инстинкт, который есть и внутри нас, и который проявляется со всеми своими трюками, как только мы начинаем сознательно обуздывать свой ум. Осознание своих инстинктов – это часть самопознания, оно позволяет постепенно сублимировать их, не впадая в крайности, избегая революционных настроений, и поддерживая внутренний покой. Как только мы впадаем в крайность, внутри вспыхивает революция – и нам придется начинать все сначала. Это происходит, если мы плохо осведомлены и пытаемся быстро продвинуться вперед. В таком случае происходит обратная реакция, проявляющаяся в виде какого-либо пристрастия.

С тапасом , или самодисциплиной, нужно работать очень осторожно, в соответствии со своими способностями. Это так же как принятие теплой ванны – нужно сначала потрогать воду, прежде чем залазить в ванну – вдруг она окажется слишком горячая. Проверив температуру воды, можно добавить еще горячей или холодной воды. Это относится и ко всем упражнениям в аскезе. Не бросайте все свои привычки разом: ни алкоголя, ни мяса, ни рыбы, только салаты, асаны по 2-3 часа каждый день, подъем в 5 утра, медитация в 6, а потом на работу. Вскоре ваши коллеги спросят:

Что с тобой? Ты такой бледный, еле дышишь – что ты делаешь?

О, я занимаюсь йогой .

От вас отвернутся с мыслью: ну вот, еще один фантик. Он, наверное, в секту попал . Потом ваш коллега идет к боссу, а через месяц вы получаете дружелюбное письмо, сообщающее, что в связи с развитием фирмы Ваша должность закрывается.

Пожалуйста, будьте очень осторожны! Самодисциплину следует практиковать через одно из пяти чувств: слух, зрение, вкус, обоняние или осязание. К счастью, их только пять, иначе бы у нас было больше проблем. Избегайте крайностей.

Наименование статьи Автор
Базовые принципы Йоги - Яма и Нияма Васильев Т. 30314
Психическая энергия и здоровье человека Николай Баныкин 25933
Цель и философия Йоги Свами Вишну-Девананда 15375
Пять самых распространенных ошибок начинающих в йоге Марианна Горошетченко 10351
Отношение и позиция Церкви к Йоге Виктор Сергеевич Бойко 6501
Управление мышлением через Йогу 6190
Восемь ступеней йоги (Айенгар) Джуди Смит 6137
Познание истинного Я – путь к совершенному знанию Рамачарака 5502
Прана – абсолютная энергия Рамачарака 3631
Что такое карма? 2812
Бог в системе Йоги 2599
Йога - современная концепция древнего учения 2282
Состояние внутреннего конфликта и состояние Единства 2273
Айенгар о Йоге Айенгар Беллур Кришнамачар Сундарараджа 2028
Йога и бессмертие человека Денис Чичиян 1849
Регулирование режимов повседневной жизни Дэвид Фроули 1817
Медитация как средство решения проблем Шри Чинмой 1713
Эволюция человека и загробные миры Свами Шивананда 1656
Йога - ключ к полной жизни Годфри Девере 1547
Йога универсальный инструмент для души и тела Свами Вишну-Девананда 1470
Основания для занятия йогой Свами Сатьянанда Сарасвати 1424

Патанджали свел воедино учения, которые многие века до него передавались исключительно в устной форме. Он первым, для пользы учащихся, изложил учение в письменной форме и потому считается основоположником Школы Раджа Йоги.

Дата рождения Патанджали неизвестна, и по этому поводу ведется множество дискуссий. Большинство западных авторитетов придерживаются мнения, что она находится между 820 и 300 годами до Р. Х., хотя один или двое помещают ее после Рождества Христова. Однако индусские авторитеты, которых можно считать кое-что знающими по этому вопросу, придерживаются гораздо более ранней даты, вплоть до 10000 лет до Р. Х.

Система, однако, применялась с самого начала существования Арийской расы. Йога Сутры являются базовым учением Транс-Гималайской Школы, к которой принадлежат многие Учителя Мудрости, и большая часть учащихся полагает, что школа Ессеев, как и другие школы мистических занятий и мистической мысли, тесно связанные с основателем Христианства и ранними христианами, основываются на той же самой системе и что их наставники подготавливались в великой Транс-Гималайской Школе.

Этот первый шаг - одна из труднейших стадий медитативного процесса и предполагает способность постоянно, без перерывов возвращать ум назад к избранному стремящимся “объекту” сосредоточения.

Сами стадии сосредоточения отчетливо разграничиваются и формулируются следующим образом:

  1. Выбор определенного “объекта” сосредоточения;
  2. Удаление ума-сознания от периферии тела, для того чтобы каналы внешнего восприятия и контакта (пять чувств) успокоились и сознание не было более направлено вовне;
  3. Сосредоточение сознания и его удержание в голове, в точке между бровями;
  4. Задействование ума, или умение обратить пристальное внимание на избранный объект сосредоточения;
  5. Визуализация этого объекта, восприятие его образа и логическое размышление о нем;
  6. Расширение ментальных концепций, которые формируются от конкретных и частных - к общим и универсальным, или космическим;
  7. Попытка проникнуть к тому, что скрыто за рассматриваемой формой, или постичь идею, ответственную за существование этой формы.

