Олимпийский огонь в древней греции. История возникновения олимпийского огня

История возникновения Олимпийского огня берет начало в Древней Греции. Эта традиция напоминала людям о По легенде Прометей похитил у Зевса огонь и подарил его людям. Как началась современная история Олимпийского огня? Об этом далее в статье.

Когда стали зажигать огня?

В каком городе продолжилась традиция Древней Греции? В 1928-м году в Амстердаме началась современная история Олимпийского огня. Перед играми в Берлине, в 1936-м, была проведена первая Эстафета. Автором идеи стал Обряд Эстафеты огня превосходно подходил тогда под идеологическую доктрину фашистов. Он воплощал в себе сразу несколько символов и идей. Дизайн факела был придуман Вальтером Лемке. Всего было изготовлено 3840 штук. Факел имел длину в 27 сантиметров, а весил 450 грамм. Выполнен он был из нержавеющей стали. Всего в Эстафете участвовал 3331 бегун. На церемонии открытия игр в Берлине Олимпийский огонь зажигал Фриц Шильген. В течение нескольких последующих лет Международные соревнования не проводились. Причиной была 2-я Мировая война, начатая Гитлером.

История Олимпийского огня продолжилась уже с 1948-го года - тогда состоялись следующие игры. Хозяином соревнований стал Лондон. Было изготовлено два варианта факелов. Первый предназначался для Эстафеты. Он был выполнен из алюминия, внутри него помещались таблетки горючего. Второй вариант предназначался для завершающего этапа на стадионе. Он был выполнен из нержавеющей стали, а внутри него горел магний. Это позволяло даже при ярком свете дня видеть горящий огонь. Первая Эстафета зимних игр началась в норвежском городке Моргедаль. Это место было весьма популярным среди слаломистов и прыгунов с трамплина. Надо сказать, что в Норвегии давно существует традиция кататься на лыжах по ночам с факелом в руке. Лыжники решили доставить символ Международных игр в Осло. Для этих соревнований было изготовлено 95 факелов, рукоять каждого имела длину 23 сантиметра. На чаше была изображена стрела, которая соединяла Осло и Моргедаль.

Хельсинки, Кортина, Мельбурн

Финны оказались самыми экономными. Для проведения Олимпиады в Хельсинки было всего изготовлено 22 факела. К ним прилагались (всего 1600 штук), каждого хватало приблизительно минут на 20 горения. В связи с этим менять их нужно было сравнительно часто. Символ игр был выполнен в виде чаши, насаженной на березовую рукоять. Следующие игры состоялись в Кортина д"Ампеццо, на севере Италии. Часть Эстафеты огня тогда прошла на роликах. Вероятно, одним из прообразов дизайна символа игр в Австралии являлся вариант, созданный для Лондонских соревнований. Одновременно с австралийской Олимпиадой проводились состязания по конному спорту в Стокгольме. В связи с этим символ игр отправился сразу в две страны: Швецию и Австралию.

Скво-Вэлли, Рим, Токио

Организация церемоний закрытия и открытия Международных игр 1960-го в Калифорнии была возложена на компанию Disney. Дизайн символа соревнований сочетал в себе элементы мельбурнского и лондонского факелов. В этом же году игры состоялись в Риме. Дизайн символа игр был навеян автору античными скульптурами. В Токио Олимпийский огонь доставили по суше, морю и воздуху. В самой Японии пламя было разделено, его пронесли по 4-м направлениям и соединили по завершению Эстафеты в одно целое.

Гренобль, Мехико, Саппоро

Маршрут Олимпийского огня по Франции был наполнен приключениями. Так, через горный перевал Пюи-де-Санси символ игр пришлось буквально нести ползком из-за снежной бури. Через порт Марселя факел нес пловец в вытянутой руке. Самой травмоопасной считается Эстафета игр в Мехико. Все триста факелов внешне были похожи на венчики, которыми взбивают яйца. На церемонии открытия соревнований чашу с пламенем впервые зажгла женщина. Внутри факелов находилось горючее, которое оказалось быстровоспламеняющимся. В процессе Эстафеты несколько бегунов получили ожоги. Во время игр в Саппоро протяженность Эстафеты составила больше пяти тысяч километров, и участвовало в ней более 16 тыс. человек. Высота факела составила 70.5 см. Так же, как и перед соревнованиями в Токио, в этот раз пламя было разделено, и его пронесли по различным направлениям, чтобы факел смогло поприветствовать как можно больше людей.

Мюнхен, Инсбрук, Монреаль

Факел игр в Мюнхене был выполнен из нержавеющей стали. В различных погодных условиях, кроме экстремально жарких, он прошел тесты на "выносливость". Когда же на пути в Германию из Греции температура воздуха поднялась до 46 градусов, использовали герметичный факел. "Родственником" мюнхенского стал символ игр в Инсбруке. Как и предыдущий, он был выполнен в виде шпаги, которую вверху украшали На церемонии открытия было зажжено сразу две чаши - в знак того, что соревнования проходят здесь во второй раз. "Космическая" передача пламени состоялась в честь открытия игр в Монреале. На этих соревнованиях особое внимание уделялось тому, как будет выглядеть огонь с экранов телевизоров. Для усиления эффекта его поместили в черный квадрат, установленный на красной рукоятке. Такой передачи пламени до этого момента история Олимпийского огня еще не знала. В форме лазерного луча при помощи спутника его перенесли с континента на континент: в Оттаву из Афин. В Канаде чашу зажгли традиционным способом.

Лейк-Плэсид, Москва, Сараево

Эстафета в честь игр в США началась там, где англичанами были основаны первые поселения. Число участников забега было небольшим, и все они представляли штаты США. Всего бежало 26 женщин и 26 мужчин. Символ соревнований не отличался каким-либо новым дизайном. В Москве факел снова приобретает необычную форму с золотой верхушкой и золотой же декоративной деталью на рукоятке с эмблемой игр. Перед проведением соревнований изготовление символа было заказано достаточно крупной компании Японии. Но после того как советские чиновники увидели результат, они были крайне разочарованы. Японцы, разумеется, извинились, более того, выплатили неустойку Москве. После изготовление было поручено ленинградскому представительству Министерства авиапромышленности. Факел для игр в Москве в итоге стал достаточно удобным. Его длина была 550 мм, а вес - 900 грамм. Выполнен он был из алюминия и стали, внутрь встроен газовый капроновый баллон.

