Обязательно ли духовная практика в йоге. Йога духовная практика или еще одно модное фитнес-направление? Сильный магнетизм не всегда положительный

Представляем вашему вниманию замечательный реферат-эссе Андрея Дроздова – инструктора йоги, выпускника Школы инструкторов йоги Федерации йоги России, группа «Апрель-2014».

Почему я выбрал эту тему? На одной из наших лекций на курсе я понял, что практически для каждого инструктора объяснить, что такое Йога, является большой проблемой.

Как это сделать? Невозможно изобрести велосипед, учитывая тот факт, что его уже изобрели до тебя. Но, изменив форму и оставив главные принципы, ты сможешь стать изобретателем. Ты понимаешь, что тебе, как инструктору, придется в какой-то момент отвечать на вопросы. Хорошо, когда ты подготовлен и твой четкий и грамотно построенный ответ сразу даст ученику понимание. А если нет, то будет поставлена под удар твоя компетенция как специалиста. И все же мы будем отвечать на вопросы по мере их поступления. На мой взгляд, ответ должен звучать без использования абстрактных категорий. Вы можете сказать ученику, что Йога принесет ему счастье, то на последующий, логичный вопрос – какое счастье? – Вы уже не сможете ответить. Потому как эта категория очень индивидуальна. Первая задача, инструктора выяснить какие цели преследует человек , который пришел к вам заниматься. И лучше, как я это вижу, можно сделать, дав ему анкету на первом занятии. Вопросы в анкете дадут человеку понять всю серьезность подхода и вашу заботу к нему. Новичок, и не только новичок, проникнется этим моментом и дома, в спокойной обстановке, ответит на вопросы.

Целей, у пришедшего к Вам, может быть две . Две основных и несколько второстепенных, которые, скорее всего, человек выразит как одну из основных. Ну, не станет же он (она) писать, что просто пришел/а за компанию, от нечего делать, времени вагон или деньги девать некуда. Хотя и такое всегда возможно. Тогда такого человека нужно быстро переориентировать в нужную нам сторону.

Итак, причины. Их две: первая – это здоровье, здесь все просто, вторая – здоровье и духовный рост. Люди могли когда-нибудь слышать, либо где-то читать, что занятия Йогой могут помочь расти духовно. А вот здесь уже все сложно. В такой ситуации не обойтись каким-то стандартным красивым ответом, и не ограничиться 2-3 предложениями. На это потребуется время и вам придется действительно серьезно рассказать вашему человеку правду о Йоге. Ваша честность будет служить показателем отношения к новичку, как к личности.

Означает ли это, что вы как-то обманули первую категорию. Абсолютно нет. И в этом случае Вы сказали только правду, только в сжатом формате. В том формате, который был необходим вашему новичку. Да еще может быть третья причина – терапевтическая . Это еще сложнее, чем в обоих предыдущих случаях. Если вы не являетесь специалистом в области анатомии, физиологии и Аюрведе, не знакомы с мануальной терапией, то однозначно не стоит браться за таких новичков. Терапией (лечением) занимаются более компетентные люди. Но какие-то незначительные, не обостренные состояния можно исправить с помощью асан. Но лучше всего отправить его к специалисту, лучше к знакомому, за консультацией, чтобы избежать осложнений. Всегда помните об ответственности, которую берете на себя и о главном принципе работы – «Не навреди!»

Сейчас я не стану подробно останавливаться на разных вариантах ответов относительно огромной пользы йоги для оздоровления организма – это исключительно момент творческий и личный. Каждый себе выберет самое точное, на его взгляд, определение возможностей Йоги. И очень подробно остановлюсь на второй причине, потому как этот аспект считаю самым важным.

Все мы знаем, что люди задают вопросы от непонимания, незнания, неведения. И в этом смысле и я не являюсь исключением, потому что тоже ищу ответы на свои вопросы. Нас, как будущих инструкторов, а кого-то уже и нынешних, интересует, а в чем же суть 8-ми ступенчатой Йоги – Аштанга или Хатха-Йоги. Вроде все просто, на первый взгляд, как в матрешке, дойди до самой маленькой и все. 8 ступеней, дошел до 8-ой, освоил и стал йогом. Научился завязываться в узел, делать очень сложные асаны и управлять энергетическими потоками. Даже научился дыхание останавливать… И что?! Достиг Самадхи, и что?!

Те, кто приходит в Йогу, делают это по разным причинам, и возможно ответы будут не одинаковые, в чем-то схожие, а в чем-то различные. Для меня это самый глубокий философский вопрос и он действительно стоял. До какого-то времени.

