Чем полезна дыхательная гимнастика для детей. Дыхательная гимнастика для детей

Светлана Позднякова
Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии

Для чего нужна дыхательная гимнастика?

1. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям.

2. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

3. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

4. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

Развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшает деятельность сердечно –сосудистой системы.

Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др., но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.

Нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя);

Среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается);

Верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть);

Смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные прав

- воздух набирать через нос;

Плечи не поднимать;

Выдох должен быть длительным и плавным;

Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);

Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;

Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действ ие.

С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы утреней гимнастики, оздоровительной гимнастики после сна, на НОД по физическому развитию и физкульт минутках во время проведения непосредственно образовательной деятельности.

Примеры упражнений для гимнастики правильного дыхания.

1. «ТРУБАЧ»

Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить

«д-у-у-у».

Повторить 4-5 раз.

2. «ЧАСИКИ»

И. п--Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить

1-взмах руками вперёд-тик (вдох)

2-взмах руками назад-так (медленный выдох)

Повторить 5-6 раз.

3. «ПЕТУХ»

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны сделать «вдох», а затем медленно

Опуская руки, выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».

Повторить 5-6 раз.

4. «КАША КИПИТ»

Сидя, одна рука лежит на животе, другая-на груди. Втягивая живот - вдох, выпячивая живот - выдох.

Выдыхая, громко произносить

«ф-ф-ф-ф-ф».

Повторить 3-4 раза.

5. «ПАРОВОЗИК»

Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая

«чух-чух-чух».

Повторять в течение 20-30 секунд.

6. «НАСОС»

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону-выдох, руки

Скользят вдоль туловища, при этом громко произносить

«с-с-с-с-с», «с-с-с-с».

Повторить 6-8 наклонов в каждую сторону.

7. «РЕГУЛИРОВЩИК» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая

Отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха

Произносить «р-р-р-р-р».

Повторить 5-6 раз.

8. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки-вдох,

Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х».

Повторить 4-5 раз.

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, руки открыты встороны. Наклонять туловище в право и влево.

При наклоне-выдох, произносить

«т-у-у-у-х-х».

Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

10. «ГУСИ ЛЕТЯТ»

Медленная ходьба в течение 1-2 минут. Поднимать руки в стороны - вдох, руки вниз-выдох,

Произносить «г-у-у у-у».

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Надо всегда помнить заповедь

Гиппократа «Не навреди!».

Педагог должен обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку.

Надо помнить, что положительные результаты возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости дыхательной гимнастики в работе с детьми.

Ваш ребенок часто болеет, и вы не знаете, как с этим бороться тогда обязательно прочтите нашу статью. Из нее вы узнаете, как справится с этой проблемой при помощи правильно подобранной дыхательной гимнастики.

  • Дыхательная гимнастика - это упражнения лечебного и общеукрепляющего характера, которые назначаются детям часто болеющим простудными заболеваниями и имеющим проблемы с речью. Гимнастика может использоваться как дополнение у медикаментозному и физиотерапевтическому лечению или как эффективная мера профилактики, не позволяющая ребенку часто болеть
  • Если вам удастся научить свое чадо делать специальные упражнения, то оно сможет не только правильно дышать, а и достаточно хорошо укрепит мышцы грудной клетки. Впоследствии это приведет к тому что в дыхательную систему будет поступать нужное количество воздуха, который будет очищать легкие от углекислого газа
  • А если учесть, что c глубоким выдохом из организма человека выходят и некоторые токсичные вещества, то такие упражнения поспособствуют еще и укреплению здоровья, и повышению иммунитета

Цели дыхательной гимнастики для детей

Дыхательная гимнастика способствует повышению имунитета
  • Иногда родители не могут понять почему их ребенок так часто болеет. Казалось бы, он правильно питается, много гуляет, живет в хороших условиях, но простудные заболевания с регулярной завидностью осаждают его организм
  • К большому сожалению родителей, не всегда стерильность и правильный уход помогают предотвратить появление болезней. Ведь чем меньше ребенок, тем хуже развита его дыхательная система
  • Маленькие детки имеют довольно узкие просветы в бронхах и очень нежную слизистую оболочку. Чаще всего именно эти два фактора становятся причиной того, что у малышей развивается бронхит, трахеит и астма. И если не попытаться ускорить процесс развития дыхательной системы, то со временем и маленького человека могут появиться еще и нарушения речи

Основные цели дыхательных упражнений:
Научить детей прислушиваться к своему дыханию
Укрепить мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей
Насытить организма кислородом
Улучшить работу мозга, нервов и сердца ребенка
Укрепить мышцы брюшной полости

Виды дыхательной гимнастики для детей



Статистическая дыхательная гимнастика

Если вы решили всерьез заняться здоровьем своего малыша, тогда постарайтесь найти специалиста, который поможет вам подобрать индивидуальный комплекс упражнений. Ведь так, как дыхательные упражнения являются вспомогательным средством лечения определенного заболевания, то очень важно чтобы они помогали снизиться проявления патологии, а не усиливали их.

Особенно внимательно к подбору упражнений нужно подходить мамам, детки которых болеют астмой. Неправильно подобранный комплекс может спровоцировать астматический приступ и усложнить течение болезни. Потому перед тем как начать делать какие-либо упражнения обязательно посоветуйтесь со своим педиатром.

Разновидности дыхательной гимнастики:
Статистическая. Способствует полному расслаблению и успокоению малыша
Динамическая. Учит деток правильно дышать вовремя движения
Специальная. Требует использованию дренажей, поэтому она должна проводится в присутствии специалиста

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой



Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей

Первоначально дыхательные упражнения Александра Стрельникова разрабатывала для людей, которые профессионально занимаются пением. Они помогали людям научится правильно дышать, а некоторым даже восстанавливали утраченный голос.

Со временем люди, которые регулярно использовали эти упражнения стали замечать, что они достаточно хорошо влияют на все организм в целом. Опираясь на эти данные, Стрельникова усовершенствовала свою систему для того, чтобы, она помогала не только певцам, а и обычным людям.