Лос-Анжелес, Калгари, Сеул

Олимпиада в США 1984-го года прошла с громкими скандалами. Во-первых, организаторы предлагали спортсменам пробежать свои этапы за 3 тысячи долларов/км. Безусловно, это вызвало волну негодования у родоначальников соревнований - греков. Факел был выполнен из стали и латуни, рукоятка была отделана кожей. На символе игр в Калгари впервые был выгравирован слоган соревнований. Сам факел был сравнительно тяжелым, весил порядка 1.7 кг. Выполнен он был в виде башни - достопримечательности Калгари. На рукояти лазером были сделаны пиктограммы, которые олицетворяли зимние виды спорта. К играм в Сеуле был подготовлен факел из меди, кожи и пластмассы. В его дизайне было сходство с канадским предшественником. Отличительной чертой символа игр в Сеуле стала истинно корейская гравировка: два дракона, которые символизировали гармонию Востока и Запада.

Альбервиль, Барселона, Лиллехаммер

Игры во Франции (в Альбервиле) положили начало эпохе экстравагантных дизайнов символа соревнований. К созданию формы факела был привлечен Филипп Старк, который прославился своей мебелью. Факел игр в Барселоне кардинально отличался от всех предыдущих. Дизайн символа придумал Андре Рикард. По задумке автора, факел должен был выражать "латинский" характер. Чаша на церемонии открытия была зажжена лучником, который пустил стрелу прямо в ее центр. На стадион Лиллехаммера факел внес, в полете держа на вытянутой руке, прыгун с трамплина. Как и перед соревнованиями в Осло, пламя зажгли не в Греции, а в Мордегале. Но греки заявили протест, и огонь был доставлен в Лиллехаммер из Греции. Его и доверили прыгуну с трамплина.

Игры в Сочи 2014

Макет факела, его концепция и проект были придуманы Изначально в качестве материалов для его изготовления предполагались поликарбонат и титан. Однако в производстве использовался алюминий. Этот факел стал одним из самых тяжелых из всех, которые когда-либо были. Его вес составил больше полутора килограммов (фото Олимпийского огня в Сочи представлено выше). Высота "пера" - 95 сантиметров, в самом широком месте ширина - 14.5 см, а толщина - 5.4 сантиметра. Такова краткая история Олимпийского огня. Для детей, живущих в России, игры в Сочи стали поистине знаменательным событием. Символика соревнований стала любима и взрослыми.

Кульминация праздника торжественного открытия Игр - прибытие на стадион Олимпийского огня.

На Олимпийских играх современности торжественный огонь впервые был зажжен в 1936 году на XI Олимпийских играх. Но традиция освящения Олимпиад огнем существовала еще в Древней Греции. Сейчас Олимпийские правила строго определяют этот ритуал.

В Олимпии, где проходили древние Игры, огонь зажигают от солнца с помощью линзы одетые в античные костюмы девушки. На эту церемонию собираются много зрителей, журналистов, фото- и кинорепортеров. Факел передают юноше, который в сопровождении двух бегунов направляется в сторону столицы Греции - города Афины. Так начинается факельная эстафета Олимпийского огня. Чтобы избежать случайностей, рядом с факелом несут две шахтерские лампы с огнем, которые зажжены от факела. По всему маршруту бегунов встречают тысячи людей, устраиваются митинги.

Бывало, что факел доставлялся не только бегунами, но и на автомашинах, самолетах, кораблях. Так, в 1956 году огонь, принесенный бегунами в Афинский акрополь, был затем в шахтерских лампах погружен в самолет, который и доставил его в Австралию. Здесь снова был зажжен факел, и 270 австралийских бегунов, сменяя друг друга, несли его в Мельбурн. А в столицу XIX Игр - Мехико огонь прибыл на корабле.

Отражением технического прогресса стала процедура доставки огня на XXI Олимпийские игры. Зажженный в Олимпии и прошедший традиционный путь по Греции, он затем с помощью лазера и искусственного спутника Земли в считанные мгновения был «переброшен» в Канаду. Огонь приняли бегуны и доставили в Монреаль.

Завершить факельную эстафету - внести Олимпийский огонь на стадион и зажечь огонь в чаше - особенно почетно. Эта честь чаще всего предоставляется одному из лучших спортсменов страны, проводящей Олимпийские игры. К примеру, в 1952 году в Хельсинки огонь зажег знаменитый финский бегун 55-летний Пааво Нурми. В Мельбурне это право получил ставший впоследствии выдающимся бегуном на длинные дистанции Рональд Кларк, тогда еще юниор.

Но бывали исключения. На XVIII Олимпийских играх в Токио почетнейшую роль доверили 19-летнему юноше Исинори Сакаи, родившемуся в окрестностях Хиросимы в день атомной бомбардировки.

В Мехико честь зажечь огонь впервые была предоставлена женщине - Энрикете Басилио Сотело. В Монреале на последнем этапе эстафеты факел несли монреальский юноша Стив Префонтейн и девушка из Торонто Сандра Хендерсон, символизируя единение канадцев, говорящих на французском и английском языках. Кстати, Сандра и Стив, познакомившись за несколько дней до торжественного дня, затем подружились, а позже и поженились.

Огонь XXII Олимпийских игр в Москве по традиции был зажжен в Олимпии. Здесь он начал свой тридцатидневный 4970-километровый путь по территории четырех стран - через города и села Греции, Болгарии, Румынии и СССР. В Москве были зажжены еще четыре олимпийских факела, которые направились в Таллинн, где проходила парусная регата, в Ленинград, Киев и Минск - города, принимавшие футбольные турниры. На Центральный олимпийский стадион имени В. И. Ленина на торжественную церемонию открытия Игр факел внес троекратный олимпийский чемпион легкоатлет Виктор Санаев, здесь у него эстафету принял баскетболист олимпийский чемпион Сергей Белов, который и зажег огонь в чаше.

Беспрецедентной оказалась факельная эстафета, предшествовавшая XXIII Олимпийским играм-84 в Лос-Анджелесе, где каждый километр пути в полном смысле слова распродавался оптом и в розницу. В результате священный факел - символ мира, силы человеческого духа, честности, благородства спортивной борьбы - побывал в руках людей, далеких от спорта и олимпийских идеалов.

На Олимпийский стадион в Сеуле с факелом вбежал 76-летний Сон Ки Чун,- на XI Играх 1936 года в Берлине этот ветеран был победителем марафонского бега. Зажечь пламя в чаше было доверено трем молодым спортсменам - Сун Мак Чуну, Вон Так Киму и Ми Чун Сону.

Зажжение огня стало традицией и при открытии зимних Олимпийских игр. На VI Белой олимпиаде в Осло его принесли из небольшого городка Моргедале на севере Норвегии. Факел был зажжен от камина в домике, где жил основатель современного лыжного спорта Сонд-ре Нордхейм. Здесь же начал свой путь огонь, доставленный и на следующие зимние Олимпийские игры - в Кортина дАмпеццо и в Скво-Вэлли. А в дальнейшем и зимние Олимпиады стали «получать» огонь из Олимпии.

