Веселая артикуляционная гимнастика нищева н в. Веселая артикуляционная гимнастика Н

Бекешева Минслу Сиюшевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества"
Населённый пункт: р. п. Дергачи, Саратовская область.
Наименование материала: Методическая разработка для родителей.
Тема: "Весёлая прогулка" артикуляционная гимнастика в картинках
Дата публикации: 10.07.2018
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» р.п. Дергачи Саратовской области

Материал для родителей

«Весёлая прогулка»

Разработала:

Педагог дополнительного образования

Бекешева Минслу Сиюшевна

Материал для родителей

Артикуляционная гимнастика в картинках

«Весёлая прогулка»

Поначалу

артикуляционную

гимнастику

необходимо

выполнять

зеркалом.

взрослые,

задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или

за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку

необходимо

зрительное

восприятие

автоматизм,

постоянно упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого

раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь

Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем

научился

произносить

сильными

удерживать

необходимое

положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения

к другому.

Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной

гимнастикой:

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и

упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут

научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее

преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед:

их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с

правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них

«каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и

взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить,

что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на

начальном этапе.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

знакомим

основными

положениями

помощью Весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять

упражнения 2-3 раза. Затем повторяем упражнения с помощью карточек. Не

забывать

выполнять

направленные

развитие

речевого

правильного

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так

как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как он немного

освоится,

задавать

наводящие

вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится

(вверху или внизу)?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но

при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно,

иначе занятия не имеют смысла.

Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили

основные движения.

требования

повышаются:

движения

чёткими и плавными, без подёргиваний.

В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и

умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён,

отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение даже

короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление

мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

своевременно

нарушение

ребёнком,

используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных

результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду

с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой,

связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к

школьному обучению!

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с

ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Статические упражнения

1. «Улыбочка».

Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком

положении следует 10 - 15 секунд.

2. «Трубочка».

Цель. Развивать круговые мышцы губ.

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в

таком положении следует 10 - 15 секунд.

3. «Хоботок».

Цель. Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше.

Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.

4. «Лопаточка».

Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком

положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и

удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается

поверхности языка.

5. «Иголочка».

Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время

удерживать его в таком положении.

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в

таком положении на счет от 1 до 10.

6. «Сердитая кошечка».

Цель. Развивать подвижность мышц спинки языка.

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка

языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

7. «Желобок».

Цель. Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей

по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка.

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно

дуть на кончик языка. Выполнять 3 - 4 раза по 5 - 7 секунд.

8. «Парус».

Цель. Развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы

языка в приподнятом положении.

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние

зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к

верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1

до 10. Выполнять 2-3 раза.

9. «Чашечка».

Цель. Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к

верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верх-

ним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

Выполнять 3-4 раза.

10. «Заборчик».

Цель. Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать

круговые мышцы губ.

Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5 - 6 раз по 10 - 15

Динамические упражнения

11. «Утиный клювик».

зиции в другую.

Губы сложены трубочкой. Щеки втянуть, губы несколько

расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.

12. «Шторки».

Цель. Развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной по-

зиции в другую.

Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя

приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется:

нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается,

закрывая верхние зубы. Выполнять 5-6 раз.

13. «Лошадка».

Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением

темпа (медленно - быстрее - очень быстро). Выполнять 10-15 раз.

14. «Грибок».

Цель. Учить растягивать подъязычную связку языка.

Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом

сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5-6 раз.

15. «Маляр».

Цель. Разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от

верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в мед-

ленном темпе 5-6 раз.

16. «Дятел».

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами.

При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20

17. «Утюжок».

Цель. Разрабатывать подвижность кончика языка.

Язычок у бугорков за верхними зубами: назад - вперед. Выполнять 20-25

18. «Прогони комарика».

Цель. Учить вызывать самостоятельное дрожание кончика языка под дей-

ствием сильной воздушной струи.

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная

воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение -

язык дрожит.

19. «Покусывание кончика языка».

Цель. Активизировать мышцы кончика языка.

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10

20. «Качели».

Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать

координацию движений кончика языка (вверх- вниз).

Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках,

затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15-20 раз.

21. «Катание шарика».

Цель. Укреплять боковые мышцы языка.

Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с

внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке

(5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5-6 кругов). Скорость

движения языка можно менять.

