Циклёвка беговых лыж. Готовим беговые, горные лыжи и сноуборды к зиме

Как подготовить лыжи?(Часть 2) Циклевка лыж

А. Грушин

1. Циклевка лыж

В процессе тренировок и соревнований скользящий пластик ваших лыж испытывает механические и температурные воздействия и, естественно, стареет. Существует два способа обновления (циклевки) скользящей поверхности лыж:

а) заводской (штайншлифт)

СОВЕТ: в сезоне лыжи минимум два раза должны проходить заводскую или ручную обработку: в начале зимы и примерно за две недели до главного старта (речь идет о циклевке лыж жесткой циклей или штайншлифте). Почему за две недели до главного старта, а не за два-три дня? Потому что опыт показывает - лыжи проявляют лучшие качества скольжения после неоднократной пропитки парафином и соответствующей их обкатки (а для этого требуется время).

Какой должна быть цикля?

Основной критерий - цикля должна быть удобной лично для вас, должна удобно ложиться именно в ваши руки. Кто-то делает массивные цикли, такие, что их удобно держать двумя руками, кто-то - совсем небольшие. Цикля двигается по ходу движения лыжи от носка к пятке и должна идти мягко, не встречая никаких препятствий. После первых одного-двух проходов вы сразу же увидите, где на ваших лыжах царапины, ямки, бугры и т.д., поскольку с ровной поверхности старый (белесый) пластик снимется, обнажив свежий черный пластик. Неровная же поверхность покажет и бугры (на них старый пластик сциклится), и впадины (там он останется белесым).

Двигаться вдоль лыжи можно по-разному: вы можете идти вдоль лыжи и двигать циклю перед собой, можете - пятиться вдоль лыжи, и тогда цикля будет двигаться как бы вслед за вами. Главное, чтобы цикля двигалась вдоль лыжи ровно, не прыгала и не соскакивала в сторону.

Как заделать на лыже крупные царапины и иные серьезные повреждения? Для этого существует специальный ремонтный пластик, который так же, как и лыжи, подразделяется по своему назначению на плюсовой и морозный. Может быть различной структуры и расцветок. Как им пользоваться? Поврежденное место очищаем от грязи, слегка циклюем металлической циклей и обезжириваем. Затем при помощи паяльной лампы или газовой горелки пластик наплавляем на поврежденное место. Наплавление следует делать только небольшими слоями, помня, что последующий слой можно наносить только после застывания предыдущего. После застывания излишки пластика удаляются со скользящей поверхности с помощью металлической цикли. Затем скользящая поверхность шлифуется и грунтуется парафином.

Какой слой пластина снимать при циклевке?

При ручной обработке лыж необходимо циклить скользящую поверхность металлической циклей до тех пор, пока по возможности не будут убраны все ее дефекты (неровности, раковины, следы от царапин и т.п.). Циклевка поверхности должна производиться острой незакругленной металлической циклей многократными легкими движениями с небольшим нажимом. Тупая металлическая цикля или слишком большой нажим приводят к “пережогу” пластика скользящей поверхности (это можно определить по характерному для этого рисунку).

Вообще, строго говоря, никакого в буквальном смысле пережога в этом случае не происходит. А происходит вот что. Сегодня большинство ведущих фирм мира - “FISCHER”, “ATOMIC”, “ROSSIGNOL” и другие использует для скользящей поверхности лыж графитсодержащий тефлон. Что собой представляет, если взглянуть на него при сильном увеличении? Грубо говоря - это многочисленные частицы графита, которые вкраплены в пластик. Вот эти-то частицы и обеспечивают современным лыжам хорошее скольжение. Однако эти частицы графита значительно тверже самого пластика. Если вы используете острую циклю и циклите лыжу, применяя небольшой на нее нажим, вы как бы срезаете эти микрочастицы со скользящей поверхности лыжи ровным слоем. Если же вы используете тупую циклю или слишком сильно нажимаете на лыжу при циклевке, вы просто-напросто выковыриваете эти частицы из пластика, и на лыже возникает тот самый рисунок, который в обиходе мы называем “пережогом”.

СОВЕТ: позаботьтесь о том, чтобы ваши цикли всегда были острыми.

