Как правильно выбрать горнолыжные носки. Туристические лыжи: особенности выбора Чем отличаются теплые лыжи от холодных

На дворе – середина января. Снег, наконец-то, выпал везде, где его давно ждали, и форум нашего сайта, как обычно в это время, наполнен вопросами: «Как правильно и какие лучше выбрать лыжи?» Ответить на часть из этих вопросов «Лыжный спорт» попросил нашего прославленного лыжника, а ныне эксперта фирмы «Фишер» Александра Завьялова.
- Александр Александрович, вы давно связаны с лыжами «Фишер»?

Да, давно, с 1977 года, т.е. уже более 30 лет.

Тогда, наверное, ваш опыт пригодится тем спортсменам-любителям, которые катаются много, в различных погодных условиях и при этом подбирают себе лыжи сами. Интересует вопрос предпочтительного использования лыж «Фишер» температурных диапазонов COLD и WARM в московском регионе?

Здесь ситуация следующая. Теплые и холодные лыжи имеют, естественно, разные базы. Теплая база – 28-ая. Есть 5-ая база, но она, в основном, на воду, и у спортсменов этих лыж обычно по одной паре. В чем разница пластика? В теплых лыжах больше процент графита. Это сделано для того, чтобы не было так называемого подсоса влаги, так как больший процент графита создает большую пористость скользящей поверхности, что препятствует подсосу влаги. В московском регионе спортсменами преимущественно используются лыжи с теплой базой из-за высокой влажности и того, что трассы практически всегда мягкие, а у теплых лыж ещё и более мягкие носки с пятками. Это позволяет лыже лучше скользить по мягкой трассе. В холодных лыжах процент графита меньше, скользящая поверхность у них более гладкая и имеет слегка сероватый оттенок. Конструкция холодных лыж более жесткая, рассчитана на морозные, а, следовательно, на более жесткие трассы, и сделано это для того, чтобы лыжа под собой этот снег не собирала. В московском регионе трассы готовятся преимущественно легкой техникой – буранами, поэтому у нас стоит выбирать теплые лыжи.

Так как же все-таки с помощью лыж «Фишер» решать проблемы разных погодных условий в течение зимы, а ведь вы упомянули ещё и про лыжи «на воду» с 5-ой базой. Что можете здесь посоветовать?

Здесь ситуация следующая: если мы берем «теплые» лыжи - с 28 базой (не каждый спортсмен-любитель может позволить себе одновременно иметь лыжи и «теплые», и «холодные», и «супертеплые»), то с помощью накаток и создания соответствующей структуры можно решить проблему на разные температурные условия. Очень желательно, конечно, чтобы накатки были давящими, а не режущими. Результат работы накатки пропадает через две три обработки (нанесение-снятие парафина), и опять остается заводской штайншлифт. На «холодных» лыжах Фишер лежит холодный шлифт, на «теплых» - универсальный. Лыжи Фишер считаются универсальными – можно без проблем одной-двумя парами закрыть весь сезон при использовании накаток. Лыжи других фирм, например, «Мадшус», тоже очень неплохие, но у них более узкотемпературный штайншлифт. Спортсмены сборных могут себе позволить иметь большое количество разнообразных пар лыж, для любителей с их ограниченными финансовыми возможностями это сложно.

Три года назад, когда в Москве случились сильные морозы, при которых пластиковые лыжи практически не скользят, я обратил внимание на то, что те, кто был на классике Фишер при температуре ниже минус 30 градусов все равно очень неплохо ехали. Есть ли у фирмы «Фишер» и у вас, как у практика, какие-либо рекомендации как готовить лыжи на такой мороз?

Здесь все зависит от структуры лыжи – «холодная» лыжа должна быть практически гладкой. В сильный мороз снег сухой, и если мы нанесем на лыжу небольшую структуру, то снежный порошок будет заполнять эту структуру, и получиться так называемый подсос из-за забития структуры снежным порошком. Если взять гладкую лыжу и при этом еще покрыть её холодным, «стеклянным» парафином, например, ранее выпускавшимися зелеными SWIX или STAR, а затем грамотно лыжу обработать, то парафин закроет всю структуру и никакого подсоса из-за снежного порошка не будет. В этом случае можно даже использовать и «теплые» лыжи, но они должны быть без структуры. Если не закрыть структуру, то снежный порошок забивает структуру и лыжа начинает тормозить, как будто едет по песку.

Из разговоров со спортсменами создается впечатление, что для конькового хода лыжи фирмы «Фишер» надо выбирать немного длиннее, чем это предлагается стандартными рекомендациями. Это особенности их конструкции?