Ответ я нашел в одном из величайших философо-поэтических произведений , одной из основных священных книг мира, квинтэссенции духовной мудрости Индии – Шримад Бхагавад-Гите (буквальный перевод – «Песнь Бога»). В ней Сам Господь, Шри Кришна, давая наставления Своему близкому спутнику Арджуне, раскрывает собственную природу, а также природу и предназначение человека и описывает способы достижения истинного совершенства и успеха в жизни. Автор «Бхагавад-Гиты как она есть» А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада – принадлежит к духовной традиции, первым учителем которой является Сам Кришна. При этом его перевод и комментарий позволяют читателю понять «Бхагавад-Гиту» так, как её издревле понимают в самой Индии.

Необходимо сказать несколько слов об авторе, чтобы убрать все возможные сомнения по поводу его авторитетности, в этом вопросе. В 54 года Шрила Прабхупада отошел от семейной жизни, чтобы больше времени посвящать изучению и написанию духовной литературы. Он поселился в священном городе Вриндаване, где жил очень скромно в храме Радхи-Дамодары. В 61 год он полностью отрёкся от мира, приняв санньясу. За годы своей жизни Шрила Прабхупада выпустил более 50 томов переводов с комментариями и авторитетных изложений индийских классических трудов по философии и религии. Шедевром его работ можно по праву считать «Шримад – Бхагаватам» («Бхагавата – Пураны»), классическое произведение на санскрите, состоящее из 18 тысяч стихов. Произведения Шрилы Прабхупады составляют подлинную энциклопедию ведической культуры, философии, религии и литературы.

Вот как отреагировала президент Индии, Пратибха Девисингх Патил:

«Я с радостью узнала о том, что «Бхагавад-Гита как она есть» А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады переведена на 90 языков и распространяется по всему миру. Послание Господа Кришны, которое несет «Бхагавад-Гита», актуальна во все времена. Эта философия имеет огромное значение и ценность для современного общества, она способствует утверждению духовности, единства и мира на планете… Желаю «Бхагавад-Гите как она есть» огромного успеха».

Итак, я перехожу к непосредственному изложению сути моего вопроса. Мне пришлось очень сильно сократить материал. Еще раз хочу напомнить, что это лично мой взгляд на этот вопрос и, если кому-то он покажется неполным, то самостоятельно всегда можно вникнуть глубже.

Цитаты из «Бхагавад-Гита как она есть», глава 6.

Текст 1. Глава 6.

Верховный Господь сказал: Тот, кто не привязан к плодам своего труда, но действует, верный своему долгу, воистину отрекся от мира. Именно он – настоящий йог, а не тот, кто не зажигает огня и не исполняет своих обязанностей.

КОММЕНТАРИЙ: В этой главе Господь описывает практику восьмиступенчатой йоги, позволяющую обуздать ум и чувства. Однако обыкновенным людям, особенно в век Кали (последняя из Юг, Кали-Юга, временной период 430 000 лет), очень трудно заниматься этим видом йоги. Каждый в этом мире трудится чтобы содержать свою семью: никто не работает бескорыстно, не стремясь прямо или косвенно удовлетворить потребности своих чувств. Части тела работают на благо всего тела. Различные органы действуют не ради удовлетворения самих себя, а для того, чтобы удовлетворить потребности всего организма. Точно также человек, который трудится не ради себя, а ради удовлетворения Высшего Целого, – это совершенный санньяси , или совершенный йог.

Текст 3. Глава 6.

Говорится для того, кто только начал заниматься восьмиступенчатой йогой, средством достижения цели служит деятельность (карма), а для того, кто достиг совершенства, средством становится полное прекращение материальной деятельности.

КОММЕНТАРИЙ: Процесс воссоединения живого существа со Всевышним называется йогой. Его можно сравнить с лестницей, ведущей к вершине духовного самопознания. На низшей ступени этой лестницы стоит тот, кто находится в обусловленном состоянии (обычные люди, то есть мы с вами), а поднявшись на высшую ступень, живое существо очищается от материальной скверны и осознает свою духовную природу. Ступени этой лестницы, соответствующие разным уровням духовного развития, носят разные названия. Но лестницу в целом называют йогой, разделяя её на три части: гьяна-йогу (путь познания Абсолютной Истины с помощью размышлений и философии), дхьяна-йогу (медитационная йога) и бхакти-йогу (йога преданного служения). Того, кто стоит на низшей ступени этой лестницы, называют йогарурукшу , а на высшей – йогарудха .

Приступив к практике восьмиступенчатой йоги, йог должен следовать определённым правилам, которые упорядочивают жизнь и выполнять различные асаны (физические упражнения), что поможет ему войти в состояние медитации. Эти занятия относятся к категории материальной деятельности. Они помогают привести в равновесие ум и обуздать чувства. А когда йог достигает совершенства в медитации, он прекращает всякую материальную деятельность.

Текст 4. Глава 6.

Говорят также, что йог достигает совершенства, когда, полностью избавившись от материальных желаний, перестаёт искать чувственных удовольствий и заниматься материальной деятельностью.

Текст 5. Глава 6.