Второй очень важный момент при циклевке - угол наклона цикли по отношению к лыже. Ни в коем случае цикля при циклевке не должна располагаться по отношению к лыже под прямым углом. Отклонение от прямого угла должно составлять 20 - 40 градусов, причем чем более неровная поверхность лыжи, тем большим должен быть этот угол. В противном случае, если вы будете циклить лыжу, располагая циклю под прямым углом, вы лишь усугубите все неровности, нагнав “волну”. При этом помните, что при каждом новом проходе вперед должен идти то левый, то правый край цикли (иначе, если вы не станете этого делать, вы можете нагнать косую волну). И только самый последний проход делаем под прямым углом.

СОВЕТ: если вы впервые беретесь за циклевку лыж, то почти наверняка “наломаете дров”. Поэтому ни в коем случае не начинайте с циклевки своих беговых лыж - лучше начать со стареньких тренировочных. Но и в этом случае вам предстоит долгий путь ошибок и открытий Америк. Самый лучший вариант - найти человека, который занимается этим давно и более или менее профессионально. Достаточно один раз понаблюдать за его работой, и многих ошибок первого этапа вам удастся избежать.

Опыт показывает, что и после штайншлифта некоторые пары лыж имеют не очень ровную, словно бы бугристую поверхность. Здесь вас может подстерегать следующая опасность: пытаясь приплавить порошок к таким лыжам, вы вдруг обращаете внимание, что в каких-то местах порошок хорошо схватывается с лыжей, а в каких-то - не очень. Пытаясь все-таки приплавить порошок в тех местах, где не удалось это сделать с первого раза, вы добиваетесь лишь того эффекта, что утюг на буграх прилипает к лыже, и пластик в этих местах пережигается. По моим наблюдениям, пережженный пластик сциклить потом бывает значительно труднее, чем обычный.

Если на ваших лыжах появились подожженные бугры и циклей снять их трудно, дело поправить можно следующим образом: возьмите достаточно длинный брусок (приблизительно 15 - 20 сантиметров), оберните его наждачной бумагой и хорошенько потрудитесь над скользящей поверхностью (это касается, кстати, не только пережженных лыж, но и вообще любых лыж, имеющих настолько большие неровности, что циклей их уже не исправить). И уж после обработки бруском с наждачной бумагой, добившись появления ровной поверхности, лыжи следует аккуратно проциклить.

НАБЛЮДЕНИЕ: хорошая работа бруском с наждачной бумагой и последующая аккуратная циклевка способны вернуть жизнь иногда даже совершенно “убитым” лыжам.

После каждой циклевки желательно обработать канты. Одним-двумя движениями под углом 45% снимаем фаску мелкой наждачной бумагой, убирая излишнюю остроту канта, заусенцы и пр. Не переусердствуйте - речь идет именно о двух-трех движениях. Но фаску нужно убирать обязательно и всегда. Даже если глазом вы не видите заусенцев, поверьте, они есть, и их лучше убрать, поскольку они (особенно при коньковом ходе) будут тормозить движение.

По прогнозу погоды наконец то пообещали снег скоро… Надо привести свои лыжи в порядок. Вытащил из кладовки, взял кое-какой инструментец, вышел в межквартирный коридор. Там сосед как раз..

— Кататься? Так снегу нет. Я только что с улицы. (ржет).

— Нет, просто лыжи поточу и отциклюю.

— Чево-чево? Так у тебя же пластиковые, с ними же и делать ничего не надо, вечные.

— Эх ты, чайник. Да с ними возни больше, чем с машиной. Если конечно хочешь от катания удовольствие получать, а не мучаться…

Вот так. Многие действительно думают, что с пластиковыми лыжами ничего делать не надо. Надо! Еще как надо! Даже если вы катаетесь просто так, без всяких соревнований.

Беговые лыжи.

Катаясь по снежному насту, по лесным дорожкам и разбитым лыжням, вы наверняка «ловите» скользящей поверхностью лыж всякие мелкие камешки, веточки, льдинки. И со временем скользящая поверхность лыж становится матовой и сильно царапанной. (см. фото 1) Иногда с очень глубокими бороздами. Все это заметно снижает скольжение лыж. В бороздки набивается лед, на который налипает снег и лыжи откровенно «не едут». Поэтому перед началом сезона (и несколько раз в его течении) весьма полезно отциклевать скользящую поверхность.