В 1952 году в Осло честь нести факел на последнем этапе была предоставлена Эгилю Нансену - внуку знаменитого полярного исследователя. В Кортина д’Ампеццо факельную эстафету завершил известный итальянский конькобежец Гвидо Кароли, в Гренобле - прославленный французский фигурист Ален Кальма, на XII зимней Олимпиаде в Инсбруке - Иозеф Файстмайтль - чемпион Олимпиады и мира в санном спорте и Кристль Хаас, имеющая те же титулы в горнолыжном спорте.

Права зажечь огонь XIII зимних Игр 1980 года тайным голосованием был удостоен 44-летний врач-психиатр Ч. М. Керр, большой любитель спорта.

Более 5 тысяч километров, через 197 городов и сел Югославии,- таким был маршрут эстафеты Олимпийского огня XIV Игр в Сараеве. На последнем этапе факел пронесла 19-летняя фигуристка из Загреба Сандра Дубравчич.

Путь в 18 тысяч километров проделал Олимпийский огонь XV зимних Игр в канадском городе Калгари. На предпоследнем этапе факел был доверен Рику Хансену. Этот инвалид-энтузиаст совершил необыкновенное кругосветное путешествие на коляске, во время которого собрал 21 миллион долларов и передал их на развитие спорта среди инвалидов. Затем огонь по дорожке пронесли конькобежка Кэти Пристнер и горнолыжник Кен Рид. А зажгла его 12-летняя семиклассница из Калгари Робин Перри.

Начиная с XI Олимпийских игр 1936 года зажигается олимпийский огонь. Факел, который доставляют на олимпийский стадион, зажигается в небольшом греческом городке Олимпия - месте, где на протяжении 1170 лет - с 776 года до новой эры и до 394 года новой эры - проходили древние Олимпийские игры.

Огонь зажигается с помощью линзы от солнечных лучей. Затем факел с олимпийским огнем эстафетой доставляется в город, проводящий очередные игры. Огонь несут бегуны тех стран, через которые проходит маршрут эстафеты. Там, где факел не может быть пронесен бегунами, он доставляется одним из видов транспорта (огонь сохраняется при этом обычно в шахтерской лампе).

На празднике торжественного открытия Олимпийских игр бегун с факелом пробегает по дорожке стадиона и зажигает огонь в чаше, установленной на трибуне. Этот огонь горит непрерывно во время всех Игр.

Олимпийский факел на последнем этапе проносили и зажигали олимпийский огонь:
на XV Играх 1952 года - прославленный финский бегун, обладатель двенадцати олимпийских медалей Пааво Нурми;
на XVI Играх 1956 года - австралийский бегун Рон Кларк, ставший впоследствии выдающимся бегуном, неоднократно устанавливавшим мировые рекорды в беге на длинные дистанции;
на XVII Играх 1960 года - юный итальянский бегун Перис;
на XVIII Играх 1964 года - молодой японский спринтер Иосинори Сакаи, родившийся в окрестностях Хиросимы в день американского атомного нападения в 1945 году;
на XIX Играх 1968 года впервые огонь зажигала женщина - мексиканская бегунья Норме Энрикете Басилио Сотело;
на XX Играх 1972 года-18-летний западногерманский легкоатлет Гюнтер Цан.

На зимних Олимпийских играх: на VI Играх 1952 года - внук знаменитого полярного исследователя Фритьофа Нансена - норвежский лыжник Эгиль Нансен;
на VII Играх 1956 года - известный итальянский конькобежец Гвидо Каролли;
на VIII Играх 1960 года - чемпион VI зимних Олимпийских игр американский конькобежец Кеннет Генри;
на IX Играх 1964 года - чемпион мира по слалому австриец И. Риедер;
на X Играх 1968 года - знаменитый французский фигурист Алэн Кальма;
на XI Играх 1972 года - японский спортсмен Хидеки Такада.

Почему огонь погас? 10 удивительных историй про олимпийский факел

Не успев приехать в Россию, олимпийский огонь погас на пути к Красной площади. Алексей Авдохин рассказывает, почему этому форс-мажору не стоит удивляться.

Гаснул, гаснет и будет гаснуть

Зажженному в Древней Олимпии от солнечных лучей олимпийскому пламени не привыкать гаснуть. В 76-м, например, огонь потух в чаше олимпийского стадиона в Монреале прямо во время Игр – нахулиганил затяжной ливень. Два года назад в Лондоне факел тоже пострадал от воды – капитан юношеской сборной по рафтингу не уберег его во время спуска по трассе, а огонь пекинской Олимпиады на пути к цели и вовсе гас не один десяток раз – но тогда, рассказывают, напортачили китайские производители факелов.

Как герои обретают известность

О 60-летнем Шаварше Карапетяне, если бы в воскресенье факел погас не в его, а в других руках (например, Димы Билана), так, наверное, и знали бы единицы. О том, что без малого сорок лет назад он – юный, но уже выдающийся пловец-подводник – вместе с младшим братом спас из упавшего в Ереванское озеро троллейбуса два десятка человек.

«Я точно знал, что, несмотря на всю мою подготовку, меня хватит лишь на определенное количество погружений. Но я понимал, что в этот момент в этом месте никто не смог бы сделать то, что сделал я. Вся моя спортивная подготовка соответствовала этому мгновению, и ждать было нечего», – в 12-градусной сентябрьской воде Карапетян подхватил пневмонию, осложненную заражением крови после порезов об окна того троолейбуса, но даже после этого смог установить мировой рекорд на 400-метровке с аквалангом.

Но по-настоящему знаменитым Карапетяна не сделали ни десятки спасенных жизней, ни почти дюжина мировых рекордов, ни три десятка побед на чемпионатах мира и Европы – многие обо всем этом узнали только после внезапно погасшего над его головой олимпийского огня.

Знал ли сотрудник ФСО о древней традиции добывать огонь от Солнца?

Кажется, что-то пошло не так. Осознав этот очевидный факт и отреагировав на многозначительные жесты Карапетяна, хладнокровный сотрудник охраны всеми силами поддержал едва начавшуюся эстафету олимпийского огня.

Неизвестно, входит ли зажигалка в комплект базовой экипировки ФСО или это была личная инициатива неизвестного героя, но выглядел процесс восстановления утраченного пламени весьма колоритно. Хотя для пущей аутентичности охраннику, конечно, стоило добыть огонь с помощью параболического зеркала, фокусирующего солнечные лучи. Такова традиция.