С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать, опускаясь в низшие формы жизни. Ум может быть и другом обусловленной души, и её врагом.

КОММЕНТАРИЙ: Цель йоги – обуздать ум и освободить его от привязанности к объектам чувств. Здесь особо подчеркивается, что ум необходимо приучить действовать так, чтобы он смог вытащить обусловленную душу из трясины неведения. В материальном мире живое существо находится во власти собственного ума и чувств. В Ведах сказано: «мана эва манушийанам каранам бандха-мокшайох бандхайа вишгайасанго муктйам нирвишайам манах» – «Ум может стать причиной рабства, а может и привести к освобождению. Поглощённый мыслями об объектах чувств, ум превращает человека в раба, а отрезанный от этих чувств, освобождает его (Амрита-бинду-упонишад, 2)»

Текст 6. Глава 6.

КОММЕНТАРИЙ: Цель восьмиступенчатой системы йоги – обуздать ум и сделать его своим другом, который поможет исполнить предназначение человеческой жизни. До тех пор пока человек не обуздает ум, все его занятия йогой будут лишь пустой тратой времени. Когда же нам удается обуздать его, он добровольно соглашается исполнять указания Верховного Господа, находящегося в сердце каждого в образе Параматмы (Сверхдуша, форма духовного Господа Вишну, в которой Он находится в сердце каждого живого существа). Истинная йога дает человеку возможность ощутить присутствие Параматмы в своем сердце.

Текст 7. Глава 6.

Тот, кто обуздал ум, уже осознал Сверхдушу, ибо обрел умиротворение. Для такого человека не существует разницы между счастьем и горем, жарой и холодом, почетом и бесчестьем.

Текст 8. Глава 6.

Человек, который овладел истинным знанием и, применяя его на практике, обрел полное удовлетворение, считается осознавшим свое «Я» и называется йогом, или мистиком. Такой человек находится на духовном уровне и всегда остается невозмутимым. Он не видит различия между булыжником, галькой и золотом.

КОММЕНТАРИЙ из текста 59, главы 2, Краткое изложение «Б-Г»

До тех пор пока человек не достигнет духовного уровня, он не сможет полностью отказаться от чувственных удовольствий. Предписания шастр, ограничивающие эти удовольствия, можно сравнить с диетой, налагающей ограничения на употребление тех или иных продуктов. Однако нельзя сказать, что больному нравятся подобные ограничения или что у него пропадает вкус к запрещенным блюдам. Подобно этому людям лишенным высшего знания, шастры предписывают ограничить деятельность своих чувств с помощью духовной практики, такой как аштанга-йога , состоящей из ямы, ниямы, асан, пранаямы, пратьяхары, дхараны, дхьяна и самадхи .

КОММЕНТАРИЙ из текста 10, главы 6

Йог должен принимать только то, что благоприятно для его духовного развития, и отвергать все, что может ему помешать. Он также должен решительно избавиться от желания обладать излишними материальными вещами, которые лишь обременяют его, поощряя в нем собственнические чувства.

Тексты 11-12. Глава 6.

Для занятий йогой надо найти чистое уединенное место, постелить на землю циновку из травы куша, покрыв её оленьей шкурой и мягкой тканью. Сидение не должно быть слишком высоким или, наоборот, слишком низким. Усевшись как следует, можно приступить к практике йоги.

Текст 3-14. Глава 6.

Держа корпус, шею и голову на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить свой мысленный взор на Мой образ в сердце и сделать Меня своей высшей целью.

КОММЕНТАРИЙ: Высшей целью в жизни является Кришна, а цель йоги постичь – вишну-мурти (это полная экспансия Кришны) в своем сердце. Для этого полностью надо отказаться от половой жизни, поэтому йог должен уйти из дома и жить в уединенном месте, занимаясь йогой, как описано выше. Йогом невозможно стать, ежедневно предаваясь плотским утехам дома или в каком-нибудь другом месте и посещая занятия в так называемом обществе йоги.

Слова от себя: Хочу сразу всех успокоить, в практике йоги отказ от половой жизни не означает мгновенного отказа, это так же как Вы не сможете сразу научиться медитировать, к примеру. Но, при постоянной практике человек постепенно избавляется от полового влечения.

Текст 15. Глава 6.

Держа под постоянным контролем деятельность своего тела и ума, йог-мистик окончательно подчиняет ум своей власти и, прекратив материальное существование, достигает царство Бога.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе ясно сформулирована конечная цель практики йоги. Йогой занимаются не для того, чтобы получить какие-то материальные блага, а для того, чтобы раз и навсегда покончить с материальным существованием. Согласно «Бхагавад-Гите», тот, кто практикует йогу, чтобы поправить здоровье или обрести те или иные материальные совершенства, не является йогом. Кроме того, прекратить материальное существование вовсе не означает полностью раствориться в некой мифической пустоте. В творении Бога нет пустоты. Прекратит материальное существование – значит войти в духовный мир, обитель Господа. В обители Господа не нужны ни солнце, ни луна, ни электричество. Все планеты духовного мира излучают свет, подобно солнцу в материальном мире.