Положительные качества гимнастики Стрельниковой:
Помогает останавливать резкие приступы удушья
Избавляет от головных болей
Помогает концентрировать внимание
Улучшает мозговую деятельность
Повышает защитные силы организма

Базовые упражнения:

Ладошки. Согните руки в локтях и разверните руки таким образом, чтобы ладони смотрели в противоположную от лица сторону. Начинайте сжимать ладони в кулаки и одновременно с этим движением делайте максимально глубокие вдохи. Повторите упражнения как минимум 20 раз

Погончики. Станьте ровно, руки держите на уровне пояса, ладони сожмите в кулаки. Сделайте глубокий вдох, во время которого резко выровняйте руки и как можно больше растопырьте пальцы. Следите чтобы во время вдоха плечо и кисть были достаточно сильно напряжены. Сделайте 8-10 повторений

Насос. Станьте или сядьте так чтобы вам было максимально удобно. Сделайте глубокий вдох и начинайте медленно наклоняться. Наклонившись до упора, начинайте также медленно возвращаться в исходное положение. Повторите упражнение 5-8 раз



Дыхательная гимнастика для детей для носа

К большому сожалению, наши детки постоянно подвергаются негативному влиянию окружающей среды. Выхлопы машин, городской смог, и некачественная вода практически с самого рождения понемногу снижают иммунитет маленького человека. Первым признаком того что с организмом ребенка что-то не так являются частые сезонные респираторные заболевания.

Самым распространенным проявлением такой патологи, конечно же, является насморк. И если на первых порах с этой проблемой удается справляться довольно быстро, то со временем организм привыкает к медикаментозному лечению и насморк не проходит неделями. В этом случае к стандартной терапии в обязательном порядке надо подключать дыхательную гимнастику.

Итак:
Закройте рот, зажмите пальцем одну ноздрю. И сделайте несколько вдохов выдохов. Повторите упражнение 5-6 раз. Такие же манипуляции проделайте со следующей ноздрей
Станьте максимально ровно и начинайте делать глубокие вдохи одной ноздрей, а выдохи второй. Сделайте 8-10 повторений
Полностью зажмите нос пальцами и начинайте медленно считать до 10. В конце освободите ноздри и сделайте глубокий вдох и выдох. Повторите упражнение 10 раз

Дыхательная гимнастика для детей при аденоидах

Аденоиды - это патологические изменения глоточных миндалин, увеличенных до таких размеров что они затрудняют дыхание ребенка. Хотя считаться что их увеличение происходит исключительно на фоне кори, скарлатины или дифтерии в некоторых случая такую проблему может спровоцировать даже банальный грипп

Раньше медицина боролась с этой проблемой достаточно кардинально, увеличенные миндалины просто удаляли хирургическим путем. Но иногда такие операции проходили не совсем удачно и аденоиды достаточно быстро вырастали вновь, при этом увеличиваясь до еще более угрожающих размеров

Поэтому сейчас врачи прибегают к этому методу лечения только в крайнем случае и стараются бороться патологией лекарственными препаратными и физиотерапевтическими процедурами. Помимо этого, таким деткам обязательно назначается дыхательная гимнастика

Гимнастика при аденоидах:
Ежик. Попросите малыша интенсивно делать носиком короткие вдохи выдохи. Действия ребенка должны напоминать движение носа ежика, который принюхивается к еде. Если малыш не может понять, что вы от него хотите, тогда покажите ему как надо дышать на своем примере
Подъемный кран. Ставим руки на ключицы, делаем глубоки вдох и одновременно с этим начинаем тянуть руки вверх. Тянуться нужно до тех пор, пока ноги не станут на цыпочки
Воздушный шарик. Ребенок должен вдохнуть таким образом, чтобы его животик надулся как шарик. После вдоха надо на секунду задержать дыхание и можно начинать медленно выдыхать

Дыхательная гимнастика для детей при бронхите

Бронхит довольно тяжелое заболевание, при котором развиваются застойные процессы в верхних дыхательных путях. В бронхах начинается довольно сильный воспалительный процесс, на фоне которого все просветы забываются инфицированной слизью. Именно эта слизь и является причиной достаточно сильного и непродуктивного кашля.

Чтобы облегчить состояние малыша родителям приходится давать ему препараты, способствующие разжижению мокроты и стимулирующие ее выход наружу. Но так как маленьким деткам достаточно трудно откашливать мокроту, то будет лучше если вы попробуете простимулировать этот процесс специальной дыхательной гимнастикой.

Упражнения, которые помогут избавиться от бронхита:
Ворона. Посадите ребенка на стульчик в максимально удобную позу. На вдохе малыш должен поднимать руки вверх и разводить их в стороны. В конце упражнения, а именно на выдохе, ребенок должен отчетливо произнести «К-а-р-р!»
Аист . Маленький человек должен принять положениe стоя и на вдохе начать поднимать руки верх и сгибать одну ножку в коленке. На выдохе руки и ноги малыша возвращаются в исходное положение
Журавль. На вдохе малыш максимально прямо поднимает свои ручки над головой, а на выдохе опускает их вдоль тела. Заканчивается упражнение должно достаточно громким звуком «У-у-у!»

Дыхательная гимнастика для детей при бронхиальной астме



Дыхательная гимнастика для детей при бронхиальной атсме

Появление астмы у детей практически всегда провоцируют аллергены, которые достаточно сильно раздражают слизистую бронх. Поэтому в некоторых случаях для того чтобы ребенок выздоровел достаточно просто выявить и устранить источник раздражения.

Но если дыхательная система малыша развита очень плохо, то таких мер будет недостаточно. В этом случае надо прибегать к медикаментозному лечению и усиливать его действие дыхательной гимнастикой.