22. «Часики».

Цель. Развивать боковые мышцы языка и координацию движений (справа -

Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому,

стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под

счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время

выполнения - 20 секунд.

Гимнастика для

губных мышц

Упражнения для развития подвижности губ:

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы

2. Улыбка-трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы

в улыбку.

3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать

по кругу.

4. Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

Сжать большим и указательными пальцами одной руки верхнюю губу

за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу

и растягивать их вверх-вниз.

Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо

добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный

звук «поцелуя».

5. Уточка. Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были

под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы

вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

6. Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно

посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий

на фырканье лошади.

7. Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы. Опускать

нижнюю губу, обнажая нижние зубы.

8. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь

9. Если губы совсем слабые.

Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

Удерживать губами карадаш, пластмассовую трубочку. Карандашом

нарисовать круг (квадрат).

Удерживать губами марлевую салфетку – взрослый пытается

ее выдернуть.

Упражнения для

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок. Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух

выходит с силой и шумом.

Гимнастика для

мышц глотки и

мягкого неба

1. - Позевывать с открытым и закрытым ртом.

Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. - Произвольно покашливать.

Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.

Покашливать с высунутым языком.

3. - Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью,

кефиром).

4. - Глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков).

Глотать капли воды, сока.

5. Надувать шеки с зажатым носом.

6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

7. Подражать

Мычанию,

держит руку на затылке ребенка.

Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку

на лбу ребенка.

Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком

на кулаки обеих рук.

9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением

сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук

и отделяется от звука а паузой.

12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльнык пузыри.

Гимнастика для

мышц языка

Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости

рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-

10. Следить,чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.

2. Рот открыт, губы в улыбке, положить кончик языка на нижнюю губу

«лопаткой», боковые края языка касаются углов рта. В спокойном,

расслабленном состоянии удерживать язык под счет до 5-

10. Следить,чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик

языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается

сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя,

или нараспев тянуть звук и.

3. Губы в улыбке, легко покусывая, промассировать зубами

всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом

чесать язык зубами.

4. Рот открыт, губы в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой»,

тянуться к отодвигаемому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить,

чтобы губы и челюсти были неподвижны.

5. Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево.

Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны, язык не скользил

по нижней губе.

6. Рот открыт, губы в улыбке.Облизнуть кончиком языка верхнюю губу

от одного уголка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до уголков

рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась.

Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.

7. Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой.

Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.

8. Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями

языка. То же повторять с открытым ртом.

9. Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести языком по верхним зубам,

прикасаясь к каждому зубу, пересчитывая их. Следить, чтобы челюсть

не двигалась. То же движение – по нижним зубам. 10. Рот закрыт.

Напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку.

То же, но рот открыт.

11. Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком

движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

12. При паретичном, вялом языке перемещать во рту фасоль, горох и т.п.

13. Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к носу

и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы,

челюсть не двигалась, язык не сужался.

14. Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к верхним

и опускать к нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались

на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

15. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка положить

на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять

на бугорки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить,

чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались

неподвижными.

16. Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунуть «чашечкой», «ковшиком».

Сдуть ватку с кончика носа, воздух выходит по середине языка, ватка

летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна,

а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.

17. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые

верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком

языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы

нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил

характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхаемая струя

18. То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17 работает

только язык. Для контроля можно поднести ко рту полоску бумаги.

При правильном выполнении она будет отклоняться.

19. Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу

и двигать им вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы,

как бы поглаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляется звук

разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать

верхнюю губу. Нижняя челюсть не двигается.

20. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к небу

за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка).

Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя

челюсть не двигалась.

21. То же, но беззвучно.

22. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается

в нижнюю десну, спинка языка выгибается. Следить, чтобы язык

не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттягивался

назвд, челюсть и губы были неподвижны.

23. Присасывание спинки языка к небу, сначала при сомкнутых челюстях,

а затем при разомкнутых челюстях. Если присасывание не удается,

то на спинку языка можно положить липкую конфету – ребенок старается,

прижимая спинку языка к небу, сосать конфету.

24. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твердому небу,

удерживать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Следить, чтобы

губы и нижняя челюсть не двигались, боковые края языка были одинаково

плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать).

При повторении упражнения открывать рот шире.

25. Присосать спинку языка всей плоскостью к твердому небу.

Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную

уздечку. При повторении упражнения надо стараться открывать

рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны,

не провисала одна из сторон языка.

26. Кончик языка высовывается наружу и двигается между губами

сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при зтом чувствуется

напряжение в уздечке языка. При включении голоса получается звук,

похожий на детское «поддразнивание».

27. Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка

на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук ф, сдуть ватку

картинках с подробным описанием.

Для произнесения правильных звуков с уместной интонацией человек тратит много сил. Для воспроизведения устной речи работает множество органов, каждый из них должен быть задействован в свое время, соответственно определенному положению. С самого рождения у малыша происходит становление речевого аппарата, он учится произносить звуки, затем слова, с каждым моментом взросления речь меняется, и приобретаются новые навыки. Каждый возраст имеет свои критерии оценки устной речи, некоторые дети немного отстают от нормы, многие имеют нарушения речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика призвана помочь малышу в , скорректировать недостатки и патологии у детей и взрослых. Логопедические задания формируют четкое произношение, движения лицевых мышц во время разговора. Комплекс заданий подбирается по индивидуальным параметрам, для здоровых детей, ребят с патологиями и взрослых людей упражнения должны быть разными.

Логопедические тренировки могут быть полезными детям любого возраста, чтобы добиться хорошей дикции нужно иметь активную работу мышц лица. В последнее время очень часто выявляются патологии речевого развития у малышей дошкольного возраста. , у которых есть отклонения в правильности звукопроизношения, является необходимой мерой и частью коррекции. Цель логопедических тренировок – развить и поставить понятное для всех окружающих произношение звуков, выработать четкие движения речевого аппарата.

Даже небольшие дефекты речевого развития и произношения могут испортить всю оставшуюся жизнь человека, развить психологические комплексы перед сверстниками и загубить этим на корню становление личности. Свистящие или не правильно произносимые звуки получаются из-за отклонения в развитии артикуляционного аппарата, мышцы всех органов, участвующих в речи, должны быть хорошо развиты.

Современные педагоги дошкольных учреждений и младших классов рекомендуют включать логопедические задания для речевого аппарата не только в случае коррекции нарушений, но и для здоровых, правильно развивающихся детей. Таким образом, тренировки речевого аппарата, станут мерой профилактики появления отклонений устной речи.

Несколько главных причин для обращения к логопедическим заданиям:

  • в некоторых случаях легкие отклонения можно исправить в домашних условиях, без участия специалиста;
  • дети с серьёзными патологиями получат шанс заговорить четко, данные задания с логопедом ускорят процесс выздоровления и поставят отличную дикцию;
  • медленное или невнятное произношение у детей также корректируется данными упражнениями, с помощью занятий легко убирается эффект «каши во рту»;
  • комплексы заданий есть для всех возрастов, начиная от малышей от 2х лет, заканчивая взрослыми людьми.

Важно! Для детей хорошее произношение очень важно, для успехов в обучении, так как вместе с устной речью происходит становление письма.

Специалист – логопед подбирает , основываясь на возрасте и индивидуальных отклонениях. Артикуляционная гимнастика для дошкольников является хорошей помощью в обучении и становлении правильной дикции.

Комплексы упражнений для развития артикуляции в разных возрастных группах

В младенческом возрасте уже начинается активная работа органов речи: губы, язык, щеки, нёбо, гортань, носоглотка; работает мимика, происходят движения челюстью. Это первые шаги к становлению артикуляционного аппарата и устной речи. Специалисты логопеды составляют комплексы для малышей с 2х лет.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Работа с логопедом может проводиться массово (целыми группами), индивидуально со специалистом или дома с родителями. В домашних условиях занятия целесообразны только в том случае, если у человека нет серьёзных отклонений.

В гимнастический комплекс входят упражнения, которые способны укрепить лицевые мышцы, развить точную подачу их силы и подвижность, для активного участия в постановке устной речи. Логопедическая тренировка состоит из двух видов упражнений:

  1. статические – на удерживание одной позы;
  2. динамические – предполагают ритмичные занятия с постоянной сменой движений и поз.

Целью гимнастики является развитие умения контролировать силу голоса, оттачивание правильных движений мышц речевого аппарата, в соответствии с которыми формируется четкое произношение звуков и активный поток устной речи.