Перед циклеванием рекомендуется тщательно и обильно натереть скользящую поверхность обычной стеариновой или парафиновой свечкой. (фото 2) Стеарин забьется в различные большие и микро-щели и заполнит выбоины. У него хорошая адгезия к полиэтилену, которым покрыты пластиковые лыжи. В последствии, при катании на морозце, стеарин станет более твердым и не выпадет из этих микро-щелей.

Кроме того, стеарин не смачивается водой, и к нему не пристает ни лед, ни снег.

После того, как лыжи натерты свечкой, необходимо взять какой либо предмет с острым и абсолютно ровным краем, желательно заводского изготовления. Например, металлическую линейку. Хотя я сам использую сменные лезвия от канцелярских ножей. (фото 3) Они продаются в любом магазине инструмента и стоят очень недорого.

При помощи такого лезвия (будьте осторожны, оно острое как бритва), совершая движения только от носка к центру, мы «бреем» лыжи. При этом снимается лишний стеарин (парафин), и поверхность лыж приобретает совершенно гладкий вид.

Попробуйте это проделать со своими лыжами и вы будете просто ошеломлены, насколько лыжи стали лучше катиться.

За лыжный сезон надо проделывать эту операцию 2-3 раза как минимум.

Горные лыжи и сноуборды.

С горными лыжами все несколько сложнее. Они и шире значительно, и по краям имеют металлические канты. Их назначение — удерживать лыжи от чрезмерного бокового скольжения, сохранять управляемость лыж.

Вообще говоря, качественная, профессиональная заточка канта требует и специального оборудования и устройств. А в домашних условиях можно лишь поддерживать канты в более-менее рабочем состоянии. В специализированных магазинах продаются эти специальные напильники и правила. Некоторые используют т.н. «канторез» — специальное приспособление для заточки каната на горных лыжах или сноуборде.

Возможно, вам пригодятся эти полезные советы и диалоги, нарытые мной на специализированных сайтах.

— После нескольких месяцев юзания своего первого собственного стаффа озадачился этим вопросом.

Если отбросить непонятные варианты с использованием напильников, остается волшебная штучка с названием \»канторез\»… Я прав? Я исхожу из того, что канты по-хорошему надо затачивать часто. Постоянно носить свой стафф куда-то для этих целей у меня нет времени. Есть интерес освоить вариант \»сделай сам\».

— Как затупилось — надо точить. А в мастеру надо нести хотя бы потому, что бы посмотреть, как это делается. Я бы не рискнул на своей доске экспериментировать

Вот «скользяк» парафинить самому — это хорошо! Это надо регулярно делать. (Скользяк — это скользящая поверхность).

— Часто точить не получится. Каждый комплект современных лыж или сноуборда можно заточить 3, максимум 4 раза. После этого канты кончаются. Экономят металл нынче производители, канты тонкие. Не то, что раньше.

— Канты точить надо по мере их затупления. Для меня это — пару раз в сезон, максимум 3. Если точить старым советским канторезом, который стружку снимает, то получится именно так, 3-4 раза. А сейчас канторезы комплектуются напильниками или брусочками и канты стачиваются не сильно. По идее, если есть зазубрины — надо аккуратно брусочком стачивать их каждый раз после катания. Только главное кант не завалить.

— Надо еще учитывать, что на современном девайсе канты могут иметь различный угол заточки в зависимости от места (носок, талия, пятка). Поэтому драть их вручную не зная правильных углов — рискованная затея. Поведение девайса может измениться. Надо обязательно проконсультироваться со спецом и/или с соответствующей литературой. По-хорошему заточка с переменным углом делается в специализированных центрах на соответствующем оборудовании.

Теперь несколько советов по заточке кантов.

Для оптимальной отдачи необходимо затачивать канты после каждого катания. День катания способен затупить сталь самых заточенных кантов. Если вы сами хотите заняться этим, я вам советую обзавестись специальной подставкой, которая будет поддерживать вашу доску и чудо-инструментом – набором напильников. В противном случае вы всегда можете доверить ваш сноуборд спортивному магазину.

Итак, вы решили “помучить” вашу красивую игрушку самостоятельно. Сначала вы зачищаете кант средним напильником, затем переходите к более тонкому. Заточка кантов всегда выполняется напильником в направлении от носка к пятке. Начинают всегда с той части канта, которая находится на подошве. Напильник вы держите максимально плоско. Затем затачивается другая сторона канта, которая станет лезвием для вашего сноуборда. Можно поставить напильник под углом. Чем меньше угол, тем более атакующим будет кант, тем более вы будете врезаться в лед, но тем проще будет допустить ошибку в закантовке. Угол в 88 мне кажется достойным компромиссом.