Нет, никаких особенностей конструкции в плане выбора длины у лыж «Фишер» нет. Новые размеры лыж как бы несут на себе несколько меньший размер, т.е. к ростовке 177 см нужно прибавлять еще 3 сантиметра. Раньше были ростовки 180, 185, 190см. Сейчас самая большая длина коньковых лыж «Фишер» 192см. Выбор длины лыж должен определяться ростом спортсмена и его квалификацией. Если спортсмен хорошо координирован, то он выбирает лыжи длиннее. Сейчас коньковый ход разделился на спринтерский и дистанционный. Спринтеры выбирают более короткие лыжи. Это необходимо для того, чтобы «не запутаться» на дистанции при очень большой частоте шагов, на которую положительное влияние оказывает короткий инвентарь. Если человек бегает дистанционные гонки, у него хорошая координация, мощный толчок, то он выбирает лыжи более длинные. Если координация недостаточная, а это можно отнести, например, к ветеранам, то в этом случае лыжи надо выбирать более короткие. При выборе длины лыж на коньковый ход значение оказывают и параметры трассы. Сейчас трассы готовятся хорошо, но там где этого нет, где лыжня узкая, там и лыжи должны быть более короткими. Поэтому, повторю, все идет от того, как спортсмен подготовлен, как подготовлена трасса и какие это соревнования.

- Расскажите, пожалуйста, о новой модели лыж «Софт трек»?

Под маркой «Софт трек» «Фишер» начал выпуск классических лыж на теплую погоду при большом количестве снега на лыжне. У нас в стране подобные лыжи часто называют «бракованными» - когда появились первые такие лыжи, у них носки и пятки расходились при сдавливании. Это 902 модель, которая, как и 812 модель различается на «теплую» и «холодную». Лыжи модели 902 как правило жестче, чем обычные. Когда на лыжне много снега, то в момент отталкивания носок лыжи поднимается, и лыжа этот снег не собирает. Лыжа обычной конструкции в таких условиях снег перед собой немного собирает и за счет этого притормаживается. В сезоне 09/10 такая же модель «Софт трек» появится среди коньковых лыж.

С прошлого сезона «Фишер» устанавливает на своих лыжах верхнего уровня платформу NNN. Многие любители продолжают использовать обувь с подошвой SNS и устанавливают соответствующие крепления поверх платформы NNN. Как, по-вашему, нужно учитывать в этом случае увеличение общей жесткости лыжи?

Когда на лыжу наклеивается платформа NNN, то жесткость лыжи увеличивается минимально. Когда мы устанавливаем на шурупах платформу SNS, то итоговая жесткость лыжи при этом увеличивается, и мне в моей практике это неоднократно приходилось учитывать, но, подчеркну, эта разница касается именно наклеенной платформы NNN.

- Спасибо за ответы!

В течение многодневного зимнего похода туристам постоянно приходится совершать многочасовые лыжные переходы по ровной и пересеченной местности, скатываться и подниматься по склонам различной крутизны, идти по целине, тропя в толще снега, доходящей до одного метра. Бывалые туристы и лыжники прекрасно знают, что на туристических лыжах не катаются и даже не бегают, а ходят. Да-да, именно ходят! Поэтому не стоит удивляться тому, что скорость, которую они способны развивать, является отнюдь не главным их качеством. А что же главное?

Гораздо важнее надежность, маневренность, отсутствие отдачи и подлипа (налипания снега на «подошву» лыж), а также правильный подбор лыж для конкретного человека.

Как подобрать туристические лыжи для походов?

Туристские лыжи – это персональный спортивный инвентарь, подбираются они индивидуально, и от того, насколько правильно это сделано, зависит комфортность всего похода, как для их владельца, так и для всей группы. Принято считать, что лыжи должны быть длинной в рост человека с поднятой вверх рукой, а палки доходить до подмышек.

Но у меня другое мнение. Я выбираю лыжи по формуле — рост плюс 10 — 15 см. И тогда ими становится удобней управлять на спусках и подъемах, а также в зарослях. Палки должны быть по плечо, т.к. они частично уходят под снег, ведь, в отличие от лыжной прогулки, поход чаще всего проходит вне проторенных трасс. Эти правила подбора распространяются на все модели и типы лыж, как пластиковых, так и деревянных.

Полезные статьи :

Традиционные, деревянные лыжи

Лыжи «Бескид» . В советские времена «Бескид» — туристические лыжи, купить в магазине было практически невозможно. Я приобрел их с рук, уже в «похоженном» состоянии, и в первом же путешествии оценил. Хорошо просмоленные и натертые мазью-серебрянкой, они катят не хуже беговых и по лесу, и по горам.

