Физкультура подшефный. Примерный комплекс упражнений физкультурной паузы для работников умственного труда




кондитер", ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский политехнический колледж»

Кафедра физического воспитания и безопасности жизнедеятельности

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ

ПОВАР, КОНДИТЕР

Нижневартовск

2015

Методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» разработано с учетом требований ФГОС СПО по профессии Повар, кондитер утвержденный приказом от 09 декабря 2016 г. № 1569 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар,
кондитер", ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

Составитель: заведующий кафедрой физического воспитания и безопасности жизнедеятельности Л.Р. Самигуллина

Рассмотрено на заседании кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности,

заведующий кафедрой физического воспитания и безопасности жизнедеятельности

Л.Р. Самигуллина

  1. Пояснительная записка 4 стр.
  2. Примерный комплекс упражнений производственной

Гимнастики для поваров и кондитеров 6 стр.

  1. Физкультминутки и физкультурные паузы 7 стр.
  2. Список используемой литературы 9 стр.

Пояснительная записка

Гимнастика на практических занятиях профессиональной подготовки поваров и кондитеров

Гимнастика способствует предупреждению заболеваний, вызываемых специфическими условиями труда в отдельных профессиях.

Труд поваров и кондитеров по энергетическим затратам относят к III группе. Он сопряжен с работой в положении стоя, с переносом тяжестей, с работой мышц рук и ног, с неблагоприятными микроклиматическими условиями (высокая температура, повышенная влажность и загрязненность воздуха) и с работой с опасными механизмами и аппаратами.

В профессиях, связанных с тяжелой физической нагрузкой, гимнастика устраняет неблагоприятное влияние, которое оказывает нагрузка на одни и те же группы мышц, вовлекает в работу ранее бездействовавшие группы мышц или изменяет характер деятельности работающих мышц. Упражнения для комплексов производственной гимнастики, время и методику их проведения выбирают с учетом особенностей труда, физического развития и физической подготовленности работающих, изменений функционального состояния организма в течение рабочего дня, санитарно-гигиенических условий труда.

Существует множество профессий, где очень велика нагрузка на нервно-психическую сферу и требуется повышенное напряжение внимания, зрения, слуха, то есть имеет место утомление нервной системы. Как правило, такие профессии связаны с ограниченной двигательной активностью. К таким профессиям относиться профессия повара и кондитера. При длительном пребывании в положении стоя и малой двигательной активности снижается интенсивность обмена веществ, кровообращения, появляется застой крови в органах малого таза, в ногах, слабеет мускулатура, ухудшается осанка. Люди, чья профессия связана с малой подвижностью, чаще страдают головной болью, заболеваниями сердечно - сосудистой системы, нарушениями обмена веществ и др. В результате, мы сталкиваемся с таким понятием как «профессиональная болезнь». Существует специальный комплекс упражнений для работающих стоя.

Для сохранения работоспособности и укрепления здоровья я использую специальную производственную гимнастику, которая должна проводиться периодически в течение выполнения практической работы, продолжительностью около 5 мин. под руководством дежурного.

Вводную гимнастику, проводим до начала работы, а физкультурные паузы, физкультминутки выполняем во время перерывов и в течение проводимого занятия.

Работоспособность в начале дня бывает несколько пониженной, и требуется некоторое время, чтобы организм в полной мере включился в работу и вошел в обычный оптимальный темп. Физические упражнения вводной гимнастики обеспечивают ускоренное вхождение в трудовую деятельность, способствуют высокой и устойчивой работоспособности, предотвращая раннее наступление утомления.

Проводится вводная гимнастика обычно за 10 минут до начала практической работы. Длительность ее 5-7 минут. Для вводной гимнастики подбираю комплекс специальных физических упражнений с учетом характера производственных движений, ритма и особенностей выполняемой работы . Помните позывные «На зарядку становись!».

Предлагаю примерный комплекс упражнений производственной гимнастики для поваров и кондитеров . Физические упражнения в комплексах периодически заменяю (примерно 1 раз в 10-14 дней) новыми, сходными по влиянию на организм.