Как только обе стороны канта вам покажутся достаточно наточенными, вам придется убрать стружку – результат вашей ювелирной работы. Для этого существует два способа.

Используйте специальный листик, которым вы дважды проведете по углу канта. Имеет смысл особенно не усердствовать, нажимая, иначе работу ювелира придется повторить заново.

С каждой стороны канта проведите масляным камнем (досл. мастика) или очень тонкой стеклянной шкуркой. Это лучший способ, но куда более деликатный.

Проверьте качество вышей работы, проведя пальцем по всей длине канта. Он должен быть гладким и чистым. Проверьте также его цепкость, проведя ногтем снизу вверх. Если вы хорошо поработали, то должна остаться царапина. Закончите подготовку, затупив кант на 10-ти см участке после носка. Осуществите эту операцию с помощью тонкой стеклянной шкурки. Вы увидите, что на уровне ведения дуги вы ничего не теряете, но тем самым облегчаете начальные фазы поворотов.

Вот так. Удачного и приятного катания!

Использование современных композитных материалов вместо древесины значительно упростило и удешевило уход за инвентарем в таком виде спорта как гребля. Напротив, в лыжном спорте переход от деревянных к пластиковым лыжам привел к заметному увеличению стоимости, трудоемкости и временных затрат при подготовке лыж и уходу за ними. Если на Олимпиаде 1972 года средняя стоимость подготовки пары лыж составляла около 1 доллара при затратах времени на уровне 15-30 минут, то в настоящее время на подготовку пары лыж уходит несколько часов, а материальные затраты возросли в несколько сот раз.

Одним из способов недорогой, но качественной обработки лыж и получения наилучшего состояния скользящей поверхности лыжи является ручная циклевка высококачественным острым инструментом. В отличии от поверхности обработанной штайншлифом, циклеванная поверхность имеет значительно меньше количество заусенцев и ворсинок, увеличивающих трение.

На фотографиях скользящей поверхности с большим увеличением видно, что после машинной обработки (штайншлифа) скользящая поверхность имеет большое количество заусенцев и ворсинок. Поверхность обработанная острой циклей ручным способом более гладкая, и имеет более регулярную структуру - расположение микроскопических продольных канавок и бороздок.

Долгое время приобрести качественную циклю для подготовки лыж в продаже было не возможно. Крупные производители инструментов и смазочных материалов не выпускают в свободную продажу высококачественные цикли. Специалисты по смазке лыж использовали для этих целей инструмент штучно изготавливаемый на заводах бывшего ВПК или сделанных в кустарных условиях. К сожалению вся подобная продукция отличается большим разбросом характеристик. Как правило каждый образец был изготовлен из индивидуальной марки стали и имел индивидуальную заточку. С недавнего времени шведская фирма Kuzmin начала поточное производство высококачественных циклей для ручной подготовки лыж.

Цикли Kuzmin™ производятся на промышленном оборудовании из высококачественного сорта стали HSS, рабочая кромка цикли заточена строго под определенным углом и имеет определенную структуру рабочей поверхности.

На приведенных здесь фотоснимках можно увидеть рабочие грани цикли KUZMIN™ при многократном увеличении. Хорошо просматриваются регулярно расположенные бороздки различной глубины, которые при обработке лыжи «отпечатываются» на скользящей поверхности. При обработке лыж такой циклей на скользящей поверхности создаются микроструктуры - бороздки и канавки, за счет малозаметных невооруженным глазом регулярно расположенных неровностей на острой грани резца.

Цикли Kuzmin выпускаются в трех вариантах:

  • для теплой погоды - предназначена для подготовки лыж при температуре от +3° и выше. Лучше всего подходит для первичной обработки лыж.
  • умеренной - предназначена для подготовки лыж при температуре от +2° до -8°
  • холодной погоды - цикля предназначенная для создания наиболее гладкой поверхности, эффективна при температуре от -8°C

Варианты различаются углом заточки инструмента и рисунком, наносимым на поверхность лыжи.