Их достоинствами является надежность и отличная управляемость на лыжне и на спуске за счет стального канта. Прошел в них все Хибины, могу сказать, что лучше лыж для туризма пока не знаю. Радует и их «средняя» ширина 75 мм — они не такие широкие как «Лесные» и не такие узкие как беговые. Из недостатков, наверное, можно отметить только то, что при оттепели может быть подлип, как и у всех деревянных.

update от 03.12.2013 Все-таки «Маяк» запустил производство лыж «Бескид». Правда, продаются они только самим производителем под заказ и по предоплате. Заявку можно оставить в группе лыжной фабрики «ВКонтакте». Стоимость 4500 руб. + стоимость доставки транспортной компанией (например, доставка до СПБ стоит 500 руб.)

Характеристики
Материал: дерево
Ширина: 75 мм
Цена: ок. 4500 руб.
Рекомендации: лучшие лыжи для туризма

Лыжи «Лесные» . Я очень много ходил на этих лыжах и по лесу, для которого они предназначены, и по горам, и по голым бескрайним тундрам. Если нитка маршрута проходит по лесу, то «Лесные» в этом случае являются одним из самых лучших вариантов, особенно если много тропежки. А вот на пересеченной местности на них тяжелее. При спуске они почти неуправляемы, поэтому есть шанс скатиться не только передом, но и боком или задом. Сложен и подъем «елочкой» — из-за ширины «Лесные» трудно поставить на ребро. Из-за нее же появляются проблемы при движении по лыжне – в нее просто не помещаешься.

Ходил я в «Лесных» и по Панским тундрам на Кольском. На третий день их скользящая поверхность превратилась в горбыль – древесина, из которой они сделаны, слишком мягкая. И еще один недостаток – «Лесные» часто лопаются со стороны пятки — вдоль, по склеенным слоям. Но, тем не менее, «Лесные» свое отслужили достойно. В ситуации дефицита «Бескида» других вариантов, кроме того, как выбрать лыжи туристические «Лесные», не было. Раньше их производили в Новгороде, сегодня их изготавливают в Кирове, на заводе «Маяк», а также на Вологдской лыжной фабрике. На «Лесных» двух последних изготовителей мне ходить не приходилось. В настоящее время, знакомыми мне туристами эта модель практически не используется.

Характеристики
Материал: дерево
Ширина: 110 мм
Цена: 1500 — 1900 руб.
Рекомендации: походы по лесу, рыбалка, охота

Лыжи туристские «Турист — Маяк» . Лыжи «Турист — Маяк», по сути, тот же «Бескид»-новодел, но без кантов. Мною они уже испытаны. Могу сказать, что лыжи хороши для своей цены – 1500 руб. Достаточно крепкие. Правильная ширина 75 мм, имеются трех видов 180 см, 190 см и 200 см. Первые два «роста» по факту 176 и 186, последний, в магазинах мною не встречался, а вот в прайс-листе «Маяка» он есть. Также как есть там и дерево-пластиковая разновидность «Туриста», которая на 100 руб. дороже, чем деревянная, на которой хожу я.

Лыжи подойдут тому, кто собирается купить их на один – полтора сезона. Затем, края лыж закруглятся. Если, конечно, они до того времени вообще доживут. В общем, нормальный бюджетный вариант.

Характеристики
Материал: дерево, дерево-пластик
Ширина: 75 мм
Цена: 1500 – 1700 руб.
Рекомендации: для тех, кто хочет попробовать себя в лыжном туризме

Солдатские или, как их еще называют, армейские лыжи – еще одно чудо оборонки. Это обычные туристические лыжи из мягкой древесины, т.е. их края быстро стачиваются. Пришлось немного на них походить. Удивило то, что я не встречал их меньше 220 см. Наверное, армия, заказывая эти лыжи, считает, что наши солдаты просто гренадеры. В общем, из-за такой длины идти по лесу в них очень трудно, а при подъеме елочкой наступаешь сам себе на запятки.

Характеристики
Материал: дерево
Ширина: 75 мм
Цена: выдаются бесплатно защитникам отечества
Рекомендации: использовать только при полном отсутствии альтернатив

Как правило, на «деревяшках» ходят «матерые туристы» — приверженцы «старой школы», отмечая основные их преимущества – практически полное отсутствие отдачи и отсутствие необходимости использовать дорогостоящие и капризные мази. Молодежь и новаторы ратуют за отход от закостеневшей традиции, считая, что будущее лыжного туризма за пластиком. Тем не менее, мой личный опыт, говорит об обратном.