Упражнения при бронхиальной астме:
Ребенок должен делать удлиненный и ступенчато-удлиненный выдох
В конце упражнения надо обязательно произносить дрожащие и шипящие буквы алфавита
Гимнастика должна заканчиваться задержкой дыхания на выдохе
Глубокое дыхание должно сопровождаться упражнениями, стимулирующими укрепление мышц грудной клетки

Дыхательная гимнастика для детей при заикании



Лечебная гимнастика для детей при заикании

Заикание относится к заболеваниям артикуляционного аппарата и чаще всего такое состояние обуславливается чрезмерной судорожностью органов речи. Первые проявления патологи могут быть заметны уже в 3 летнем возрасте. Вначале малыш может просто на какое-то минимальное время замолкать на полуслове, а потом медленно продолжать говорить дальше.

Со временем патология усложняется и ребенку становится трудно выговаривать определенные звуки. Так как при заикании не совсем правильно работает диафрагма, то начинать лечение проблемы надо именно с нее. После того как ребенок научится дышать правильно ему станет легко произносить абсолютно все буквы и слова.

Гимнастика при заикании:
Сложите губы трубочкой как будто вы собираетесь произносить звук «о»
Язык тоже надо высуньте и сложить его трубочкой
Начинайте медленно втягивать воздух, постепенно заполняя им легкие и раздувая живот
Когда поймете, что вдыхать уже не можете, опустите голову вниз и задержите дыхание
Посчитайте до пяти поднимите голову и сделайте медленный выдох

Дыхательная гимнастика для детей с нарушениями речи

Речевая функция формируется у малыша по мере того, как он взрослеет. И чем старше становиться маленький человек, тем более внятной и осознанной становится его речь. Но если на развитие этой функции начинают оказывать влияние негативные факторы, то это приводит к появлению различных речевых патологий. Чаще всего у маленьких деток появляются проблемы со звуковоспроизведением, ритмикой и темпом речи.

Гимнастика, которая помогает бороться и нарушениями речи у детей:
Давайте малышу регулярно надувать воздушный шарик
При желании шарик можно заменить на резиновую игрушку (материал из которого она сделана должен быть максимально эластичным и тонким)
Наполните таз водой, опустите в него несколько мелких игрушек и предложите своему чаду попробовать сдвинуть их с места своим дыханием

Видео: Дыхательная гимнастика. Показ упражнений с ребенком

Многие родители сталкиваются с проблемами заболевания дыхательной системы у детей. Согласитесь, когда ребенок болеет — это сильно огорчает. Лечение лекарственными препаратами не всегда оправдано и приветствуется мамами.

Но как еще помочь малышу предупредить и преодолеть заболевания? В такой ситуации помочь ребенку и его родителям могут упражнения дыхательной гимнастики. Этот комплекс развивает речевой аппарат, дыхательную мускулатуру, координацию движений, мышцы позвоночника и рук, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков. Кроме того, если ребенок отличается гиперактивностью, то с помощью данных упражнений он научится расслабляться и успокаиваться.

Специалисты рекомендуют заниматься детской дыхательной гимнастикой по 10-15 минут два раза в день. И важно! Должно пройти не менее часа после последнего приема пищи. Выполняйте определенные правила: вдох делается через нос — плечи не должны подниматься, щеки не должны надуваться; выдох делается плавно и длительно.

Существуют противопоказания к выполнению дыхательной гимнастики для детей. Поэтому необходимо проконсультироваться с врачом, какие именно дыхательные упражнения подойдут ребенку.

Упражнения дыхательной гимнастики:

«Потягуши»
Исходное положение: стоя, руки вдоль туловища.
На счет 1 - руки вверх, вдох.
2 - руки опустить, выдох.

«Воздушный шарик»
Малыш ложится на спину, руки на животе.
На вдохе медленно надувает живот-шарик.
На выдохе - животик-шарик медленно сдувает.

«Обнимашки»
Исходное положение: стоя, руки перед собой.
На счет 1 - руки в стороны, вдох.
2 - ребенок обхватывает руками свои плечи, выдох.

«Пузырики»
Ребенок делает глубокий вдох через нос.
Надувает «щёчки-пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот.

«Регулировщик»
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.
Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р».

«Бегемотик»
Выполнять упражнение можно как лежа, так и сидя.
Кладем руку ребенка на диафрагму, дыхание происходит через нос, дайте малышу последить, как его ладошка, то поднимается, то опускается, а сами приговаривайте стишок (в зависимости от исходного положения):
Сели (легли) бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

«Волна»
Ребенок ложится на спину, руки вдоль тела, ноги вместе.
Вдох - руки поднимаются вверх и назад, касаются пола.
Выдох - руки возвращаются в начальное положение, при этом малыш произносит: «Вни-и-и-з».

«Башенные Часы»
Малыш становится, слегка расставив ноги в стороны, руки опущены.
Теперь пришло время часам заработать: произносим «тик-так, тик-так» и машем руками вперед назад.

«Насосик»
Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает - вдох, выпрямляется - выдох.
Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее.

«Говорилка»
Вы задаете вопросы, ребенок отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту - ту - ту - ту.
Как машинка гудит? Би - би. Би - би.
Как «дышит» тесто? Пых - пых - пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу

«Водолаз»
Малыш должен представить, что он спускается под воду на море.
Делается глубокий вдох, дыхание задерживается так долго, насколько это возможно.

«Самолет»
Рассказывайте стихотворение, а ребенок пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жужу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу - жу - жу (делает поворот влево)
Жужу -жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

«Великан и карлик»
Ребенок садится на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне.
Руки положить на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу.
Набираем полную грудь воздуха, плечи расправляем, голову гордо поднимаем вверх, на выдохе опускаем вниз и прижимаем головой к ступням.

«Ворона»
Ребенок стоит, руки вдоль тела.
С вдохом широко разводим в стороны руки-крылья, а на выдохе громко каркаем, стараемся, чтобы звук «р» длился, как можно дольше.

«Паровозик»
Ребенок изображает паровоз.
Для этого, он идет, делая попеременные движения руками, при этом приговаривая: «Чух-чух-чух». Затем останавливается и произносит: «Ту-ту-тууу».