Если работа требует пребывания большей части занятия-практикума на ногах, рекомендую индивидуальные физкультурные паузы или физкультминутки (2-3 минуты) во время коротких перерывов в работе с целью снижения утомления, возникающего вследствие продолжительного стояния, вынужденной неудобной рабочей позы, сильного напряжения внимания, зрения.

Время проведения физкультурных пауз и физкультминуток устанавливаю в зависимости от расписания занятий – первая половина дня или вторая. В первой части практического занятия физкультурную паузу надо делать примерно после двух часов работы, можно проводить ее и во второй половине занятия. Занятия гимнастикой проходят непосредственно у рабочих мест, желательно под музыку. Помещение перед проведением гимнастики проветрено.

Гимнастика, физкультурные паузы позволяют значительно снижать утомляемость. При работе стоя, мышцы спины и шеи, поддерживающие голову и спину в вертикальном положении, испытывают повышенное напряжение – а кровоток в них при статической нагрузке, наоборот, понижен. При этом напряженные мышцы сдавливают нервные волокна, выходящие из спинного мозга, нарушая проводимость нервных импульсов. И как следствие через некоторое время начинают затекать или неметь руки, шея, спина. Если не принимать никаких мер, то остеохондроз и прочие болезни позвоночника не заставят себя долго ждать.

Примерный комплекс упражнений производственной гимнастики для поваров и кондитеров

(исходное положение во всех упражнениях, кроме четвертого упражнения – сидя на скамейке или на стуле).

1. Скользя пятками по полу, вытягивают ноги вперед, правую руку заводят

за голову, левую в сторону - вдох, расслабленно опускают руки вниз - выдох, то же в другую сторону. Повторяют 6-8 раз.

2. Ноги вытягивают вперед, руки перед грудью, туловище поворачивают

вправо, руки разводят в стороны, возвращаются в исходное положение, то же в левую сторону. Повторяют 8-10 раз, дыхание произвольное.

3. Скользя по полу пятками, вытягивают ноги вперед, поднимают руки вверх и прогибаются. Затем наклоняются вперед, касаясь руками пола перед собой, выпрямляясь, руки поднимают вверх, ноги соединяют и возвращаются в исходное положение, повторяют 6-8 раз, дыхание произвольное.

4. Стоя лицом к столу, берутся за него руками, левую ногу отводят назад,

затем приседают на носках, выпрямляются, то же с другой ноги, повторяют 8-10 раз дыхание произвольное.

5. Ноги вытягивают вперед, руки на поясе. Поочередно оттягивают и

поднимают носки, слегка сгибая ноги в коленях, затем развертывают ноги вправо, носками касаясь пола. То же в другую сторону. Повторяют 10-12 раз, дыхание произвольное.

6. Сидя на стуле, руки вытягивают вдоль тела, затем, прогибаясь назад,

поднимают руки вверх, ноги также несколько приподнимают, носками касаясь пола.

Наклоняясь вперед, делают хлопок руками под вытянутой ногой, возвращаются в исходное положение. То же с другой ноги. Повторяют 6-8 раз, дыхание произвольное.

7. Сидя на стуле, руки приставляют к плечам, левую ногу вытягивают

вперед, возвращаются в исходное положение и руки отводят в стороны, затем

расслабленно опускают их вниз, повторяют 5-6 раз дыхание произвольное.

8. Потягивание, руки подняты над головой, кисти сцеплены “в замок”–вдох, руки опускают–выдох.

9. Ногу отставляют в сторону на носок, руки за голову–вдох, опуская руки

и приставляя ногу–выдох.

10. Руки вытянуты вперед, кисти расслаблены и опущены вниз. Приседая, руки вниз–выдох, выпрямляясь руки назад, поднимаются на носки–вдох.

11. Прыжки на месте на носках, руки на поясе.

12. Руки в стороны, повороты туловища и головы попеременно вправо и влево.

13. Поднимая руки вверх, прогибаются назад–вдох, затем наклоняются вперед, держа руки на поясе – выдох.

14. Ноги расставлены на ширину плеч, руки перед грудью. Попеременно отводя то правую, то левую руку в сторону, делают вдох, опуская руки –выдох.