Полезные статьи :

  • Лыжи «Бескид»
  • Лыжи «Лесные»
  • Лыжи «Турист»
  • Ски-тур
  • Камус для лыж

В поход на пластиковых туристических лыжах

Беговые лыжи . Лыжи беговые иногда используют как туристические. И они вполне подойдут, если это несложный поход — выходного дня или длительностью пару дней, проходит по лесистой местности с накатанными лыжнями. Только надо учесть, что если лыжи пластиковые, то нужна мазь на соответствующую температуру (особенно мазь от отдачи), которую еще нужно уметь подбирать, а также оперативно менять при изменении погоды. В противном случае лыжная прогулка запомнится «не по-доброму» и очень надолго.

Характеристики
Материал: пластик
Ширина: 60-65 мм
Цена: от 1500 руб.
Рекомендации: можно ходить в короткие и легкие походы

Горные лыжи . В те времена, когда качественные туристические лыжи купить было невозможно, для походов приспособили горные. Опыт использования горных лыж у меня невелик. Пару раз я ходил на них в Хибины. Лыжи назывались «Polsport». Хорошо управляются, но, как и у всех пластиковых, есть опасность «не попасть в мазь». В общем и целом – неплохо, если таскать с собой набор мази от отдачи и циклю – снимать старую мазь.

Мое использование горных лыж в походах закончилось на том, что, переходя яму, промытую ручьем, я встал всем весом на лыжу и сломал ее в колодке. Но проблемы на этом не закончилась. Решив использовать ее переднюю часть, я начал переставлять крепление. Но не тут то было. Похоже, лыжа была сверху усилена металлической пластиной. Шурупы не пошли.

Характеристики
Материал: пластик и металлический кант
Ширина: 70-75 мм
Цена: от 8000 руб.
Рекомендации: подходят только горные лыжи классика (почти не приталенные), необходимы мази на все погодные условия или камус.

Туристские пластиковые лыжи с чешуей . Это еще один вариант пластиковых туристических лыж. Выпускаются под несколькими торговыми марками, например, под ТМ «Снаряжение». Хочется отметить, что чешуя работает только на лыжне или насте, на рыхлом снегу от нее нет толка, а вот проблема с мазями также актуальна. Бывают нескольких стандартных «ростовок» — 170, 180, 190, 200 мм.

Характеристики
Материал: пластиковая скользящая поверхность и пластиковое декоративное покрытие
Ширина: 70, 100 мм
Цена: 3800-4500 руб.
Рекомендации: необходимы мази и камус

Манерные лыжи типа ски-тур с камусом . Я только однажды использовал лыжи и ботинки ски-тур, возможно, с первого раза я их не распробовал, но мне было некомфортно. Очень жестко стоит нога, как в горнолыжном ботинке. Нужно, видимо, выработать особый шаг. Но есть и явные преимущества: камус держит даже на крутом подъеме, про «елочку» и «лесенку» можно забыть. Спуск почти как на горных лыжах. Ну и еще один весомый недостаток – высокая цена комплекта.

Дмитрий Рюмкин специально для

Советы и инструкции

Введение

Ниже размещён текст, представляющий собой обобщение любительского опыта. Не более того. Рассматривайте это как приглашение к дискуссии.

Часть 1

Сохнет ли пластик?

Смачиваемость пластика парафином - явление в тончайшем пограничном слое. Наличие загрязнений, окисление может помешать контакту пластика и парафина. Плёнка парафина не будет сплошной, а, значит, не будет прочной. Часто рекомендуют новые лыжи сразу циклевать. Это излишне суровый метод. Новые лыжи могут быть ворсистыми, могут быть затёрты жирными руками, и не будут брать парафин. Однако, магазинная структура скорее хороша, чем плоха, и её желательно сохранить. Есть щадящий метод обновления скользящей поверхности (СП) - использование тонкой стальной щётки. Затем лыжи промыть сервисным парафином и провести базовую подготовку.

Ворс

СП новой лыжи ровная, красивая, видна структура, но… совсем не катит. Возможно, не попали в погоду. Но наиболее вероятная причина - ворс. Дешёвый (и дорогой!) пластик лыж при нанесении структуры может покрываться тонкими вытянутыми частичками пластика. Края бороздок новой структуры неровные, рваные. Увы, невозможно почувствовать характер лыжи, если на СП ворс. Для того чтобы лыжи поехали в свою погоду, ворс надо вычищать.

Варианты действий:

  1. Попеременная обработка лыж мягким и твёрдым парафинами, чистка роторными щётками. Лучшая для чистки ворса щётка - steel very fine racing (очень тонкая стальная, очень дорогая).
  2. Кататься, накладывать парафины и кататься. Лыжи могут поехать нескоро, бывает, через 500 км.
  3. Новые лыжи проциклить. Можно легонько снять ворс бритвенным скребком, а можно снести магазинную структуру напрочь.
  4. Может помочь полировка синтетической салфеткой для мытья посуды без абразивной крошки - аналогом фирменного фибертекса. Срабатывает комбинация методов.