«Мышка и мишка»
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки - очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.

«Вырасту большим»
Ребенок стоит прямо, соединив ноги вместе.
Руки поднимет в стороны и вверх.
Вдох - подняться на носочки, хорошо потянуться.
Выдох - руки вниз, опуститься на ступню, при этом произнося: «У-х-х-х».

«Хомячок»
Надуваем щеки побольше, а теперь делаем несколько шагов по комнате.
Хлопаем по щекам ладошками, и они с веселым хлопком сдуваются.

«Летят мячи»
Встаем прямо, руки с мячом перед грудью.
Бросить мяч от груди вперед.
Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х».

«Веселая пчелка»
На выдохе произносим "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.

«Ракета»
Делаем глубокий вдох через нос, руки медленно поднимаем через стороны вверх, ладони сводим вместе, плотно прижав друг к другу, поднимаем на носки, тянемся вверх, задержав дыхание. (Кроме того можно на выдохе произносить звук О или У)

«Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

«Шагом марш!»
Ребенок встает прямо, гимнастическая палка в руках.
Ходит, высоко поднимая колени.
На 2 шага - вдох, на 6-8 шагов - выдох.
Выдыхая, произнести «ти-ш-ш-ше».

«Геометрические фигуры»
Медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты вперед (ладонями вперед). Задержать дыхание.
Медленно выдохнуть со звуком О, руки при этом в такт выдоху рисуют круги. Задержать дыхание.
Снова глубокий медленный вдох. Задержка дыхания.
Медленно выдохнуть со звуком А, руки при этом рисуют в воздухе треугольники.

«Пчелка»
Ребенок садится прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим...)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

«Роза и одуванчик»
Ребенок стоит прямо.
Глубокий вдох носом - «нюхает розу», выдох - максимально выпуская воздух, «дует на одуванчик».

«В лесу»
Представим, что мы заблудились в густом лесу.
Сделав вдох, на выдохе произносим "ау".
Изменим интонацию и громкость и поворачиваемся то влево, то вправо.

«На турнике»
Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой.
Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад за голову - долгий выдох.
Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф».

«Каша кипит»
Ребенок садится, одна рука на животе, другая - на груди.
При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании - выдох.
Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф».

«Косим траву»
Предложите ребенку «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены.
Вы читаете стишок, а он, произнося «зу-зу» машет руками влево - выдох, вправо - вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.

«Лягушонок»
Ноги ставим вместе.
Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед.
Приземлившись, "квакните".

«Петух»
Ребенок встает прямо, ноги врозь, руки опустив.
Руки поднять в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам.
Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».

«Ворона»
Стоим, опустив руки и слегка расставив ноги.
Вдох - руки широко разводятся в стороны (крылья), выдох - медленно опускаются руки, ребенок произносит: «Каррррр».

«Трубач»
Ребенок садится, кисти рук слаживает в трубочку и поднимает почти вверх.
Медленно выдыхая, громко произносит «п-ф-ф».

«Курочка»
Садимся на стул, опустив руки.
Быстрый вдох - руки поднимаются ладонями вверх к подмышкам (крылышки).
Выдох - руки опускаются, поворачивая ладони вниз.

«Лыжник»
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1, 5-2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

«Аист»
Ребенок стоит прямо, разведя руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, выносит вперед.
Фиксируем положение на несколько секунд. Держим равновесие.
На выдохе опустив ногу и руки, малыш тихо произносит "ш-ш-ш-ш".

«Маятник»
Встаем прямо, ноги на ширине плеч, палку держим за головой ближе к плечам.
Наклоняем туловище в стороны. При наклоне - выдох, произносим «т-у-у-у-х-х».

«Дровосек»
Ребенок встает прямо, ноги чуть шире плеч.
На вдохе слаживает руки топориком и поднимает их вверх.
Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опускает вниз, корпус наклоняет, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. И произносит "бах".

«Сердитый ежик»
Встаем, ноги на ширине плеч.
Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Ребенок наклоняется как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватывает руками грудь, голову опускает, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик

«Гуси летят»
Медленная ходьба в течение 1-3 мин.
Поднять руки в стороны - вдох, опустить вниз - выдох, произносить «г-у-у-у».

«Мельница»
Встаем: ноги вместе, руки вверх.
Медленно вращаем прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р".
Когда движения ускоряются, звуки становятся громче.

«Семафор»
Можно выполнять и стоя и сидя, спина прямо.
Поднимаем руки в стороны - вдох, медленно опускаем вниз - длительный выдох, произносим «с-с-с-с-с».

«Конькобежец»
Ставим ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед.
Подражая движениям конькобежца, сгибаем то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р".

Воспаление бронхов - серьёзное и опасное заболевание, ежегодно диагностируемое у 25 детей из 100. При несвоевременном лечении высока вероятность развития осложнений в виде пневмонии или бронхиальной астмы. Однако грамотная терапия, учитывающая форму и тяжесть патологии, помогает полностью устранить бронхит и предупредить возможные последствия. В детском возрасте лечение должно быть комплексным и включать, помимо приёма медикаментов, массаж, дыхательную гимнастику и специальные физические упражнения.

Принципы лечения бронхита у ребёнка

Важнейшее ограничение в терапии воспаления слизистой оболочки бронхов в детском возрасте - недопустимость самолечения. Подбирать медикаменты и назначать какие-либо мероприятия должен исключительно квалифицированный специалист.

Бронхит у детей - серьёзное заболевание, способы лечения которого определяет педиатр

Лечение бронхита проводится по следующим направлениям:

  • подавление инфекции;
  • понижение секреции слизи;
  • вывод мокроты из бронхов;
  • устранение сопутствующей симптоматики (высокой температуры, насморка, поноса и пр.);
  • общее укрепление организма.

Схема терапии учитывает и вид заболевания:

  1. Острая и обструктивная формы бронхита подразумевают устранение дыхательной недостаточности.
  2. При рецидивирующем и хроническом видах заболевания осуществляют иммуномоделирующую терапию.
  3. При аллергическом происхождении патологии самое важное - исключить контакт ребёнка с аллергеном.