Греческий олимпийский огонь по-прежнему в России

Впрочем, уже на следующем этапе эстафеты в факеле горел огонь из Древней Олимпии – успокоил Чернышенко. Везти из Греции запасные лампады с огнем – такая практика действительно принята довольно давно именно для таких форс-мажоров. Более того, именно в такой лампаде олимпийский огонь и попал в Россию из Греции – вы же не допускаете, что три с лишним часа в специальном рейсе Афины – Москва из чаши факела выбивались языки пламени.

Разумеется, выверять – на следующем ли этапе огонь обрел свои корни или позже никто не станет, но традиции требуют зажжения именно олимпийского огня. Ведь даже в Олимпийской хартии есть строгая сноска: «Олимпийским огнем является огонь, зажигаемый в Олимпии под эгидой МОК».

Как видите, все-таки под эгидой МОК, а не ФСО.

Александр Овечкин и его факел. Фото: /Dimitri Messinis/Pool

Инженерное решение «сочинского» факела

На самом деле конструкция олимпийского факела разработана так, чтобы ни сильный дождь, ни порывистый ветер, ни морозы не могли его потушить. «Он сможет погаснуть только по воле человека, – обещал в интервью «Известиям» создатель российской версии факела Андрей Водяник. – В его основе лежит уникальная система двойного горения, по принципу «русской матрешки». Внутри горит огонь, от которого загорается огонь внешний. Если внешний вдруг потухнет от порыва ветра или дождя, то он тут же загорится снова от внутреннего пламени».

Более того, опытные образцы факелов проходили испытания в лаборатории Красноярского машиностроительного завода. Что только там с ними ни делали – заливали водой, охлаждали, имитировали разреженный воздух, мини-ураган и даже падение факелоносца в снежный сугроб. Разве что в вакууме не проверяли. Не поверите – они продолжали гореть при любых обстоятельствах.

На вкус и цвет

Дизайнеры старались исполнить факел в форме пера жар-птицы. Кроме газовой капсулы в его алюминиевый корпус инкрустированы олимпийские эмблемы, а рукоять и центральная декоративная вставка отлиты из прозрачного полимера высокой прочности и прозрачности. Изнутри детали покрыты ультра глянцевыми красителями с прозрачной поверхностью глубоких цветов: красного или небесно-голубого, а снаружи серебристый.

Всего разработчиками создано три модификации факела – горная (продолжает гореть при сильной нехватке кислорода), подводная (для передачи эстафеты на дне Байкала) и стандартная.

Технические характеристики олимпийского факела:

Общий вес – 1,8 кг, высота – 95 сантиметров, ширина в самом широком месте – 0,145 м, толщина – 54 мм.

По 15 тысяч за штуку

Олимпийская эстафета – это вам не легкоатлетическая, тут принято не передавать факел, как палочку, а зажигать один от другого. Поэтому число необходимых факелов должно хотя бы приблизительно совпадать с числом факелоносцев, которых набралось больше 14 тысяч человек.

Примерно столько же закупили и факелов. На это было потрачено 207 миллионов рублей – выходит около 15 тысяч рублей за штуку. Для столь редкого сувенира – цена вроде бы сносная.

Мы хотим всем рекордам…

Эстафета из 14 тысяч человек – такого колоссального размаха не было ни на одной Олимпиаде. Как никогда прежде эстафета огня не охватывала столько населенных пунктов – 2900, не продолжалась так долго – 123 дня и не преодолевала такое гигантское расстояние – более 65000 км.

Трудна доля факелоносца

Правда, не каждый соглашался на столь сложную миссию – пробежать с олимпийским факелом несколько сотен метров.

«Я прочитал договор – кабальный, я был просто поражен, если честно. Там какие-то 6 документов приложены, 15 страниц», – Константин Ремчуков. – Это полное лишение меня прав. Организаторы запрещают мне комментировать это действо, без особых объяснений причин в любой момент меня могут лишить прав нести факел.

Точка, в которой я понесу факел, определяется организаторами – это может быть Камчатка, это может быть еще где-то, да? Но главное – организаторы не несут ответственности за пропавшие у меня личные вещи во время эстафеты. При этом там описано, как я должен быть одет. Ничего другого я не могу иметь, да? Не могу пришпандорить свою сумочку с документами».

Как было в СССР

Судьбой олимпийского факела в СССР занимался специально созданный в 1976 году отдел Управления эстафеты Олимпийского огня Игр-1980. Разработку перепоручили ленинградскому машиностроительному заводу им. Климова, причем отвели на это специалистам предприятия всего месяц. Группа инженеров во главе с Борисом Тучиным в установленный срок уложилась, установив, тем самым, своеобразный рекорд. Всего к Олимпиаде на заводе выпустили 6 200 факелов с верхушкой и рукояткой золотого цвета. Внутри факелов помещались баллоны со сжиженным газом, а также специальные шнуры, пропитанные оливковым маслом, что придавало пламени розовый оттенок.

    Олимпийский огонь - один из символов Олимпийских игр. Зажигается с началом Игр и гаснет с их окончанием.

    Традиция уходит глубоко корнями к Древней Греции, когда Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге титана Прометея, по легенде, похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям.

    В современной истории идею зажжения олимпийского огня от солнечных лучей у храма Зевса в Олимпии впервые высказал Пьер де Кубертен в 1912 году. Возродили же античную традицию лишь на летних играх 1928 года в Амстердаме, когда над главным стадионом Олимпиады впервые в истории современного олимпизма в специально сконструированной чаше (на рис.) заполыхал олимпийский огонь.

    Эстафета олимпийского огня впервые была проведена перед открытием Олимпийских игр 1936 года в Берлине. Считается, что автором идеи был профессор и спортивный функционер Карл Дим (Carl Diem). При Гитлере его назначили генеральным секретарем подготовительного комитета Олимпиады - 1936 в Берлине. На одной из античных ваз он обнаружил сюжет, изображавший древнегреческих атлетов с факелами в руках. Эту идею Дим и взял за основу при реализации своего проекта. Но о чём забывают или умалчивают, так это о том, что настоятельную рекомендацию по этому поводу он получил из «Имперского Министерства народного просвещения и пропаганды», которое было известно в том числе и организацией факельных шествий по всей Германии. По задумке организаторов, огонь должен был связать в сознании немцев Третий Рейх с Древней Грецией. Тогда же, специально для эстафеты олимпийского огня, немцы Вальтер Лемке и Петер Вольф (Walter Lemcke , Peter Wolf) сконструировали первый олимпийский факел .