Профиль лыж

Для Atomic пишут, что у них профиль Worldcup Speed, для Fisher - Worldcup Skate и так у каждого производителя свои словечки. Так что это такое? Современные лыжи могут иметь разную ширину в носке и пятке, в колодке. Распределение ширины лыжи по её длине называют профилем. Это пришло из горных лыж. Зауженные в колодке лыжи имеют «приталенный» профиль. Такими лыжами удобнее толкаться на жёсткой, леденистой трассе. Сейчас изменился сам коньковый ход, всех стала волновать курсовая устойчивость при прокате на одной ноге. Появился «стреловидный» профиль. Но часто пишут одно, а если померить лыжу линейкой, увидишь другое. Во всяком случае, профиль не повод предпочитать определённую марку лыж. Ведь работает не профиль сам по себе, а связка торсионная жёсткость - профиль. Если носок лыжи сделан мягким, то нет смысла его нагружать при отталкивании, его надо заузить. В месте, где начинается силовая пластина лыжи, определяющая её устойчивость к скручиванию и жёсткость, разумно расширить лыжу. Получаем «кобру» Rossignol и Worldcup Speed Atomic. Да и Fisher делает также. Далее, в зависимости от внутренней структуры, от относительной жёсткости центральной части лыжи её выгодно заузить или оставить ровной... Т.е., любой профиль топовых лыж хорош. Он соответствует эпюре, эпюра соответствует погоде/лыжне. Madshus производит лыжи с тремя разными эпюрами на разные трассы и соответствующими им профилями.

Как измерить неизмеримое?

Очень интересно выяснить, как разные лыжи взаимодействуют со снегом. Непосредственно подсмотреть процесс не получается, строят модели. Измеряют лыжи в лабораторных условиях. Проблема в том, что трудно всё смоделировать. Например, лыжник катит на одной лыже, прикладывая свой вес близко к пятке ботинка, а толкается где-то вблизи носка ботинка. Т. е., в процессе каждого шага перекатывается с пятки на носок. В лаборатории заменили снег твёрдым основанием, точку приложения веса лыжника зафиксировали. Когда говорят об эпюре лыжи, надо понимать, что это всего лишь модель. И измерять лыжи для мягкого снега на твёрдом основании неправильно. Но проще.


Что такое «тёплые» лыжи и «холодные»?

Эпюра лыжи - это то, как лыжа распределяет вес модели лыжника на модель снега (твёрдое основание). Самая наглядная характеристика лыжи, определяющая скольжение в разных условиях. Есть В-образная эпюра, характерная для морозных лыж, есть С-образная для тёплой погоды. Мысленно положите буковки В и С набок и поймёте, о чём идёт речь. Разница в остроте пиков давления и в длине колодки. В-образная эпюра имеет длинные, размазанные пики давления под передней и задней частями лыжи, равномерно распределяет вес лыжника. Это хорошо для мороза и мягкой лыжни. С-образная имеет острые пики давления, что уменьшает явление «подсоса» в мокрых условиях, удобно на жёсткой лыжне.

Распространены лыжи с комбинированной эпюрой ВС. Передний горб давления острый (C), а задний - гладкий (B). Есть и А - эпюра. Очень длинная колодка, лыжа как рессора, носок и пятка очень жёсткие. Для того чтобы сделать лыжи с разными эпюрами, меняют конструкцию лыжи. Madshus делает лыжи трёх конструкций (три разные эпюры): SC, R, HP. На мягкий, обычный и твёрдый снег соответственно.

Fisher выпускает лыжи 610-й и 115-й конструкций на мягкую и плотную трассы, Atomic просто пишет warm или cold (тёплая или холодная) эпюра. Не путать с пластиком и структурой! Буквы на стикере w или c - тип эпюры, обусловленный конструкцией лыжи (тепло, холод), y или d - тип пластика (тёплый, холодный). У неспортцеховых лыж на тёплую конструкцию накладывают тёплый пластик. В спортцехе встречаются холодные по конструкции, но с тёплым пластиком и наоборот. Т.е. лыжа с любой эпюрой может иметь тёплый или холодный пластик (зависит содержание графита) и огромное разнообразие структур на скользящей поверхности. Не приходится удивляться, что профессионалы таскают за собой баулы с 20-ю парами лыж. Любителям тоже сложно. Ведь никакой смазкой невозможно изменить конструкцию лыжи, а хочется быстро ехать и в мороз и по весне... Разговоры об «универсальности» Fisher и «узкодиапазонности» Madshus - это фокусы маркетинга. Более того, чем лучше производитель осваивает технологию, тем «острее» он «затачивает» свои лыжи под конкретные условия применения. Лыж приходится иметь много. Разных марок. Специализация лыж по типу эпюры - правильный и неизбежный процесс.