Важно! Педиатр может назначить маленькому пациенту и домашнее лечение. Однако если у ребёнка присутствуют признаки интоксикации, температура превышает 38°C и возникает одышка, необходима срочная госпитализация. В большей степени это относится к новорождённым и детям раннего возраста из-за неполноценной работы органов дыхания.

Лечение ребёнка в домашних условиях включает в себя:

  1. Медикаментозную терапию.

    В некоторых случаях врачи назначают детям антибиотики. Это допустимо, если к вирусной инфекции добавились болезнетворные бактерии или же появились разнообразные осложнения в виде чрезмерно высокой температуры и гнойных выделений во время кашля.

  2. Создание оптимального климата в помещении. Необходимо регулярно проветривать комнату и поддерживать в ней комфортную температуру и влажность.
  3. Коррекцию питания и образа жизни.
  4. Проведение ингаляций при помощи небулайзера.
  5. Исключение всех возможных аллергенов.

Однако для полного выздоровления порой недостаточно только правильного режима питания, противовирусной и антибактериальной терапии. Для очищения бронхов рекомендованы:

  • массаж;
  • физические упражнения;
  • дыхательная гимнастика.

Они помогут предотвратить возможные негативные последствия и существенно сократят курс терапии.

Важно помнить, что дополнительные методы лечения бронхита не заменят медикаментозного лечения. Поэтому родителям необходимо выполнять рекомендации врача и согласовывать с ним все медицинские процедуры.

Массаж при воспалении бронхов

Повышенная выработка слизи в бронхах может привести к обструкции (непроходимости) дыхательных путей у ребёнка. Чтобы предотвратить это серьёзное осложнение, врачи назначают массаж, задачами которого также являются:

  • разжижение мокроты и усиление дренажа лёгких, что способствует лучшему выводу слизистого секрета и восстановлению проходимости воздуха в бронхиальном дереве;
  • улучшение кровообращения в лёгочных тканях, благодаря чему происходит дополнительное очищение дыхательных путей и питание бронхов кислородом и полезными веществами;
  • повышение иммунитета у ребёнка за счёт усиленной выработки особых клеточных структур, которые очищают детский организм от патогенных микроорганизмов - вирусов и бактерий.

Обратите внимание! Перед началом массажа необходимо проконсультироваться с врачом, который определит, есть ли противопоказания к этому виду лечебных процедур. Так, запрещено делать какие-либо физические манипуляции при высокой температуре у ребёнка.

Правила проведения

  1. Перед массажем проветривают помещение, следя за тем, чтобы температура воздуха постоянно находилась в диапазоне от 20 до 25°C, а влажность не была ниже 65%.
  2. Проводят процедуру утром или вечером (за два часа перед сном). Подобные временные рамки требуются для того, чтобы отходящая мокрота не помешала ребёнку заснуть.
  3. Осуществляют манипуляции за час до или через 2 часа после еды. Это поможет избежать вздутия живота, тошноты или рвоты.
  4. Для разжижения и лучшего отхаркивания мокроты ребёнку дают муколитическое средство и тёплый напиток.

Важно понимать, что неправильно выполненная процедура способна только ухудшить ситуацию. Если ребёнок постоянно простужается, кашляет, родителям стоит задуматься о прохождении курса обучения детскому массажу.

Вибрационный

Вибрационный массаж особенно рекомендуется при остром бронхите, так как способствует выводу мокроты, скапливающейся в большом количестве в бронхах и лёгких. Для его проведения необходимо ритмично постукивать по спине малыша в области бронхов.

Массаж при бронхите улучшает отхождение мокроты и повышает детский иммунитет

Правила выполнения процедуры зависят от возраста малыша. Для детей старше года они выглядят следующим образом:

  1. Ребёнка кладём животиком на подушку так, чтобы туловище целиком лежало на валике, а голова и ноги свободно свешивались.
  2. Ноги немного приподнимаем, добиваясь того, чтобы детская голова находилась ниже уровня туловища. В этом случае слизь не станет скапливаться в бронхах, а начнёт выходить наружу.
  3. Аккуратно простукиваем нижней стороной ладони только верхнюю часть спины и бока. Ни в коем случае не следует прикасаться к позвоночнику или постукивать ребёнка по груди.

При проведении вибрационного массажа у ребёнка младше года нужно быть крайне осторожным. Чтобы процедура принесла младенцу только пользу, важно соблюдать рекомендации врачей:

  1. Кладём грудничка к себе на колени (положение такое же, как и у старших деток на подушке).
  2. Стучим средним и указательным пальцами правой руки по ладони левой руки, расположенной над областью бронхов.

Сеанс массажа длится от 3 до 7 минут (продолжительность зависит от возраста ребёнка и тяжести болезни). В перерывах следует придать малышу вертикальное положение для улучшения откашливания.

Комаровский о массаже при бронхите - видео

Дренажный

Перед массажем ребёнка кладут на валик или маленькую подушку

Дренажный массаж показан при простой и обструктивной формах острого бронхита. Для эффективного отхождения мокроты ребёнка кладут животом на валик или узкую подушку, чтобы голова была ниже туловища. Состоит процедура из четырёх последовательных этапов.

  1. Для начала растираем спину до красноты. Чтобы малыш не испытывал неприятные ощущения, можно воспользоваться детским кремом.
  2. Отступаем от позвоночника на два-три сантиметра и выполняем 20 пощипываний, нагоняя «волну». Двигаемся снизу вверх - от середины спины к горлу.
  3. Подушечками пальцев прощупываем межрёберные впадины. Проделываем такой проход 3–4 раза за один сеанс.
  4. Простукиваем не больше минуты область бронхов ладонью, сложенной лодочкой. Затем поглаживаем спину ладошками по направлению к плечам.

После манипуляций малыш должен хорошенько откашляться, затем его необходимо укутать в тёплое одеяло и оставить в кровати «отлежаться». Нельзя выполнять массаж, если у ребёнка поднимается температура.