Текст 15. Глава 6.

О, Арджуна, человек никогда не станет йогом, если он ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или спит недостаточно.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь Кришна рекомендует йогам упорядочить свое питание и сон. Есть слишком много – значит, есть больше, чем нужно для того, чтобы поддерживать тело. Людям нет необходимости питаться мясом животных, так как природа дает им вдоволь зерна, овощей, фруктов и молока. Эта простая пища согласно «Бхагавад-Гите», является пищей в гуне благости (или саттвической), тогда как мясо – это пища в гуне невежества (или тамостическая).

От себя: все мы помним о трех гунах: в буквальном переводе с санскрита «веревка», а также «качество, свойство». Саттва-гуна – гуна благости; раджо-гуна – гуна страсти и тамо-гуна – гуна невежества. Это категории философии санкхьи. Гуны определяют образ жизни, мышления и деятельность души, на которую они влияют.

Йогой не способен и заниматься тот, кто искусственно воздерживается от еды, придумывая собственные правила голодания и поста. Человеку следует поститься только по указаниям шастр. Тот, кто слишком много ест, по ночам видит много снов и поэтому спит больше, чем необходимо. Тот, кто спит больше 6 часов, несомненно, находится под влиянием гуны невежества. Человек в гуне невежества ленив и любит долго спать. Он не способен должным образом заниматься йогой.

Тексты 20-23. Глава 6.

Когда йог достигает этой ступени совершенства, именуемой трансом или самадхи, его ум полностью отстраняется от материальной деятельности. Благодаря чистоте ума он способен видеть свое истинное «Я», и оно становится для него источником радости и счастья. Обретая удовлетворение, йог своими духовными чувствами ощущает безграничное духовное блаженство. Постигнув истину, он уже никогда не забывает её и считает, что нет ничего, превыше её. Такой человек не теряет самообладания, даже сталкиваясь с величайшими трудностями. Вот подлинная свобода от страданий, возникающих от соприкосновения с материальным миром.

Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Духовная йога

Описание

Освоение 1-й ступени Духовной йоги: 1) непричинение вреда (на каждом плане); 2) правдивость перед всеми живыми существами (т. е. не имеешь право раскрыть рот, если своим словом причинишь вред); 3) недопущение воровства (на всех планах); 4) недопущения раздражения (астральный план); 5) недопущение алчности (ментальный план). 3. Освоение 2-й ступени Духовной йоги: 1) содержание всех своих тел в чистоте; 2) смирение – выполнение кармических и мирских обязанностей; 3) огненное устремление – преодоление всех трудностей и испытаний, препятствующих в продвижении по эволюционному пути; 4) Духовное чтение – усвоение и понимание истин изложенных в Ведах, Библии, Тайной Доктрине и Вневременной Мудрости, переданной человечеству Иерархией Света через Алису А. Бейли; 5) Преданность душе – главный Бог в человеке это его душа (душа говорит через совесть), хочешь познать Бога, познай самого себя; царство божье внутри нас, хочешь изменить мир – измени самого себя, выполняя 1-ю и 2-ю ступени Духовной йоги. 4. Стать независимым от 9 зол: 1) комфорта; 2) денег; 3) примитивного секса; 4) страха; 5) ненависти; 6) жажды власти; 7) гордыни; 8) отделенности; 9) жестокости. Поставить все на свое место, личность должна на всех планах подчиняться душе. Лошадь (душа) впереди, а телега (материальный мир) сзади, т.е. материальный мир должен служить человеку, а не наоборот. 5. Научить поддерживать свои 4 тела в чистоте через практики Духовной йоги и установление практическое, осознанной связи со своей душой, Царством душ во главе с Христом и Иерархией света (нашими старшими братьями). (см. раздел «Основы духовной йоги»). 6. Изменить образование в соответствии с 1-5 задачами. Образование должно быть 3-х, 4-х ступенчатым в зависимости от эволюционного развития души, с индивидуальным подходом к каждому человеку. Развитие: 1) инстинктивных способностей ребенка (от 1 до 7 –ми или 10 лет); 2) ментальных способностей, низшего ума (от 7 до 14 или от 10 до 20 лет); 3) высшего ума (от 14 до 21 или от 20 до 30 лет); 4) высших интуитивных способностей (от 21 до 28 лет). 7. Максимально возможно подготовить человечество к приходу 6-й расы (интуитивных духоразумеющих людей), к установлению Царства Божьего на Земле. Наладить телепатическое общение между 4-м (человеческим царством) и 5-м царством душ (Иерархией света во главе с Христом). На земле существует 7 царств: 1) царство минеральных жизней; 2) царство растительных жизней; 3) царство животных жизней; 4) царство человеческих жизней; 5) царство душ во главе с Христом; 6) царство планетарных жизней; 7) царство Солнечных жизней. Участник Возрождения Духовной йоги на планете Земля для выполнения 4-й задачи Духовной йоги освой и постоянно владей практиками Духовной йоги. Практики Духовной йоги - это овладение 7-ю каналами: 1) «Личный канал» – позволяет снять кармические привязки и избавиться от разного рода астрально- ментальных сущностей (болезней); 2) «Доброе утро Иерархия Света» - утренняя гимнастика под управлением собственной Души; 3) «Энергия Кундалини человеку в Эпоху Водолея» - это синтез аэробики, хатха-йоги и других йог в автоматическом режиме под управлением Души. Занятия проводятся по собственному выбору – дома, в лесу, на лугу и т.д.; 4) «Блок» - чистка своих тонких тел (астрального, ментального и эфирного) под управлением Души от разного рода порчи, сглаза и колдовства. 5) «Жар-птица» - канал для чистки и защиты (экран) помещений на астральном и ментальном планах от негативных сгустков энергии и всяких астральных сущностей (полтергейст); 6) «Бумеранг» - канал для отражения атак «темных сил», как прямых, так и через разного рода колдунов, шаманов; 7) «Согласие» - канал для решения вопросов в мирской жизни, используя главную энергию нашей Солнечной системы – Любовь и Добро. Духовная йога предлагается всем людям Доброй Воли независимо от их политических и религиозных убеждений. Срок обучения 1 этапа 40 дней. Освоивший мудрость Духовной Йоги забудет дорогу в медицинские учреждения и аптеки, а откроет дорогу к Высшей Эволюции - Эволюции своей Души.