Что такое «подсос»?

Когда в тёплую погоду пытаешься кататься на «холодных» лыжах, заметно, как при разгоне лыжа начинает тормозить, прилипает. Хотя на самой малой скорости скольжение может быть даже идеальным. Это тормозит вязкость излишней воды, создаваемой трением. Борются с этим так же, как и в поплавках гидросамолётов (там используют редан) - снижением площади контакта. Для снижения площади контакта СП с водяной плёнкой применяют лыжи со специальной эпюрой, структуры, накатки. Назначение фтористых смазок такое же, но когда воды образуется очень много, смазка не справляется.

Структура

Структура - это объёмный рисунок, вырезанный или выдавленный на СП. В зависимости от свойств снега он призван отводить или удерживать под лыжей образующуюся от трения воду. В тёплых условиях воды образуется излишек, в морозных - недостаток. Структуры бывают линейные и прерывистые, например, типа «прерывистая ёлочка». Существуют несколько вариантов объяснения, почему они работают. (А они работают!) По одному из вариантов, структура - это дренаж, с помощью которого вода вытесняется в менее нагруженное место СП. Чем мокрее снег, тем глубже и длиннее должен быть дренаж для отвода воды из-под горбов давления. По другому варианту объяснения структура - это «дренаж наоборот». Снег под бороздой испытывает меньшее давление, чем под ровной поверхностью, не тает, вода, несущаяся вдоль лыжи, натыкается на снежный островок и отрывается от СП. Т.е., борозды не являются проводниками воды, а наоборот. Думаю, что оба варианта правильно объясняют работу разных типов структур (линейных и прерывистых), на разную погоду.

Чем холоднее и суше погода, тем мельче дренаж. Есть выдавливающие накатки для нанесения морозной структуры с валиками, формирующими почти поперечные вмятины на СП (ёлочку) совсем без продольных борозд. Верно и обратное. На воду часто применяют Super Riller от SWIX, который нарезает широкие линейные борозды на СП. Улучшению скольжения не мешает (помогает?) даже образующееся при этом малое количество ворса.

Обращаю внимание, что структура не отменяет необходимость специальной эпюры. Возможности структуры ограничены.

Много раз слышал, что лыжи cold поехали на тепло, а warm на мороз. Ничего удивительного в этом нет. Это ещё раз доказывает, что эпюра лыжи более значима для скольжения, чем тип пластика и структура. Лыжи warm конструкции у Atomic имеют острые, короткие зоны контакта со снегом, что помогает на жёсткой лыжне. Жёсткая лыжня - давно не было снегопадов, лыжню закатали. А ведь при морозе осадки наименее вероятны. Вот и катит лыжа warm по жёсткому морозному снегу. Лыжи cold более равномерно распределяют давление по снегу, что иногда позволяет не тонуть на разбитой трассе, на свежем снегу. При тепле осадки более вероятны, чем в мороз. Всё верно, при выборе лыж надо смотреть на плотность лыжни прежде, чем на температуру. У Fisher ориентироваться на надписи plus - cold вообще не следует. Надписи сообщают второстепенные параметры! Маркировка конструкции на носке лыжи необходима и именно она имеет наибольшее отношение к скольжению! В магазинных лыжах plus - cold это тип пластика и структуры и ничего не говорит о конструкции. Один Rossignol делит свои лыжи в зависимости от плотности лыжни на S1 и S2 типы на плотную и мягкую трассы. (тип пластика одинаковый!) У всех профессиональных лыж есть распределение по конструкции.

Что такое «катучие» лыжи?