Техника выполнения дренажного массажа - видео

Точечный

Суть точечного массажа - воздействие на строго определённые места на человеческом теле. Точки, которые способствуют излечению бронхита, расположены на шее, под коленями, за ушными раковинами. Зоны влияния несколько отличаются при острой и хронической формах патологии. Данный метод очень эффективен, однако выполнять подобные манипуляции должен исключительно специалист.

Точечный массаж должен выполнять человек со специальным медицинским образованием

Медовый

Натуральный мёд считается очень действенным средством против воспаления бронхов. Полезен он и при приёме внутрь, и при наружном использовании. Однако перед проведением манипуляций необходимо убедиться, что у ребёнка нет аллергии на мёд. Сама же процедура напоминает дренажную форму массажа.

  1. Кладём малыша на животик и растираем докрасна спину.
  2. Наносим на область бронхов небольшое количество разогретого мёда.
  3. Похлопываем по спине до тех пор, пока кожа не станет совершенно сухой, а ладошки не перестанут к ней прилипать.

Обычно продолжительность процедуры не превышает 7 минут. Затем малыша необходимо ополоснуть тёплой водой, укутать одеялом и уложить спать.

Баночный

Для выполнения такого массажа потребуются медицинские банки. Ребёнку старше 5 лет (этот метод противопоказан грудничкам и детям раннего возраста) хватит и двух стеклянных ёмкостей. При выполнении процедуры необходимо соблюдать следующую последовательность действий:

  1. Смазываем область бронхов детским кремом, вазелином или оливковым маслом.
  2. Для наложения банок используем ватный тампон (необходимо смочить в спирте и поджечь). Банка будет липнуть к коже за счёт разреженного воздуха.
  3. Выполняем плавные скользящие движения, следя за тем, чтобы банки не отделялись от кожи.

Обратите внимание! До сих пор педиатры не пришли к единому мнению насчёт эффективности баночного массажа. Поэтому обязательно проконсультируйтесь со специалистом перед тем, как проводить подобные манипуляции.

Баночный массаж разрешено проводить детям с 5 лет

Дыхательная гимнастика

При воспалительных процессах в бронхах показаны и дыхательные упражнения. Лучшее время для начала их выполнения - 3–4 день заболевания, когда нормализуется температура. Маленьких детей нужно заинтересовать в проведении гимнастики, переведя её в игровую форму.

Ребёнку младше двух лет понравится надувание мыльных пузырей или пускание бумажных корабликов в тазике с водой. В этом случае кроха становится ветром, который помогает «парусникам» доплыть до другого «берега».

При бронхите полезно выдувать мыльные пузыри

Для детей старше двух лет подойдут специальные упражнения, при выполнении которых следует придерживаться следующих правил:

  • совершать вдох исключительно через нос (если носовые ходы заложены, нужно закапать назальные капли);
  • не надувать щёки, в начале занятия их стоит придерживать ладонями;
  • на вдохе плечи должны оставаться неподвижными;
  • длительный и плавный выдох осуществлять через рот.

Комплекс упражнений для детей старше двух лет (каждое нужно повторять по 4–6 раз):

  1. «Шарик». Исходное положение: лёжа на спине, руки сложены на животе. На вдохе медленно надуть живот, словно воздушный шар, а на выдохе так же неторопливо сдуть.
  2. «Волна». Исходное положение: лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. На вдохе поднять руки и отвести их назад так, чтобы коснуться пола за головой. На выдохе возвратиться в исходное положение. Выполняя упражнение, нужно произносить слово «вни-и-и-из».
  3. «Расту большим». Исходное положение: стоя на ногах, ступни вместе. Руки поднять в стороны и вверх. На вдохе встать на носочки и потянуться. На выдохе принять исходное положение. Выполняя упражнения, нужно произносить «ух».

Родителям не следует переживать, если болеющий ребёнок не сможет долго выполнять подобные упражнения. Даже 10 минут достаточно для того, чтобы укрепить дыхательную мускулатуру и доставить в лёгкие дополнительный кислород.

Зарядка и физические упражнения

Лечебная физкультура помогает детям быстрее и эффективнее справиться с бронхитом. Однако от зарядки стоит отказаться, если у ребёнка высокая температура. При отсутствии жара ЛФК принесёт только пользу за счёт:

  • укрепления иммунитета;
  • улучшения кровообращения;
  • усиления вывода мокроты;
  • восстановления дренажа дыхательных путей;
  • уменьшения воспаления в бронхиальном дереве.

Комплекс упражнений должен определить лечащий доктор после осмотра ребёнка. Занятия рекомендуется проводить в группе ЛФК под руководством тренера, который способен проконтролировать точность выполнения. Если это невозможно, зарядку можно выполнять и в домашних условиях.

ЛФК совмещают с дыхательными упражнениями. Сначала малыш «правильно» дышит, затем начинает разминку, которая состоит из наклонов и поворотов, приседаний, ходьбы, поочерёдного хлопанья в ладони впереди себя и за спиной на каждый выдох.

Малышам до трёх лет подобной разминки вполне достаточно. Детям постарше предлагают следующий комплекс упражнений:

  1. Ходить поочерёдно на носках и пяточках в течение одной-двух минут.
  2. Лечь на спину, положить одну руку вдоль туловища, другую - за голову. В быстром темпе менять расположение рук. Продолжительность выполнения упражнения - 15–20 секунд. Необходимо сделать 3–4 подхода с перерывами.
  3. Исходное положение остаётся таким же. Приподнять ноги и выполнить упражнение «велосипед» в течение минуты.

Дыхательная и двигательная гимнастика для детей от 3 до 5 лет - видео

Упражнения на фитболе

Гимнастический мяч разрешён малышу уже с первых недель жизни. Занятия с фитболом при соблюдении техники безопасности принесут ребёнку только пользу:

  • укрепят мышцы живота и спины;
  • улучшат процесс дыхания;
  • уменьшает воспалительный процесс в дыхательных путях.