Каждое упражнение повторяют 6-12 раз.

ВАЖНО!

  • Очень важно в процессе работы соблюдать правильную позу. Это обеспечивается подбором оборудования определенных размеров и высоты.
  • Повар должен стоять прямо, не сутулясь.
  • Некоторые операции повар и кондитер могут выполнять сидя на высоких табуретах.
  • Правильно организованное рабочее место помогает избежать лишних движений и
  • предупреждает преждевременное утомление.

Таким образом, работоспособность специалиста во многом зависит от степени физической подготовленности.

Физкультминутки и физкультурные паузы

Физкультминутки и физкультурные паузы позволяют значительно снижать утомляемость.

Утомление (физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности) может возникнуть при любом виде деятельности - и при умственной, и при физической работе. Утомление характеризуется снижением продуктивности труда, нарушением внимания, нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений.

Быстрота утомления зависит от специфики труда: значительно скорее оно

наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой,

напряжением мышц, менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении утомления играет также отношение человека к выполняемой работе. У многих людей в период эмоционального напряжения длительное

время не возникают признаки утомления и чувство усталости.

Обычно, когда необходимо продолжать интенсивную работу при наступившем утомлении, человек расходует дополнительные силы и энергию – изменяются показатели отдельных функций организма (например, при физическом труде учащаются дыхание и сердцебиение, усиленное потоотделение и т.п.). При этом продуктивность работы снижается, а признаки утомления усиливаются.

Утомленный человек работает менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки.

Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению, или переутомлению. Различают умственное и психическое (душевное) переутомление.

Эти профессии теперь объединяет малоподвижность, повышенное внимание, которое выливается в повышенное нервное и физическое напряжение. Организм, рассчитанный природой на физическую активность и неприспособленный на длительную статическую нагрузку, начинает давать сбои. Такие заболевания, как остеохондроз и искривление позвоночника приобретают статус профессиональных заболеваний.

Наибольшему риску при сидячей работе подвержены прежде всего шейный и грудной отделы позвоночника – именно на них ложится основная нагрузка. Мышцы спины и шеи, поддерживающие голову и спину в вертикальном положении, испытывают повышенное напряжение – а кровоток в них при статической нагрузке, наоборот, понижен. Что еще хуже, напряженные мышцы сдавливают нервные волокна, выходящие из спинного мозга, нарушая проводимость нервных импульсов. И как следствие через некоторое время начинают затекать или неметь руки, шея, спина. Если не принимать никаких мер, то остеохондроз и прочие болезни позвоночника не заставят себя долго ждать. Предлагаем вам комплекс упражнений для позвоночника, который можно делать прямо на рабочем месте, практически незаметно для окружающих. Основное правило - все упражнения должны выполняться плавно, в медленном темпе, без рывков и резких движений.

Комплекс желательно выполнять не реже двух раз в день, повторяя каждое упражнение по 10-20 раз.

Примерный комплекс упражнений

1. «Маятник». Поворачивайте голову по/против часовой стрелке, при этом старайтесь держать кончик носа неподвижным. Повторите то же самое с опущенной и высоко поднятой головой.

2. Медленно поворачивайте голову влево как можно дальше. Дойдя до предела, откиньте голову назад, почувствовав растяжку мышц шеи с противоположной стороны. Вернитесь к исходной позиции и повторите в другую сторону.

3. Опустите голову вниз и попробуйте словно бы «вытереть» подбородок об грудь. Запрокиньте голову назад, и сделайте пару вращательных движений.

4. «Китайский болванчик». Поставьте локти на стол и соедините кисти рук в замок. Положите подбородок на руки и наклоняйте голову влево. Дойдя до предела, добавьте два-три кивка по направлению движения головы. Повторите в другую сторону.

5. Выпрямите позвоночник, словно солдат по команде «смирно», руки оставьте лежать на столе. Отведите плечи назад, максимально сведя лопатки, и задержитесь в этом положении около секунды или более.