Те, которые дальше всех уезжают с горки? Или те, на которых легче вкатывать в гору? Существует противоречие между скольжением лыж с горы и работой лыж в подъём, когда вес всего тела переносится на одну лыжу. В обоих случаях эпюра лыжи должна соответствовать лыжне/погоде, несмотря на очень разную нагрузку (а также плотность снега и скорость). На спуске вес распределяется на две лыжи, излишняя жёсткость вредна. В подъём каждая лыжа должна держать вес всего тела. Да плюс сила толчка ногой. Здесь возможен только компромисс, полностью удовлетворить оба требования невозможно, хотя попытки есть. Fisher делает лыжи с очень малой начальной жёсткостью. По мере сжатия жёсткость резко возрастает, упираемся в непрогибаемую колодку. Её не продавить ни ½, ни полным весом лыжника. А часто и вообще никаким! Лыжи ведут себя как доски, но их просто подбирать, поскольку они перекрывают большой диапазон весов. Лыжи едут почти под всеми. Но не лучшим образом. Ведь колодка должна касаться снега хотя бы при толчке ногой. Такие лыжи пытаются делать в спортцехе. На основе штрихкода каждой лыжи можно выяснить её жёсткость в килограммах! Это не значит, что они подойдут всем лыжникам с таким весом и на все условия. Есть ещё предпочтения в технике, существует специализация лыж по условиям применения. Любительская пропорция между жёсткостью лыжи и весом лыжника 0,9-1,0. Для профессионалов может быть и 1,1 (Для профи эта жёсткая пара далеко не единственная). В любом случае, коэффициент зависит не столько от уровня подготовки спортсмена, сколько от плотности трассы и её рельефа. Нет смысла выбирать жёсткие лыжи для любительской трассы. (Есть исключение - весенние гонки по крупнозернистому снегу.) А слишком мягкие лыжи не позволят легко вкатывать в подъёмы. Fisher является лучшей маркой для любителя, который может позволить себе лишь одну пару лыж и выбирает её без оборудования, на ощупь. Fisher PLUS 610-й конструкции с NIS является бестселлером последних сезонов. Очень многие предпочитают старый RCS новому RCS Carbonlite. Для Atomic Worldcup в качестве единственной пары рекомендуют cold конструкцию, как наиболее универсальную.

Сколько лыж надо иметь лыжнику - любителю, принимающему участие в соревнованиях?

Если ваши соревнования проходят в одном регионе, то необходимы лыжи со следующими качествами:

  1. «Асфальтовые» лыжи на малоснежье. Как правило, бывшие боевые, заслуженные.
  2. «Среднеморозные», -1° -10°, мягкая трасса. B-эпюра.
  3. «Тёплые» на жёсткий снег. Выбор между сверхжёсткими лыжами с BC-эпюрой и стандартными (вашей весовки) с C-эпюрой. В обоих случаях лыжи лучше приталенные. СП с мелкой структурой. С дополнительной накаткой пригодятся на воду и крупнозернистый снег, без неё - на очень плотную, закатанную лыжню-«бетон», мороз.
  4. «Морозные», холоднее -12°, на подготовленную лыжню средней плотности, без рыхлого снега и «бетона». Такие лыжи надо тщательно подбирать под вес лыжника. Ведь если у «тёплых» лыж изменение нагрузки приводит к изменению положения коротких горбов давления, и может не ухудшать скольжения вовсе, то у «морозных» может искажаться форма горбов, которая, собственно, и делает лыжи морозными. Всегда эпюру с плоскими, равномерными горбами получить сложнее, чем с острыми.

Пункт 2 наиболее востребован для любителей, и желательно его продублировать точно такой же парой для тестирования смазок. Итого: 5 пар, из них 3 боевых. Сэкономить на количестве не получится, а по деньгам - возможно. При покупке ТОП лыж из коллекций прошлых сезонов получаем экономию до 50% без потери полезных свойств. Эпюра старой модели может быть лучше, чем новой. Даже лишние граммы веса не омрачат удовольствия от хорошей работы и отличного скольжения лыж, соответствующих погоде. Можно взять за правило каждый год покупать по паре прошлогодних лыж на ту погоду, в которую вы плохо катили в прошлом сезоне. Бывает, что модель такого-то года является неудачной, фирма сменила технологию, но не до конца её освоила. Так было при переходе Fisher на CAP - конструкцию. Про прошлогодние лыжи уже всё известно: удачная или неудачная модель!

И конечно, успех не измеряется количеством медалей. Только отзывы любителей! Провал любимой фирмы - это хороший повод попробовать другие лыжи. Не надо бояться, что залежавшаяся пара является заведомо неудачной - если в магазине не применяются сложные измерительные устройства, то процент выигрыша в лотерее, где разыгрываются катучие лыжи, со временем не падает. Ведь без проверки на снегу понять характер лыжи сложно. В этом отношении появление системы NIS и фабричной заливки СП парафином играет против любителей. Можно нарваться на профессиональную отбраковку лыж, которые выглядят как абсолютно новые, а их уже оттестировали на лыжне, тем более, что спортивный сезон у кого-то может начаться раньше вашего.

Эпюра лыжи - это то, как лыжа распределяет вес модели лыжника на модель снега (твёрдое основание). Самая наглядная характеристика лыжи, определяющая скольжение в разных условиях. Есть В-образная эпюра, характерная для морозных лыж, есть С-образная для тёплой погоды. Мысленно положите буковки В и С набок и поймёте, о чём идёт речь. Разница в остроте пиков давления и в длине колодки. В-образная эпюра имеет длинные, размазанные пики давления под передней и задней частями лыжи, равномерно распределяет вес лыжника. Это хорошо для мороза и мягкой лыжни. С-образная имеет острые пики давления, что уменьшает явление «подсоса» в мокрых условиях, удобно на жёсткой лыжне.