Младенцы любят занятия на фитболе, однако не следует их утомлять, поэтому длительность процедуры не должна превышать 10 минут. Ребёнка можно просто покачать на мяче или выполнить с ним следующие упражнения:

  1. Положить малыша на живот и, придерживая за спину, плавно покачивать мяч вперёд, назад и в стороны.
  2. Перевернуть на спину и совершить аналогичные движения.
  3. Вновь положить на живот, правой рукой надавить на спину и попу так, чтобы ребёнок отталкивался ногами от руки, словно пружинка.

Во время выполнения упражнений на фитболе необходимо поддерживать и подстраховывать ребёнка.

Упражнения на фитболе укрепляют мышцы живота и спины и улучшают дыхание ребёнка

Лечение воспалительных процессов в бронхах носит комплексный характер. Без медикаментов не обойтись, но не следует забывать и о таких дополнительных мерах, как массаж, дыхательная гимнастика и лечебная физкультура. Они не требуют финансовых затрат, проводятся в домашних условиях и существенно ускоряют выздоровление ребёнка. Однако самостоятельное назначение этих процедур исключено, только доктор сможет грамотно составить курс терапии с учётом особенностей детского здоровья.

Дыхательная гимнастика представляет собой специально разработанные упражнения для развития дыхательной системы и направлена на укрепление здоровья и улучшения общего физического состояния ребенка.

В основе этого комплекса лежит правильное и систематическое выполнение ребенком специальной гимнастики по поверхностному, замедленному, полному дыханию и искусственному затруднению и задержки.

Дыхательные упражнения выполняются детьми дошкольного возраста в спокойном состоянии или с помощью элементов движения или игры. Наибольшей популярностью пользуются упражнения дыхательной системы разработанной А. Н. Стрельниковой и К. П. Бутейко. Их выполнение направлено на достижение следующих целей:

  • Насыщение кислородом всех клеток организма.
  • Научиться управлять собой и своим психологическим состоянием, за счет овладения комплексом гимнастических упражнений по управлению и контролированию дыхания.
  • Поправить здоровье и общее самочувствие, за счет увеличения работы органов пищеварения, сердечной системы и сердца.
  • Профилактические меры по заболеваниям дыхательной системы.

Упражнения на развитие дыхания подходят детям от 2 лет, часто болеющими вирусными или простудными заболеваниями, болезнями легких, бронхиальной астмой или имеющих проблемы с дыхательной системой. Правильный выбор упражнений поможет облегчить симптомы протекающей болезни, уменьшить период болезни и развитие осложнений в будущем. Лучше если его подберет лечащий врач.

Перед тем как начинать выполнение упражнений важно ознакомится с правилами проведения занятий для детей дошкольного возраста:

  • Занятия проводятся в «дышащей» одежде при температуре в комнате или на улице от 17 до 20.
  • Перед проведением занятия проветриваем помещение, в котором оно будет проводиться.
  • Для получения наибольшего эффекта упражнения выполняются 2 раза в день по 15– 30 минут.
  • Для того чтобы их было интереснее выполнять занятия для детей проводят в форме игры, так оно пройдет эффективнее и не наскучит.
  • Упражнения должны иметь простые и детские названия.
  • Для занятия можно использовать детские игрушки.
  • Для проведения занятий подходит открытое помещение или улица.
  • Упражнения начинаются с простых, постепенно усложняясь и увеличиваясь по числу повторений.
  • Только систематическое выполнение упражнений приведет к желательному результату.

Ложимся на спину, обе руки расположены на животе. Теперь включаем воображение и представляем, что вместо живота у нас находится шар. Наполняем его воздухом, через нос, медленно вдыхая. Затем задержав дыхание, сдуваем воздух, выдыхая через рот.

Ребенок представляет себя рыбкой в море и, ныряя, задерживает дыхание, чтобы продержаться как можно дольше под водой. Дыхание задерживается на максимально возможное время, начинают с маленьких промежутков постепенно увеличивая время.

Упражнения для тренировки дыхательной системы детям от 5 до 7 лет

«Цветок и одуванчик»

В положении стоя ребенок делает через нос вдох, представляя, что нюхает ароматный цветок, затем выдыхает ртом воздух на одуванчик.

«Веселый хомяк»

Для этого упражнения ребенок представляет себя в роли хомяка, наполнив щеки воздухом. Затем легким хлопком по щечкам выпускает воздух и несколько раз принюхивается носом, в поиске новой еды.

«Дракон»

Ребенок дышит через каждую ноздрю поочередно, представляя себя огнедышащим драконом, зажимая при этом каждую пальцем.

Метод дыхания А. Н. Стрельниковой

Этот метод появился в 70-х годах для лечения людей, страдающих астмой. Он состоит из 14 физических и дыхательных упражнений, основанных на вдохе. Грудная клетка сжимается за счет наклонов и поворотов. Движения тела и вдох должны быть одновременными. Такие занятия подходят для детей от 3 лет.

  • Стоим прямо, руки опущены. Делая вдох, сжимаем руки в кулаки, затем 4 громких и маленьких вдоха и выдыхаем. Повторять упражнение много раз с маленькими перерывами.
  • Стоим прямо, руки в кулаках. Делая вдох, разжимаем руки, повторяем упражнение 8 раз с маленьким перерывом.
  • Наклоны с палкой из стороны в сторону, опираясь на нее. Вдох – наклон в одну сторону, выдох выпрямляемся, еще раз вдох – наклон в другую сторону, выдох выпрямляемся.

Все описанные упражнения, направленные на развитие дыхательной системы, осуществляются с помощью диафрагмы и межреберных мышц. Диафрагма помогает получить необходимое давление в грудной клетке и брюшной полости. При правильном выполнении упражнений, которые проходят в форме игры затрагиваются 4 типа дыхания:

  • Нижнее. В упражнении участвует диафрагма. Воздухом насыщается нижняя и средняя часть легких.
  • Среднее. В упражнении участвуют межреберные мышцы, расширяя грудную клетку.
  • Верхнее. Грудная клетка неподвижна. Благодаря движению плеч и ключицы воздухом насыщается верхняя часть легких.
  • Смешанное. Воздух проходит во все части легких.