Духовная йога: практики медитации

Духовные практики и медитация

Практика йоги для медитации не имеет ограничений и подходит для всех людей не зависимо от состояния здоровья, пола, возраста и физической подготовки. Искусство медитации постигается на протяжении долгого времени в результате упорной работы над собой и ежедневной практики, основой которой в хатха-йоге служат духовные упражнения.

Суть духовной йоги

Восточная практика воздействует не только на тело человека, укрепляя и оздоравливая его. Йога оказывает влияние на духовном уровне, помогая посмотреть на себя изнутри, избавиться от негативных чувств - ненависти, зависти, корысти, очистить ум от плохих мыслей, прийти в гармонию с собственным "я", изменить сознание и взгляд на повседневные события и окружающие вещи.

В процессе самосовершенствования ежедневные занятия духовной йогой по 5-15 минут позволят начинающим снять напряжение после тяжёлого дня, успокоиться и привести в порядок мысли, отдохнуть в комфортной обстановке и настроиться на выполнение нужных дел. Медитация во время беременности - способ обрести единение с малышом, научиться лучше чувствовать его, прислушаться к ощущениям в своём теле.

Медитировать следует в месте, где нет отвлекающих звуков и запахов, где можно полностью расслабиться и погрузиться в себя. Во время занятий духовной йогой нужно дышать спокойно, сидя в удобной позе в течение 5-10 минут, следить за своими вдохами и выдохами, сосредоточиться на наблюдении за . Тихая музыка и аромат благовоний помогут сосредоточиться на духовной практике.

При медитации практикуют особые упражнения для пальцев рук - мудры, усиливающие протекание положительной энергии. Последовательность соединения пальцев оказывает оздоровительное воздействие на организм и помогает сосредоточиться. Во время медитации часто используется "мудра знания" (соединённые вместе подушечки большого и указательного пальцев) или ладони складываются намасте. Будущим мамам во время духовной практики полезно положить руки на колени или на живот.

Позы йоги для медитации

Занятия духовной йогой предполагают полную неподвижность и расслабленность, при этом позвоночник остаётся прямым для концентрации внимания и активной работы мозга. Очень важно найти для себя подходящую удобную позу, в которой удастся сосредоточиться на дыхании и внутреннем мире, положение тела не будет отвлекать.

Приведенные позы для медитации улучшают подвижность тазобедренных суставов, помогая будущим мамам подготовиться к предстоящим родам, улучшают работу органов малого таза и пищеварительного тракта, что особенно актуально во время беременности.

Сукхасана (Поза со скрещенными ногами)

Сядьте на коврик, подложив небольшую подушку под таз. Скрестите голени так, чтобы их пересечение оказалось по центру тела. Ступни располагаются под коленями. Отведите плечи слегка назад, раскрыв грудную клетку.

Ваджрасана ()

Встаньте на колени, разведите пятки в стороны, соединив носки. Опустите таз на стопы. Если такое положение неудобно, можно подложить подушку под свод стопы или под таз. Макушкой тянитесь вверх, слегка опустите подбородок.