Распространены лыжи с комбинированной эпюрой ВС. Передний горб давления острый (C), а задний - гладкий (B). Есть и А - эпюра. Очень длинная колодка, лыжа как рессора, носок и пятка очень жёсткие. Для того чтобы сделать лыжи с разными эпюрами, меняют конструкцию лыжи. Madshus делает лыжи трёх конструкций (три разные эпюры): SC, R, HP. На мягкий, обычный и твёрдый снег соответственно.

Fisher выпускает лыжи 610-й и 115-й конструкций на мягкую и плотную трассы, Atomic просто пишет warm или cold (тёплая или холодная) эпюра. Не путать с пластиком и структурой! Буквы на стикере w или c - тип эпюры, обусловленный конструкцией лыжи (тепло, холод), y или d - тип пластика (тёплый, холодный). У неспортцеховых лыж на тёплую конструкцию накладывают тёплый пластик. В спортцехе встречаются холодные по конструкции, но с тёплым пластиком и наоборот. Т.е. лыжа с любой эпюрой может иметь тёплый или холодный пластик (зависит содержание графита) и огромное разнообразие структур на скользящей поверхности. Не приходится удивляться, что профессионалы таскают за собой баулы с 20-ю парами лыж. Любителям тоже сложно. Ведь никакой смазкой невозможно изменить конструкцию лыжи, а хочется быстро ехать и в мороз и по весне... Разговоры об «универсальности» Fisher и «узкодиапазонности» Madshus - это фокусы маркетинга. Более того, чем лучше производитель осваивает технологию, тем «острее» он «затачивает» свои лыжи под конкретные условия применения. Лыж приходится иметь много. Разных марок. Специализация лыж по типу эпюры - правильный и неизбежный процесс.

Что такое «подсос»?

Когда в тёплую погоду пытаешься кататься на «холодных» лыжах, заметно, как при разгоне лыжа начинает тормозить, прилипает. Хотя на самой малой скорости скольжение может быть даже идеальным. Это тормозит вязкость излишней воды, создаваемой трением. Борются с этим так же, как и в поплавках гидросамолётов (там используют редан) - снижением площади контакта. Для снижения площади контакта СП с водяной плёнкой применяют лыжи со специальной эпюрой, структуры, накатки. Назначение фтористых смазок такое же, но когда воды образуется очень много, смазка не справляется.

Отличная новость! Если вы решили приобрести товар по запросу Лыжные нагрудники, то вы находитесь в нужном месте. AliExpress - это платформа для онлайн-шопинга, где для вас представлены тысячи товаров самых разных категорий. С AliExpress вы всегда можете быть уверены, что найдете нужные вам вещи, будь то дорогостоящие изделия или небольшие покупки. Наша база пополняется каждый день, поэтому мы предлагаем широкий выбор продукции самых разных категорий. Наши поставщики - как известные торговые марки, так и независимые продавцы - гарантируют быструю доставку и надежность, а также удобные и безопасные способы оплаты.

Удобный поиск помогает находить не только нужные товары, но и похожие продукты и возможные комплектующие. Вместе с этим вы получаете самые лучшие цены в сети, выгодную доставку и возможность забрать товар в ближайшей удобной для вас точке.

Иногда выбрать товар среди всех возможных предложений оказывается непросто. Мы позаботились о вашем удобстве и создали удобную систему сравнения. С AliExpress вы легко можете сопоставить цены и воспользоваться наиболее выгодным предложением. Мы также будем рады сообщить вам о начале специальных акций, а также о купонах на скидку. Если у вас возникнут сомнения, вы всегда можете ознакомиться с отзывами покупателей и сравнить рейтинг магазинов. Мы высоко ценим мнение клиентов, поэтому под каждым товаром вы найдете комментарии тех, кто уже сделал покупку. Одним словом, вам больше не нужно слепо доверять - вы можете просто положиться на опыт других покупателей.

Для новичков в AliExpress мы раскроем секрет, как получить самые выгодные предложения на нашем сайте. Перед тем как нажать кнопку "Купить сейчас", проверьте наличие купонов на скидку. Это могут быть купоны AliExpress или же купоны магазинов-сотрудников. Также вы можете получить купоны, выигрывая в нашей игре в приложении AliExpress app. Вместе с бесплатной доставкой, которую предлагают большинство продавцов на нашем сайте, вы сможете приобрести Лыжные нагрудники по самой выгодной цене.

AliExpress - это передовые технологии, новейшие тенденции и самые обсуждаемые бренды, а также отличное качество, цена и сервис. Онлайн-покупки стало делать еще проще и надежней. Экономьте время и деньги без ущерба качеству.