Этот процесс постепенно расширяет сознание стремящегося, позволяя ему проникнуть от формальной к жизненной стороне проявления. Однако начинать он должен с формы, или “объекта”.

Объекты сосредоточения бывают четырех видов:

  1. Внешние объекты, такие как образы божества, картины или формы в природе;
  2. Внутренние объекты, такие как центры эфирного тела;
  3. Качества, такие как различные достоинства, с намерением пробудить желание добиться их раскрытия, чтобы включить их в содержание своей жизни;
  4. Ментальные концепции, или те идеи, которые воплощают идеалы, скрытые за всеми оживляемыми ими формами. Они могут восприниматься в виде символов или слов.

Осознание необходимости иметь “объекты” для сосредоточения - вот что порождает потребность в образах, священных скульптурах и картинах. Все эти объекты задействуют низший конкретный ум, что является необходимой предварительной стадией. Их использование приводит ум в контролируемое состояние, в котором стремящийся может делать только то, что решил. Четыре вышеупомянутых вида объектов постепенно ведут стремящегося вовнутрь, помогая ему переместить сознание с плотного физического плана в эфирный мир, оттуда - в мир желаний, или эмоций, и далее - в мир ментальных идей и концепций.

Этот происходящий в мозге процесс приводит всего низшего человека в состояние однонаправленного, сконцентрированного внимания, сосредоточивая все части его природы на достижении фиксированного внимания, или концентрации всех ментальных способностей.

Ясное, однонаправленное, неотрывное, спокойное восприятие объекта, когда в сознание не допускаются никакие другие объекты или мысли, - это труднейшее из достижений, и когда оно может длиться в течение 12 секунд, то достигается истинное сосредоточение.

Медитация - это всего лишь продление состояния сосредоточения, и она вырастает из той легкости, которой достигает человек, научившись “фиксировать ум” по своему выбору на любом отдельном объекте. Медитация подчиняется тем же правилам и условиям, что и сосредоточение, и единственным отличием между ними является фактор времени.

«

Раджа-йога. Практика медитации. Первые уроки для начинающих.

ВВЕДЕНИЕ

Здесь я предлагаю Вам серию «ментальных упражнений», примеров размышлений, которые позволят Вам испытать богатство и красоту Раджа-йоги, этой древнейшей культуры и философии, и почувствовать себя счастливыми, здоровыми и удовлетворенными. Жизнь бессмысленна, если мы не имеем покоя, счастья и добрых взаимоотношений.
Техника Раджа-йоги не связанна с положением тела, поэтому ее могут практиковать люди любого возраста и физического состояния, в том числе с ослабленным здоровьем, и в любое время: за работой и во время отдыха, утром или вечером, сидя, стоя или двигаясь.
Слово «медитация» имеет два значения: первое - положительное мышление, второе - исцеление. Исцеление души.
Цель практики йоги - сделать душу чистой и сильной. Душа, утратившая свою чистоту и духовную силу, должна снова получить их от Всевышнего Отца.
Некоторые во время медитации держат руки ладонями вверх, считая, что таким образом они получат энергию. Но духовную силу невозможно получить через ладони из космоса.
Первый и самый важный аспект йоги - это связь интеллекта с Богом. И если Ваш интеллект не соединен с Всевышним Отцом, а Вы сконцентрировали его на какой-то другой мысли, или он находится в состоянии вакуума, то это не йога. Вы не получаете духовную силу от Бога и не закрываете свои счета.
Раджа-йога - интеллектуальная йога, и главное в ней - постоянно сохранять легкое, ненапряженное и сильное состояние ума.
Итак, если Вы решили изменить свою жизнь к лучшему (чему и учит Раджа-йога), то не отступайте - и успех Вам обеспечен!
Чтобы усилия были результативны, рекомендую Вам с первой же темы такой порядок занятий: внимательно читайте и продумывайте каждый аспект.
Постарайтесь почувствовать каждую мысль. Поработайте над каждым упражнением как минимум полчаса, прежде чем следовать дальше. Проведите целый день, не упуская из памяти какое-либо упражнение - и Вы сразу почувствуете результат. В процессе медитации сжигаются старые санскары (точного перевода с санскрита этого слова нет, приблизительно: отпечатки в памяти, привычки) и обретаются новые.
Когда Вы сидите в медитации, не следует закрывать глаза, лучше держать их открытыми. В этом мире действий мы живем не зажмурившись, поэтому лучше бы сразу привыкнуть сохранять такое состояние. Ведь Раджа-йога - это образ жизни, а не практика на 1-2 часа. Знание ведет к пониманию. Понимание же следует превратить в практический опыт. Знание, понимание и опыт - триада, которая сделает свое дело: Вы преобразите себя и получите ответы на свои вопросы, обнаружив источник безграничного покоя, радости, чистоты и силы - Бога, Всевышнего отца. Погружайтесь глубоко в себя и играйте с драгоценностями Знания.

Станьте любимыми Богом. Станьте полезны Богу. И пусть никогда, ни при каких обстоятельствах, в Ваших глазах не гаснет свет!

нулевой цикл -