Применение цикли KUZMIN

  • Перед циклевкой скользящая и боковые поверхности лыжи должны быть тщательно очищены от остатков мази и парафинов с помощью смывки-растворителя.
  • Лыжа должна быть надежно зафиксирована на лыжном станке-профиле, малейшая подвижность лыжи или станка-профиля могут привести к фатальному повреждению скользящей поверхности.
  • Циклевка должна производится двумя руками с равномерным несильным нажимом.
  • Завершите обработку, когда поверхность станет ровной и гладкой. При первой обработке необходимо затратить по 20-25 минут на каждую лыжу, чтобы полностью избавиться от остатков структуры. При повторной обработке достаточно трех-четырех проходов.
  • Удалите заусенцы с боковин, используя ту же самую циклю.
  • Для улучшения скольжения обработайте чистую скользящую поверхность тонкой металлической щеткой.
  • Обрабатывайте лыжи после каждых пройденных 50-500 км (в зависимости от состояния снега).
  • При необходимости в теплую погоду и при влажном снеге поверх этой микроструктуры может быть нанесена дополнительная структура с помощью ручных накаток.

Полезная информация

При обработке лыжи образуется большое количество стружки. Однако, это, в основном, воздух. При первичной обработке толщина снятого слоя полиэтилена составляет не более 35 микрон, а при последующих обработках -всего около 1 микрона. Таким образом, лыжа может выдержать до нескольких сотен обработок.

При обработке классических лыж необходимо снять всю смазку, в том числе и мазь держания, и обработать скользящую поверхность циклей по всей длине, включая зону держания.

Внимание! т.к. циклевка лыж - работа, требующая высокой точности, качественная циклевка возможна только надежно закрепленной лыжи при хорошем освещении.

Подготовка лыж без мазей скольжения

Специалист в области лыжного спорта, Леонид Кузьмин, проживающий в настоящее время в Швеции, защитил кандидатскую диссертацию, посвященную исследованиям в области теории скольжения лыж, в частности, проблеме уменьшения трения скольжения между лыжей и снегом. Результаты его исследований можно назвать сенсационными, недаром они вызвали бурную дискуссию в лыжном мире.

Наиболее важные результаты исследований во многом опровергают традиционную концепцию подготовки лыж, основанную в большей мере на маркетинговых интересах, чем на научно доказанных фактах.

Опираясь на элементарные знания на уровне школьной программы и простую логику, Леонид утверждает, что скользящая поверхность современных беговых лыж, изготовленная из полиэтилена со сверхвысоким молекулярным весом (UHMWPE), не имеет пор, в которые могли бы проникать достаточно громоздкие молекулы парафина. Если бы скользящая поверхность могла впитывать молекулы парафина, она с еще большим успехом впитывала бы в себя и сравнительно небольшие молекулы воды, становясь тем самым подобной обычной губке.

В действительности же вся смазка скольжения, наносимая традиционным «горячим» способом, остается на скользящей поверхности в виде слоя толщиной несколько микрон, сколько бы мази ни было затрачено при подготовке лыж. Более того, ни одна из современных мазей, включая фторуглеродную смазку, не обеспечивает меньшего коэффициента трения скольжения, чем идеально обработанная поверхность полиэтилена UHMWPE, который к тому же, обладает в десять раз большей устойчивостью к истиранию, чем особо прочная углеродистая сталь. Таким образом, Леонид пришел к выводу, что нет лучшего способа подготовки лыж, чем циклевка скользящей поверхности и доведение ее до идеально ровного состояния.

На приведенном здесь графике показано, как изменяется твердость под действием температуры.

При понижении температуры от 0 до - 20°С твердость льда (или снежных кристаллов) возрастает в несколько раз и практически сравнивается в твердостью высокомолекулярного полиэтилена, используемого в качестве скользящей поверхности. Здесь же можно увидеть, что твердость парафинового слоя увеличивается незначительно.

При холодной погоде даже самые твердые смазки скольжения значительно мягче, чем полиэтилен скользящей поверхности, и, соответственно, мягче кристаллов снега. Это позволяет придти к выводу, что в морозную погоду лыжи, подготовленные традиционным способом, будут скользить хуже, чем тщательно отциклеванные лыжи.