Артикуляционные комплексы должны соответствовать возрастной группе:

  • Комплекс занятий для детей от 2х до 4х лет должен быть, в первую очередь, не долгим, так как таким малышам сложно удерживать внимание. Заниматься с детьми такого возраста можно 5-10 минут за весь день, если малыш не усидчивый, можно делить это время на два подхода – утром и вечером. В данный комплекс артикуляционной гимнастики входят следующие динамические упражнения: «часики», «змейка», «шарики». Статические: «бегемот», «блинчик», «улыбка». Посмотреть подробнее варианты заданий для данного возраста можно на страницах нашего сайта, рекомендуется составить план занятий дома, вместе с логопедом – специалист объяснит, как правильно выполняется каждое упражнение и сможет следить за улучшениями малыша.
  • от 4х до 7ми лет. В возрасте 3х лет уже можно выяснить, как развивается речь у ребенка в соответствии с нормами. Обычно составляются более продолжительные занятия, дети старше 5ти лет уже легче поддаются обучению и способны долго сидеть на месте. Важно постоянно подбадривать и хвалить чадо, данные уроки – не место для критики. Такая артикуляционная гимнастика может содержать в себе занятие «заборчик», в котором малыш должен широко улыбнуться, чтобы были видны оба ряда сомкнутых зубов, такую позу нужно удерживать 10 секунд. Артикуляционная гимнастика в данном возрасте помогает усваивать письменную речь. Хорошо включить сюда упражнение «качели», для тренировки мышц языка и верхнего нёба. Длительность выполнения упражнения в данной возрастной категории может достигать 15ти минут в день.

Артикуляционная гимнастика для взрослых должна составляться специалистом, коррекция отклонений в возрасте старше 7ми лет дается намного сложнее, так как формирование артикуляционного аппарата уже полностью произошло.


Правила поведения занятий

Трудности в четком произношении звуков и слов во многих случаях можно скорректировать с помощью комплекса артикуляционной гимнастики.

  1. занятия не должны перегружать психику ребенка и выматывать его, это касается и взрослых людей – не надо усердно биться над каждым упражнением, пока не начнет кружиться голова – все должно быть постепенно и медленно;
  2. задания лучше выполнять перед зеркалом;
  3. все упражнения лучше выполнять под счет, задавая темп, который сможет потянуть малыш;
  4. занятия должны проходить регулярно, в течение длительного времени, каждый раз в упражнения нужно вносить что-то новое, увеличивая сложность;
  5. с детьми дошкольного возраста лучше заниматься 2 раза в день по 7 минут;
  6. важно следить за изменениями, поэтому заниматься лучше со специалистом – логопедом;
  7. в случае с патологиями, занятия должны сопровождаться работой с психологом, массажем, посещением невролога.

Детей 2х-3х лет сложно посадить заниматься, поэтому все упражнения нужно выполнять в игровой форме, на нашем сайте можно найти комплексы занятий в стихах – такая веселая не утомляет раньше времени малыша.

Подобные развивающие тренировки в домашних условиях не способны полностью заменить занятий в логопедическом кабинете, только логопед сможет поставить правильно развитую речь.

Веселая артикуляционная гимнастика Н.В.Нищева

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.

Вот простые упражнения которые вы с ребенком можtте начать делать уже сейчас, а на следующей неделе, я покажу вам новые упражнения.

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза.

Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка».
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Учимся делать упражнение «Хоботок».
Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.

Учимся делать упражнение «Хомячок».
Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.

Учимся делать упражнение «Лопата».
Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Котенок любит молоко:
Нальешь — и нет ни капли вмиг.
Лакает быстро и легко,
«Лопаткой» высунув язык.


Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко». Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение

Язычка загнем края,
Делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий.

Учимся делать упражнение «Чашечка».
Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?


Учимся делать упражнение «Качели».
Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

У птички клювик очень колкий
И тонкий, острый, как иголка.
Взгляни-ка рядом на страницу:
Мой язычок — как клюв у птицы.


Учимся делать упражнение «Иголочка».
Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.


Учимся делать упражнение «Маятник».
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.

Вот простые упражнения которые вы с ребенком можtте начать делать уже сейчас, а на следующей неделе, я покажу вам новые упражнения.

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза.

Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка».
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Учимся делать упражнение «Хоботок».
Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.

Учимся делать упражнение «Хомячок».
Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.