    Организаторы Олимпиады 1952 в Осло решили впервые провести зимнюю эстафету олимпийского огня . Однако, она брала начало не в Олимпии, а в норвежском местечке Моргедаль (Morgedal ). Источником огня послужил камин в доме-музее популяризатора лыжного спорта Сандре Нордхейма . Идея норвежцев в дальнейшем распространить эту традицию на все зимние игры не нашла поддержки. Лишь ещё два раза, перед зимними играми 1960 года в Скво-Велли и 1994 года в Лиллехаммере, эстафета олимпийского огня стартовала в Норвегии. Причём перед играми 1994 года олимпийский огонь для международной части эстафеты был зажжён в Олимпии.

    Церемониал зажжения огня в Олимпии (на греческом полуострове Пелопоннес) строг и выверен временем. Девушки-актрисы, одетые в античные плятья , изображают древнегреческих жриц. «Верховная жрица» на развалинах храма богини Геры произносит молитву богам Аполлону и Зевсу с просьбой послать на землю священный Олимпийский огонь и, преклонив колено, подносит факел к параболическому зеркалу, фокусирующему лучи Солнца.

    Ритуал зажжения Олимпийского огня в Олимпии на развалинах храма богини Геры

    Для этой церемонии также изготавливается и специальная амфора в древнегреческом стиле, на боках которой изображены бегущие эллинские юноши. После зажжения факела, жрица подходит к амфоре и зажигает в ней огонь. Перед тем как передать факел участникам олимпийской эстафеты, жрицы должны исполнить танец. И только после завершения танца от факела жрицы зажигается огонь факела первого олимпийского факелоносца , который и открывает им эстафету Олимпийского огня. Эта эстафета, точнее её греческий участок занимает восемь дней и заканчивается в Афинах. Там Олимпийский огонь передается организаторам очередных Олимпийских игр.

    В настоящее время новости о презентации очередного высокотехнологичного факела причудливой формы или впечатляющей эстафеты олимпийского огня приковывают внимание миллионов жителей планеты, а подробности ритуала зажжения олимпийского огня в чаше стадиона являются главной загадкой церемоний открытия Олимпийских игр.

    «Посмотрите на факелы прошлых зимних Олимпиад! Их внешность можно описать словами “квадратиш, практиш, гут”. Нашей же задачей было разработать совершенно выдающийся дизайн, с этаким исконно русским “подвывертом”. Но важнее всего – он должен быть душевным. Не просто сухой и функциональный промдизайн, а именно душевный!» – последнее слово Владимир Пирожков произносит с придыханием. Владимир – руководитель центра промышленного дизайна и инноваций AstraRossa Design, где разрабатывался внешний вид факела зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

    Лет семь назад Владимир Пирожков и представить себе не мог, что покинет солнечную виллу в Ницце, вернется в Россию и займется зимним факелостроением. Выпускник Свердловского архитектурного института, он чуть ли не автостопом покинул страну в начале 1990-х и угодил в подмастерья к основателю биодизайна, легендарному Луиджи Колани. Затем успешно работал дизайнером по интерьерам в компании Citroёn, где из-под его пера вышли интерьеры моделей C3, C3 Pluriel, С4 Coupe, С5 и специально «заточенного» под президента Франции Жака Ширака C6 Lignage.

    Потом работал в европейском центре Toyota в Ницце, где дослужился до начальника подразделения, которое занимается «автомобилями будущего».

    А в 2007 году тойотовский дизайн-центр в Ницце с экскурсией посетил тогдашний министр экономразвития РФ Герман Греф, который и предложил дизайнеру вернуться на родину. Так появился центр AstraRossa Design, дебютом которого стал проект визуального стиля самолета SuperJet 100.

    «Задача спроектировать дизайн факела зимней Олимпиады в Сочи свалилась на нас как снег на голову, – говорит Владимир. – Пару лет назад оргкомитет Олимпийских игр проводил конкурс на разработку дизайна олимпийского факела. Мы подали заявку и, конечно, надеялись на попадание в финал, иначе какой смысл участия? Но надежда была осторожной. Почему? Посмотрите, кто разрабатывал дизайн факелов хотя бы двух прошлых зимних Олимпиад: Pininfarina (Турин, 2006) и Bombardier (Ванкувер, 2010). На фоне таких гигантов планетарного масштаба наша компактная российская компания смотрелась просто вызывающе, но мы все же подали заявку. А через месяц нам позвонили из оргкомитета».

    Внешность и эргономика

    По словам Пирожкова, в дизайне факела нет ни одной прямой, все линии витиеватые, они не западные и не восточные – они наши. Корпус выполнен из литого алюминия. Вставки из красного поликарбоната, выкрашенного изнутри ярко-желтым, создают ощущение внутреннего свечения. Цветовая гамма олицетворяет девиз нашей Олимпиады: «Лед и пламень». А идея дизайна основана на артефакте, который так стремятся получить герои русских сказок, – пере Жар-птицы.

    Эргономика факела, рассказывает Владимир Пирожков, поставила немало вопросов. «В отличие от факелов летних Олимпийских игр, зимние должны быть лучше защищены от капризов непогоды. Соответственно, они более мощные и тяжелые, а это накладывает дополнительные ограничения на эргономику. К примеру, факел Ванкуверской олимпиады весит всего 1,8 кг, но в руке неудобен – болтается. А если взять туринский – за 2 кг, но идеально сбалансирован! Мы постарались перенести центр тяжести максимально близко к ручке факела и в итоге сохранили канадский вес и итальянскую эргономику».



    Давайте немного отвлечемся от темы и вспомним факелы прошлых олимпиад:

    Современную Церемонию зажжения олимпийского огня проводят одиннадцать женщин, изображающие жриц, в ходе которой одна из них зажигает огонь с помощью параболического зеркала, фокусирующего лучи Солнца. Затем этот, однако в разное время использовались и другие способы транспортировки. Кроме основного факела, от олимпийского огня зажигают и специальные лампы, предназначенные для хранения огня на случай, если основной факел (или даже огонь на самих играх) погаснет по той или иной причине. Известен как минимум один случай, когда огонь погас во время игр (Монреаль, 1976, во время ливня).

    Традиция зажигания олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге титана Прометея, по легенде, похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям.

    Традиция была возрождена в 1928 году и сохраняется до сих пор. Во время Олимпийских игр 1936 года, проводившихся в Берлине, впервые была проведена эстафета Олимпийского огня (по идее Йозефа Геббельса). Более 3000 бегунов участвовали в доставке факела из Олимпии в Берлин. На зимних Олимпийских играх огонь зажигался и в 1936, и в 1948 году, но эстафета впервые была проведена в 1952 году перед зимними Олимпийскими играми в Осло, причём брала начало не в Олимпии, а в Моргендале.

    Итак, олимпийские факелы , давайте подробнее о некоторых их них.