Ниже приводятся выдержки из интервью Леонида Кузьмина, опубликованного в ноябре 2006 года в журнале Nordic Ultratune Newsletter. В нем приводятся ответы на типичные вопросы и возражения оппонентов, придерживающихся традиционных взглядов на процесс подготовки лыж.

  • Вы утверждаете, что водоотталкивающие свойства скользящей поверхности с нанесенной структурой ниже, чем у поверхности без структуры?
    Л.К.: Если Вы внимательно прочтете тезисы моей кандидатской диссертации, то убедитесь в том, что в них отсутствуют такие термины как «поверхность со структурой» и «поверхность без структуры». Мой оппонент Марк Вахтер (Mark Waechter), скорее всего, подразумевает под первым лыжи, прошедшие через «штайншлифт», а под вторым – гладко отциклеванные лыжи. Он утверждает, что гидрофобные свойства скользящей поверхности (выраженные как угол между выпуклой «линзой» капли воды и горизонтально расположенной поверхностью) не коррелируют со скоростью скольжения лыжи. Это фундаментальная ошибка. Взаимосвязь гидрофобности скользящей поверхности и скорости скольжения лыжи доказана научными исследованиями.
  • Ваш оппонент также считает, что «машинная структура» позволяет уменьшить роль такого фактора, как «вязкое трение смоченных поверхностей» (то есть, так называемого «подсоса воды»), неизбежное в случае идеально гладкой отциклеванной поверхности.
    Отциклеванная с помощью цикли KUZMIN™ поверхность не является идеально гладкой. Более того, поверхность лыж с «машинной структурой» (в сравнительном эксперименте использовались лыжи, подготовленные одним из ведущих мировых экспертов Ларсом Свенссоном на станке Tazzari RP13.2) более ровная, чем поверхность отциклеванных лыж. С помощью цикли KUZMIN™ создается гладкая, твердая полированная поверхность с регулярно расположенными микробороздками (см. приведенную выше иллюстрацию). Если этого недостаточно (например, в теплую погоду на мокром снегу), можно нанести дополнительную структуру с помощью накаток-риллеров.
  • Вы являетесь противником «машинной структуры», считая ее бесполезной?
    Да, на мой взгляд, это так. Наиболее важным результатом наших исследований следует считать доказательство такого факта, что для улучшения скольжения лыжи по снегу не нужна искусственная смазка, если в процессе скольжения образуется естественная «водяная» смазка. Для хорошего скольжения необходима гладкая и твердая поверхность с оптимальными водо- и грязеотталкивающими свойствами. Всеми этим свойствами в полной мере обладает полиэтилен UHMWPE. Обработка лыжи на станке «штайншлифт» лишь ухудшает эти свойства.

По внешнему виду цикля для лыж очень похожа на скребок, используемый для обработки ровных деревянных и бетонных поверхностей. Он выполнен из металла, используется для снятия зазубрин с древесины, пластика. Разница заключается в двустороннем режущем элементе и большем спектре материалов, из которых она изготавливается:

  • оргстекло;
  • полимеры;
  • резино-пластики;
  • металл;
  • древесина.

Подбираются скребки необходимой степени жёсткости согласно той задаче, которую необходимо выполнить с их помощью. Профессиональные цикли для лыж рассчитаны на определённую ширины и высоту, обрабатываемого изделия.

Назначение

Разной конфигурации цикли используются для снятия парафина, улучшающего скольжение лыж при определённой температуре воздуха. При частых перепадах атмосферного воздуха циклить лыжи приходится часто даже любителям, а не только профессиональным спортсменам и приверженцам горнолыжного спорта.

При необходимости быстрой обработки поверхности лыж для целой команды используются цикли с электроприводом.

Ширина их скребка, его рабочей поверхности, должна быть достаточной для шлифовки прямой поверхности. Для снятия или равномерного распределения парафина при нанесении, потребуется особая цикля, позволяющая обрабатывать одновременно плоскую ходовую часть и желобки. Консистенция мази может напоминать как свечной воск, так и пасту Гойя, что влияет на выбор материала, из которого изготовлена цикля.

При разной температуре воздуха лыжники используют соответствующие мази. Профессионалы применяют смазочные составы разного назначения. При нанесении:

  • парафинов — улучшается скольжение;
  • фторуглеродистых порошков — ускоряется ход;
  • фторсодержащие — сдерживают.

В каждом наборе смазок подобраны средства для использования при разных погодных условиях.