Принятие следующих поз требует предварительной разминки для разогрева мышц.

Сиддхасана (Поза мудреца)

Сидя на коврике, вытяните обе ноги вперёд. Согните левую ногу и, помогая руками, расположите ее пятку возле промежности, чтобы стопа касалась правого бедра. Затем согнутую правую ногу положите поверх левой, разместив лодыжки друг над другом. Опустите колени насколько возможно к полу. Расправьте грудную клетку, выпрямив позвоночник, опустите подбородок, тянитесь макушкой вверх.

Падмасана ()

Подложив подушку под таз, согните правую ногу, положите ее стопу на левое бедро. Стопу согнутой левой ноги аналогичным образом разместите на правом бедре. Если колени не касаются пола, подставьте под них небольшие валики. Расправьте позвоночник, макушкой тянитесь вверх, слегка опустив подбородок к груди. Появившееся ощущение дискомфорта или боль в коленных суставах - повод выйти из позы и использовать для медитации другое положение тела.

В моменты, когда требуется успокоиться и нет возможности принять комфортную позу на полу, можно медитировать сидя на стуле. Для этого сядьте, держа спину прямо, поставьте ноги на ширине плеч и положите руки на колени. В таком положении постарайтесь расслабиться, прислушиваясь к ощущениям в теле и дыханию.

Асаны хатха-йоги способствуют подготовке к медитации, духовному росту, успокаивая ум и настраивая тело. Овладение духовной практикой достигается комплексным воздействием: позы и , для оздоровления организма и управления эмоциями, медитации для ясности ума и чистоты помыслов.

Известно, что человек - это не только видимая нам биологическая оболочка, но и что-то более высокое и совершенное, а соответственно, имеющее тонкую душевную организацию, раскрыть и познать которую поможет йога для духовного развития.

Йога

Йога - это одно из самых известных философских направлений и имеет множество поклонников во всех точках земного шара. Сложно описать, что такое йога в двух-трех предложениях. Каждый понимает йогу по-своему, но стремление быть в хорошей физической форме, при этом самосовершенствуясь духовно,объединяет всех этих людей.

«Йога – это все, что приближает нас к осознанию существования некой силы, которая выше и могущественней нас. И когда мы чувствуем, что находимся в гармонии с этой высшей силой, - это тоже йога.

…C чего бы мы ни начинали изучение йоги – с асан, пранаямы, медитации или изучения " Йога Сутр" Патанджали,- суть процесса обучения одна и та же. Чем больше мы прогрессируем, тем больше мы осознаем целостную природу нашего бытия, понимая, что состоим из тела, дыхания, ума и чего-то еще».

Высказывание о йоге Т.К.В. Дешикачара

В широком понимании, йога являет собой совокупность философии с физическими упражнениями, направленными на достижение особенного физического и духовного состояния, так называемой нирваны. Считается, что практикующие йоги с многолетним стажем, способны достигать высшего состояния умиротворения и контроля над практически всеми аспектами деятельности организма, будь то сон, физическая устойчивость, или, к примеру, контроль деятельности высшей нервной системы.

Всем известно, что йога это одно из древнейших искусств самосовершенствования. Памятные знаки о йоге находят на скульптурах второго века до нашей эры. Хотя самые древние упоминания содержаться во всемирно известной памятке индуистской культуры - «Ведах», которые, как считается, были написаны намного раньше.

Методика и практика йоги

В данный момент, йога как искусство и как путь духовного развития активно развивается как самостоятельно, так и в тесной связке с философией буддизма, иудаизма. Насчитывают сотни различных видов практик йоги, которые направленны на разные цели. Это связанно с тем, что не существует универсального подхода к духовному и физическому развитию с помощью практик йоги. Каждый человек индивидуален, и понятие совершенства для всех тоже разное. Философия йоги понимает и принимает такую позицию, а значит, старается предоставить возможности для саморазвития любому, кто обратился к этому древнему искусству.

Даже человек, который был далек от методик и практик йоги, пробуя впервые техники медитаций, сталкивается с пониманием того, что путь духовного развития йоги очень близок с общими представлениями о духовном благополучии.

“Йога – это древнее искусство, основанное на чрезвычайно тонкой науке о теле, уме и душе. Со временем ее продолжительная практика приводит к чувству умиротворения и ощущению своего единства со всем, что его окружает. Главная цель йоги – вернуть ум к простоте и покою и избавить его от суетливости и беспокойства. Покой же дается практикой асан и пранаямы.

В отличие от других систем физической тренировки, напрягающих мышцы и кости, йога омолаживает тело, делая это постепенно и мягко. Восстанавливая тело, йога освобождает ум от негативных чувств, рождаемых быстрым темпом современной жизни, с избытком дарит вам надежду и оптимизм и помогает в преодолении препятствий на пути к совершенному здоровью и духовному удовлетворению. Она полностью перерождает вас.”