6. Опустите руки вниз и расслабьте их. Поднимите плечи как можно выше, чувствуя напряжение в трапециевидных мышцах.

7. «Струна». Выпрямите спину, руки положите на стол. Выгните спину влево вбок, затем вправо, макушка головы при этом должна оставаться неподвижной. Движения позвоночника при этом напоминают движение вертикальной струны.

Кроме выполнения приведенного комплекса упражнений, не забывайте о правильной организации рабочего места.

Все перечисленные факторы способствуют рациональной организации трудового процесса и борьбе с утомлением.

Список используемой литературы:

1. А.B.Жеребцов “Физкультура и труд”, Москва.2011.

2. Б.В.Петровский “Популярная медицинская энциклопедия”,Москва.2013.

3. Моника Тиль. «Комплекс упражнений для позвоночника» Москва. 2011.


Щербакова Галина Вячеславовна
Должность: преподаватель физкультуры
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "БТПИТ"
Населённый пункт: г.Борисоглебск, Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания"
Дата публикации: 28.02.2016
Раздел: среднее профессиональное

Конспект урока по физиче ской культуре на тему «Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания.» Кейс-технология. Автор: Щербакова Галина Вячеславовна, преподаватель физкультуры ГБПОУ ВО «Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий». Данный урок проводится при изучении учебной дисциплины ФК01 «Физическая культура». Целевая аудитория: студенты третьего курса профессия «Повар, кондитер» Время занятия – 1+1 Вид кейса – обучающий Тип кейса – аналитический Современный урок с использованием кейс-метода позволяет активно развиваться студентам, активизировать свои знания, получать и обрабатывать в большом количестве новую информацию, организовывать собственную деятельность. Дает способность высказывать свои мысли, и отстаивать свои идеи. Цель: познакомить студентов с «Профилактикой профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания», выяснить значение физического воспитания в профессиональной деятельности «Повара, кондитера». Задачи урока:  познакомить студентов с комплексами упражнений применяемых для профилактики профессиональных заболеваний спины;  учить анализировать и обосновывать свой выбор физических упражнений для профилактики профессиональных заболеваний;  использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;  формирование и развитие информационной компетентности;  развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией;  воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости;  формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.
СОДЕРЖАНИЕ КЕЙСА

Задача преподавателя
: рассказать студентам о разных причинах возникновения и развития заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью повара, кондитера и более подробно остановиться на остеохондрозе позвоночника.
Задание группам:
студентам предлагается осмыслить и рассказать о причинах возникновения профессиональных заболеваний в данной профессии, профилактике заболеваний позвоночника средствами физической культуры. Опираясь на предложенные комплексы упражнений, студенты должны выбрать один комплекс, который можно использовать при проведении производственной гимнастики с целью профилактики остеохондроза. Студентам необходимо объяснить и обосновать свой выбор упражнений для комплекса.
Цель работы:
заинтересовать студентов занятиями физической культурой с целью повышение степени резистентности организма по отношению к неблагоприятным воздействиям средовых условий, в которых протекает трудовая деятельность, содействие увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и упрочению здоровья. 1 .Краткая лекция о причинах возникновения профессиональных заболеваний. На пути к профессиональному успеху нельзя не уделить внимания такой проблеме, как влияние профессиональной деятельности на организм и здоровье человека. При длительном пребывании в положении стоя и малой двигательной активности снижается интенсивность обмена веществ, кровообращения, появляется застой крови в органах малого таза, в ногах, слабеет мускулатура, ухудшается осанка. Организм, рассчитанный природой на физическую активность и неприспособленный на длительную статическую нагрузку, начинает давать сбои. Такие заболевания, как остеохондроз и искривление позвоночника приобретают статус профессиональных заболеваний.
Повар
– неизбежный претендент на остеохондроз позвоночника. В неудобной позе он проводит большую часть рабочего времени. Развитию заболевания так же способствует пребывание его тела в одном и том же положении (часто в стоячем), однообразный и физически тяжелый труд (поднятие тяжестей): частое превышение допустимой по силе и продолжительности нагрузки на позвоночник приводит к развитию заболевания, тем самым выносливость позвоночника к физическим нагрузкам снижается. Межпозвоночные хрящи, испытывающие постоянную нагрузку, деформируются и зажимают нервы столба позвоночника, тем самым вызывая нестерпимую боль. Наибольшему риску в работе повара подвержены прежде всего, шейный и грудной отделы позвоночника – именно на них ложится основная нагрузка. Мышцы спины и шеи, поддерживающие голову и спину в вертикальном положении, испытывают повышенное напряжение – а кровоток в них при статической нагрузке, наоборот, понижен. Что еще хуже, напряженные мышцы сдавливают нервные волокна, выходящие из спинного мозга, нарушая проводимость нервных импульсов. И как следствие через некоторое время начинают затекать или неметь руки, шея, спина. Если не принимать никаких мер, то остеохондроз и прочие болезни позвоночника не заставят себя долго ждать. В результате, мы сталкиваемся с таким понятием как “профессиональная болезнь”.