Самые популярные марки лыжных мазей:

  • Swix;
  • Rode;
  • ToKo;
  • Star.

Эти же фирмы изготавливают лыжи и приспособления для них. Фактически конструкция самой цикли не зависит от того, на какую температуру рассчитана мазь. В любом случае парафин перед снятием следует нагреть. При выборе материала рабочей поверхности скребка необходимо учесть временное повышение температуры снимаемого материала, устойчивости его к высокой температуре и компонентам мази.

Для парафиновых мазей, используемых при температурах 0°…-10° подойдёт пластиковый скребок. Для специализированных мазей, делающих горный спуск головокружительным, потребуется металлический инструмент, устойчивый к химическим добавкам.

Производители инструментов для подготовки лыж

Swix в дополнение к профессиональной цикле предлагает ряд товаров: щётка с нейлоновым ворсом, брусок, салфетки. Сама цикля Swix идёт в наборе с двумя сменными квадратами, имеющими абразивный слой разной жёсткости и креплением. Для фиксации лыж на поверхности верстака, стола используются струбцины, они так же выпускаются фирмой спортивного инвентаря. Для заточки кантов со стороны скользящей поверхности под углом в 1° производитель спортивного инвентаря предлагает направляющую из алюминия.

Фирмы ToKo и master-Ski предлагают российским покупателям надёжные, устойчивые столы для предстартовой подготовки, на которых можно в походных условиях качественно отциклевать лыжи.

От SkiGo на маркете представлены следующие товары:

  • профили — наборы из трёх деталей: подставки и двух фиксирующих элементов;
  • скребки для очистки желобка;
  • складной переносной столик с креплениями, необходимыми при горизонтальной обработке.

Товары от Rex — это щётки, способные заменить абразивные насадки профессиональных циклей, салфетки для снятия остатков парафина.

Как правильно использовать

Зачем нужна циклевка и как правильно её провести — этот вопрос часто задают новички. Циклевание лыж производится по мере получения механических повреждений и при необходимости смены смазочного материала на их основании.

Перед циклёвкой нужно проверить геометрическое соответствие краёв нижней части лыж. Для этого их переворачивают вверх скользящей стороной и проводят измерения предметом, имеющим ровную сторону. Для этого можно использовать линейку, треугольник, так как сравнить нужно равномерность спортивного инвентаря по ширине.

На значительном участке беговые лыжи имеют изгиб, что препятствует сравнению уровня по их длине. При помощи цикли из толстого металла с двусторонней режущей частью можно довести скользящее основание практически до идеального состояния. Конечно, если деформация не связана с естественными изменениями, полученными при усыхании древесины.

Перегрев пластикового основания при нанесении тугоплавких порошкообразных парафинов тоже может вызвать сильнейшие необратимые повреждения.

Как сделать циклю самостоятельно

Для профильного ухода за лыжами существуют мастерские при каждом пункте проката инвентаря, тем более, при спортивном клубе. Остаётся уяснить, как циклевать лыжи в домашних условиях при отсутствии специализированного инструментария.

Правильно подготовить лыжи к зимнему сезону можно самодельной циклей. Для её изготовления потребуются:

  • ножи для электрорубанка — 2 шт.;
  • швеллер мебельный — длина соответствует ширине ножа;
  • болт М-4 — 2 шт.;
  • узкий уголок из алюминия.

Инструменты для работы:

  • дрель со сверлом по металлу;
  • надфиль;
  • строительный нож;
  • напильник.

Ход выполнения работы:

  1. На одном из ножей высверливаются круглые отверстия для болтов выше готовых овальных.
  2. Из тонкой алюминиевой пластины, толщиной в 1,1мм, складывается уголок. Ширина его полочек равна толщине одного ножа.
  3. При совмещении ножей режущие части должны находиться снаружи.
  4. Между ножами прокладывается одна полочка уголка, вторая будет фиксироваться на верхней части просверленного дополнительно ножа.
  5. Верх конструкции помещается в швеллер;
  6. Ножи скрепляются болтами.

Если сборная цикля свободно входит в швеллер, для её фиксации следует использовать полимерный или резиновый клей.

Определяющее влияние на скольжение оказывает микро топография скользящей поверхности (структура ). Выбор структуры определяется погодными условиями: температурой воздуха, снега; влажностью, состоянием снега. И в первую очередь сказывается на водоотталкивающих свойствах (гидрофобности) скользящей поверхности.