Учимся делать упражнение «Лопата».
Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Котенок любит молоко:
Нальешь — и нет ни капли вмиг.
Лакает быстро и легко,
«Лопаткой» высунув язык.


Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко». Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение

Язычка загнем края,
Делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий.

Учимся делать упражнение «Чашечка».
Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?


Учимся делать упражнение «Качели».
Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

У птички клювик очень колкий
И тонкий, острый, как иголка.
Взгляни-ка рядом на страницу:
Мой язычок — как клюв у птицы.


Учимся делать упражнение «Иголочка».
Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.


Учимся делать упражнение «Маятник».
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Артикуляционные упражнения в картинках, стихах и видео, пошаговое описание техники выполнения артикуляционной гимнастики. Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику с ребенком?

Артикуляционная гимнастика в картинках, стихах, видео.

Мы произносим правильно и четко звуки родного языка благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов. В нашей речи звуки быстро сменяют друг друга, поэтому нужно уметь быстро менять положение органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционный аппарат развивается у ребенка не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики.

Для всех детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных, четких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики – отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.

Как проверить подвижность органов артикуляционного аппарата у ребенка?

Подвижность органов артикуляционного аппарата необходима для произношения звуков родного языка. Существуют базовые движения, которые нужны для произношения всех звуков родного языка. Именно об этих движениях мы сейчас и поговорим.

Сначала нужно выяснить, может ли ребенок сделать их по отдельности, а затем – может ли плавно, быстро и легко переключиться от одного движения на другое, ему противоположное.

Ниже даны основные, базовые упражнения артикуляционной гимнастики, в которых можно тренировать подвижность органов артикуляционного аппарата. Проведя данные упражнения с ребенком, Вы также сможете проверить и оценить , насколько развит у него артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика: шесть основных упражнений.

Упражнение 1. Улыбка – Трубочка.

Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.

Стихи для первого движения артикуляционного упражнения:


Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи!

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.

Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!

Стихи для второго движения артикуляционного упражнения:

В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни!

Подражаю я слону — губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Стихи для чередования первого и второго движения в артикуляционном упражнении №1.

Если наши губы улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губы узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.

Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться. (Автор – Т.А. Куликовская)

Наши губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбки.
А теперь наоборот:
Губы тянутся вперед (Автор – Т.А. Куликовская)

Упражнение 2. Открой и закрой дверцу.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Первое движение: Зубы должны быть сомкнуты , губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта».

Второе движение: Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта».

Движения в артикуляционном упражнении чередуются: происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя челюсть. При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

«Дверцы дружно мы откроем,
А потом мы их закроем».

Другой вариант игрового наполнения этого упражнения – «Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко, когда нам холодно.

Упражнение 3. Часики.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.

Затем опросите ребенка высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.

Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!

Стихи о Веселом язычке для артикуляционного упражнения.

Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так, вот так:
Тик-так, тик-так.

Упражнение 4. Лопатка. Иголочка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Получилась «Лопатка»

«Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает».

Движение 2. Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Получилась «Иголочка».

Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.

Чередование этих двух движений и переключение положения языка с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.

То – иголка, то-лопата
Язычок у вас, ребята. (Т.А. Куликовская)

Язык лопаточкой лежит
И нисколько не дрожит.
Мы иголочкой потом
Язык потянем остриём.

Упражнение 5. Качели.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.

Стихи для артикуляционного упражнения:

На качелях я лечу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я пою, лечу, кричу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.

На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом лечу я вниз.

На качелях я катался:
Вверх летел и вниз спускался.

Упражнение 6. Кошечка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам.

Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.

В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.

Стихи для артикуляционного упражнения

Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко –
Поцарапать может киска!

Можно также сделать вариант упражнения – «Горка» и удерживать положение задней части спинки языка вверху на счет.

Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается,
Вот какая горка получается! (Смирнова Е.Б.)

Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!

Как оценивать выполнение артикуляционных упражнений ребенком?

Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее не отслеживая технику выполнения упражнений, «для галочки», то она не достигает своей цели.

При выполнении ребенком артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:

  1. Плавность движений – движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.
  2. Дифференцированность движений – движение выполяется только языком без сопутствующих движений других органов (губ, нижней челюсти).
  3. Равномерность и симметричность движений – движения выполняется симметрично влево и вправо.
  4. Четкость – ребенок знает, как правильно выполнять это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, старается выполнить движения четко, точно, в полном объеме.
  5. Точность – достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.
  6. Устойчивость – ребенок может удержать достигнутое положение губ и языка под счет взрослого. Сначала взрослый считает от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.
  7. Переключаемость – умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.

Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику? Полезные советы.

Как лучше посадить ребенка рядом с собой во время артикуляционной гимнастики?

Во время артикуляционной гимнастики ребенок должен сидеть, а не стоять или лежать на полу или бегать. Лучше, если он будет сидеть не дома на диване, а перед зеркалом на стульчике с опорой ног на твердую поверхность — пол. Главное, чтобы у ребенка была прямая спина, тело было не напряжено, ноги и руки были в спокойном положении.

Во время выполнения упражнений артикуляционной гимнастики ребенок должен видеть в зеркало свое лицо. Можно проводить упражнения перед большим зеркалом, усаживая ребенка рядом с собой. Если большого зеркала нет, то можно давать ребенку маленькое зеркальце, что удобно в домашних условиях или при проведении гимнастики с несколькими детьми (группой). Ребенок контролирует правильность выполнения движений с помощью зеркала.

Также ребенку должно быть хорошо видно Ваше лицо, когда Вы показываете движения.

Как подбираются упражнения для артикуляционной гимнастики?

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно по своему интересу или желанию, по принципу «нравится – не нравится». Они объединяются в комплексы по определенному принципу.

В комплекс артикуляционной гимнастики включаются упражнения, которые нужны для определенной группы звуков родного языка. Например, есть комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков. Его Вы можете найти в статье Есть комплекс, который способствует выработке положений и движений органов артикуляционного аппарата, нужных для произнесения звука Р. Его Вы найдете в статье То есть комплекс артикуляционной гимнастики – это четко обоснованная система артикуляционных упражнений, которая готовит артикуляционный аппарат к произнесению определенной группы звуков родной речи.

Сначала отрабатываются отдельные артикуляционные упражнения комплекса, а потом даются упражнения на переключение от одного упражнения — движения к другому движению. Принцип подбора упражнений – от простых к сложным.

Если ребенку или группе детей трудно дается определенное движение, то дальше не идут. Сначала отрабатывают данное трудное движение, а потом уже вводят новые упражнения. Для того, чтобы старое упражнение не надоело ребенку, его вводят в разные сюжеты.

Есть ли универсальный комплекс артикуляционной гимнастики для всех звуков?

Один из вариантов такого базового комплекса для проверки подвижности органов артикуляционного аппарата дан в этой статье.

Еще один простой базовый комплекс, с которого можно начать занятия артикуляционной гимнастикой с детьми, Вы найдете в статье

Когда и как часто нужно проводить артикуляционную гимнастику с детьми?

Проводить гимнастику нужно ежедневно. Так как когда идет отработка новых движений, то они обязательно должны закрепляться, становиться привычными, прочными, всё более и более точными и лёгкими.

Время на артикуляционную гимнастику – примерно 3-5 минут. Очень удобно делать ее перед завтраком или утренней гимнастикой.

Раньше артикуляционная гимнастика проводилась ежедневно утром в детском саду в каждой группе. У каждого ребенка было свое зеркальце, был комплекс, который отрабатывался с малышами ежедневно. Сейчас, к сожалению, это не так. Но – низкий поклон тем воспитателям, которые делают эту очень нужную для детей работу над звуками в детском саду! И продолжают ее делать и сейчас! Работа эта не очень заметна, но результаты дает замечательные! Спасибо Вам за любовь к детям, к своему делу, к родному языку!

Как проводить артикуляционную гимнастику с детьми разного возраста?

В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится живо, весело, эмоционально, в игре!

С детьми трех лет все упражнения проводятся в форме веселой игры-сказки. Сюжет сказки можно придумать самому и менять, включая в него разные артикуляционные упражнения из комплекса.

К технике выполнения упражнений в этом возрасте не предъявляется больших требований. Главное, чтобы малыши усвоили базовые навыки.

С детьми четырех лет также используются игровые приемы и игровые сюжеты – «сказки Веселого Язычка». Требования к выполнению упражнения повышаются. Дети знакомятся в игровой форме с органами артикуляционного аппарата. Они узнают, что рот – дом для языка. Что в этом доме есть две дверцы – одна из них – губы, а другая — зубы. И учатся выполнять основные комплексы артикуляционных упражнений.