Рассмотрим поэтапно, что же происходит при остеохондрозе
. 1. Изменения в позвоночнике происходят по вине его напряженного состояния для поддержания вертикального положения. Первыми не выдерживают мышцы. Они напрягаются и начинают болеть 2. Ослабевшие мышцы не в состоянии поддерживать правильную осанку - лордозы и кифозы естественной кривизны позвоночника 3. Промежуток между позвонками уменьшается, а давление на позвоночные диски, наоборот, возрастает. Позвоночный сегмент, таким образом, блокируется – в этом месте подвижность позвоночника падает. Вот что происходит с позвоночником при слабом мышечном корсете
Методика

составления

комплексов

упражнений

различных

видах

производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня.
Как бороться с остеохондрозом, как предупредить это коварное заболевание с помощью физических упражнений? Опираясь на предложенные комплексы упражнений, студенты должны выбрать один комплекс, который можно использовать при проведении производственной гимнастики с целью профилактики остеохондроза. Студентам нужно объяснить несколько упражнений из комплекса и обосновать свой выбор. Методика производственной гимнастики включает два компонента: методику составления комплексов производственной гимнастики и методику их проведения в режиме рабочего дня. Оба компонента тесно связаны друг с другом, они определяют эффект занятий. Если грамотно составленный комплекс физических упражнений проводится не вовремя, то он принесет мало пользы, так же как комплекс, составленный без учета основных методических требований к разным видам производственной гимнастики.
Методики составления и проведения комплексов в различных видах производственной гимнастики имеют существенные отличия. Если место вводной гимнастики определено четко - до начала работы, то время проведения других видов производственной гимнастики во многом зависит от динамики работоспособности человека в течение трудового дня.
Основные понятия.

Производственная

гимнастика
- это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления. Видами (формами) производственной гимнастики являются: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха.
Вводная