Развитие речевого дыхания у детей от 2 лет

Речь представляет собой воздушный поток из звуков, образованных в речевом аппарате при помощи дыхания или воздушной струи. Развитие речевого дыхания способствует образованию звуков, созданию четкой и выразительной речи, правильному произношению. Определяет уровень развития дыхания речи дошкольного возраста логопед. Он поможет понять правильность развития дыхания и расстановку пауз у ребенка во время разговора или игры.

Плохо развитое дыхание дошкольников связано со здоровьем, неактивным образом жизни и обострением хронических заболеваний дыхательной системы. Неправильное речевое дыхание выражается в нерациональном использовании воздуха во время разговора, неправильном применении выдоха и вдоха. Все это негативно сказывается на постановки и развитие речи у детей малых лет и происходит чаще всего из-за невнимания родителей к этой проблеме или недолжном воспитании.

У дошкольников при плохом развитии вдоха или выдоха речь тихая. При произношении длинных предложений возникают проблемы, происходит нарушение плавности произносимой речи. Это происходит за счет нехватки воздуха, который они должны восполнять на середине предложения.

Также при наличии проблемы с развитием речевого дыхания у детей от 2 лет при разговоре происходит не договаривание слов, и поэтому они могут перейти на шепот. Проговаривать длинное предложение приходится во время вдоха. От этого речь звучит неуверенно, быстро, без соблюдения пауз, как бы захлебываясь.

Развить речевое дыхание у ребенка поможет специальная постановка выдоха, выполненная в форме игры. Поэтому главной задачей упражнений является формирование правильного выдоха через рот.

Элементы выполнения правильного речевого дыханий ребенка через выдох:

  • Через маленький, но сильный вдох носом можно понять и оценить, как расширяется диафрагма ребенка;
  • Выдох должен быть плавным и ровным, рот сложен буквой «О»;
  • Выдох только через рот, ни в коем случае не через нос;
  • Выдох должен быть полным с паузой в несколько минут.

Развить речевое дыхание у детей любого возраста через тренировку выдоха поможет выполнение специальных упражнений в форме игры. Они состоят из элементов зарядки дыхательной системы и артикуляционных упражнений. Выполнение гимнастики может наскучить или надоесть ребенку. Избежать этого поможет соблюдение следующих правил.

Занятие проводятся ежедневно, начиная с 3 минут для маленьких и постепенно прибавляя до 7 минут для дошкольников. Проходить они должны через час после еды. На улице, если теплая погода или в проветриваемой комнате в форме игры.

Упражнения - игры, направленные на развитие выдоха

«Веселые снежинки»

Подвешиваем перед лицом ребенка (на расстоянии 10 см) на нитки бумажные снежинки или цветные полоски, и предлагаем ему на них подуть. Делать он должен это стоя и только на выдохе. Затем усложняем задание, отодвигая нити подальше.

«Спортивные фломастеры»

Устраиваем соревнование фломастеров. В упражнении могут принимать участие несколько детей или родители с детьми. Кладем два разноцветных фломастера на стол, определив финишную черту, и дуем каждый на свой фломастер. Первый пришедший к финишу выиграл.

«Праздник»

Организовываем день рождение любимой игрушки. Для этого накрываем праздничный стол из детской или настоящей посуды, рассаживаем гостей игрушек за него и приносим десерт со свечей. Ребенок должен задуть свечу на выдохе, используя большое количество воздуха. Получиться может не с первого раза, повторить упражнение желательно несколько раз.

«Самолетик»

В игре могут участвовать несколько детей. Складываем из бумаги самолетики и ставим их на стол. По команде дети сильно дуют на них, выпуская максимальное количество воздуха. Выигрывает тот чей самолетик улетит дальше.

Тренировка дыхания, с помощью речевого материала

Овладев правильным выдохом, ребенок должен научиться выполнять задания по развитию речевого дыхания.

  • Научится правильному произношению слогов и звуков. Для этого потребуется постоянное проговаривание слогов, гласных звуков на одном выдохе.
  • Выучить маленькие стишки. Лучше для развития дыхания подойдут маленькие стихи четверостишья. При их проговаривании обращаем внимание на комбинацию вдоха и выдоха, полученные ребенком во время проговаривания стиха.

Существуют также специальные игры, содержащие в себе упражнения для дыхательной системы и постановки речи, подходящие для любого возраста.

«Маятник»

Начальное положение – стоим прямо, ноги раздвинуты, руки в замке подняты вверх. Делаем глубокий вдох, наклоняемся в сторону, выход – произносим «Бум». Последнюю букву тянем.

«Вождение»

Начальное положение такое же, руки впереди сжаты в кулаки. Делаем вдох – крутим кулаки как на руле, выдох – говорим «ррр».

Ребенок встает на колени, руки вдоль туловища. Делаем вдох – разводим руки, выдох - сводим и хлопаем в ладоши, проговаривая «Хлоп».

Этот комплекс упражнений, проводимый в форме игры, подходит для детей от 2 лет и дошкольного возраста. Их необходимо делать ежедневно по 6–8 раз.

На сегодняшний день сложилась ситуация масштабного отклонения в развитии речи у детей малых лет и дошкольников. Считается нормой отсутствие разговора у детей 3 летнего возраста. Это совсем неправильно. Начинать занятия по правильному произношению необходимо как можно раньше, так как наличие этой проблемы может сказать в дальнейшем на учебе в школе.

Хорошо развитое речевое дыхание, с помощью упражнений поможет развить произношение звуков и слогов, которые в дальнейшем превратятся в четкие и понятные слова. Поэтому очень важно проводить занятия по дыханию у детей с раннего возраста или только начинающих произносить слова и фразы, для предотвращения речевых дефектов в будущем.