С детьми пяти лет уже артикуляционная гимнастика проводится по-другому. Нужно очень тщательно следить за четкостью и плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью выполнения упражнения во всех его нюансах. Детей учат удерживать положение органов артикуляционного аппарата от 5 до 10 секунд (под счет взрослого). Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.

Отрабатываются все комплексы артикуляционной гимнастики.

С детьми шести лет акцент делается на развитие фонематического слуха. И в артикуляционную гимнастику включаются упражнения на дифференциацию разных звуков.

Как провести артикуляционную гимнастику с группой детей?

Для того чтобы артикуляционная гимнастика дала результат, надо чтобы взрослый видел выполнение упражнений каждым ребенком! Возможно ли это с группой детишек? Да. В этом случае артикуляционная гимнастика проводится так:

  • Сначала взрослый рассказывает об упражнении, показывает картинку, читает стишок.
  • Затем взрослый показывает правильное выполнение упражнения, объясняет, как делать движения.
  • Далее дети выполняют движение.
  • Взрослый проверяет выполнение движения по подгруппам (не более пяти человек в одной подгруппе), комментирует правильность выполнения упражнения.

Если упражнение хорошо выполняется всеми детьми группы, кроме нескольких человек, то с такими детишками нужно провести дополнительно индивидуальную работу. И попросить родителей поддержать Вас и ребенка и выполнять дома артикуляционные упражнения.

Артикуляционные упражнения должны получиться у ребенка сразу или нет?

Как правило, сначала упражнение у ребенка получается не очень хорошо. Его движения напряжены, нет легкости и плавности. Затем постепенно по мере тренировки напряжение при выполнении упражнений исчезает, возрастает координированность движений, уходят ненужные сопутствующие движения, движение становится более симметричным.

Если у ребенка несмотря на Ваши старания всё равно не получаются движения или они выполняются несимметрично (по отношению к правой и левой половине лица), то лучше всего обратиться к логопеду. Также к логопеду следует обращаться, если у ребенка долго не отрабатывается плавность, точность и устойчивость движений органов артикуляционного аппарата.

Что делать, если у ребенка не получается артикуляционное упражнение? Я ему об этом сказала, а он теперь не хочет заниматься.

Если у ребенка не получается артикуляционное упражнение, то ни в коем случае не надо расстраиваться самой! Нельзя также говорить ребенку, что у него не получается! Иначе он просто откажется дальше заниматься. Ведь для малышей артикуляционная гимнастика – это настоящая нагрузка и тренировка.

Лучше всего:

1) Сразу же сказать ребенку о том, что в этом упражнении у него уже получается: «Видишь, какая красивая у тебя улыбка!» , «Твой язычок широкий! Молодец!», похвалить за это.

2) Затем показать ребенку упражнение еще раз, заострив внимание на том нюансе, который он не понял и которые еще не получается. И поставить новую задачу – «Это у нас с тобой уже получается. А теперь мы будем учить язычок… (называем, чему конкретно).

Артикуляционная гимнастика: видео артикуляционных упражнений.

Веселая видеоэнциклопедия артикуляционной гимнастики для дошкольников.

В каждом коротком видео Вы увидите картинку для упражнения, стишок и выполнение упражнения ребенком. Видео не мои и взяты из свободного доступа в youtube. Если у Вас есть какие-либо пожелания к их авторам — пишите на их канал. Если Вы готовы предоставить для этой статьи свои качественные видео с выполнением артикуляционных упражнений детьми бесплатно — то всегда рада. Пишите:-). Пока других видео я не нашла — если Вы поможете нам их найти, будет замечательно!

3.1.Артикуляционное упражнение «Лягушка»

3.2.Артикуляционное упражнение «Расческа»

3.3. Артикуляционное упражнение «Парус»

3.4. Артикуляционное упражнение «Чашечка»

3.5. Артикуляционное упражнение «Кошка»

3.6. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

приносит огромную пользу ребенку. Занимайтесь ей с радостью, придумывайте свои игровые сюжеты, не забывайте делать ее ежедневно, и результат обязательно будет! Желаю Вам успехов!

Много полезных и интересных материалов по развитию речи детей Вы найдете в статьях рубрик и

Если эта статья Вам помогла или у Вас возникли вопросы, буду рада, если Вы оставите комментарий!

До новых встреч на сайте «Родная тропинка»!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"