гимнастика
- организованное, систематическое выполнение специально подобранных физических упражнений перед началом рабочего дня с целью быстрейшего врабатывания организма. Типичный комплекс вводной гимнастики состоит из 6-8 упражнений, близких к рабочим движениям и оказывающих разностороннее влияние на организм. Продолжительность вводной гимнастики - 5-7 мин.
Физкультурная пауза
- выполнение физических упражнений, составленных с учетом особенностей конкретного вида трудовой деятельности. Физкультурная пауза позволяет предупредить наступающее утомление и обеспечить поддержание определенного уровня работоспособности. Продолжительность физкультурной паузы - не более 5-10 мин.
Физкультурная минутка
относится к малым формам активного отдыха. Это индивидуальная форма кратковременной физкультурной паузы для локального воздействия на утомленную группу мышц. Она состоит из 2-3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1 -2 мин непосредственно на рабочем месте.
Микропауза активного отдыха
- это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-30 с. Цель микропауз - ослабить общее или локальное утомление путем частичного снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы. В микропаузах используются мышечные напряжения и расслабления, которые можно многократно применять в течение рабочего дня. Используются приемы самомассажа. Труд поваров и кондитеров по энергетическим затратам относят к III группе. Он сопряжен с работой в положении стоя, с переносом тяжестей, с работой мышц рук и ног, с неблагоприятными микроклиматическими условиями (высокая температура, повышенная влажность и загрязненность воздуха) и с работой с опасными механизмами и аппаратами. В случае неправильной организации трудового процесса на предприятии общественного питания все эти факторы могут оказывать неблагоприятные и даже вредные воздействия (производственные вредности) на работоспособность и здоровье работающих. Для оздоровления условий труда работников предприятий необходимо: соблюдать режим труда и отдыха, закаливать и тренировать организм, создать условия микроклиматического комфорта в производственных цехах, поддерживать
правильную освещенность рабочих мест, организовать хорошие бытовые условия на производстве Рациональная организация трудового процесса Работоспособность человека в течение рабочего дня не постоянна. Доказано, что, она повышается в начале рабочего дня, достигает максимума через полтора часа работы и держится на этом уровне тем дольше, чем лучше организована выполняемая работа. Затем работоспособность снижается и снова достигает максимума по сле хорошо организованного обеденного п е р е р ы в а. Утомление организма наступает в результате тяжелой напряженной или длительной работы, неправильной организации трудового процесса, неудобной рабочей позы, плохой организации отдыха, что приводит к ощущению усталости и ухудшению самочувствия. Учитывая колебания работоспособности человека, целесообразно все трудоемкие процессы выполнять в первой половине дня и в начале послеобеденного периода. Для снижения утомляемости в течение дня следует разнообразить виды работ, что на предприятиях общественного питания в п о л н е в ы п о л н и м о. Типовая схема вводной гимнастики. 1. Упражнения организующего характера. 2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног. 3. Упражнения общего воздействия. 4. Упражнения для мышц туловища, рук, ног с маховыми элементами, 5-8. Специальные упражнения. Примерный комплекс упражнений производственной гимнастики. Для работающих стоя (исходное положение во всех упражнениях, кроме четвертого упражнения,– сидя на скамейке): 1. Скользя пятками по полу, вытягивают ноги вперед, правую руку заводят за голову, левую в сторону - вдох, расслабленно опускают руки вниз - выдох, то же в другую сторону. Повторяют 6-8 раз. 2. Ноги вытягивают вперед, руки перед грудью, туловище поворачивают вправо, руки разводят в стороны, возвращаются в исходное положение, то же в левую сторону. Повторяют 8-10 раз, дыхание произвольное. 3. Скользя по полу пятками, вытягивают ноги вперед, поднимают руки вверх и прогибаются. Затем наклоняются вперед, касаясь руками пола перед собой, выпрямляясь, руки поднимают вверх, ноги соединяют и возвращаются в исходное положение, повторяют 6-8 раз, дыхание произвольное.
4. Стоя лицом к столу, берутся за него руками, левую ногу отводят назад, затем приседают на носках, выпрямляются, то же с другой ноги, повторяют 8-10 раз дыхание произвольное. 5. Ноги вытягивают вперед, руки на поясе. Поочередно оттягивают и поднимают носки, слегка сгибая ноги в коленях, затем развертывают ноги вправо, носками касаясь, пола. То же в другую сторону. Повторяют 10-12 раз, дыхание произвольное. 6. Сидя на стуле, руки вытягивают вдоль тела, затем, прогибаясь назад, поднимают руки вверх, ноги также несколько приподнимают, носками касаясь пола. Наклоняясь вперед, делают хлопок руками под вытянутой ногой, возвращаются в исходное положение. То же с другой ноги. Повторяют 6-8 раз, дыхание произвольное. 7. Сидя на стуле, руки приставляют к плечам, левую ногу вытягивают вперед, возвращаются в исходное положение и руки отводят в стороны, затем расслабленно опускают их вниз, повторяют 5-6 раз дыхание произвольное.