Видов структур может быть бесконечное множество, основные:

  • линейная,
  • перекрещивающаяся,
  • беспорядочная,
  • двухуровневая.

Французские специалисты первыми (на олимпиаде в Ванкувере) в разных зонах скользящей поверхности наносили разный рисунок, дифференцированный по длине лыжи.

Штайншлифт

Структура может наноситься камнем на шлифовальной машине (штайншлифт ), ручными способами с помощью накатки, цикли, шлифовальной бумаги (редко), металлической щетки.

Национальными сборными командами шлифовка камнем используется очень хорошо, хотя влияние той или иной структуры на скольжение изучено ещё достаточно слабо. Современные шлифовальные машины могут делать до 1000 различных комбинаций, что, впрочем, только затрудняет поиск закономерностей, распыляя лабораторные ресурсы. Проблема в том, что воспроизвести ту или иную структуру со 100-процентной точностью практически невозможно. Камень изнашивается, меняется его диаметр, состав камня неоднородный, резец точится, камень вращается с разными скоростями, лыжа подается тоже на разных скоростях и т.д. и т.п.

Штайншлифт плох ещё тем, что «поджигает» верхнюю часть геометрической структуры и образует на структуре бахрому («ворс», «волосатость» вызванную, по всей видимости высокой температурой пластика структуры при обработке и износом камня), особенно при нанесении структуры на промышленные партии лыж. Проявляется это в необходимости проведения многократной базовой подготовки лыж парафинами, прежде, чем мы выйдем на максимальные возможности этой структуры по скольжению.

Альтернатива штайншлифту

Хорошей альтернативой ШШ является нанесение структуры ручным способом, циклей и ручной нарезкой, накаткой.

Что знаем о циклёвке? Самое серьёзное - найти и соблюсти условности:

Геометрия, материал, угол заточки и структура рабочей кромки цикли;

Угол постановки, усилие прижима, скорость движения цикли;

Оценка необходимого количества и качества обработки скользящей поверхности (самое трудное - убрать ШШ и сделать поверхность планарной);

Точность, координированность и последовательность движений рук циклевщика.

Это в основном. Если скомбинировать эти аспекты на высоком уровне, получим хороший прецизионный биомеханический шлифовально-полировальный человек-станок. Лыжи после этого будут едущие. При утрате любого компонента или его низком качестве лыжи будут просто отцикленные, а может произойти и срыв цикли или нагон волны.

Можно научиться циклевать, но уверенности, что попадёшь и сразу почувствуешь как надо, действительно, на самом деле никакой нет.

Обработка скользящей поверхности парафинами

Что происходит? Согласно Свикс, некоторая часть парафина растворяется в областях аморфного полиэтилена диффузией, из которых выходит в процессе скольжения. В ходе катания и постепенного схода парафина с поверхности лыжи обратной диффузией он выходит из аморфного полиэтилена, ухудшая скольжение.

Срезая торчащий ворс (выступающие части структуры) пластиковым скребком в ходе снятия парафинов и заглаживая щётками не торчащий, мы добиваемся устранения части ворса. Другая часть «склеена» парафинами. Ухудшение скольжения со временем после подготовки традиционным способом можно объяснить элементарным удалением остатков парафина под прилипшим ворсом и включением его (ворса) в работу по торможению лыжи.

Нанесение мазей скольжения, таким образом, примитивно «управляет ворсообразованием», размером, количеством склеек, стойкостью во времени и т.д., изменяя структуру.

Когда применять различные методы?

Когда можно применить циклёвку и когда возникает необходимость в дополнительной обработке лыж парафинами? Циклёвку можно порекомендовать начинающим лыжникам. Малые затраты времени, весьма бюджетно - нет надобности в парафинах и утюгах. Без значимой потери в скорости. От минус 3, 5 и выше можно посоветовать нанести таблетку ускорителя холодным способом. В трёх случаях: температурах ниже - 15, свежем снеге, сильном плюсе цикленные всегда проигрывают традиционной технологии дополнительной обработки парафинами при условии её правильности.

Выше начального уровня помимо циклёвки или штайншлифта будет нелишним применять традиционную подготовку парафинами и порошками и быть готовым ради лучшего скольжения откатывать несколько пар приготовленных лыж.