Высказывание о йоге Б.К.С. Айенгара

Практика йоги предполагает обязательное осознание нескольких основных ступеней для достижения духовного совершенства.

1. Яма - Комплекс моральных и этических догм, призванных выстроить ваши отношения с окружающим миром.

Яма - это первая часть аштанга-йоги, и содержит пять основополагающих постулатов поведения.

2. Нияма - разумный образ жизни.

То, за что сейчас современные диетологи и тренера берут сумасшедшие деньги, несколько тысяч лет назад было описано в неоценимых памятках индийской культуры. Методика йоги подразумевает, что для духовного развития необходимо вести правильный образ жизни.

3. Пранаяма - специальный комплекс особых дыхательных упражнений, которые призваны сконцентрироваться на себе, и контролировать потоки энергии внутри и вокруг себя.

В данный момент, многие из современных видов спорта заимствуют практики пранаямы. Считается, что умение правильно выполнять дыхательные упражнения положительно сказывается на психическом здоровье, и на общем физическом тонусе организма.

4. Асана - набор всевозможных поз, постигнуть которые сразу мало кому удается.

Это требует не малой физическую подготовку, выносливость, и высочайшее умение сконцентрироваться на процессе. Существуют позы высшего уровня сложности, которые подвластны лишь единицам людей с десятками лет практики йоги для духовного развития за плечами.

5. Дхарана - концентрация на каком-то объекте.

Требует высокого уровня подготовки, и хоть кажется задачей пустяковой, справляются сразу с ней лишь немногие. Техника выполнения Дхарана состоит из концентрации и отвлеченности вашего сознания таким образом, чтобы все ваши мысли были сконцентрированы на одном объекте.

6. Пратьяхара - очищение мыслей и эмоций.

Способствует улучшению общего эмоционального состояния. Широко используется современными психологами по всему миру и считается одной из самых действенных систем для достижения эмоционального спокойствия.

7. Дхиана - медитирование и концентрация внимания на своем внутреннем мире.

Йога для духовного развития предлагает метод медитации, который состоит из определенной физической позы, особой техники дыхания и концентрации своего сознания на внутреннем “Я”.

8. Самадхи - последняя ступень благородного пути.

Характеризуется слиянием воспринимающего и воспринимаемого. Последняя ступень, предполагает слияние внутреннего и внешнего мира, потеря смысла себя как идентичной личности, слияние и ощущения себя частью целого мира. Эта ступень вплотную подводит йога к нирване. Для достижения данной ступени могут потребоваться годы, или даже десятилетия медитаций. Лишь немногие достигают столь высокого уровня.

Йога для духовного развития и физического

“Йога полезна для всех без исключения, она привнесет счастье и в день сегодняшний, и в будущее. Если мы начнем изучать йогу, если станем практиковать йогу без страха и сомнений, обретем физическое, ментальное и духовное счастье, а наш ум расширится до пределов Божественной Сущности”

Высказывание о йоге Шри Паттабхи Джойса

Огромное преимущество йоги состоит в ее доступности каждому. Вам не нужно никакого специализированного инвентаря (если это не течения йоги тесно связанные с религией, к примеру, Шива йога или Будда йога). Йога для духовного развития может стать отличным инструментом познания самого себя, хобби которое со временем изменит и значительно улучшит вас.

Кроме духовного развития с помощью йоги, важной и полезной особенностью будет улучшения вашей общей физической формы. Йога, в отличие от современных видов спорта, менее травмоопасна и не направлена на достижение конкретных спортивных результатов. Для йоги не важно, каков у вас объём бицепса или за сколько секунд вы пробегаете стометровку. Физические упражнения в комплексе йоги призваны улучшить общий физический фон, ваше внутреннее самочувствие в плотной связке с прояснением туманностей сознания. Поверьте, эффект может быть просто потрясающий. Йога широко известна и вы наверняка хоть раз натыкались на некоего гуру йоги, что творил совершенно невообразимые вещи, неподвластны лучшим спортсменам.

Если вы считаете, что духовное развитие с помощью йоги, вам было бы интересно, что оно качественно повлияет на ваше самочувствие и мироощущении, то вы может пойти в какую-нибудь школу йоги поблизости. К счастью, всё больше людей склоняются к пониманию потребности в практике йоги. Посещение занятий йоги предоставит вам возможность познакомиться с множеством единомышленников, завести полезные знакомства и просто отдыхать развиваясь, в приятной компании.

«Тот же, кто власть обрел над потоком Изначальной Силы и подчинил его движение воле своей, с легкостью побеждает в битве со смертью.
Ибо истинно сказано, что совершенства достигает каждый, кто неустанно практикует Йогу, будь он болен, либо слаб, молод, стар, или даже дряхл».