Приложение 1

Примерные упражнения для составления комплекса производственной

гимнастики для профессии «Повар,кондитер»

Работа с кейсом
1 этап урока
Подготовительная часть
При работе с данным видом и типом кейса, студентам заранее известна тема урока. Предварительно предложено поискать информацию по теме и познакомиться с ней. Сразу организуется работа в микрогруппах (2-4 группы в зависимости от наполняемости учебной группы) по поиску решения поставленной проблемы. Преподаватель дает объяснения по теме урока, работы с кейсом, показывает и объясняет комплекс упражнений, использующийся с целью профилактики профессиональных болезней возможных в данной профессии. 2 этап урока
Основная часть
Работа студентов с использованием ИКТ. Студенты, обосновывая свой выбор, из предложенных упражнений с амо стоятельно со ст авляют ком п л е кс производственной гимнастики. На данном этапе урока организуется обсуждение выбранных комплексов упражнений, студенты дают пояснение нескольким упражнениям из комплекса, чем и обосновывают своё решение. Для каждой группы отводится 7-10 минут (всего 30 мин). Обучающиеся имеющие специальную медицинскую группу получают отдельное задание, им будут предложены упражнения, которые они выберут и предоставят в слайдах на уроке, в доказательных обоснованиях. На изучение и объяснения материалов кейса, обсуждение и обоснование отводится 30-35 минут. 3 этап урока

Итоговая часть
занимает 15 минут, посвящена подведению итогов урока. Преподаватель так же обращает внимание студентов на другие комплексы упражнений и кратко поясняет, при каких заболеваниях или профилактике они применяются. Подведение итогов урока, домашнее задание по группам, общее задание: 1. Самостоятельно составить и провести с группой студентов комплекс упражнений для производственной гимнастики. 2. Студентам специальной медицинской группы, задания индивидуально каждому. На следующем уроке преподаватель проводит опрос, оценивает работы студентов, комплекс упражнений, правильные ответы на вопросы, хорошо и правильно оформленные презентации. Оценка преподавателем работы по группам, и индивидуально.

Литература
1.Алексеев С.В., Уселко В.Р. Гигиена труда. - М: Медицина. 1988. - 576с. 2.Артамонова В.Г., Мухин Н.А. Профессиональные болезни. Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2004. - 480с.: ил. 3.Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208с. 4.Берн Л. Боли в спине и шее Издательство: Олимп-Бизнес. - М., 2002. - 192с. 5. В.А.Коева. Охрана труда в предприятиях общественного питания»: учебное пособие /– Изд. 2-е, дополн. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 224 с. 6.В.А.Кабачков, С.А.Полиевский Профессионально-прикладная подготовка учащихся в средних ПТУ»: монография – М.:Высшая школа,1982. 7.Секреты бодрости: Как восстановить работоспособность [Текст] / А. Ф. Синяков. - М.: ТОО "КСП", 1995. - 208с.

Морфемика - раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.

Словообразование - раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.

  • Строение слова
    • Из каких частей может состоять слово?
    • Для чего служат в языке части слова?
    • Как разбираются слова по составу?
  • Образование слов
    • От чего и с помощью чего образуются слова?
    • Перечислите способы образования самостоятельных частей речи.
    • Как образуются сложные слова?
    • Что такое словообразовательный разбор?

485. Проанализируйте и распределите слова по способам их образования.

Подберёзовик, сенокосилка, слушатель, подзаголовок, рыбацкий, безопасный, безрезультатный, боронить, дежурный (по классу), весной, вбежать, вуз, кресло-кровать, завуч, обдуманно.

      Приставочный:
      Суффиксальный:
      Приставочно-суффиксальный:
      Сложение:
      Переход из одной части речи в другую:

486. Распределите слова по способам их образования. Запишите слова, от которых они образованы. Какие слова вы не использовали? Почему?

Физкультура, подшефный, безъядерный, ракета-носитель, гимназист, прилуниться, велогонки, КВН, печник, неприсоединение, приземлиться, запрограммировать, самолёт.

487. Спишите. Объясните написание выделенных букв в словах стихотворений. В каких случаях для объяснения написания двух букв вам потребовались знания состава слова?

      В среднерусс кой полосе
      Васильковые расс веты
      Проплывают по шосс е.

(А. Недогонов)

488. Проанализируйте слова. Обозначьте состав слов и укажите способ их образования.

Образец. Обогреватель; обогреватель ← обогрева[ть].