    Факел Олимпиады 1972 в Мюнхене (Германия)

    Главной чертой дизайна Игр стали знаменитые пиктограммы спортсменов, разработанные Отлом Айхером. Газовый факел был изготовлен из нержавеющей стали и прошел тесты на выносливость в разных погодных условиях, кроме экстремальной жары. Когда на пути из Греции в Германию температура достигла 46 градусов по Цельсию, пришлось использовать специальный герметичный факел.

    Факел Олимпиады 1980 в Москве (СССР)

    Судьбой олимпийского факела в СССР занимался специально созданный в 1976 году отдел Управления эстафеты олимпийского огня Игр-1980. Группе специалистов предстояло решить, какими будут форма факела и его внутреннее устройство. Изначально планировалось поручить его изготовление японцам, но советским чиновникам не понравился предложенный ими факел в виде тростника. В итоге разработку перепоручили Ленинградскому машиностроительному заводу им. Климова, причем отвели на это специалистам предприятия всего месяц. Группа инженеров во главе с Борисом Тучиным в установленный срок уложилась, установив тем самым своеобразный рекорд. Всего к Олимпиаде на заводе выпустили 6200 факелов с верхушкой и рукояткой золотого цвета. Внутри факелов помещались баллоны со сжиженным газом, а также специальные шнуры, пропитанные оливковым маслом, что придавало пламени розовый оттенок.

    Факел Олимпиады 1992 в Барселоне (Испания)

    Выбрать столицу летней Олимпиады-1992 предстояло в 1986 году на 91-й сессии МОК. В числе претендентов была Барселона, делегация которой использовала во время презентации интересный ход. На карте Европы горящие факелы отмечали столицы прошлых Олимпиад, а вот Иберийский полуостров тонул во тьме. Задумку испанцев оценили, и Барселона получила право провести игры. Оставалось лишь создать факел, который не был бы похож на предыдущие. Столь ответственное задание доверили индустриальному дизайнеру Андре Рикарду. Его целью, как он сам это сформулировал, было придать факелу «латинский характер». В результате Рикард создал один из самых оригинальных факелов за всю историю Олимпиад. По форме он напоминал длинный гвоздь, «шляпка» которого случила чашей для огня. Необычный факел смогли оценить жители 652 населенных пунктов, по которым прошла эстафета олимпийского огня.

    Факел Олимпиады 1994 в Лиллехаммере (Норвегия)

    Впервые Зимние и Летние Олимпийские игры начинают проводится поочередно через каждые два года. Этот тонкий факел прошел тесты на устойчивость при ветреной погоде. Дело в том, что на стадион Лиллехаммера его внес прыгун с трамплина, держа факел в полете на вытянутой руке. И снова, как и перед Олимпиалой в Осло, огонь был зажжен не в Греции, а в норвежском Мордегале. На этот раз эстафета огня растянулась на 12 тысяч километров. Но неожиданно греки заявили протест, призывая организаторов норвежских Игр вернуться к традиции. В результате огонь из Греции был все-таки доставлен к открытию Игр, и именно от него зажгли факел, который и доверили прыгуну с трамплина.

    Факел Олимпиады 1996 в Атланте (США)

    Летняя Олимпиада-1996 в Атланте проходила в год 100-летнего юбилея современных Олимпийских игр. И поэтому разработчики дизайна олимпийского факела решили отдать дать античной традиции. Над внутренним устройством работала команда специалистов из технологического университета Джорджии, а за внешний облик отвечал дизайнер Малколм Грир. Именно он придумал выполнить факел в виде связки тростника. Число алюминиевых стеблей должно было символизировать 26 летних Олимпиад, прошедших с 1896 года. Но несколько трубок расплавилось, и в итоговом варианте стеблей было 22. Также форма факела отсылала к прямым линиям классической греческой архитектуры. Факел Игр в Атланте стал самым длинным в истории всех Олимпиад и единственным с захватом посередине. Права зажечь им олимпийский огонь на церемонии открытия Игр удостоился легендарный Мохаммед Али.

    Факел Олимпиады 1998 в Нагано (Япония)

    Факел сделан по подобию традиционных японских факелов Таймацу, но с некоторыми современными элементами. Он был целиком из алюминия, а горел на основе пропана — и считался самым экологически чистым из всех сделанных до тех пор. Шестиугольная форма верхушки факела символизирует снежинку, а серебряный цвет — зиму. Честь внести Олимпийский огонь на стадион Нагано выпало британцу Крису Муну, потерявшему руку и ногу в Мозамбике, где обезвреживал противопехотные мины. Под шквал оваций Мун пробежал по стадиону, несмотря на то, что вместо одной из ног у него протез.

    Факел Олимпиады 2000 в Сиднее (Австралия)

    Когда на 101-й сессии МОК право принять Олимпиаду получил австралийский Сидней, многие задумались о том, насколько длинной получится эстафета олимпийского огня. В итоге ее протяженность составила 17 000 км. Факел с олимпийским огнем доставляли пешком, поездами, велосипедами, байдарками, паромом, самолетом, верхом на лошадях и даже под водой. Последний отрезок пути аквалангисты проплыли с факелом сквозь расщелины Большого Барьерного рифа. За четыре года до старта игр олимпийский комитет Австралии устроил тендер среди четырех десятков местных дизайн-бюро и в итоге остановил выбор на Blue Sky Design. Источниками вдохновения для проектной группы послужили здание Сиднейской оперы, Тихий океан и охотничий бумеранг. В результате факел сиднейской Олимпиады получился многослойным, причем каждый из слоев олицетворял отдельную стихию: землю, воду и огонь.

    Факел Олимпиады 2002 в Солт Лейк Сити (США)

    Дизайн факела в виде сосульки, сделанной из серебра и меди со стеклянным наконечником, призван проиллюстрировать девиз Олимпиады в Солт-Лейк-Сити: «Зажги огонь в себе». Язык пламени как бы пробивается сквозь лед. Наряду со спортсменами в эстафете участвовали родственники тех, кто погиб в результате трагических событий 11 сентября в Нью-Йорке.

    Факел Олимпиады 2004 в Афинах (Греция)

    Факел афинской Олимпиады был представлен общественности за год до старта игр. Его создателем стал промышленный дизайнер Андреас Варотсос, до этого занимавшийся разработкой офисной мебели. Основными материалами, из которых был изготовлен факел, стали оливковое дерево и металл. Первое должно была символизировать древнюю историю Греции, а второй - современность. Афинский факел, форма которого напоминала скрученный лист оливы, получился весьма лаконичным и даже скромным, но это не смущало представителей олимпийского комитета Греции. Хуже оказалось то, что факел оказался технически несовершенным: его неоднократно задувало ветром в ходе эстафеты олимпийского огня, а в довершение всех бед пламя погасло прямо в храме Геры в момент торжественной передачи Олимпийского огня президенту оргкомитета афинских игр Иоанне Ангелопулу-Даскалаки.