Слова о йоге из Хатха Йога Прадипики

Стилистика йоги

Если же у вас достаточно плотный рабочий график, или же поблизости нет ни одной школы йоги (и такое случается), можете смело попробовать практиковать йогу дома, самостоятельно. К счастью, сейчас огромное количество полезной информации о йоге как источнике духовного развития. Для начала, выберите стилистику йоги, которая вам близка. К примеру, это может быть:

1. Хатха-йога

Основное внимание в данной стилистике йоги уделяется физическому здоровью.

Это один самых практичных и распространённых видов йоги. Основная философия предполагает выполнение различных физических упражнений, направленных на улучшение иммунитета, уравнение гормонального фона, улучшения эластичности мышц и связок. Асаны(позы) выполняются в статичном варианте и задерживаются на несколько минут. Хатаха-йога как будто выстраивает ваше тело вновь и уделяет очень много внимания важным, но мелким деталям, таким как повороты туловища, статичные растяжки, удержания позиций.

2. Шиванада-йога

Так же подразумевает удержание в статике различных позиций, но в отличии от предыдущего варианта, направлена на достижение духовной релаксации с помощью медитирования. Данная разновидность отлично подходит в случае выбора йоги как пути духовного развития.

3. Кундалини-йога

Представляет собой сложный комплекс упражнений, умноженных на глубокое духовное понимание внутреннего “Я”. Это набор динамических упражнений, где позы с завидной быстротой сменяют одна другую. Данная стилистика йоги призвана раскрыть ваши энергетические каналы с помощью особых техник дыхания и медитации.

Йога для духовного развития - это отличное решение для человека, который принял себя и решил самосовершенствоваться как духовно, так и физически. Йога с каждым днем будет помогать вам становиться лучше, иметь более ясный ум, устойчивость и отличное физическое состояние на многие годы.

“Позвольте всему прийти в свое время. Саженцу и дереву требуется
должное время, чтобы вырасти при подходящих условиях, так почему
же мы - люди, должны отличаться. Вырасти в йоге означает расти в жизни, нужны соответствующие условия, но когда начнешь это чувствовать, ты поймешь, что оно настоящее.”

Доброго дня, дорогие читатели. Ранее я уже писала о той пользе, которую может принести . В этой статье я бы хотела поговорить о том, что йога духовная практика, прежде всего.

Когда мы говорим о практике йоги, в уме могут возникать разные ассоциации, это и асаны, медитации, самадхи, пранаяма и концентрация внимания. Но давайте обо всем по порядку.

Йога – это не только умение завернуться в какую-нибудь красивую позу, иметь хорошую растяжку, подтянутое стройное тело. Хотя сейчас большинство приходят на занятия по йоге именно за этим. Одни хотят стать более гибкими, другие похудеть и стать более привлекательными, третьи желают поправить здоровье и чувствовать себя лучше с помощью йоги.

Однако, ведь йога духовная практика, а не только лишь работа на физическом уровне, стоит об этом помнить. Кроме выполнения различных асан йога предполагает и практику пранаям, или дыхательных техник, и медитации, а также концентрацию внимания, и главное осознанность во время всей практики йоги.

Йога – это целое учение, включающее в себя самые разные темы о том, как жить в гармонии с собой и всем тем, что вне тебя, с окружающим миром, быть более осознанным и быть в гармонии с природой.

Практика йоги включает в себя как работу с телом и сознанием через выполнение асан и пранаям это классическая хатха йога, так и более философские направления – это Джняна йога, Бхакти йога, Карма йога и королевская Раджа йога.

Практика йоги и медитация

Медитация неотделима от практики йоги. Медитация ведь одна из восьми ступеней аштанга йоги:

Пранаяма

Пратьяхара

Седьмая ступень йоги носит название Дхьяна, что означает медитация. Это уже более глубокое состояние сознания, неслучайно медитация стоит на предпоследнем месте. Все ступени осваиваются последовательно одна за другой, и медитация будет освоена лишь после овладения умением отвлекать чувства от внешних объектов (пратьяхара) и концентрацией внимания (дхарана).

И все же не нужно думать, что овладеть медитацией смогут лишь продвинутые практики йоги. Подготовка к ней идет с самых первых занятий, когда вы учитесь направлять внимание внутрь себя и концентрироваться на ощущениях во время практики.

Многие практикуют медитацию как самостоятельную практику. Однако, медитация является частью йоги, она произошла из нее. И по мере практики, осваивая концентрацию внимания и становясь осознаннее, мы плавно переходим к настоящей глубокой медитации, состоянию внутренней тишины. Еще больше о медитации вы узнаете из моей статьи

Практика пранаям также является составной частью йоги. Пранаяма, или контроль дыхания также помогает освоить медитацию, так как учит концентрации и большей осознанности. Также во время практики контроль дыхания помогает переключить внимание с внешних объектов на внутренние ощущения, то есть увести внимание внутрь себя.