Рыбачить, тепловозный, асфальтировать, расщелина, разгореться, иссушить, морозостойкий, легендарный, насмешница, собеседник, бескрайний, арендатор, вмятина, тёмненький, несчастье, легкоатлетический, первооткрыватель, безвкусица, восторженный, распрекрасный, подкормка, принарядиться, сверхскорость, выигрыш, предыстория, привокзальный, посланец, бесчеловечный, бессмыслица, рыбхоз, разгрести, комплексный, пилотировать, быстрозамороженный, вскарабкаться, лицеист, приземлиться.

489. Охарактеризуйте текст в связи с языковыми средствами, которые ярко отражают стиль данного текста. Спишите, расставляя пропущенные запятые.

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Для нашей Родины всегда будет святым день 9 Мая и всегда люди мысл..нно будут возвращаться к маю 1945 года. В те весенние дни был закончен великий путь отмеч..нный многими жертвами. И наш человеческий долг - поздр..вляя друг друга с праз..ником всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне.

Праз..нуя Победу мы всегда буд..м вспом..нать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпенье. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти провер..нные огнем войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда победа буд..т за нами.

(Маршал Г. Жуков)

Определите четыре способа образования данных слов. Запишите их и то слово, от которого они образованы. Физкультура, подшефный, безъядерный, ракета-носитель, гимназист, прилуниться, велогонки, КВН, печник, неприсоединение, приземлиться, запрограммировать, звездолёт.

Ответы:

Физкультура-физическая культура.(сложение). подшефный-шеф.(приставочно-суффиксальный). безъядерный-ядерный.(приставочный). ракета-носитель-ракета и носитель.(сложение). гимназист-гимназия - (суффиксальный). прилуниться-луна.(прист.суффиксальный). велогонки-велосипедные гонки.(сложение). квн-клуб весёлых и находчивых.(сложение). неприсоединение-присоединение(приставочный). приземлиться-земля.(прист.суффиксальный). запрограммировать-программировать.(приставочный). звездолёт- летать к звёздам.(сложение).

Похожие вопросы

  • Помогите пожалуства вставить знаки препинания и сделать синтаксический разбор 2-х предложений: 1) Вдруг на право от дороги над виднеющейся вдали стеной глухого смешанного леса появился огромный сноп огненных искр. 2) Вскоре до туристов, расположившихся недалеко от деревни, дошел и запах удушливой гари.
  • Два почтальона работая вместе разнесли все телеграммы за 5 часов. Зная что производительность первого поч. 150% от производительности второго опредилите сколько часов потребовалось бы перврму поч. чтобы разнести эти телеграммы самостоятельно
  • Амперметр имеет внутреннее сопротивление 0,02 Ом, его шкала рассчитана на силу тока 1,2 А. Определить сопротивление шунта, который надо присоединить к амперметру, чтобы им можно было измерять силу тока до 6 А?
  • С точки,отдаленной от плоскости на расстоянии 10 см, проведены две наклонные, образующие с плоскостью углы 45 ° и 30 °. Угол между их проекциями равен 90 °. Найдите расстояние между концами наклонных.
  • дайте оценку действиям советского руководства в связи с событиями в чехословакии в 1968 г.
  • Реакция ионного обмена Ni+H2SO4
  • 1. Как вы понимаете название романа? Почему преступлению посвящена одна часть, а наказанию – пять частей романа? 2. Перечислите все события первой части романа, которые подталкивают героя к преступлению. Выпишите из текста реплики внутреннего монолога Раскольникова, которые показывают глубокие противоречия между «головной» теорией и живым сердцем. 3. Для чего писатель-гуманист Ф.М. Достоевский так подробно описывает убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы? 4. Как вы понимаете слова Сони в адрес Раскольникова: «От Бога вы отошли, и Бог вас поразил, дьяволу предал!»? 5. Объясните смысл фразы Раскольникова: «...вечная Сонечка, пока мир стоит!». В какой связи он это произносит? 6. Почему автор романа в сцене чтения Нового Завета обратился именно к притче о воскрешении Лазаря?