    Факел Олимпиады 2006 в Турине (Италия)

    Знаменитая итальянская дизайнерская фирма Pininfarina, работающая с такими гигантами автомобилестроения, как Ferrari, Maserati, Rolls-Royce и Jaguar, решила попробовать себя и в создании олимпийской символики. По форме факел напоминает лыжу, а пробивающиеся сквозь отверстия языки пламени создают иллюзию огненного шара. Однако, несмотря на изящный дизайн, этот факел был подвергнут критике со стороны представителей различных Олимпийских комитетов за то, что оказался слишком тяжелым. Многие спортсмены чувствовали себя не слишком комфортно, неся почти двухкилограммовый факел.

    Факел Олимпиады 2008 в Пекине (Китай)

    Почти год команда дизайнеров и технических специалистов работала над созданием факела пекинских Олимпийских игр 2008 года. Столь ответственное задание было поручено IT-компании Lenovo - известному производителю компьютеров. Факел пекинских Игр был выполнен в виде свитка, ведь именно бумага считается одним из великих изобретений Китая. Главными цветами факела стали красный, символизирующий торжество победы, и серебристый. А оформить его верхнюю часть было решено узором из облаков, который часто встречается в живописи и элементах интерьера в Китае. Факел Олимпиады-2008 стал одним из самых технологичных и экологичных в истории и даже получил название «Облако надежды». Он был сделан из сплава алюминия и магния, а в качестве топлива в нем использовался пропан, не загрязняющий в процессе горения атмосферу и не причиняющий вреда легким спортсменов.

    Факел Олимпиады 2010 в Ванкувере (Канада)

    Дизайн этого факела придумали художники компании-производителя транспортных средств Bombardier и Hudson’s Bay Company. Его длина — 94,5 см, а вес — 1,6 кг. Форма факела напоминает следы лыж на снегу, а также канадский ландшафт. Боковые отверстия для горения вырезаны в форме кленового листа. На белоснежном факеле изображена эмблема Олимпийских игр в Ванкувере — Инукшук. Инукшук — это нагромождение камней в форме человечка с разведенными в стороны руками. Коренные жители региона, инуиты, устанавливали их в качестве дорожных указателей.
    Десятки инженеров и дизайнеров в течении двух лет разрабатывали и тестировали далеко не простое устройство факела. Пришлось создавать специальное топливо (смесь пропана и изобутана), которое бы горело при низкой температуре. Особая конструкция воздухозаборных отверстий формирует пламя в виде развивающегося флага.

    Факел Олимпиады 2012 в Лондоне (Великобритания)

    Ровно за 100 дней до старта лондонской Олимпиады публике был представлен факел грядущих Игр. Его разработку доверили жителям британской столицы - дизайнерам Эдварду Барберу и Джею Осгерби. Прежде чем приступить к работе, каждый из них получил 80-страничное описание требований с изображениями всех ранее существовавших моделей олимпийских факелов. Для игр в Лондоне дизайнеры придумали факел треугольной формы, выполненный из алюминиевого сплава. Выбор материала сумел одновременно обеспечить его легкость и прочность, а три грани символизировали не только слова олимпийского девиза «Быстрее, выше, сильнее», но и третью по счету Олимпиаду в Лондоне. Кроме этого, оригинальной оказалась нанесенная на факел перфорация: 8000 круглых отверстий символизируют число факелоносцев, которые приняли участие в эстафете олимпийского огня.

    А теперь вернемся к нашему факелу 2014.

    Внутренний огонь

    «Перо Жар-птицы» – это лишь внешняя оболочка. Горючую начинку разработали специалисты крупного российского оборонного предприятия – Красноярского машиностроительного завода, «Красмаша». Система горения состоит из трех основных частей: газового баллона, крана и горелки-испарителя.

    Инженеры-ракетчики могли бы использовать чистый промышленный пропан, который отлично горит и имеет довольно низкую температуру кипения, –42°С, что немаловажно в условиях русской зимы. Однако чистый пропан имеет октановое число 100 единиц, взрывоопасен и невозможен для использования по требованиям безопасности. Поэтому была выбрана смесь пропана с бутаном в безопасном соотношении 80:20. Этой сжиженной смесью специально сконструированный под форму корпуса баллон, давление в котором составляет 12 атм, наполнен на половину своего объема.

    60 г газа хватает примерно на 8–10 минут горения. Опять же из соображений безопасности забор газа производится именно из жидкой фракции (трубка-заборник опущена на дно баллона). Казалось бы, работать с газообразной фракцией удобнее – в системе поддерживается практически постоянное давление, и пламя очень стабильно.

    Но если такой факел резко наклонить или перевернуть, произойдет «захлестывание» заборника жидкости и, как следствие, перебой системы горения. Тем не менее факел московских Олимпийских игр 1980 года был сделан именно так! Дело в том, что тогда факелоносцами были профессиональные спортсмены, которым было приказано

    держать факел строго вертикально, и они четко соблюдали это правило. Кстати, из более чем 6000 московских факелов погасло всего 36 штук, что, по сравнению с другими олимпиадами, отличный показатель.



    Ясным пламенем

    При открытии игольчатого клапана газ по трубопроводу через первый жиклер (калиброванное отверстие для подачи строго определенного количества топлива) поступает в трубку испарителя, спирально намотанную на корпус горелки, где, нагреваясь, переходит в газообразное состояние. А затем через еще один жиклер газ вырывается наружу ясным пламенем.

    Но не слишком ясным: смесь должна быть переобогащена горючим газом. В этом случае в пламени образуются частицы углерода (попросту говоря, сажа), которые и светятся желтым светом, делая огонь мощным и хорошо заметным. Однако важно соблюсти баланс: такое пламя менее устойчиво, чем полностью сгорающая смесь. Сама горелка может работать красиво, но корпус факела сильно ограничивает приток воздуха.

    Если сделать отверстия в нижней части корпуса, факел станет напоминать паяльную лампу, расход топлива резко увеличится, а само пламя будет едва заметным – прозрачно-синего цвета. Сделаем отверстия по бокам корпуса – тоже получим почти невидимое пламя, температура горения которого при сильном боковом ветре очень высока, что приводит к риску плавления элементов корпуса. Во избежание этого инженеры «Красмаша» поместили горелку на дно специального тугоплавкого стакана, а по его периметру накрутили нихромовую нить.

    При горении факела нить выполняет роль спирали для калильного зажигания – раскаляется докрасна и поджигает газовоздушную смесь, если пламя «сорвет» сильным порывом ветра.

    Казалось бы, все предусмотрено, проверено, испытано. Но дьявол, как известно, кроется в мелочах.



    Разбор полетов

    6 октября 2013 года погода стояла неплохая. Солнце часто подмигивало из-за облаков, дул слабый ветерок, всего лишь 1 м/с. И все же факел погас. Прямо под стенами Кремля, на 20-й секунде забега в руках у 17-кратного чемпиона мира по подводному плаванию Шаварша Карапетяна. Этот случай получил особый резонанс еще и потому, что «прикурил» погасший факел оказавшийся поблизости сотрудник ФСО – и не олимпийским огнем из специальной лампадки, а обычной зажигалкой.

    (Кстати, это был не первый такой случай в истории: в 1976 году в Монреале мощный порыв ветра с дождем потушил даже не факел, а олимпийский огонь в чаше стадиона, а оказавшийся поблизости техник, недолго думая, поджег его обычной зажигалкой. Позднее, конечно, для соблюдения традиции огонь был потушен и вновь зажжен от «оригинала», как и в Москве). И это было только начало: за следующие два дня «прикуривать» «перо Жар-птицы» от специальной лампадки с олимпийским огнем пришлось четыре раза.

    Причина была найдена довольно быстро. Для корректного процесса горения необходимо полностью открыть канал подачи газа. В противном случае несвободный канал может повлиять на устойчивость пламени. Но игла клапана имеет небольшой люфт в обжимающей ее обойме и может свободно вращаться вокруг продольной оси. Сделано это специально, чтобы не деформировать края запираемого канала.

    С другой стороны, нужно, чтобы кран открывался при повороте на четверть оборота, а дальнейший поворот был ограничен упором. Делается это для обеспечения эргономичности факела. Поворачивать кран более чем на 90 градусов просто-напросто неудобно: нужно неестественно выворачивать кисть или просить кого-нибудь о помощи. В итоге оказалось, что при повороте ручки крана на четверть оборота отклонение иглы из канала недостаточно открывает его. Понятно, что в какой-то момент игла может вновь перекрыть канал! Вопрос решили полным открыванием крана. В результате число погасших факелов сразу же заметно сократилось.

    Разве могли специалисты «Красмаша», мощного предприятия с безупречным продуктом, допустить просчет? Как утверждает Владимир Пирожков, это обычная часть рутинной конструкторской работы: «По условиям Международного олимпийского комитета факел должен гореть только один раз и только олимпийским огнем. То есть… каждый факел отправляется на эстафету без испытаний, прямо с конвейера.

    Но для любого машиностроительного завода (и «Красмаш» не исключение) запустить с нуля серийное производство без многоуровневых квалификационных испытаний готовых изделий – это нонсенс. У любого производства в любой стране есть определенный опытный процент некондиции, он как раз и отсеивается в процессе испытаний. По результатам которых, кстати, в производственный процесс вносятся коррективы, чтобы уменьшить этот процент. А производство факелов из этой схемы полностью выбивается.

    Разумеется, была партия изделий, предназначенных именно для испытаний. Эта спонтанная выборка из серии вела себя идеальным образом. Что только не делали с факелами: обдували в аэротрубе, поливали водой, морозили при –40°С, роняли в сугроб – и хоть бы что! Вот такие удачные экземпляры попались. Испытывать остальные 16 000 изделий «Красмашу» было запрещено.


    На ошибках учатся

    Факел олимпийского огня – главный символ любой Олимпиады. Отношение к нему всегда подчеркнуто сфокусированное. Но погасшие факелы были на всех Олимпийских играх, просто эти случаи не получили широкой огласки. Олимпийские игры 2014 года в Сочи освещаются очень широко и ярко, и поэтому может сложиться впечатление серьезных технических проблем. На самом деле никакой трагедии в погасших факелах нет. «Канадцы испытывали колоссальные проблемы с факелом Олимпийских игр в Ванкувере, – поясняет Владимир Пирожков. – Его разрабатывал, напомню, канадский промышленный гигант Bombardier.

    Из произведенных 7000 экземпляров погасло 146. А при сильном ветре температура пламени ванкуверского факела повышалась до такой степени, что начинали плавиться пластмассовые элементы конструкции, и позднее прямо по ходу эстафеты разработчики привинчивали к факелу специальные огнеупорные щитки. (Первый факел начал плавиться чуть ли не прямо в руках у премьер-министра Канады Стивена Харпера, который давал старт эстафете Олимпийского огня. – «ПМ».) И это, вообще говоря, нормальная практика. За годы своего существования Международный олимпийский комитет выработал условие считать нормой ситуацию, когда число погасших факелов не превышает 5% от общего их количества.

    Эстафета олимпийского огня всегда сопровождается специальной командой, которая несет в нескольких лампадках огонек, аутентичный тому, что зажигают на греческом Олимпе. От него и поджигают потухшие факелы. Наша эстафета – самая длинная в истории – более 65 000 км. В ней задействовано рекордное количество факелов. В экстремальных условиях (Северный полюс, Заполярье) факел ведет себя очень надежно. 16 000 штук изготовил «Красмаш», из них число потухших вряд ли превысит 2%. Учитывая наши суровые климатические условия, это очень неплохой результат.

    Мистический рок довлеет над олимпийскими факелостроителями всех времен и народов, какими бы маститыми они ни были. Трудно усомниться в компетенции специалистов Bombardier, производителя самолетов и железнодорожного транспорта, или грозного «Красмаша». Десятками гасли и туринские факелы, хотя их разработчик и производитель, всемирно известная компания Pininfarina, умеет проектировать объекты посложнее – автомобильные кузова для Ferrari, Rolls-Royce и Jaguar. Рациональное объяснение тем не менее существует.

    «Нет в природе компаний, систематически занимающихся разработкой олимпийских факелов, – констатирует Владимир Пирожков, – и мы очень гордимся сотрудничеством с оргкомитетом “Сочи-2014” и легендарным заводом “Красмаш”! – Соответственно нет накопленного и зафиксированного опыта. Каждой стране приходится начинать с нуля. И создается впечатление, что всякий раз инженерная мысль работает примерно одинаково: “Да не вопрос! Подумаешь, большую зажигалку смастерить!”.

    И хотя действительно технология газовой горелки отработана до мелочей, как только ее пытаются одеть в рубашку оригинального корпуса – начинается самое интересное. Рассказ о вопросах, с которыми столкнулись наши специалисты при разработке факела, уверен, будет полезен для будущих олимпийских факелостроителей».

    А вот например , а вот . Напомню вам и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -